Jump to content

Культ личности Мао Цзэдуна

Мао Цзэдун перед большой толпой людей

Культ личности Мао Цзэдуна был заметной частью председателя Мао Цзэдуна момента правления с Китайской Народной Республикой основания государства в 1949 году до его смерти в 1976 году. Государство использовало средства массовой информации , пропаганду и ряд других методов для поднять статус Мао Цзэдуна до статуса непогрешимого героического лидера, который может противостоять Западу и вести Китай, чтобы он стал маяком коммунизма. .

Сам Мао Цзэдун признавал необходимость культа личности , обвиняя в падении Хрущева отсутствие такого культа. [ 1 ] [ 2 ] В период Культурной революции культ личности Мао поднялся на беспрецедентную высоту, и он воспользовался этим для мобилизации масс и нападок на своих политических оппонентов, таких как Лю Шаоци , тогдашний председатель Китайской Народной Республики . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Лицо Мао прочно закрепилось на первой полосе People's Daily , где также каждый день печаталась колонка его цитат; Избранные произведения Мао впоследствии печатались еще большим тиражом; количество изготовленных портретов Мао (1,2 миллиарда) превышало численность населения Китая в то время, в дополнение к в общей сложности 4,8 миллиарда значков Председателя Мао , которые были изготовлены. [ 5 ] Каждому гражданину Китая была вручена « Красная книга» — подборка цитат Мао, которую нужно было носить с собой повсюду и выставлять на все общественные мероприятия, а граждане должны были читать цитаты из книги ежедневно. [ 6 ] Однако в 1970-е годы Мао также критиковал других за чрезмерное преувеличение собственного культа личности. [ 1 ] [ 7 ]

После Культурной революции Дэн Сяопин и другие запустили программу « Болуань Фаньчжэн », которая аннулировала Культурную революцию и отказалась (и запретила) использование культа личности . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Происхождение и развитие

[ редактировать ]
Статуя Мао Цзэдуна в Шеньяне .

Культ личности Мао Цзэдуна восходит к 1930-м годам, к его участию в Цзянси в Великом походе (1934–36), и особенно в период Яньань в начале 1940-х годов. В 1943 году, во время Движения за исправление Яньань , в газетах стали появляться портреты Мао в редакционных статьях, и вскоре «идеи Мао Цзэдуна» стали официальной программой Коммунистической партии Китая (КПК). [ 11 ] [ 12 ]

После победы КПК в Гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао стали появляться на городских площадях, в офисах и даже в квартирах горожан. В 1957 году Мао начал Антиправую кампанию , которая рассматривалась как продолжение Движения за исправление Яньань и еще больше укрепила власть Коммунистической партии и Мао в материковом Китае . [ 13 ] [ 14 ] Однако « Большой скачок вперед» стал причиной десятков миллионов смертей во время Великого китайского голода , вынудив Мао уйти в отставку в 1962 году . [ 15 ] [ 16 ] Репутация Лю Шаоци , второго президента Китая , выросла настолько высоко, что бросила вызов статусу Мао. [ 16 ] [ 17 ] В ответ Мао в 1963 году основал Движение за социалистическое образование .

В 1964 году «Цитаты председателя Мао Цзэ-дуна» , широко известные как « Маленькая красная книжка» впервые были опубликованы , ставшие впоследствии одним из самых известных символов Культурной революции.

Влияние Линь Бяо

[ редактировать ]

Культ Мао достиг своего апогея благодаря Линь Бяо в середине 1960-х годов. Сразу после Уведомления от 16 мая Линь Бяо выступил с речью, в которой выразил мнение, что Уведомление от 16 мая имело целью «предотвратить контрреволюционный заговор» и установить абсолютный авторитет «мысли Мао». [ 18 ]

В письме Цзян Цину в июле 1966 года , распространенном публично только после смерти Линя, Мао описал речь Линя как содержащую «глубоко тревожные» идеи. [ 19 ] Мао писал: «Я никогда не думал, что написанные мной брошюры обладают такой волшебной силой. Теперь, когда он начал их раздувать, вся страна последует этому примеру. Это похоже на сцену с женой торговца мозгами Ван, которая хвастается качества ее товаров». [ 19 ] «Они льстят мне, восхваляя меня до звезд, [но] дела обстоят наоборот: чем выше поднимается человек, тем тяжелее его падение. Я готов упасть, раздробив всю свою плоть и кости. Это не имеет значения; имеет значение не разрушается, а лишь распадается на куски». [ 19 ] Мао согласился с тем, чтобы ЦК КПК распространил речь Линя в качестве официального документа, и в своем письме от июля 1966 года прокомментировал: «Это первый раз в моей жизни, когда в важном вопросе я уступил место другому вопреки здравому смыслу; скажем так, независимо от моей воли». [ 19 ] Мао написал, что он не может публично опровергнуть комментарии Линя, потому что это подорвет позиции «левых, которые все так говорят». [ 20 ]

В 1970 году Линь выступал за внесение в конституцию Китая поправок, в которых Мао был бы назван «гением». [ 21 ] Мао отклонил запланированную поправку. [ 21 ]

Культурная революция

[ редактировать ]
Мао помахал «революционным массам» на берегу реки перед своим «переплывом через Янцзы », июль 1966 года.
Красная гвардия Пекинского университета марширует по площади Тяньаньмэнь , 1966 год.

Культ Мао значительно усилился во время Культурной революции , несмотря на крупные неудачи его кампании «Большой скачок» всего за несколько лет до этого. Созданный Комитет культурной революции предпочитал поначалу не принимать жестких мер против критиков режима. И поэтому Мао решил обратиться к низовым слоям революции и «истинного социализма», где он подтвердил основу своего дела – «помимо левых радикалов – Чэнь Бода , Цзян Цин и Линь Бяо, союзника Мао Цзэдуна в этом предприятии». должна была состоять преимущественно из китайской молодежи». [ 22 ]

Мао еще раз доказал свою «боевую эффективность», переплыв реку Янцзы в июле 1966 года, участвуя в ежегодном заплыве, посвященном его первому историческому переплыву в 1956 году. После этого по возвращении в Пекин он предпринял мощную атаку на либеральное крыло партии. партия, в основном на президента Лю Шаоци. Чуть позже ЦК КПК одобрил «Шестнадцать пунктов Мао о культурной революции» . [ 23 ] раннее выражение политических взглядов и целей культурной революции. Все началось с нападок на руководство преподавателя Пекинского университета Не Юаньцзы. Вслед за этим учащиеся средних школ стремятся противостоять консервативным и зачастую коррумпированным учителям и профессорам. Эту политическую инициативу стратегически культивировал Мао, который умело подстрекал «левых» к организации в « красную гвардию ». Контролируемая левыми пресса впоследствии развернула кампанию против либеральной интеллигенции . Не выдержав преследований, некоторые ее представители, а также лидеры партии покончили жизнь самоубийством.

5 августа Мао Цзэдун опубликовал свой дацзыбао (крупнохарактерный плакат), короткий, но важный документ под названием « Бомбардируйте штаб », в котором содержался призыв к ведущим деятелям, возглавлявшим буржуазию, пытавшимся подавить быстрое движение великой пролетарская культурная революция. [ 24 ]

При материально-технической поддержке Народной армии, оказанной Линь Бяо, движение Красной гвардии стало общенациональным явлением. Это движение преследовало ведущих рабочих и профессоров по всей стране, подвергало их всевозможным унижениям и часто избивало. [ нужна ссылка ] После этого на миллионном митинге в августе 1966 года Мао выразил полную поддержку и одобрение действий Красной гвардии, дав им дальнейшее подтверждение и разрешение продолжать свои действия. Вскоре после этого происходили все более жестокие злодеяния Красной гвардии. Например, среди других представителей интеллигенции известный китайский писатель Лао Шэ был жестоко замучен и покончил жизнь самоубийством.

X съезд КПК, проходивший в Пекине с 1 по 24 апреля 1969 года, утвердил первые итоги «Культурной революции». В этом докладе один из ближайших соратников Мао Цзэдуна маршал Линь Бяо заверил, что хвала сосредоточена на «великом кормчем», идеи которого были названы «высшим этапом развития марксизма-ленинизма». Этот новый устав КПК официально закрепил «идеи Мао Цзэдуна» в качестве идеологической основы КПК. В программную часть устава вошло беспрецедентное положение о том, что Линь Бяо является «продолжением дела товарища Мао Цзэдуна». Все руководство партией, правительством и армией было сосредоточено в руках Председателя КПК, его заместителя и Постоянного комитета Политбюро ЦК. [ 25 ]

Во время Культурной революции культ личности Мао проявился в повсеместном ношении значков с изображением Председателя Мао и в том, что люди носили с собой « Маленькую красную книжку» с сочинениями Мао, которые изучались и цитировались при каждой возможности. Существовал даже « танец верности » ( 忠字舞 ), который люди исполняли, чтобы продемонстрировать свою преданность великому лидеру.

В пропагандистских трудах, таких как «Дневник» легендарного солдата-коммуниста НОАК Лэй Фэна , громкие лозунги и пламенные речи значительно возвысили культ Мао.

Следующая цитата отражает мысли хунвейбинов вокруг председателя Мао, которые они написали в своем манифесте:

«Мы — красная гвардия председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в конвульсиях. Мы рвем и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из США и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет председателя Мао».

Академик Дунпин Хань пишет, что во время Культурной революции сельские жители использовали культ личности, окружавший Мао Цзэдуна, как политический инструмент для достижения своих целей. [ 26 ] Обычные жители деревни использовали слова Мао как фактическую конституцию, которую они могли эффективно использовать в политических дискурсах. [ 26 ]

Реакция Мао

[ редактировать ]

В январе 1965 года, перед Культурной революцией, Мао Цзэдун выразил необходимость культа личности в интервью американскому журналисту Эдгару Сноу , обвиняя в падении Советском Союзе в Хрущева отсутствие такого культа. [ 1 ] [ 27 ] В декабре 1970 года Мао снова сказал Эдгару Сноу в другом интервью, что «нам всем нужен некоторый культ личности», признав, что культ личности вокруг него во время Культурной революции был необходим, чтобы противостоять Лю Шаоци (тогдашнему президенту Китая). [ 2 ] В первые несколько лет Культурной революции Мао воспользовался своим культом личности, чтобы мобилизовать население, особенно Красную гвардию, для достижения своих целей, включая уничтожение « Четырех стариков » и нападение на своих политических оппонентов, таких как Лю Шаоци. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Однако на более позднем этапе Культурной революции Мао также критиковал других за чрезмерное преувеличение собственного культа личности. [ 1 ] [ 7 ] С разрешения Мао некоторые члены Группы культурной революции, такие как Кан Шэн и Чжан Чунцяо, публично обвинили, что некоторые люди пропагандируют культ Мао только для того, чтобы накопить свой собственный « политический капитал » или политическое влияние; этих людей также называли антимарксистами и антиленинцами , а также сторонниками Лю Шаоци. [ 28 ] Мао и Центральный комитет КПК хотели полностью контролировать интерпретацию и использование культа Мао . [ 28 ] С другой стороны, академик Алессандро Руссо пишет, что Мао не верил, что его мысли имеют абсолютный авторитет. [ 29 ] Руссо считает, что исследовательские инициативы Мао в последние несколько лет его жизни были попыткой побудить массовую интеллектуальную активность к переосмыслению проблем, поднятых Культурной революцией. [ 29 ]

  • выступил с речью, в которой сослался на «абсолютный авторитет» политического мышления Мао Когда Линь Бяо вскоре после уведомления от 16 мая , Мао в частном порядке написал, что речь Линь содержит «глубоко тревожные идеи», саркастически сравнив ее с «Женой Ван, хвастающейся тыквами, которые можно продать на рынке». ." [ 30 ] Мао разрешил опубликовать речь, охарактеризовав ее в частном порядке как «первый раз в жизни, когда в важном вопросе я уступил место другому вопреки здравому смыслу». [ 19 ]
  • На партийном собрании 1970 года, на котором Чэнь Бода провозгласил «гениальность» мышления Мао, Мао раскритиковал Чена за совершение серьезной политической ошибки. [ 29 ] Мао также отверг попытку Линя процитировать «гений» Мао в конституции Китая. [ 21 ] Мао также возражал против характеристики Линь Мао как человека, стоящего над партией и государством. [ 21 ]

В сентябре 1971 года Линь Бяо погиб в авиакатастрофе после «неудавшегося переворота» против Мао, известного как « инцидент с Линь Бяо ». [ 31 ] [ 32 ] Чэнь Бода потерял власть и был заключен в тюрьму в 1970 году из-за поддержки Линь Бяо. [ 33 ] [ 34 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Пропаганда

[ редактировать ]
Мао Цзэдун с Красной гвардией во время культурной революции (1966 г.)

Во время китайской культурной революции художники были осуждены как контрреволюционеры, а их работы уничтожены. Вместо этого это было заменено государственным искусством, поддерживающим маоизм. [ 35 ] и перенаправили усилия на сельское хозяйство, промышленность и национальную оборону, а также на такие проблемы, как гигиена и планирование семьи. [ 36 ] Под командованием Линь Бяо усилия Народно-освободительной армии все чаще использовались для поддержки культа личности вокруг Мао, что в конечном итоге создало богоподобный образ Мао. [ 37 ] В дополнение к этому революционные песни, такие как «Мао Цзэдун — наше солнце» или «Гимн председателю Мао», пели школьники, солдаты, заключенные и служащие. Эти мелодии звучали также из громкоговорителей, установленных на углах улиц, вокзалах, общежитиях, столовых и всех крупных учреждениях. [ 38 ]

произведение искусства

[ редактировать ]

Изображения лица Мао появлялись повсюду: от портретов в школах и правительственных зданиях до уличных вывесок и настенных фресок, даже небольшие святыни в частных домах не были чем-то необычным. [ 39 ] [ 38 ] Руководствуясь маоистской мыслью, содержание пропаганды было воинственным, с посланиями пролетарской идеологии, коммунистической морали и духа, а также революционного героизма. Упрощенный дизайн и расцветка. [ 40 ] красный цвет широко использовался и символизировал все революционное, доброе и моральное. [ 41 ] В изображениях Мао он часто изображался как великодушный отец, приводящий в действие конфуцианские механизмы послушания. [ 41 ] Мао часто изображали либо ведущим или направляющим массы, либо нависающим над ними, как полубог. Его образ считался более важным, чем повод, для которого было создано то или иное произведение пропагандистского искусства: в ряде случаев в разные годы издавались одинаковые плакаты, посвященные Мао, с разными лозунгами. [ 41 ]

Кино в Китае широко воспроизводило образ и голос Мао и служило для сбора масс, чтобы прославить Мао. [ 42 ] : 52 

Титулы Великой четверки

[ редактировать ]

Подчеркивая свою способность управлять будущим Китая, Мао публично называли «великим лидером Председателем Мао» ( 伟大领袖毛主席 ) и называли «великим лидером, великим верховным главнокомандующим, великим учителем и великим рулевым». ( 伟大的领袖、伟大的统帅、伟大的导师、伟大的舵手 ) во время Культурной революции. На это также могла повлиять роль, которую Мао сыграл в руководстве Красной Армией в «Великом походе» с целью избежать нападения на Китайскую националистическую партию. В отчетах Мао и его последователей того времени он описывался как новаторский, вдохновляющий и стратегически блестящий человек, что противоречит взглядам некоторых историков. [ 39 ]

Маленькая Красная Книга

[ редактировать ]
Маленькая Красная Книга

Официально названная « Цитаты председателя Мао Цзэ-дуна», она стала центральным символом Культурной революции. Книга использовалась для пропаганды популярности председателя Мао и его разновидности коммунизма под названием «маоизм ». Обернутая в характерную красную виниловую обложку, она стала более известна как « Маленькая красная книга». Эта книга содержала серию политических и культурных высказываний из речей и сочинений Мао Цзэдуна, которые пропагандировали лозунг Карла Маркса Коммунистического манифеста « Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ».

Печатавшаяся с 1964 года и вплоть до смерти Мао в 1976 году, по всему Китаю было распространено более миллиарда экземпляров. [ 43 ] Во время Культурной революции для всех граждан стало почти обязательным иметь при себе копию, чтобы они могли легко обращаться к ней за советом и черпать вдохновение. Непредоставление копии по запросу часто приводило к наказанию со стороны Красной гвардии, которое варьировалось от словесных оскорблений и избиений до тюремного заключения. [ 39 ] В окончательном издании было 267 цитат, охватывающих более 25 тем, таких как война, мир, единство и дисциплина. [ 44 ] Упрощение сочинений Мао также наконец открыло доступ к мыслям и идеям коммунистов крестьянам и гражданам низшего сословия, это помогло еще больше укрепить поддержку его культа личности .

Известные цитаты из Маленькой красной книги

[ редактировать ]

«Каждый коммунист должен понять истину: политическая власть вырастает из дула пистолета ».

Эта фраза впервые была использована во время экстренного собрания КПК 7 августа 1927 года, в начале гражданской войны в Китае. [ 45 ]

«Все реакционеры — бумажные тигры. С виду реакционеры ужасны, но на самом деле они не так сильны».

« Бумажный тигр » относится к чему-то или кому-то, кто утверждает или кажется могущественным и/или угрожающим, но на самом деле не имеет реальной власти. Его популяризировал Мао Цзэдун, часто используя его против политических оппонентов, таких как правительство США.

« Революция — это не званый обед , не написание эссе, не рисование картины и не вышивание… Революция — это восстание, акт насилия, посредством которого один класс свергает другой».

Эта цитата Мао подчеркивает борьбу и трудности коммунистической революции, а также средства, с помощью которых он готов ее достичь, предполагая, что насилие будет неизбежным компонентом революции. Мао придумал эту фразу в своем отчете 1927 года об исследовании крестьянского движения в провинции Хунань , в котором Мао описал свою теорию о том, что крестьянство будет революционным классом в Китае. [ 46 ]

Танец верности

[ редактировать ]

В конце 60-х, во время Культурной революции, культ личности Мао достиг новых высот: граждане исполняли «Танец верности» (忠字舞; zhōngzì wǔ), чтобы выразить свою любовь председателю. [ 47 ] Этот простой танец не включал в себя нечто большее, чем протягивание рук от сердца к портрету Мао, движения которого взяты из народного танца, популярного в Синьцзяне . Его часто сопровождали революционные песни, в том числе «Возлюбленный председатель Мао», «Золотой холм Пекина» или « Плавание по морям зависит от рулевого ». Некоторые тексты песен включали цитату «Как бы близки нам ни были наши родители, они не так близки, как наши отношения с Мао», которая использовалась, чтобы вызвать дух коллективного поклонения. [ 48 ] Примечательным лозунгом, связанным с «Танцем верности», были «Три верности» (三忠于): верность председателю Мао; верность идеям Мао Цзэдуна; верность революционной линии председателя Мао. [ 49 ] Танец верности ( 忠字舞 ; чжунцзы у ) был повседневным явлением жизни в конце 1960-х годов, его практиковали, чтобы продемонстрировать свою пожизненную преданность Мао Цзэдуну и проявить полную дисциплину. [ 50 ] Тем не менее, к 70-м годам оно было мимолетным, а по мере того, как культурная революция подошла к концу, оно быстро пошло на убыль. [ 48 ]

Поклонение манго

[ редактировать ]

подарил членам 30-тысячной пропагандистской группы, посланной для усмирения восстания Красной гвардии в Университете Цинхуа , четыре дюжины манго В августе 1968 года Мао в знак признательности . Мао передал фрукты своему начальнику службы безопасности Ван Дунсину для доставки руководителям пропагандистской группы. [ 51 ] Мао получил манго от делегации Пакистана, возглавляемой министром иностранных дел Мианом Аршадом Хусейном , и отправил их ряду студенческих групп в столице. «Фабрики и университеты, получившие манго, были переполнены радостью от этого Великого, Величайшего и счастливейшего из событий». Частью культа Мао было сохранение и демонстрация манго: одни помещали в стекло, другие – в банку с формальдегидом. В одном случае воду в резервуаре, в котором хранился один из манго, давали фабричным рабочим, чтобы они могли «буквально наполниться духом Мао». [ 52 ]

После смерти Мао

[ редактировать ]
Е Цзяньин

Председатель Постоянного комитета ВСНП Е Цзяньин в 1979 году охарактеризовал время правления Мао Цзэдуна как « феодально-фашистскую диктатуру ». Позже была дана иная оценка. [ 53 ]

" Товарищ Мао Цзэдун — великий марксист, великий пролетарский революционер, стратег и теоретик. Если рассматривать его жизнь и деятельность в целом, то его заслуги перед китайской революцией в значительной степени преобладают над промахами, несмотря на допущенные им серьезные ошибки в «культурной революции» его заслуги занимают главное место, а ошибки — второстепенное ».

- Лидеры КПК, 1981 г.

Наследие

[ редактировать ]
Мао и Роберт Ф. Уильямс

Элементы его культа личности продолжают существовать. Он по-прежнему является «галеоном» китайского коммунизма, его по-прежнему почитают, памятники Мао по-прежнему стоят в городах, а его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Более того – некоторые памятники Мао были установлены уже после его смерти. Однако нынешний культ Мао среди простых граждан, особенно молодежи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не к сознательному поклонению мыслям и делам этого человека. Фактически, Мао Цзэдун стал коммерческим брендом в современном Китае. [ 53 ]

Плакат «Сияющий путь» в Перу

Мао оставил своим преемникам страну в глубоком всеобъемлющем кризисе. После «Большого скачка» и «Культурной революции» экономика Китая находилась в стагнации, интеллектуальная и культурная жизнь была подавлена ​​левыми радикалами, политическая культура полностью отсутствовала. [ 54 ] [ 55 ] из-за чрезмерной общественной политизации и идеологического хаоса. Особо серьезным наследием режима Мао следует считать искалеченную судьбу десятков миллионов людей по всему Китаю, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Оценки числа жертв маоистского режима сильно разнятся. [ 56 ] По разным данным, полмиллиона. [ 57 ] во время культурной революции погибло до 20 миллионов человек. Еще 100 миллионов так или иначе пострадали в его ходе. Число жертв «Большого скачка» было еще больше, но поскольку большинство из них составляло сельское население, неизвестно даже приблизительное число, характеризующее масштаб катастрофы. [ нужна ссылка ]

Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие левых, в том числе революционных движений во многих странах мира — « красных кхмеров» в Камбодже , « Сияющего пути» в Перу, «Маоистского центра» в Непале , коммунистических движений. в США и Европе. [ 58 ] Между тем, сам Китай после смерти Мао в своей экономике отошел далеко от идей Мао Цзэдуна, сохранив коммунистическую идеологию. Реформы , начатые Дэн Сяопином в 1979 году и продолженные его последователями, де-факто сделали китайскую экономику капиталистической с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики. [ 59 ]

В самом Китае личность Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, часть населения видит в нем героя Гражданской войны, сильного правителя, харизматичную личность. [ 60 ] Некоторые пожилые китайцы ностальгируют по своей уверенности в будущем, равенству и отсутствию коррупции, которая, по их мнению, существовала в эпоху Мао. [ 61 ] С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокость и ошибки его масштабных кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае разрешено открыто говорить о роли Мао в новейшей истории страны, разрешены дискуссии о негативных сторонах его правления, [ 62 ] однако слишком резкая критика не приветствуется и пресекается. В КНР официальной формулой оценки его деятельности остается мнение самого Мао как характеристики деятельности Сталина (как ответ на разоблачения секретного доклада Хрущева): 70 процентов побед и 30 процентов ошибок. [ 63 ] [ 64 ] Таким образом, КПК добивается признания своей власти в ситуации, когда буржуазная экономика в КНР сочетается с коммунистической идеологией. [ 59 ]

Мао был изображен на почтовых марках Китая, Албании, [ 65 ] и Восточной Германии. [ 66 ] Коллаж "Мэрилин в образе Мао" [ 67 ] или «Мэрилин/Мао» (созданный американским фотографом Филиппом Халсманом в 1952 году) превратился в художественный образ, используемый многими известными художниками, такими как Сальвадор Дали , китайские художники Ю Юхан и Хуа Цзиминь. [ 68 ]

В 1982 году в Конституцию Коммунистической партии Китая была добавлена ​​статья 10, запрещающая «все формы культа личности». [ 69 ] : 29 

Значок Председателя Мао

[ редактировать ]

Рынки торговли значками Председателя Мао были обычным явлением во время Культурной революции, особенно во время движения Чуаньлянь , когда Красная гвардия бесплатно путешествовала по стране, чтобы «обмениваться революционным опытом». Маоистские памятные вещи начали вновь появляться в начале 1990-х годов, когда подростки, которые были слишком молоды, чтобы помнить эпоху Культурной революции, начали скупать значки Мао ради своей китчевой привлекательности. [ 70 ] Более того, в 1990-е годы рынки ориентировались на жителей Запада с помощью коммодификации. Значки Культурной революции широко распространены на рынках, посещаемых китайцами и жителями Запада, а новые копии значков продаются в роскошных отелях и туристических объектах всего в нескольких минутах от мавзолея Мао. «Музеи значков Мао» можно посетить по скромным ценам, а в американском каталоге значки Мао рекламируются по цене 12 долларов за значок. [ 71 ]

Фарфоровый значок Председателя Мао с изображением молодого Мао в Яньани, Шэньси.

Наибольшее распространение значки получили с 1967 по 1969 год, когда их ношение считалось знаком верности Великому Кормчему. Таких значков было много. Иконы с портретом Мао стали символом его культа личности. За годы культурной революции было изготовлено около 2 миллиардов значков. В 1969 году Мао заявил, что стране нужен алюминий для производства самолетов, и значков стали делать меньше. [ 72 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Кейт, Рональд К. (2004). «Обзор: история, противоречия и апофеоз Мао Цзэдуна» . Китайское обозрение Интернэшнл . 11 (1): 1–8. ISSN   1069-5834 . JSTOR   23732901 . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 4 марта 2023 г. В интервью Эдгару Сноу от 9 января 1965 года Мао заявил, что Хрущев пал, «потому что у него вообще не было культа». ...... В начале 1970-х годов он обвинял других в чрезмерном преувеличении своего культа личности, нападая на своего наследника Линь Бяо и старшего партийного теоретика Чэнь Бода .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Запись разговора встречи [председателя Мао Цзэдуна] с [Эдгаром] Сноу (18 декабря 1970 г.)» . Центр Вильсона . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года. Мао: Мы все кого-то обожаем. Вы бы были рады, если бы вас никто не обожал? Были бы вы рады, если бы ваши книги и статьи никто не читал? Нам всем нужен какой-то культ личности, даже вам он [нужен]… Это было сделано с целью противостоять Лю Шаоци.
  3. ^ Перейти обратно: а б Лиз, Дэниел (2017), Наймарк, Норман; Понс, Сильвио; Куинн-Джадж, Софи (ред.), «Мао Цзэдун как историческая личность» , Кембриджская история коммунизма: Том 2: Социалистический лагерь и мировая держава 1941–1960-е годы , Кембриджская история коммунизма, том. 2, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 269–290, ISBN.  978-1-107-59001-4 , заархивировано из оригинала 6 марта 2020 года , получено 4 марта 2023 года.
  4. ^ Перейти обратно: а б Лиз, Дэниел (1 сентября 2007 г.). «Культ Мао как коммуникативное пространство» . Тоталитарные движения и политические религии . 8 (3–4): 623–639. дои : 10.1080/14690760701571247 . ISSN   1469-0764 . S2CID   143840866 .
  5. ^ Барме, Жереми. (1996). Тени Мао: посмертный культ великого вождя . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN  0-585-26901-7 . OCLC   45729144 .
  6. ^ Чанг, Юнг, 1952- (2007). Мао: неизвестная история . Холлидей, Джон. Лондон: Винтаж. ISBN  978-0-09-950737-6 . OCLC   71346736 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Перейти обратно: а б Линь, Сюй и Ву, 1995 . п. 48.
  8. ^ Теон, Арис (1 марта 2018 г.). «Дэн Сяопин о культе личности и единоначалии - интервью 1980 года» . Журнал Большого Китая . Архивировано из оригинала 15 марта 2018 года . Проверено 29 июля 2020 г.
  9. ^ Хуан, Чжэпин (26 февраля 2018 г.). «Теперь Си Цзиньпин мог править Китаем пожизненно — именно то, что Дэн Сяопин пытался предотвратить» . Кварц . Архивировано из оригинала 26 февраля 2018 года . Проверено 29 июля 2020 г.
  10. ^ «Глава 8: Третье пленарное заседание Центрального комитета одиннадцатого созыва открывает новую эру в развитии дела социализма» . cpc.people.com.cn . Архивировано из оригинала 1 марта 2008 года . Проверено 29 июля 2020 года .
  11. ^ Селден, Марк (1995). «Переосмысление коммунизма в Яньань». Современный Китай . 21 (1): 8–44. дои : 10.1177/009770049502100102 . ISSN   0097-7004 . JSTOR   189281 . S2CID   145316369 .
  12. ^ Джадд, Эллен Р. (1985). «Прелюдия к «Яньаньским беседам»: проблемы трансформации литературной интеллигенции». Современный Китай . 11 (3): 377–408. дои : 10.1177/009770048501100304 . ISSN   0097-7004 . JSTOR   188808 . S2CID   144585942 .
  13. ^ Кинг, Гилберт. «Молчание, предшествовавшее большому прыжку Китая в голод» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 14 октября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
  14. ^ Му, Гуанжэнь. «Шесть секций антиправого движения» Яньхуан Чунцю . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 18 июля 2020 года .
  15. ^ Макфаркуар, Родерик (1999). Истоки культурной революции: Том III, Наступление катаклизма 1961–1966 гг . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-11083-9 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Три китайских лидера: Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин | Азия для преподавателей | Колумбийский университет» . afe.easia.columbia.edu . Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  17. ^ Гао, Хуа. «Глядя на мысли Мао Цзэдуна о начале культурной революции из «Цилу · Мышление» . Китайский университет Гонконга . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 29 июля 2020 года .
  18. ^ Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 129. ИСБН  978-1-4780-1218-4 . OCLC   1156439609 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 130. ИСБН  978-1-4780-1218-4 . OCLC   1156439609 .
  20. ^ Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 242. ИСБН  978-1-4780-1218-4 . OCLC   1156439609 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 145. ИСБН  978-0-8223-4780-4 . OCLC   503828045 .
  22. ^ Хомич, Л. Н. (29 May 2009). "Работа редактора над переизданием произведений классиков литературы, в частности устранение искажений авторского текста (на примере произведений В. С. Короткевича)". Технологія і техніка друкарства (1-2(23-24)): 142–145. doi : 10.20535/2077-7264.1-2(23-24).2009.58499 (inactive 13 April 2024). ISSN  2414-9977 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  23. ^ «Мао Цзэдун: '16 пунктов культурной революции' (1966)» . Китайская революция . 5 июня 2013 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
  24. ^ "К 60-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛА "НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ", "Новая и новейшая история" ". Новая и новейшая история (3): 169–188. 2018. doi : 10.7868/s0130386418030113 . ISSN  0130-3864 .
  25. ^ "Завьялова Н.А. Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней" . Человек и культура . 3 (3): 16–23. March 2018. doi : 10.25136/2409-8744.2018.3.26374 . ISSN  2409-8744 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Хан, Дунпин (2008). Неизвестная культурная революция: жизнь и перемены в китайской деревне . Нью-Йорк. п. 65. ИСБН  978-1-58367-180-1 . ОСЛК   227930948 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  27. ^ Сноу, Эдгар (9 января 1965 г.). «К югу от гор и к северу от морей» . Интернет-архив марксистов . Проверено 5 июня 2023 г. «В Советском Союзе, — сказал я, — Китай критиковали за поощрение «культа личности». Есть ли для этого основания? Мао подумал, что, возможно, они были. Говорили, что Сталин был центром культа личности, а у Хрущева его вообще не было. По словам критиков, у китайского народа были некоторые чувства или практики такого рода. Возможно, есть какие-то причины так говорить. Вероятно, господин Хрущев пал потому, что у него вообще не было культа личности...
  28. ^ Перейти обратно: а б Хо, Сюаньцзи. « Обзор культовой риторики и ритуалов Мао в культурной революции в Китае (PDF) . » языке) (145). (на китайском Архивировано ( PDF) с оригинала. 9 июля 2021 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 240. ИСБН  978-1-4780-1218-4 . OCLC   1156439609 .
  30. ^ Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем: Издательство Университета Дьюка . стр. 129–130, 240. ISBN.  978-1-4780-1218-4 . OCLC   1156439609 .
  31. ^ Цзинь, Цю (1999). Культура власти: инцидент с Линь Бяо во время культурной революции . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-3529-2 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года.
  32. ^ «Инцидент в Линь Бяо и чистки Народно-освободительной армии» . Гуверовский институт . Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года . Проверено 4 марта 2023 г.
  33. ^ Пейс, Эрик (30 сентября 1989 г.). «Чэнь Бода, 85 лет, лидер китайских чисток в 60-е годы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 года . Проверено 4 марта 2023 г.
  34. ^ «Непрерывная революция Китая» . Калифорнийский университет . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 4 марта 2023 г.
  35. ^ «Видеть красное: пропагандистское искусство китайской культурной революции» . BBC Arts . Архивировано из оригинала 17 августа 2019 года . Проверено 6 января 2020 г.
  36. ^ Арбакл, Алекс (июль 2016 г.). «Пропагандистские плакаты культурной революции поощряли патриотизм и гигиену» . Машаемый . Архивировано из оригинала 13 декабря 2018 года . Проверено 6 января 2020 г.
  37. ^ «Мао Цзэдун — культ личности» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Проверено 6 января 2020 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б «Отрывок из книги: как Мао строил свой культ личности» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 13 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 1 января 2020 года . Проверено 6 января 2020 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б с «Культ Мао» . Китайская революция . 23 мая 2013 года . Проверено 6 января 2020 г.
  40. ^ «Кампании культурной революции (1966-1976)» . chineseposters.net . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 6 января 2020 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с «Культ Мао» . chineseposters.net . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 6 января 2020 г.
  42. ^ Ли, Цзе (2023). Кинематографические партизаны: пропаганда, киномеханики и зрители в социалистическом Китае . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN  9780231206273 .
  43. ^ «Маленькая Красная книжка | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 10 июня 2020 года . Проверено 6 января 2020 г.
  44. ^ «Что такое Красная книжка?» . 26 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2019 г. . Проверено 6 января 2020 г.
  45. ^ «Цитаты – Политическая власть вырастает из дула пистолета» . www.shmoop.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
  46. ^ «50-летие культурной революции: взгляд на культурную революцию с точки зрения десяти объектов» . BBC News на китайском языке (на традиционном китайском языке), 9 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2022 г. Проверено 31 октября 2022 г. .
  47. ^ Уолдер, Эндрю Г. (6 апреля 2015 г.). Китай при Мао: революция сорвана . Издательство Гарвардского университета. п. 12. ISBN  978-0-674-28670-2 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б Нгуен-Окву, Лесли (12 декабря 2016 г.). «Гитлер отдал честь, Мао потанцевал» . ОЗЫ . Архивировано из оригинала 19 марта 2020 года . Проверено 3 февраля 2020 г. .
  49. ^ Банда, Цянь (9 апреля 2020 г.). «Нежный танец верности» . Ресурсный центр современной китайской литературы и культуры . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года.
  50. ^ Нгуен-Окву, Лесли (12 декабря 2016 г.). «Гитлер отдал честь, Мао потанцевал» . ОЗЫ . Архивировано из оригинала 19 марта 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  51. ^ Лиз, Дэниел, Культ Мао , Издательство Кембриджского университета, стр. 220, номер домена : 10.1017/cbo9780511984754.008 , ISBN  978-0-511-98475-4
  52. ^ «Манго председателя Мао» . chineseposters.net . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б Захарьев, Ярослав Олегович (31 March 2018). "КНР и Норвегия: архитектура отношений в начале ХХI века" . Journal of International Economic Affairs . 8 (1): 73–80. doi : 10.18334/eo.8.1.38602 . ISSN  2587-8921 .
  54. ^ Лу, Син, 1956- (2004). Риторика китайской культурной революции: влияние на китайскую мысль, культуру и общение . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  1-57003-543-1 . OCLC   54374711 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  55. ^ Андреас, Джоэл (10 марта 2009 г.). Восстание красных инженеров: культурная революция и истоки нового класса Китая . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-6077-5 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 6 июня 2020 г.
  56. ^ «Атлас двадцатого века — число погибших» . www.necrometrics.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2011 года . Проверено 5 января 2020 г.
  57. ^ Мейснер, Морис (апрель 1999 г.). Китай Мао и после: История Народной Республики, третье издание . Саймон и Шустер. ISBN  978-0-684-85635-3 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 6 июня 2020 г.
  58. ^ "Маоизм и организации маоистов в мире. Справка" . РИА Новости (in Russian). 28 May 2010. Archived from the original on 31 October 2021 . Retrieved 5 January 2020 .
  59. ^ Перейти обратно: а б Зотов, Георгий (23 October 2013). "Дракон с серпом и молотом. Почему в Китае коммунисты до сих пор у власти" . aif.ru . Archived from the original on 17 February 2020 . Retrieved 5 January 2020 .
  60. ^ Галенович, Юрий (29 March 2019). Великий Мао. "Гений и злодейство" (in Russian). Litres. ISBN  978-5-457-09493-2 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  61. ^ Головнин, Василий. "Блоги / Василий Головнин: Судьба хунвэйбина" . Эхо Москвы (in Russian). Archived from the original on 28 July 2020 . Retrieved 5 January 2020 .
  62. ^ Мао Цзэдун: Крестьянский император Китая (4/4) , 14 января 2015 г., заархивировано из оригинала 6 ноября 2017 г. , получено 5 января 2020 г.
  63. ^ Кристоф, Николас Д.; Times, специально для Нью-Йорка (7 февраля 1989 г.). «Наследие Мао, названное «великой катастрофой» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 года . Проверено 5 января 2020 г.
  64. ^ «Китай уходит от Мао» . 8 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 г. Проверено 5 января 2020 г.
  65. ^ Только традиция (26 сентября 2013 г.), Мао Цзэдун. 75 векторов в линджесе, 1893-1968 гг., 25 рисунков по 1,75 лека. Албанские марки к 75-летию со дня рождения Мао Цзэдуна. Албанские марки, посвященные 75-летию Мао Цзэдуна, 1968 г. , архивировано из оригинала 4 января 2017 г. , получено 5 января.
  66. ^ «Марки ГДР 1951 года» . Stamppost.ru . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 5 января 2020 г.
  67. ^ «Филипп Халсман. Мэрилин в роли Мао. 1967 | МоМА» . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 11 февраля 2020 г.
  68. ^ Сценарист, сотрудники ДЭВИДА БЕРДА (июнь 1995 г.). «ДО СВИДАНИЯ ДАЛИ: ТАМОЖНЯ США ПРЕДЛАГАЕТ Сюрреалистическую сделку на портрет» . Sun-Sentinel.com . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 5 января 2020 г.
  69. ^ Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Кунюань Цяо. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-26883-6 . OCLC   1348572572 .
  70. ^ Мур, Малькольм (7 октября 2014 г.). «Последний пузырь Китая: памятные вещи Председателя Мао» . Дейли Телеграф . ISSN   0307-1235 . Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 6 января 2020 г.
  71. ^ Шрифт, Мелисса; Пилки, Кейт (1 сентября 1996 г.). «Вспомнили революцию: значки председателя Мао и китайская националистическая идеология». Журнал популярной культуры . 30 (2): 169–197. дои : 10.1111/j.0022-3840.1996.00169.x . ISSN   1540-5931 .
  72. ^ "Фото: 10 символов "культурной революции" в Китае" . BBC News Русская служба (in Russian). Archived from the original on 8 November 2020 . Retrieved 19 January 2020 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd6702128b51449c5dfcb952467e85df__1723677360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/df/cd6702128b51449c5dfcb952467e85df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mao Zedong's cult of personality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)