Jump to content

Сеанс борьбы

Сеанс борьбы Лю Шаоци , бывшего президента Китая , замученного до смерти во время Культурной революции . [1] [2] Красные гвардейцы держали в руках « Маленькую красную книжку », содержащую цитаты Мао Цзэдуна .
Сеанс борьбы
Китайское имя
Упрощенный китайский Встреча критики
Традиционный китайский Встреча критики
тибетское имя
тибетский сталкиваться

Сеансы борьбы ( китайский : 批斗大会 ; пиньинь : pīdòu dàhuì ), митинги разоблачения или митинги борьбы , [3] были жестокими публичными зрелищами в маоистском Китае, где людей, обвиненных в том, что они « классовые враги », публично унижали , обвиняли, избивали и пытали, иногда до смерти, часто со стороны людей, с которыми они были близки. [4] [5] [6] [3] Эти публичные митинги были наиболее популярны в массовых кампаниях непосредственно до и после создания Китайской Народной Республики и достигли пика во время Культурной революции (1966–1976), когда они использовались для привития толпе духа крестового похода для пропаганды маоистской мысли. реформа . [4] [5] [7] [8]

Сеансы борьбы обычно проводились на рабочем месте, в классах и аудиториях, где «студентов настраивали против своих учителей, друзей и супругов заставляли предать друг друга, [и] детьми манипулировали, чтобы они разоблачили своих родителей», что приводило к разрыву межличностных отношений. и социальное доверие. [3] [9] [10] Постановки , сценарии и агитаторы были заранее подготовлены маоистами, чтобы вызвать поддержку толпы. [6] [9] [10] В частности, разоблачения выдающихся « классовых врагов » часто проводились на площадях и сопровождались большими толпами людей, которые окружали коленопреклоненную жертву, поднимали кулаки и выкрикивали обвинения в правонарушениях. [6] [9] [10] [11] Конкретные методы насилия включали бритье волос ( 阴阳头 ), дурацкие кепки , «струйную очистку» ( 喷气式 ), а также словесные и физические нападения. [6] [9]

Этимология

[ редактировать ]

Термин pīdòu ( 批鬥 ) происходит от pīpàn ( 批判 , « критиковать и судить » ) и douzhēng ( 鬥爭 , « бороться и соперничать » ), поэтому все выражение передает послание «разжигания духа осуждения и борьбы». и вместо полной фразы pīpàn douzhēng часто говорят о сокращенной версии pīdòu ( 批鬥 ). [9] [10]

Термин «сеанс борьбы» относится к сеансу пидоу ( 批鬥 ): сеанс проводится публично и часто посещается большой толпой людей, во время которого объект публично унижается и подвергается словесным и физическим оскорблениям за « контрреволюционное » мышление или поведение. [4] [5] [9] [10] [12]

Истоки и развитие

[ редактировать ]
Сеанс борьбы помещика во время движения за земельную реформу (1946 г.).

Сессии борьбы развились из аналогичных идей критики и самокритики в Советском Союзе 1920-х годов. Китайские коммунисты поначалу сопротивлялись этой практике, поскольку заседания борьбы противоречили китайской концепции « сохранить лицо »; однако эти заседания стали обычным явлением на собраниях Коммунистической партии Китая (КПК) в 1930-е годы из-за общественной популярности. [13]

Сеансы борьбы возникли в Китае как тактика, направленная на обеспечение лояльности китайского народа во время Движения за земельную реформу (завершившегося в 1953 году). [14] Еще в 1940-х годах в районах, контролируемых КПК во время гражданской войны в Китае , КПК поощряла крестьян «критиковать» и «бороться против» землевладельцев, чтобы сформировать классовое сознание. [15] Эта кампания была направлена ​​на мобилизацию масс посредством сессий «высказывания горечи» ( 訴苦 , sùkŔ , «высказать горе»), на которых крестьяне обвиняли землевладельцев. [16] [17]

Самые сильные обвинения на сессиях «высказывания горечи» будут включены в подготовленные и организованные публичные массовые обвинительные собрания ( 控訴 大會 , kòngsù dàhuì ). Затем кадры укрепили лояльность крестьян, побуждая их активно участвовать в насильственных действиях против землевладельцев. Эскалация насилия во время Движения за земельную реформу привела к массовым убийствам землевладельцев. [18] Позже сеансы борьбы были адаптированы для использования за пределами КПК как средство консолидации контроля над территориями, находящимися под ее юрисдикцией. [19] [20] [21]

Сеансы борьбы были дополнительно использованы во время антиправой кампании, начатой ​​Мао Цзэдуном в 1957 году, в ходе которой большое количество людей как внутри, так и за пределами КПК были названы « правыми » и подвергнуты преследованиям и публичной «критике». Многие предполагаемые «правые» неоднократно подвергались «борьбе» и чисткам. [22] Согласно официальной статистике КПК, опубликованной в период « Болуань Фаньчжэн » после смерти Мао, кампания привела к политическому преследованию по меньшей мере 550 000 человек. [23]

Культурная революция

[ редактировать ]

После катастроф « Большого скачка вперед » Мао Цзэдун отказался от руководства повседневными делами Центрального комитета Китая . Чтобы вернуть себе власть и победить политических врагов внутри партии, Мао использовал свой культ личности, чтобы развязать Культурную революцию в 1966 году. [24] [25]

Сеанс борьбы Си Чжунсюня , отца Си Цзиньпина , в Северо-Западном университете A&F во время Культурной революции (сентябрь 1967 г.). [26] [27] На баннере написано: «Антипартийный элемент Си Чжунсюнь».

Во время Культурной революции широко проводили сеансы борьбы (1966–1976 гг.) Красная гвардия и различные повстанческие группировки по всему материковому Китаю. [4] [5] [9] [10] Хотя не было конкретного определения «целей борьбы», они включали « Пять черных категорий» и всех, кого можно было считать врагом мысли Мао Цзэдуна . Согласно одному источнику секретной официальной статистики, во время Культурной революции почти 2 миллиона китайцев были убиты, а еще 125 миллионов подверглись преследованиям или «боролись против» (в зависимости от сессий борьбы). [4]

На раннем этапе революции массовое насилие распространилось по школьным кампусам, где учителя и профессора часто подвергались дракам, оскорблениям, унижениям и избиениям со стороны своих учеников. [4] [5] [28] Интеллектуалов клеймили как контрреволюционеров («反动学术权威») и даже называли « вонючими старыми девятыми ». [29] подвергаются частым дракам и жестоким пыткам. [27] [30] [31] Во время « Красного августа» в Пекине в 1966 году такие известные интеллектуалы, как Лао Шэ и Чэнь Мэнцзя, покончили жизнь самоубийством после того, как были унижены и «боролись с ними». [5] [32] Тем временем Чжоу Цзожэнь потребовал эвтаназии у местной полиции после того, как красногвардейцы опечатали его дом и избили его ремнем и палкой, но не получили ответа (в конце концов Чжоу умер от внезапного рецидива болезни 6 мая 1967 года). [33] [34] Высшие правительственные чиновники, в том числе Лю Шаоци , Дэн Сяопин , Пэн Дэхуай и Тао Чжу , также подвергались широкой «борьбе» и даже преследовались до смерти во время революции. [1] [2] [35] [36]

После Культурной революции в Китае от сессий борьбы отказались, начиная с периода Болуань Фаньчжэн , когда реформаторы во главе с Дэн Сяопином пришли к власти в декабре 1978 года. [37] [38] Дэн и другие высокопоставленные чиновники запретили митинги борьбы и другие формы жестоких политических кампаний эпохи Мао, а основной фокус Коммунистической партии Китая и китайского правительства сместился с « классовой борьбы » на « экономическое строительство ». [39] [40]

Академические исследования

[ редактировать ]

Фредерик Ю выделил три категории массовых кампаний, проводившихся КПК в годы до и после создания Китайской Народной Республики (КНР): [41]

  • Экономические кампании были направлены на улучшение условий, часто за счет увеличения производства в определенных секторах экономики.
  • Идеологические кампании были направлены на изменение мышления и поведения людей.
  • Сеансы борьбы были похожи на идеологические кампании, но «их основное внимание уделялось устранению базы власти и/или классовой позиции вражеских классов или групп». [42]

Процесс сеансов борьбы служил нескольким целям. Во-первых, оно продемонстрировало массам, что партия полна решимости подчинить любую оппозицию (обычно называемую «классовыми врагами»), при необходимости применяя насилие. Во-вторых, были разгромлены потенциальные соперники. В-третьих, те, кто напал на намеченных противников, стали соучастниками насилия и, следовательно, инвестировали в государство. Все три служили для консолидации партийного контроля, что было сочтено необходимым, поскольку члены партии составляли небольшое меньшинство населения Китая. [19] [20] [21]

И митинги по обвинению, и массовые суды были в значительной степени инструментами пропаганды для достижения целей партии. Клаус Мюльхан , профессор китаеведения в Свободном университете Берлина , писал:

Тщательно спланированные и организованные, массовые суды и обвинительные митинги следовали четкому и тщательно продуманному плану. Драматические приемы, такие как постановка, реквизит, рабочие сценарии, агитаторы и кульминационные моменты, использовались для эффективного воздействия на эмоции аудитории – чтобы разжечь недовольство целевыми группами и мобилизовать аудиторию на поддержку режима. [43] [44]

Джулия К. Штраус заметила, что общественные трибуналы были «лишь видимой развязкой шоу, подготовка к которому длилась много недель». [45]

Энн Ф. Терстон в книге «Враги народа » дала описание сеанса борьбы профессора Ю Сяоли : «У меня было много чувств на этом сеансе борьбы. Я думала, что в аудитории были плохие люди. Но я также думала, что там было много невежественных людей, людей, которые не понимали, что происходит, поэтому мне было жаль такого человека. Они приводили на собрания рабочих и крестьян, и они не могли понять, что происходит. Но я тоже злился». [46]

Изображения в СМИ

[ редактировать ]

Сеанс борьбы стал одним из самых символичных и узнаваемых образов Культурной революции, который часто изображают в кино и на телевидении, чтобы сразу перенести зрителей в ту эпоху. [47] Белинда Цянь Хэ, профессор восточноазиатских исследований, кино и медиа в Университете Мэриленда, даже описывает эти «показательные процессы» как «культовую форму насилия того периода». [48]

Пидухуэй [сессия борьбы] выделяется как одна из самых ярких икон социалистической классовой борьбы в Китае, с несколькими хорошо заметными формальными элементами: жестикулирующими и выкрикивающими лозунги массами, объектами борьбы с опущенными головами или стоящими на коленях (иногда также носить «дурацкие кепки» или держать руки в унизительной и болезненной позе, называемой «стиль реактивного самолета»), большие вывески с написанной на них обличительной надписью и перечеркнутым именем человека, среди прочего.

Яркие примеры сеансов борьбы, показанные в китайском кино, можно найти в фильмах «Прощай, моя наложница» (1993) и «Жить» (1994) . Обе исторические драмы получили огромное международное признание, и оба фильма подверглись цензуре в материковом Китае за критическое изображение Культурной революции. [48]

3 Проблема с телом

[ редактировать ]

В 2024 году глобальная адаптация Netflix отмеченного наградами китайского научно-фантастического романа «Задача трех тел» Лю Цысиня вызвала серьезные споры в Китае, начавшись с жестокой сцены из «Культурной революции». [49] В первом эпизоде ​​Е Вэньцзе , одна из главных героинь, с ужасом наблюдает, как ее отец, профессор физики престижного университета Цинхуа , публично избивается до смерти во время драки. [50] [51]

Сцена, возможно, была вдохновлена ​​реальной историей Е Цисона , известного китайского физика, преследуемого во время Культурной революции и носящего ту же фамилию, что и вымышленный персонаж. [52] Настоящий Е даже основал факультет физики в Университете Цинхуа. [53]

Хотя начало сериала подверглось критике в китайских социальных сетях за то, что оно выставило Китай в негативном свете, изображение сеанса борьбы было сделано с благословения оригинального автора Лю Цысиня. [54] В интервью корейской газете The Chosun Daily Лю заявил, что он «высказывал личное мнение в качестве консультанта» по производству Netflix, и хотя не все его предложения были приняты во внимание, «изображение [Культурной революции] не отклоняться от [своей] оригинальной работы». [54] Лю изначально намеревался начать роман таким же образом, но по совету своего китайского издателя, чтобы избежать правительственной цензуры, перенес сцены в середину повествования. [50] [51]

Когда его спросили, почему он сделал упор на Культурную революцию в своей книге, Лю ответил:

«Необходимо было упомянуть это событие для развития истории. Сюжет требовал сценария, в котором современный китаец полностью разочаровывается в человечестве, и ни одно другое событие в современной китайской истории не казалось подходящим, кроме Культурной революции».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Лю Шаоци (1898-1969)» . Китайский университет Гонконга . Архивировано из оригинала 4 июня 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б Рамзи, Остин (14 мая 2016 г.). «Культурная революция в Китае: объяснение» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 января 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Лу, Син (2004). «Разоблачительные митинги». Риторика китайской культурной революции: влияние на китайскую мысль, культуру и коммуникацию . стр. 140–141.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Сон, Ёнъи (25 августа 2011 г.). «Хронология массовых убийств во время Китайской культурной революции (1966–1976)» . наук По . Архивировано из оригинала 14 января 2024 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Ван, Юцинь (2001). «Нападения студентов на учителей: революция 1966 года» (PDF) . Чикагский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Салливан, Лоуренс Р. (2011). «Сеансы борьбы». Исторический словарь Коммунистической партии Китая . п. 390.
  7. ^ Встреча Ассоциации азиатских исследований (1 января 1990 г.). Насилие в Китае: Очерки культуры и контркультуры . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-0113-2 .
  8. ^ Фанг, Цзян, Гуинонг. Глава 9. «Культурная революция», которая перевернула все с ног на голову]. People's Net (на китайском языке). Архивировано из оригинала 21 февраля 2007 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван, Юцинь . "文革"斗争会"(上)" ["Сеансы борьбы" в Культурной революции (Часть 1)] (PDF) . Лидеры (на китайском языке): 128–143. Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2022 г. - через Чикагский университет .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Ван, Юцинь . "文革"斗争会"(下)" ["Сеансы борьбы" в Культурной революции (Часть 2)] (PDF) . Лидеры (на китайском языке): 110–127. Архивировано (PDF) из оригинала 5 мая 2023 г. - через Чикагский университет .
  11. ^ Липман, Джонатан Ниман; Харрелл, Стеван (1990). Насилие в Китае: Очерки культуры и контркультуры . СУНИ Пресс. стр. 154–157. ISBN  9780791401156 . OCLC   18950000 .
  12. ^ Бакли, Крис; Татлоу, Диди Кирстен; Перлес, Джейн; Цинь, Эми (16 мая 2016 г.). «Голоса китайской культурной революции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 9 мая 2024 г.
  13. ^ Пристленд, Дэвид (2009). Красный флаг: история коммунизма . Гроув Пресс . п. 246. ИСБН  978-0-8021-1924-7 .
  14. ^ Ли, Лифэн (2015). «Сельская мобилизация в китайской коммунистической революции: от антияпонской войны до гражданской войны в Китае». Журнал современной китайской истории . 9 (1): 95–116. дои : 10.1080/17535654.2015.1032391 . S2CID   142690129 .
  15. ^ Сун, Даолей (апрель 2010 г.). методы движения против земельной реформы» (PDF) . Политические «
  16. ^ Такстон, Ральф А. (2014). «Обзор социальных страданий и политического признания: Суку в современном Китае». China Quarterly (218): 578–580. дои : 10.1017/S0305741014000563 . JSTOR   24741839 .
  17. ^ Лифенг, Ли (октябрь 2013 г.). «От горьких воспоминаний к революционной памяти: о Суку в Северном Китае во время земельной реформы 1940-х годов». Китайские исследования в истории . 47 (1): 71–94. дои : 10.2753/CSH0009-4633470104 .
  18. ^ Ян (2009). «Радикализация земельной реформы» (PDF) . Лю , Гао, Ванглин ;
  19. ^ Jump up to: а б Ву, Го (март 2014 г.). «Горечь горечи: политическое образование в области земельной реформы и военной подготовки при КПК, 1947–1951». Китайский исторический обзор . 21 (1): 3–23. дои : 10.1179/1547402X14Z.00000000026 . S2CID   144044801 .
  20. ^ Jump up to: а б Соломон, Ричард Х. (1971). Революция Мао и китайская политическая культура . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 195–200. ISBN  9780520018068 . OCLC   1014617521 .
  21. ^ Jump up to: а б Перри, Элизабет Дж. (2002). «Движение масс: эмоциональная работа в китайской революции» . Мобилизация . 7 (2): 111–128. doi : 10.17813/maiq.7.2.70rg70l202524uw6 . S2CID   145444202 .
  22. ^ Видаль, Кристина (2016). «Антиправая кампания 1957–1958 годов в Китае: история и память (1978–2014 годы)» . CCJ-Occasional-Papers - через архив HAL.
  23. ^ Журнал, Смитсоновский институт; Кинг, Гилберт. «Молчание, предшествовавшее большому прыжку Китая в голод» . Смитсоновский журнал . Проверено 3 июня 2024 г.
  24. ^ « Последняя революция Мао»: культурная трансформация Китая | Истоки» . origins.osu.edu . 05.08.2016 . Проверено 3 июня 2024 г.
  25. ^ Уолдер, Эндрю Г. (2015). Китай при Мао: революция сорвана . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-05815-6 . JSTOR   j.ctvjf9wzk . [ нужна страница ]
  26. ^ Цзянь, Го; Сон, Ёнъи ; Чжоу, Юань (23 июля 2015 г.). Исторический словарь китайской культурной революции . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-4422-5172-4 .
  27. ^ Jump up to: а б «Культурная революция, 50 лет спустя – боль, страсть и борьба за власть, которые сформировали сегодняшний Китай» . South China Morning Post (на китайском языке). Архивировано из оригинала 16 апреля 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  28. ^ Ван, Юцинь . «Жертва культурной революции — отчет о расследовании преследований, тюремного заключения и убийств» (PDF) . Чикагский университет (на китайском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 12 октября 2016 г.
  29. ^ Цзяо, Ливэй (12 ноября 2019 г.). словарь китайского языка: 500 пословиц, идиом и изречений, пятьсот статей по культуре Routledge. Культурный  978-1-000-71302-2 .
  30. ^ Филлипс, Том (11 мая 2016 г.). «Культурная революция: все, что вам нужно знать о политической конвульсии Китая» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 9 мая 2024 г.
  31. ^ Лэмб, Стефани (декабрь 2005 г.). «Введение в культурную революцию» . Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 06 марта 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  32. ^ Брэди, Пол (1974). «Смерть и Нобелевская премия — Лао Она «Самоубийство» » (PDF) . Китайский университет Гонконга . Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2019 г.
  33. ^ «ФКУ сегодня в истории — 6 мая: Кончина Чжоу Цзожэня» . Пекинский университет . Архивировано из оригинала 30 апреля 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  34. ^ «Чжоу Цзожэнь» . Китайский университет Гонконга . Архивировано из оригинала 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  35. ^ Тейвес, Фредерик К. (1986). Лунпу, Чжэн; Доумс, Юрген (ред.). «Пэн Дэхуай и Мао Цзэдун». Австралийский журнал по делам Китая (16): 81–98. дои : 10.2307/2158776 . JSTOR   2158776 .
  36. ^ Шен, Сяоюнь (2016). «Внезапный взлет и падение Дао Чжу, «командующий номер 4» в культурной революции» . Современные китаеведения (2).
  37. ^ Ван, Сяосюань (2020). Маоизм и массовая религия: коммунистическая революция и возрождение религиозной жизни в Китае . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-006938-4 .
  38. ^ Тонг, Цинлинь (2008). Оглядываясь назад на 1978 год — поворотный момент в истории [ Оглядываясь назад на 1978 год — поворотный момент в истории на китайском языке: People's Press ) . ] (  9787010068954 . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 г.
  39. ^ «50 воспоминаний сигнализируют о реформе (I)» . Китайский интернет-информационный центр . 15 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 29 апреля 2020 г.
  40. ^ Ты, Гуангрен. «Дэн Сянго из Цюши ю фунси цзиншэнь» Реалистичный и рефлексивный дух Дэн Сяопина . Яньхуан Чунцю (на китайском языке). Архивировано из оригинала 07 мая 2020 г. Проверено 29 апреля 2020 г.
  41. ^ Ю, Фредерик TC (1967). «Кампании, коммуникации и развитие в коммунистическом Китае». В Лернер, Дэниел (ред.). Коммуникация и перемены в развивающихся странах . Гонолулу, Гавайи: Издательство Центра Восток-Запад. стр. 201–202. ISBN  9780824802172 . OCLC   830080345 .
  42. ^ Ячейка, Чарльз П. (1977). Революция в действии: мобилизационные кампании в Китае . Нью-Йорк: Академическая пресса. п. 9 . ISBN  9780121647506 . ОСЛК   2968117 . (Обобщение категорий Ю.)
  43. ^ Мюльхан, Клаус (2009). Уголовное правосудие в Китае: история . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 182–183. ISBN  9780674033238 . OCLC   938707409 .
  44. ^ Кроме того, Штраус, Юлия (декабрь 2006 г.). «Мораль, принуждение и государственное строительство посредством кампании в ранней КНР: консолидация режима и после нее, 1949-1956» (PDF) . Китайский ежеквартальный журнал . № 188. С. 906–908.
  45. ^ Штраус, Джулия К. (2011). «Предатели, террор и консолидация режима по обе стороны Тайваньского пролива: «революционеры» и «реакционеры» с 1949 по 1956 год». В Тиранагаме Шарика; Келли, Тобиас (ред.). Предатели: подозрения, близость и этика государственного строительства . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 105. ИСБН  9780812242133 . OCLC   690379541 .
  46. ^ «Враги народа» . Мир и ischool. Июнь 1987 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 7 марта 2011 г.
  47. ^ Он, Белинда К. (2022). «Видеть (сквозь) сеансы борьбы». В Кьонг-Макклейне, Джефф; Миуф, Рассел; Чанг, Цзин Цзин (ред.). Китайское кино: идентичность, сила и глобализация . Издательство Гонконгского университета, HKU. стр. 19–40. ISBN  978-988-8754-89-2 . проекта MUSE  Глава 3278780 .
  48. ^ Jump up to: а б Архив, Азия Арт. «Имидж и Пидоу (хуэй) как рассказ о многочисленных «показательных процессах» в Китае» . aaa.org.hk. ​Проверено 3 июня 2024 г.
  49. ^ Ган, Нектар (22 марта 2024 г.). «Блокбастер Netflix «Проблема трех тел» разделяет мнения и вызывает националистический гнев в Китае» . CNN . Проверено 3 июня 2024 г.
  50. ^ Jump up to: а б Ган, Нектар (22 марта 2024 г.). «Блокбастер Netflix «Проблема трех тел» разделяет мнения и вызывает националистический гнев в Китае» . CNN . Проверено 3 июня 2024 г.
  51. ^ Jump up to: а б Романо, Ая (12 апреля 2024 г.). «Объяснение негативной реакции Китая на проблему трех тел Netflix» . Вокс . Проверено 3 июня 2024 г.
  52. ^ Романо, Ая (12 апреля 2024 г.). «Объяснение негативной реакции Китая на проблему трех тел Netflix» . Вокс . Проверено 3 июня 2024 г.
  53. ^ «Историко-физический факультет» . www.phys.tsinghua.edu.cn . Проверено 3 июня 2024 г.
  54. ^ Jump up to: а б Беулчан, Ли (18 апреля 2024 г.). «Интервью: автор книги «Задача трех тел» Лю Цысинь: «Мой роман не является метафорой напряженности между США и Китаем » . Ежедневная газета «Чосон» . Проверено 3 июня 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd83e1a64aed0ae41dfa6b5b16cb6e9d__1721898780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/9d/cd83e1a64aed0ae41dfa6b5b16cb6e9d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Struggle session - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)