Сеанс борьбы

Сеанс борьбы | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Упрощенный китайский | Встреча критики | ||
Традиционный китайский | Встреча критики | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | сталкиваться | ||
|
Сеансы борьбы ( китайский : 批斗大会 ; пиньинь : pīdòu dàhuì ), митинги разоблачения или митинги борьбы , [3] были жестокими публичными зрелищами в маоистском Китае, где людей, обвиненных в том, что они « классовые враги », публично унижали , обвиняли, избивали и пытали, иногда до смерти, часто со стороны людей, с которыми они были близки. [4] [5] [6] [3] Эти публичные митинги были наиболее популярны в массовых кампаниях непосредственно до и после создания Китайской Народной Республики и достигли пика во время Культурной революции (1966–1976), когда они использовались для привития толпе духа крестового похода для пропаганды маоистской мысли. реформа . [4] [5] [7] [8]
Сеансы борьбы обычно проводились на рабочем месте, в классах и аудиториях, где «студентов настраивали против своих учителей, друзей и супругов заставляли предать друг друга, [и] детьми манипулировали, чтобы они разоблачили своих родителей», что приводило к разрыву межличностных отношений. и социальное доверие. [3] [9] [10] Постановки , сценарии и агитаторы были заранее подготовлены маоистами, чтобы вызвать поддержку толпы. [6] [9] [10] В частности, разоблачения выдающихся « классовых врагов » часто проводились на площадях и сопровождались большими толпами людей, которые окружали коленопреклоненную жертву, поднимали кулаки и выкрикивали обвинения в правонарушениях. [6] [9] [10] [11] Конкретные методы насилия включали бритье волос ( 阴阳头 ), дурацкие кепки , «струйную очистку» ( 喷气式 ), а также словесные и физические нападения. [6] [9]
Этимология
[ редактировать ]Термин pīdòu ( 批鬥 ) происходит от pīpàn ( 批判 , « критиковать и судить » ) и douzhēng ( 鬥爭 , « бороться и соперничать » ), поэтому все выражение передает послание «разжигания духа осуждения и борьбы». и вместо полной фразы pīpàn douzhēng часто говорят о сокращенной версии pīdòu ( 批鬥 ). [9] [10]
Термин «сеанс борьбы» относится к сеансу пидоу ( 批鬥 ): сеанс проводится публично и часто посещается большой толпой людей, во время которого объект публично унижается и подвергается словесным и физическим оскорблениям за « контрреволюционное » мышление или поведение. [4] [5] [9] [10] [12]
История
[ редактировать ]Истоки и развитие
[ редактировать ]
Сессии борьбы развились из аналогичных идей критики и самокритики в Советском Союзе 1920-х годов. Китайские коммунисты поначалу сопротивлялись этой практике, поскольку заседания борьбы противоречили китайской концепции « сохранить лицо »; однако эти заседания стали обычным явлением на собраниях Коммунистической партии Китая (КПК) в 1930-е годы из-за общественной популярности. [13]
Сеансы борьбы возникли в Китае как тактика, направленная на обеспечение лояльности китайского народа во время Движения за земельную реформу (завершившегося в 1953 году). [14] Еще в 1940-х годах в районах, контролируемых КПК во время гражданской войны в Китае , КПК поощряла крестьян «критиковать» и «бороться против» землевладельцев, чтобы сформировать классовое сознание. [15] Эта кампания была направлена на мобилизацию масс посредством сессий «высказывания горечи» ( 訴苦 , sùkŔ , «высказать горе»), на которых крестьяне обвиняли землевладельцев. [16] [17]
Самые сильные обвинения на сессиях «высказывания горечи» будут включены в подготовленные и организованные публичные массовые обвинительные собрания ( 控訴 大會 , kòngsù dàhuì ). Затем кадры укрепили лояльность крестьян, побуждая их активно участвовать в насильственных действиях против землевладельцев. Эскалация насилия во время Движения за земельную реформу привела к массовым убийствам землевладельцев. [18] Позже сеансы борьбы были адаптированы для использования за пределами КПК как средство консолидации контроля над территориями, находящимися под ее юрисдикцией. [19] [20] [21]
Сеансы борьбы были дополнительно использованы во время антиправой кампании, начатой Мао Цзэдуном в 1957 году, в ходе которой большое количество людей как внутри, так и за пределами КПК были названы « правыми » и подвергнуты преследованиям и публичной «критике». Многие предполагаемые «правые» неоднократно подвергались «борьбе» и чисткам. [22] Согласно официальной статистике КПК, опубликованной в период « Болуань Фаньчжэн » после смерти Мао, кампания привела к политическому преследованию по меньшей мере 550 000 человек. [23]
Культурная революция
[ редактировать ]После катастроф « Большого скачка вперед » Мао Цзэдун отказался от руководства повседневными делами Центрального комитета Китая . Чтобы вернуть себе власть и победить политических врагов внутри партии, Мао использовал свой культ личности, чтобы развязать Культурную революцию в 1966 году. [24] [25]

Во время Культурной революции широко проводили сеансы борьбы (1966–1976 гг.) Красная гвардия и различные повстанческие группировки по всему материковому Китаю. [4] [5] [9] [10] Хотя не было конкретного определения «целей борьбы», они включали « Пять черных категорий» и всех, кого можно было считать врагом мысли Мао Цзэдуна . Согласно одному источнику секретной официальной статистики, во время Культурной революции почти 2 миллиона китайцев были убиты, а еще 125 миллионов подверглись преследованиям или «боролись против» (в зависимости от сессий борьбы). [4]
На раннем этапе революции массовое насилие распространилось по школьным кампусам, где учителя и профессора часто подвергались дракам, оскорблениям, унижениям и избиениям со стороны своих учеников. [4] [5] [28] Интеллектуалов клеймили как контрреволюционеров («反动学术权威») и даже называли « вонючими старыми девятыми ». [29] подвергаются частым дракам и жестоким пыткам. [27] [30] [31] Во время « Красного августа» в Пекине в 1966 году такие известные интеллектуалы, как Лао Шэ и Чэнь Мэнцзя, покончили жизнь самоубийством после того, как были унижены и «боролись с ними». [5] [32] Тем временем Чжоу Цзожэнь потребовал эвтаназии у местной полиции после того, как красногвардейцы опечатали его дом и избили его ремнем и палкой, но не получили ответа (в конце концов Чжоу умер от внезапного рецидива болезни 6 мая 1967 года). [33] [34] Высшие правительственные чиновники, в том числе Лю Шаоци , Дэн Сяопин , Пэн Дэхуай и Тао Чжу , также подвергались широкой «борьбе» и даже преследовались до смерти во время революции. [1] [2] [35] [36]
После Культурной революции в Китае от сессий борьбы отказались, начиная с периода Болуань Фаньчжэн , когда реформаторы во главе с Дэн Сяопином пришли к власти в декабре 1978 года. [37] [38] Дэн и другие высокопоставленные чиновники запретили митинги борьбы и другие формы жестоких политических кампаний эпохи Мао, а основной фокус Коммунистической партии Китая и китайского правительства сместился с « классовой борьбы » на « экономическое строительство ». [39] [40]
Академические исследования
[ редактировать ]Цели
[ редактировать ]Фредерик Ю выделил три категории массовых кампаний, проводившихся КПК в годы до и после создания Китайской Народной Республики (КНР): [41]
- Экономические кампании были направлены на улучшение условий, часто за счет увеличения производства в определенных секторах экономики.
- Идеологические кампании были направлены на изменение мышления и поведения людей.
- Сеансы борьбы были похожи на идеологические кампании, но «их основное внимание уделялось устранению базы власти и/или классовой позиции вражеских классов или групп». [42]
Процесс сеансов борьбы служил нескольким целям. Во-первых, оно продемонстрировало массам, что партия полна решимости подчинить любую оппозицию (обычно называемую «классовыми врагами»), при необходимости применяя насилие. Во-вторых, были разгромлены потенциальные соперники. В-третьих, те, кто напал на намеченных противников, стали соучастниками насилия и, следовательно, инвестировали в государство. Все три служили для консолидации партийного контроля, что было сочтено необходимым, поскольку члены партии составляли небольшое меньшинство населения Китая. [19] [20] [21]
И митинги по обвинению, и массовые суды были в значительной степени инструментами пропаганды для достижения целей партии. Клаус Мюльхан , профессор китаеведения в Свободном университете Берлина , писал:
Тщательно спланированные и организованные, массовые суды и обвинительные митинги следовали четкому и тщательно продуманному плану. Драматические приемы, такие как постановка, реквизит, рабочие сценарии, агитаторы и кульминационные моменты, использовались для эффективного воздействия на эмоции аудитории – чтобы разжечь недовольство целевыми группами и мобилизовать аудиторию на поддержку режима. [43] [44]
Джулия К. Штраус заметила, что общественные трибуналы были «лишь видимой развязкой шоу, подготовка к которому длилась много недель». [45]
Счета
[ редактировать ]Энн Ф. Терстон в книге «Враги народа » дала описание сеанса борьбы профессора Ю Сяоли : «У меня было много чувств на этом сеансе борьбы. Я думала, что в аудитории были плохие люди. Но я также думала, что там было много невежественных людей, людей, которые не понимали, что происходит, поэтому мне было жаль такого человека. Они приводили на собрания рабочих и крестьян, и они не могли понять, что происходит. Но я тоже злился». [46]
Изображения в СМИ
[ редактировать ]Сеанс борьбы стал одним из самых символичных и узнаваемых образов Культурной революции, который часто изображают в кино и на телевидении, чтобы сразу перенести зрителей в ту эпоху. [47] Белинда Цянь Хэ, профессор восточноазиатских исследований, кино и медиа в Университете Мэриленда, даже описывает эти «показательные процессы» как «культовую форму насилия того периода». [48]
Пидухуэй [сессия борьбы] выделяется как одна из самых ярких икон социалистической классовой борьбы в Китае, с несколькими хорошо заметными формальными элементами: жестикулирующими и выкрикивающими лозунги массами, объектами борьбы с опущенными головами или стоящими на коленях (иногда также носить «дурацкие кепки» или держать руки в унизительной и болезненной позе, называемой «стиль реактивного самолета»), большие вывески с написанной на них обличительной надписью и перечеркнутым именем человека, среди прочего.
Яркие примеры сеансов борьбы, показанные в китайском кино, можно найти в фильмах «Прощай, моя наложница» (1993) и «Жить» (1994) . Обе исторические драмы получили огромное международное признание, и оба фильма подверглись цензуре в материковом Китае за критическое изображение Культурной революции. [48]
3 Проблема с телом
[ редактировать ]В 2024 году глобальная адаптация Netflix отмеченного наградами китайского научно-фантастического романа «Задача трех тел» Лю Цысиня вызвала серьезные споры в Китае, начавшись с жестокой сцены из «Культурной революции». [49] В первом эпизоде Е Вэньцзе , одна из главных героинь, с ужасом наблюдает, как ее отец, профессор физики престижного университета Цинхуа , публично избивается до смерти во время драки. [50] [51]
Сцена, возможно, была вдохновлена реальной историей Е Цисона , известного китайского физика, преследуемого во время Культурной революции и носящего ту же фамилию, что и вымышленный персонаж. [52] Настоящий Е даже основал факультет физики в Университете Цинхуа. [53]
Хотя начало сериала подверглось критике в китайских социальных сетях за то, что оно выставило Китай в негативном свете, изображение сеанса борьбы было сделано с благословения оригинального автора Лю Цысиня. [54] В интервью корейской газете The Chosun Daily Лю заявил, что он «высказывал личное мнение в качестве консультанта» по производству Netflix, и хотя не все его предложения были приняты во внимание, «изображение [Культурной революции] не отклоняться от [своей] оригинальной работы». [54] Лю изначально намеревался начать роман таким же образом, но по совету своего китайского издателя, чтобы избежать правительственной цензуры, перенес сцены в середину повествования. [50] [51]
Когда его спросили, почему он сделал упор на Культурную революцию в своей книге, Лю ответил:
«Необходимо было упомянуть это событие для развития истории. Сюжет требовал сценария, в котором современный китаец полностью разочаровывается в человечестве, и ни одно другое событие в современной китайской истории не казалось подходящим, кроме Культурной революции».
См. также
[ редактировать ]- Акты отказа
- Инцидент с Антибольшевистской лигой
- Кампания по подавлению контрреволюционеров
- Классовая война
- Футянский инцидент
- Кенгуру суд
- Презумпция виновности
- Самокритика (марксизм-ленинизм)
- Показать пробную версию
- Две минуты ненависти
- Праздничный
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лю Шаоци (1898-1969)» . Китайский университет Гонконга . Архивировано из оригинала 4 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Рамзи, Остин (14 мая 2016 г.). «Культурная революция в Китае: объяснение» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Лу, Син (2004). «Разоблачительные митинги». Риторика китайской культурной революции: влияние на китайскую мысль, культуру и коммуникацию . стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сон, Ёнъи (25 августа 2011 г.). «Хронология массовых убийств во время Китайской культурной революции (1966–1976)» . наук По . Архивировано из оригинала 14 января 2024 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ван, Юцинь (2001). «Нападения студентов на учителей: революция 1966 года» (PDF) . Чикагский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Салливан, Лоуренс Р. (2011). «Сеансы борьбы». Исторический словарь Коммунистической партии Китая . п. 390.
- ^ Встреча Ассоциации азиатских исследований (1 января 1990 г.). Насилие в Китае: Очерки культуры и контркультуры . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-0113-2 .
- ^ Фанг, Цзян, Гуинонг. Глава 9. «Культурная революция», которая перевернула все с ног на голову]. People's Net (на китайском языке). Архивировано из оригинала 21 февраля 2007 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван, Юцинь . "文革"斗争会"(上)" ["Сеансы борьбы" в Культурной революции (Часть 1)] (PDF) . Лидеры (на китайском языке): 128–143. Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2022 г. - через Чикагский университет .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ван, Юцинь . "文革"斗争会"(下)" ["Сеансы борьбы" в Культурной революции (Часть 2)] (PDF) . Лидеры (на китайском языке): 110–127. Архивировано (PDF) из оригинала 5 мая 2023 г. - через Чикагский университет .
- ^ Липман, Джонатан Ниман; Харрелл, Стеван (1990). Насилие в Китае: Очерки культуры и контркультуры . СУНИ Пресс. стр. 154–157. ISBN 9780791401156 . OCLC 18950000 .
- ^ Бакли, Крис; Татлоу, Диди Кирстен; Перлес, Джейн; Цинь, Эми (16 мая 2016 г.). «Голоса китайской культурной революции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Пристленд, Дэвид (2009). Красный флаг: история коммунизма . Гроув Пресс . п. 246. ИСБН 978-0-8021-1924-7 .
- ^ Ли, Лифэн (2015). «Сельская мобилизация в китайской коммунистической революции: от антияпонской войны до гражданской войны в Китае». Журнал современной китайской истории . 9 (1): 95–116. дои : 10.1080/17535654.2015.1032391 . S2CID 142690129 .
- ^ Сун, Даолей (апрель 2010 г.). методы движения против земельной реформы» (PDF) . Политические «
- ^ Такстон, Ральф А. (2014). «Обзор социальных страданий и политического признания: Суку в современном Китае». China Quarterly (218): 578–580. дои : 10.1017/S0305741014000563 . JSTOR 24741839 .
- ^ Лифенг, Ли (октябрь 2013 г.). «От горьких воспоминаний к революционной памяти: о Суку в Северном Китае во время земельной реформы 1940-х годов». Китайские исследования в истории . 47 (1): 71–94. дои : 10.2753/CSH0009-4633470104 .
- ^ Ян (2009). «Радикализация земельной реформы» (PDF) . Лю , Гао, Ванглин ;
- ^ Jump up to: а б Ву, Го (март 2014 г.). «Горечь горечи: политическое образование в области земельной реформы и военной подготовки при КПК, 1947–1951». Китайский исторический обзор . 21 (1): 3–23. дои : 10.1179/1547402X14Z.00000000026 . S2CID 144044801 .
- ^ Jump up to: а б Соломон, Ричард Х. (1971). Революция Мао и китайская политическая культура . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 195–200. ISBN 9780520018068 . OCLC 1014617521 .
- ^ Jump up to: а б Перри, Элизабет Дж. (2002). «Движение масс: эмоциональная работа в китайской революции» . Мобилизация . 7 (2): 111–128. doi : 10.17813/maiq.7.2.70rg70l202524uw6 . S2CID 145444202 .
- ^ Видаль, Кристина (2016). «Антиправая кампания 1957–1958 годов в Китае: история и память (1978–2014 годы)» . CCJ-Occasional-Papers - через архив HAL.
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Кинг, Гилберт. «Молчание, предшествовавшее большому прыжку Китая в голод» . Смитсоновский журнал . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ « Последняя революция Мао»: культурная трансформация Китая | Истоки» . origins.osu.edu . 05.08.2016 . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Уолдер, Эндрю Г. (2015). Китай при Мао: революция сорвана . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05815-6 . JSTOR j.ctvjf9wzk . [ нужна страница ]
- ^ Цзянь, Го; Сон, Ёнъи ; Чжоу, Юань (23 июля 2015 г.). Исторический словарь китайской культурной революции . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-5172-4 .
- ^ Jump up to: а б «Культурная революция, 50 лет спустя – боль, страсть и борьба за власть, которые сформировали сегодняшний Китай» . South China Morning Post (на китайском языке). Архивировано из оригинала 16 апреля 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Ван, Юцинь . «Жертва культурной революции — отчет о расследовании преследований, тюремного заключения и убийств» (PDF) . Чикагский университет (на китайском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 12 октября 2016 г.
- ^ Цзяо, Ливэй (12 ноября 2019 г.). словарь китайского языка: 500 пословиц, идиом и изречений, пятьсот статей по культуре Routledge. Культурный 978-1-000-71302-2 .
- ^ Филлипс, Том (11 мая 2016 г.). «Культурная революция: все, что вам нужно знать о политической конвульсии Китая» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Лэмб, Стефани (декабрь 2005 г.). «Введение в культурную революцию» . Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 06 марта 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Брэди, Пол (1974). «Смерть и Нобелевская премия — Лао Она «Самоубийство» » (PDF) . Китайский университет Гонконга . Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2019 г.
- ^ «ФКУ сегодня в истории — 6 мая: Кончина Чжоу Цзожэня» . Пекинский университет . Архивировано из оригинала 30 апреля 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Чжоу Цзожэнь» . Китайский университет Гонконга . Архивировано из оригинала 9 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Тейвес, Фредерик К. (1986). Лунпу, Чжэн; Доумс, Юрген (ред.). «Пэн Дэхуай и Мао Цзэдун». Австралийский журнал по делам Китая (16): 81–98. дои : 10.2307/2158776 . JSTOR 2158776 .
- ^ Шен, Сяоюнь (2016). «Внезапный взлет и падение Дао Чжу, «командующий номер 4» в культурной революции» . Современные китаеведения (2).
- ^ Ван, Сяосюань (2020). Маоизм и массовая религия: коммунистическая революция и возрождение религиозной жизни в Китае . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-006938-4 .
- ^ Тонг, Цинлинь (2008). Оглядываясь назад на 1978 год — поворотный момент в истории [ Оглядываясь назад на 1978 год — поворотный момент в истории на китайском языке: People's Press ) . ] ( 9787010068954 . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 г.
- ^ «50 воспоминаний сигнализируют о реформе (I)» . Китайский интернет-информационный центр . 15 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Ты, Гуангрен. «Дэн Сянго из Цюши ю фунси цзиншэнь» Реалистичный и рефлексивный дух Дэн Сяопина . Яньхуан Чунцю (на китайском языке). Архивировано из оригинала 07 мая 2020 г. Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Ю, Фредерик TC (1967). «Кампании, коммуникации и развитие в коммунистическом Китае». В Лернер, Дэниел (ред.). Коммуникация и перемены в развивающихся странах . Гонолулу, Гавайи: Издательство Центра Восток-Запад. стр. 201–202. ISBN 9780824802172 . OCLC 830080345 .
- ^ Ячейка, Чарльз П. (1977). Революция в действии: мобилизационные кампании в Китае . Нью-Йорк: Академическая пресса. п. 9 . ISBN 9780121647506 . ОСЛК 2968117 . (Обобщение категорий Ю.)
- ^ Мюльхан, Клаус (2009). Уголовное правосудие в Китае: история . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 182–183. ISBN 9780674033238 . OCLC 938707409 .
- ^ Кроме того, Штраус, Юлия (декабрь 2006 г.). «Мораль, принуждение и государственное строительство посредством кампании в ранней КНР: консолидация режима и после нее, 1949-1956» (PDF) . Китайский ежеквартальный журнал . № 188. С. 906–908.
- ^ Штраус, Джулия К. (2011). «Предатели, террор и консолидация режима по обе стороны Тайваньского пролива: «революционеры» и «реакционеры» с 1949 по 1956 год». В Тиранагаме Шарика; Келли, Тобиас (ред.). Предатели: подозрения, близость и этика государственного строительства . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 105. ИСБН 9780812242133 . OCLC 690379541 .
- ^ «Враги народа» . Мир и ischool. Июнь 1987 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ Он, Белинда К. (2022). «Видеть (сквозь) сеансы борьбы». В Кьонг-Макклейне, Джефф; Миуф, Рассел; Чанг, Цзин Цзин (ред.). Китайское кино: идентичность, сила и глобализация . Издательство Гонконгского университета, HKU. стр. 19–40. ISBN 978-988-8754-89-2 . проекта MUSE Глава 3278780 .
- ^ Jump up to: а б Архив, Азия Арт. «Имидж и Пидоу (хуэй) как рассказ о многочисленных «показательных процессах» в Китае» . aaa.org.hk. Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Ган, Нектар (22 марта 2024 г.). «Блокбастер Netflix «Проблема трех тел» разделяет мнения и вызывает националистический гнев в Китае» . CNN . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ган, Нектар (22 марта 2024 г.). «Блокбастер Netflix «Проблема трех тел» разделяет мнения и вызывает националистический гнев в Китае» . CNN . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Романо, Ая (12 апреля 2024 г.). «Объяснение негативной реакции Китая на проблему трех тел Netflix» . Вокс . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Романо, Ая (12 апреля 2024 г.). «Объяснение негативной реакции Китая на проблему трех тел Netflix» . Вокс . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ «Историко-физический факультет» . www.phys.tsinghua.edu.cn . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Беулчан, Ли (18 апреля 2024 г.). «Интервью: автор книги «Задача трех тел» Лю Цысинь: «Мой роман не является метафорой напряженности между США и Китаем » . Ежедневная газета «Чосон» . Проверено 3 июня 2024 г.
