Массовая линия
Часть серии о |
маоизм |
---|
![]() |
Массовая линия | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | массовая линия | ||
Упрощенный китайский | массовая линия | ||
|
Линия масс — это политическая, организационная и лидерская методология, разработанная Мао Цзэдуном и Коммунистической партией Китая (КПК) во время китайской коммунистической революции . Кто первым использовал этот термин, спорно, некоторые отдают должное Ли Лисану. [1] и др. Чжоу Эньлай . [2] В методологии массовой линии руководство формулирует политику, основанную на теории, реализует ее, исходя из реальных условий жизни людей, пересматривает теорию и политику на основе реальной практики и использует эту пересмотренную теорию в качестве руководства для будущей практики. Этот процесс можно охарактеризовать как лидерство «от масс к массам», повторяющееся бесконечно. [3]
Мао развил линию масс в организационную методологию, охватывающую философию, стратегию, тактику, лидерство и организационную теорию , которая применялась многими коммунистами после китайской коммунистической революции: от Че Гевары в Латинской Америке до Хо Ши Мина во Вьетнаме. . [4] Многие лидеры КПК объясняют свое достижение власти верным стремлением к эффективной тактике «линии масс», а «правильная» линия масс считается важнейшей предпосылкой для полной консолидации власти. [5]
Теория
[ редактировать ]объединении мудрости масс» работы , , своей так и В основанному на « к . идеологической цели методу первоначальной концепции линия масс относилась как к ), на основе которого руководство КПК могло сформулировать политику после дальнейшего обсуждения, корректировок, реализации и экспериментов, которая, в свою очередь, продолжала бы получать обратную связь от масс. [6] Методика заключается в следующем:
- Первоначальная политика формулируется на основе исторического анализа и теории. [7]
- По мере реализации политика и лежащая в ее основе теория пересматриваются в соответствии с условиями реального мира. [7]
- Эта пересмотренная теория затем становится руководством к будущим правильным действиям. [7]
Таким образом, линия масс — это метод, в котором теория уточняется практикой, при этом руководство переходит «к массам — от масс — к массам». [7]
При этом между лидерами и массами формируется линия обратной связи, представляющая от их имени совокупные интересы простых людей, в маоистской политической линии , якобы выведенной «от крестьян». [8] Роль правительства — выслушивать разрозненные идеи масс, превращать их в системные и возвращать обратно народу в качестве руководства к действию. [9] Это процесс, посредством которого руководство совершенствует взгляды людей, «объединяя мудрость масс», постоянно корректируя и проверяя решения в «бесконечной спирали» улучшений. [9]
Прагматические соображения, очевидные в массовой линии, включают ее способность согласовывать центральное руководство с массовыми консультациями. Это смягчает «две проблемные тенденции», возникающие при централизации: потерю связи с народными настроениями и создание политической апатии среди граждан. [10] Некоторые дошли до того, что предположили, что успех Мао стал результатом его понимания того, как правительство может использовать линию масс для усиления своей силы. [5]
Массовая линия также является частью давней марксистско-ленинской «эпистемологии ( жиши лунь ) или методологии ( фанфа лунь )». [11] Мао признал вдохновение Октябрьской революции и последующего формирования Владимира Ленина Авангардной партии . [12] Массовая линия также демонстрирует элементы древних китайских верований, которые подчеркивали важность мудрых правителей, считывающих признаки народного недовольства, чтобы избежать социальных катастроф. [9] Некоторые утверждают, что концепция Мао линии масс отражала его веру в народ, а также теорию «истории снизу». [9]
Принцип линии масс отражен в лозунге партии « Служить народу ». [13] : 43
История
[ редактировать ]Это Цзэдун
[ редактировать ]На протяжении всей ранней революционной деятельности Мао Цзэдуна среди крестьян провинции Хунань он проповедовал, что КПК должна полагаться на массы как на свою силу, служить их потребностям, «черпать вдохновение» из них и ориентировать свою политическую идеологию и организационную тактику на их реагирование. . [5] Формально это сформулировано в « Отчете об исследовании крестьянского движения в провинции Хунань» 1927 года , который Мао написал во время работы в Чанше . Среди других наблюдений, в докладе Хунани подчеркиваются проблемы и успехи местной коммунистической мобилизации. [14]
В 1948 году Мао утверждал, что обсуждение линии масс продолжалось «последнюю дюжину лет». [15] Это указывает на то, что его концепция возникла в 1930-х годах, на заре Движения исправления Яньань (1935-1947). Опубликованные работы Мао отражают это: в речи, произнесенной на Яньаньском форуме по литературе и искусству в 1942 году, линия масс была сформулирована как неофициальная доктрина коммунизма. В одном из разделов Мао утверждает, что работники культуры должны играть такую же роль в революционной армии, как и крестьяне, подчеркивая, что художники и им подобные должны служить народу, становясь едиными с массами. [16]
Становление единым целым с массами также утверждалось как стратегия, с помощью которой лидеры и местные организаторы могли сформировать общий язык, маоизм , что позволило им объединиться и «анализировать проблемы Китая и предлагать решения». [10] :
« Революционные государственные деятели, политические специалисты, знающие науку и искусство революционной политики, являются просто лидерами миллионов и миллионов государственных деятелей — масс. Их задача — собрать мнения этих массовых государственных деятелей, просеять и уточнить их и вернуть массам, которые затем примут их и претворят в жизнь ». [17]
1 июня 1943 года Мао официально сформулировал это послание, суть линии масс, в докладе Центральному комитету Коммунистической партии Китая . В докладе, озаглавленном « Резолюция Центрального комитета Коммунистической партии Китая о методах руководства», Мао утверждал, что правильное управление исходит «из масс» и возвращается «массам». Это требовало строгого соблюдения двух принципов: соединения «общего с частным» и «руководства с массами». [3] Утверждая это, Мао ответил на вызовы, предложенные в докладе Хунани, обобщив уроки, извлеченные из Движения за исправление Яньань. [4] Отчет был принят Политбюро Коммунистической партии Китая в 1943 году. [ нужна ссылка ]
В 1945 году Лю Шаоци выступил с докладом на VII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая , подчеркнув необходимость самоотверженного руководства, подотчетного массам. Таким образом, в сознании членов партии необходимо было внедрить определенные массовые моменты. Одним из них была первостепенная важность внешнего аудита руководства масс. [18]
К концу эпохи Яньань в 1947 году НПК разработала ряд принципов работы, отражающих массовую линию, неофициально известную как «Комплекс Яньань». Децентрализация, тесные связи с местным населением и ориентация на простую жизнь уравновешивались опытом чиновников и идеологическими программами по обеспечению партийной лояльности среди кадров. Они будут закреплены при основании Китайской Народной Республики в 1949 году. [ нужна ссылка ]
Признав, что для построения «полного социалистического порядка» необходимо большое количество кадров, должным образом обученных тактике массовой линии, КПК в 1950–1951 годах активизировала свою программу подготовки кадров , чтобы гарантировать, что все кадры и другие рабочие будут «тщательно обучены базовым принципам ». Марксистско-ленинская теория и практика массовой линии». [5] Проблема была сочтена настолько серьезной, что руководство КПК временно отложило несколько важных социальных реформ до завершения программы подготовки кадров. [5] В 1958 году постановление требовало, чтобы офицеры отработали один месяц в году в рядах рядовых солдат. [10] Бюрократы находились под аналогичным давлением, заставляя учиться у крестьян, что побудило многих принять практику личной проверки мест. Лю Шаоци, например, часто посещал Тяньцзинь , муниципалитет, где родилась его жена. [10] Во многих программах, реализованных на протяжении 1950-х годов, основное внимание уделялось «деликатной области» отношений руководства с необращенными массами: теми, кто еще не поверил коммунистической программе. [5]
В 1956 году VIII Национальный съезд Коммунистической партии Китая состоялся . В отличие от акцента Лю Шаоци на «проверке масс» в его отчете о 7-м съезде, 8-й съезд подчеркнул роль руководства как руководителя линии масс. Об этом заявил Дэн Сяопин в своем докладе:
« Сможет ли партия оставаться правильной в руководстве, будет зависеть от того, сможет ли партия систематически суммировать после анализа и координации опыт и взгляды масс и превращать их в партийные взгляды, а затем возвращать полученные идеи обратно массам». объясняя и популяризируя их до тех пор, пока массы не примут эти идеи как свои собственные... » [19]
Следующий период станет свидетелем борьбы с ролью лидерства в массовой линии. В эссе 1957 года « О правильном разрешении противоречий среди народа » Мао описывает новое применение массовой обратной связи между руководством и массами. Утверждая, что бюрократия подорвала эффективность линии масс, Мао предлагает интеллектуалам в массах заняться критикой правительства. [20] в так называемой кампании «Сто цветов» . Эта критика была немедленно прекращена, когда она стала критиковать правительство. продолжалась Антиправая кампания с 1957 по 1959 год.
Хотя в конце 1950-х и начале 1960-х годов особое внимание уделялось массовой линии, [13] его практика стала менее ясной. Это заставило некоторых утверждать, что после 1960-х годов в Китае возникла «ситуация беспрецедентной массовой активности без массовой линии». [21]
- В 1961 году Мао критиковал Иосифа Сталина за неверие в крестьянство и народные массы, механическое понимание развития социализма и не активное вовлечение масс в борьбу за социализм. [8] Эта критика внимательно следила за антиправой кампанией, в ходе которой Мао стремился отсеять тех, кто придерживался взглядов, противоположных правительству.
- В 1966 году «Шестнадцать статей» неоднократно восхваляли массовые действия, одновременно давая строгие инструкции как партийным лидерам, так и гражданам.
- Во время последовавшей за этим Культурной революции 1966 года местная массовая деятельность была широко распространена в таких организациях, как Красная гвардия , но частично направлялась идеологическим руководством Мао. Это было очевидно в приверженности философии Маленькой Красной книги .
- Другие китайские политические кампании 1960-х годов демонстрировали высокую массовую мобилизацию, направляемую руководством.
После смерти Мао 9 сентября 1976 года его собственная роль возросла до такой степени, что он стал определяющим фактором в линии масс. [22]
В 1977 году новый выдающийся политический лидер Китая Дэн Сяопин привёл страну к десятилетиям реформ. Частично чтя наследие Мао в его Резолюции 1981 года «О некоторых вопросах истории нашей партии со времени основания Китайской Народной Республики» , руководство Дэна уделяло меньший акцент маоистскому эгалитаризму и коллективизму, фундаментальным для массовой линии. [22]
Си Цзиньпин
[ редактировать ]Одной из отличительных черт национального руководства Си Коммунистической партии Китая генерального секретаря Цзиньпина стало возрождение массовой линии в теории и практике КПК. [23] [24] Идеологический вклад Си Цзиньпина, называемый « Мысль Си Цзиньпина» , направлен на активизацию массовой линии. [25] : 10 В 2013 году Си Цзиньпин инициировал первую из партийных образовательных программ по избранным темам, которая касалась массовой линии. [26] : 95 Эта программа была направлена на устранение четырех типов вредного поведения партийных кадров и требование от кадров проводить самоанализ и самокритику перед своими подчиненными, а также требовать критики от своих подчиненных. [27] : 95
, «не является краткосрочным движением» По состоянию на 2014 год это возрождение все еще продолжается и, по данным People's Daily . [28] Новый официальный сайт [ чего? ] был запущен, ориентируясь на массовую линию. [29]
По его собственным словам, Си Цзиньпин охарактеризовал кампанию как «очищение» КПК, часто предполагающее устранение « гедонизма и расточительности». [30] хотя подразумеваемая очистка иногда метафорически распространяется на такие вопросы, как «уменьшение загрязнения воздуха». [23]
В рамках этой кампании Си Цзиньпин заявил, что «все партийные органы и члены должны быть бережливыми и прилагать решительные усилия, чтобы противостоять показухе и отвергнуть гедонизм». [15] хотя интерпретация того, что это означает, по-видимому, несколько менялась от одной провинции к другой. Сообщается, что провинция Хэбэй сократила государственные расходы на официальные приемы на 24%, отменила заказ на 17 000 новых автомобилей и наказала 2750 правительственных чиновников. [23] The Economist сообщил о двух конкретных примерах наказаний по новой массовой линии: условный смертный приговор за коррупцию, вынесенный Лю Чжицзюню, и обвинение 17-летнему сыну высокопоставленного военного офицера в предполагаемой причастности к групповому изнасилованию. [31] Возможно, 20 000 партийных чиновников были наказаны в течение первого года кампании возрождения. [32]
Академик Александр Королев утверждает, что: «Если линия масс будет реализована не как инструмент пропаганды , а как механизм артикуляции и агрегирования интересов, она потенциально может предложить Китаю альтернативные пути демократизации ». [33]
Связь с пропагандой
[ редактировать ]По мнению Штайнера, линия масс тесно связана с пропагандистским аппаратом КПК. [5] Несмотря на огромную работу пропагандистского аппарата КПК, в январе 1951 года Центральный комитет опубликовал директиву, осуждающую как «принципиальную слабость партийной пропаганды» неспособность эффективно обеспечить «систематическое руководство и контроль над различными уровнями партийных организаций». [5]
В директиве говорилось, что «одна из врожденных обязанностей коммуниста заключается в непрекращающихся усилиях вести пропаганду среди людей с целью их образования, вести беспощадную войну против всех реакционных и ошибочных концепций и принципов, а также пропагандировать, а также поднять политическое сознание масс». [5]
Директива призывала к созданию сетей «сотрудников пропаганды» — по одному в каждой партийной ячейке — и «сообщителей информации» на более высоких уровнях. Пропагандистская деятельность должна была вестись в массах под строгим контролем и по «фиксированным программам деятельности». [5] Среди других обязанностей сотрудники пропаганды должны были поддерживать «постоянные контакты с общественностью», чтобы они могли «помогать партии в выборе материалов и методов пропаганды, подходящих для разных периодов времени». [5]
Более ранние директивы связывали необходимость повышения сознательности массовой линии с критикой и самокритикой в прессе. Членов КПК должны были «научить понимать, что критика и самокритика в газетах и периодических изданиях являются необходимыми методами укрепления отношений между партией и народными массами». [5]
Массовые организации
[ редактировать ]В эпоху маоизма государство поддерживало ряд массовых организаций, координируемых КПК через систему единого фронта . Наиболее значительные массовые организации охватывали большое количество людей из основных социальных групп, включая рабочих через профсоюзы, студентов, молодежь и женщин. Их цель заключалась в том, чтобы «проникнуть в общество, вовлечь огромные слои населения в сети партии», Фредерик Тейвес . пишет [34] Однако эти усилия были искажены, и охват был гораздо более обширным в городских районах, где крестьянские ассоциации существовали лишь спорадически.
Влияние за пределами Коммунистической партии Китая
[ редактировать ]![]() | Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( Ноябрь 2022 г. ) |
Крупнейшая самопровозглашенная маоистская партия в США, Революционная коммунистическая партия , которая заявляет о себе, приняла концепцию «линии масс» в 1970-х годах. [14]
См. также
[ редактировать ]- Пропаганда в Китайской Народной Республике
- Реформа мышления в Китайской Народной Республике
- Генеральная линия партии (Советский Союз)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ньюман, Эдвард; Чжан, Чи (04 мая 2021 г.). «Подход Mass Line к противодействию насильственному экстремизму в Китае: путь от пропаганды к сердцам и умам» . Азиатская безопасность . 17 (2): 4. дои : 10.1080/14799855.2020.1825379 . ISSN 1479-9855 .
- ^ Шрам, Стюарт (1989). Мысль Мао Цзэдуна . Публикации Института современного Китая. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511521454 . ISBN 978-0-521-31062-8 .
- ^ Jump up to: а б Чик, Тимоти (2002), «Резолюция Центрального комитета Коммунистической партии Китая о методах руководства» , Мао Цзэдун и китайские революции , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan US, стр. 120–121, doi : 10.1007/978-1. -137-08687-7_11 , ISBN 978-1-349-63485-9 , получено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Чик, Тимоти (2002), «Резолюция Центрального комитета Коммунистической партии Китая о методах руководства от 1 июня 1943 года» , Мао Цзэдун и китайские революции , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 117–123, doi : 10.1007. /978-1-137-08687-7_5 , ISBN 978-1-349-63485-9 , получено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Штайнер, Х. Артур (июнь 1951 г.). «Текущая тактика «массовой линии» в коммунистическом Китае». Американский обзор политической науки . 45 (2): 422–436. дои : 10.2307/1951469 . ISSN 0003-0554 . JSTOR 1951469 . S2CID 145666761 .
- ^ Линь, Чун (2019). «Массовая линия». В Сорасе, Кристиан; Франческини, Иван; Лубере, Николас (ред.). Загробная жизнь китайского коммунизма: политические концепции от Мао до Си . Канберра: ANU Press . п. 122. ИСБН 9781788734769 . JSTOR j.ctvk3gng9.23 . OCLC 1107512484 .
- ^ Jump up to: а б с д Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . стр. 58–59. ISBN 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 .
- ^ Jump up to: а б Мао, Цзэдун (1977). Критика советской экономики . Ежемесячный обзор прессы . ISBN 978-0-85345-412-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Линь, Чун (2006). Трансформация китайского социализма . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . стр. 142, 144, 147. ISBN. 978-0-8223-3785-0 . OCLC 63178961 .
- ^ Jump up to: а б с д Либерталь, Кеннет (2004). Управление Китаем: от революции через реформу (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 64–65. ISBN 978-0-393-92492-3 .
- ^ Хаммонд, Эдвард (январь 1978 г.). «Марксизм и линия масс» . Современный Китай . 4 (1): 6. дои : 10.1177/009770047800400101 . ISSN 0097-7004 .
- ^ ЦЭ-ДУН, МАО (1977), «Речь на втором пленуме ЦК Коммунистической партии Китая восьмого созыва» , Избранные сочинения Мао Цзэ-Дуна , Elsevier, стр. 332–349, doi : 10.1016/b978 -0-08-022984-3.50060-8 , ISBN 978-0-08-022984-3 , получено 28 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 . S2CID 253067190 .
- ^ Jump up to: а б Эльбаум, Макс (10 апреля 2018 г.). Революция в воздухе: радикалы шестидесятых обращаются к Ленину, Мао и Че . Книги Версо . ISBN 978-1-78663-458-0 . OCLC 1031091411 .
- ^ Jump up to: а б «Комментарий Синьхуа: секретные правительственные приемы бросают вызов центральной власти Китая» . Синьхуа . Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Чик, Тимоти (2002), «Беседы на Яньаньской конференции по литературе и искусству 1942 года» , Мао Цзэдун и китайские революции , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan US, стр. 112–117, doi : 10.1007/978-1-137 -08687-7_4 , ISBN 978-1-349-63485-9 , получено 27 мая 2024 г.
- ^ «Беседы на Яньаньском форуме о литературе и искусстве» , Избранные произведения Мао Цзэ-Дуна , Пергамон, с. 87, 1 января 1965 г., ISBN 978-0-08-022982-9 , получено 27 мая 2024 г.
- ^ Макфаркуар, Родерик (1973). «Проблемы либерализации и преемственности на VIII съезде партии» . China Quarterly (56): 637–640. ISSN 0305-7410 . JSTOR 652160 .
- ^ Макфаркуар, Родерик (декабрь 1973 г.). «Проблемы либерализации и преемственности на Восьмом съезде партии Родерик Макфаркуар» . Китайский ежеквартальный журнал . 56 : 639. дои : 10.1017/s0305741000019524 . ISSN 0305-7410 .
- ^ Чик, Тимоти (2002), «О правильном разрешении противоречий среди людей, июнь 1957 года» , Мао Цзэдун и китайские революции , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 127–159, doi : 10.1007/978-1-137- 08687-7_8 , ISBN 978-1-349-63485-9 , получено 27 мая 2024 г.
- ^ Янг, Грэм (1980). «На линии масс» . Современный Китай . 6 (2): 237. дои : 10.1177/009770048000600204 . ISSN 0097-7004 . JSTOR 189074 .
- ^ Jump up to: а б Либерталь, Кеннет (2004). Управление Китаем: от революции через реформу (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 125–127. ISBN 978-0-393-92492-3 .
- ^ Jump up to: а б с «Си Цзиньпин требует проведения кампании «массовой линии»» . Народная газета . 10 декабря 2013 г.
- ^ « Китайская кампания «Массовая линия» » . Дипломат . 9 сентября 2013 г.
- ^ Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780197689363 .
- ^ Хоу, Сяоцзя (2024). «Переход Китая к персоналистическому правлению: централизация политической власти Си Цзиньпина». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN 9789087284411 .
- ^ Хоу, Сяоцзя (2024). «Переход Китая к персоналистическому правлению: централизация политической власти Си Цзиньпина». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN 9789087284411 .
- ^ «Кампания «массовой линии» КПК – это не краткосрочное движение» . Народная газета онлайн . Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Диксон, Брюс Дж. (2016). Дилемма диктатора: стратегия выживания Коммунистической партии Китая . Издательство Оксфордского университета . п. 150. ИСБН 9780190228576 . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ «Редакционная статья People's Daily подчеркивает более тесные связи с массами» . Народная газета онлайн . Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Массы собраний» . Экономист . 13 июля 2013 г. ISSN 0013-0613 . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Тиззи, Шеннон (27 декабря 2013 г.). «Кампания Mass Line в 21 веке» . Дипломат . Проверено 26 мая 2020 г.
Синьхуа сообщает, что в этом году были наказаны почти 20 000 партийных чиновников...
- ^ А., Королев (14 июля 2017 г.). «Деидеологизированная массовая линия, отзывчивость режима и отношения между государством и обществом» . Обзор Китая . 17 (2): 7–36.
- ^ Тейвес, Фредерик К. (2000). «Китайское государство в эпоху маоизма». В Шамбо, Дэвид (ред.). Современное китайское государство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 105–160 . дои : 10.1017/CBO9780511528194 . ISBN 9780521776035 .