Jump to content

Десять основных отношений

Обложка двуязычной версии книги «О десяти основных отношениях», изданной в виде одного тома.

«О десяти основных отношениях» ( упрощенный китайский : 论十大关系 ; традиционный китайский : 論十大關係 ; пиньинь : lùn shídà guānxì ) — речь Мао Цзэдуна , в которой описывается, как Китайская Народная Республика будет строить социализм, отличный от модели разработки, предпринятые Советским Союзом . Он был озвучен Мао во время расширенного заседания Политбюро Коммунистической партии Китая 25 апреля 1956 года и получил дальнейшее развитие на 7-й Высшей государственной конференции 2 мая того же года. [1]

В официальном отчете эта речь отмечается как веха в поисках альтернативного способа социалистического развития, соответствующего конкретным условиям Китая, а также знаменует собой начало осуждения Мао Советского Союза в конце 1950-х годов. [2] Менее чем в 13 000 слов на китайском языке (10 000 в английском переводе) Мао подчеркнул, что Китаю следует избегать повторения «определенных дефектов и ошибок, которые произошли в ходе строительства социализма [Советским Союзом]». [3] В выступлении затронуты экономические, социальные, политические и этнические аспекты строительства социализма в Китае. Далее Мао наметил стратегию формирования альянса и раскола врагов в международной сфере.

Речь была произнесена перед партийными секретарями различных провинций, автономных районов и муниципалитетов и впоследствии была распространена среди средних и высших кадров для политического изучения. [1] Он был опубликован только после смерти Мао в сентябре 1976 года.

В январе 1956 года Мао Цзэдун заметил, что Лю Шаоци получает отчеты некоторых комитетов Госсовета , и заинтересовался этими отчетами. Начиная с конца прошлого года, Лю готовил политический доклад к предстоящему съезду партии, и тогда Мао поручил организовать различные бюро, которые будут подчиняться ему. Как сказал Мао, формулирование десяти основных взаимоотношений стало результатом общения с руководителями этих бюро. [1]

С 14 февраля по 24 апреля (1956 г.) Мао заслушивал отчеты 34 различных бюро, а также отчет Госплана по второй пятилетке . В течение этого 41 дня Мао каждый день по четыре-пять часов слушал доклады в Чжуннаньхае . Другие высшие лидеры, в том числе Чжоу Эньлай , Лю Шаоци, Чэнь Юнь и Дэн Сяопин, также приняли участие в этих встречах и выразили свое мнение. Отчетность началась с тяжелой промышленности , затем перешла к легкой промышленности , кустарной промышленности , транспорту и связи , сельскому и лесному хозяйству , финансам и другим сферам. В тот же период Мао участвовал в разработке другого документа, озаглавленного «Об историческом опыте диктатуры пролетариата» ( 关于无产阶级专政的历史经验 ), который, опубликованный 5 апреля в « Жэньминь жибао» , стал немедленным Ответ Коммунистической партии Китая на XX съезд Коммунистической партии Советского Союза . [4]

Выслушав первый раунд докладов, Мао с 12 по 17 апреля посетил выставку механиков, чтобы ознакомиться с последними разработками в отрасли. Затем, начиная с 18 апреля, Ли Фучунь докладывал Мао о втором пятилетнем плане. Весь процесс представлял собой самое продолжительное и всестороннее расследование Мао экономических дел после 1949 года. На расширенном заседании Политбюро, проходившем с 25 по 28 апреля, Мао произнес речь в первый же день. Поскольку первоначальная повестка дня касалась таких вопросов, как сельскохозяйственные кооперативы, присутствующие не ожидали, что Мао выступит с такой речью о десяти основных отношениях, и это стало центром внимания до конца встречи. [2]

Внутренняя сфера

[ редактировать ]

После основания новой страны в 1949 году партия укрепила свой контроль над китайским обществом посредством массовых кампаний, таких как Земельная реформа (1947–1952) , Кампания по подавлению контрреволюционеров (1950–1953) , « Три анти» и «Пять анти». Кампании (1951–1952) , Кампания по сопротивлению агрессии США и помощи Корее (1950–1953) и Суфанское движение (1955) . Правительство также завершило Этническую классификацию в 1954 году, которая была направлена ​​на сортировку и категоризацию сотен различных этнических общин внутри страны, результаты которой послужили основой для будущей политики в отношении национальностей. [5]

С точки зрения экономического развития Китай следовал советской модели социализма с тех пор, как Мао принял решение опереться на сторону Советского Союза . Как говорится в его речи «О народно-демократической диктатуре» ( 论人民民主专政 ) в июне 1949 года:

«Мы должны учиться выполнять экономическую работу у всех, кто умеет, кем бы они ни были. Мы должны уважать их как учителей, учась у них уважительно и добросовестно. Мы не должны притворяться, что знаем, когда мы не знаем. Мы не должны ставить Если мы будем копаться в предмете несколько месяцев, год-два, три-пять лет, мы в конце концов освоим его. Поначалу некоторые советские коммунисты тоже не очень хорошо разбирались в экономических вопросах и вопросах экономики. империалисты тоже ждали своего провала. Но Коммунистическая партия Советского Союза вышла победителем и под руководством Ленина и Сталина научилась не только совершать революцию, но и вести строительство. Она построила великое и великолепное государство. Социалистическое государство — наш лучший учитель, и мы должны учиться у него. Ситуация как внутри страны, так и за рубежом складывается в нашу пользу, мы можем полностью положиться на оружие народно-демократической диктатуры, объединить народ. страну, за исключением реакции, и неуклонно продвигаться к нашей цели». [6]

После визита Мао в Москву в конце 1949 — начале 1950 года, 14 февраля 1950 года две страны подписали Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи ( 中苏友好同盟互助条约 ), в котором обещалось обязательство Советского Союза помочь в строительстве социализм в недавно основанной Китайской Народной Республике. С 1950 по 1956 год в Китай для оказания технической помощи было направлено в общей сложности 5092 советских специалиста, а общее количество визитов советских специалистов за эти годы составило более 18 тысяч. Области, в которых они оказывали помощь, включали правительственные учреждения, вооруженные силы, крупные предприятия и высшие учреждения. [7] В сельской местности с конца 1955 по начало 1956 года сельскохозяйственный сектор Китая завершил социалистический прилив, превратившись из коллективных только 14,2% (16,9 миллионов из 120 миллионов) крестьянских семей в 91,2% из них, вступивших в кооперативы, а 61,9% из них присоединились к кооперативам. % вступающих в коллективы. [8] Аналогичным образом в городах частные фабрики и магазины были либо преобразованы в кооперативы, либо национализированы во имя совместной государственно-частной собственности.

Международная сфера

[ редактировать ]

Что касается руководства Советского Союза в социалистическом лагере, то раскол Тито-Сталин в 1948 году разразился , за которым последовал период Информбиро , который закончился в 1955 году, что означало конец нетерпимости Советского Союза к альтернативному социалистическому развитию. произошло драматическое событие В Москве во время 20-го съезда Коммунистической партии Советского Союза в феврале 1956 года , когда Никита Хрущев произнес « Секретную речь », осуждающую культ личности и диктатуру Иосифа Сталина . Китайские коммунисты Чжу Дэ и Дэн Сяопин присутствовали на съезде и были удивлены тем, как долго Хрущев осуждал Сталина. [9] Кроме того, Советский Союз приступил к реализации шестой пятилетки на 1956–1960 годы. На геополитической арене Китай с 1954 года начал укреплять отношения с соседними азиатскими странами, такими как Индия и Бирма. [9] В апреле 1955 года в Бандунге, Индонезия, прошла Бандунгская конференция , и Чжоу Эньлай присутствовала на конференции в качестве представителя коммунистического Китая, укрепляя свою роль на африканском и азиатском континентах.

Содержание

[ редактировать ]

Мао Цзэдун суммировал вопросы, связанные с социалистическим строительством и трансформацией, в десяти основных отношениях. Чтобы избежать ошибок, допущенных Советским Союзом, Мао призвал мобилизовать «положительные элементы» страны, которыми были крестьяне и рабочие, и превратил «негативные элементы» реакционеров, насколько это возможно, в положительные. На международном уровне «силы, которые можно объединить», были положительными, тогда как реакционные силы были отрицательными. Ниже приводится краткое изложение десяти отношений, многие из которых были стремлением Мао к сбалансированному развитию и открытой критикой ситуации в Советском Союзе и странах Восточной Европы .

Взаимосвязь между тяжелой промышленностью, с одной стороны, и легкой промышленностью и сельским хозяйством, с другой.

[ редактировать ]

Мао был обеспокоен скоростью накопления капитала и производства средств производства . Он придерживался мнения, что Китай находится на правильном пути, балансируя тяжелую промышленность, с одной стороны, и легкую промышленность и сельское хозяйство, с другой. В отличие от Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, где нарушение равновесия привело к «дефициту товаров на рынке и нестабильной валюте», [3] поставки зерна, сырья и предметов первой необходимости в Китае были стабильными. Он призвал увеличить инвестиции в сельское хозяйство и легкую промышленность, чтобы можно было ускорить накопление капитала для развития тяжелой промышленности.

Отношения между промышленностью прибрежных регионов и промышленностью внутренних районов.

[ редактировать ]

В центре внимания этой части находится баланс между развитием прибрежных и внутренних регионов, который Мао считал свободным от серьезных ошибок. Однако он призвал уделять больше внимания развитию прибрежных регионов, поскольку военная угроза, исходящая от США, утихла и отказываться от прибрежных регионов было бы неразумно. Он также отметил, что во внутренних регионах необходимо постепенно создавать промышленность.

Связь между экономическим строительством и оборонным строительством

[ редактировать ]

Как и в предыдущей части, Мао предположил, что угроза, исходящая от Соединенных Штатов после Корейской войны, утихла, а китайские вооруженные силы выросли. Хотя у Китая еще не было атомной бомбы, они скоро смогут ею обладать. Поэтому он призвал снизить военные и административные расходы в пользу экономического строительства, что в конечном итоге приведет к инвестициям в оборонное строительство.

Отношения между государством, единицами производства и производителями

[ редактировать ]

Что касается отношений между государством и обществом, Мао призвал к большей открытости и делегированию полномочий отдельным производственным единицам и производителям. Работникам должны быть предоставлены улучшенные условия труда и благосостояния, а также повышенная и более равная заработная плата в качестве награды за их политическую сознательность и перевыполнение производственных норм. Заводам также следует предоставить больше самостоятельности в работе. В отличие от Советского Союза, где крестьяне жестко эксплуатировались государством, в Китае были хорошие отношения с крестьянами, хотя Коммунистическая партия Китая сделала огромные закупки зерна, несмотря на наводнения 1954 года, вызвавшие недовольство крестьян. Политика низких сельскохозяйственных налогов, закупок сельскохозяйственной продукции по стандартным ценам и субсидирования продажи зерна в районы с дефицитом зерна не позволили Китаю совершить ошибки, допущенные Советским Союзом.

Отношения между центральными и местными органами власти

[ редактировать ]

Как и в предыдущей части, Мао придерживался мнения, что местным властям можно делегировать большую власть. Предоставление им большей независимости могло бы способствовать построению социализма, поскольку Китай — огромная страна, где местные ситуации различаются. В то время как Советский Союз сосредоточил слишком много власти в центральной власти и, следовательно, задушил пространство для местного развития, Китаю приходилось полагаться на местные власти в развитии промышленности, сельского хозяйства и торговли. Хотя инциденты с Гао Ганом и Рао Шуши в 1953 году напомнили об опасности слишком большой власти местных лидеров, «при условии, что политика центральных властей не нарушается, местные власти могут разрабатывать правила, положения и меры в свете их специфические условия и нужды их труда, и это никоим образом не запрещено Конституцией » . [3]

Отношения между национальностью хань и национальными меньшинствами

[ редактировать ]

Мао заявил, что партия смогла противостоять ханьскому шовинизму и способствовать гармоничным отношениям с этническими меньшинствами. Ситуация в Китае заключалась в том, что ханьское население составляло большинство, но они занимали относительно меньшую часть земли, а этнические меньшинства занимали большую часть земли. Следовательно, партии необходимо было продолжать пересматривать свою собственную политику, чтобы устранить влияние старого времени и разработать системы экономического управления и финансов для национальных меньшинств.

Отношения между партией и беспартийными

[ редактировать ]

Эта часть является наиболее либеральной из десяти основных отношений, поскольку Мао считал, что существование других политических партий могло бы сослужить партии хорошую службу, обеспечивая контроль. Хотя демократические партии состояли из национальной буржуазии и интеллектуалов, они выступали с «благонамеренной критикой». Даже если критика была оскорбительной, партия могла опровергнуть ее рациональными ответами. Затем Мао предвидел исчезновение партии, поскольку марксистская теория предполагала появление общества без государства после достижения коммунизма, и хотя для подавления контрреволюционеров была необходима партия принуждения, он предлагал рационализировать партию и бюрократию.

Связь между революцией и контрреволюцией.

[ редактировать ]

Хотя контрреволюционеры были негативным фактором, благодаря политике партии некоторые из них перестали выступать против революции. Подтверждая необходимость подавления контрреволюционной кампании в начале 1950-х годов, Мао дистанцировался от Великой сталинской чистки и настаивал на том, что контрреволюционеры, такие как Ху Фэн, необходима казнь. все еще существуют и, следовательно, в некоторых случаях для защиты социализма и диктатуры пролетариата .

Отношения между добром и злом

[ редактировать ]

В этом разделе Мао сосредоточил внимание на тех, кто допустил ошибки в прошлом, в том числе на «догматиках во главе с Ван Мином », которые возглавляли партию, «уловив плохие стороны сталинского стиля работы». [3] Мао использовал » Лу Синя « Правдивую историю А-Цю , чтобы проиллюстрировать, что «плохо либо ограждать людей вне партии от революции, либо запрещать заблуждающимся товарищам внутри партии возмещать ущерб». [3] Он предложил наблюдать за теми коммунистами, которые допустили ошибку, а не за теми, «которые цепляются за свои ошибки и не могут исправиться после неоднократных увещеваний». [3]

Отношения между Китаем и другими странами

[ редактировать ]

В десятом пункте Мао подчеркнул важность «изучения сильных сторон всех народов и всех стран». [10] : 15 

Мао считал, что политика обучения у других стран (имея в виду Советский Союз) до сих пор была правильной. Однако, поскольку у каждой нации есть свои слабые места, Китай «не должен копировать все без разбора и механически пересаживать» и «подхватывать их недостатки и слабые места». [3] Китайские коммунисты должны уметь различать сильные и плохие стороны других стран. Он использовал пример Министерства культуры и Бюро кинематографии вместо Министерства кинематографии и Бюро культуры, как в случае с Советским Союзом, чтобы проиллюстрировать важность принятия решения, которое лучше всего соответствовало бы ситуации. Китая.

Что касается разоблачения культа личности Сталина в Советском Союзе, Мао сказал, что «оценка в 30 процентов за ошибки и 70 процентов за достижения» для Сталина была «почти правильной». [3] Затем он рассказал об истории «левого авантюризма» и «правого оппортунизма» Ван Мина в ранней истории Коммунистической партии Китая, которая восходит к Сталину. Что касается социалистического строительства, Мао предостерег от догматического следования марксизму-ленинизму и творчески применил их доктрины.

Наконец, Мао подытожил две слабости Китая: одна — отсутствие доверия среди народа из-за его колониального и полуколониального прошлого и империалистического вторжения, а другая — задержка революции, которая наступила только в 1949 году, четыре десятилетия спустя. Буржуазная революция 1911 года .

В собственных работах Мао Цзэдуна «в первые восемь лет мы копировали зарубежный опыт, но с тех пор, как в 1956 году было предложено десять основных отношений, [партия] нашла путь, подходящий для Китая». [2] Эта речь задала тон 8-му Национальному съезду Коммунистической партии Китая, который должен был состояться во второй половине 1956 года, первому национальному съезду после основания новой страны в 1949 году. В процессе подготовки политического отчета Первоначальной идеей Мао для конгресса было сделать «антиправую консервативную мысль» руководящей мыслью. После произнесения речи руководящей мыслью стали десять основных взаимоотношений, и за ней последовали Лю Шаоци, Ху Цяому и другие высшие лидеры в подготовке к съезду. Во время съезда Чжоу Эньлай сообщил о предложении по второй пятилетке (1956-1962 гг.), а также были рассмотрены вопросы, освещенные Мао в речи, такие как соотношение инвестиций между тяжелой и легкой промышленностью и децентрализация.

После того, как речь была распространена на местном уровне, «принимая во внимание уроки, извлеченные из Советского Союза», ее поняли по-другому. В начале 1957 года сообщалось, что многие местные подразделения начали терять энтузиазм к советским специалистам, не учились у них и даже стали с ними грубить. Советским специалистам работы не поручались, а руководители некоторых бюро не установили с ними тесных отношений. Некоторые бюрократы даже отказались с ними работать. В ответ эксперты доложили в Москву о своих наблюдениях и недовольстве китайскими коллегами. [11]

Книга «Десять основных взаимоотношений» , наряду с книгой «О правильном разрешении противоречий между народами» , стала важной частью теоретических усилий по включению марксизма в китайский контекст и усилий Китая по развитию социализма. [12] : 7 

Советская модель развития и советско-китайские отношения

[ редактировать ]

Многие сочли это выступление началом несогласия Мао с советским путем социалистического развития. Политолог Фредерик К. Тейвес считает, что тщательное расследование ситуации в Китае в 1956 году побудило высшее китайское руководство критически изучить недостатки советской модели и поставить под сомнение ее применимость в Китае. [13] Несмотря на более зрелую промышленную базу, советская экономика росла медленнее, чем китайская. Центральным изменением, вызванным речью, стало соотношение инвестиций между тяжелой промышленностью, с одной стороны, и легкой промышленностью и сельским хозяйством, с другой. В июне 1956 года соотношение тяжелой и легкой промышленности сократилось с 8:1 до 7:1, а несколько месяцев спустя предлагаемые инвестиции в сельское хозяйство также увеличились с 7% до 10%. Кроме того, Государственный совет планировал децентрализовать управление экономическими организациями, а в конце 1956 года было предложено и опробовано использование косвенного планирования и рыночных механизмов. Однако попытка вскоре была свернута из-за возникших трудностей и сопротивления со стороны специалистов по экономическому планированию. [13]

Тейвес напоминает, что Советский Союз сам также пытался провести децентрализацию в середине 1955 года, и это способствовало реакции Китая. Примером такого влияния было использование советских тракторов для распространения механизации сельского хозяйства, но оно было поставлено под сомнение китайской стороной из-за его недостаточности. Другой пример заключался в том, что фабричная система «единоличного управления», при которой власть находилась в руках директора завода, так и не смогла получить известность в Китае, за исключением Северо-Востока, где советское влияние было самым сильным. Советский Союз постепенно отказался от обеих практик. [13]

Экономист Крис Брэмолл считает, что период с апреля 1956 года по июнь 1957 года был периодом максимальной консервативности Мао, и эта речь восстановила экономическую политику сбалансированного развития Мао, которая отличалась от советского акцента на тяжелую промышленность. [14] Однако историк Шэнь Чжихуа предполагает, что по корректировке соотношения инвестиций между тяжелой и легкой промышленностью, изменению плана промышленного развития и повышению уровня жизни народа стратегия развития Мао в речи существенно не отличалась от той, что была в речи Хрущева, произнесенной в съезд партии в том же году и их шестая пятилетка тоже. По мнению Шэня, Китай и Советский Союз искали путь дальнейшего социалистического развития. [15]

Взгляд Мао на государственные закупки зерна

[ редактировать ]

В четвертой части Мао заявил, что партия «действительно допустила ошибку в вопросе о зерне». [3] В 1954 году сокращение производства сопровождалось увеличением государственных закупок, что вызвало «недовольство крестьян, а также было много жалоб как внутри партии, так и вне партии». [3] В 1955 году количество закупаемого государством зерна уменьшилось и был собран хороший урожай, что изменило мнение крестьян о партии. По анализу историка Ян Куйсуна , в 1950-е годы Мао на самом деле был глубоко обеспокоен средствами к существованию крестьян, но его взгляд на государственные закупки зерна и бремя, возлагаемое на крестьян, постепенно изменился с взгляда на эксплуатацию на эксплуататорский из-за двух факторов: 1) выполнение первого пятилетнего плана в 1953 году и 2) общая и долгосрочная выгода государства. [16]

Цифры о нехватке зерна весной (чуньхуан, 春荒) [16]
Год Затронутое население (в миллионах) Неестественная смерть
1950 4,920 7,995
1951 2,093 2,713
1952 2,388 948
1953 3,824 263
1954 2,443 475
1955 6,992 1,477
1956 2,014 10,012
1957 4,134 273
1958 1,979 57,761

Государственный сбор зерна был сложной задачей для нового режима, учитывая тот факт, что Война Сопротивления Японии (1937-1945) и Гражданская война (1946-1949) оказали разрушительное воздействие на экономическую деятельность страны. В начале 1950-х годов уже имели место случаи, когда крестьяне совершали самоубийства или сопротивлялись государственным сборам, несмотря на Чэнь Юня призывы к осторожности. Как видно из официальных данных, нехватка зерна весной (чуньхуан 春荒), возможно, не является самой прямой причиной неестественной смерти, поскольку в годы с более высоким дефицитом неестественной смертности на самом деле может быть меньше. Вместо этого стихийное бедствие и государственные закупки зерна стали бременем для крестьян. После 1949 года государственные закупки зерна начали расти, причем наиболее заметным этот рост стал после введения государственной монополии в 1953 году. В 1956-1967 годах этот показатель снизился и не увеличивался до « Большого скачка» .

Сам Мао непосредственно вмешался в политику государственных закупок зерна в начале 1950-х годов, потребовав снизить количество закупаемого зерна, чтобы облегчить бремя крестьян. В тот период нехватка зерна для крестьян была серьезной проблемой для государства, которое пыталось поддерживать низкую долю в закупках зерна в 30%. Чэнь Юнь выступал за более высокий коэффициент закупок, что противоречило мнению Мао о сохранении низкого коэффициента, поскольку он знал, что слишком сильное давление на крестьян будет контрпродуктивным.

Цифры по производству и госзакупкам зерна [16]
Год Общий объем производства (на 100 миллионов кошек) Госзакупка (в 100 млн кошачьих) Государственные закупки в процентах от общего объема производства (в %)
1950-1951 2,642.6 605 22.8
1951-1952 2,873.8 825.6 28.2
1952-1953 3,278.4 841 25.7
1953-1954 3,336.6 1,003 30.1
1954-1955 3,390.4 1,078 31.8
1955-1956 3,678.8 1,041 28.3
1956-1957 3,855 994 25.7
1957-1958 3,901 1,038.3 26.6
1958-1959 4000 1,161.6 29

Но начиная с 1953 года Мао согласился с точкой зрения специалистов по экономическому планированию и поддержал государственную монополию на закупку и сбыт зерна. С введением государственной монополии государство теперь лучше понимало количество зерна в руках крестьян, и в 1953 году было закуплено в общей сложности 825 миллиардов штук зерна, что больше запланированных 708 миллиардов. Воодушевленный этим увеличением, Чэнь Юнь увеличил сумму еще больше в 1954 году. Единственной заботой планировщиков было то, приведет ли такое увеличение к массовой гибели крестьян, а в 1955 году действительно было зарегистрировано большее количество случаев неестественной смерти. Помимо внутренней информации , Мао также знал о проблеме от демократов, которые писали Мао, чтобы сообщить о серьезности увеличения государственных закупок. В ответ Мао поручил Чэнь Юню снизить закупку и на 1955 год было закуплено меньшее количество.

Взгляд Мао на культ личности

[ редактировать ]

В десятой части Мао отметил, что "в Советском Союзе те, кто когда-то превозносил Сталина до небес, теперь одним махом отправили его в чистилище. Здесь, в Китае, кое-кто следует их примеру". [3] Шэнь Чжихуа предполагает, что критика культа личности Сталина привела к исключению «Идея Мао Цзэдуна» с 8-го съезда партии. [17] В партийной конституции на съезде не упоминалась идея Мао Цзэдуна, и все высшие партийные лидеры также не упоминали ее, что отличалось от партийной конституции последнего съезда, в которой идея Мао Цзэдуна была провозглашена одним из руководящих принципов, наряду с марксизмом и Ленинизм, за китайскую революцию. Поскольку сам Мао не раз выступал против использования этого термина во внутренней коммуникации, его удаление на 8-м съезде партии не обязательно означало, что статус Мао был оспорен, как утверждают некоторые историки, такие как Родерик Макфаркуар .

Хотя тенденция культа антиличности преобладала в социалистическом лагере после 1953 года, Шэнь утверждает, что Мао только выступал против публичного использования идей Мао Цзэдуна, но не видел в этом проблемы как таковой. Ху Цяому объяснил, что неупоминание идей Мао Цзэдуна связано с Советским Союзом, который отказался принять эту идею. А поскольку в начале 1950-х годов Китай все еще полагался на Советский Союз, политика Мао заключалась в том, чтобы преуменьшить эту идею. Советско-югославский конфликт 1948 года показал, что Сталин не потерпит альтернативного социалистического пути, и Советский Союз оставался доминирующим в социалистическом мире. Однако после смерти Сталина в 1953 году давление со стороны Советского Союза уменьшилось, однако Мао все еще не выступал за использование Мао Цзэдуна, хотя и публично, из-за возможной негативной реакции из-за культа антиличности в Советском Союзе. Такое развитие событий вызвало обеспокоенность высших китайских лидеров. После XX съезда партии СССР вопрос культа личности стал еще более чувствительным и вызвал предположения о том, существует ли культ личности в Китае. На местном уровне руководители начали сомневаться в чрезмерной похвале Мао, а социалистические страны на международном уровне также стали осторожно относиться к культу личности. Однако личное поклонение Мао внутри партии началось уже в Эпоха Яньань , поэтому она имела давние исторические корни в партии. Хотя критика Сталина освободила Мао от давления со стороны Советского Союза, она также сделала проблематичным культ его личности. Именно по этой причине он подчеркнул, что «в Китае некоторые люди следуют их примеру», как напоминание о том, что Мао поддерживал свой собственный культ, но критиковал культ Сталина.

Последующее развитие

[ редактировать ]

Крис Брэмалл полагает, что на практике Мао не следовал тому, что он заявил в своей речи, и эту точку зрения поддержал обозреватель Ли Квок-Синг, который утверждает, что «Китай никогда не следовал теории десяти отношений». [14] [18] Во время и сразу после «Большого скачка» Мао пошел дальше в отказе от советской модели развития, подвергнув тщательной критике две советские книги: «Политическая экономия: учебник» Сталина и «Экономические проблемы социализма в СССР» .

Что касается развития внутренних регионов и оборонного строительства, то в ответ на военную угрозу, вызванную эскалацией войны во Вьетнаме и советско-китайским расколом в 1960-х годах, Китай значительно увеличил инвестиции во внутренние регионы через Третий фронт. строительные проекты. Китай разработал собственное ядерное оружие В конце концов, в середине 1960-х годов .

В 1995 году Цзян Цзэминь произнес речь о «двенадцати основных отношениях» социалистического развития, повторяя то, что Мао подчеркивал почти 40 лет назад, хотя этой речи было придано гораздо меньшее значение. Двенадцать отношений Цзяна пересекаются с некоторыми отношениями Мао. [19] [ оригинальное исследование? ]

Сравнение основных отношений Мао и Цзяна
Десять главных отношений Мао Двенадцать главных отношений Цзяна
1 между тяжелой промышленностью, с одной стороны, и легкой промышленностью и сельским хозяйством, с другой. 1 между реформой, революцией и стабильностью
2 между промышленностью прибрежных районов и промышленностью внутренних районов 2 между скоростью и эффективностью
3 между экономическим строительством и оборонным строительством 3 между экономическим строительством, с одной стороны, и населением, ресурсами, окружающей средой - с другой.
4 между государством, единицами производства и производителями 4 между первичным, вторым и третичным секторами
5 между центральными и местными властями 5 между восточным регионом и центрально-западным регионом
6 между национальностью хань и национальными меньшинствами 6 между рыночным механизмом и макроконтролем
7 между партией и беспартийным 7 между экономикой государства и другими экономиками
8 между революцией и контрреволюцией 8 между государством, предприятиями и отдельными лицами при распределении доходов
9 между правильным и неправильным 9 между открытой внешней экспансией и сохранением самодостаточности
10 между Китаем и другими странами 10 между центральным и местным
11 между оборонным строительством и экономическим строительством
12 между построением материальной цивилизации и построением духовной цивилизации

Тираж и издание

[ редактировать ]

«О десяти основных отношениях» и «О правильном разрешении противоречий между людьми» ( 关于正确处理人民内部矛盾的问题 ) — две важные речи, произнесенные Мао после 1949 года. Последняя, ​​произнесенная в феврале 1957 года, была отредактирована самим Мао и вскоре опубликован в People's Daily в июне того же года, но первый был распространен только среди средних и высших кругов и оставался неопубликованным до смерти Мао. [20]

Вопреки своей обычной практике редактирования своих черновиков, Мао оставил речь нетронутой после 1956 года. В 1965 году Лю Шици предложил Мао опубликовать речь из-за ее важности, но Мао был ею недоволен и высказал мнение, что необходима дальнейшая доработка. . Оно оставалось только для распространения среди кадров и не предназначалось для публикации. В декабре партийный центр поручил руководителям изучить речь и высказать по ней свое мнение. Летом 1975 года Дэн Сяопин руководил редакционной работой пятого тома «Избранных сочинений Мао Цзэдуна» и предложил включить в него речь. Была подготовлена ​​дополнительная доработка проекта на основе оригинальной фонограммы. Ознакомившись с пересмотренным проектом, Мао согласился с его частичным распространением, но все же не с публикацией. [21]

Мао дважды комментировал важность этой речи, в 1958 и 1960 годах соответственно, каждый из которых подчеркивал поиск альтернативного социалистического развития. Однако в других случаях Мао не ценил это так высоко. В сентябре 1956 года, принимая представителей Югославии, он сказал, что в своей речи он просто обобщил мнения других и что это не его собственное изобретение. В мае 1957 года он упомянул, что, если его не устроят некоторые проекты даже после доработки, они останутся неопубликованными, указав, что речь не соответствует его стандартам. [21]

Помимо качества проекта речи, еще одной возможной причиной является время политических событий. Когда Лю Шаоци обратился к Мао в декабре 1965 года, Мао уже одобрил критику исторической драмы « Хай Жуй, уволен с должности» , которая считалась подготовкой к началу Культурной революции . Основное содержание речи касалось экономических вопросов, которые отличались от антиревизионизма Культурной революции, и поэтому Мао не согласился опубликовать речь. В 1975 году, когда Дэн Сяопин обратился к Мао, Дэн восстанавливал прежнюю практику и отрицал Культурную революцию, и по той же причине Мао снова отказался опубликовать речь. [21]

Во время 2-го Национального съезда по обучению у Дачжая сельскому хозяйству, состоявшегося в декабре 1976 года, речь была выбрана в качестве учебного документа. В последний день встречи статья была опубликована в People's Daily в полном тексте, после чего последовала общенациональная информационная кампания. Речь также была включена в пятый том «Избранных сочинений Мао» со следующей редакционной статьей:

«Учитывая уроки, извлеченные из Советского Союза, товарищ Мао Цзэдун обобщил опыт Китая, рассмотрел десять важнейших взаимосвязей в социалистической революции и социалистическом строительстве и изложил идеи, лежащие в основе генеральной линии строительства социализма с большей, быстрой, лучшей и большей экономичные результаты, линия, подходящая для условий нашей страны». [3]

Опубликованное издание 1976 года содержало материалы, которые были исключены из внутреннего издания 1965 года, включая критику обращения с тяжелой и легкой промышленностью и сельскохозяйственным сектором Советского Союза и стран Восточной Европы, критику Сталина и другие критические замечания. Но издание 1976 года также не содержало всего содержания речи 1965 года. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Новые архивы Китая: Мао Цзэдун опубликовал «О десяти основных отношениях» . Сеть правительства Китая . 26 августа 2009 г. Проверено 13 декабря 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Цзинь, Чунцзи. «Биография Мао Цзэдуна (1949-1976 . » )
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мао, Цзэдун (25 апреля 1956 г.). «О десяти основных отношениях» . Интернет-архив марксистов .
  4. ^ Редакция «Жэньминь жибао» (5 апреля 1956 г.). «Об историческом опыте диктатуры пролетариата» . Марксисты.орг .
  5. ^ Маллани, Томас (2010). Примирение с нацией: этническая классификация в современном Китае . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520272743 .
  6. ^ Мао, Цзэдун (30 июня 1949 г.). «О народно-демократической диктатуре» . Марксисты.орг .
  7. ^ Шен, Чжихуа (2003). Советские эксперты в Китае (1948–1960) . Пекин: China International Broadcasting Press, стр. 4–5 .  7507822524 .
  8. ^ Уокер, Кеннет Р. (апрель – июнь 1966 г.). «Коллективизация в ретроспективе: «социалистический прилив» осени 1955-весны 1956 года». Китайский ежеквартальный журнал . 26 (26): 1–43. дои : 10.1017/S0305741000013151 . JSTOR   651609 . S2CID   154767650 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Макфаркуар, Родерик (1974). Истоки культурной революции: Том 1. Противоречия среди народа, 1956–1957 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 39–42 . ISBN  0231038410 .
  10. ^ Минами, Казуши (2024). Народная дипломатия: как американцы и китайцы изменили американо-китайские отношения во время холодной войны . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN  9781501774157 .
  11. ^ Шен, Чжихуа (2008). От интеллектуальных встреч к антиправому движению (1956–1957) Гонконг: Центр современной китайской культуры, Китайский университет Гонконга, стр. 721–22. .  978-988-172-743-5 .
  12. ^ Хуан, Ибин (2020). Идеологическая история Коммунистической партии Китая . Том. 2. Цянь Чжэн, Гою Ву, Сюэмэй Дин, Ли Сун, Шелли Брайант. Монреаль, Квебек. ISBN  978-1-4878-0425-1 . OCLC   1165409653 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Перейти обратно: а б с Тейвес, Фредерик К. (1997). «Создание и укрепление нового режима, 1949-1957». В Макфаркуаре, Родерик (ред.). Политика Китая: эпохи Мао и Дэна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 69–73 . ISBN  0521581419 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Брамолл, Крис (2009). Экономическое развитие Китая . Лондон: Рутледж. стр. 124 . ISBN  978-0415373487 .
  15. ^ Шэнь, Чжихуа (2013). «Почему отношения между Китаем и Советским Союзом достигли точки замерзания в 1958 году» . Мир литературы и истории .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Ян, Кесон (2013). «От «маленького великодушного правительства» к «великому великодушному правительству» - сходства, различия и изменения во взглядах Мао Цзэдуна и центральных лидеров на продовольственные проблемы фермеров в первые дни основания Нового. Китай» . Открытая Эра . 6 : 163–90 – через CNKI.
  17. ^ Шэнь, Чжихуа (13 апреля 2015 г.). «Восьмой национальный конгресс Коммунистической партии Китая не упомянул советское происхождение «мысли Мао Цзэдуна»» . Проверено . 13 декабря 2017 г.
  18. ^ Ли, Квок-синг (1995). Словарь политических терминов Китайской Народной Республики . Гонконг: Издательство Китайского университета. п. 407. ИСБН  9622016154 .
  19. ^ Цзян, Цзэминь (28 сентября 1995 г.). «Правильно отразите некоторые важные отношения в социалистической модернизации» . 13 Проверено декабря 2017 г. .
  20. ^ Мао, Цзэдун (27 февраля 1957 г.). «О правильном разрешении противоречий в народе» . Марксисты.орг .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д «Почему Мао Цзэдун не согласился публично опубликовать «О десяти важнейших отношениях»» ( Проверено 19 ноября 2017 г.) .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бернштейн, Томас П. и Хуа-ю Ли, ред. Китай учится у Советского Союза, 1949 – настоящее время . Лэнхэм: Lexington Books, 2010.
  • Брэмолл, Крис. Экономическое развитие Китая . Лондон: Рутледж, 2009.
  • Ли, Квок-синг. Словарь политических терминов Китайской Народной Республики . Гонконг: Издательство Китайского университета, 1995.
  • Макфаркуар, Родерик. Истоки культурной революции: Том 1. Противоречия среди народа, 1956–1957 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1974.
  • Макфаркуар, Родерик. ред. Политика Китая: эпохи Мао и Дэна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1997.
  • Томас, Маллани. Примирение с нацией: этническая классификация в современном Китае . Калифорния: Калифорнийский университет Press, 2010.
  • Уокер, Кеннет Р. «Коллективизация в ретроспективе:« социалистический прилив »осени 1955-весны 1956 года». Китайский ежеквартальный журнал . Апрель — июнь 1966. 26: 1–43.
  • Шэнь Чжихуа. «Советские специалисты в Китае (1948-1960)». Пекин: China International Broadcasting Press, 2003.
  • Шэнь Чжихуа. «Мышление и выбор - от интеллектуальной встречи к антиправому движению (1956-1957)». Гонконг: Центр современной китайской культуры, Китайский университет Гонконга, 2008.
  • Ян Куйсун. «От «маленького доброжелательного правительства» к «великому доброжелательному правительству» - сходства, различия и изменения во взглядах Мао Цзэдуна и центральных лидеров на продовольственные проблемы фермеров в первые дни основания Нового Китая». «Открытая Эра». 6(2013): 163–90.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04d8e91c3c503861f1cebac5b726d562__1711746600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/62/04d8e91c3c503861f1cebac5b726d562.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ten Major Relationships - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)