Jump to content

Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи

Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи
Китайская памятная марка
Китайская почтовая марка в память о подписании договора.
Подписано 14 февраля 1950 г. ( 14 февраля 1950 г. )
Срок действия 16 февраля 1979 г. ( 16 февраля 1979 г. )
Подписавшиеся
Вечеринки
«Да здравствует китайско-советская дружба» русского художника Иванова.

Советско союзе китайский договор , и дружбе взаимной помощи о - ​-Су Ёухо Тонгмэн Хожу Тиаоюэ ), или китайско-советский договор о дружбе и союзе сокращенно , — двусторонний договор о союзе, коллективной безопасности, помощи и сотрудничестве, заключенный между Китайской Народной Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик 14 февраля. , 1950. Он заменил предыдущий советско-китайский договор, подписанный правительством Гоминьдана .

Этот договор был подписан на фоне установления коммунистического режима в Китае и конфронтации времен холодной войны , ставшей прямым следствием внешнеполитической директивы Мао о « склонении в одну сторону » (переход на сторону социалистического лагеря) и . стратегических и идеологических соображений Иосифа Сталина относительно расширения советского влияния в Восточной Азии. Председатель Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун отправился в Советский Союз, чтобы подписать договор, и это был один из двух раз в его жизни, когда он покидал Китай. Договор заложил основу для советско-китайского сотрудничества и партнерства. Это предоставило Китаю гарантии безопасности и расширило возможности экономического сотрудничества между двумя странами. Однако договор не предотвратил резкого ухудшения отношений между Пекином и Москвой в конце 1950-х — начале 1960-х годов, во время советско-китайского раскола .

После истечения срока действия договора в 1979 году Дэн Сяопин хотел, чтобы Китай не вел переговоров с Советским Союзом, если они не согласятся выполнить требования Китая, такие как вывод войск из Афганистана , вывод своих войск из Монголии и советско-китайской границы и прекращение поддержки Вьетнама . вторжение в Камбоджу . [1] Истечение срока действия договора позволило Китаю атаковать Вьетнам , советского союзника, в Третьей Индокитайской войне в ответ на вторжение Вьетнама в Камбоджу , поскольку договор не позволял Китаю атаковать советских союзников.

Ялтинское соглашение

[ редактировать ]
Черчилль , Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции.

В конце Второй мировой войны Иосиф Сталин определил две стратегические цели Советского Союза на Дальнем Востоке после войны: независимость Внешней Монголии от Китая и восстановление сферы влияния царской России на Северо-Востоке Китая для обеспечения ее геополитического влияния. Территориальная безопасность. [2] С этой целью Рузвельт , Сталин и Черчилль достигли соглашения, 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции в котором Советский Союз признал правительство Гоминьдана (Гоминьдана) законным правительством Китая, независимо от Коммунистической партии Китая (КПК) . ). [3] Что касается Соединенных Штатов вступит в войну против Японии , они надеялись, что Советский Союз как можно скорее и поддержит Гоминьдан как единственное законное правительство Китая. В свою очередь, Соединенные Штаты помогли Советскому Союзу убедить Гоминьдан признать правовой режим Советского Союза во Внешней Монголии. [4] В то время отношения между Гоминьданом и КПК были очень напряженными, и Чан Кайши всегда стремился обратиться за помощью к Соединенным Штатам и Советскому Союзу в разрешении конфликта с КПК. [5] Таким образом, хотя на встречу в Ялте не прибыл ни один представитель ни одной из сторон , Рузвельт все же ясно дал понять, что каждый договор, включающий проблемы Китая, требует одобрения Чанга в соглашении из-за его дружбы с Гоминьданом. После этого, чтобы заставить китайское националистическое правительство принять советские условия, Советская Красная Армия в больших количествах вошла на северо-восток Китая, и правительство Гоминьдана во главе с Чангом было вынуждено согласиться на китайско-советский договор о дружбе и союзе . [6]

Совпадающие интересы

[ редактировать ]

Позже, после победы КПК в гражданской войне в Китае , коренным образом изменилась картина Азии и Дальнего Востока , вынудив Советский Союз переоценить и скорректировать свою политику по отношению к Китаю. [7] Требования Китая и Советского Союза были в некоторых отношениях общими и взаимными. Чтобы усилить мощь коммунистического блока против капиталистического мира, возглавляемого США, в международной системе холодной войны , Сталин рассматривал Китай под руководством КПК как жизнеспособного партнера в сдерживании вторжения США в советскую сферу влияния в Восточной Азии . [8] КПК также нуждалась в поддержке и помощи Советского Союза в своей борьбе за консолидацию своего правления и сдерживание попыток Соединенных Штатов свергнуть коммунистический режим. [9] Хотя КПК одержала окончательную победу, война оставила после себя много проблем. Поэтому Китаю требовалась помощь Советского Союза в восстановлении, экономическом развитии и промышленном производстве. Более того, идеологическое противостояние и враждебность между Китаем и западным лагерем под руководством США исключили возможность получения помощи от Запада, что потребовало установления стабильных и предсказуемых дипломатических отношений с Советским Союзом. [10]

Отношение к осуществлению Договора

[ редактировать ]

Однако лидеры двух партий имели разные взгляды на содержание и реализацию договора. Сталин надеялся, что новый договор останется в рамках Ялтинского соглашения , которое обеспечило безопасность советских интересов в Северо-Восточном Китае . [11] С другой стороны, Мао был озабочен созданием независимого внешнего имиджа Китая и отменой всех неравноправных договоров, навязанных имперскими державами. После образования Китайской Народной Республики урегулирование союзного договора между Китаем и Советским Союзом стало для китайского руководства неотложным вопросом ведения дипломатической деятельности и принятия решений. Поэтому первым соображением Мао по дипломатическим вопросам было провести прямой разговор со Сталиным и подписать новый советско-китайский договор.

Причины подписания

[ редактировать ]

Пережив длительную Вторую китайско-японскую войну и гражданскую войну с 1945 по 1949 год , вновь созданный коммунистический режим унаследовал опустошенную экономику и нестабильную социально-политическую среду. Подписание советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи материализовало отношения сотрудничества между КПК Китая и Советским Союзом. Целью Китая было обеспечить советскую экономическую помощь для внутреннего развития и заменить советско-китайский договор 1945 года , подписанный между правительством Гоминьдана и Советским Союзом. [12]

Внутренняя ситуация КНР

[ редактировать ]

Несмотря на успешные военные кампании, вытеснившие присутствие Гоминьдана на материке, годы продолжительной войны оставили коммунистический режим с опустошенной промышленной базой, часть которой стала результатом сильных бомбардировок промышленного центра со стороны ВВС Гоминьдана на позднем этапе гражданской войны. война. Например, в период с октября 1949 по февраль 1950 года ВВС Гоминьдана нанесли 26 авиаударов по военным и промышленным объектам в контролируемых коммунистами регионах, среди которых наиболее эффективной была бомбардировка Шанхая 6 февраля 1950 года , нанесшая тяжелый ущерб местному населению. промышленности и остановило производство из-за паралича электросети. [13] Руководители КПК хорошо понимали ситуацию, в которой они оказались, а именно, что им не хватает не только финансовой помощи, оборудования и промышленных предприятий, но и компетентных специалистов, способных направлять, управлять и перезапускать национальную экономику и промышленное производство. [14] Анастас Микоян , советский дипломат и член Политбюро КПСС, ответственный за переговоры с Мао о помощи, сообщил, что его китайские товарищи были политически искушены, но имели строго ограниченную информацию об экономических механизмах и информации. [15]

Военные проблемы

[ редактировать ]

Военная оккупация Тайваня имела высший приоритет на позднем этапе гражданской войны и стала основным источником враждебности между Китаем и США, когда победа коммунистов казалась неизбежной. [16] Однако существенным препятствием на пути захвата Тайваня было отсутствие или отсутствие функциональных военно-воздушных и военно-морских сил, необходимых для любой военной операции через пролив. Хотя Чан Кайши к моменту заключения договора отступил на Тайвань, Гоминьдан по-прежнему сохранял превосходство в воздухе и на море над НОАК , что ставило НОАК в невыгодное положение. Отражением этого стало поражение НОАК в битве при Гунингтоу , где деревянные лодки КПК встретились с хорошо оснащенными броненосными кораблями Гоминьдана , а десантным войскам пришлось сражаться без прикрытия с воздуха. Отсутствие военно-воздушных сил, способных к перехвату, привело к частым и беспрепятственным авиаударам Гоминьдана по промышленным объектам после захвата КПК крупных городов. [17] что повысило важность советской поддержки в строительстве национальных военно-воздушных сил и военно-морского флота .

На начальном этапе переговоров Чжу Дэ предложил купить 100 самолетов, 100–200 вертолетов, 40–80 бомбардировщиков, а также обучить в Советском Союзе 1000 китайских пилотов и 300 человек личного состава. [18] Мао также выразил надежду на поддержку советской авиации запланированного нападения на Тайвань, но Сталин отверг его, поскольку это дало бы США повод для вмешательства. [19]

Склоняясь в одну сторону

[ редактировать ]

В своей книге «О народно-демократической диктатуре», опубликованной 1 июля 1949 года, Мао сформулировал внешнеполитическую директиву « склонения в одну сторону », в которой он описал мир, разделенный на конфронтационные социалистические и империалистические лагеря и «сидящий на заборе». не пойдет, и нет третьего пути». [20] Таким образом, столкнувшись с мрачной ситуацией и угрозами как изнутри, так и извне, консолидируя коммунистическое правление в рамках холодной войны середины 20-го века, Мао увидел необходимость и преимущества в твердой поддержке Советского Союза и присоединении к социалистическому лагерю. Он воспринимал сотрудничество внутри социалистического лагеря как добрую волю и искреннюю помощь в развитии стран в отличие от плана Маршалла , который Мао считал предлогом эксплуатации, и программой США по оказанию политического влияния на страны-получатели. Для Китая реализация быстрой индустриализации посредством экономической помощи была одной из основных целей, что сделало потребность в советской экономической и технологической помощи движущей силой договора 1950 года. [21]

Идеология

[ редактировать ]

Столкнувшись с выбором между Западным блоком, возглавляемым Советским Союзом возглавляемым Америкой, и Восточным блоком, , Мао решил встать на сторону Советского Союза из-за идеологической близости. [22] В отличие от плана Маршалла, несущего «империалистический» и «интервенционистский» оттенок, советская помощь была оформлена как международная поддержка со стороны революционных сил мирового пролетариата. Братские отношения между Китаем и Советским Союзом олицетворяли социалистический интернационализм и последовательную идеологическую основу, которые дали толчок к подписанию договора, и, по словам Сталина, вступление Китая «сформировало сильный, единый социалистический лагерь для противостояния капиталистическому лагерю» и составило социалистическая система международного сотрудничества более реальна, чем капиталистическая. [23]

Переговорный процесс

[ редактировать ]

Прелюдия к переговорам

[ редактировать ]
Мао и Сталин в Москве , декабрь 1949 года.

6 декабря Мао отправился поездом в Москву вместе с Чэнь Бода , главным секретарем Мао по политическим и идеологическим вопросам, Е Силуо, личным секретарем Мао по секретным делам; Ван Дунсин , отвечавший за безопасность Мао, и Ши Чжэ , переводчик Мао. [24] Первое официальное общение Мао и Сталина состоялось в Кремле в ночь на 16-е число. Мао сначала заявил, что самой важной заботой Китая является обеспечение мира. Китаю потребовалось три-пять лет мира, чтобы восстановить экономику до довоенных стандартов и стабилизировать страну. [25] Решение основных проблем Китая во многом зависело от перспектив мира. Обеспокоенность Мао нашла отклик у Сталина, который ответил, что прямой угрозы Китаю со стороны иностранных держав нет, поскольку Япония и Германия все еще восстанавливаются. Большинство западных стран, включая США, не хотели развязывать новую войну. Сталин также утверждал, что если две страны будут работать вместе и поддерживать дружеские отношения, они смогут гарантировать мир на 20–25 лет, а то и дольше. [26] Следовательно, эта точка зрения соответствует точке зрения ЦК КПК того времени.

Различные взгляды

[ редактировать ]

Сразу после этого Мао высказал свою озабоченность по поводу Договора о дружбе и союзе, подписанного между китайским националистическим правительством и Советским Союзом в августе 1945 года, который Лю Шаоци также поднял в июле 1949 года до прибытия Мао. Поэтому КПК придавала этому вопросу большое значение, а заключение нового договора с Советским Союзом было одной из главных целей Мао. [27] С другой стороны, Сталин предпочитал, чтобы существующий договор с Гоминьданом оставался в силе. Сталин утверждал, что соглашения в договоре регулировались Ялтинским соглашением , например, управление Курильскими островами , Южным Сахалином и Порт-Артуром . Иными словами, заключение договора было одобрено Соединенными Штатами и Великобританией, поэтому изменение любых пунктов договора дало бы Соединенным Штатам и Великобритании рычаг для изменения пунктов, касающихся Курильских островов или Южного Сахалина , которые находились под советской властью. Территориальные завоевания Союза в Ялте. [28] Что касается желания Мао заключить новый договор, Сталин рассмотрел возможность формального сохранения существующего договора, одновременно изменяя его на практике. Например, Советский Союз по-прежнему сохранял за собой право размещать войска в Порт-Артуре, но в то же время вывел части из Порт-Артура, как предлагала КПК. Мао ответил эвфемистически, что необходимо рассмотреть вопрос о законности Ялтинской конференции; однако в китайском обществе общественность считала, что, поскольку Гоминьдан уже потерпел поражение, существующий Договор о дружбе и союзе потерял свою цель и значение. Сталин, в свою очередь, заявил, что существующий договор со временем будет изменен. [29]

Поворотный момент

[ редактировать ]

Подобно просьбе о новом договоре, Мао получил и другие отказы от Сталина. Одним из них была военная помощь для поддержки НОАК в нападении на Тайвань. Сталин утверждал, что военная помощь Советского Союза даст Соединенным Штатам повод для вмешательства. [30] После празднования 70-летия Сталина Мао еще больше укрепил свою позицию по заключению нового договора, однако получил еще больше отказов от Сталина. По словам самого Мао, Мао несколько раз пытался связаться со Сталиным, но Кремль сообщил Мао, что Сталина нет дома, и вместо этого попытался договориться о Мао с соратниками Сталина. Мао решил продолжать ждать. [31] Поскольку слухи о том, что Мао тайно удерживается Сталиным, распространились, обе стороны наконец согласились действовать в соответствии с этими слухами. Мао решили пригласить на интервью советской прессе ТАСС . Интервью также стало поворотным моментом в обсуждении договора с Мао.

Соглашение достигнуто

[ редактировать ]

2 января 1950 года Сталин наконец согласился начать переговоры с Мао для решения вопроса о договоре. Мао представил три предложения: заключение нового договора, публикация официальных заявлений двух стран, утверждающих, что обе стороны достигли соглашения по вопросам, касающимся предыдущего договора, и, наконец, подписание декларации об отношениях между двумя странами. стран без необходимости заключения нового договора. [32] Мао, безусловно, поддержал первое предложение, которое, как он утверждал, принесет обеим странам большую политическую выгоду, особенно в плане конфронтации с другими империалистическими державами. После одобрения советской стороны обе стороны организовали Чжоу Эньлая приезд в Москву . [33]

Премьер-министр Чжоу Эньлай в 1940-е годы

Премьер-министр Чжоу Эньлай прибыл в Москву с китайской переговорной делегацией 20 января 1950 года. После ряда приготовлений переговоры наконец состоялись вечером 22 января. Участниками с советской стороны были Сталин, Молотов , Маленков , Микоян. , Вышинский и Федоренко ; Среди китайских участников были Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Ли Фучунь , Ван Цзясян , Чэнь Бода и Ши Чжэ . [34] В ходе переговоров обе стороны пришли к соглашению о том, что Договор о дружбе и союзе от 14 августа 1945 года необходимо заменить новым договором. Обе стороны также достигли соглашения по вопросам Порт-Артура, и Сталин согласился вывести войска из Порт-Артура. Однако обе стороны не пришли к полному соглашению по Китайской Чанчуньской железной дороге (CCR). Хотя Сталин согласился сократить срок действия соглашения CCR 1945 года, Сталин отклонил просьбу Китая передать управление железной дорогой Китаю и увеличить долю китайского капитала. [35]

Проект договора был впервые передан от советской стороны китайской стороне 23 января 1950 года. Чжоу Эньлай сразу же вечером ответил китайским проектом. [36] Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи 1950 года включал следующие условия: предотвращение агрессии, международные действия во имя мира и безопасности, пункт о помощи, запрет союзов, отказ от отдельных переговоров с Японией, пункт о консультациях, и экономическое и культурное сотрудничество и взаимная помощь. Обе стороны согласились, что срок действия договора должен оставаться тридцать лет. [37] Договор, соглашения и ноты были официально подписаны 14 февраля 1950 года в Кремле. [38]

Условия договора

[ редактировать ]

Генеральное соглашение

[ редактировать ]

Статья 1.

Обещание коллективной безопасности , которое рассматривает нападение на одного как нападение на обоих, чтобы предотвратить возрождение японского империализма. Обе стороны были обязаны оказывать военную и другие формы помощи, когда они столкнулись с агрессией и войной. Две договаривающиеся стороны обязались поддерживать принципы сотрудничества, способствующие международному миру и безопасности.

Статья 2.

Подписавшиеся стороны должны заключить мирный договор с Японией совместно с другими державами-союзниками Второй мировой войны.

Статья 3.

Подписавшиеся стороны не должны участвовать в коалициях и альянсах, направленных против друг друга.

Статья 4.

Взаимные консультации по основным вопросам, затрагивающим существенные интересы подписавших сторон.

Статья 5.

Обе стороны согласились придерживаться принципов «равенства прав, взаимных интересов, уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства », содействия тесному сотрудничеству, оказания экономической и промышленной помощи и будут стремиться к укреплению дружбы между Китаем и Китаем. СССР .

Статья 6.

Договор будет действовать в течение тридцати лет, и если ни одна из сторон не выразит возражений против договора за год до истечения срока его действия, договор должен автоматически быть продлен еще на пять лет. [39] [40] [41]

Чанчуньская железная дорога, Порт-Артур и Далянь

[ редактировать ]

Обе стороны договорились о полной передаче всех прав и связанной с ними собственности Чанчуньской железной дороги обратно Китаю на безвозмездной основе до заключения мирного договора с Японией, но не позднее 1952 года. [42]

Советский Союз выведет свои войска с совместно используемой военно-морской базы в Порт-Артуре после заключения мирного договора с Японией, а китайское правительство будет нести ответственность за расходы на строительство и монтаж, понесенные Советским Союзом с 1945 года. - Должна была быть создана Советская Военная комиссия с пост-ротационным механизмом для надзора за военными делами до момента передачи собственности. [43]

Право собственности на порт Далянь будет возвращено Китаю вместе с связанной с ним собственностью, временно управляемой Советским Союзом, в рамках совместной комиссии, состоящей из представителей обеих сторон. [44] [45]

Советский кредит Китаю

[ редактировать ]
Памятные марки в честь подписания Советско-китайского договора о дружбе в 1950 году.

С января 1950 года Китаю был предоставлен кредит в размере 60 миллионов долларов в год и 300 миллионов долларов в общей сложности по ставке 1 процент в год в виде железных дорог, промышленной инфраструктуры, оборудования и материалов для реконструкции и восстановления после разрушений. войны. [46] [47]

Советские специалисты

[ редактировать ]

Советские специалисты были направлены для работы в китайские учреждения, отрасли, организации для оказания помощи и консультирования по восстановлению, индустриализации и экономическому развитию Китая с фиксированной продолжительностью работы в один год, лечение которых было идентично китайским техническим специалистам. Китайская сторона несет ответственность за транспортные расходы, расходы, проживание и заработную плату советских специалистов, тогда как расходы, связанные с внезапным отзывом экспертов советской стороной, ложатся на Советский Союз. [48]

Споры вокруг национальных интересов

[ редактировать ]

Китай, занимавший огромную территорию с богатыми природными ресурсами, имел стратегическое значение для Советского Союза. Поэтому Советский Союз пошел на огромную уступку, отказавшись от своих корыстных интересов в Северо-Восточном Китае, воплощенными в возвращении китайской Чанчуньской железной дороги, Порт-Артура и Даляня, чтобы укрепить солидарность социалистического лагеря в конфронтации с капиталистическим блоком и Китаем. обороны Дальнего Востока. Советско-китайское стратегическое партнерство было дилеммой для Сталина. С одной стороны, помощь и наличие надежного социалистического союзника, такого как Китай в Восточной Азии, значительно изменили бы баланс сил в пользу Советского Союза и укрепили бы советское лидерство в коммунистическом мире. С другой стороны, Сталин опасался, что после восстановления после войны Мао станет вторым Тито, бросающим вызов советской воле. Хотя 300 миллионов долларов в конечном итоге были материализованы, соглашение содержало гораздо более жесткие условия, чем те, которые были подписаны между Советским Союзом и восточноевропейскими странами. социалистические страны. Например, в советском договоре, заключенном со странами Восточной Европы, говорилось о «немедленном предоставлении всей доступной военной и иной помощи». Однако Сталин пересмотрел соглашение о помощи, чтобы «оказать всю возможную экономическую помощь». [49] и наложили более строгие условия на лечение советских экспертов. Кроме того, технологическая помощь в отношении ядерного оружия была отложена до эпохи Хрущева . По словам Мао, только после Корейской войны Китай завоевал доверие Советского Союза, за которым последовала дополнительная помощь, сотрудничество и «156 проектов». [50]

С китайской стороны советская помощь представляла собой наиболее важное и жизнеспособное средство реконструкции и восстановления. Таким образом, Китай столкнулся с компромиссом между помощью и пересмотром независимости Внешней Монголии, признанной в китайско-советском договоре, подписанном правительством Гоминьдана. [51] Также существовало беспокойство по поводу создания совместных китайско-советских предприятий, которые, по мнению Мао, олицетворяли определенную степень советского патернализма и недоверия. Кроме того, советский кредит не был бесплатным. Сталин потребовал продать Советскому Союзу все излишки производства стратегически важных ресурсов в Китае в качестве компенсации. В период с 1954 по 1959 год Китай поставил 160 000 тонн вольфрамовой руды, 110 000 тонн меди , 30 000 тонн сурьмы и 90 000 тонн каучука в Советский Союз . Тем не менее, учитывая важность этого договора для обеих сторон, ничто из этого не помешало окончательному соглашению. [52]

Эффекты и наследие

[ редактировать ]

Советская помощь Китаю, предусмотренная договором, сыграла ключевую роль в формировании китайской экономической системы, обеспечив выживание недавно созданного коммунистического режима, и способствовала восстановлению после опустошительных затяжных войн, индустриализации и модернизации коммунистического Китая. [53] А именно, советская помощь, как в технических знаниях, так и в материальных формах, таких как оборудование, средства и строительство инфраструктуры, помогла заложить основу для плановой экономики Китая, государственных предприятий и различных отраслей промышленности. Массовый приток советской помощи за короткий период заменил функцию накопления капитала, необходимую для развития экономики, и значительно сократил время, необходимое для приобретения знаний и технических навыков, для получения которых часто требуется практика и обучение поколений рабочих. возглавляемому Советским Союзом, Кроме того, присоединение к социалистическому лагерю, принесло Китаю столь необходимую международную поддержку, которая компенсировала последствия экономической блокады, эмбарго на 400 видов товаров, введенного капиталистическим блоком, и военных угроз. [54]

Всесторонняя помощь также изменила промышленный ландшафт вновь созданной страны. До подписания договора около 70% промышленности Китая было сосредоточено в прибрежной зоне юго-востока, где в XIX веке велась торговля между западными державами и правительством Цин . Напротив, проекты, которым помогал Советский Союз, в основном были расположены на северо-востоке, в центре и западном регионе Китая, что оптимизировало пространственное распределение китайской промышленности, способствовало развитию экономики ранее слаборазвитых внутренних районов и способствовало китайской индустриализации и модернизации в целом. [55]

Договор повлиял на принцип невмешательства китайской внешней политики , который впоследствии стал центральным принципом китайской внешней политики после его включения в « Пять принципов мирного сосуществования» . [56] : 86 

Минусы импортной советской модели

[ редактировать ]

Вместе с советской помощью пришла жесткая и чрезмерно централизованная структура власти и плановая экономика . С идеологической точки зрения любая попытка признать положительную роль рыночного механизма рассматривалась как движение по капиталистическому пути. Существовало также институциональное несоответствие между впечатляющими возможностями мобилизации ресурсов, масштабным строительством промышленных предприятий и плохими механизмами управления и координации производства. Отличительный недостаток, присущий сталинской модели, проявился и в плановой экономике Китая. В течение первой пятилетки в ходе быстрой индустриализации непропорционально большое внимание уделялось оборонной и тяжелой промышленности, в то время как значение гражданской и легкой промышленности преуменьшалось и предоставлялось сопутствующее оборудование. [57]

Советско-китайские отношения и международная система

[ редактировать ]

С одной стороны, подписание советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи способствовало установлению братских отношений между двумя сторонами и восстановило послевоенный баланс сил между капиталистическим и социалистическим лагерями. Восприятие русских как доброжелательных «старших братьев», ведущих Китай по пути к современности, вызвало большую популярность в китайском обществе и политическом дискурсе. [58] Положения договора также укрепили солидарность внутри коммунистического блока во главе с Советским Союзом, укрепив его в конфронтации с капиталистическим блоком и внося значительный вклад в консолидацию власти Китая и легитимность правления. [59] Советская помощь социалистическим странам и договор, подписанный с Китаем, совпадающий с американской помощью в рамках плана Маршалла и программы Трумэна «Пункт четыре», продемонстрировали конкуренцию великих держав за сферы влияния в рамках «холодной войны» и менталитета, с помощью которых Советскому Союзу удалось обеспечить безопасность нового Китая. возник коммунистический режим, защищавший свои интересы на Дальнем Востоке. [60]

С другой стороны, в дипломатических обменах между двумя сторонами китайские лидеры часто апеллировали к достоинствам «китаизации марксизма » , включая «крестьянское окружение городов», «земельную революцию» и «тайную и открытую борьбу внутри городов». «, которые представляли собой адаптации, основанные на китайском контексте и значительно расходившиеся с ортодоксальной советской интерпретацией марксизма-ленинизма . Они посеяли семена советско-китайского раскола в конце 50-х и начале 60-х годов. [61] Остин Джерсилд в своей книге «Китайско-советский альянс: международная история » предлагает аналогичную точку зрения, согласно которой потенциально патерналистская советская программа консультирования и годы взаимодействия вызвали непреднамеренное недовольство советским вмешательством, которое напоминало и напоминало китайскому народу об империализме. [62]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ченг, Джозеф Ю.С. (2004). «Вызовы российской политике Китая в начале XXI века» . Журнал современной Азии . 34 (4): 480–502. дои : 10.1080/00472330480000231 . S2CID   153970302 .
  2. ^ Баллис, Уильям Б. (1951). «Образец советско-китайских договоров, 1945-1950 годы» . Анналы Американской академии политических и социальных наук . 277 : 171. дои : 10.1177/000271625127700117 . JSTOR   1030262 . S2CID   143663913 .
  3. ^ Хайнциг, Дитер (2003). Советский Союз и коммунистический Китай 1945-1950 гг.: трудный путь к Альянсу . Армонк: Тейлор и Фрэнсис. п. 51. OCLC   929510021 .
  4. ^ Хайнциг. Советский Союз и коммунистический Китай 1945-1950 гг.: трудный путь к Альянсу . п. 52. OCLC   929510021 .
  5. ^ Хайнциг. Советский Союз и коммунистический Китай 1945-1950 гг.: трудный путь к Альянсу . п. 58. OCLC   929510021 .
  6. ^ Эллеман, Брюс А. (30 августа 2019 г.). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896-1950 гг . Рутледж. п. 242. ИСБН  9781317328155 .
  7. ^ Баллис (1951). «Образец советско-китайских договоров, 1945-1950 годы» . Анналы Американской академии политических и социальных наук . 277 : 173. дои : 10.1177/000271625127700117 . JSTOR   1030262 . S2CID   143663913 .
  8. ^ Хайнциг. Советский Союз и коммунистический Китай 1945-1950 гг.: трудный путь к Альянсу . стр. 318–319. OCLC   929510021 .
  9. ^ Хайнциг. Советский Союз и коммунистический Китай 1945-1950 гг.: трудный путь к Альянсу . стр. 318–319. OCLC   929510021 .
  10. ^ Хайнциг. Советский Союз и коммунистический Китай 1945-1950 гг.: трудный путь к Альянсу . п. 307. OCLC   929510021 .
  11. ^ Эллеман (30 августа 2019 г.). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896-1950 гг . Рутледж. п. 243. ИСБН  9781317328155 .
  12. ^ Чжоу, Хун (2015), Чжоу, Хун; Чжан, Цзюнь; Чжан, Мин (ред.), «Советская помощь Китаю» , «Иностранная помощь в Китае » , Берлин, Гейдельберг: Springer, стр. 57–106, doi : 10.1007/978-3-662-44273-9_3 , ISBN  978-3-662-44273-9 , получено 17 марта 2022 г.
  13. ^ Чжоу; Чжан; Чжан (2015). Иностранная помощь в Китае . стр. 32–34. дои : 10.1007/978-3-662-44273-9 . ISBN  978-3-662-44272-2 .
  14. ^ Лоуренс, Алан (30 сентября 2013 г.). Международные отношения Китая с 1949 года . Лондон: Рутледж. стр. 32–34. дои : 10.4324/9781315018782 . ISBN  978-1-315-01878-2 .
  15. ^ Чжоу; Чжан; Чжан (2015). Иностранная помощь в Китае . п. 65. дои : 10.1007/978-3-662-44273-9 . ISBN  978-3-662-44272-2 .
  16. ^ Лоуренс (2013). Международные отношения Китая с 1949 года . стр. 34–35. дои : 10.4324/9781315018782 . ISBN  9781136572173 .
  17. ^ Чжоу; Чжан; Чжан (2015). Иностранная помощь в Китае . п. 81. дои : 10.1007/978-3-662-44273-9 . ISBN  978-3-662-44272-2 .
  18. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 277. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  19. ^ Чжоу; Чжан; Чжан (2015). Иностранная помощь в Китае . п. 72. дои : 10.1007/978-3-662-44273-9 . ISBN  978-3-662-44272-2 .
  20. ^ Чжоу; Чжан; Чжан (2015). Иностранная помощь в Китае . стр. 66–67. дои : 10.1007/978-3-662-44273-9 . ISBN  978-3-662-44272-2 .
  21. ^ Лоуренс (2013). Международные отношения Китая с 1949 года . стр. 15, 27–28. дои : 10.4324/9781315018782 . ISBN  9781136572173 .
  22. ^ Фут, Розмари (1 сентября 1991 г.). «Новый взгляд на китайско-советский союз: китайские и американские перспективы» . Журнал исследований Северо-Восточной Азии . 10 (3): 16–29. дои : 10.1007/BF03025071 . ISSN   1874-6284 . S2CID   150781845 .
  23. ^ Чжоу; Чжан; Чжан (2015). Иностранная помощь в Китае . стр. 68, 77. doi : 10.1007/978-3-662-44273-9 . ISBN  978-3-662-44272-2 .
  24. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 267. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  25. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . стр. 270–271. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  26. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . стр. 269–271. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  27. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 271. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  28. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 271. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  29. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . стр. 272–273. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  30. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . стр. 278–280. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  31. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 287. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  32. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 293. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  33. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . стр. 294–296. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  34. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 328. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  35. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . стр. 333–337. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  36. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 343. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  37. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . стр. 343–348. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  38. ^ Хайнциг (2015). Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу . п. 364. дои : 10.4324/9781315698984 . ISBN  9781315698984 .
  39. ^ Эллеман (2019). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950 гг . стр. 244–245. дои : 10.4324/9781315657479 . ISBN  9781315657479 . S2CID   204426183 .
  40. ^ Баллис (1951). «Образец советско-китайских договоров, 1945-1950 годы» . Анналы Американской академии политических и социальных наук . 277 : 167–176. дои : 10.1177/000271625127700117 . S2CID   143663913 .
  41. ^ Алан. Международные отношения Китая с 1949 года . стр. 30–31. OCLC   862613160 .
  42. ^ Эллеман (2019). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950 гг . п. 246. дои : 10.4324/9781315657479 . ISBN  9781315657479 . S2CID   204426183 .
  43. ^ Эллеман (2019). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950 гг . п. 246. дои : 10.4324/9781315657479 . ISBN  9781315657479 . S2CID   204426183 .
  44. ^ Эллеман (2019). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950 гг . стр. 246–247. дои : 10.4324/9781315657479 . ISBN  9781315657479 . S2CID   204426183 .
  45. ^ Эллеман, Брюс; Коткин, Стивен (15 января 2015 г.). Маньчжурские железные дороги и открытие Китая: Международная история: Международная история . Нью-Йорк: Рутледж. дои : 10.4324/9781315702643 . ISBN  978-1-315-70264-3 .
  46. ^ Эллеман (2019). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950 гг . стр. 248–249. дои : 10.4324/9781315657479 . ISBN  9781315657479 . S2CID   204426183 .
  47. ^ Лоуренс (2013). Международные отношения Китая с 1949 года . п. 15. дои : 10.4324/9781315018782 . ISBN  9781136572173 .
  48. ^ Эллеман (2019). Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950 гг . стр. 249–251. дои : 10.4324/9781315657479 . ISBN  9781315657479 . S2CID   204426183 .
  49. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . п. 74.
  50. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . п. 74.
  51. ^ Эллеман. Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950 гг . п. 242.
  52. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . стр. 71, 77.
  53. ^ Ступня. Новый взгляд на китайско-советский альянс: китайские и американские перспективы . п. 18.
  54. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . стр. 99, 101.
  55. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . стр. 100–104.
  56. ^ Мэн, Вентинг (2024). Мир развития: теоретизирование подхода Китая к международному миростроительству . Там же. Издательство Колумбийского университета . ISBN  9783838219073 .
  57. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . стр. 101–106.
  58. ^ Найт, Джон М. (22 сентября 2020 г.). «Обязательный интернационализм: китайско-советская дружба 1949-1956» . Коммунизм двадцатого века . 19 (19): 26–61. дои : 10.3898/175864320830900536 . S2CID   229012307 .
  59. ^ Лоуренс. Международные отношения Китая с 1949 года . стр. 27–28.
  60. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . стр. 73–76.
  61. ^ Чжоу. Советская помощь Китаю . п. 68.
  62. ^ «Обзор - Советско-китайский союз: международная история» . Электронные международные отношения . 27 июня 2015 г. Проверено 17 марта 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Баллис, Уильям Б. «Образец советско-китайских договоров, 1945–1950». АННАЛЫ Американской академии политических и социальных наук 277, вып. 1 (сентябрь 1951 г.): 167–76. https://doi.org/10.1177/000271625127700117.
  • Ченг, Джозеф Ю.С. «Вызовы российской политике Китая в начале 21 века». Журнал современной Азии 34, вып. 4 (2004): 480–502.
  • Эллеман, Брюс А. 2020. «14 февраля 1950 г. - Советско-китайский договор о дружбе». В книге «Международное соперничество и тайная дипломатия в Восточной Азии, 1896–1950». 1-е изд., 242–252: Рутледж.
  • Эллеман, Брюс А., Стивен Коткин и электронные книги Тейлора и Фрэнсиса от А до Я. Маньчжурские железные дороги и открытие Китая: международная история . Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 2010; 2009; 2015;. дои : 10.4324/9781315702643
  • Фут, Розмари. «Новый взгляд на китайско-советский альянс: китайские и американские перспективы». Журнал исследований Северо-Восточной Азии 10, вып. 3 (1991): 16.
  • Хайнциг, Дитер. Советский Союз и коммунистический Китай 1945–1950: трудный путь к Альянсу. 1-е изд. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 2004; 1998; 2003; https://doi.org/10.4324/9781315698984.
  • Найт, Джон М. «Обязательный интернационализм: китайско-советская дружба 1949–1956». Коммунизм двадцатого века 19, вып. 19 (2020): 26–60.https://web.s.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=0&sid=e494e396-a147-4bcc-825d-52f5fc43f90e%40redis
  • Лоуренс, Алан. «ЧАСТЬ I. Эпоха советско-китайской дружбы 1945–55». В международных отношениях Китая с 1949 года, 39–87: Routledge.
  • Ли, Вонхи. «Обзор - Советско-китайский союз: международная история». E-IR, 11 июля 2015 г. https://www.e-ir.info/2015/06/27/review-the-sino-soviet-alliance-an-international-history/
  • Чжоу, Хун. 2014. «Советская помощь Китаю». В книге «Иностранная помощь в Китае», 57–106. Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Песков Юрий. «Шестьдесят лет Договору о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, 14 февраля 1950 года». Дальневосточные дела (2010) 38 № 1 стр. 100–115.
  • Шен, Чжихуа, SpringerLink (онлайн-сервис) и электронные книги SpringerLINK — Общественные науки. 2020;2019;. Краткая история советско-китайских отношений, 1917–1991 гг. 1-е 2020 г. изд. Сингапур: Springer Сингапур.
  • Бо Ибо и Чжай Цян (переводчик) (1992) Принятие решения «склониться к одной стороне», китайские историки, 5:1, 57–62, дои : 10.1080/1043643X.1992.11876887
  • Электронные книги Лоуренса, Алана, Тейлора и Фрэнсиса — электронные книги CRKN, Тейлора и Фрэнсиса, Аризона, и коллекция CRKN MiL. Китай при коммунизме . Лондон; Нью-Йорк;: Рутледж, 1998; 2002;. дои : 10.4324/9780203006832
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9f391462367b8d42f9ed8646f2ed07f__1710224880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/7f/b9f391462367b8d42f9ed8646f2ed07f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sino-Soviet Treaty of Friendship, Alliance and Mutual Assistance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)