Пять принципов мирного сосуществования
Китайский портал |
Пять принципов мирного сосуществования ( китайский : 和平共处五项原则 ; пиньинь : Хэпин гунчо у сианг юаньцзе ) — это принципы международных отношений китайского правительства, впервые упомянутые в китайско-индийском соглашении 1954 года . Также известен как Панчшил (на хинди «пять принципов»). [1] ), эти принципы впоследствии были приняты в ряде резолюций и заявлений, в том числе в преамбуле Конституции Китайской Народной Республики . [2]
Принципы [ править ]
Пять принципов, изложенных в Китайско-индийском соглашении 1954 года , таковы:
- взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета друг друга,
- взаимное ненападение,
- взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга,
- равенство и сотрудничество ради взаимной выгоды, а также
- мирное сосуществование
Эти принципы являются строгой интерпретацией Вестфальских норм государственного суверенитета. [3] С момента своего включения в «Пять принципов» Китай сделал упор на невмешательстве как на главный принцип своей внешней политики . [4] : 86
История [ править ]
Соглашение Панчшила послужило одним из наиболее важных соглашений между Индией и Китаем, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества в области экономики и безопасности. В основе «Пяти принципов» лежало то, что новые независимые государства после деколонизации смогут разработать новый и более принципиальный подход к международным отношениям. [ нужна ссылка ]
По словам В. В. Паранджпе , индийского дипломата и специалиста по Китаю, принципы Панчшила были впервые публично сформулированы Чжоу Эньлаем — «Принимая индийскую делегацию на тибетских торговых переговорах 31 декабря 1953 года [...] он изложил их как «пять принципов, регулирующих отношения Китая с зарубежными странами». [5] Затем в совместном заявлении в Дели 18 июня 1954 г. [5] эти принципы были подчеркнуты премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Чжоу Эньлаем в речи по радио, произнесенной во время конференции премьер-министров стран Азии в Коломбо , Шри-Ланка, всего через несколько дней после подписания китайско-индийского договора. в Пекине. Неру зашел так далеко, что заявил: «Если бы эти принципы были признаны во взаимоотношениях всех стран, то вряд ли бы вообще был какой-либо конфликт и уж тем более война». [6] Было высказано предположение, что эти пять принципов частично возникли как пять принципов индонезийского государства. В июне 1945 года Сукарно , лидер индонезийских националистов, провозгласил пять общих принципов, или панчасила , на которых должны были быть основаны будущие институты. Индонезия стала независимой в 1949 году. [7]
Пять принципов были включены в измененной форме в « Десять принципов мирного сосуществования». [8] (известный как Дасасила Бандунг ), выпущенный в апреле 1955 года на исторической Азиатско-африканской конференции в Бандунге , Индонезия , которая сделала больше, чем любая другая встреча, для формирования идеи о том, что постколониальные государства могут предложить миру что-то особенное. «Резолюция о мирном сосуществовании, совместно представленная Индией, Югославией и Швецией, была единогласно принята в 1957 году Генеральной Ассамблеей ООН ». [9] Пять принципов, принятые в Коломбо и других местах, легли в основу Движения неприсоединения , созданного в Белграде, Югославия , в 1961 году. [10]
Китай часто подчеркивал свою тесную связь с «Пятью принципами». [11] Он выдвинул их в качестве пяти принципов мирного сосуществования в начале переговоров, проходивших в Дели с декабря 1953 по апрель 1954 года между делегацией правительства КНР и делегацией правительства Индии об отношениях между двумя странами. стран в отношении спорных территорий Аксай-Чин и того, что Китай называет Южным Тибетом , и Индии Аруначал-Прадеш . Упомянутое выше соглашение от 28 апреля 1954 года было рассчитано на восемь лет. [12] Когда оно истекло, отношения уже испортились, положение о продлении соглашения не было реализовано, и китайско-индийская война между двумя сторонами вспыхнула .
В 1979 году, когда Атал Бихари Ваджпаи , тогдашний министр иностранных дел Индии и будущий премьер-министр, отправился в Китай, слово Панчшил вошло в разговор во время переговоров с китайцами. [13] В 50-летие договора Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики заявило, что должен быть построен «новый международный порядок на основе пяти принципов мирного сосуществования». [14] Также в 2004 году премьер Вэнь Цзябао сказал: [2]
Именно на основе «Пяти принципов» Китай установил и развил дипломатические отношения со 165 странами, а также осуществил торгово-экономические, научные, технологические и культурные обмены и сотрудничество с более чем 200 странами и регионами. Именно на основе «Пяти принципов» Китай посредством мирных переговоров разрешил пограничные проблемы с большинством соседей и сохранил мир и стабильность в прилегающих к нему районах. И именно на основе «Пяти принципов» Китай предоставляет экономическую и техническую помощь без каких-либо политических условий [...]
Дэн Сяопин поддержал пять принципов мирного сосуществования, заявив, что их следует использовать в качестве «руководящих норм международных отношений». [15]
В июне 2014 года вице-президент Индии Хамид Ансари был принят Китаем в Доме народных собраний в Пекине по случаю празднования 60-летия подписания Панчшильского договора. [16] В 2017 году китайский лидер Си Цзиньпин заявил, что «Китай готов работать с Индией, чтобы получить руководство из пяти принципов Панчшила». [17]
Другие контексты [ править ]
Пять принципов мирного сосуществования — это китайские политические нормы, сформулированные и в других контекстах. В 1982 году Ху Яобана в докладе XII Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая говорилось: «Китай придерживается независимой внешней политики и развивает отношения с другими странами под руководством пяти принципов мирного сосуществования». [18] Согласно мнению, изложенному Ху в этом докладе, «Китай никогда не будет зависеть от какой-либо большой страны или группы стран и не уступит давлению какой-либо большой страны [...] Пять принципов мирного сосуществования применимы к наши отношения со всеми странами, включая социалистические страны». [19]
Эти принципы также являются частью дискурса в китайско-пакистанских отношениях . [20] В своем обращении к пакистанскому парламенту в 1999 году председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн заявил: «Китай все время проводил независимую внешнюю политику мира и устанавливал и развивал отношения с другими странами на основе пяти принципов». мирного сосуществования». [21] Эти принципы были закреплены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, подписанном в апреле 2005 года во время визита премьер-министра Китая Вэнь Цзябао в Пакистан. [21]
Пять принципов мирного сосуществования являются фундаментальными политическими нормами, лежащими в основе Форума сотрудничества Китая и арабских государств (CACF) и Форума сотрудничества Китая и Африки (FOCAC) . [3]
После интервенции НАТО в Ливию в 2011 году Китай стал более решительно выступать за пять принципов мирного сосуществования. [22]
Поведение Китая при голосовании в Совете Безопасности ООН отражает его приверженность пяти принципам мирного сосуществования. [23] С 1991 по 2020 год подавляющее большинство воздержавшихся и все вето Китая приходилось на вопросы, затрагивающие территориальную целостность, в первую очередь санкции и юрисдикцию Международного уголовного суда. [23] В своем анализе поведения при голосовании в Совете Безопасности Китая профессор Дон К. Мерфи заключает: «Эти голоса напрямую соответствуют продвижению Китаем Пяти принципов, особенно принципов взаимного уважения территории и суверенитета и взаимного невмешательства во внутренние дела других государств». ." [23]
Комментарии и критика [ править ]
Бхимрао Амбедкар сказал о договоре в Раджья Сабхе : «Я действительно удивлен, что наш достопочтенный премьер-министр серьезно относится к этому Панчшилу [...] вы, должно быть, знаете, что Панчшил является одной из важных частей Дхармы Будды. Если У Шри Мао была хоть капля веры в Панчшила, он бы относился к буддистам в своей стране по-другому». [24] В 1958 году Ачарья Криплани сказал, что Панчшил «рожден во грехе», потому что он был создан для уничтожения нации; Индия одобрила разрушение древнего Тибета. [24]
В 2014 году китайский учёный Чжао Ганчэн сказал, что на первый взгляд Панчшил кажется очень поверхностным; но при администрации Си Цзиньпина это снова стало актуальным. [16] В 2014 году Рам Мадхав статью написал в газете Indian Express под названием «Выход за рамки обмана Панчшила» и сказал, что, если Индия и Китай решат отказаться от структуры Панчшила, это принесет пользу обеим странам. [25]
Список документов, содержащих пять принципов [ править ]
Китай [ править ]
- Преамбула Конституции Китая [2]
Китай и Афганистан [ править ]
Китай и Бирма [ править ]
- Совместное заявление, 20 июня 1954 г. [26]
- Договор о дружбе и Соглашение о взаимном ненападении 1960 г. [26]
- Соглашение по вопросу о границе, 1960 г. [26]
- Договор о границе, 1960 г. [26]
Китай и Камбоджа [ править ]
- Совместное заявление, 1958 г. [26]
- Договор о дружбе и Соглашение о взаимном ненападении 1960 г. [26]
- Совместное коммюнике 1960 г. [26]
Китай и Индия [ править ]
- Совместное пресс-сообщение Индии и Китая, 23 декабря 1988 г. [27]
- Соглашение о приграничном мире и спокойствии, 1993 г.
- Соглашение о мерах укрепления доверия в военной сфере, 1996 г.
- Декларация о принципах взаимоотношений и всестороннего сотрудничества, 2003 г.
- Протокол о порядке осуществления мер военного доверия вдоль линии фактического контроля, 2005 г.
- Соглашение о политических параметрах и руководящих принципах урегулирования пограничного вопроса между Индией и Китаем, 2005 г.
- Китайско-индийское стратегическое партнерство и сотрудничество ради мира и процветания, 2005 г. [28]
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством обороны Индии и Министерством национальной обороны Китая об обмене и сотрудничестве в области обороны, 2006 г. [29]
- Совместное заявление о построении более тесного партнерства в целях развития, 2014 г. [30]
Китай и Непал [ править ]
- Соглашение о нормализации дипломатических отношений 1955 г. [26]
- Договор между КНР и Королевством Непал, 1956 г. [26]
- Соглашение об экономической помощи Непалу, 1956 г. [26]
- Соглашение по вопросу о границе, 1960 г. [26]
- Договор о мире и дружбе, 1960 г. [26]
- Договор о границе, 1961 г. [26]
Китай и Пакистан [ править ]
- Соглашение о границах 1963 года (Десять принципов) [26]
- Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, 2005 г. [20]
Китай и Российская Федерация [ править ]
- Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии международного права, 25 июня 2016 г. [31]
См. также [ править ]
- История международных отношений Индии
- Бандунгская конференция#Декларация или «Десять принципов мирного сосуществования»
Ссылки [ править ]
- ^ https://www.nytimes.com/1979/02/18/archives/more-than-himalayas-still-separate-india-china.html
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Цзябао, Вэнь (28 июня 2004 г.). «Продвижение пяти принципов мирного сосуществования в целях содействия миру и развитию» . tr.china-embassy.org . Выступление Премьера Госсовета Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао на митинге, посвящённом 50-летию Пяти принципов мирного сосуществования. Архивировано из оригинала 19 августа 2021 г. Проверено 01 марта 2021 г.
Закрепленные в Конституции Китая, Пять принципов уже давно считаются краеугольным камнем независимой внешней политики мира Китая.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния. п. 59. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мэн, Вентинг (2024). Мир развития: теоретизирование подхода Китая к международному миростроительству . Там же. Издательство Колумбийского университета . ISBN 9783838219073 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паранджпе, ВВ (26 июня 2004 г.). «Панчшил: Нерассказанная история» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ Неру, «Мирные усилия держав Коломбо», передача из Коломбо 2 мая 1954 г., Джавахарлал Неру и г-н Санджу из Пуджапуры, Речи , том. 3, март 1953 г. – август 1957 г. (Нью-Дели: Правительство Индии, Министерство информации и радиовещания, 1958 г.), стр. 3. 253.
- ^ Анри Грималь, Деколонизация: Британская, Французская, Голландская и Бельгийская империи, 1919-1963 , пер. Стефан де Вос, Рутледж и Кеган Пол, Лондон, 1978, стр. 190 и 209–12.
- ^ «Принципы Бандунга – дух Бандунга» . Архивировано из оригинала 22 мая 2022 г. Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Сомнатх Гош. Место Индии в мире: от Панчшила до RCEP. Архивировано 20 апреля 2023 г. в Wayback Machine . Институт современных исследований Раджива Ганди . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ Мохан, К. Раджа (7 марта 2011 г.). «Как вмешаться» . Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 10 марта 2011 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ «Справочная информация: Пять принципов мирного сосуществования» . Синьхуанет . 8 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ Положение о восьмилетнем сроке содержится в статье 6 Соглашения.
- ^ Трамбалл, Роберт (18 февраля 1979 г.). « "Панчшил" возродился, но..." . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 9 мая 2023 г. Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ «Построить новый международный порядок на основе пяти принципов мирного сосуществования — Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики» . Посольство Китая в Нью-Дели . 1 апреля 2004 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Сравнительное развитие Индии и Китая. Экономические, технологические, отраслевые и социально-культурные исследования . Публикации SAGE. 2020. с. 372.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кришнан, Анант (24 июня 2014 г.). «В новой дипломатии Китая возрождение «Панчшила» » . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ «Визит Моди в Китай: Си Цзиньпин приветствует Дж. Л. Неру на встрече с премьер-министром Моди и заявляет о своем желании работать с Индией на принципах Панчшиля» . Финансовый экспресс . 05.09.2017. Архивировано из оригинала 9 мая 2023 г. Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ Хуан, Ибин (2020). Идеологическая история Коммунистической партии Китая . Том. 3. Цянь Чжэн, Гою Ву, Сюэмэй Дин, Ли Сун, Шелли Брайант. Монреаль, Квебек. п. 206. ИСБН 978-1-4878-0425-1 . OCLC 1165409653 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хуан, Ибин (2020). Идеологическая история Коммунистической партии Китая . Том. 3. Цянь Чжэн, Гою Ву, Сюэмэй Дин, Ли Сун, Шелли Брайант. Монреаль, Квебек. п. 207. ИСБН 978-1-4878-0425-1 . OCLC 1165409653 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новая большая игра: Китай, Южная и Центральная Азия в эпоху реформ . Томас Фингар. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . 2016. С. 133–134. ISBN 978-0-8047-9764-1 . OCLC 939553543 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новая большая игра: Китай, Южная и Центральная Азия в эпоху реформ . Томас Фингар. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . 2016. с. 133. ИСБН 978-0-8047-9764-1 . OCLC 939553543 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния. п. 60. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния. п. 193. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Л. Л. Мехротра (2000). Тибетская политика Индии: оценка и варианты. Архивировано 8 апреля 2023 г. в Wayback Machine . стр. 25, 26. Центр тибетских парламентских и политических исследований. Третье издание. Нью-Дели.
- ^ Мадхав, Рам (28 июня 2014 г.). «Выход за пределы обмана Панчшила» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 9 мая 2023 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Цзоу, Байрон Н. (1990). Китай и международное право: пограничные споры . Издательская группа Гринвуд. п. 32. ISBN 978-0-275-93462-0 .
- ^ «Совместное китайско-индийское коммюнике для прессы (Пекин, 23 декабря 1988 г.)» . www.fmprc.gov.cn . Архивировано из оригинала 22 мая 2017 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Китай и Индия будут строить стратегическое партнерство» . www.china.org.cn . Информационное агентство Синьхуа. 12 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 г. Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Меморандум о взаимопонимании между Министерством обороны Республики Индия и Министерством национальной обороны Китайской Народной Республики об обменах и сотрудничестве в области обороны (28 мая 2006 г.)» . www.mea.gov.in. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ «Совместное заявление Республики Индия и Китайской Народной Республики о построении более тесного партнерства в целях развития (19 сентября 2014 г.)» . www.mea.gov.in. Архивировано из оригинала 17 февраля 2021 г. Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ «Декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии международного права» . www.fmprc.gov.cn . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- https://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%20299/v299.pdf
- (июнь 2014 г.) Панчшил . Отдел внешней рекламы, Министерство иностранных дел, Правительство Индии.
- Софи Ричардсон (декабрь 2009 г.). Китай, Камбоджа и пять принципов мирного сосуществования . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231143868