Jump to content

Китайское право

Зал суда в Китайской Народной Республике

Китайское право является одной из старейших правовых традиций в мире. Ядро современного китайского права основано на гражданском праве германского стиля , социалистическом праве и традиционных китайских подходах .

На протяжении большей части истории Китая его правовая система основывалась на конфуцианской философии социального контроля посредством нравственного воспитания, а также на легистском акценте на кодифицированном праве и уголовных санкциях . После Синьхайской революции приняла Китайская Республика правовой кодекс в основном западного типа в традициях гражданского права (в частности, основанного на Германии и Швейцарии ). Создание Китайской Народной Республики в 1949 году принесло с собой в большей степени находящуюся под советским влиянием систему социалистического права, . Однако более ранние традиции китайской истории сохранили свое влияние. [1]

[ редактировать ]

Словом «закон» в классическом китайском языке было «фу» (法). Китайский иероглиф радикала означает «справедливый», «прямой» и «справедливый», происходящий от его водного ( 氵). [ нужна ссылка ] Оно также несет в себе смысл «стандарта, измерения и модели». [2] Дерк Бодде и Кларенс Моррис считали, что концепция фу связана с ю (義: «социальная правильность»). [3] : 14–15  Ян Фу в своем китайском переводе » Монтескье « De l'esprit des lois , опубликованном в 1913 году, предупредил своих читателей о разнице между китайским фу и западным правом: «Слово «закон» в западных языках имеет четыре различных толкования в китайском языке. как в l (理: «порядок»), l (禮: «обряды», «приличие»), (法: «человеческие законы») и чжи (制: «контроль»). [4]

Термин, который предшествовал fώ, был син (刑), который первоначально, вероятно, относился к обезглавливанию . Позже Син превратился в общий термин для обозначения законов, касающихся уголовного наказания. Ранняя история Шан Шу зафиксировала самые ранние формы «пяти наказаний»: нанесение татуировок , обезображивание , кастрация , нанесение увечий и смерть . С появлением писаного закона значение син было расширено и теперь включает не только наказания, но и любые государственные запреты, нарушение которых повлечет за собой наказание. В наше время син обозначает уголовное право или уголовное право . Примером классического использования слова син является Син Бо (刑部, букв. «Департамент наказаний») для юридического отдела или департамента юстиции в императорском Китае.

Две основные китайские философские школы, обсуждаемые ниже, конфуцианство и легизм, оказали сильное влияние на идею права в Китае. Короче говоря, согласно конфуцианству, государство должно вести людей добродетельно и, таким образом, создавать чувство стыда, которое предотвратит плохое поведение. Согласно легизму, закон должен публично обнародовать стандарты поведения, подкрепленные государственным принуждением. Противоречие между этими двумя системами заключается в том, что конфуцианство опирается на традицию, делающую лидера главой семьи всего Китая, в то время как легализм создает стандартный закон, которому должен подчиняться даже император. Общим фактором является то, что обе страны в разной степени поддерживают патерналистскую концепцию государства, которое знает лучше своих граждан и принимает законы для их защиты. Эта концепция сохранялась на протяжении всего имперского периода, вплоть до республиканского периода, и ее можно увидеть в действии и сегодня.

В отличие от многих других крупных цивилизаций , где писаное право почиталось и часто приписывалось божественному происхождению, право в раннем Китае рассматривалось чисто светским языком, а его первоначальное появление было встречено враждебно конфуцианскими мыслителями как свидетельство серьезного морального упадка. нарушение человеческой морали и даже нарушение всего космического порядка. [5] Исторически сложилось так, что осознание и принятие людьми этических норм в гораздо большей степени формировалось всепроникающим влиянием обычаев и использования собственности, а также привитием моральных заповедей, чем какой-либо формально принятой системой права. Однако ранние императоры приняли идеал законников как способ осуществления контроля над своей огромной и растущей территорией и населением. Этот процесс был интегрирован с традиционными китайскими верованиями в космический порядок, согласно которым правильное поведение — это поведение, согласующееся с соответствующими реакциями, установленными . Син заявляет о потенциальных издержках для человека в случае их превышения и налагает штрафы за эти действия. [6] : 6 

Имперский период характеризовался главным образом концепцией права как служения государству, средства контроля над гражданами. В конце династии Цин предпринимались попытки реформировать своды законов, главным образом, путем импорта немецких кодексов с небольшими изменениями. Эти усилия продолжались и усиливались в республиканский период, в результате чего была принята Временная конституция 1912 года, которая включала идею равенства перед законом, прав женщин и более широких прав граждан по отношению к правительству. Наступление коммунистического периода сначала отбросило развитие индивидуальных прав, а основная концепция права вернулась к концепции инструмента государства. После того, как Культурная революция опустошила ряды интеллектуалов и юристов, только в 1982 году идея прав личности вновь стала оказывать значительное влияние на китайское законодательство.

Действующая конституция, созданная в 1982 году, в статье V гласит, что ни одна организация или частное лицо не стоит выше закона, а в статье III возлагает на Собрания народных представителей и государственную администрацию ответственность перед народом, открывая путь для последующих усилий по обеспечению соблюдения прав личности. Принятие Закона об административных разбирательствах 1987 года предоставило частным лицам возможность обратиться за помощью в случае произвольных действий правительства, ранее недоступную возможность. Несмотря на укоренившуюся норму, запрещающую судебные разбирательства, количество судебных разбирательств в китайских судах резко возросло, особенно в последние годы. Сохраняющаяся слабость судов, возникающая из-за их зависимости от финансовой поддержки и правоприменения местных органов власти, подрывает эффективность этих средств правовой защиты, но ситуация также начала меняться благодаря инициативам Китая по повышению юридической подготовки и профессионализма судей.

Одним из способов индивидуальной апелляции на действия правительства, который по-прежнему важен, является обычай синьфанг 信访 (или шанфунг 上访) или петиции граждан к отдельным должностным лицам о переменах. Продолжающееся широкое использование синьфэна отражает тот факт, что многие должностные лица все еще могут избежать юридических санкций и лежащего в их основе обхода правовой системы, а также личную способность должностных лиц лично вмешиваться, чтобы изменить несправедливые результаты. Недавно синьфанг был в некоторой степени институционализирован: центральное правительство постановило, что на каждом уровне администрации создается офис синьфанг для обработки петиций и сообщения о них на высшие уровни. Такое решение путем применения личной власти явно противоречит идее верховенства закона, и, что еще хуже, некоторые ученые отмечают, что Синьфун сегодня функционирует скорее как система сбора информации для правительства, чем как эффективный механизм контроля.

Конфуцианство и легализм

[ редактировать ]

Конфуцианство и легализм — две основные классические правовые теории или философии, разработанные в период Весны и Осени, а также в период Воюющих царств, времени, когда наблюдалось наиболее впечатляющее распространение новых идей и философий в истории Китая. Хотя обе теории призывают к правительственной иерархии, они радикально различаются во взглядах на человеческий потенциал и предпочтительные средства достижения политического порядка. Тем не менее, обе теории повлияли и продолжают влиять на развитие культурных, социальных и правовых норм в Китае. [7]

Конфуцианство

[ редактировать ]

Основной предпосылкой конфуцианства является идея о том, что люди в своей основе добры. С этим оптимистическим взглядом на человеческий потенциал Конфуций выступает за управление посредством ли – традиционных обычаев, нравов и норм – которые позволяют людям испытывать чувство стыда и становиться гуманными людьми с хорошим характером, а не посредством правительственных постановлений и уголовного права. Идея состоит в том, что люди усвоят приемлемые нормы и будут предпринимать только правильные действия. Это не только приведет к гармоничному социальному порядку, но также обеспечит дополнительную выгоду в виде улучшения внутреннего характера человека и общего качества общества. Напротив, кодифицированные законы требуют внешнего соблюдения, и люди могут соблюдать законы, не до конца понимая причину их соблюдения. Таким образом, социальный порядок, достигнутый с помощью формальных законов, не приносит дополнительных преимуществ в виде улучшения гражданства. Однако стоит отметить, что даже Конфуций не выступал за отмену формальных законов. Скорее, согласно конфуцианству, закон следует рассматривать как вспомогательный инструмент, который в первую очередь будет использоваться против решительных правонарушителей, на которых не могут повлиять моральные наставления. [8] : 39 

Поскольку Конфуций отвергает общее использование формальных законов для достижения социального порядка, жизненно важным для теории Конфуция является добровольное участие граждан общества в поиске общепринятых совместных решений. Помимо добровольного участия граждан, должны также быть основания или основы, на которых можно прийти к общеприемлемым решениям – концепция, известная как li . Ли обычно понимают как набор культурно и социально значимых норм, которые обеспечивают руководство к правильному поведению, которое в конечном итоге приведет к гармоничному обществу. Эти нормы не являются фиксированными или неизменяемыми с течением времени, а скорее являются отражением того, что принято в определенное время в определенном контексте. Когда возникают конфликты, необходимо применять и интерпретировать ли , чтобы добиться справедливого результата и восстановить гармонию общества. Однако в отсутствие каких-либо процессуальных гарантий, предусмотренных кодифицированными законами, толкование li может быть предметом злоупотреблений.

Признавая, что люди в обществе имеют различные интересы, Конфуций возлагает на правителя ответственность за объединение этих интересов и поддержание социального порядка. Это достигается не диктатурой, а подачей примера. Поэтому правителю не нужно заставлять свой народ вести себя должным образом. Вместо этого правителю нужно только проявить к себе уважение, и его высшие добродетели будут побуждать и просвещать людей следовать его примеру – идеал, известный как увэй . Тем не менее, правитель должен знать и понимать ли, чтобы иметь возможность находить решения конфликтов и проблем, с которыми сталкивается общество. Поскольку люди в значительной степени должны следовать моральным стандартам и примеру правителя, качество правителя определяет качество политического порядка.

Хотя дискурс конфуцианства рассматривал закон как низшее средство контроля по сравнению с моралью и ритуалом, закон в конфуцианском Китае на практике был в подавляющем большинстве карательным. [8] : 39 

Легализм

[ редактировать ]

В отличие от теории Конфуция , основанной на ли , легизм выступает за использование кодифицированных законов и суровых наказаний для достижения социального порядка. Это происходит из-за убеждения законников в том, что все люди рождаются злыми и корыстными. Поэтому, если их не сдерживать, люди будут вести себя эгоистично, что, несомненно, приведет к социальным волнениям. Излечить этот недостаток и заставить людей вести себя нравственно, единственный способ, считали законники, — это публичное обнародование ясно написанных законов и введение суровых наказаний.

Понимая, что способности правителей часто ограничены и что зависимость от способностей и суждений правителя часто приводит к неблагоприятным результатам, законники разработали систему, в которой закон управляется государством, а не правителем. Это гарантирует, что законы будут применяться беспристрастно, без вмешательства личной предвзятости правителя или тех, кто несет ответственность за применение законов. Также не имеет значения, обладает ли правитель превосходными способностями. Это бездействие, продвигаемое законниками, является их пониманием концепции увэй , которое отличается от понимания той же концепции конфуцианцами.

Сравнение

[ редактировать ]

Несмотря на такое понимание, правитель, как и в конфуцианстве, обладает высшей властью решать, каким должен быть закон. Поэтому, как и конфуцианство, легализм также подвержен злоупотреблениям. Фактически император Цинь применял строгие законы и чрезвычайно суровые наказания без учета смягчающих обстоятельств даже за незначительные преступления. Например, сжигали книги и заживо хоронили людей, придерживающихся иных идеалов. В то время как император Цинь успешно вселил в умы своего народа страх и уважение к закону, суровость закона привела к его быстрой кончине всего лишь после 14 лет правления Китаем.

Таким образом, хотя и конфуцианство, и легализм были разработаны в период беспорядков и обе были направлены на воссоединение страны, две теории шли в противоположных направлениях: одна выступала за, а другая - против использования формальных законов для достижения социального порядка. . Что общего у этих двух теорий, так это уступка высшей власти правителю, который оставался вне закона или закона. Это правда, что ни одна из теорий не идеальна для достижения социального порядка. Тем не менее, обе теории оказали значительное влияние на культурное и правовое развитие Китая, и их влияние остается заметным и сегодня.

Значительное влияние легалистской традиции в китайском праве исторически упускалось из виду. Хотя конфуцианская идеология заложила основы существа традиционного права, школа легистов создала важную основу традиционной правовой системы. Династия Хань сохранила основную правовую систему, установленную при Цинь, но изменила некоторые более жесткие аспекты в соответствии с конфуцианской философией социального контроля.

Династия Хань официально признавала четыре источника права: люй (律: «кодифицированные законы»), линь (令: «приказ императора»), кэ (科: «законы, унаследованные от предыдущих династий») и би (比: «прецеденты»). "), среди которых линг обладает наибольшей связующей силой по сравнению с тремя другими. Большинство профессиональных юристов были не юристами, а специалистами широкого профиля, получившими образование в области философии и литературы. Местное конфуцианское дворянство, получившее классическое образование, играло решающую роль в качестве арбитров и разрешало все местные споры, кроме самых серьезных.

В конце концов, включение основных положений конфуцианской ли в юридические кодексы произошло, когда эта конфуцианская концепция стала доминировать в древнем китайском законодательстве. Чу заключает, что постепенный процесс конфуцианизации права был наиболее значительным событием в правовой системе Китая до модернизации 20-го века. [9] : 280  Граница между управлением посредством морального воздействия и управлением посредством наказания не всегда была четко очерчена. Например, ли может быть обеспечено моральным влиянием и законными средствами. Превращение ли в право зависело от его широкого и неизменного принятия обществом.

Хотя кодификация права была в значительной степени завершена Кодексом Тан 624 г. н.э., на протяжении веков конфуцианские основы Кодекса Тан были сохранены, а некоторые его аспекты даже были усилены более поздними династиями. Великий кодекс Мин , который был образцом кодекса Цин, охватывал все стороны социальной и политической жизни, особенно семью и ритуалы, а также внешние отношения и даже отношения земной жизни с космосом. [10]

Конфуцианское представление о том, что мораль и самодисциплина важнее юридических кодексов, заставило многих историков, таких как Макс Вебер , до середины 20-го века прийти к выводу, что закон не был важной частью императорского китайского общества. Это представление, однако, подверглось резкой критике и больше не является общепринятым мнением среди китаеведов, которые пришли к выводу, что в императорском Китае существовала сложная система как уголовного, так и гражданского права, сравнимая со всем, что существует в Европе.

Во времена династии Цин уголовное правосудие основывалось на чрезвычайно подробном Великом правовом кодексе Цин . Одним из элементов традиционной китайской системы уголовного правосудия является представление о том, что уголовное право имеет моральную цель, одна из которых состоит в том, чтобы заставить осужденного покаяться и увидеть ошибочность своего пути. В традиционной китайской правовой системе человек не может быть признан виновным в совершении преступления, пока он не сознается. Это часто приводило к применению пыток с целью добиться необходимого признания. Эти элементы до сих пор влияют на современные взгляды Китая на право. Обо всех тяжких преступлениях сообщалось в столицу и требовалось личное одобрение императора .

Не существовало гражданского кодекса, отдельного от уголовного , что привело к ныне дискредитированному убеждению, что традиционное китайское право не имеет гражданского права. Более поздние исследования показали, что большая часть юридической работы судей была связана с гражданскими спорами и что существовала сложная система гражданского права , которая использовала уголовный кодекс для установления правонарушений .

Модернизация

[ редактировать ]

Считается, что внедрение и перевод западных юридических текстов на китайский язык началось под эгидой Линь Цзэсюя в 1839 году. Более систематическое внедрение западного права вместе с другими западными науками началось с основания Тунвэнь Гуань в 1862 году. Основные усилия в перевод западного права, который продолжался до 1920-х годов, подготовил строительные блоки для современного китайского юридического языка и китайского законодательства. [11] Юридический перевод был очень важен с 1896 по 1936 год, в течение которого китайцы усвоили и систематизировали свою версию западных законов. Этим усилиям способствовал японский юридический язык и право, разработанные в Японии в период Мэйдзи, которые в значительной степени включали перевод на японский язык европейских континентальных законов.

Под давлением европейских держав и растущим торговым взаимодействием влияние европейских правовых систем на Китай возросло. [12] : 118  Первая опиумная война закончилась подписанием Нанкинского договора 1842 года между Китаем и Соединенным Королевством. [12] : 118  Первый из неравноправных договоров требовал создания пяти договорных портов в китайских городах. [12] : 118  ввел Богский договор экстерриториальность в пользу Великобритании, в соответствии с которой граждане Великобритании пользовались иммунитетом от судебного преследования в китайских судах, и вместо этого применялось только британское законодательство. [12] : 118  Соединенные Штаты получили аналогичные привилегии по Вангийскому договору 1844 года , как и Франция по Вампоаскому договору 1844 года . [12] : 118  Уступки , согласно которым иностранное право применялось не только к иностранцам, но и к китайцам, еще больше усилили влияние некитайских правовых концепций. [12] : 118 

В начале 1900-х годов Имперская комиссия по рекодификации династии Цин подготовила предложенный гражданский кодекс, на который значительное влияние оказали немецкая и японская правовые системы. [12] : 119  Юрист Шэнь Цзябэнь и губернатор Чжан Цзыдун возглавили усилия по правовой реформе конца Цин. [13] : 122  Династия Цин потерпела поражение до того, как кодекс был принят, и Китайская Республика отвергла предложенный кодекс, вместо этого разработав свой собственный. [12] : 119 

Отношение к традиционной китайской правовой системе заметно изменилось в конце ХХ века. Большинство китайцев и жителей Запада в начале 20 века считали традиционную китайскую правовую систему отсталой и варварской. Однако обширные исследования традиционной правовой системы Китая привели к тому, что в конце 20-го и начале 21-го веков отношение к ней стало более благоприятным. Исследователи начала и середины 20-го века были склонны сравнивать традиционную китайскую правовую систему с современными системами, считая первую отсталой. Однако более поздние исследования сравнили китайскую правовую систему 18-го века с европейскими системами 18-го века, что привело к гораздо более позитивному взгляду на традиционное китайское право. [ нужна ссылка ]

Департамент наказаний был переименован в фа бу (法部: «Юридический департамент») в ходе правовых реформ начала 1900-х годов. [ нужна ссылка ]

Китайская Республика

[ редактировать ]

Китайская Республика отказалась от предложенного кодекса, разработанного в конце империи Цин, и подготовила свой собственный гражданский кодекс, который она приняла в 1929 году. [12] : 119  Значительное влияние на него оказало немецкое гражданское право. [12] : 119 

Право Китайской Республики (Тайвань) представляет собой преимущественно систему гражданского права. Правовая структура кодифицирована в Шесть кодексов : Конституцию, Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и административные законы.

Китайская Народная Республика

[ редактировать ]

В отличие от традиционного китайского права, современное китайское право основано главным образом на статутном праве, и судебные решения не имеют обязательной прецедентной силы. [12] : 119 

После победы коммунистов в 1949 году вновь созданная Китайская Народная Республика (КНР) быстро отменила правовые кодексы Китайской Республики и попыталась создать систему социалистического права, скопированную у Советского Союза . После советско-китайского раскола (1960–1989) и Культурной революции (1966–1976) вся юридическая деятельность оказалась под подозрением в контрреволюционности, а правовая система полностью рухнула. Новая концепция правосудия получила название « судебный популизм» ( сифа дачжунхуа). [14] ) был установлен. Вместо требования к судьям соблюдать строгие судебные процедуры он продвигал материальное правосудие и механизмы решения проблем. [15] Эта правовая традиция основана на культурном представлении о незавершенности правосудия, а также на революционной практике Коммунистической партии, которая опирается на народное правосудие. [15]

За последнее столетие в Китае было принято несколько конституций . [16] Первые попытки реализации конституции в Китае произошли в последнее десятилетие (1902–1912) правления династии Цин . В период с того времени до создания КНР в 1949 году различные контролирующие группы впоследствии обнародовали разные конституции. В КНР действовала временная конституция с момента ее создания до принятия ее первой конституции в 1954 году. Эта первоначальная конституция была основана на конституции Советского Союза. . Однако вскоре оно было проигнорировано и утратило юридическую силу. Хотя он предусматривал выборы Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) каждые четыре года как высшую государственную власть, эти руководящие принципы не соблюдались. Вторая конституция КНР, созданная по образцу идеологии Культурной революции , вступила в силу в 1975 году. Эта конституция подчинила ВСНП Коммунистической партии Китая (КПК) и устранила предыдущие конституционные гарантии, такие как равенство перед законом и частная собственность. права наследования. Он также был немедленно проигнорирован из-за нарушений его положений и несоблюдения руководящих принципов, касающихся NPC. Третья конституция КНР была принята в 1978 году. Хотя эта версия и отошла от идеологии Культурной революции, она сохранила некоторые ее пережитки. Он также сохранил контроль Коммунистической партии над государственной структурой. Однако впоследствии к власти пришли реформисты, что привело к разрушению этой конституции, поскольку акцент сместился на экономическое строительство и модернизацию.

С началом реформ Дэн Сяопина ( ок. 1979 г. ) идея реконструкции правовой системы для сдерживания злоупотреблений официальной властью и развития «верховенства закона» для замены правления диктатурой начала набирать обороты. Были приняты новые законы, и иностранные инвесторы добивались улучшения прав собственности, чего не было характерно для маоистского правительства, но в Китае существовал внутренний конфликт по поводу степени включения иностранных правовых норм в китайскую правовую систему. Китайские реформаторы стремились создать специальный арбитражный орган, независимый от местной правовой системы, под названием Китайская комиссия по международной экономической торговле и арбитражу (CIETAC). В 1982 году Пэн Чжэнь сказал: «При изучении юридической науки необходимо опираться на полезный опыт - древний или современный, китайский или зарубежный... Мы изучаем его, чтобы заставить прошлое служить настоящему, а иностранные вещи служить Китаю». . Другие, которые больше поддерживали реформы, такие как Цяо Ши, по-прежнему призывали к осторожности против «простого слепого копирования», а сам Дэн Сяопин сказал, что «мы должны уделять внимание изучению и усвоению зарубежного опыта… Однако мы никогда не добьемся успеха, если будем механически копировать опыт». и модели других стран». [17]

Электрический ток Конституция КНР, принятая в 1982 году, отражает модель первой конституции КНР. [18] Конституция предусматривает руководство через рабочий класс, возглавляемый, в свою очередь, КПК. Конституция предусматривает, что ВСНП является высшим органом государственной власти в структуре других народных собраний различных уровней. [19] NPC имеет право:

  • внести поправки в Конституцию большинством в две трети голосов
  • обнародовать законодательство
  • избирать и смещать высших должностных лиц
  • определить бюджет
  • контролировать планирование экономического и социального развития

В состав ВСНП также входит Постоянный комитет , который действует так же, как ВСНП, когда ВСНП не заседает. Хотя Постоянный комитет обладал некоторыми полномочиями с 1955 года, его законотворческие полномочия изначально были предусмотрены в Конституции 1982 года. ВСНП занимает высший уровень в иерархии правительственной структуры КНР. За национальным уровнем следует в порядке убывания уровень провинций (включая автономные районы и муниципалитеты, находящиеся непосредственно под национальным уровнем), уровень префектур , уровень округов , а также уровень поселков и поселков. Члены правительства двух нижних уровней избираются прямым голосованием, а члены правительства более высоких уровней избираются нижними уровнями. Помимо ВСНП, провинциальные собрания народных представителей обладают законодательной властью и могут принимать законы, если они не противоречат Конституции, высшему законодательству или административным правилам. [ нужна ссылка ]

Конституция провозглашает свое верховенство. [20] Однако было высказано предположение [ кем? ] что верховенство Коммунистической партии означает, что Конституция и закон не являются высшими, и что эта точка зрения вытекает из марксистского взгляда на закон как на просто надстройку в сочетании с отсутствием признания верховенства закона в философской или исторической традиции. Хотя Конституция предусматривает законодательную, исполнительную, судебную и прокурорскую власть, все они по-прежнему подчиняются руководству Коммунистической партии. Часто важные политические решения принимаются посредством действий, которые не регулируются Конституцией. Кроме того, судам не обязательно полагаться на Конституцию при принятии решений, и они не могут проверять законодательство на предмет конституционности. [ нужна ссылка ]

С 1979 года, когда началась кампания по созданию функционирующей правовой системы, было принято более 300 законов и постановлений, большинство из которых относятся к экономической сфере. Одним из инновационных способов является использование посреднических комитетов , информированных групп граждан, которые разрешают около 90% гражданских споров в КНР и некоторых мелких уголовных дел бесплатно для сторон. Действует более 800 000 таких комитетов – как в сельской , так и в городской местности. [ нужна ссылка ]

При разработке новых законов КНР не копировала в полном объеме какую-либо другую правовую систему, и общая схема заключалась в издании законов по конкретной теме или месту. Часто законы разрабатываются на экспериментальной основе, а через несколько лет закон пересматривается. Этот процесс поэтапного создания правовой инфраструктуры привел ко многим ситуациям, когда законы отсутствуют, запутаны или противоречивы, а также привел к тому, что судебные решения имеют большую прецедентную ценность, чем в большинстве юрисдикций гражданского права. При разработке законов КНР находилась под влиянием ряда источников, включая традиционные китайские взгляды на роль права, социалистическое прошлое КНР, основанный на Германии закон Китайской Республики о Тайване и основанный на английском языке общий закон. используется в Гонконге.

Правовая реформа стала приоритетом правительства в 1990-х годах. Китайское правительство провело реформу, которую оно часто называет « легализацией » (法制化). Легализация, среди прочего, придала режиму блеск легитимности и повысила предсказуемость. [ нужна ссылка ] Были предприняты значительные усилия по рационализации и укреплению правовой структуры и институционального строительства с точки зрения развития и повышения профессионализма законодательных, судебных органов и юристов. По мере рыночных реформ углубления и расширения социального неравенства юридические форумы – от посреднических и арбитражных комиссий до судов – стали играть все более заметную роль. [ нужна ссылка ]

Административно-процессуальный закон 1994 года позволяет гражданам предъявлять иски должностным лицам за злоупотребление властью или должностные преступления . Кроме того, в уголовное законодательство и уголовно-процессуальное законодательство были внесены существенные изменения. Поправки в уголовное законодательство отменили преступление « контрреволюционной » деятельности. Однако политических диссидентов иногда обвиняют в подрыве государственной безопасности или разглашении государственной тайны. Реформы уголовного судопроизводства также способствовали созданию более прозрачного и состязательного судебного процесса. Мелкие преступления, такие как проституция и употребление наркотиков, иногда рассматриваются в рамках перевоспитания в соответствии с трудовым законодательством. Конституция и законы КНР обеспечивают фундаментальные права человека , включая надлежащую правовую процедуру , но некоторые утверждают, что на практике они часто игнорируются. (См. Права человека в Китайской Народной Республике .)

В результате торговой войны с Соединенными Штатами Америки из-за нарушений прав интеллектуальной собственности американских корпораций в начале 1990-х гг. [ нужна ссылка ] был Закон Китайской Народной Республики о товарных знаках изменен, и с 1995 г. предлагает значительную защиту иностранным владельцам товарных знаков. [21] [ нужна страница ]

После соответствующей передачи суверенитета Гонконг и Макао продолжают практиковать английское общее право и португальскую правовую систему соответственно, со своими собственными апелляционными судами . Гонконг и Макао находятся за пределами юридической юрисдикции Китайской Народной Республики, за исключением конституционных вопросов. [ нужна ссылка ]

Благодаря растущей сложности китайских законов, расширению верховенства закона , а также притоку иностранных юридических фирм , Китай также начал развивать рынок юридических услуг . Иностранные юристы сопровождали иностранный капитал и их клиентов в Китай, что оказало огромное влияние на принятие новых китайских законов, основанных на международных нормах, особенно в отношении интеллектуальной собственности, корпоративного права и права ценных бумаг . [21] [ нужна цитата для проверки ]

1 июля 1992 года, чтобы удовлетворить растущий спрос, китайское правительство открыло рынок юридических услуг для иностранных юридических фирм, разрешив им открывать офисы в Китае, когда Министерство юстиции и Государственное управление промышленности и торговли (SAOIC) ) издал Временное положение об открытии офисов иностранными юридическими фирмами. [22] В результате многие иностранные юридические фирмы зарегистрировали консалтинговые фирмы в своих странах или в Гонконге, а затем открыли дочерние компании в Пекине или Шанхае для предоставления юридических услуг. [ нужна ссылка ]

Тем не менее, многие нормативные барьеры для входа по-прежнему защищают отечественную юридическую отрасль. Вопросы, связанные с китайским законодательством, должны передаваться китайским юридическим фирмам, а иностранным юристам также запрещено интерпретировать или применять китайское право или представлять своих клиентов в суде. Однако на самом деле многие иностранные юридические фирмы интерпретируют законы и управляют судебными разбирательствами, направляя местные фирмы, с которыми у них должны быть отношения сотрудничества. В связи с этим ограничительный юридический рынок Китая может быть напрямую связан [ кем? ] к фобии людей, отстаивающих свои законные права перед лицом безудержной коррупции. Информация получена [ кем? ] Законодательное управление Государственного совета предполагает, что Китай может разрешить иностранцам сдавать экзамен на китайских юристов или заключить договор о взаимном признании с другими странами, позволяющий иностранным юристам вести китайскую юридическую работу без судебных разбирательств. [ нужна ссылка ]

С начала 2000-х годов в Китае существуют экологические иски. [23] : 15  Поправки 2014 года к Закону Китая об охране окружающей среды разрешают судебные разбирательства в общественных интересах, в том числе с участием неправительственных организаций в качестве соответствующих истцов. [24] : 227 

В 2005 году Китай начал проводить правовую реформу, которая возродила идеалы маоистской эпохи, принятые в 1950-х годах из-за позиции, согласно которой закон холоден и не отвечает потребностям своих граждан. [25] Эта инициатива отдавала предпочтение медиации перед судебными разбирательствами, когда дело касалось разрешения конфликтов между гражданами и конфликтов между гражданами и государством. [25] Он также возродил судебный популизм за счет судейского профессионализма и ознаменовался возвращением модели массовых судебных процессов, использовавшейся в 1940-х годах. [14]

законом Китая Первым всеобъемлющим антимонопольным стал Антимонопольный закон , который был принят в 2007 году и вступил в силу в 2008 году. [26] : 89 

В 2009 году Китай внес поправки в свой Уголовный закон, установив низкий порог для преследования за злонамеренные киберпреступления и незаконную продажу данных. [26] : 131 

Си Цзиньпин призывает юристов выборочно интегрировать элементы традиционной юридической практики в современные подходы. [27] : 36 

В 2015 году Закон об административном процессе был пересмотрен, чтобы расширить право людей подавать в суд на правительство. [28] : 136 

Основными законами, касающимися безопасности и конфиденциальности персональных данных, являются Закон о кибербезопасности 2017 года , Закон о безопасности данных 2021 года и Закон о защите личной информации 2021 года . [26] : 131–132 

[ редактировать ]

Современная идея юридических прав была привнесена в Китай с Запада в XIX веке. Его перевод как quánlì (权利) был придуман Уильямом Александром Парсонсом Мартином в 1864 году в его переводе « Генри Уитона » Элементов международного права . [ нужна ссылка ]

Верховенство закона

[ редактировать ]

Одна из наиболее часто используемых фраз в современном Китае как учеными-юристами, так и политиками — это фучжи (法治). Фачжи можно перевести на английский как « верховенство закона », но часто задаются вопросы, имели ли китайские лидеры в виду «правление закона», что означает инструментальное использование законов правителями для облегчения социального контроля и назначения наказаний, как это понимается в Легалистская традиция. [29]

Правовые реформы поздней династии Цин безуспешно стремились реализовать западные правовые принципы, включая верховенство закона и независимость судебной власти. [13] : 122-123  Независимость судебной власти еще больше снизилась при Чан Кайши из-за политики участия Гоминьдана ( данхуа ), согласно которой от административных судей требовалось «глубокое понимание» принципов Гоминьдана. [13] : 123 

Китая После реформ и открытости Коммунистическая партия подчеркнула верховенство закона как основную стратегию и метод государственного управления. [13] : 110  Концепции юфу чжигуо (依法治国: «управление нацией в соответствии с верховенством закона») и цзянше шехуй чжуйи фужжи гуоцзя (建设社会主义法制国家: «построение социалистического правового государства») были частью китайской Официальная политика Коммунистической партии с середины 1990-х годов. Цзян Цзэминь призвал к установлению социалистического верховенства закона на Пятнадцатом съезде партии в 1997 году. [13] : 110  В 1999 году ВСНП принял поправку к Конституции Китая, включив в статью 5 «управление нацией в соответствии с верховенством закона» и «построение социалистического правового государства». [ нужна ссылка ]

Существование верховенства закона в Китае широко обсуждается. [30] При обсуждении китайского законодательства стоит отметить, что использовались различные выражения, в том числе «укрепление закона», «ужесточение правовой системы», «соблюдение закона в администрации», «верховенство закона» и «правило закона». закона». Каждому из этих терминов придавались разные оттенки значений, но китайские чиновники и ученые использовали эти выражения довольно широко, а иногда и взаимозаменяемо. [31] Однако центральное правительство первоначально предпочитало выражение «укрепление закона/правовой системы» термину «верховенство закона». Считалось, что последнее могло придать противоречивый смысл данному инструменту, в то время как первое имело прямое значение укрепления закона и институтов. «Укрепление закона» означало реформу законодательства и обеспечение соблюдения законов . [31]

Несмотря на недавно возросшую роль судов в китайском обществе, все еще сохраняется некоторый консенсус относительно недостатков правовой системы Китая в плане продвижения к верховенству закона. Ученые указывают на следующие недостатки как замедление движения к верховенству закона. К ним относятся:

  • Во-первых, Всекитайское собрание народных представителей неэффективно выполняет свою конституционную обязанность принимать законы и контролировать правительство. [32]
  • Во-вторых, Конституция Китая не считается высшим законом и не соблюдается. [33]
  • В-третьих, судебная власть не является независимой от политического давления. С другой стороны, прямое вмешательство Коммунистической партии Китая в отдельные дела в последние годы уменьшилось, равно как и прямое влияние партии на законодательный процесс. [34]
  • В-четвертых, существует высокий уровень коррупции среди государственных чиновников. Личные услуги, взяточничество и присвоение государственных средств слишком распространены на всех уровнях власти. [35]
  • Наконец, юридическая профессия неадекватна из-за нехватки квалифицированных адвокатов и судей. [36] Эта неудача исправляется законодательством, направленным на установление стандартов высшего образования для судей, открытие большего количества судов и юридических школ по всему Китаю. [37]

Юристы в Китае должны принести присягу на верность КПК. Юристов, отказывающихся следовать линии партии, могут лишить лицензии на занятие юридической практикой. [38]

Си Цзиньпин выступает против западных взглядов на верховенство закона, таких как требование независимости судебной власти. [13] : 113  Си Цзиньпин считает, что руководство КПК имеет важное значение для поддержания социалистического верховенства закона. [13] : 114  Си Цзиньпин заявляет, что двумя фундаментальными аспектами социалистического верховенства закона являются: (1) политические и правовые органы (включая суды, полицию и прокуратуру) должны верить в закон и поддерживать закон, и (2) все политические и юридические чиновники должны следовать за КПК. [13] : 115  Взгляд Си на верховенство закона имеет тенденцию приравнивать верховенство закона к развитию законодательства. [13] : 112–113  В своих трудах о социалистическом верховенстве закона Си Цзиньпин подчеркивал традиционные китайские концепции, включающие человека как основу государства ( минбэнь ), «идеал отсутствия судебных исков» ( тянься усонг ), «уважение обрядов и упор на закон» ( лонли чжунфа ). , «сначала добродетель, потом наказание» ( дэчжу синфу ) и «поощрение добродетели и благоразумие в наказании» ( миндэ шэньфа ). [13] : 110–111 

По мнению академика Кейю Джина , пересмотренный Закон об административных процедурах, кодифицированный в 2021 году, знаменует собой важную веху в формализации верховенства закона в Китае. [28] : 303 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сюн Пин и Филип Гриффит, « Правовые реформы », в книге Чеслава Тубилевича, изд., « Критические проблемы современного Китая: единство, стабильность и развитие» (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2016), 49-52. ISBN   9781317422990
  2. ^ Лян, Чжипин (лето 1989 г.). «Объяснение «права»: сравнительный взгляд на китайскую и западную правовую культуру» . Журнал китайского права . 3 (1): 55–91 . Проверено 4 декабря 2019 г.
  3. ^ Бодд, Дерк; Моррис, Кларенс (1973). Закон в императорском Китае: на примере 190 дел династии Цин с историческими, социальными и судебными комментариями . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
  4. ^ Ян Фу, Файи [法意: «Дух законов»] (Пекин: Коммерческая пресса, 1981) на 2.
  5. ^ Примечание 4 в 13.
  6. ^ Макнайт, Брайан Э. (1992). Закон и порядок в сунском Китае . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  7. ^ Фара, Паоло Давиде (2008). «Влияние конфуцианства на построение китайской политической и правовой системы». ССНН   1288392 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  8. ^ Jump up to: а б Лайкван, Панг (2024). Один и все: логика китайского суверенитета . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN  9781503638815 .
  9. ^ Чу, Тун-цу (1965). Закон и общество в традиционном Китае . Париж: Мутон и Ко.
  10. ^ Цзян (2005) , с. Введение.
  11. ^ Ю Цзян, «Jindai Zhongguo faxue yuci de xingcheng yu fazhan» [Формирование и развитие современного китайского юридического языка и терминов»] в Zhongxi falü chuantong [中西法典: «Китайская и западная правовая традиция»], т. 1 (Пекин) : Чжунго чжэнфа дасюэ чубанше, 2001).
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шимальчик, Матей (2023). «Власть по закону». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN  978-1-03-239508-1 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фан, Цян (2024). «Понимание верховенства закона в Китае Си Цзиньпина». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN  9789087284411 . JSTOR   jj 15136086 .
  14. ^ Jump up to: а б Гаррик, Джон; Беннетт, Ян Чанг (2016). Социалистические реформы верховенства закона в Китае при Си Цзиньпине . Оксон: Рутледж. п. 23. ISBN  978-1-138-95573-8 .
  15. ^ Jump up to: а б Алфорд, Уильям П.; Кирби, Уильям; Уинстон, Кеннет (2010). Перспективы профессий в Китае . Оксон: Рутледж. ISBN  978-1-136-90992-4 .
  16. ^ Альберт Хунг-Йи Чен (1992), стр. 42-45.
  17. ^ Уилсон, Скотт (2009). Переделано в Китае: иностранные инвесторы и институциональные изменения в Китае . Издательство Оксфордского университета. п. 97.
  18. ^ Альберт Хунг-Йи Чен (1992), стр. 45-54.
  19. ^ Альберт Хунг-Йи Чен (1992), стр. 48-55.
  20. ^ Альберт Хунг-Йи Чен (1992), стр. 40-46.
  21. ^ Jump up to: а б Алфорд, Уильям П. (1995). Украсть книгу — элегантное преступление: Закон об интеллектуальной собственности в китайской цивилизации . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN  0-8047-2270-6 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 18 октября 2015 г.
  22. ^ Интернационализация рынка юридических услуг Китая
  23. ^ Эсарей, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван, ред. (2020). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN  978-0-295-74791-0 . JSTOR   j.ctv19rs1b2 .
  24. ^ Дай, Цзинъюнь; Спайрс, Энтони Дж. (2020). «Массивные НПО и экологическая пропаганда в Китае». В Эсарее, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван (ред.). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN  978-0-295-74791-0 . JSTOR   j.ctv19rs1b2 .
  25. ^ Jump up to: а б Карл Минцнер (2015), «Правовая реформа в эпоху Си Цзиньпина», Asia Policy . Том. 20. с. 4
  26. ^ Jump up to: а б с Чжан, Анджела Хуюэ (2024). High Wire: как Китай регулирует крупные технологические отрасли и управляет своей экономикой . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oso/9780197682258.001.0001 . ISBN  9780197682258 .
  27. ^ Шан, Патрик Фулианг (2024). «Чему КПК научилась из прошлого?». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN  9789087284411 .
  28. ^ Jump up to: а б Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN  978-1-9848-7828-1 .
  29. ^ Линда Челан Ли, Политика «верховенства закона» в Гуандуне: преемственность или уход? Смысл, значение и процессы. (2000), 199–220. Ответить Переслать
  30. ^ Рэндалл Пиренбум и Хэ Синь, Разрешение споров в Китае: закономерности, причины и прогноз , 4 Обзор права Восточной Азии (2009), найдено в Пенне. Веб-сайт ALR. Архивировано 25 марта 2011 г. на Wayback Machine.
  31. ^ Jump up to: а б Ли, Линда Челан (март 2000 г.). «Политика «верховенства закона» в Гуандуне: преемственность или уход? Значение, значение и процессы». Китайский ежеквартальный журнал . 161 (161): 199–220. дои : 10.1017/S0305741000003994 . ISSN   0305-7410 . JSTOR   655986 .
  32. ^ Альберт Хунг-Йи Чен, Введение в правовую систему Китайской Народной Республики, Butterworths Asia (1992), 80-82.
  33. ^ Чен, 107; Рэндал Пиренбум, «Долгий путь Китая к верховенству закона», Cambridge University Press (2002), 61
  34. ^ Чен, 106, 117-121.
  35. ^ Пиренбум, 295-297.
  36. ^ Чен, 121-123.
  37. ^ Пиренбум, 290-293.
  38. ^ «Китай лишил гонконгского активиста лицензии адвоката» . www.asahi.com . Асахи. Ассошиэйтед Пресс . Проверено 18 января 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Дебора Цао, Китайское право: языковая перспектива (Хантс, Англия: Ashgate Publishing, 2004).
  • Альберт Хунг-Йи Чен , Введение в правовую систему Китайской Народной Республики (1992).
  • Нил Дж. Диамант и др. (ред.), «Привлечение закона в Китае: государство, общество и возможности правосудия» (Стэнфорд: Stanford University Press, 2005).
  • Филип С.С. Хуанг, Кодекс, обычаи и юридическая практика в Китае (Стэнфорд: издательство Stanford University Press, 2001).
  • Цзян, Юнлинь (2005). Великий Кодекс Мин: Да Мин Лу . Сиэтл, Вашингтон: Издательство Вашингтонского университета. ISBN  0-295-98449-Х .
  • Синь Рен, Традиция закона и Закон традиции (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1997).
  • Скотт Энди, Бизнес-путеводитель по Китаю: Законодательство о слияниях и поглощениях в Китае (Коулун, Гонконг: Asia Briefing Media, 2007).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05d27eace41879654b9892e5b216fc62__1721766000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/62/05d27eace41879654b9892e5b216fc62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)