Традиционное китайское право
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2016 г. ) |
Традиционное китайское право относится к законам, постановлениям и правилам, которые применялись в Китае до 1911 года, когда пала последняя императорская династия. Он постоянно развивался, по крайней мере, с 11 века до нашей эры. Эта правовая традиция отличается от традиций общего права и гражданского права Запада , а также от исламского права и классического индуистского права и в значительной степени противоречит концепциям современного китайского права . Он включает в себя элементы легалистской и конфуцианской традиций социального порядка и управления.
Одной из особенностей традиционного китайского уголовного процесса является то, что это была следственная система , в которой судья, обычно окружной магистрат , проводит публичное расследование преступления. Это сопоставимо с системой, используемой в юрисдикциях гражданского права , но противоречит общему праву , в котором используется состязательная система , при которой судья выбирает между адвокатами, представляющими обвинение и защиту. «Китайцы традиционно презирали роль защитника и считали таких людей паразитами, пытающимися нажиться на трудностях других. Судья считал себя человеком, ищущим истину, а не сторонником какой-либо из сторон». [1]
Два традиционных китайских термина приближают слово «закон» в современном западном смысле. Первое, fώ ( 法 ), означает прежде всего «норма» или «модель». Второе, lǜ ( 律 ), обычно переводится как «статут».
История
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]Правительственные чиновники разработали законы для регулирования древнего китайского общества. Законы аристократических обществ раннего Китая уделяли большое внимание поддержанию определенных рангов и порядков среди дворян, а также контролю над населением. В результате lǐ (禮), что означает «ритуал» или «этикет», регулировал поведение знати, в то время как син (刑), правила наказания, управляли простолюдинами и рабами.
Ранние правители династии Чжоу издавали или вводили в действие законы, которые уже иллюстрировали ценности режима первородства, наиболее примечательным из которых является сыновняя почтительность . Самый ранний документ о законе в Китае, который обычно считается подлинным, - это Кан Гао (康誥), набор инструкций, данных королем Чжоу У младшему принцу по управлению феодальным владением. «Кан Гао» — глава «Книги документов» .
В VI веке до нашей эры несколько независимых государств, на которые распалось королевство Чжоу, кодифицировали свои уголовные законы и начертали их на бронзовых котлах. Например, сохранились как минимум две кодификации из государства Чжэн , 536 г. до н.э. и 504 г. до н.э. - первая на котлах, а вторая на бамбуке. Кроме того, другие известные кодексы включают кодексы Вэй , разработанные Ли Куем . Такая кодификация была частью процесса, посредством которого правители пытались сделать центральное управление государством более эффективным. Однако они вызвали критику со стороны ортодоксальных государственных деятелей, включая Конфуция , на том основании, что они размыли различие между «благородным» и «низким».
« Пять наказаний» К этому времени относятся .
Законничество и Цинь
[ редактировать ]В 221 г. до н.э. государство Цинь наконец получило превосходство над своими соперниками, и таким образом была основана династия Цинь . Одной из причин его успеха было принятие по совету лорда Шан Яна далеко идущих уголовных и административных кодексов в 4 веке до нашей эры. Законы предусматривали суровые наказания за невыполнение обязанностей, возложенных государством, и в целом наказывали всех одинаково. На этом этапе право было отмечено чисто легалистским духом, враждебным моральным ценностям, отстаиваемым конфуцианской школой мысли.
Школа легистов, представленная такими мыслителями, как Хань Фей Цзы , настаивала на том, что правитель всегда должен полагаться на уголовное право и введение тяжелых наказаний как на главный инструмент правительства. В то же время моральные соображения и социальное положение должны быть полностью исключены. Еще одной отличительной чертой легистского мышления было то, что равенство должно быть перед законом. По вопросу о законодательной технике легисты подчеркивали, что правила, установленные правителем для наказания за правонарушения, должны быть ясными и понятными простым людям и должным образом доводиться до населения.
Цинь применяла многочисленные телесные наказания, такие как смерть путем кипячения, колесницы, избиения и необратимые увечья в виде татуировок и кастрации. [2] [3] [4] Людей, совершивших преступления, также приговаривали к каторжным работам на благо государства. [5]
Законничество сохранилось в разбавленной форме после того, как династия Хань сменила Цинь. Было признано, что существует необходимость в сложных уголовных и административных кодексах, которые позволяли бы императору управлять страной через иерархию министров и чиновников, которые в конечном итоге были подотчетны ему. Все имперские правовые системы сохранили первоначальное требование легистов о том, чтобы полномочия должностных лиц были подробно определены и чтобы были предусмотрены наказания за нарушения, независимо от того, были ли они непреднамеренными или нет. Ханьские законодатели учли конфуцианские ценности и ввели правила, направленные на их реализацию.
К 167 г. до н. э. закон изменился, и кастрация не использовалась как наказание сама по себе; вместо этого он становится дополнительной заменой выполнения. [6]
Кодекс Тан
[ редактировать ]Этот процесс продолжался на протяжении всей династии Хань и более поздних династий, достигнув кульминации в династии Тан . Чюй Дун-цзу показал, что «конфуцианизация» китайского права была медленным процессом и что объединение конфуцианских взглядов на общество с сводами законов было завершено только в великом Танском кодексе 624 года нашей эры. Кодекс рассматривается как образец точности и ясности с точки зрения составления и структуры.
Первоначальный Кодекс Тан был обнародован в 624 году императором-основателем (Гаозу) династии Тан. В наше время он станет самым ранним полностью сохранившимся юридическим кодексом в истории китайского права. Он был снабжен комментарием, известным как Танлу Шуйи, включенным в 653 год, четвертый год правления Вечного Великолепия, как часть Танского Кодекса Вечного Великолепия.
Кодекс Тан был основан на Кодексе Северного Чжоу (Бэй Чжоу Лу, 557–581), обнародованном 89 годами ранее в 564 году, который, в свою очередь, был основан на более раннем, менее всеобъемлющем и менее детальном Кодексе Цао Вэй (Цао Вэй Лу). , 220–265) и Кодекс Западной Цзинь (Си Цзинь Лу, 265–317), обнародованный почти четырьмя столетиями ранее, в 268 году.
Конфуцианские взгляды мало полагаются на закон и наказание для поддержания общественного порядка. Свидетельства этого можно найти в разделе «Устремление» (Чжи) 200-томной Старой книги о Тане (Цзю Тан Шу), выдающегося произведения историографии Тан. Классическая историческая книга была составлена под официальным контролем в 945 году во времена поздней династии Цзинь (Хоу Цзинь, 936–946) эпохи пяти поколений (Удай, 907–960), примерно через три столетия после реальных событий. Единственная глава о наказании и законе (Синфа) помещается последней после семи глав об обрядах (Лийи), после чего следуют четыре главы о музыке (Иньюэ), три главы о календаре (Ли), две главы об астрономии и астрологии (Тяньвэнь). , один по физике (Ухэн), четыре по географии (Дили), три по иерархии должностей (Чжигуань), один по экипажам и костюмам (Юфу), два по сутрам и книгам (Цзинцзи) и два по товарам (Чихуо), в таком порядке.
Ожидается, что Конфуцианский кодекс обрядов (Лицзи), а не закон, станет контролирующим документом цивилизованного поведения. Согласно конфуцианскому мировоззрению, верховенство закона применяется только к тем, кто вышел за рамки цивилизованного поведения. Ожидается, что цивилизованные люди будут соблюдать надлежащие обряды. Ожидается, что только социальные изгои будут контролировать свои действия по закону. Таким образом, верховенство закона считается состоянием варварской примитивности, предшествующим достижению цивилизованного состояния добровольного соблюдения надлежащих обрядов. То, что законно, не обязательно морально или справедливо.
Под руководством Танского конфуцианского министра Фан Сюаньлина 500 разделов древних законов были собраны в 12 томов Танского кодекса, озаглавленного:
Том 1: Термины и примеры (Мингли)
Том 2: Безопасность и запрет (Вэйджин)
Том 3: Должность и иерархия (Жижи)
Том 4: Домашние дела и брак (Хухун)
Том 5: Конюшни и склады (Джиуку)
Том 6: Импичмент и продвижение по службе (Шаньсин)
Том 7: Воровство и грабеж (Зейдао)
Том 8: Конкурс и судебный процесс (Dousong)
Том 9: Обман и ложь (Чжавэй)
Том 10: Разное регулирование (Залу)
Том 11: Арест и побег (Месяц)
Том 12: Приговор и заключение (Дуаньюй)
В Танском кодексе перечислены пять форм телесных наказаний крепостных:
- Порка ( китайский : 笞 ; пиньинь : chī )
- Канинг палкой ( китайский : 杖 ; пиньинь : чжан )
- Тюремное заключение ( китайский : 徒 ; пиньинь : tú )
- Изгнание ( китайский : 流 ; пиньинь : лю )
- Смерть ( китайский : 死 ; пиньинь : sǐ )
Смягчение применяется в соответствии с восемью принципами :
- Кровное родство
- Мотив преступления
- Добродетель виновника
- Способности виновника
- Прошлые заслуги
- Дворянский статус
- Дружба
- Прилежный характер
Конфуцианство в своей пересмотренной форме ( неоконфуцианство ) продолжало оставаться государственной ортодоксальностью при династиях Сун , Мин и Цин . Это гарантировало сохранение, а в некоторых отношениях даже укрепление конфуцианских основ Танского кодекса. Однако ко времени правления династии Цин масса законодательства увеличилась до такой степени, что было сомнительно, смогут ли даже чиновники адекватно освоить сложные различия, которые оно содержало.
Разновидности права
[ редактировать ]Традиционное китайское право можно разделить на «официальное» право и «неофициальное право». «Официальный закон» исходит из власти императора. Доктрина разделения властей была неизвестна в Китае до 20 века. В частности, судебные и административные функции выполняли магистраты, а не отдельные лица. Император делегировал многие из своих административных и судебных полномочий своим чиновникам, оставив за собой законодательную функцию.
Официальное право само по себе можно разделить на два основных компонента: уголовное право и административное право. Первый предписывал наказания за определенное поведение, а второй определял обязанности чиновников.
Напротив, «неофициальное» право представляло собой обычное право народа, правила, которые развивались на местах или в торговых гильдиях для решения вопросов, представляющих общий интерес. Ни одно из стандартных слов для обозначения закона – фа (法) или лю (律) – никогда не применялось к правилам такого рода.
Из этих разновидностей только уголовное право систематически изучалось западными учеными. Сложность китайской административной системы затрудняет для западных студентов общее знакомство с правовыми принципами, которые ею управляют. Изучение неофициального права также было ограничено отчасти из-за того, что данные содержатся в таком разнообразии исходных материалов, к которым чрезвычайно трудно получить доступ. Отсутствие доступа к исходным материалам создало у более ранних ученых, как китайских, так и западных, ошибочное впечатление, что в императорском Китае не было системы гражданского права.
Уголовное право
[ редактировать ]Центральным элементом уголовного права является «кодекс наказаний», издаваемый каждой династией при ее зарождении. Хотя фрагменты законов сохранились со времен Цинь и Хань, первым сохранившимся полным кодексом был Кодекс Кайхуан, разработанный во времена династии Суй и принятый более поздними династиями, включая Тан в 653 году. Этот кодекс послужил моделью для всех более поздних традиционных уголовных кодексов благодаря своей определение пяти наказаний и десяти мерзостей . Только монгольская династия Юань не смогла издать уголовный кодекс, но сборники юридических материалов этой династии до сих пор показывают сильное влияние кодекса Тан.
Уголовные кодексы содержат только правила, которые предписывают наказания за конкретные правонарушения, правила, которые в целом определяют распределение наказаний, или те, которые устанавливают принципы толкования. За каждое правонарушение предусматривалось определенное наказание. Задача мирового судьи состояла в том, чтобы выявить собственное название преступления, раскрытого по фактам. Определение правильного наказания последовало автоматически.
Уголовный кодекс считался неотъемлемой частью государственных правил, однако наказания по-прежнему должны были быть гуманными. Калечащие наказания, которые характеризовали более ранние законы, к 8 веку больше не применялись. Пять обычных наказаний, установленных Танским кодексом, в порядке убывания строгости: смерть, пожизненная ссылка, каторга (принудительные работы), избиение тяжелой палкой или избиение легкой палкой. Они оставались обычными наказаниями до последних лет правления Цин.
Уголовные кодексы были разделены на разделы «Общие принципы» и «Конкретные правонарушения». Каждая династия сохранила одно и то же основное содержание, хотя кодексы Мин и Цин внесли некоторые изменения в классификацию правонарушений. Кодексы Тан и Сун состояли из ряда статей (律), многие из которых были приняты, иногда без изменений, кодексами Мин и Цин. После того, как статьи кодекса были установлены в начале династии, император-основатель и его преемники не хотели их менять.
Следовательно, чтобы решить проблему меняющихся обстоятельств, Мин начал практику добавления в кодекс подзаконных актов (例). Эта практика широко распространилась при Цин, в результате чего к концу XIX века уголовный кодекс утратил часть своей внутренней последовательности и стал громоздким инструментом. Подзаконные акты, как правило, были более конкретными и подробными, чем статьи. К уголовным кодексам были добавлены пояснительные комментарии. Наиболее авторитетными были те, которые были одобрены престолом для включения в кодекс. Они часто сами содержали правила, которых нет в статьях или подзаконных актах. В тех случаях, когда нельзя ссылаться на двусмысленную статью или подзаконный акт, предыдущие решения Совета по наказаниям могут выступать в качестве « прецедентов ».
Некоторые нормы уголовных кодексов, особенно те, которые касаются гражданских дел, устарели или не соблюдаются. Жан Эскарра предположил, что уголовное право в целом должно было функционировать как руководство по образцовому поведению, а не как набор подлежащих исполнению правил. Хотя эта точка зрения в значительной степени была отвергнута, очевидно, что многие из принудительных правил семейных отношений были сохранены из-за их символической ценности.
После периода Хань все правила кодекса, кроме лю , назывались лин (постановления) и гэ (постановления), иногда ши (модели) и часто чжи (указы).
Административное право
[ редактировать ]Административное право было хорошо развито в Китае очень рано; большая часть его основных рамок была заложена династией Чжоу. В административной структуре император был верховным и, следовательно, выше закона. Он мог принимать законы, отменять существующие законы и отменять административные решения, принятые от его имени. Тем не менее, хотя он и был авторитарным, само существование сложной бюрократической машины представляло собой сдерживающий фактор для его произвольного осуществления власти.
Иногда он мог изменить смертный приговор, переданный ему на одобрение центральными судебными органами, но он всегда делал это со ссылкой на факты конкретного дела и объяснял в своем указе причины внесенного им изменения. Иногда он даже соглашался с возражением своих чиновников о том, что изменение было неправомерным, и соглашался с тем, что он должен действовать в соответствии с существующим законом.
Гражданское право
[ редактировать ]Обычное право имеет дело с тем, что на Западе называется частным правом или гражданским правом . В частности, он содержит правила, регулирующие вопросы контрактов и собственности . В отличие от западных систем, в которых гражданское право предшествовало уголовному праву, в традиционном китайском праве все было наоборот. Из положений уголовного кодекса магистраты могли либо напрямую выводить принципы гражданского права, если вопрос был указан в уголовном кодексе (например, вопросы, касающиеся долга и ростовщичества , сделок с землей, заимствования и залога имущества, а также продажа товаров на рынках), либо косвенно закладывать в уголовный закон основание для частного гражданского иска.
Хотя стереотипное мнение о китайских магистратах заключалось в том, что они не хотели вмешиваться в качестве арбитров в любые гражданские споры, более поздние исследования показали, что большая часть работы магистратов связана с урегулированием гражданских споров. С этой точки зрения, нежелание мировых судей заниматься рассмотрением дел во многом было связано с тем фактом, что китайская гражданская администрация была небольшой, а нагрузка на судей была очень большой. Более того, ученые начала 21 века, такие как Филип Хуан (黃宗智), утверждали, что традиционная китайская система правосудия была справедливой, эффективной и часто использовалась при разрешении споров.
Пользование собственностью делилось на право верхнего слоя почвы ( тяньпи ) и права недр ( тяньгу ). Землевладельцы с правами на недропользование имели постоянные права на собственность, если платили налоги и получали официальные печати от правительства, но не имели права активно использовать землю. Вместо этого те, у кого были права на верхний слой почвы, платили землевладельцу фиксированную ренту (или часть доходов от того, что было произведено на земле) не только за право заниматься сельским хозяйством и жить на земле, но и за право самостоятельно продавать или сдавать в аренду верхний слой почвы. права другой стороне. Таким образом, пока другая сторона владела правами на верхний слой почвы, сторона, владеющая недрами, не имела права активно использовать землю или выселять владельца верхнего слоя почвы. Земля, как и другие формы собственности, считалась коллективной собственностью семьи, а не отдельными членами семьи. Другой концепцией прав собственности в императорском Китае была дяньмай (典賣/典卖), более известная как хуомай (活賣/活卖), или условная продажа собственности. [7] это позволило продавцу (т.е. его семье) выкупить землю по первоначальной цене (без процентов). Предполагалось, что земля, принадлежавшая семье на протяжении нескольких поколений, должна оставаться за ней. Начиная с династии Суй , женщины не могли напрямую владеть собственностью , и для того, чтобы земля оставалась в одной семье, она должна была передаваться между наследниками мужского пола в соответствии с правилом первородства . [8]
Процедура
[ редактировать ]Подозреваемые и преступники арестовывались уездной полицией или начальниками почтовых отделений, подчинявшимися начальнику уездной полиции. Одним из важных принципов традиционного китайского законодательства было то, что человека нельзя осудить за преступление без признания . Поскольку для осуждения и вынесения приговора требовалось признание, пытки для получения такого признания часто применялись . Распространенным инструментом был бастинадо , наносимый на ягодицы и бедра.
Во времена Цинь и Хань местные магистраты имели полное право применять всю шкалу наказаний, включая смертную казнь.
В принципе, все уголовные дела, независимо от их тяжести, сначала рассматривались в суде того района, где произошли события. Мировой судья исследовал факты, установил виновность или невиновность, а затем предложил приговор за преступление, предусмотренный кодексом. Всякий раз, когда применялся более суровый приговор, чем избиение, необходимо было передать дело на повторное слушание в следующий вышестоящий суд по иерархии, в суд префекта. Решение префекта было окончательным только в случаях каторги. Дела об изгнании или смерти автоматически пересматривались губернатором провинции. Все дела об убийствах и все дела, влекущие за собой смертный приговор, отправлялись в столицу на рассмотрение высшей судебной инстанции — Коллегии наказаний. Ни один смертный приговор не мог быть приведен в исполнение, за исключением крайних обстоятельств, без явного одобрения самого императора.
Моральные ценности и закон
[ редактировать ]В отличие от легистов, конфуцианский взгляд на право всегда был сосредоточен на морали. Сюнь Цзы , один из первых конфуцианских мыслителей, видел необходимость в законодательстве, но в равной степени подчеркивал важность добродетели со стороны законодателя и судебной власти. Существовало убеждение, что соблюдение конфуцианских моральных предписаний через государственный аппарат необходимо для сохранения цивилизованного общества. Поощрение добродетели сыновней почтительности помогло укрепить связанную с этим обязанность уважения и подчинения императорской власти.
Кодексы сигнализируют о своей моральной ориентации, помещая в самом начале раздела «Общие принципы» описание преступлений, известных как « Десять мерзостей ». Эти преступления считались самыми отвратительными. Как говорится в официальном комментарии к Кодексу Цин: «Люди, виновные в любой из Десяти Мерзостей, разрушают человеческие узы (倫), восстают против Небес (天), идут против разума (理) и нарушают справедливость (義)».
См. также
[ редактировать ]- Религиозное право
- Сравнительное правоведение
- Китайское право
- Список древних правовых кодексов
- Юридический кодекс Великой Цин
- Закон Китайской Народной Республики
- Закон Тайваня
- Пять наказаний
- Десять мерзостей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон, Уоллес и Денис Твитчетт (1993), «Уголовный процесс в Танском Китае», Asia Major, 3-я серия, 6.2, 137.
- ^ Патрисия Эбри; Энн Уолтхолл; Джеймс Пале (2008). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Cengage Обучение. п. 40. ИСБН 978-0-547-00534-8 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Образовательное издательство Британника (2010). История Китая . Издательская группа Розен. п. 76. ИСБН 978-1-61530-181-2 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Чарльз Хайэм (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 270. ИСБН 978-0-8160-4640-9 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Майкл Лоу (2006). Правление империй Цинь и Хань: 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Издательство Хакетт. п. 126. ИСБН 978-0-87220-818-6 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Джон Уоррен Хед; Янпин Ван (2005). Кодексы законов в династическом Китае: краткий обзор китайской правовой истории за тридцать веков от Чжоу до Цин . Каролина Академик Пресс. п. 100. ИСБН 978-1-59460-039-5 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ « Дяньмай » (по-китайски). Zdic.net . Проверено 8 июня 2012 г.
- ^ Юэ Юэ, Лин Лин (2008). «Исследование политики династии Хань в отношении женщин» [Исследование политики династии Хань отношении ] женщин в . : 10.16700/j.cnki.cn41-1157/c.2008.06.018 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бодде, Дерк, «Основные концепции китайского права: генезис и эволюция юридической мысли в традиционном Китае», « Очерки китайской цивилизации » , под ред. Шарль Ле Блан и Дороти Борей. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1981.
- Чюй Тун-цу, Право и общество в традиционном Китае . Париж и Гаага: Мутон, 1961.
- Эскарра, Жан. Китайское право: концепция и эволюция. Законодательные и судебные институты. Наука и преподавание . Пекин: Анри Вейч, 1936.
- Хуан, Филип, Гражданское правосудие в Китае: представительство и практика в Цин . Стэнфорд, Калифорния, Издательство Стэнфордского университета, 1996.
- Цзян, Юнлинь (2011). Небесный мандат и Великий кодекс Мин (серия азиатских законов) . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295990651 . Проверено 24 апреля 2014 г.
Раннее китайское право
[ редактировать ]- Хулсеве, Энтони Ф.П. «Законник и законы Цинь», Лейденские исследования по китаеведению , изд. ВЛ Идема. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1981.
- Хулсеве, Энтони Ф.П. Остатки ханьского права . Том. 1. Лейден: Э. Дж. Брилл,
- Хулсеве, Энтони Ф.П. Остатки закона Цинь: аннотированный перевод юридических и административных правил Цинь III века до нашей эры, обнаруженный в префектуре Юньмэн провинции Хубэй в 1975 году . Том. 1. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1985.
- Учида Томоо (内田智雄), Кандзё кейсо си (Хан 书, Хроники уголовного права, Киото: Университет Досисия, 1958).