Jump to content

Закон Китайской Народной Республики

Закон Китайской Народной Республики , официально называемый социалистической правовой системой с китайской спецификой , представляет собой правовой режим Китая с отдельными правовыми традициями и системами материкового Китая , Гонконга и Макао .

Правовая система Китая в основном представляет собой систему гражданского права , хотя ее корни уходят в Великий кодекс Цин и различные исторические системы, во многом отражающие влияние правовых систем континентальной Европы , особенно системы гражданского права Германии в 19 и начале 20 веков. Гонконг и Макао , два специальных административных региона, хотя и обязаны соблюдать конституцию, основные законы и полномочия Всекитайского собрания народных представителей, в значительной степени способны сохранить свои правовые системы колониальных времен.

С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году в стране не было судебной независимости или судебного контроля , поскольку суды не имели полномочий, выходящих за рамки полномочий, предоставленных им Всекитайским собранием народных представителей в рамках системы единой власти . Коммунистической партии Китая (КПК) Центральная комиссия по политическим и правовым вопросам осуществляет эффективный контроль над судами и их персоналом. [ 1 ]

В маоистский период (1949–1978) правительство враждебно относилось к формализованной правовой системе, поскольку Мао и КПК «считали, что закон создает ограничения для их власти». Правовая система подвергалась нападкам как контрреволюционный институт, а сама концепция права не была принята. Суды были закрыты, юридические школы закрыты, а юристы были вынуждены сменить профессию или быть отправленными в деревню. [ 2 ]

В середине 1950-х годов была попытка импортировать социалистическую правовую систему, основанную на системе Советского Союза. Но с начала антиправой кампании в 1957–1959 годах до конца Культурной революции примерно в 1976 году в КНР отсутствовало большинство особенностей того, что можно было бы назвать формальной правовой системой.

Эта политика была изменена в 1979 году, и Дэн Сяопин и КПК ввели политику «открытых дверей», которая взяла на себя утилитарную политику реконструкции социальной структуры и правовой системы, где закон использовался как полезный инструмент для поддержки экономический рост. [ нужна ссылка ] Предложения о создании правовой системы, отдельной от КПК, были отвергнуты после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году . [ 3 ] При администрации Си Цзиньпина правовая система еще больше подчинилась КПК. [ 4 ]

В Китае существует традиция принятия систем гражданского права. Во времена династии Цин китайское правительство наняло японских экспертов по правовым вопросам для копирования правовых систем Японии с целью модернизации китайской правовой системы. Это вытекало из немецкой системы гражданского права. [ 5 ] После создания Китайской Республики в 1911 году китайское правительство сохранило систему гражданского права. Хотя КПК отменила все правовые системы Китайской Республики после 1949 года, ее правовая система находилась под глубоким влиянием правовой системы Советского Союза , которую также можно рассматривать как систему гражданского права. [ нужны разъяснения ]

Развитие нынешней правовой системы датируется концом 1970-х годов, после окончания Культурной революции . Китая После реформ и открытости КПК подчеркнула верховенство закона как основную стратегию и метод государственного управления. [ 6 ] : 110  КПК На 13-м Национальном конгрессе в 1987 году бывший генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян предложил идею независимой от партии правовой системы. [ 3 ] От этой идеи отказались после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году . [ 3 ] В 1997 году Цзян Цзэминь КПК призвал к установлению социалистического верховенства закона на 15-м Национальном конгрессе . [ 6 ] : 110 

В 2000-х годах в КНР зародилось движение Вэйцюань , стремившееся продвигать права граждан частично путем подачи петиций о соблюдении существующих законов, а частично посредством активизма. Юристы движения добились некоторых побед в судах, но в других случаях они и их семьи подвергались остракизму и даже пыткам за свою деятельность. [ 7 ]

27 октября 2011 года Информационная служба Госсовета опубликовала официальный документ «Социалистическая правовая система с китайской спецификой», в котором сообщается, что Китайская Народная Республика приняла в общей сложности 240 действующих законов (включая Конституцию), 706 административных постановлений и более 8600 местных нормативных актов и считает, что сформирована социалистическая правовая система с китайской спецификой. [ 8 ]

Си Цзиньпин выступает против западных взглядов на верховенство закона, таких как требование независимости судебной власти. [ 6 ] : 113  Си Цзиньпин считает, что руководство КПК имеет важное значение для поддержания социалистического верховенства закона. [ 6 ] : 114  Си Цзиньпин заявляет, что двумя фундаментальными аспектами социалистического верховенства закона являются: (1) политические и правовые органы (включая суды, полицию и прокуратуру) должны верить в закон и поддерживать его, и (2) все политические и официальные лица должны следовать за КПК. [ 6 ] : 115  Взгляд Си на верховенство закона имеет тенденцию приравнивать верховенство закона к развитию законодательства. [ 6 ] : 112–113  В своих трудах о социалистическом верховенстве закона в Китае Си Цзиньпин подчеркивал традиционные китайские концепции, включающие в себя человека как основу государства ( минбэнь ), «идеал отсутствия судебных исков» ( тянься усонг ), «уважение обрядов и упор на закон» ( лонли). чжунфа ), «прежде всего добродетель, потом наказание» ( дэчжу синфу ) и «поощрение добродетели и благоразумие в наказании» ( миндэ шэньфа ). [ 6 ] : 110–111 

Основными законами, касающимися безопасности и конфиденциальности персональных данных, являются Закон о кибербезопасности 2017 года , Закон о безопасности данных 2021 года и Закон о защите личной информации 2021 года . [ 9 ] : 131–132 

В 2019 году город Ханчжоу учредил пилотную программу Интернет-суда , связанными с Интернетом на основе искусственного интеллекта для рассмотрения споров, связанных с электронной торговлей и исками об интеллектуальной собственности . [ 10 ] : 124  Стороны предстают перед судом посредством видеоконференции, а ИИ оценивает представленные доказательства и применяет соответствующие правовые стандарты. [ 10 ] : 124 

Источники права

[ редактировать ]

Высшим и окончательным источником правовых норм в КНР номинально является Конституция Китайской Народной Республики . Он устанавливает рамки и принципы правления, а также перечисляет основные права и обязанности китайских граждан. Однако на практике, хотя эти «основные права» включают «свободу слова, печати, собраний, ассоциаций, шествий и демонстраций», соблюдение этих прав и других элементов Конституции осуществляется по усмотрению руководство КПК. По словам китайского аналитика Джона Дотсона, «хотя политические документы КПК всегда важнее формального закона КНР, партийное государство действительно использует формальные законы, принятые Всекитайским собранием народных представителей, для кодификации и подчеркивания партийной политики». [ 11 ]

В отличие от некоторых юрисдикций гражданского права, таких как Германия , Китай не устанавливает систематических общих принципов в своей конституции, которым должны следовать все административные положения и правила. Принципы законодательства, а также действительность и приоритет закона, правил и административных положений вместо этого перечислены в Законе о законодательстве , конституционных положениях, основных законах и законах, принятых Всекитайским собранием народных представителей и его постоянным комитетом, постановлениями, издаваемыми Государственным советом и его департаментов, местные законы и постановления, постановления автономных зон, юридические разъяснения и договорные нормы - все это теоретически включается во внутреннее законодательство сразу после его опубликования. [ нужна ссылка ]

Подписанные международные договоры на практике автоматически инкорпорируются в законодательство КНР и имеют преимущественную силу над соответствующими положениями законодательства КНР. Однако КНР оставляет за собой право делать оговорки относительно положений договора. [ нужна ссылка ]

В отличие от юрисдикций общего права , в прецедентном праве не существует строгой прецедентной концепции. [ 10 ] : 119  и никакого принципа взгляда на решение . Кроме того, не существует требований по делу или разногласиям , которые требовали бы от Верховного народного суда ограничивать свои решения реальными делами, а SPC действительно дает общие толкования закона. На практике судьи нижестоящих народных судов пытаются следовать толкованиям законов, принятым Верховным народным судом . Кроме того, в отличие от юрисдикций общего права, суды более высокой инстанции обладают полномочиями надзора и руководства, а это означает, что по собственной инициативе они могут вновь открыть дело, решение по которому было принято на более низком уровне.

Суды в КНР не обладают общими полномочиями судебного надзора , позволяющими им отменять законодательство. Однако в соответствии с Законом об административной процедуре Китайской Народной Республики они имеют право признавать недействительными отдельные акты правительства. В случаях коллизии законов процесс разрешения этого коллизии изложен в Законодательстве Китайской Народной Республики , в котором толкование запрашивается законодательным органом, ответственным за закон. Этот процесс подвергался критике как со стороны западных, так и со стороны китайских ученых-юристов за то, что он громоздкий и не допускает независимости судебной власти и разделения властей . [ 12 ] В то же время выдвигается контраргумент, что разрешение правовых коллизий является прежде всего законодательной, а не судебной деятельностью.

Наконец, суды за пределами специальных автономных районов, включая Верховный народный суд , не обладают юрисдикцией над САР Гонконг и Макао; хотя Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей имеет и использовал свои полномочия для толкования Основного закона Гонконга . [ нужна ссылка ]

Разновидности права

[ редактировать ]

Распоряжения правительства КНР существуют в иерархии, которая определяется Законодательным законодательством Китайской Народной Республики . Иерархия правил такова.

  1. Конституция Китайской Народной Республики
  2. Общенациональные законы, издаваемые Всекитайским собранием народных представителей.
  3. Административные регламенты, издаваемые Государственным советом
  4. Местные декреты, издаваемые местными собраниями народных представителей.
  5. Административные и местные правила, издаваемые административным органом или местным народным правительством.

Основными областями права являются материальное право и процессуальное право. К первым относятся административное право , уголовное право , гражданское право или предпринимательское право , а также экономическое право . Они разделены на разные ветви. Например, договорное право считается отраслью гражданского права. Последнее включает гражданско-процессуальное право , уголовно-процессуальное право и административно-процессуальное право . [ нужна ссылка ]

Гражданское право и Гражданско-процессуальное право

[ редактировать ]

В 1986 году Всекитайское собрание народных представителей приняло Общие принципы гражданского права Китайской Народной Республики , которые помогли уточнить сферу применения гражданского права. Статья 2 документа гласит, что гражданское право регулирует личные и имущественные отношения между физическими и юридическими лицами, имеющими равный статус. Он охватывает широкий спектр тем, включая общие принципы, брачное право , право собственности , договорное право , закон об авторском праве и закон о товарных знаках . С точки зрения некоторых ученых, коммерческое право, такое как корпоративное право , закон о банкротстве , закон о страховании и закон о оборотных инструментах , отличается от гражданского права. [ нужна ссылка ]

До 2021 года в КНР не действовал ни один гражданский кодекс . В его отсутствие Всекитайское собрание народных представителей обнародовало Закон о браке, Закон об усыновлении, Закон о наследовании, Закон о договорах, Закон о вещных правах, Закон о деликтной ответственности. Первой частью будущего Гражданского кодекса были Общие положения гражданского права (《民法总则》), принятые в 2017 году и основанные на Общих принципах гражданского права (《民法通则》), принятых в 1986 году. [ нужна ссылка ]

28 мая 2020 года был принят Гражданский кодекс Китайской Народной Республики на третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва . Он вступил в силу 1 января 2021 года, в этот день были отменены Закон о браке, Наследственный закон, Общие принципы гражданского права , Закон об усыновлении, Закон о поручительствах, Договорное право, Право собственности , Право о правонарушениях и Общие положения гражданского права. [ 13 ] [ нужен неосновной источник ] Поскольку Гражданский кодекс Китайской Народной Республики не содержит положений, касающихся интеллектуальной собственности, компаний или труда, его обнародование не повлияло на Закон о товарных знаках, Патентный закон , Закон об авторском праве, Закон о компаниях , Закон о партнерских предприятиях, Закон о труде или Закон о трудовых договорах. , все из которых остаются в силе по состоянию на 2021 год. [ 14 ] [ нужен неосновной источник ]

Гражданско-процессуальный закон Китайской Народной Республики был впервые принят в 1991 году, в него впоследствии вносились поправки в 2007, 2012, 2017 и 2021 годах. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ нужен неосновной источник ]

Уголовное право и Уголовно-процессуальное право

[ редактировать ]

Уголовное право

[ редактировать ]

Первый материальный и процессуальный Уголовный кодекс Китая после 1949 года был принят в 1979 году. [ 18 ] Кодекс 1979 года последовал за выпуском новой Конституции в 1978 году и падением «Банды четырех» в 1976 году. [ нужна ссылка ]

В 2009 году Китай внес поправки в свой Уголовный закон, установив низкий порог для преследования за злонамеренные киберпреступления и незаконную продажу данных. [ 9 ] : 131 

Действующий Уголовный кодекс, Уголовный закон Китайской Народной Республики (中华人民共和国刑法), является результатом масштабных изменений, последний раз принятых 26 декабря 2020 г. (11-я поправка вступит в силу 1 марта 2021 г.), в которую внесены изменения. В ответ на недавние социальные изменения некоторые заметные изменения включали снижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 16, а в случае «совершения преступлений умышленного убийства, умышленного причинения вреда» уголовную ответственность будут нести также правонарушители в возрасте от 14 до 16 лет. [ 19 ]

по уголовным делам Уровень осуждения в Китае превышает 99 процентов. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Жесткость уголовного законодательства в Китае вызвала резкую критику или решительную поддержку, особенно из-за настаивания на смертной казни за многие преступления. На Китай приходится самое большое количество преступников, казненных в мире ежегодно, что вызвало обеспокоенность среди различных правозащитных групп и международных организаций. [ 23 ]

Уголовно-процессуальный закон

[ редактировать ]

Этот Уголовно-процессуальный закон Китая (中华人民共和国刑事诉讼法) предусматривает все стадии уголовного процесса. Это отличается от системы административных наказаний (включая задержание на несколько лет) и процедур, которые регулируются отдельной системой законов и правил. [ 24 ] Уголовно-процессуальный закон регулирует проведение расследований, включая предварительное заключение, допрос, наблюдение, судебное преследование (органом, называемым «прокуратурой») и проведение судебных процессов/защиту обвиняемых. [ 25 ] Однако независимость судов и учреждений, участвующих в расследовании, судебном преследовании и рассмотрении уголовных преступлений в Китае, по-прежнему подвергается сомнению со стороны структуры правительства КНР и его органов. Одним из примеров структурных препятствий на пути независимости судов является система политико-правовых комитетов КПК, с помощью которой «партия имеет право давать указания, контролировать или проверять суды относительно конкретных решений по отдельным делам или категориям дел, которые привлекают внимание со стороны общественности». Вечеринка." [ 26 ]

Административное право и Административно-процессуальное право

[ редактировать ]

Государственный совет уполномочен издавать административные постановления в социальных и экономических сферах и вопросах в соответствии с законами, принятыми ВСНП и его Постоянным комитетом. Эти законы включают в себя закон об охране окружающей среды , правила налогообложения и таможни, закон о качестве продукции и так далее. В этих областях центральное правительство и его органы превосходят другие стороны, такие как предприятия и частные лица, поскольку они осуществляют полномочия регулирования. С начала 2000-х годов в Китае существуют экологические иски. [ 27 ] : 15  Поправки 2014 года к Закону Китая об охране окружающей среды разрешают судебные разбирательства в общественных интересах, в том числе с участием неправительственных организаций в качестве соответствующих истцов. [ 28 ] : 227 

Закон об административной процедуре Китайской Народной Республики (1989 г.) позволяет юридическим лицам подавать исковые жалобы на административные действия. Видами административных действий, которые могут быть обжалованы, должны быть «конкретные действия», к которым относятся: административные наказания (например, задержания и штрафы), меры административного принуждения, вмешательство в деятельность предприятий, отказ от совершения действия или выполнения обязательства, противоправные действия. требования исполнения обязанностей, а также нарушения прав личности или имущественных прав. Рассмотрение действий государства осуществляется в местном народном суде. Судебный пересмотр действий ведомства не допускается в отношении действий государства, связанных с национальной обороной или иностранными делами. Более того, суд не может пересматривать административное законодательство.

На самом деле, хотя количество административных дел с участием правительств растет из-за того, что граждане используют правовые меры для защиты своей собственности от нарушений со стороны правительства, суду все еще довольно сложно выносить справедливые решения или эффективное исполнение, поскольку судьи суда назначаются КПК, а финансирование поступает от правительства.

законом Китая Первым всеобъемлющим антимонопольным стал Антимонопольный закон , который был принят в 2007 году и вступил в силу в 2008 году. [ 9 ] : 89 

В 2015 году Закон об административном процессе был пересмотрен. [ 29 ] : 136  Изменения 2015 года расширяют права людей подавать в суд на правительство. [ 29 ] : 136 

По мнению академика Кейю Джина , поправки к Закону об административных процедурах, кодифицированные в 2021 году, знаменуют собой новую веху в улучшении верховенства закона в Китае. [ 29 ] : 281 

Цифровые доказательства

[ редактировать ]

В исках об интеллектуальной собственности, связанных с Интернетом, используется процедура, при которой государственные нотариусы удостоверяют существование интернет-контента в определенный момент времени. [ 10 ] : 124  По крайней мере, к 2023 году технология блокчейна будет все чаще использоваться в качестве альтернативного средства постоянной записи контента веб-сайта в определенное время. [ 10 ] : 123–124  Впервые он был принят Интернет-судом Ханчжоу в качестве альтернативы иногда непрактичной или экономически неэффективной процедуре государственного нотариуса. [ 10 ] : 125 

Законотворчество и законодательная власть

[ редактировать ]

Существует два типа органов, уполномоченных принимать законодательные акты. Первый называется «органами государственной власти» (国家权力机关), которые принимают форму Всекитайского собрания народных представителей, его постоянного комитета и местных собраний народных представителей провинций, муниципалитетов и «митрополитов, имеющих некоторую степень автономии». по решению Государственного совета. Определенные административные органы (行政机关), то есть Государственный совет , его департаменты и комиссии, а также местные народные правительства того же уровня, что и упомянутые выше местные собрания народных представителей, включая правительства столиц провинций, также имеют право принимать административные решения. правила и положения при определенных условиях.

Теоретически законы, издаваемые административными органами, подчиняются законам, издаваемым органами государственной власти. Постановления административных органов не должны противоречить Конституции и законам. Кроме того, местные народные правительства должны обеспечить соответствие своих постановлений постановлениям Государственного совета и подчиненных ему ведомств.

Концепция делегирования полномочий еще не получила полного развития в правовой системе КНР. Например, поскольку не принято прямо делегировать полномочия административным органам по изданию конкретных нормативных документов, они не разрабатываются в соответствии с какими-либо конкретными полномочиями в виде законодательного разрешения на принятие имплементационных подзаконных актов.

При разработке новых законов КНР отказалась полностью копировать какую-либо другую правовую систему, и общей схемой было издание законов по конкретной теме или месту. Часто законы разрабатываются на экспериментальной основе, а через несколько лет закон пересматривается. Этот процесс поэтапного создания правовой инфраструктуры привел к тому, что судебные решения имеют большую прецедентную ценность, чем в большинстве юрисдикций гражданского права. При разработке законов КНР находилась под влиянием ряда источников, включая традиционные китайские взгляды на роль права, социалистическое прошлое КНР, основанный на Германии закон Китайской Республики о Тайване и основанный на английском языке общий закон. используется в Гонконге.

Законодательство Соединенных Штатов также оказало большое влияние, особенно в области банковского права и законодательства о ценных бумагах. В частности, Китай скопировал разделение между инвестиционно-банковской деятельностью, коммерческой банковской деятельностью и страхованием даже после того, как эти стены были отменены в Соединенных Штатах, а большие разделы Закона о ценных бумагах Китайской Народной Республики включили в законодательство концепции, скопированные из американских ценных бумаг. закон.

Всекитайское собрание народных представителей

[ редактировать ]

Высшим законодательным органом является Всекитайское собрание народных представителей . Он имеет право пересматривать Конституцию и создавать основные правовые кодексы, называемые «основными законами» (基本法律 jīběn fƎlǜ ). Помимо этого, NPC также принимает законы (法 ) и решения (决定 juédìng ). Решения могут содержать правовые нормы в виде изменений или дополнений к законам. Они часто используются для делегирования законодательных полномочий Государственному совету.

Характер отбора делегатов в ВСНП означает, что вклад населения в законотворчество на этом уровне очень ограничен. Поскольку среди делегатов самые разные области и опыт, лишь некоторые из них являются профессиональными юристами или практиками. Не имея формального юридического образования или знаний, немногие делегаты могут вносить предложения или высказывать мнения по законодательству. Таким образом, достаточно широкий круг членов партии и правительства как на центральном, так и на местном уровнях получает возможность внести свой вклад. Комиссия ВСНП по законодательным вопросам (法制工作委员会 fƎzhìgōngzuò wěiyuánhuì ) является ключевым органом, отвечающим за работу по разработке закона. С 1990-х годов Комиссия ВСНП по законодательным вопросам все чаще поручает ученым и экспертам формирование редакционных групп для подготовки первого проекта основных законов (так было в случае Закона о контрактах (1999 г.), Закона о вещных правах (2007 г.) ), Закон о деликтной ответственности (2009 г.) и Закон КНР о праве, применимом к гражданским отношениям, связанным с иностранцами (2010 г.)). Законодательство в некоторой степени является игрой групп интересов.

Государственный совет

[ редактировать ]

Следующий уровень законодательной иерархии КНР — Государственный совет — также избирается ВСНП и является главой исполнительной власти страны. В соответствии со статьей 89 Конституции он уполномочен «принимать административные меры (办法 bànfώ ), вводить административные постановления (行政法规 xíngzhèng fǎguī ), а также издавать решения (决定 juédìng ) и приказы (命令 mìnglìng ) в соответствии с Конституцией и законами». Управление по законодательным вопросам Государственного совета (国务院法制办 guówùyuàn fƎzhì bàn ) в основном отвечает за разработку административных постановлений, которые издаются с целью реализации законов.

Законотворчество на местном уровне

[ редактировать ]

Из четырех уровней местной администрации в Китае (провинция, регион/префектура, уезд/район, поселок) только провинциальный уровень обладает реальной законотворческой властью. Органический закон о местных собраниях народных представителей и местных народных правительствах позволяет съездам на уровне провинции, муниципалитета, столицы провинции и «довольно большого города» принимать свои собственные правила, называемые местными правилами (地方性法规 dìfāngxìng fƎguì ). Тем не менее, проекты законов должны быть одобрены конгрессом провинциального уровня, прежде чем они смогут стать законом.

судебная власть

[ редактировать ]
Типы судов в Китае и способы апелляции.

Судья и прокурор по-прежнему считаются государственными служащими. Признается, что качество судей и прокуроров ниже, чем у юристов, но в крупных городах, например, в столицах провинций, новые судьи имеют более высокое юридическое образование, чем когда-либо прежде. [ нужны разъяснения ] В 2002 году был введен единый Национальный унифицированный профессиональный квалификационный экзамен в области права (SJE), отчасти для повышения качества судебной системы. Любой человек, желающий работать судьей, прокурором или стать практикующим юристом или государственным нотариусом, должен будет сдать SJE для получения квалификационного сертификата юридической профессии. Как и в судах имперских времен, судьи также являются инквизиторами, которые допрашивают свидетелей, но в отличие от традиционных судов учитываются только показания, данные в суде. Сторонам разрешается привлекать агентов ad Litem , которыми могут быть адвокаты или любые граждане, одобренные судом. Серьезной проблемой современной судебной системы является подкуп судей из-за низкой зарплаты и финансовой зависимости от местного правительства. Хотя большая часть споров, доходящих до судов, по-прежнему заканчивается опосредованным, а не вынесенным судебным решением, китайские судьи по-прежнему применяют формальные законы и следуют правилам гражданского судопроизводства.

Поскольку судьи в Китае обычно начинают свою карьеру в качестве судей, а не в качестве юристов, они могут стать судьями в необычно молодом возрасте по сравнению с большинством других стран.

Народные суды

[ редактировать ]
Зал суда в Китайской Народной Республике

Согласно Органическому закону о народных судах (1983 г.), судебная власть осуществляется судами четырех уровней:

Высшим судом судебной системы является Верховный народный суд в Пекине, который непосредственно подчиняется ВСНП и его Постоянному комитету. Он контролирует отправление правосудия народными судами различных уровней. В КПК также существует Комитет по политике и праву, который отвечает за руководство и сотрудничество суда, прокуратуры, полиции и обеспечивает лидерство КПК в судебных вопросах.

Дела рассматриваются в двух судебных инстанциях народными судами. Это означает, что на решение или постановление первой инстанции местного народного суда сторона может подать апелляцию только один раз в народный суд следующей высшей инстанции, а народная прокуратура может опротестовать решение суда в народный суд по следующий высший уровень. Однако ограниченное число гражданских и коммерческих дел может, согласно Гражданскому процессуальному закону, рассматриваться в третий раз, в режиме, называемом судебным надзором. Кроме того, решения или постановления первой инстанции местных народных судов различных уровней вступают в законную силу, если в течение установленного срока обжалования ни одна из сторон не обжалует их. Любые решения и постановления, вынесенные Верховным народным судом в качестве суда первой инстанции, вступают в силу немедленно.

В соответствии со статьей 11 Органического закона «народные суды всех уровней создают при судах судебные комитеты» для обобщения судебного опыта и обсуждения важных или сложных дел и других вопросов, касающихся судебной работы.

Профессиональные и специальные суды

[ редактировать ]

Другие специальные суды включают военные суды, морские суды и железнодорожные суды. Военный суд, созданный в составе Народно-освободительной армии , является относительно закрытым судебным органом, рассматривающим уголовные дела с участием военнослужащих. Морские суды расположены в крупных морских и речных портах. Они обладают юрисдикцией в отношении морских дел и дел первой инстанции, касающихся морской торговли. Он считается эквивалентом суда промежуточной инстанции в судебной иерархии. Железнодорожный транспортный суд рассматривает уголовные дела и экономические споры, связанные с железнодорожным транспортом и транспортом.

Народная прокуратура

[ редактировать ]

Согласно статье 129 Конституции, народные прокуратуры являются «государственными органами правового надзора». Ее функции определены Органическим законом о народных прокуратурах (1983 г.).

Верховная народная прокуратура создается на национальном уровне. Местные народные прокуратуры разделены на три уровня, как и народные суды. В народных прокуратурах разных уровней создаются прокурорские комитеты. Согласно статье 3 Органического закона, «прокурорский комитет применяет систему демократического централизма и под руководством главного прокурора проводит обсуждения по важным делам и другим важным вопросам».

Прокуратура несет ответственность за предъявление обвинений подозреваемым в уголовных преступлениях в качестве государственного обвинителя. [ нужна ссылка ]

Неформальное посредничество

[ редактировать ]
Кабинет медиации по семейному праву в окружном суде Китая

Как и в имперские времена, разрешение споров в Китае в значительной степени опиралось на посредничество сообщества , а не на судебные разбирательства в рамках официальной судебной системы. Хотя большое количество споров в Китае по сей день разрешается неформально посредством посредничества сообщества, в настоящее время обычные люди все чаще прибегают к юридическим искам для разрешения своих споров. Во многих частях Китая суды перегружены (например, средняя нагрузка судей Народного суда первой инстанции в районе Чаоян и района Хайдянь в Пекине составляет 300-400 дел в год). Традиционно упор делался на компромисс и поддержание социальной гармонии. и наведение порядка. Но в отличие от предыдущих эпох, особенно в первую часть коммунистической эпохи, существовали массовые показательные процессы и публичная критика с целью обеспечить соблюдение линии партии, установить партийное доминирование и показать примеры определенных ценностей общества. [ нужна ссылка ]

После того, как КПК взяла под свой контроль, она институционализировала многие из существующих неформальных систем общественного посредничества в партийно-государственной структуре. Посреднические комитеты, в состав которых входили от пяти до одиннадцати членов общины, стали частью более крупных комитетов жильцов, и им было поручено урегулировать споры посредством давления со стороны коллег и примирения.

После своей победы КПК создала официальную судебную систему, основанную на советской модели, но идеологический конфликт между юристами и кадровыми кадрами привел к разрушению системы. В движениях « три анти » (сан фун) и « пять анти » (ву фун) в 1952 году массовые публичные суды с толпами зрителей, выкрикивающих критику, привели к казням и задержаниям сотен тысяч «контрреволюционеров» без использования формальных юридических мер. система. Во время Культурной революции судебная система была полностью упразднена, и законы перестали приниматься. Это привело к тому, что системы посредничества на уровне сообществ приобрели большее значение. Народно -освободительная армия взяла под свой контроль рассмотрение дел. Бригады Красной гвардии часто принуждали людей к самокритике и отправляли людей в лагеря перевоспитания за то, что они «реакционеры».

С реформами Дэн Сяопина, начавшимися в конце 1970-х годов, произошел возврат к социалистической законности. Судебная система была восстановлена, и благодаря 30-летним законодательным усилиям была создана относительно полная правовая система.

Правоохранительные органы

[ редактировать ]

Министерство общественной безопасности является основным органом полиции. Он отвечает за поддержание социального и общественного порядка, а также за проведение расследований и арест подозреваемых по уголовным делам. Он поддерживает общественный порядок в соответствии с административными полномочиями, предоставленными законом, и посредством полиции. Он также может разрешать гражданские споры между гражданами.

Народная вооруженная полиция — это военизированное формирование, которое используется в случае серьезных беспорядков.

Министерство государственной безопасности существует как орган контрразведки, а также используется для мониторинга и контроля предполагаемых угроз правительству и КПК.

[ редактировать ]

Министерство юстиции КНР управляет тюрьмой и Лаогай и в основном занимается регулированием юридической профессии. Исторически профессия юриста в КНР была незначительной. В конце 1970-х годов практикующих юристов было не более пары сотен. С 1980-х годов, когда руководство Китая осознало важность правовой системы и профессии юриста для экономического развития, подготовка юристов резко возросла. С 1986 по 1992 год число юристов в стране увеличилось более чем вдвое — с 21 500 до 45 000, а к 2008 году достигло 143 000. [ 30 ]

Фундамент был заложен Временным законом об адвокатуре в КНР в 1980 году. На ранних этапах его существования адвокатские конторы назывались «юридическими консультационными службами» (法律顾问处 fƎlǜ gùwèn chǔ ), а юристы считались «государственными юридическими работниками». [ нужна ссылка ] В 1986 году в Пекине была создана Китайская национальная ассоциация юристов, за которой последовали аналогичные организации по всему остальному Китаю. В том же году Министерство юстиции провело единый национальный квалификационный экзамен для юристов. Этот экзамен был заменен Государственным судебным экзаменом (SJE) в 2002 году. При создании адвокатских контор экспериментировались различные структуры.

В мае 1996 года Закон об адвокатах . ВСНП принял [ нужна ссылка ] Он признал потребности развития юридической профессии. Определение юриста было окончательно изменено с «государственного юриста» на «профессионала, законно получившего адвокатское удостоверение и оказывающего обществу юридические услуги». Закон устанавливает требования для занятия юридической практикой; определяет профессиональные качества, права и обязанности адвоката; правила для pro bono .

С 2012 года от новых и повторно лицензированных китайских юристов требуется присяга на верность КПК: [ 31 ]

Клянусь добросовестно выполнять священную миссию легальных работников социализма с китайской спецификой. Я клянусь в верности Родине, народу, поддерживать руководство Коммунистической партии Китая и социалистической системы, защищать достоинство Конституции и законов. [ 31 ] [ 32 ]

Си Цзиньпин призывает юристов выборочно включать аспекты традиционного китайского права в свои современные подходы. [ 33 ] : 36 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ахль, Бьёрн (06 мая 2019 г.). «Юдициализация в авторитарных режимах: расширение полномочий Верховного народного суда Китая» . Международный журнал конституционного права . 17 (1): 252–277. дои : 10.1093/icon/moz003 . ISSN   1474-2640 .
  2. ^ Ван, Чанг (2013). Внутри правовой системы Китая . Мэдсон, Натан Х. Оксфорд, Великобритания: Chandos Publishing. стр. 56–7. ISBN  978-0857094612 . OCLC   878805962 .
  3. ^ Jump up to: а б с Чжан, Цяньфан (04 июля 2021 г.). «Лидерство коммунистической партии и верховенство закона: история двух реформ». Журнал современного Китая . 30 (130): 578–595. дои : 10.1080/10670564.2020.1852743 . ISSN   1067-0564 . S2CID   229394840 .
  4. ^ Джейми П., Хорсли (сентябрь 2019 г.). «Партийное руководство и верховенство закона в эпоху Си Цзиньпина» . Брукингский институт . Проверено 31 января 2024 г.
  5. ^ «Найди китайское законодательство в Интернете — ГлобаЛекс» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2006 г. Проверено 19 декабря 2006 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фан, Цян (2024). «Понимание верховенства закона в Китае Си Цзиньпина». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN  9789087284411 . JSTOR   jj 15136086 .
  7. ^ Фу, Хуалин; Каллен, Ричард (январь 2008 г.). «Юриспруденция вэйцюань (защита прав) в авторитарном государстве: формирование культуры адвокатской деятельности в общественных интересах». Китайский журнал . 59 : 111–127. дои : 10.1086/tcj.59.20066382 . ISSN   1324-9347 . S2CID   142905383 .
  8. ^ «Социалистическая правовая система с китайской спецификой» 27 октября 2011 Китайская Народная Республика г. Архивировано из оригинала 02 июня 2023 г. Проверено 02 июня 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Чжан, Анджела Хуюэ (2024). High Wire: как Китай регулирует крупные технологические отрасли и управляет своей экономикой . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oso/9780197682258.001.0001 . ISBN  9780197682258 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Шимальчик, Матей (2023). «Власть по закону». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . стр. 114–127. дои : 10.4324/9781003350064-12 . ISBN  978-1-03-239508-1 .
  11. ^ Дотсон, Джон (15 декабря 2023 г.). «Идеологическая обработка КПК, часть 1: Новый «Закон КНР о патриотическом воспитании» » . Фонд Джеймстауна . Проверено 18 декабря 2023 г.
  12. ^ Чен, Бенджамин Минхао; Ли, Чжию (2023). «Суды без разделения властей: пример судебных предложений в Китае» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.4418249 . ISSN   1556-5068 . ССНН   4418249 .
  13. ^ «Гражданский кодекс Китайской Народной Республики» . Китайский национальный народный конгресс (на упрощенном китайском языке). Проверено 15 января 2022 г. .
  14. ^ «Каталог действующих в настоящее время законов (277 пунктов)» Китайский национальный народный конгресс (на упрощенном китайском языке) Проверено 15 января 2022 г.
  15. ^ «Гражданско-процессуальный закон Китайской Народной Республики» . Китайский национальный народный конгресс (на упрощенном китайском языке) . Проверено 15 января 2022 г. .
  16. ^ «Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о внесении изменений в Гражданский процессуальный закон Китайской Народной Республики и Закон об административной процедуре Китайской Народной Республики» Всекитайское собрание народных представителей (на упрощенном китайском языке) 2017-06-. 27. Получено 15 января 2022 г.
  17. ^ «Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о внесении изменений в Гражданский процессуальный закон Китайской Народной Республики» Всекитайское собрание народных представителей (на упрощенном китайском языке) Проверено 15 января 2022 г.
  18. ^ Коэн, Джером Алан (1982). «Предисловие: Уголовные кодексы Китая» . Журнал уголовного права и криминологии . 73 (1): 135–137. дои : 10.2307/1143028 . JSTOR   1143028 .
  19. ^ Поправка 11 к уголовному законодательству КНР по адресу: https://www.chinalawtranslate.com/en/criminal-law-amendment-11/. Архивировано 10 февраля 2021 г. в Wayback Machine.
  20. ^ «Судебные преследования прекращены, количество обвинительных приговоров рекордно велико, и многое другое о судебной системе Китая в 2022 году» . Защитники безопасности . 25 июля 2023 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2024 г. Проверено 28 июля 2024 г.
  21. ^ Фэн, Эмили (25 июня 2024 г.). «Китай выносит обвинительный приговор 99% обвиняемых по уголовным делам. Отменить приговор сложно» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 26 июня 2024 года . Проверено 27 июля 2024 г.
  22. ^ «Национализм идей» . Экономист . 25 июля 2024 г. ISSN   0013-0613 . Проверено 28 июля 2024 г.
  23. ^ «Права человека в Китае» . Международная амнистия . Проверено 18 декабря 2023 г.
  24. ^ Биддульф, Сара (2015). «Наказания в мире после перевоспитания через труд: вопросы о мелких преступлениях в Китае» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.2664864 . hdl : 11343/254294 . ISSN   1556-5068 . ССНН   2664864 .
  25. ^ Чен, Цзяньфу (2 мая 2013 г.). Уголовное право и уголовно-процессуальное право в США: комментарии и законодательство . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN  978-90-04-23445-1 .
  26. ^ Ли, Линг (28 марта 2016 г.). «Коммунистическая партия Китая и народные суды: судебная зависимость в Китае». Американский журнал сравнительного права . 64 (1): 37–74. дои : 10.5131/AJCL.2016.0002 . JSTOR   26386882 .
  27. ^ Эсарей, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван, ред. (2020). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN  978-0-295-74791-0 . JSTOR   j.ctv19rs1b2 .
  28. ^ Дай, Цзинъюнь; Спайрс, Энтони Дж. (2020). «Массивные НПО и экологическая пропаганда в Китае». В Эсарее, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван (ред.). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN  978-0-295-74791-0 . JSTOR   j.ctv19rs1b2 .
  29. ^ Jump up to: а б с Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN  978-1-9848-7828-1 .
  30. ^ People's Daily Online. «В Китае более 143 000 юристов». Архивировано 15 октября 2012 г. в Wayback Machine , 16 апреля 2008 г.
  31. ^ Jump up to: а б Вонг, Эдвард (22 марта 2012 г.). «Китайские юристы недовольны новой присягой Коммунистической партии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 20 апреля 2024 г.
  32. Министерство юстиции выпустило уведомление о решении ввести систему присяги юристов. Люди, входящие в состав адвокатской команды, должны принести присягу. Архивировано 2012 г. в 8 декабря Министерстве юстиции КНР, доступ 23 марта 2012 г.
  33. ^ Шан, Патрик Фулианг (2024). «Чему КПК научилась из прошлого?». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN  9789087284411 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Английский
китайский
  • Чэнь Шоуи, Теории Faxue jichu lilun на основе юридической науки Пекин: Beijing Daxue Chubanshe (издательство Пекинского университета), 1984.
  • Шэнь Цзунлин (редактор), Фали Сюэ 法理学 (Юриспруденция). Тайбэй: Книжное издательство Вунань, 1994. ISBN   7-80083-759-9
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef65e37169d2548521d2f7c21d47385d__1723426740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/5d/ef65e37169d2548521d2f7c21d47385d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Law of the People's Republic of China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)