Jump to content

Основной закон Гонконга

(Перенаправлено из Основного закона Гонконга )

Основной закон Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики
Обложка Основного закона, опубликованная Бюро по конституционным и материковым делам.
Обзор
Юрисдикция Гонконг
В подчинении Конституция Китайской Народной Республики
Созданный 4 апреля 1990 г.
Дата вступления в силу 1 июля 1997 г.
Автор(ы) Комитет по разработке основного закона Гонконга
Подписавшиеся Ян Шанкунь , Президент Китайской Народной Республики
Основной закон Гонконга
китайский Основной закон Гонконга
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinXiānggǎng Jīběnfǎ
Yue: Cantonese
Yale RomanizationHēung góng gēi bún faat
JyutpingHoeng1 gong2 gei1 bun2 faat3
Основной закон Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики
Традиционный китайский Основной закон Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики
Упрощенный китайский Основной закон Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZhōnghúa Rénmín Gònghéguó Xiānggǎng Tèbié Xíngzhèngqū Jīběnfǎ
[Listen]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationJūng wàh yàhn màhn guhn gwòh gwok Hēung góng dahk biht hàhng jing kēui gēi bún faat
JyutpingZung1 waa4 jan4 man4 gung6 wo4 gwok3 Hoeng1 gong2 dak6 bit6 hang4 zing3 keoi1 gei1 bun2 faat3

Основной закон Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики является национальным законом Китая , который служит органическим законом ( Специального административного района Гонконг HKSAR). [1] [2] Основной закон, состоящий из девяти глав, 160 статей и трех приложений, был составлен во исполнение Приложения I 1984 года Совместной китайско-британской декларации . [3] : 91 

Основной закон был принят в соответствии с Конституцией Китая , когда он был принят Всекитайским собранием народных представителей 4 апреля 1990 года и вступил в силу 1 июля 1997 года после передачи Гонконга . Она заменила колониальную конституцию Гонконга, состоящую из Патентных грамот и Королевских инструкций . [4]

Разработанный на основе Совместной декларации, Основной закон излагает основную политику Китая в отношении Гонконга, включая принцип « одна страна, две системы », согласно которому социалистическое управление и экономическая система, практиковавшиеся тогда в материковом Китае, не будут применяться. распространился на Гонконг. Вместо этого Гонконг продолжит свою капиталистическую систему и образ жизни до 2047 года. [5] Основной закон также определяет источники права , отношения между Гонконгом и центральным правительством (Госсоветом), основные права и обязанности жителей Гонконга и ветвей местного самоуправления.

Вскоре после Совместной китайско-британской декларации подписания Всекитайское собрание народных представителей в 1985 году учредило Комитет по разработке основного закона (BLDC), заложив основу передачи суверенитета в Гонконге от Соединенного Королевства Китаю. [6] : 444  Комитет отвечал за написание проекта Основного закона. В июне 1985 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (NPCSC) утвердил состав BLDC, в который вошли 36 членов от Китая и 23 члена от Гонконга. [6] : 444  под председательством китайского дипломата Цзи Пэнфэя . Двенадцать из 23 членов из Гонконга были связаны с деловым и промышленным секторами города. [7] : 11  [6] : 444 

Консультативный комитет по основному праву (BLCC), состоящий из лидеров сообщества Гонконга, также был создан в 1985 году для сбора мнений в Гонконге по законопроекту. Как и в BLDC, в BLCC также доминировали деловые и профессиональные элиты. [8] : 174 

Первый проект был опубликован в апреле 1988 года, после чего прошли пятимесячные общественные консультации. Второй проект был опубликован в феврале 1989 года, а последующий период консультаций закончился в октябре 1989 года. Основной закон был обнародован 4 апреля 1990 года Всекитайским собранием народных представителей вместе с проектами регионального флага и регионального герба ОАРГ.

4 июня 1989 года единственные два члена БЛДК, представляющие зарождающийся продемократический лагерь , Мартин Ли и Сзето Ва , заявили, что приостановят свое участие после военного подавления протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году . [7] : 23  В сентябре 1989 года Ли объявил, что вернется в BLDC после того, как к этому его призывали многие в Гонконге. [7] : 23  Однако в октябре Пекин исключил Ли и Сзето из БЛДК как «подрывников». [7] : 15  Ли и Сзето выразили поддержку студенческим активистам в Пекине и возглавили Гонконгский альянс в поддержку патриотических демократических движений в Китае , организацию, которая сыграла важную роль в оказании помощи политическим диссидентам покинуть Китай после военных репрессий 4 июня. [9] : 131–132 

Основные принципы

[ редактировать ]

Основные принципы управления Гонконгом под суверенитетом Китая отражают принципы, изложенные в Совместной китайско-британской декларации, и большинство из них изложены в первой главе Основного закона. NPCSC определил статьи 1 и 12 как основополагающие положения Основного закона. [10]

Статья 1 объявляет Гонконг частью Китайской Народной Республики, но до 2047 года в нем сохраняются правовые и политические системы, отличные от систем материкового Китая. [11] Гонконг имеет высокую степень автономии и имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власть. [12] Судебная власть включает в себя право вынесения окончательного решения, которое заменяет колониальное судебное обращение в Судебный комитет Тайного совета в Соединенном Королевстве апелляциями в Суд последней апелляции . Закон о национальной безопасности Гонконга, включенный в Приложение III к Основному закону, отменяет несовместимые с ним местные постановления и позволяет судам материкового Китая председательствовать в делах, связанных с определенными преступлениями в области национальной безопасности.

Статья 5 требует, чтобы социалистическая система и политика не практиковались в Гонконге, а капиталистическая система и образ жизни до передачи сохранялись в течение 50 лет после передачи, или до 2047 года. [12] Общее право , правила справедливости , постановления, вспомогательное законодательство и обычное право , которые регулируют определенные права на землю на Новых территориях , действовавшие до передачи, сохраняются, за исключением тех, которые противоречат Основному закону и подлежат любым поправкам со стороны законодательного органа. . [12]

Статья 12 гласит, что Гонконг пользуется высокой степенью автономии и находится в непосредственном подчинении Центрального народного правительства.

Частная собственность на собственность также является правом, защищенным в Гонконге. [12]

Хотя Основной закон был разработан для реализации принципа «Одна страна, две системы», 10 июня 2014 года Пекин опубликовал политический доклад, подтверждающий свою власть над Гонконгом, что положило начало конфликту между «одной страной» и «двумя системами», заявив, что что интересы Китая («одна страна») должны преобладать над конституционной автономией Гонконга («две системы»). [13] Это вызвало критику со стороны многих людей в Гонконге, которые заявили, что коммунистическое руководство подрывает статью 8 Основного закона, поскольку оно нарушает свои обещания соблюдать политику, которая допускает демократический, автономный Гонконг под властью Пекина. [14]

Автономия под суверенитетом Китая

[ редактировать ]

Основной закон гарантирует Гонконгу высокую степень автономии под властью Китая, за исключением иностранных дел и обороны, которые остаются в ведении Центрального народного правительства. [15]

Центральные правительственные учреждения в Гонконге

[ редактировать ]

четыре агентства центрального правительства В Гонконге действуют . Управление комиссара Министерства иностранных дел было создано в соответствии со статьей 13 Основного закона и начало свою деятельность после передачи. Офис связи Центрального народного правительства заменил в 2000 году гонконгский филиал информационного агентства Синьхуа , который с 1947 года служил фактической дипломатической миссией Китая в Гонконге. Гонконгский гарнизон Народно-освободительной армии. После передачи начал действовать . Управление по обеспечению национальной безопасности было создано в июне 2020 года в соответствии с Законом о национальной безопасности Гонконга.

Статья 22 гласит, что «ни один департамент Центрального народного правительства и ни одна провинция, автономный район или муниципалитет, находящиеся в непосредственном подчинении центрального правительства, не могут вмешиваться в дела, которыми Особый административный район Гонконг управляет самостоятельно в соответствии с настоящим Законом». [16]

В апреле 2020 года это положение вызвало дебаты после того, как Бюро по связям и Управление по делам Гонконга и Макао раскритиковали продемократических законодателей за задержку выборов председателя комитета Палаты представителей Законодательного совета. [17] Продемократические законодатели заявили, что офисы нарушили статью 22, комментируя выборы председателя местного законодательного органа. В ответ Управление по связям заявило, что как оно, так и Управление по делам Гонконга и Макао не подпадают под действие статьи 22, поскольку они были уполномочены центральными властями специализироваться на решении дел Гонконга, а не на том, что обычно подразумевается под «департаментами Центрального народного собрания». Правительство". [18] [19] На веб-сайте Государственного совета Китая, также известного как Центральное народное правительство, Управление по делам Гонконга и Макао и информационное агентство Синьхуа , чье гонконгское отделение было предшественником Управления по связям, перечислены среди учреждений, отдельных от составных отделов Китайской Народной Республики. Государственный совет . [20]

Чжан Сяомин также заявил, что на Управление комиссара национальной безопасности не распространяются ограничения статьи 22. [21]

Действие национальных законов

[ редактировать ]

За исключением Основного закона и Конституции, [22] : 124  национальные законы не применяются в Гонконге, если они не перечислены в Приложении III и не применяются местными законами или законодательством. принимает национальные законы на местном уровне Когда Законодательный совет , местная версия адаптируется к контексту Гонконга, чтобы национальный закон имел полную силу. [23] : к. 18,2 NPCSC имеет право вносить поправки в законодательство, включенное в Приложение III, после консультации с комитетом по Основному закону и правительством Гонконга. Законы в Приложении III должны касаться иностранных дел, национальной обороны или вопросов, не входящих в автономию Гонконга. [24]

По состоянию на июнь 2020 года Приложение III включает законы об обозначении столицы , национальном флаге и гимне, территориальных претензиях, гражданстве, дипломатических привилегиях и иммунитете, размещении гарнизонов Народно-освободительной армии и преступлениях, затрагивающих национальную безопасность. В мае 2020 года Всекитайское собрание народных представителей объявило, что NPCSC примет закон о национальной безопасности, специально разработанный для Гонконга, в ответ на протесты в Гонконге в 2019–2020 годах . Закон был добавлен в Приложение III и обнародован без принятия Законодательным советом. [25]

Национальные законы могут применяться, если они затрагивают только определенную территорию в Гонконге. В 2018 году было завершено строительство станции Гонконг-Западный Коулун экспресс-железнодорожного сообщения Гуанчжоу -Шэньчжэнь-Гонконг , в которую был включен участок, на котором чиновникам материкового Китая разрешено применять китайские законы, что призвано сократить время, необходимое для иммиграции. [26] Эффективность китайского законодательства на территории Гонконга была оспорена в том же году в суде первой инстанции. [27] Суд постановил, что Основной закон является гибкой конституцией и как таковой может толковаться для нужд экономической интеграции; Соглашение о наличии в Гонконге законов материкового Китая в целях таможни, иммиграции и карантина не противоречит принципу «одна страна, две системы». [23] : к. 18,3

Закон о национальной безопасности

[ редактировать ]

Статья 23 требует, чтобы Гонконг принял местные законы о национальной безопасности , которые запрещают государственную измену, отделение, подстрекательство к мятежу, подрывную деятельность против центрального правительства, кражу государственных секретов и иностранным организациям от ведения политической деятельности в Гонконге. В 2003 году правительство Гонконга внесло на рассмотрение законопроект о национальной безопасности (законодательные положения) 2003 года , который вызвал массовые протесты . Предложенный закон предоставил полиции больше полномочий, например, не требовал ордера на обыск для обыска дома подозреваемого террориста. После демонстраций и отказа Либеральной партии от поддержки законопроекта правительство отложило законопроект на неопределенный срок.

Основные права и обязанности

[ редактировать ]

Права жителей Гонконга гарантированы главой 3 Основного закона. Статья 39 также применяет положения Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) и международных трудовых конвенций, которые действовали в Гонконге до передачи. [28] Хотя большая часть МПГПП ратифицирована как Постановление о Гонконгском билле о правах, но во многом идентична формулировке, [29] : 527  не было принято никакого эквивалентного законодательства для реализации МПЭСКП.

Гражданские права

[ редактировать ]

Жители Гонконга равны перед законом. Жители Гонконга имеют, среди прочего, свободу слова , свободу печати и публикаций; свобода ассоциаций , свобода собраний , свобода шествий, демонстраций, общения, передвижения, совести, религиозных убеждений и брака; а также право и свобода создавать профсоюзы и вступать в них, а также проводить забастовки . [28] Свобода личности жителей Гонконга неприкосновенна. Ни один житель Гонконга не может быть произвольно или незаконно арестован, задержан или заключен в тюрьму. Запрещаются также произвольный или незаконный обыск тела любого жителя, лишение или ограничение свободы человека. Пытки любого жителя, а также произвольное или незаконное лишение жизни любого жителя запрещаются. [28]

В конце 2015 года исчезли пять сотрудников книжного магазина, торгующего книгами и журналами, запрещенными в материковом Китае (см. « Исчезновения книг в Козуэй-Бэй» ). По крайней мере двое из них исчезли в материковом Китае , один - в Таиланде . Одного участника в последний раз видели в Гонконге, а затем он снова появился в Шэньчжэне , через китайскую границу, без необходимых проездных документов. Хотя реакция на октябрьские исчезновения была сдержанной, поскольку известно, что необъяснимые исчезновения и длительные внесудебные задержания происходят в материковом Китае, [30] беспрецедентное исчезновение человека из Гонконга и странные события, окружающие его, потрясли город и вызвали международную обеспокоенность по поводу возможного похищения граждан Гонконга сотрудниками китайского бюро общественной безопасности и их вероятной выдачи в нарушение нескольких статей Основной закон и принцип «одна страна, две системы» . [31] [32] [33] Широко распространенное подозрение, что они находились под стражей на материковом Китае, позже было подтверждено, по-видимому, сценарными видео-"признаниями" и заверениями мужчин в том, что они остались в Китае по собственному желанию. [32] В июне 2016 года один из пятерых, Лам Винг Ки , на драматической пресс-конференции сообщил, что он и другие были задержаны без надлежащей правовой процедуры и что Ли По действительно был незаконно похищен из Гонконга, и все это тайным «центральным агентом». Следственная группа» («中央專案組» или «中央調查組»). [34]

Статья 95 предусматривает взаимную судебную помощь между Гонконгом и КНР; однако на пути формального понимания экстрадиции стоят серьезные камни преткновения, такие как смертная казнь . Кроме того, власти ОАРГ постановили, что статьи 6 и 7 Уголовного кодекса КНР не наделяют Гонконг исключительной юрисдикцией по уголовным делам, особенно когда преступление совершено за пределами границ провинций или САР. Текущий статус-кво таков, что Гонконг будет требовать возвращения жителей Гонконга, совершивших преступления в Гонконге и арестованных на материке. Однако житель материка, совершивший преступление в Гонконге и сбежавший обратно на материк, будет судим на материке. В случаях совпадающей юрисдикции центральное правительство потребовало, чтобы суд проводился на материке. Видные авторитеты, такие как Альберт Чен , профессор, и Глэдис Ли , председатель юстиции Гонконгской секции Международной комиссии юристов , считают, что эта ситуация имеет серьезные последствия для Независимость судебной власти в Гонконге.

Политические права

[ редактировать ]

Постоянные жители Специального административного района Гонконг имеют право голосовать и баллотироваться на выборах в соответствии с Основным законом. [35] Положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, применимым к Гонконгу на момент вступления в силу Основного закона, было разрешено оставаться в силе. [36]

Статья 45 предусматривает, что глава исполнительной власти избирается путем выборов или посредством местных консультаций и назначается Центральным народным правительством с конечной целью избрания путем всеобщего голосования после выдвижения кандидатуры представительным комитетом в соответствии с демократическими процедурами». [37] [38] : 190  Однако Гонконгу еще предстоит ввести всеобщее избирательное право на выборах, поскольку в Основном законе говорится, что метод выборов зависит от «фактической ситуации» в Гонконге и «принципа постепенного и упорядоченного прогресса». [39]

Могут ли выборы главы исполнительной власти 2007 года и выборы в Законодательный совет 2008 года быть проведены на основе всеобщего избирательного права, было определено 26 апреля 2004 года, когда NPCSC исключил такую ​​возможность, поскольку счел Гонконг недостаточно зрелым для таких выборов. [40]

В 2014 году в решении NPCSC от 31 августа говорилось, что, начиная с 2017 года, выбор главы исполнительной власти может осуществляться путем всеобщего голосования при выдвижении кандидатов широко представительным комитетом и при условии назначения Центральным народным правительством. [41] Далее в нем говорилось, что такой человек должен любить страну и Гонконг, и что гарантии для этой цели должны быть предусмотрены конкретным методом всеобщего избирательного права, не уточняя, какими должны быть гарантии. [41] Предложение о реформе, включающее это и другие изменения, было отклонено Законодательным советом 18 июня 2015 года после несвоевременной забастовки многих законодателей, поддерживающих истеблишмент. [42]

Политическая структура

[ редактировать ]

Судам Гонконга предоставлено право пересматривать акты исполнительной или законодательной власти и объявлять их недействительными, если они не соответствуют Основному закону.

Глава исполнительной власти Гонконга может быть выбран путем выборов или путем консультаций, проводимых на местном уровне, и назначен Центральным народным правительством.

Срок полномочий генерального директора после отставки его предшественника был вопросом, который возник после того, как Тун Чи Хва ушел в отставку 10 марта 2005 года. Юридическое сообщество и демократический лагерь заявили, что срок полномочий нового генерального директора должен составлять пять лет, согласно Статья 46 . Однако правительство Гонконга и некоторые деятели Пекина [ ВОЗ? ] и пропекинский лагерь заявил, что это должен быть оставшийся срок полномочий первоначального главы исполнительной власти, по формальности в китайской версии Основного закона, введя концепцию оставшегося срока полномочий. Правительство Гонконга запросило разъяснение у NPCSC 6 апреля 2005 года. 27 апреля 2005 года NPCSC постановил, что Приложение I к Основному закону требует, чтобы в случае, если какой-либо глава исполнительной власти уйдет в отставку в 2007 году или ранее, новый глава исполнительной власти должен исполнять обязанности оставшуюся часть срока своего предшественника. Жители Гонконга [ ВОЗ? ] Сторонники автономии рассматривают «интерпретацию» Постоянного комитета как вторжение центрального правительства в правовую систему Гонконга в нарушение духа политики «Одна страна, две системы», ставящее под угрозу верховенство закона. [ нужна ссылка ]

Основной закон также гарантирует благосостояние и льготы государственных служащих. Согласно статье 100 Основного закона, государственные служащие могут оставаться на работе с оплатой, надбавками, льготами и условиями службы, не менее благоприятными, чем до передачи. В статье 107 говорилось, что правительство САР должно следовать принципу удержания расходов в пределах доходов при составлении своего бюджета. Был поднят вопрос о том, допускаются ли в соответствии с Основным законом сокращение заработной платы госслужащим и наличие дефицитного бюджета. Во время экономического спада после 1997 года наблюдался растущий бюджетный дефицит (а в 2007/08 году – рекордный профицит). Правительство ввело сокращение заработной платы госслужащим во время экономического спада, а затем резко увеличило зарплаты во время восстановления.

Внешние дела

[ редактировать ]

Основной закон предоставляет правительству Гонконга ограниченные полномочия по участию в международных делах. Под названием «Гонконг, Китай» правительство Гонконга может заключать двусторонние соглашения с некитайскими регионами и международными организациями, связанными с определенными областями, включая коммерцию, торговлю, коммуникации, культуру, туризм и спорт. [43] В составе китайской делегации представители правительства также могут участвовать в дипломатических переговорах и участвовать в международных организациях и конференциях, которые напрямую затрагивают Гонконг. [44]

Интерпретация

[ редактировать ]

Основной закон может толковаться судами Гонконга в ходе вынесения решений и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (NPCSC). [45] По состоянию на 7 ноября 2016 года NPCSC давал толкование Основного закона пять раз:

Из пяти толкований, представленных на сегодняшний день, только одно было запрошено Апелляционным судом последней инстанции (CFA). Интерпретация была запрошена в деле Демократическая Республика Конго против FG Hemisphere Associates LLC в 2011 году , и оно касалось, среди прочего, юрисдикции судов Гонконга в отношении государственных действий. Правительство Гонконга запросило две интерпретации NPCSC положений Основного закона, касающихся права проживания и срока полномочий нового главы исполнительной власти после того, как его предшественник ушел в отставку до истечения своего срока, в 1999 и 2005 годах соответственно. NPCSC также дважды интерпретировал Основной закон по собственной инициативе, без запроса какой-либо ветви власти в Гонконге. Первое из двух произошло в 2004 году и касалось внесения поправок в методы выборов Главы исполнительной власти и Законодательного совета на 2007 и 2008 годы соответственно. Второе издание было издано в ноябре 2016 года и касалось материальных требований законных присяг и заявлений, предусмотренных статьей 104 Основного закона.Поскольку интерпретации NPCSC не имеют обратной силы, [47] Толкование Основного закона не затрагивает дела, по которым уже были вынесены решения.

[ редактировать ]

Основные принципы толкования Основного закона описаны в статье 158 и прецедентном праве. Согласно статье 158(1), NPCSC имеет право окончательного толкования. Это соответствует общим полномочиям NPCSC интерпретировать национальные законы Китая, как это предусмотрено статьей 67 (4) Конституции Китайской Народной Республики . [48] : 222  Как национальный закон, Основной закон был разработан на китайском языке, и его китайская версия имеет приоритет над официальной английской версией в случае возникновения расхождений. [49] : 408  Прежде чем интерпретировать Основной закон, NPCSC должен проконсультироваться со своим подкомитетом — Комитетом по Основному закону Специального административного района Гонконг. [50]

Суды Гонконга также могут интерпретировать Основной закон при вынесении решений по делам, если рассматриваемые положения находятся в пределах автономии Гонконга. [47] Суды Гонконга также могут толковать положения по вопросам, за которые несет ответственность Центральное народное правительство, или по вопросам, связанным с отношениями между центральным правительством и Гонконгом, при условии, что дело рассматривается CFA, и такое толкование повлияет на решения суда. дело, и что CFA добивался обязательного толкования NPCSC по этому вопросу. [47]

Чтобы решить, следует ли искать интерпретацию NPCSC, CFA применяет двухэтапный подход, основанный на статье 158 (3), сформулированной в деле Нг Ка Линг против директора иммиграционной службы . Первый этап касается «условия классификации», которое выполняется, если толкуемое положение касается либо дел, входящих в сферу ответственности Центрального народного правительства, либо отношений между центральными властями и Гонконгом. [51] : 32–33  Положения, удовлетворяющие условию классификации, являются «исключенными положениями», что означает, что они не могут быть истолкованы CFA. Когда суду необходимо сослаться на исключенное положение для толкования неисключенного положения, CFA не обязан запрашивать интерпретацию NPCSC по исключенному положению. Вместо этого CFA применяет «преобладающий критерий», в котором суд спрашивает, какое положение преимущественно необходимо интерпретировать в настоящем решении. [51] : 33  Второй тест касается того, выполнено ли «условие необходимости». Условие выполняется, когда суду необходимо истолковать исключенное положение и что такое толкование повлияет на решение по делу. [51] : 30–31 

Суды Гонконга используют целенаправленный подход к толкованию Основного закона. Поскольку правовая система Гонконга отличается от правовой системы материкового Китая, его суды обязаны применять подход общего права к толкованию. [48] : 222  Суды толкуют формулировки Основного закона так, чтобы учитывать контекст и цель его положений, определяя его законодательную цель ; [48] : 223–224  намерение законодателя само по себе не считается законодательным намерением. [48] : 223  Неясности разрешаются путем учета принципов и целей, изложенных в Конституции Китая и других материалах. [51] : 28  Тем не менее, суды рассматривают Основной закон как «живой инструмент», который адаптируется к меняющимся потребностям и обстоятельствам. [51] : 28  [52] : 125  Хотя суды Гонконга учитывают исторический контекст Основного закона, они также учитывают «новые социальные, политические и исторические реалии». [53] : 563 

Споры от толкования

[ редактировать ]

Толкование Основного закона судами Гонконга и NPCSC является политически спорным. Альберт Чен назвал интерпретации NPCSC «основной причиной конституционных разногласий» после передачи власти. [45] : 632 

Конституционные полномочия судебной власти Гонконга впервые были оспорены в деле HKSAR против Ма Вай Квана . [54] решение по которому было принято Апелляционным судом через 28 дней после передачи. Заявители утверждали, что Временный законодательный совет, созданный в одностороннем порядке до передачи власти, был незаконным, а принятые им законы недействительны. Суд отклонил этот довод. Помимо прочего, суд постановил, что как местный суд он не имел полномочий пересматривать акт суверенного органа власти. [45] : 633  Суд аргументировал это тем, что, поскольку статья 19 Основного закона не расширяла его судебные полномочия и он не имел полномочий проверять действительность суверенного акта в условиях колониального правления, он не обладал такими полномочиями после передачи. [45] : 633  Хотя судья Джеральд Назарет согласился с решением большинства, он усомнился в том, что конституционный порядок Китая и Соединенного Королевства аналогичен. Он также отметил, что китайская конституция не была подробно рассмотрена в ходе суда. [54] : 352–353  Йоханнес Чан отметил, что отсутствие полномочий суда по пересмотру актов парламента отражает верховенство парламента , доктрину, вытекающую из неписаных конституционных систем. [55] : 376  Поскольку в Китае есть писаная конституция, а Основной закон описывает отношения между Гонконгом и центральным правительством, в отличие от колониальных патентных грамот и Королевских инструкций , Чан задался вопросом, полностью ли применяется парламентское превосходство в Гонконге после 1997 года. [55] : 377 

В деле Нг Ка Линга CFA попыталось заявить, что у него есть полномочия пересматривать акты Всекитайского собрания народных представителей (NPC) или NPCSC, чтобы определить, соответствуют ли они Основному закону. [45] : 635 

Позже правительство Гонконга потребовало толкования статей 22 и 24 NPCSC, чтобы избежать потенциального притока более миллиона мигрантов из материкового Китая (по оценкам правительства) в Гонконг. Это вызвало дебаты о независимости судебной власти в Гонконге.

Поправка

[ редактировать ]

Статья 159 определяет процесс внесения поправок и дает Всекитайскому собранию народных представителей единоличное право вносить в него поправки. Поправки могут быть предложены либо NPCSC, Государственным советом или Гонконгом. Чтобы Гонконг мог предложить поправки, поправки сначала должны получить поддержку двух третей Законодательного совета Гонконга , двух третей депутатов, представляющих Гонконг во Всекитайском собрании народных представителей Гонконга , а также одобрение главы исполнительной власти . Все предложения должны быть рассмотрены Комитетом по основному закону Специального административного района Гонконг, и никакие поправки не могут «противоречить установленной основной политике Китайской Народной Республики в отношении Гонконга». [56]

Можно утверждать, что интерпретации Основного закона, предложенные Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, фактически являются «поправками» к Основному закону. Суд Гонконга, тем не менее, установил, что толкования NPCSC имеют «дополнительные» законодательные последствия в соответствии с китайской судебной практикой. Точно так же толковательные полномочия NPCSC могут быть использованы для изменения практически неограниченного круга местных законов без обращения в суды Гонконга или Гонконга. Правительство. [57]

Приложения I и II

[ редактировать ]

Согласно Приложениям I и II к Основному закону, принятому в апреле 1990 года, поправки могли быть внесены в методы избрания Главы исполнительной власти и формирования Законодательного совета на период после 2007 года при одобрении большинства в две трети голосов. всеми членами Законодательного совета и с согласия Главы исполнительной власти . Затем о поправках следует сообщить в NPCSC для утверждения или для протоколирования.

В интерпретации NPCSC Основного закона, принятой 6 апреля 2004 г., NPCSC предусмотрел «пять шагов» инициирования политической реформы в соответствии с Приложениями I и II Основного закона: [58]

  • Руководитель представляет отчет о необходимости внесения изменений в методику выбора ИК для формирования ЛегКо, Председателя НПКСК;
  • NPCSC принимает решение об одобрении или наложении вето на поправки к избирательным методам CE или LegCo;
  • Правительство ОАРГ представляет в Законодательное собрание предложение о внесении поправок в Приложения I и II;
  • LegCo одобряет предложение о внесении поправок большинством в две трети всех членов, и CE дает официальное согласие; и
  • NPCSC утверждает и вносит в протокол поправки к Приложениям I и II.

В соответствии с внесенными в 2021 году NPCSC поправками к Приложениям I и II, NPCSC теперь имеет право вносить поправки в Приложения I и II к Основному закону. «Пять шагов» по ​​инициированию политической реформы в ОАРГ больше не действуют.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лим, CL; Чан, Йоханнес (2015). «Автономия и центрально-местные отношения». Ин Чан, Йоханнес; Лим, CL (ред.). Закон Конституции Гонконга (2-е изд.). Свит и Максвелл . п. 55. ИСБН  978-9-626-61673-4 .
  2. Нг Ка Линг против директора иммиграционной службы , FACV 14/1998 (29 января 1999 г.), пп. 63; Текст решения также доступен на сайте HKLII.
  3. ^ Ло, Стефан ХК; Ченг, Кевин Квок-инь; Чуй, Вин Хун (2020). «Источники права». Правовая система Гонконга (2-е изд.). Гонконг: Издательство Кембриджского университета. стр. 90–136. дои : 10.1017/9781108634687 . ISBN  9781108721820 .
  4. ^ Чан, Йоханнес (2015). «От колонии к особому административному району». Ин Чан, Йоханнес; Лим, CL (ред.). Закон Конституции Гонконга (2-е изд.). Свит и Максвелл . п. 9. ISBN  978-9-626-61673-4 .
  5. ^ Основной закон, статья 5.
  6. ^ Jump up to: а б с Ченг, Джозеф Ю.С. (1 июля 1989 г.). «Демократическое движение в Гонконге». Международные дела . 65 (3): 443–462. дои : 10.2307/2621722 . JSTOR   2621722 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Ло, Шиу Хинг (июнь 1992 г.). «Политика кооптации в Гонконге: исследование процесса разработки основного закона». Азиатский журнал государственного управления . 14 (1): 3–24. дои : 10.1080/02598272.1992.10800260 .
  8. ^ Чу, Йик-и (2000). «Провал политики единого фронта: участие бизнеса в разработке Основного закона Гонконга, 1985–1990 годы». Азиатская перспектива . 24 (2): 173–198. ISSN   0258-9184 . JSTOR   42704264 .
  9. ^ Чанг, Пэррис Х. (январь 1992 г.). «Отношения Китая с Гонконгом и Тайванем». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 519 : 127–139. дои : 10.1177/0002716292519001010 . JSTOR   1046758 . S2CID   145325099 .
  10. ^ Статья 2, Закон Китайской Народной Республики о защите национальной безопасности в Специальном административном районе Гонконг.
  11. ^ Статьи 5 и 8 Основного закона.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Глава I: Общие принципы» . Основной закон Специального административного района Гонконг : 11–14. Июль 2006.
  13. ^ «Полный текст: Практика политики «Одна страна, две системы» в Специальном административном районе Гонконг» . Информационное агентство Синьхуа. Архивировано из оригинала 18 июня 2014 года.
  14. ^ Вонг, Алан (11 июня 2014 г.). «Белая книга Пекина» вызвала бурю в Гонконге» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 июня 2014 года . Проверено 23 июня 2014 г.
  15. ^ Основной закон, статьи 13 и 14.
  16. ^ «Глава II. Отношения между центральными властями и специальным административным районом Гонконг» . Полный текст Конституции и Основного закона .
  17. ^ Хо, Келли (14 апреля 2020 г.). «Гонконгские демократы отвергают предупреждение Пекина о тактике законодательного промедления как «вмешательство» » . Свободная пресса Гонконга . Проверено 13 мая 2020 г.
  18. ^ «Офис связи «не подпадает под действие статьи 22» » . РТХК . Гонконг. 17 апреля 2020 г. Проверено 17 апреля 2020 г.
  19. ^ «Представитель Офиса связи: Так называемое «вмешательство центрального правительства во внутренние дела Гонконга» является преднамеренным неверным толкованием Основного закона» . Отделение связи Центрального народного правительства в Специальном административном районе Гонконг [ Отдел связи Центрального народного правительства в Специальном административном районе Гонконг ]. 17 апреля 2020 г. Управление по делам Гонконга и Макао Государственного совета и Отделение связи Центрального народного правительства в Гонконге являются агентствами, уполномоченными центральным правительством заниматься делами Гонконга. В целом они не являются «департаментами Центрального народного правительства». смысле, как указано в статье 22 Основного закона. [Управление по делам Гонконга и Макао и Управление по связям являются органами, уполномоченными центральным правительством специализироваться на решении дел Гонконга, а не тем, что обычно подразумевается под «департаментами, принадлежащими центральному народному правительству», упомянутыми в статье 22 Основного закона. ] .
  20. ^ «Организация Государственного совета». Портал Центрального народного правительства Китайской Народной Республики [ Веб-портал Центрального народного правительства Китайской Народной Республики ] . Проверено 11 ноября 2020 г.
  21. ^ Нг, Тедди; Нг, Джойс; Май, Джун; Чунг, Тони (1 июля 2020 г.). «Закон о национальной безопасности поддерживает в Гонконге принцип «одна страна, две системы»: Пекин» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 1 июля 2020 г.
  22. ^ Чжу, Цзе; Чжан, Сяошань (2019). «О формировании и закреплении Основополагающего закона». Критика гонконгского национализма: с юридической точки зрения . Сингапур: Спрингер. стр. 113–127. дои : 10.1007/978-981-13-3344-6_8 . ISBN  978-981-13-3344-6 . S2CID   159132732 .
  23. ^ Jump up to: а б Рамсден, Майкл; Харгривз, Стюарт (2018). Бохари, Кемаль (ред.). Справочник по основному праву Гонконга (2-е изд.). Свит и Максвелл.
  24. ^ Основной закон, статья 18.
  25. ^ Чунг, Гэри (21 мая 2020 г.). «Пекин теряет терпение и продвигает закон о национальной безопасности Гонконга» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 23 мая 2020 г.
  26. ^ Помфрет, Джеймс (4 сентября 2018 г.). «Незапланированный выезд: юридическая сфера действия Китая распространяется на железнодорожный вокзал Гонконга» . Рейтер . Проверено 24 мая 2020 г.
  27. ^ Люнг Чунг Ханг Сикст против президента Законодательного совета [2019] 1 HKLRD 292.
  28. ^ Jump up to: а б с «Глава III: Основные права и обязанности жителей» . Основной закон Специального административного района Гонконг : 23–29. Июль 2006 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2008 г. Проверено 1 августа 2010 г.
  29. ^ Пандитаратне, Динуша (2015). «Основной закон, Гонконгский билль о правах и МПГПП». Ин Чан, Йоханнес; Лим, CL (ред.). Закон Конституции Гонконга (2-е изд.). Свит и Максвелл. стр. 521–564. ISBN  978-9-626-61673-4 .
  30. ^ «Гонконг обеспокоен делом о пяти пропавших книготорговцах» . Большая История . Ассошиэйтед Пресс. 3 января 2016 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 января 2016 г.
  31. ^ «Исчезновение пяти человек, связанных с издателем, вызывает еще большую обеспокоенность в Гонконге» . Нью-Йорк Таймс . 5 января 2016 г.
  32. ^ Jump up to: а б Илария Мария Сала (7 января 2016 г.). «Книжные магазины Гонконга отказываются от политически чувствительных изданий после исчезновения издателей» . Хранитель .
  33. ^ «Вопросы без ответа о пропавших книготорговцах» . Э.Дж. Инсайт . 5 января 2016 г.
  34. Все вместе: Испытания продавца книг в Китае могут случиться с любым из нас , HKFP, 20 июня 2016 г.
  35. ^ Статья 26 Основного закона.
  36. ^ Статья 21 Гонконгского билля о правах.
  37. ^ «Полный текст Конституции и Основного закона – глава (4)» . Основной закон Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики . 17 июля 2020 г. Проверено 29 марта 2021 г. Статья 45. Глава исполнительной власти Специального административного района Гонконг избирается путем выборов или консультаций, проводимых на местном уровне, и назначается Центральным народным правительством. Метод избрания Главы исполнительной власти должен определяться с учетом фактической ситуации в Специальном административном районе Гонконг и в соответствии с принципом постепенного и планомерного прогресса. Конечная цель – избрание Главы исполнительной власти всеобщим голосованием после выдвижения кандидатуры широко представительным комитетом по назначениям в соответствии с демократическими процедурами. Конкретный метод выбора главы исполнительной власти описан в Приложении I: Метод выбора главы исполнительной власти Специального административного района Гонконг.
  38. ^ Чен, Альберт HY (2016). «Закон и политика борьбы за всеобщее избирательное право в Гонконге, 2013–2015 годы» . Азиатский журнал права и общества . 3 (1): 189–207. дои : 10.1017/als.2015.21 .
  39. ^ Статьи 45 (2) и 68 (2) Основного закона.
  40. ^ Люнг, Эмброуз (27 апреля 2004 г.). «Гонконгу не хватает зрелости для прямых выборов, правят государственные чиновники» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 15 октября 2020 г.
  41. ^ Jump up to: а б «Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей по вопросам, касающимся избрания главы исполнительной власти Специального административного района Гонконг путем всеобщего избирательного права, и о порядке формирования Законодательного совета Специального административного района Гонконг в течение года» 2016 г. (Принято на десятой сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей двенадцатого созыва 31 августа 2014 г.)» (PDF) . Основной закон Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики . 31 августа 2014 года . Проверено 29 марта 2021 г.
  42. ^ Вето на политическую реформу: 3-минутная запись группы поддержки истеблишмента, покидающей East Net [Избирательная реформа отклонена: трехминутная прямая трансляция из лагеря сторонников истеблишмента, сделанная On.cc]. На сайте.cc . 18 июня 2015 г. Проверено 30 марта 2021 г. После этого Линь внезапно встал и призвал сторонников истеблишмента выйти (покинуть зал), надеясь выиграть время, подсчитав количество людей и позволив Лю Хуанфа вернуться вовремя, чтобы проголосовать. Демократический альянс за улучшение Китая немедленно отреагировал и призвал группу уйти. Увидев это, Новая демократическая партия и большинство членов Федерации профсоюзов также ушли. Однако г-жа Чан Юэнь-хан (сестра Сянь) покинула страну. , который также принадлежит к Федерации профсоюзов, а члены Либеральной партии остались на своих местах и ​​не последовали за группой. [После этого Лам внезапно встал и призвал законодателей, поддерживающих истеблишмент, уйти, надеясь выиграть некоторое время от переклички кворума и что Лау Вонг-Фат сможет вернуться вовремя, чтобы проголосовать. DAB последовала за ней и ушла в большом количестве вместе с Новой народной партией и большинством законодателей HKFTU; остались только Чан Юэнь-хан из HKFTU и законодатели от Либеральной партии.]
  43. ^ Основной закон, статья 151.
  44. ^ Основной закон, статьи 150 и 152.
  45. ^ Jump up to: а б с д и Чен, Альберт HY (2006). «Конституционное судебное решение в Гонконге после 1997 года». Журнал права и политики Тихоокеанского региона . 15 (3): 627–682.
  46. ^ Рамсден, Майкл; Харгривз, Стюарт (2019). Справочник по основному праву Гонконга (2-е изд.). Гонконг: Sweet & Maxwell/Thomson Reuter.
  47. ^ Jump up to: а б с Основной закон, статья 158(3).
  48. ^ Jump up to: а б с д Директор иммиграционной службы против Чонг Фунг Юэня (2001 г.) 4 HKCFAR 211.
  49. ^ Чан, Йоханнес (2007). «Основной закон и обзор конституции: первое десятилетие» (PDF) . Гонконгский юридический журнал . 37 (2): 407–447.
  50. ^ Основной закон, статья 158 (4).
  51. ^ Jump up to: а б с д и Нг Ка Линг и другие против директора иммиграционной службы (1999 г.) 2 HKCFAR 4.
  52. ^ W против Регистратора браков [2013] 3 HKLRD 90 (CFA).
  53. ^ Люнг Сзе Хо Альберт против Совета адвокатов Ассоциации адвокатов Гонконга [2016] 5 HKLRD 542 (Калифорния).
  54. ^ Jump up to: а б Гонконг против Ма Вай Квана, Дэвида и других [1997] HKLRD 761 (Калифорния).
  55. ^ Jump up to: а б Чан, Йоханнес (1997). «Юрисдикция и законность Временного Законодательного совета». Гонконгский юридический журнал . 27 (3): 374–387.
  56. ^ «Глава VIII Толкование и изменение Основного закона» . Руководящий комитет по продвижению основного закона. Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 28 мая 2020 г.
  57. ^ Рамсден и Харгривз 2019 .
  58. ^ «Толкование Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей относительно Приложения I (7) и Приложения II (III) к Основному закону Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики» . Электронное законодательство Гонконга . Проверено 3 февраля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b343c7ce35ad958c50d86fb161cafaf5__1714229520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/f5/b343c7ce35ad958c50d86fb161cafaf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hong Kong Basic Law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)