Всекитайское собрание народных представителей
Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики | |
---|---|
14-й Всекитайское собрание народных представителей | |
![]() | |
Тип | |
Тип | |
История | |
Основан | 15 сентября 1954 г. |
Предшественник | Народная политическая консультативная конференция Китая |
Лидерство | |
Ли Хунчжун , КПК Ван Дунмин , КПК Сяо Цзе , КПК Чжэн Цзяньбан , RCCK Дин Чжунли , CDL Хао Минджин , CNDCA Цай Дафэн , CAPD Хэ Вэй , CPWDP У Вэйхуа , Дж.С. Те Нин , КПК Пэн Цинхуа , КПК Чжан Цинвэй , КПК Лосанг Джамкан , КПК Шохрат Закир , КПК с 10 марта 2023 г. | |
Структура | |
Сиденья | НПС : 2977 НПССК : 175 |
![]() | |
Политические группы НПС | |
![]() | |
NPCSC Политические группы | |
Продолжительность срока | 5 лет |
Выборы | |
Косвенное модифицированного блока объединенное голосование за одобрение [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] | |
Косвенное модифицированного блока объединенное голосование за одобрение [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] | |
Последние выборы NPC | Декабрь 2022 г. – январь 2023 г. |
Последние в NPCSC выборы | 11 марта 2023 г. |
Следующие выборы NPC | Конец 2027 г. – начало 2028 г. |
Следующие в NPCSC выборы | март 2028 г. |
Перераспределение округов | Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей |
Место встречи | |
![]() | |
Большой зал народа Район Сичэн , Пекин , Китай | |
Веб-сайт | |
в | |
Конституция | |
Конституция Китайской Народной Республики | |
Правила | |
Правила процедуры Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (английский) |
Всекитайское собрание народных представителей | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Упрощенный китайский | народных представителей Всекитайское собрание | ||
Традиционный китайский | народных представителей Всекитайское собрание | ||
Буквальный смысл | Общенациональное собрание народных представителей | ||
| |||
Аббревиатура | |||
Упрощенный китайский | Всекитайское собрание народных представителей | ||
Традиционный китайский | Всекитайское собрание народных представителей | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Всекитайское собрание народных представителей | ||
| |||
Имя Чжуан | |||
Чжуан | Даенгкс Гуек Инцминц Дайбяудж Даиххойх | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Всекитайское собрание народных представителей | ||
Монгольское имя | |||
Монгольская кириллица | Съезд народных представителей государства Бух | ||
Монгольское письмо | ᠪᠦᠬᠦ ᠤᠯᠤᠰ ᠤᠨ ᠠᠷᠠᠳ ᠤᠨ ᠲᠦᠯᠤᠭᠡᠯᠡᠭᠴᠢᠳ ᠤᠨ ᠶᠡᠭᠡ ᠬᠤᠷᠠᠯ | ||
Уйгурское имя | |||
уйгурский | مەملىكەتلىك خەلق قۇرۇلتىيىВсекитайское собрание народных представителей | ||
| |||
Казахское имя | |||
казахский | Национальное собрание | ||
Йи Имя | |||
Делать | ꇩꏤꑭꊂꏓꂱꁧꎁꃀꀉꒉ |
![]() |
---|
![]() |
Всекитайское собрание народных представителей ( ВСНП ) — высший орган государственной власти Китайской Народной Республики . ВСНП является единственной ветвью власти в Китае, и в соответствии с принципом единой власти все государственные органы от Государственного совета до Верховного народного суда ему подчиняются (ВНС). В 2023 году это крупнейший законодательный орган в мире , насчитывающий 2977 членов . ВСНП избирается сроком на пять лет. Каждую весну он проводит ежегодные сессии, обычно длящиеся от 10 до 14 дней, в Доме народных собраний на западной стороне площади Тяньаньмэнь в Пекине.
Поскольку китайская политика функционирует в рамках коммунистического государства , основанного на системе народного собрания , ВСНП работает под руководством Коммунистической партии Китая . Некоторые обозреватели характеризуют филиал как « штамповочный орган». [ примечание 1 ] Большинство делегатов ВСНП официально избираются местными собраниями народных представителей на провинциальном уровне; местные законодательные органы, которые избираются косвенным путем на всех уровнях, кроме уровня графства. КПК контролирует процессы выдвижения и выборов на всех уровнях системы народного собрания.
Всекитайское собрание народных представителей собирается на полную сессию примерно две недели каждый год и, среди прочего, голосует по важным законодательным актам и кадровым назначениям. Эти заседания обычно приурочены к заседаниям Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции (НПКСК), консультативного органа, члены которого представляют различные социальные группы. Поскольку ВСНП и НПКСК являются основными совещательными органами Китая, их часто называют « Две сессии» ( Лянхуэй ). По данным NPC, его ежегодные собрания дают возможность государственным чиновникам проанализировать прошлую политику и представить нации планы на будущее. Из-за временного характера пленарных заседаний большая часть полномочий ВСНП делегируется Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей (ВНКНС), который состоит примерно из 170 законодателей и собирается на непрерывные сессии раз в два месяца, когда его головной ВСНП не заседает. в сессии.
Членство в конгрессе носит заочный характер и не требует оплаты. Делегатам Всекитайского собрания народных представителей разрешено одновременно занимать места в других органах власти, а в партию и ВСНП обычно входят все высокопоставленные чиновники китайской политики. Однако члены Постоянного комитета часто являются постоянными и получают зарплату, а членам Постоянного комитета не разрешается одновременно занимать должности в исполнительной, судебной, прокурорской или надзорной должностях. Согласно Конституции Китая , ВСНП структурирован как однопалатный законодательный орган, наделенный полномочиями вносить поправки в Конституцию, издавать законы и контролировать деятельность правительства, а также избирать главных должностных лиц Национальной наблюдательной комиссии , Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры. , Центральная военная комиссия и государство.
История
[ редактировать ]Нынешний Всекитайский народный конгресс ведет свое происхождение от Китайской Советской Республики, Всекитайский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Китая. начиная с 1931 года, где 7 ноября 1931 года в Жуйцзине состоялся провинции Цзянси Первый годовщина Октябрьской революции с еще одним съездом Советов , который состоялся в провинции Фуцзянь 18 марта 1932 года, в 61-ю годовщину Парижской Коммуны. . Второй Национальный конгресс проходил с 22 января по 1 февраля 1934 года. В ходе этого мероприятия было избрано всего 693 депутата, при этом Красная Армия Китая заняла 117 мест. [ 10 ]
В 1945 году после Второй мировой войны КПК и Гоминьдан провели Политическую консультативную конференцию , на которой стороны обсуждали политические реформы после Второй мировой войны. Это было включено в « Соглашение двойной десятки» , которое было реализовано националистическим правительством , организовавшим первое Политическое консультативное собрание с 10 по 31 января 1946 года. Представители Гоминьдана, КПК, Партии молодого Китая и Демократической лиги Китая , а также независимые делегаты присутствовали на конференции в Чунцине, временной столице Китая. [ 11 ]
Вторая Политическая консультативная конференция состоялась в сентябре 1949 года, на нее были приглашены делегаты различных дружественных партий принять участие и обсудить создание нового государства (КНР). Затем эта конференция была переименована в Народную политическую консультативную конференцию. Первая конференция одобрила Общую программу , которая стала фактической конституцией на следующие пять лет. Конференция утвердила новый государственный гимн, флаг, столицу и название штата, а также избрала первое правительство Китайской Народной Республики. [ 12 ] Это был де-факто законодательный орган КНР в течение первых пяти лет существования. [ 13 ]
В 1954 году Конституция передала эту функцию Всекитайскому собранию народных представителей. [ 14 ] [ 15 ]
Полномочия и обязанности
[ редактировать ]Согласно конституции, ВСНП является высшим органом государственной власти в Китае, и все четыре конституции Китая предоставили ему значительные законодательные полномочия. [ 16 ] Президент Центральная военная , Государственный совет , комиссия КНР , Верховный народный суд , Верховная народная прокуратура и Национальная наблюдательная комиссия формально находятся в ведении ВСНП. [ 16 ]
Конституция гарантирует КПК лидирующую роль, и поэтому ВСНП не служит форумом дебатов между правительством и оппозиционными партиями, как в случае с западными парламентами. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Это привело к тому, что NPC стал называться который штампует все . законодательным органом, [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] или как возможность влиять только на вопросы, малочувствительные и значимые для КПК. [ 19 ] Законодательство обычно принимается быстро, но есть примечательные примеры, когда законы не проходят через NPC, а отрицательные голоса стали более обычным явлением с момента его создания. [ 24 ]
По словам академика Рори Труекса из Принстонской школы общественных и международных отношений , депутаты NPC «передают жалобы граждан, но уклоняются от чувствительных политических вопросов, а правительство, в свою очередь, демонстрирует частичную реакцию на их проблемы». [ 19 ] По словам Остина Рамзи, пишущего для The New York Times , NPC «представляет собой тщательно продуманное зрелище, призванное передать образ прозрачного и отзывчивого правительства». [ 25 ] Одна из членов ВСНП, Ху Сяоянь, рассказала BBC News в 2009 году, что у нее нет полномочий помогать своим избирателям. Ее процитировали: «Как представитель парламента, я не обладаю никакой реальной властью». [ 26 ]
Формально выделяют четыре основные функции и полномочия НПК: [ 27 ] [ нужен неосновной источник ]
Поправки к конституции и обеспечение их соблюдения
[ редактировать ]ВСНП имеет исключительное право вносить поправки в Конституцию. [ 16 ] Поправки к Конституции должны быть предложены Постоянной комиссией ВСНП или одной пятой или более депутатов ВСНП. Чтобы поправки вступили в силу, они должны быть приняты большинством в две трети голосов всех депутатов. [ 16 ] [ 28 ] NPC также отвечает за надзор за соблюдением конституции. [ 29 ]
Руководство КПК играет большую роль в одобрении поправок к конституции. В отличие от обычного законодательства, когда руководство КПК в принципе одобряет законодательство, а затем оно вносится министрами правительства или отдельными делегатами ВСНП, конституционные поправки разрабатываются и обсуждаются внутри партии, одобряются ЦК КПК , а затем представленный партийными депутатами Постоянного комитета всему ВСНП во время его ежегодного пленарного заседания. Если Конгресс находится на каникулах и Постоянный комитет заседает, тот же процесс повторяется либо лидером партии в NPCSC, либо одним из депутатов партии, но после одобрения NPCSC поправки будут представлены на пленарном заседании. сессии всем депутатам для окончательного голосования по этому вопросу. Если пятая или более депутатов фракции партии КПК предложат поправки самостоятельно или совместно с другими партиями на пленарном заседании, применяется тот же процесс. [ 30 ] В отличие от обычного законодательства, в котором Закон о законодательстве в значительной степени направляет процесс, процесс пересмотра конституции в основном описывается документами КПК. [ 30 ]
Помимо принятия законодательства, NPCSC взаимодействует с местными органами власти посредством процесса пересмотра конституции. В отличие от других юрисдикций, в которых исполнение конституции считается судебной властью, в китайской политической теории исполнение конституции считается законодательной властью, и китайские суды не имеют полномочий определять конституционность законодательства или административных мер. Поэтому проблемы конституционности стали обязанностью Всекитайского собрания народных представителей, у которого есть механизм регистрации и проверки конституционных вопросов. [ 31 ] ВСНП создал ряд институтов, которые контролируют конституционность местных административных мер. [ 31 ] Обычно Комитет по законодательным вопросам проверяет законодательство на предмет конституционности, а затем информирует принимающие органы о своих выводах и полагается на то, что принимающий орган отменит свое решение. Хотя ВСНП имеет законное право отменять неконституционное законодательство местного правительства, оно никогда не использовало это право. [ 31 ]
Законодательство
[ редактировать ]ВСНП обладает исключительным правом «принимать и изменять основные уголовные и гражданские законы, основные законы, регулирующие деятельность государственных органов, и другие основные законы». [ 32 ] Для этого ВСНП в своей законотворческой деятельности действует в соответствии с Конституцией и законами Народной Республики. Когда съезд находится в перерыве, его Постоянный комитет принимает все законы, представленные ему ЦК КПК, Госсоветом, Центральной военной комиссией, другими правительственными органами или самими депутатами постоянного комитета или комитетов внутри него. НПС. [ 33 ]
Основная роль КПК в законодательном процессе в основном осуществляется во время предложения и разработки любого законодательства. [ 34 ] Прежде чем ВСНП рассмотрит законопроект, существуют рабочие группы, которые изучают предложенную тему, и руководство КПК должно сначала согласиться на любые законодательные изменения, прежде чем они будут представлены Конгрессу в полном составе или ВСНП. [ 35 ] [ нужен лучший источник ]
Выборы и назначение руководителей государства
[ редактировать ]ВСНП избирает и назначает высшие должности в китайском государстве. [ 36 ] : 59–60 Избираются следующие должности: [ 37 ]
- Члены Постоянного комитета ВСНП, включая его председателя, заместителя председателя, генерального секретаря и постоянных членов.
- Президент Китая
- Вице-президент Китая
- Председатель Центральной военной комиссии
- Председатель Национальной наблюдательной комиссии
- Председатель Верховного народного суда
- Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры
Назначаются следующие должности: [ 37 ]
- Члены специальных комитетов ВСНП, в том числе их председатели, заместители председателя и постоянные члены (назначаются Президиумом).
- Премьер Госсовета (назначается и назначается Президентом)
- Другие члены Государственного совета (назначаются Премьер-министром, назначаются Президентом)
- Заместители председателя и члены Центральной военной комиссии (назначаются председателем)
Выборы и назначения отличаются тем, что выборы теоретически могут быть конкурентными с несколькими кандидатами, представленными Президиумом, или с вписываемыми голосами делегатов, в то время как делегаты могут голосовать только за официального кандидата при назначениях. Однако почти все выборы являются неконкурентными с одним кандидатом, и с 1988 года конкурентными являются только выборы постоянных членов NPCSC. [ 37 ]
Выборы и назначения на высокопоставленные посты фактически решаются тайно, за несколько месяцев до этого, и делегаты ВСНП не имеют права голоса в этих решениях. Выборы в чрезвычайных обстоятельствах имеют аналогичный подход с участием КПК. [ 16 ] Согласно официальным данным, на обычных выборах процесс отбора кандидатов обычно влечет за собой неоднократные дискуссии между партийными лидерами, многократные раунды обсуждений с членами КПК, занимающими высокопоставленные должности, и с крупными непартийными организациями, а также антикоррупционные мероприятия. и политический обзор потенциальных кандидатов. [ 37 ]
КПК Список кандидатов затем утверждается сначала Постоянным комитетом Политбюро , а затем Политбюро . Если рассматриваемые кандидаты выдвигаются на высшую должность, ЦК на специальном пленарном заседании также утверждает их непосредственно перед сессией ВСНП для избрания Съездом. [ 37 ] Перед завершением пленума КПК обычно проводит «демократическое консультативное собрание», официально информируя организации, не входящие в КПК, такие как восемь второстепенных политических партий , о предлагаемых кандидатах и выясняя их мнение о кандидатах. [ 37 ]
Ожидается также полное одобрение Центральным комитетом должностей более низкого уровня, таких как постоянные члены NPCSC, генеральный секретарь Госсовета и руководители департаментов, а также все члены специальных комитетов и председатели их комитетов. [ 37 ] Во время заседания ВСНП ответственное лицо Президиума по кадрам разъясняет делегатам предложенных кандидатур и процесс отбора. Затем делегатам предоставляются краткие биографии кандидатов и предоставляется время для «обсуждений и консультаций» или просто «обсуждений» назначенных должностей. [ 37 ]
Определение основных государственных проблем, заслуживающих законодательного решения
[ редактировать ]Другая законодательная работа ВСНП заключается в создании законодательства, рассмотрении и анализе основных проблем национальной важности, представленных Конгрессу либо ЦК КПК, Государственным советом, либо его собственными депутатами, либо НПКСК, либо его комитетами. К ним относятся законодательство об отчете о плане национального экономического и социального развития и о его выполнении, о государственном бюджете и другие вопросы. Основные законы Специального административного района Гонконг и Специального административного района Макао, а также законы о создании провинции Хайнань и муниципалитета Чунцин, а также о строительстве плотины «Три ущелья» на реке Янцзы были приняты ВСНП на пленарном заседании. Законы, принятые Постоянной комиссией во время перерыва, имеют такой же вес, как и решения всего Конгресса. Выполняя эти обязанности либо всей палатой, либо своим Постоянным комитетом, ВСНП действует в соответствии с Конституцией и законами Народной Республики, действуя по этим вопросам в соответствии с законодательством. [ 33 ] [ нужен неосновной источник ]
На практике, хотя итоговое голосование по законам ВСНП часто приводит к положительному результату, значительная часть законодательной деятельности происходит при определении содержания закона, по которому будет проведено голосование. На разработку такого важного законопроекта, как Закон о ценных бумагах, могут уйти годы, и иногда законопроект не выносится на окончательное голосование, если существует значительная оппозиция этой мере либо внутри Конгресса, либо со стороны депутатов Постоянного комитета. [ 38 ]
Членство
[ редактировать ]Закон о выборах ограничивает максимальный размер ВСНП 3000 депутатскими местами. [ 39 ] Согласно системе народных собраний , ВСНП избирается 32 народными собраниями на уровне провинции ; Съезды народных представителей избираются косвенно на всех уровнях конгрессом нижестоящего уровня, за исключением уровня уезда и поселка. [ 40 ] Кроме того, делегации направляются в Народно-освободительную армию (НОАК), специальные административные районы Гонконг и Макао, а также заявленную провинцию Тайвань . [ 39 ]
Членство в конгрессе носит неполный рабочий день и не требует оплаты: депутаты проводят около 49 недель в году в своих провинциях. [ 41 ] Члены NPC могут быть избраны для представления провинции, в которой они не проживают. [ 36 ] : 61 Делегаты имеют законное право произносить речи в полном зале Большого Народного зала во время сессий ВСНП, хотя они редко пользуются этим правом. [ 42 ] Делегатам разрешено одновременно занимать места в других органах власти и партии, а ВСНП обычно включает всех высокопоставленных чиновников китайской политики. [ 43 ] [ нужен неосновной источник ]
КПК сохраняет контроль над составом депутатов собраний народных представителей, особенно Всекитайского собрания народных представителей. [ 44 ] По закону, все выборы на всех уровнях должны проводиться под руководством КПК. [ 45 ] Хотя одобрение КПК, по сути, необходимо для членства в ВСНП, примерно треть мест по соглашению зарезервирована для лиц, не являющихся членами КПК. Сюда входят технические эксперты и депутаты восьми второстепенных партий. [ 46 ] Хотя эти члены обладают техническими знаниями и несколько большим разнообразием взглядов, они не действуют как политическая оппозиция . [ 47 ]
Закон о выборах требует, чтобы состав делегатов ВСНП был «широко представительным». С началом эпохи реформ и открытости в 1978 году каждый ВСНП на своей последней сессии опубликовал «решение о квотах и выборах» для следующего ВСНП, выделяя определенное количество мест демографическим группам или устанавливая руководящие принципы по представительство группы. [ 39 ]
Демография Всекитайских собраний народных представителей
[ редактировать ]Конгресс | Год | Всего депутатов | Женщины-депутаты | Женский % | Депутаты меньшинства | Меньшинство % | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1-й | 1954 | 1226 | 147 | 12 | 178 | 14.5 | [ 48 ] |
2-й | 1959 | 1226 | 150 | 12.2 | 179 | 14.6 | [ 48 ] |
3-й | 1964 | 3040 | 542 | 17.8 | 372 | 12.2 | [ 48 ] |
4-й | 1975 | 2885 | 653 | 22.6 | 270 | 9.4 | [ 48 ] |
5-е место | 1978 | 3497 | 742 | 21.2 | 381 | 10.9 | [ 48 ] |
6-е место | 1983 | 2978 | 632 | 21.2 | 403 | 13.5 | [ 48 ] |
7-е место | 1988 | 2978 | 634 | 21.3 | 445 | 14.9 | [ 48 ] |
8-е место | 1993 | 2978 | 626 | 21 | 439 | 14.8 | [ 48 ] |
9-е | 1998 | 2979 | 650 | 21.8 | 428 | 14.4 | [ 48 ] |
10-е место | 2003 | 2985 | 604 | 20.2 | 414 | 13.9 | [ 48 ] |
11-е | 2008 | 2987 | 637 | 21.3 | 411 | 13.8 | [ 49 ] |
12-е | 2013 | 2987 | 699 | 23.4 | 409 | 13.7 | [ 50 ] |
13-е место | 2018 | 2980 | 742 | 24.9 | 438 | 14.7 | [ 51 ] |
14-е | 2023 | 2977 | 790 | 26.5 | 442 | 14.8 | [ 52 ] |
Делегации Гонконга, Макао и Тайваня
[ редактировать ]В Гонконге была отдельная делегация со времени 9-го ВСНП в 1998 году, а в Макао — с 10-го ВСНП в 2003 году. Делегаты от Гонконга и Макао избираются коллегией выборщиков, а не всенародным голосованием, но в их число входят важные политические деятели, которые проживающие в регионах. [ 53 ] С момента передачи суверенитета Гонконг и Макао получили 36 и 12 депутатов, избранных в ВСНП соответственно. [ 39 ]
В состав ВСНП входит делегация «Тайваня» после 4-го ВСНП в 1975 году, что соответствует позиции КНР, согласно которой Тайвань является провинцией Китая . До 2000-х годов тайваньскими делегатами в ВСНП были в основном тайваньские члены Коммунистической партии Китая, бежавшие из Тайваня после 1947 года. Сейчас они либо умерли, либо пожилые люди, и на последних трех Конгрессах только один из «тайваньских» депутатов был на самом деле родился на Тайване ( Чэнь Юнин , жена экономиста Джастина Ифу Линя ); Остальные - «тайваньские соотечественники во втором поколении», чьи родители, бабушки и дедушки были выходцами из Тайваня. [ 54 ] [ нужен лучший источник ]
Делегации Тайваня выбираются на «консультативных предвыборных собраниях», состоящих из 120 «соотечественников тайваньского происхождения» выходцев из различных провинций Китая, центральных правительственных и партийных органов, а также военных. После шестого ВСНП Тайваню было предоставлено 6 депутатов ВСНП. [ 39 ]

Военная делегация
[ редактировать ]Военные направляют в ВСНП свою делегацию, которая избирается избирательными комиссиями военнослужащих высших воинских подразделений, включая командования театра военных действий и роды войск НОАК. После того как в 2018 году Народная вооруженная полиция (ПНП) была передана под командование Центральной военной комиссии , НОАК и ППА сформировали совместную делегацию. [ 39 ] Делегация НОАК была одной из крупнейших с момента основания ВСНП, составляя от 4 процентов от общего числа делегатов (3-й ВСНП) до 17 процентов (4-й ВСНП). Начиная с 5-го ВСНП, он обычно занимал около 9 процентов от общего числа мест делегатов и неизменно является самой крупной делегацией в ВСНП. [ 39 ] В 14-м ВСНП, например, делегация НОАК и ППА насчитывает 281 депутата; Следующая по величине делегация — Шаньдун , в ней 173 депутата. [ 55 ]
Этнические меньшинства и китайские делегаты за границей
[ редактировать ]Квота в 150 мест для этнических меньшинств была введена в действие в первом законе Китая о выборах в 1953 году. Конституция 1982 года требует, чтобы каждое этническое меньшинство имело «соответствующее количество делегатов». Пятый ВСНП отказался от явной квоты для этнических меньшинств, заменив ее выделением «примерно 12%» всех мест для следующего ВСНП, и этой практике следовали все последующие заседания ВСНП. [ 39 ] Согласно Закону о выборах, NPCSC уполномочен распределять места по квоте каждой провинциальной делегации на основе «населения и распределения». Закон также требует, чтобы каждое из 55 официальных этнических меньшинств Китая имело хотя бы одного избранного депутата в Конгрессе. [ 39 ]
Для первых трех NPC существовала специальная делегация для вернувшихся из-за границы китайцев, но она была упразднена, начиная с 4-го NPC, и хотя зарубежные китайцы остаются признанной группой в NPC, теперь они разбросаны по различным делегациям. [ 39 ]
Краткая информация о делегатах
[ редактировать ]В отчете Hurun отслежено состояние некоторых делегатов ВСНП: в 2018 году 153 делегата, классифицированные в отчете как «сверхбогатые» (включая самого богатого человека Китая Ма Хуатэна ), имели совокупное состояние в 650 миллиардов долларов. [ 22 ] Это больше, чем совокупное состояние 209 самых богатых делегатов в 2017 году, составлявшее 500 миллиардов долларов, когда (по данным государственных СМИ) 20% делегатов были частными предпринимателями. [ 56 ] В 2013 году 90 делегатов вошли в число 1000 самых богатых китайцев, каждый из которых имел собственный капитал не менее 1,8 миллиарда юаней (289,4 миллиона долларов США). Средний собственный капитал этих 3% самых богатых делегатов составлял 1,1 миллиарда долларов (по сравнению со средним чистым капиталом 3% самых богатых 3% в Конгрессе США в то время в 271 миллион долларов). [ 57 ]
Структура
[ редактировать ]Президиум
[ редактировать ]Перед каждым пленарным заседанием ВСНП проводится подготовительное заседание, на котором избирается Президиум и Генеральный секретарь сессии. [ 58 ] [ нужен неосновной источник ] Президиум председательствует на пленарных заседаниях ВСНП, определяет его ежедневный график, решает, включать ли в повестку дня законопроект делегата, заслушивает отчеты о работе делегатов и решает, ставить ли вопрос на голосование, выдвигает кандидатов на высшие государственные должности, [ 59 ] и организует церемонии принятия конституционной присяги при вступлении в должность . [ 60 ] Его функции определены в Органическом законе ВСНП , но не в том, как он составлен. [ 61 ]
Постоянный комитет
[ редактировать ]Постоянный комитет ВСНП является постоянным органом ВСНП, избираемым законодательным органом для проведения регулярных заседаний в период между сессиями. [ 62 ] В его состав входят председатель , заместители председателя , генеральный секретарь , а также постоянные члены. [ 63 ] Членство в NPCSC часто является постоянным и приносит зарплату, а членам не разрешается одновременно занимать должности в исполнительной, судебной, прокурорской или надзорной должностях. [ 43 ] [ нужен неосновной источник ]
Поскольку NPC собирается только раз в год, NPCSC фактически функционирует как национальный законодательный орган Китая большую часть года. [ 60 ] Ему предоставлены почти все законотворческие полномочия, как и самому ВСНП, хотя ему не хватает полномочий вносить поправки в конституцию, а также назначать или увольнять персонал национального уровня. [ 62 ] NPCSC принимает подавляющее большинство законов Китая и обладает полномочиями осуществлять надзор за государственными органами, назначать или снимать с должности высокопоставленных сотрудников, не относящихся к национальному уровню, ратифицировать договоры, объявлять специальные амнистии и присуждать государственные награды. [ 60 ]
Административные органы
[ редактировать ]При Постоянном комитете также был создан ряд административных органов для обеспечения поддержки повседневной работы ВСНП. К ним относятся: [ 64 ]
- Главный офис
- Комиссия по законодательным вопросам
- Комиссия по бюджетным вопросам
- Комитет по основному праву Специального административного района Гонконг
- Комитет по основному праву Специального административного района Макао
Специальные комитеты
[ редактировать ]
Помимо Постоянного комитета, при ВСНП созданы десять специальных комитетов для изучения вопросов, связанных с конкретными областями. В их состав входят сотрудники, работающие полный рабочий день, которые регулярно встречаются для разработки и обсуждения законодательной работы и политических предложений, а также заместители, назначенные в комитеты. Большая часть законодательной работы в Китае фактически делегируется этим комитетам в период между пленарными заседаниями NPCSC, проводимыми раз в два месяца. [ 16 ] В настоящее время существует 10 специальных комитетов, а именно: [ 65 ]
- Комитет по этническим вопросам
- Комитет Конституции и Закона
- Комитет по надзору и судебным вопросам
- Комитет по финансово-экономическим вопросам
- Комитет по образованию, науке, культуре и здравоохранению
- Комитет по иностранным делам
- Комитет по делам заграничного Китая
- Комитет по охране окружающей среды и ресурсосбережению
- Комитет по сельскому хозяйству и сельским делам
- Комитет по вопросам социального развития
Они организованы таким же образом, как и Постоянный комитет.
Процедуры
[ редактировать ]Законодательный процесс NPCSC осуществляется в соответствии с пятилетним планом работы, разработанным Комиссией по законодательным вопросам. [ 66 ] В рамках плана работы группа законодателей или административных органов в рамках Государственного совета разрабатывает конкретный законодательный акт. Эти предложения собираются в годовую повестку дня, в которой описывается работа ВСНП в конкретном году. [ 35 ] [ ненадежный источник ] За этим следуют консультации экспертов и принципиальное одобрение КПК. После этого закон проходит три чтения и общественные консультации. Окончательное утверждение осуществляется на пленарном заседании, на котором по соглашению голосование практически единогласно. [ 35 ] [ ненадежный источник ]
NPC ни разу не отклонял правительственный законопроект до 1986 года, во время рассмотрения Закона о банкротстве, когда на той же сессии был принят пересмотренный законопроект. Полный отказ без принятия пересмотренной версии произошел в 2000 году, когда был отклонен Закон о дорожном движении, что стало первым случаем за шестьдесят лет истории. [ 67 ] Более того, в 2015 году ВСНП отказался принять пакет законопроектов, предложенных Госсоветом, настаивая на том, что каждый законопроект требует отдельного голосования и процесса пересмотра. [ 68 ] Срок принятия законодательства может составлять от шести месяцев до 15 лет для спорных законов, таких как Антимонопольный закон. [ 35 ] [ ненадежный источник ]
Слушания
[ редактировать ]ВСНП собирается примерно на две недели каждый год одновременно с Национальным комитетом Народного политического консультативного совета Китая , обычно весной. Объединенные сессии известны как две сессии. [ 69 ] В период между этими сессиями полномочия ВСНП осуществляет Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей . [ 62 ]
В ходе двух сессий ВСНП и НПКСК заслушивают и обсуждают отчеты премьер-министра, главного прокурора, а также председателя и председателя Верховного народного суда . [ 36 ] : 61–62
См. также
[ редактировать ]- Съезд народных депутатов Советского Союза
- Список результатов голосования Всекитайского собрания народных представителей Китая
- Верховное народное собрание
- Верховный Совет Советского Союза (бывший эквивалент)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Труекс, Рори (2016). Заставить автократию работать: представительство и реагирование в современном Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107172432 .
- Маккеррас, Колин; Макмиллен, Дональд; Уотсон, Эндрю (2001). Политический словарь Китайской Народной Республики . Рутледж. ISBN 978-0415250672 .
- Линь, Фэн; Ченг, Джозеф Ю.С. (2011). Куда движется демократия Китая: демократизация в Китае после инцидента на площади Тяньаньмэнь . Городской университет Гонконга Press. ISBN 978-9629371814 .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Всекитайское собрание народных представителей КНР. Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей всех уровней Китайской Народной Республики. [Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики]. www.npc.gov.cn (на китайском (Китай)). Архивировано из оригинала 13 июня 2017 года . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Избирательный закон Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей Китайской Народной Республики» . Всекитайское собрание народных представителей . 29 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2021 г. . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Избирательная система Китая» . Государственный совет Китайской Народной Республики . 25 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2021 года . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «IX. Избирательная система» . China.org.cn . Китайский интернет-информационный центр. Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ «Что такое резиновый штамп?» . Экономист . 5 марта 2012 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2023 года . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «Китай отменяет ежегодную пресс-конференцию премьера за день до открытия парламента в Пекине» . Глобус и почта . 4 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2024 года . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «Краткий обзор парламента Китая» . Франция 24 . 5 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «Две сессии: может ли парламент с резиновыми штампами помочь экономике Китая?» . Новости Би-би-си . 4 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2024 года . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Труекс, Рори (28 апреля 2014 г.). «Возвращение к власти в парламенте с «резиновым штампом»». Американский обзор политической науки . 108 (2): 235–251. дои : 10.1017/S0003055414000112 . ISSN 0003-0554 . JSTOR 43654370 . S2CID 203545462 .
- ^ Уоллер, Дерек Дж., изд. (1973). Советская республика Цзянси: Мао и национальные конгрессы 1931 и 1934 годов . Китайские исследовательские монографии; нет. 10. Беркли: Центр китайских исследований Калифорнийского университета . Архивировано из оригинала 8 мая 2023 года . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Часть 1 Китай 1911 – 1949» . Общая программа Китайской Народной Республики на 1949-1954 годы . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Часть 6: 1-й пленум НПКСК» . Общая программа Китайской Народной Республики на 1949-1954 годы . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Гживач, Ярек (31 марта 2023 г.). «Две сессии Китая»: больше контроля, меньше взаимодействия» . Дипломат . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Чжу, Губин (2010). «Конституционный обзор в Китае: незавершенный проект или мираж?». Обзор права Саффолкского университета (43): 625–653. ССНН 1664949 .
- ^ Диамант, Нил Джеффри (2021). Полезная чушь: конституции в китайской политике и обществе . Итака, Лондон: Издательство Корнельского университета . дои : 10.7591/cornell/9781501761270.001.0001 . ISBN 978-1-5017-6129-4 . JSTOR 10.7591/j.ctv1hw3wg5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Труэкс 2016 , с. 52.
- ^ Лю, Сяобо; Лю, Минсин; Ли, Фейюэ (1 августа 2020 г.). «Построение политической коалиции в авторитарном законодательном органе: данные национальных собраний Китая (1983–2007)». Сравнительные политические исследования . 53 (9): 1380–1416. дои : 10.1177/0010414018797950 . ISSN 0010-4140 . S2CID 158645984 . ССНН 3198531 .
- ^ Ганди, Дженнифер; Благородный, Бен; Сволик, Милан (1 августа 2020 г.). «Законодательные органы и законодательная политика без демократии» . Сравнительные политические исследования . 53 (9): 1359–1379. дои : 10.1177/0010414020919930 . ISSN 0010-4140 . S2CID 218957454 .
- ^ Jump up to: а б с Труэкс 2016 , с. 158–175.
- ^ Мартин, Шейн; Заальфельд, Томас; Стрём, Кааре В.; Шулер, Пол; Малески, Эдмунд Дж. (1 января 2014 г.), Мартин, Шейн; Заальфельд, Томас; Стрём, Кааре В. (ред.), «Авторитарные законодательные органы», Оксфордский справочник по законодательным исследованиям , Oxford University Press , doi : 10.1093/oxfordhb/9780199653010.013.0004 , ISBN 978-0-19-965301-0
- ^ «На ежегодном парламенте Китая нечего увидеть, кроме утешения Си Цзиньпину» . Рейтер . 16 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ви, Суй-Ли (1 марта 2018 г.). «Парламент Китая — это клуб растущих миллиардеров» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Палмер, Джеймс (5 марта 2024 г.). «Пекин проводит две ежегодные сессии в условиях экономического кризиса» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 6 марта 2024 года . Проверено 5 марта 2024 г.
Теоретически ВСНП принимает законы, избирает президента и вице-президента Китая (и может их смещать), утверждает кандидатуры на посты премьер-министра и министров, а также может вносить поправки в Конституцию Китая. На практике он не делает ничего из этого... реальность такова, что власть, политика и закон находятся в руках Коммунистической партии Китая (КПК), и что партийные позиции всегда имеют наибольшее значение в Китае.
- ^ Сайч, Тони (ноябрь 2015 г.). «Всекитайское собрание народных представителей: функции и членство» (PDF) . Центр демократического управления и инноваций Эша . Архивировано (PDF) из оригинала 8 февраля 2024 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Рамзи, Остин (4 марта 2016 г.). «Вопросы и ответы: Как работает Всекитайское собрание народных представителей» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ «Китайский делегат не имеет «власти» » . Новости Би-би-си . 4 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 9 марта 2009 г. . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ «Функции и полномочия Всекитайского собрания народных представителей» . Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики . Всекитайское собрание народных представителей. Архивировано из оригинала 18 декабря 2016 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Маккеррас, МакМиллен и Уотсон 2001 , стр. 232.
- ^ Truex 2016 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б «Объяснитель: Китай в пятый раз внесет поправки в Конституцию (ОБНОВЛЕНО)» . 28 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2019 года . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Запись и обзор: повторное введение» . НПС-наблюдатель . 18 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Вэй, Чанхао. «Законодательство НПК 101» . НПС-наблюдатель . Архивировано из оригинала 4 ноября 2023 года . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Снежиночная метель» . Центральное народное правительство Китайской Народной Республики . Архивировано из оригинала декабря. 4 Получено 4 декабря.
- ^ «Правление закона с китайской спецификой» . Экономист . 13 июля 2023 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 22 июля 2023 г.
Партия стоит выше любого юридического кодекса и даже конституции Китая, ее полномочия не контролируются никаким судом. Действительно, Си Цзиньпин осуждает независимость судебной власти и разделение властей как опасные иностранные идеи. Вместо этого, как объясняют ученые-правоведы, Си Цзиньпин предлагает правление по закону: то есть профессиональное управление со стороны чиновников в соответствии со стандартными процедурами. Внутри страны партия надеется, что такого рода авторитарное правление будет пользоваться большей легитимностью, чем преобладающая ранее альтернатива: произвольное принятие решений (часто коррумпированными) чиновниками.
- ^ Jump up to: а б с д «Законодательный процесс КНР: создание правил в Китае» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Ли, Дэвид Даокуи (2024). Мировоззрение Китая: демистификация Китая для предотвращения глобального конфликта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0393292398 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ляо, Цзевэй (4 марта 2023 г.). «ВСНП 2023: Как Китай выбирает руководителей своих государств на ближайшие пять лет» . НПС-наблюдатель . Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 года . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Стивен Грин (2003). Разработка закона о ценных бумагах: роль Всекитайского собрания народных представителей в создании новой рыночной экономики Китая (PDF) (Отчет). Кембриджский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2011 года . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вэй, Чанхао (29 марта 2022 г.). «Объяснитель: как распределяются места в Всекитайском собрании народных представителей» . НПС-наблюдатель . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Truex 2016 , с. 107.
- ^ Truex 2016 , с. 125.
- ^ Truex 2016 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б «Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики» . www.npc.gov.cn. Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Труекс, Рори (7 марта 2018 г.). «Всекитайское собрание народных представителей собирается на этой неделе. Не ждите сдержек и противовесов» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 9 апреля 2018 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Хао, Минсонг; Кэ, Сиванг (5 июля 2023 г.). «Личные связи и массовое участие в выборах в Китае: результаты общего социального исследования Китая» . Журнал китайской политической науки . 29 (1): 159–184. дои : 10.1007/s11366-023-09861-3 . ISSN 1080-6954 .
- ^ «Национальный конгресс Коммунистической партии» (PDF) . isdp.eu. 2017. Архивировано (PDF) из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Хорвиц, Джош (5 марта 2018 г.). «Ежегодное собрание Коммунистической партии Китая приветствует горстку новых технологических магнатов» . Кварц . Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Число депутатов всех предыдущих Всекитайских собраний народных представителей в Статистическом ежегоднике за 2005 год, источник: Национальное бюро статистики Китая» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Выступят представители 11-го Всекитайского собрания народных представителей: структурная оптимизация представляет собой широкий спектр . Npc.people.com.cn (на китайском (Китай)). Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ Информационное агентство Синьхуа. «Новый национальный законодательный орган видит больше разнообразия» . Npc.gov.cn. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Информация о 12-м Конгрессе Международный парламентский союз. «База данных IPU PARLINE: Общая информация» . Архивировано из оригинала 5 марта 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ «Список делегатов 14-го Всекитайского собрания народных представителей» Архивировано . . из оригинала 26 февраля 2023 года Проверено 27 мая 2023 года .
- ^ Фу, Хуалин; Чой, Д.В. (2007). «Из железа или резины?: Народные депутаты Гонконга во Всекитайском собрании народных представителей» . Документы ССРН . дои : 10.2139/ssrn.958845 . ССНН 958845 .
- ^ Huaxia News (8 марта 2012 г.). тайваньской делегации «Тайваньский делегат Чжан Сюн: «Стенографистка » ВСНП ] (на китайском языке). Big5.huaxia.com. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 г. Проверено 10 июня 2013 г. ). (на английском языке Китайский)
- ^ «Список депутатов 14-го Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики» [Список депутатов 14-го Всекитайского собрания народных представителей] People's Daily , 25 февраля 2024 г. , дата обращения 23 июля 2024 г.
- ^ Ви, Суй-Ли (2 марта 2017 г.). «Кошельки китайских законодателей выросли вместе с властью Си Цзиньпина» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 января 2022 года . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Форсайт, Майкл; Вэй, Майкл; Сандерсон, Генри (7 марта 2013 г.). «Китайские законодатели, богаче, чем Ромни, раскрывают проблему реформ» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «Органический закон Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики» . Всекитайское собрание народных представителей . 11 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Линь и Ченг , с. 65–99.
- ^ Jump up to: а б с «Часто задаваемые вопросы: Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет» . НПС-наблюдатель . 4 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Линь и Ченг 2011 , с. 65–99.
- ^ Jump up to: а б с Труэкс 2016 , с. 51.
- ^ «Организационная система Всекитайского собрания народных представителей» . Китайский интернет-информационный центр . Архивировано из оригинала 16 ноября 2014 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ Вэй, Чанхао (15 марта 2018 г.). «Организационная структура двуязычных НПК» . НПС-наблюдатель . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Специальные комитеты» . Всекитайское собрание народных представителей . 26 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ «Комиссия по законодательным вопросам NPCSC и ее «невидимые законодатели» » . НПС-наблюдатель . 25 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Кабестан, Жан-Пьер (14 сентября 2022 г.). «Больше власти Народным Конгрессам?» . Азия (99): 42–69 страниц. дои : 10.11588/ASIEN.2006.99.19647 .
- ^ «Активация Всекитайского собрания народных представителей» . Институт Меркатора по изучению Китая . 1 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2023 г. . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Две сессии Китая: экономика, окружающая среда и власть Си» . Новости Би-би-си . 4 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2018 г. Проверено 12 июня 2023 г.