Закон о борьбе с сецессией
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2013 г. ) |
Закон о борьбе с сецессией | |
---|---|
Всекитайское собрание народных представителей | |
Принят | Всекитайское собрание народных представителей |
Принят | 14 марта 2005 г. |
Подписано | Ху Цзиньтао |
Началось | 14 марта 2005 г. |
Краткое содержание | |
Закон, сформулированный в соответствии с Конституцией, с целью противодействия и сдерживания отделения Тайваня от Китая сепаратистами во имя «независимости Тайваня», содействия мирному национальному воссоединению, поддержания мира и стабильности в Тайваньском проливе, сохранения суверенитета и территориальной целостности Китая. целостность и защита фундаментальных интересов китайской нации. | |
Ключевые слова | |
Национальная безопасность , Сецессия , Тайвань | |
Статус: Действует |
Закон о борьбе с сецессией | |||
---|---|---|---|
Упрощенный китайский | антисепаратистский закон | ||
Традиционный китайский | антисепаратистский закон | ||
|
Китайский портал |
Тайваньский портал |
Закон о борьбе с сецессией ( китайский : 反分裂国家法 ) — закон , Китайской Народной Республики принятый 3-й сессией Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва . Он был ратифицирован 14 марта 2005 г. и немедленно вступил в силу. Председатель Ху Цзиньтао обнародовал закон Президентским указом № 34. [1] Хотя закон, состоящий из десяти статей, относительно короткий, статья 8 официально закрепила давнюю политику КНР по использованию военных средств против независимости Тайваня в случае, если мирные средства станут невозможными иным образом. Закон прямо не отождествляет « Китай » с Китайской Народной Республикой (именуемой в законе «государством»).
Фон
[ редактировать ]Тайвань был официально включен в состав династии Цин в 1683 году. После Первой китайско-японской войны он был передан Цин Японской империи навечно в 1895 году. В конце Второй мировой войны он был передан Японией Гоминьдановская (Гоминьдановская) администрация Республики Китайской . После образования Китайской Народной Республики в 1949 году Тайвань и некоторые соседние острова продолжали контролироваться правительством Китайской Республики . В 1952 году Тайбэйский договор аннулировал все договоры, конвенции и соглашения, ранее заключенные между Китаем и Японией до 9 декабря 1941 года. В настоящее время правительство Китайской Народной Республики (КНР) считает Тайвань провинцией Китая . По мнению КНР, это единственное законное правительство Китая, и правительство Китайской Республики перестало обладать суверенитетом над Китаем, когда оно потеряло контроль над материковой частью Китая после Гражданской войны в Китае . В нем утверждается, что КНР взяла на себя суверенитет над всем Китаем в 1949–1950 годах, включая Тайвань, хотя последний оставался под управлением правительства Китайской Республики. [ нужна ссылка ]
Официальная точка зрения Китайской Республики (КР) заключается в том, что она не прекратила свое существование в 1949 году и продолжает функционировать как суверенное политическое образование на Тайване по сей день, что делает отношения между КНР и Китайской республикой аналогичными отношениям между другими разделенными странами. государства (такие как Северная Корея и Южная Корея ). Официальное признание со стороны большинства международных организаций (например, ООН и Всемирной организации здравоохранения ) во многом принадлежит КНР. В 1992 году между правительствами обеих сторон была согласована « политика одного Китая », в соответствии с которой каждая из них утверждала, что существует только «один Китай», но при этом расходилась во мнениях относительно того, какая сторона является законным правительством в нем. Однако некоторые сторонники независимости Тайваня выступают против претензий как КНР, так и Китайской Республики на Тайвань, а также законности суверенитета Китая над Тайванем. [ нужна ссылка ]
Многочисленные опросы общественного мнения, проведенные на Тайване, показали, что существует очень мало поддержки немедленного объединения на условиях КНР или немедленного провозглашения независимости. [2] Опросы также неизменно показывают, что подавляющее большинство тайваньцев поддержало бы обсуждение объединения только в том случае, если бы экономические и политические системы обеих сторон были сопоставимы. [3] Большинство жителей Тайваня, похоже, поддерживают «статус-кво», но в тайваньском обществе, внутри КНР и в международном сообществе существуют разные мнения относительно того, что такое статус-кво. Полные 74 процента тайваньской общественности согласны с тем, что «Тайвань — независимая суверенная страна». [4] [5]
Переизбрание Чэнь Шуйбяня на пост президента Китайской Республики. [6] привело многих к выводу, что наблюдается рост настроений в отношении независимости Тайваня и что на острове возникает новая тайваньская идентичность, противостоящая идентификации с Китаем. Во время законодательных выборов Китайской Республики в 2004 году стратегия панзеленой коалиции заключалась в том, чтобы попытаться извлечь выгоду из этой тенденции и получить большинство в Законодательном юане Тайваня. Среди некоторых сторонников независимости Тайваня считается, что панзеленое большинство могло бы провести решающий референдум по конституционной реформе и, возможно, к дальнейшему продвижению острова к независимости де-юре. Многие сторонники независимости Тайваня, в том числе бывший президент Ли Дэн-Хуэй , утверждали, что Тайвань должен объявить независимость до 2008 года, исходя из теории, что международное давление по поводу Олимпийских игр в Пекине не позволит КНР применить силу против Тайваня. [ нужна ссылка ]
Эти события конца 2004 года вызвали большую тревогу в Пекине. Наблюдатели указали, что многие в Пекине считали, что его политика в отношении Тайваня провалилась, поскольку у него не было достаточных стимулов для получения тайваньской общественной поддержки объединения, и в то же время казалось, что многие на Тайване не воспринимали заявленные угрозы применения силы со стороны Пекина всерьез. . Правительство Китайской Республики определило статус-кво таким образом, что можно было утверждать, что де-юре декларация независимости не представляет собой изменение статус-кво. Немного китайского [ ВОЗ? ] считают, что эти события привели к разработке в 2003 и 2004 годах Закона о борьбе с сецессией. [ нужна ссылка ]
В начале 2004 года аналогичный законопроект был внесен на рассмотрение. Названный « Закон о содействии национальному объединению Китайской Народной Республики » ( китайский : 中华人民共和国国家统一促进法 ), он был написан китайским академиком Юй Юаньчжоу (余元洲), профессором Цзянханьского университета в Ухане, который не имел никаких официальных документов. правительственную позицию, как предложение создать формальную правовую основу для Китайской Народной Республики объединения с Тайванем. Хотя по документу не было принято никаких официальных законодательных мер, бурные дебаты вокруг него и предложение о принятии какого-то закона о борьбе с отделением были восприняты многими на Тайване как свидетельство враждебных намерений правительства КНР в отношении независимости Тайваня. сторонники. [ нужна ссылка ]
На выборах в законодательный орган Китайской Республики в декабре 2004 года, хотя правящая партия ДПП увеличила свою долю голосов в законодательном органе и осталась там крупнейшей партией, сине-голубая коалиция получила ничтожное большинство, что удивило многих. Однако этот результат, возможно, был не столько отражением народных настроений, сколько свидетельством эффективности более экономного выдвижения кандидатов Гоминьданом (116) по сравнению с чрезмерным выдвижением кандидатов ДПП (122) и жесткими партийными правилами Гоминьдана о распределении ресурсов. голосов за своих кандидатов в отдельных округах. [7] Этот результат выборов положил конец большинству перспектив немедленного провозглашения независимости, а также поставил под вопрос, действительно ли произошел рост настроений в отношении независимости Тайваня. Несмотря на это, КНР приступила к разработке закона о запрете отделения. Основные доводы, приводившиеся зарубежным собеседникам, сводились к тому, что руководство КНР считало, что его тайваньская политика в прошлом носила скорее реактивный, чем проактивный характер, и что КНР необходимо проявить инициативу. Более того, Пекин выразил остаточное недоверие к Чэнь Шуйбяню. Многие иностранные эксперты утверждают, что система принятия решений в КНР была жесткой и что планы, разработанные для достижения победы всезеленых стран, просто набрали слишком большой импульс, чтобы их можно было закрыть. [ нужна ссылка ]
Объявляя о разработке закона в декабре 2004 года, глава комитета по правовым вопросам Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей ( китайский : 全国人大常委会法制工作委员会负责人 ) прямо упомянул, что закон не предназначен для применяется к Гонконгу и Макао . [8]
Разработка
[ редактировать ]В декабре 2004 года государственное информационное агентство КНР «Синьхуа» сообщило, что Всекитайское собрание народных представителей на своей предстоящей сессии примет «закон о борьбе с расколом », не уточнив дальнейших подробностей. [ нужна ссылка ]
В редкий момент согласия политики Тайваня как из Пан-зеленой коалиции, так и из Пан-синей коалиции негативно отреагировали на это развитие событий. Некоторые политики предложили Китайской республике принять «закон против аннексии», чтобы противостоять предложенному закону КНР. Различные опросы общественного мнения показали, что 80% жителей Тайваня выступают против такого «закона о борьбе с отделением», и большинство согласны с тем, что оборонительный референдум перед принятием такого закона следует провести , чтобы защитить статус-кво . [9]
Президент Чэнь Шуйбянь прокомментировал «закон о запрете отделения» во время своей новогодней речи 2005 года: «Такие действия не только в одностороннем порядке изменят статус-кво мира в Тайваньском проливе, но также создадут величайшую угрозу региональной стабильности и мир во всем мире». КНР Тогда как лидер «Парамаунт» Ху Цзиньтао в своей новогодней речи заявил: «Мы определенно никому не позволим никоим образом отделить Тайвань от Китая». [10]
Хотя официальным английским переводом закона КНР является « Закон о борьбе с отделением» , Совет по делам материкового Китая на Тайване последовательно переводил его как «Закон о борьбе с отделением», поскольку отделение подразумевает, что Тайвань является частью КНР. Совет по делам материка и правительство Китайской Республики утверждают, что отношения через Тайваньский пролив не аналогичны ситуации во время Гражданской войны в США, поскольку Тайвань никогда не был частью КНР. [ нужна ссылка ]
Ранняя реакция
[ редактировать ]Пекин утверждает, что этот законопроект является самой искренней попыткой КНР решить тайваньский вопрос мирным путем (см. Политический статус Тайваня ). Однако Тайбэй указывает на статью 8 как на повод для беспокойства. Вскоре после принятия законопроекта президент Чэнь Шуйбянь созвал совещание по национальной безопасности в Тайбэе для обсуждения этого вопроса. [ нужна ссылка ]
Одной из основных тем разногласий между Пекином и Тайбэем является то, в какой степени закон меняет статус-кво в Тайваньском проливе. Пекин утверждает, что закон сохраняет статус-кво и не создает новых условий для применения силы. Напротив, Тайбэй утверждает, что закон меняет статус-кво и дает Народно-освободительной армии «карт-бланш» для нападения на Тайвань. [ нужна ссылка ]
До принятия законопроекта в заявлении Совета по делам материковой части Тайбэя и резолюции, принятой подавляющим большинством законодательного собрания Китайской Республики, говорилось, что статус-кво таков, что Китайская Республика является суверенной и независимой. Заявление и резолюция были тщательно сформулированы, чтобы избежать разногласий между синей и панзеленой коалицией по поводу того, имеет ли Китайская Республика какой-либо остаточный суверенитет над материковым Китаем . [ нужна ссылка ]
После принятия закона представитель Совета по делам материкового Китая назвал определение Пекина «одного Китая» в законе КНР фикцией. [ нужна ссылка ]
Реакция в материковом Китае
[ редактировать ]Реакция внутри КНР была в основном последовательной. Государственные средства массовой информации и руководство Пекина твердо поддержали новый закон и поклялись никогда и ни при каких обстоятельствах не позволить никому «отделить Тайвань от Китая» ни под каким именем. Всекитайское собрание народных представителей проголосовало за закон единогласно при двух воздержавшихся. В преддверии ратификации закона государственные СМИ КНР обвинили тех, кто на Тайване выступает за независимость Тайваня, в создании враждебности к новому закону и в том, что тайваньцы сбивают с толку, заставляя их думать, что закон имеет враждебные намерения. Перед принятием закона Коммунистической партии Китая (КПК) генеральный секретарь Ху Цзиньтао в своей речи изложил четыре пункта для решения этой проблемы. [ нужна ссылка ]
Реакция в Гонконге
[ редактировать ]предложил закон об объединении В то время, когда ученый-правовед Юй Юаньчжоу о борьбе с изменой или отделением , пресса в Гонконге выразила обеспокоенность тем, что это приведет к принятию закона из-за скрытого применения положения статьи 23 Основного закона в 2003 году. [ нужны разъяснения ] Эти опасения были сняты, когда официальный представитель материкового Китая прямо заявил, что закон не будет добавлен в Приложение III к Основному закону , а это означает, что он не будет применим к Гонконгу. После принятия закона в марте 2005 года реакция в Гонконге была очень слабой, и новости о законе были далеко омрачены отставкой исполнительного директора Гонконга Тунг Чи-Хва . [ нужна ссылка ] За 15 лет, прошедших с момента принятия закона, он бросил длинную тень на Гонконг. [11]
Реакция на Тайване
[ редактировать ]На Тайване принятие закона было осуждено официальными лицами и политиками как Пан-зеленой коалиции , так и Пан-синей коалиции , хотя в содержании их критики были различия. Сторонники Панзеленой коалиции были склонны гневно реагировать на дух и содержание закона как на посягательство на то, что они считали суверенитетом Тайваня. Напротив, сторонники Пан-синей коалиции, заявив, что они выступают против закона и угрозы применения силы против Тайваня, призвали к большему диалогу с КНР и указали на части закона, в которых Пекин продемонстрировал невиданную до сих пор гибкость. [ нужна ссылка ]
Опросы общественного мнения показали широкое неприятие закона среди широкой общественности. Некоторые задаются вопросом, имел ли Пекин полномочия принимать такой закон, поскольку они утверждают, что Тайвань не находится под юрисдикцией КНР (см. Политический статус Тайваня ). Панзеленая коалиция, в частности, отреагировала с отвращением, и прозвучали призывы к принятию законодательным органом «закона против аннексии». Премьер-министр Франк Се отметил, что закон КНР уже нарушил суверенитет Китайской Республики и, таким образом, соответствует критериям для начала «оборонительного референдума» в соответствии с конституцией Китайской Республики. Однако он добавил, что вопрос о проведении защитного референдума остается на усмотрение президента Китайской Республики. [12]
26 марта состоялся марш протеста против закона КНР, и широко сообщалось, что в протесте принял участие один миллион тайваньцев. К маршу присоединились бывший президент Ли Дэнхуэй и президент Чэнь Шуйбянь. Однако Чэнь Шуйбянь заранее заявил, что будет присутствовать только на марше и выступать с речью не будет. Большинство политиков Пан-синей коалиции не участвовали ни в одном марше протеста, хотя и заявляли, что не стали бы отговаривать своих сторонников от участия, если бы они того пожелали. Явка марша стала предметом политических дебатов на Тайване: мэр города Тайбэй Ма Ин-цзю уменьшил число участников примерно до 270 000, в то время как организаторы марша заявили, что цель в один миллион участников была достигнута. [ нужна ссылка ]
25 марта 2008 г. законодатели ДПП внесли на рассмотрение процедурного комитета законодательного органа законопроект под названием «Закон о мире против аннексии», в котором говорилось, что «Тайвань и Китай не подчиняются друг другу»; что «Тайвань — суверенное государство»; и что «отношения между Тайванем и Китаем - это отношения между двумя государствами». Он выразил бы надежду на то, что тайваньский вопрос будет решен мирным путем, но что, если статус-кво Тайваньского пролива изменится, у президента будет власть немирным путем решить «аннексию Китая». Законопроект был отклонен на уровне процедурного комитета голосованием 11:2 и не был представлен законодательному органу. [13]
Международные ответы
[ редактировать ]Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что в законе «нет необходимости», а Белого дома представитель Скотт Макклеллан назвал его принятие «прискорбным», добавив, что «он не служит целям мира и стабильности в Тайваньском проливе». Говоря о законе, Соединенные Штаты повторили, что они по-прежнему поддерживают политику «одного Китая» , как ее определяют США, что они не поддерживают независимость Тайваня и выступают против любых односторонних действий по изменению статус-кво. Палата представителей США одобрила резолюцию с критикой КНР за одобрение закона о КНР в Пекине. В резолюции выражается серьезная обеспокоенность по поводу закона и говорится, что закон КНР дает юридическое оправдание для применения силы КНР против Тайваня, по ее словам, изменяя статус-кво в регионе. [14]
В ответ на принятие закона КНР Европейский Союз выступил с заявлением, в котором призвал «все стороны избегать любых односторонних действий, которые могли бы разжечь напряженность», и напомнил о «постоянных принципах, которыми руководствуется его политика, а именно о своей приверженности принципу одного Китай и мирное разрешение споров... и его неприятие любого применения силы». [15] [16] Позже, 14 апреля 2005 года, Европейский парламент принял по собственной инициативе отчет депутата Европарламента Элмара Брока , в параграфе 33 которого говорилось:
- [Европейский парламент выражает] свою глубочайшую обеспокоенность большим количеством ракет на юге Китая, нацеленных через Тайваньский пролив, и так называемым «законом о борьбе с отделением» Китайской Народной Республики, который неоправданным образом обостряет ситуацию во всем мире. проливы; призывает Китайскую Народную Республику и Китайскую республику на Тайване возобновить политические переговоры на основе взаимопонимания и признания в целях содействия стабильности, демократии, правам человека и верховенству закона в Восточной Азии. [17]
ЕС также решил продолжить эмбарго на поставки оружия, которое было введено в отношении КНР после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и срок действия которого истекал в 2005 году. [ нужна ссылка ]
Министр иностранных дел Австралии Александр Даунер заявил, что, если в Тайваньском проливе произойдет война, Австралия в соответствии с договором ANZUS будет обязана проконсультироваться с Соединенными Штатами, но в зависимости от ситуации это не обязательно принудит Австралию к войне. Он сказал, что «мы не думаем, что КНР следует решать вопрос о статусе Тайваня военным путем, что это должно быть сделано путем переговоров с Тайванем». Даунер далее отметил, что Австралия предпочла бы, чтобы Китай не принял закон о борьбе с отделением. [18]
См. также
[ редактировать ]- Объединение Китая
- Решение Всекитайского собрания народных представителей о законодательстве о национальной безопасности Гонконга , аналогичный закон в отношении Гонконга
- Постановление штата Нью-Йорк о борьбе с сецессией — необязательная резолюция штата Нью-Йорк, характеризуемая в китайских СМИ как федеральный закон США о борьбе с сецессией.
- Политический статус Тайваня
- Предлагаемый закон о содействии национальному объединению
- Сецессия
- « Тайвань, Китай »
- Провинция Тайвань
- Закон об отношениях с Тайванем
- Провинция Тайвань, Китайская Народная Республика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Приказ № 34 Президента Китайской Народной Республики» . Архивировано из оригинала 9 мая 2005 г.
- ^ «Краткий обзор результатов опроса общественного мнения (с 31 марта по 2 апреля 1995 г.) на тему «Общественное мнение о текущих отношениях между двумя сторонами пролива» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 22 октября 2006 г. Сводные результаты, Опрос общественного мнения по вопросам отношений между двумя сторонами пролива, Совет по делам материкового Китая, Китайская Республика
- ^ «Аналитический отчет о результатах четвертого основного опроса общественного мнения о политике материкового Китая, Совет по делам материкового Китая» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено октября 2006 г. . 22 , Китайская Республика
- ^ Веб-мастер MAC (27 июня 2009 г.). «Комбинированный аналитический отчет об опросах общественного мнения об отношениях между двумя сторонами пролива в 2007 году» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Разнообразие в условиях глобализации, 4-е издание Раунтри, Льюиса, Прайса и Вайкоффа.
- ^ (В котором Чен увеличил свой рейтинг с 39,30% в трехсторонней гонке в 2000 году до 50,11% в двусторонней гонке) Гунде, Ричард (26 марта 2004 г.). «Выборы на Тайване: Форум» . Азиатский институт Калифорнийского университета. п. 1. Архивировано из оригинала 26 марта 2007 г. Проверено 10 февраля 2007 г.
- ^ (по словам Лю И-чжоу (劉義周), директора Центра изучения выборов Национального университета Чэнчи) Штатный репортер (13 декабря 2004 г.). «Суббота не станет для ДПП поражением, - говорят аналитики» . Тайбэй Таймс. п. 3. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 9 февраля 2007 г.
- ^ Гонконга и Макао_Всекитайское собрание народных представителей » . Архивировано из оригинала 3 марта 2022 . г. «Закон о борьбе с отделением не распространяется на специальные административные районы
- ^ «Опрос Sweet Potato Vine-News: почти 80% людей считают, что закон о запрете отделения является оправданием нарушения Тайваня» . Архивировано из оригинала 17 марта 2005 г. Проверено 2 января 2004 г. .
- ^ «Дейлитаймс – ваше право знать» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2006 г.
- ^ Альберт, Элеонора М. (март 2020 г.). «Пересмотр закона о борьбе с сецессией Китая» . Дипломат . Архивировано из оригинала 17 февраля 2016 года . Проверено 4 марта 2020 г. .
- ^ http://yam.udn.com/yamnews/daily/2564075.shtml [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Пан-Грин предлагает мирный закон против аннексии; отклонен Гоминьданом. Архивировано 18 мая 2011 года в Wayback Machine (Пан-Грин предлагает мирный закон против аннексии; отклонен Гоминьданом).
- ^ «Новости VOA - Палата представителей США критикует законопроект Китая об отделении Тайваня» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2005 г. Проверено 17 марта 2005 г.
- ^ «Новости» . Архивировано из оригинала 16 марта 2005 г. Проверено 15 марта 2005 г.
- ^ «FAPA – Важные вопросы – Кампания ООН» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2005 г. Проверено 23 марта 2005 г.
- ^ http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+TA+P6-TA-2005-0132+0+DOC+PDF+V0//EN «Общая внешняя политика и политика безопасности» . Европейский парламент. 2003. Архивировано из оригинала (PDF) 20 мая 2011 г.
- ^ «Александр Даунер, министр иностранных дел, интервью телеканалу Sky Television с Дэвидом Спирсом» . Архивировано из оригинала 15 июня 2005 г. Проверено 6 июля 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доклад Вэнь Цзябао о разработке и принятии закона
- BBC News: Китай примет закон против отделения (19 декабря 2004 г.) ; BBC News: Тайвань протестует против законопроекта о Китае (28 февраля 2005 г.) ; BBC News: Китай представляет спорный закон ; также: Китай представляет спорный закон , Выдержки: Законопроект о борьбе с сецессией Китая , Китай голосует за закон о силе на Тайване , Тайвань критикует Китай как «провокацию» (все BBC)
- Новости Тайваня: Реакция на Тайване
- Полный текст закона о борьбе с сецессией на английском языке
- Викиновости:Сотни тысяч протестуют против закона о расколе на Тайване
- People's Daily: Закон о борьбе с отделением не будет применяться в Гонконге и Макао (на традиционном китайском языке)
- Синьхуа: Закон о запрете отделения не будет применяться в Гонконге и Макао (на упрощенном китайском языке)
- Легальное вредоносное ПО: Постановление о национальном гимне Гонконга , Кевин Каррико для Hong Kong Watch.