Два Китая
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2021 г. ) |
Два Китая | |||
---|---|---|---|
![]() Территории, контролируемые Китайской Народной Республикой (КНР) (фиолетовый) и Китайской Республикой (КР) (оранжевый). Размер малых островов, контролируемых КНР, Китайской республикой и другими странами (серый цвет), на этой карте преувеличен для облегчения идентификации. | |||
Традиционный китайский | Два Китая | ||
Упрощенный китайский | Два Китая | ||
|
![]() |
---|
![]() |
![]() |
---|
![]() |
Термин « Два Китая » относится к геополитической ситуации, когда два политических образования существуют под названием « Китай ». [1] [2]
Официальное название (а) | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
---|---|---|
Общее имя | Китай | Тайвань (настоящее время) Китай (исторический) |
Дата основания | 1 августа 1927 г. 7 ноября 1931 г. 1 октября 1949 г. | 1 января 1912 г. |
Эффективная юрисдикция | Фуцзянь, Цзянси , Хунань и Цзянсу Советские зоны ( 1927–1934 гг . ) Шэньси и Маньчжурия (1935 – настоящее время) Материковый Китай ( 1949 – настоящее время) Тибет и Чамдо ( 1951 -настоящее время) Гонконг ( 1997 – настоящее время) Макао ( 1999 – настоящее время) | Материковый Китай (1912–1949) Тибет и Чамдо ( 1912–1951 ) Внешняя ( 1919–1921 Монголия ) Тайвань и Пескадоры ( 1945 -настоящее время) Цзиньмэнь и Острова Мацу (1912 – настоящее время) [3] |
Представительство « Китай » в ООН | 1971 – настоящее время | 1945–1971 |
Капитал | Цзинганшань (1927–1930) Жуйджин (1931–1934) Жидан (1935) Яньань (1936–1947) Сибайпо (1947–1949) Пекин (1949 – настоящее время) | Нанкин (1912, 1927–1937, 1946–1949) Пекин (1912–1928) Чунцин (1937–1946, 1949) Гуанчжоу (1949) |
Основатель | Это Цзэдун | Сунь Ятсен |
Действующий глава государства | Си Цзиньпин | Лай Чинг-тэ |
Действующий глава правительства | Ли Цян | Чо Юнг-тай |
Предыстория [ править ]
В 1912 году император Сюаньтун отрекся от престола в результате Синьхайской революции , и была основана Китайская Республика в Нанкине революционерами под руководством Сунь Ятсена . В то же время правительство Бэйяна во главе с Юань Шикаем , бывшим генералом династии Цин существовало в Пекине , легитимность которого оспаривалась националистическим правительством во главе с Гоминьданом (Китайской националистической партией).
С 1912 по 1949 год Китай страдал от военачальников , японского вторжения и гражданской войны в Китае . На протяжении всего этого неспокойного периода в Китае существовало множество правительств. К ним относятся Бэйянское правительство Юань Шикая (1912–1928), Китайская Советская Республика (1931–1937), созданная Коммунистической партией Китая (КПК), [4] марионеточные государства Маньчжоу- Го (1932–1945) и Мэнцзян (1939–1945), Народное правительство Фуцзянь (1933–1934), Цзинвэя Ван спонсируемое Японией марионеточное правительство (1940–1945), Гандена Пходранга Тибет . (1912) –1951), Ходжи Нияза Тюркская Исламская Республика Восточного Туркестана (1933–1934), Советским Союзом Поддерживаемая Восточно-Туркестанская Республика (1944–1949), Тувинская Народная Республика (1921–1944), Богд- хана Монгольское государство в Внешняя Монголия (1911–1924) и Монгольская Народная Республика (1924–1992), последняя признана Китаем в 1946 году.
После окончания гражданской войны в Китае в 1949 году Китайская коммунистическая Народная Республика (КНР) во главе с председателем КПК Мао Цзэдуном взяла под свой контроль материковый Китай . во Китайская Республика главе с президентом Чан Кайши . переместила правительство Китайской Республики на остров Тайвань , тем самым фактически разделив Китай на два политических государства [а] , подобно Северной и Южной Корее , Западной и Восточной Германии , а также Северному и Южному Вьетнаму .
Хотя боевые действия продолжались в течение следующих нескольких лет, к моменту Корейской войны линии контроля были четко очерчены: правительство Китайской Народной Республики в Пекине, возглавляемое коммунистами, контролировало большую часть материкового Китая, а Китайской Республики, правительство возглавляемое Гоминьданом. , ныне находившаяся в Тайбэе , контролировала остров Тайвань , некоторые прилегающие к нему острова, а также ряд островов у побережья провинции Фуцзянь . Эта тупиковая ситуация была достигнута с помощью правительства Соединенных Штатов , которое начало сдерживать вторжение на Тайвань после начала Корейской войны.
В течение многих лет оба правительства претендовали на звание единственного законного правительства Китая. Когда боевые действия в основном закончились, основное поле битвы стало дипломатическим. До 1970-х годов Китайская Республика все еще признавалась многими странами и Организацией Объединенных Наций как единственное законное правительство «Китая», которое претендовало на суверенитет как над материковым Китаем, так и над Тайванем. Китайская Республика была одним из основателей Организации Объединенных Наций и была одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности до 1971 года, когда они были исключены из ООН, а представительство Китая было заменено Китайской Народной Республикой (КНР) через Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758 . До 1970-х годов лишь немногие иностранные правительства признавали Китайскую Народную Республику. Первыми правительствами, признавшими его правительством «Китая», были страны советского блока , члены движения неприсоединения , и Великобритания (1950 г.). Катализатором перемен стал 1971 год, когда Генеральная Ассамблея ООН изгнал представителей Чан Кайши, отказавшись признать их аккредитацию в качестве представителей Китая. Вскоре последовало признание Китайской Народной Республики со стороны большинства других правительств, включая Соединенные Штаты. Китайская Республика продолжала конкурировать с Китайской Народной Республикой (КНР) за признание законным правительством Китая.
Однако с 1990-х годов растущее движение за официальное признание независимости Тайваня сделало политический статус Тайваня доминирующим вопросом, заменив дебаты о законном правительстве Китая. На Тайване считают, что Китайская Республика и Китайская Народная Республика являются суверенными , образуя, таким образом, «два Китая» или «один Китай, один Тайвань». Бывший президент Китайской Республики Чэнь Шуйбянь категорически поддерживал этот статус-кво и, соответственно, в значительной степени отказался от кампании за признание Китайской Республики единственным законным правительством Китая. При президенте Чене правительство Китайской Республики проводило кампанию за вступление Китайской Республики в Организацию Объединенных Наций только в качестве представителя ее фактической территории - Тайваня и близлежащих островов. Преемник Чэня, президент Ма Ин-цзю , прекратил это давление. [ нужна ссылка ]
Текущая ситуация [ править ]

В прошлом и Китайская Народная Республика (КНР), и Китайская Республика (КР) де-юре заявляли о суверенитете над всем Китаем, одновременно отрицая легитимность друг друга. [5] [6] Позиция КНР и Пан-синей коалиции Китайской Республики по-прежнему заключается в том, что существует только одно суверенное образование Китая, и что каждое из них представляет законное правительство всего Китая, включая как материковый Китай, так и Тайвань, а другое - нелегитимный. Позиция Панзеленой коалиции Китайской Республики заключается в том, что Тайвань является независимым суверенным государством под названием «Китайская Республика», а Тайвань не является частью «Китая». По состоянию на 2024 год 178 государств-членов ООН и Государство Палестина поддерживают дипломатические отношения с КНР. 11 государств-членов ООН и Святой Престол поддерживают дипломатические отношения с Китайской республикой.
Китайская Народная Республика [ править ]
Правительство Китайской Народной Республики (КНР) выступает против того, чтобы рассматривать Китайскую Республику (КР) как законное государство и изображает Тайвань как провинцию-изгой КНР. [7] Правительство Китайской Народной Республики последовательно выступало против «двух Китаев», вместо этого утверждая, что весь «Китай» находится под единым неделимым суверенитетом в соответствии с « Принципом одного Китая », включая Тайвань. Согласно этому принципу, хотя КНР не имеет фактического контроля над территорией, находящейся под управлением Китайской Республики, КНР, тем не менее, утверждает, что территории, контролируемые как КНР, так и Китайской республикой, являются частью одного и того же неделимого суверенного образования «Китай». [8] [9]
Политика правительства КНР требует, чтобы любая страна, желающая установить дипломатические отношения с КНР, сначала должна прекратить любые формальные отношения с Китайской республикой. По данным Форума по международным делам Флетчера , «непризнание тайваньского правительства является предпосылкой для установления официальных дипломатических отношений с КНР, что фактически вынуждает другие правительства выбирать между Пекином и Тайбэем». [10] [11] Чтобы побороться за признание других стран, каждое правительство выделило деньги определенным небольшим странам. Несколько небольших стран Африки и Карибского бассейна несколько раз устанавливали и прекращали дипломатические отношения с обеими сторонами в обмен на огромную финансовую поддержку с каждой стороны. [12] КНР также использует свое международное влияние, чтобы запретить Китайской республике участвовать в международных мероприятиях, таких как Олимпийские игры, под своим официальным названием. Вместо этого Китайская республика была вынуждена принять название Китайский Тайбэй для участия в таких мероприятиях с 1980-х годов. [13] Более того, в пресс-релизах и других средствах массовой информации КНР никогда не называет Китайскую республику как таковую, вместо этого называя территорию Тайваня «китайской провинцией Тайвань», а правительство Китайской республики - «авторитетом Тайваня». [ нужна ссылка ]
Китайская Республика [ править ]
До конституционных реформ 1991 года Китайская Республика (КНР) активно заявляла о своем суверенитете над всем Китаем и по-прежнему выступает против рассмотрения Китайской Народной Республики (КНР) как законного государства. Власти Китайской Республики разъяснили конституционные реформы, заявив, что они «не оспаривают тот факт, что КНР контролирует материковый Китай». [14] С тех пор РПЦ ни активно не отстаивала эти утверждения, ни опровергала их. Демократизация и либерализация свободы слова привели к возникновению движения за независимость Тайваня , поддерживающего идею «Двух Китаев». Позиция Китайской Республики в отношении «Двух Китаев» различалась в зависимости от администрации: администрации Пан-Зеленых отдавали предпочтение ей, а администрации Пан-Синих предпочитали позицию Единого Китая с соответствующими интерпретациями.
В 1999 году тогдашний президент Ли Дэн Хуэй определил эти отношения как « особые межгосударственные отношения ».
Президент Чэнь Шуйбянь заявил в 2002 году, что « поскольку Тайвань и Китай находятся по обе стороны Тайваньского пролива, каждая сторона является страной ». В 2003 году он объяснил, что «Тайвань не является ни провинцией одной страны, ни штатом другой». [15] [16] Администрация Чэня предприняла шаги по использованию названия «Тайвань» на международном уровне, чтобы предотвратить путаницу между «двумя Китаем», например, поместив слово «Тайвань» под словом «Китайская Республика» в паспортах Китайской Республики . [17]
В сентябре 2008 года президент Ма Ин-цзю из Гоминьдана заявил, что отношения между Китайской республикой и КНР не являются ни между двумя Китаем, ни двумя государствами, заявив вместо этого, что это « особые отношения ». Далее он заявил, что вопросы суверенитета между двумя странами не могут быть решены в настоящее время, но он назвал Консенсус 1992 года временной мерой до тех пор, пока не появится решение. [18] Представитель администрации президента Китайской Республики Ван Юй-чи ( китайский : 王郁琦 ) позже уточнил заявление президента и сказал, что отношения между двумя регионами одной страны основаны на конституционном положении Китайской Республики, Статуте, регулирующем отношения между народами Китая. Тайваньский регион и материковый регион, а также Консенсус 1992 года. [19]
Президент Цай Инвэнь Демократической прогрессивной партии была избрана в 2016 году и отказалась признать Консенсус 1992 года . [20] При администрации Цая английские слова «Китайская Республика» были уменьшены в размере в тайваньских паспортах , хотя соответствующие китайские иероглифы остались неизменными. [21]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Гейнер, Джеффри Б. (2 июля 1977 г.). «Дипломатия США и два Китая» . Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Свифт, Джон (2003). «Два Китая» . Краткий исторический атлас холодной войны Пэлгрейва . стр. 44–45. дои : 10.1057/9780230001183_20 . ISBN 978-0-333-99404-7 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 г. Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «На грани государственного контроля: создание «островов Мацу» » . Тайваньское понимание . Ноттингемского университета Программа изучения Тайваня . 13 сентября 2021 г. Проверено 21 мая 2023 г.
Тайвань был колонией Японии, тогда как Мацу был частью провинции Фуцзянь.
- ^ Лайман П. Ван Слайк, Коммунистическое движение Китая: отчет военного министерства США, июль 1945 г. , Stanford University Press, 1968, стр. 44
- ^ Хадсон, Кристофер (2014). Справочник по Китаю . Рутледж. п. 59. ИСБН 9781134269662 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Риггер, Шелли (2002). Политика на Тайване: голосование за реформу . Рутледж. п. 60. ИСБН 9781134692972 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ» . Народная газета . 04.12.1982. Архивировано из оригинала 12 августа 2010 г. Проверено 11 мая 2016 г.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ» . The People's Daily — Прочитайте 3-й абзац, 10-ю строку. 04.12.1982. Архивировано из оригинала 12 августа 2010 г. Проверено 11 мая 2016 г.
- ^ «Закон о борьбе с сецессией» . Народная газета . 14 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2009 г. Проверено 11 мая 2016 г.
- ^ Эриксон, Дэниел П.; Чен, Дженис (2007). «Китай, Тайвань и битва за Латинскую Америку». Форум Флетчера по мировым делам . 31 (2): 71.
- ^ «Принцип одного Китая и тайваньский вопрос» . Китайский интернет-информационный центр . Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 г. Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ «Китай и Тайвань в Африке» . ПриветДуния. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Кэтрин К. Лин (5 августа 2008 г.). «Как появился «Китайский Тайбэй»» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 17 июня 2021 г. Проверено 11 мая 2016 г.
- ^ «ТАЙВАНЬ (КИТАЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА): Конституция, правительство и законодательство» . Юрист юридической разведки, Университет Питта. Архивировано из оригинала 8 апреля 2011 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ «Извлеченный текст телепередачи, посвященной отношениям между двумя сторонами пролива» (на китайском языке). Совет по делам материкового Китая, 3 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2004 г. Проверено 14 августа 2009 г.
Тайвань не является чьей-либо частью; это не чье-то местное правительство или чья-то чужая провинция.
- ^ Ван, Джеймс (22 октября 2003 г.). «Фортуна будет на стороне храброго Тайваня» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 5 февраля 2015 г. Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ «Чанг одобряет паспорта» . www.taipeitimes.com . Тайбэй Таймс. 15 января 2002 г. Архивировано из оригинала 1 января 2019 г. . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ «Тайвань и Китай в «особых отношениях»: Ма» . Почта Китая . 04 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 г. Проверено 24 сентября 2008 г.
- ^ «Администрация президента защищает Ма» . Тайбэй Таймс . 05 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 г. Проверено 24 сентября 2008 г.
- ^ «Кандидат от тайваньской оппозиции призывает вернуться к единой китайской формуле» . Рейтер . 14 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2019 года . Получено 17 февраля 2020 г. - через www.reuters.com.
- ^ «В обновленном паспорте Тайваня сокращены слова «Китайская Республика» » . Новости Би-би-си . 2020-09-02 . Проверено 16 апреля 2023 г.