Отношения Австралии и Тайваня
![]() | |
![]() Австралия |
![]() Тайвань |
---|---|
Дипломатическая миссия | |
Австралийский офис в Тайбэе | Тайбэйский экономический и культурный офис в Австралии |
посланник | |
Представитель Дженнифер Поликсени Блумфилд | Представитель Эллиотт Чанг |
Отношения между Австралийским Содружеством и Китайской Республикой , бывшей династией Цин , берут начало в 1909 году. С 1972 года политический и правовой статус Тайваня являются спорными вопросами. Австралия и Тайвань сотрудничают в рамках межправительственной программы глобального сотрудничества и обучения (GCTF). [ 1 ]
Нынешняя позиция Австралии по отношению к Тайваню во многом основана на Совместном коммюнике с Китайской Народной Республикой, подписанном лейбористским правительством Уитлама в 1972 году на основании резолюции 2758 ООН , поскольку международная ситуация повернулась против Китайской Республики, хотя Австралия проголосовала за место Китайской Республики в Тайване. ООН вместо коммунистического Китая. [ 2 ] В соответствии с этим соглашением австралийское правительство дипломатически признает Китайскую Народную Республику (КНР) как «единственное законное правительство Китая» и не признает Китайскую республику как суверенное государство, при этом просто признавая позицию Пекина о том, что «Тайвань был провинцией Китая». КНР». [ 3 ] [ 4 ]
По состоянию на апрель 2022 года только 13 государств-членов ООН и Святой Престол официально признали Тайвань . [ 5 ] Совместное коммюнике устанавливает «(дипломатические) руководящие принципы официальных контактов Австралии с Тайванем», прямо заявляя, что Австралия «не (дипломатически) считает, что Тайвань (неофициальное название Китайской Республики) имеет статус национального правительства». [ 6 ] Несмотря на то, что правительство Австралии не имеет официальных дипломатических отношений с Тайванем, ежегодно проводятся официальные двусторонние экономические консультации с участием высокопоставленных чиновников Министерства экономики обеих сторон. [ 7 ] и существуют существенные неофициальные отношения, сложившиеся посредством культурных и торговых связей, однако, помимо традиционной промышленности, австралийские фирмы полагаются на зрелый международный финансовый рынок, чтобы извлечь выгоду из сильных научных/растущих технических исследований из-за высокой ставки налога в Австралии, и У Тайваня нет этого атрибута, [ 8 ] рабочая сила Тайваня но высоко американизированная может помочь австралийским фирмам интернационализировать это видение, особенно благодаря компетентности в области аналитических исследований. [ 9 ] Таким образом, вполне вероятно, что Тайвань может получить выгоду от отношений с Австралией в виде отделения университета, а не исследования . [ 10 ] В международной торговле Австралия и Тайвань дополняют друг друга. [ 11 ]
Торговля
[ редактировать ]

Тайвань и Австралия установили прочные экономические и торговые связи, при этом Тайвань в настоящее время является девятым по величине экспортным покупателем Австралии. [ 12 ] Стоимость экспорта между Австралией и Тайванем составляет более 12 миллиардов австралийских долларов . [ 12 ] Деловой совет Австралии и Тайваня находится в Сиднее . [ 13 ] На Тайване есть официальный, спонсируемый правительством филиал Тайваньского совета по развитию внешней торговли в Сиднее. [ 14 ]
История
[ редактировать ]До 1972 года
[ редактировать ]

Поскольку до 1941 года Тайвань находился под контролем Японии , отношения между Китайской Республикой и Австралией описывались как «эпизодические». Одной из причин этого была зависимость Австралии от Великобритании, поскольку только в 1923 году Великобритания предоставила своим доминионам разрешение заключать договоры с зарубежными странами. [ 15 ] Австралия направила своего первого полномочного представителя в Китай сэра Фредерика Эгглстона . Впоследствии 20 октября 1941 года [ 16 ] Посольство, базирующееся в Чунцине, было третьим подобным постом, когда Австралия добилась успеха во внешних делах и уже имела дипломатические миссии в Лондоне и Вашингтоне. [ 16 ]
Отношения Австралии с Китайской республикой в период с 1949 по 1971 год развивались в политической среде, получившей название «китайский вопрос» - термин, используемый для обозначения «соревнования между двумя соперничающими властями, каждая из которых утверждает, что представляет единый Китай». [ 17 ] С 1949 года Китай настаивал на том, что Тайвань является частью КНР, в то время как Китайская республика на Тайване утверждает , что это независимое государство, которое стало предметом споров после капитуляции Японии во Второй мировой войне. С 1949 по 1971 год Тайвань и связанные с ним организации и конвенции были представлены в ООН официальными лицами «Китайской Республики в Тайбэе». [ 17 ] Под этим названием Тайвань заключил и стал участником ряда многосторонних договоров и конвенций, спонсируемых ООН и другими органами. [ 17 ] несмотря на то, что некоторые страны, преимущественно в Восточном блоке , выступают против законной способности Тайваня заключать такие соглашения.
Политика Австралии в отношении Тайваня до 1972 года описывалась как двойственная. [ 18 ] В 1950-е годы отношения Австралии с Тайванем не были особенно близкими. Существовали «официальные дипломатические отношения», поскольку Австралия в то время не верила в политику одного Китая. [ 19 ] и некоторые австралийские официальные лица посетили Тайвань в этот период. [ 20 ] В их число входили сэр Артур Танге , министр иностранных дел в октябре 1957 года, и тогдашний сенатор Джон Гортон в ноябре 1960 года. Тем не менее, Тайвань отказался назначить посла в период с 1951 по 1959 год в знак протеста против безразличия Австралии к Тайваню. [ 18 ]
11 июня 1966 года австралийское правительство под руководством либерального правительства Холта открыло посольство в Тайбэе . [ 21 ] Это было необычное решение, учитывая социально-политический климат того времени. В этот период Советский блок, Индия, Пакистан, Бирма и Франция официально признали КНР. [ 22 ] Решение Австралии пойти против международного дипломатического течения было обусловлено сочетанием антикоммунистических настроений, участием Австралии во Вьетнамской войне и тесными отношениями Австралии с США. [ 22 ]
Несмотря на эту напряженность, экономические отношения Австралии с КНР существенно выросли. Прочные торговые отношения были установлены в 1950–1960-е годы, при этом преобладающими статьями австралийского экспорта были шерсть, железо, а затем и пшеница. [ 23 ] В 1956 году австралийский комиссар по торговле был отправлен в Тайбэй для рассмотрения вопроса развития торговли между Тайванем и Австралией. [ 24 ] В ноябре 1958 г. и марте 1959 г. в Тайбэй был направлен коммерческий советник из Манилы «по указанию Канберры укреплять отношения между двумя странами». [ 24 ]
1972–1990
[ редактировать ]Международные дела в 1971 году способствовали решению Австралии официально признать КНР. В этот период произошла серия движений за независимость тихоокеанских островов, и ООН приняла решение отклонить претензии Китайской Республики (Тайвань) на независимую государственность. [ 25 ] После этого заявления ООН приняла политику невмешательства в тайваньские вопросы наряду с преднамеренной двусмысленностью. [ 25 ] Австралия последовала общей политической атмосфере того времени, признав Пекин , кульминацией которого стало Совместное коммюнике с КНР от 21 декабря. Технические формулировки и термины, согласованные в этом документе, также использовались в декларациях между КНР и Канадой, Италией и другими государствами. [ 17 ]
После Совместного коммюнике с КНР официальные дипломатические связи с Тайванем были прекращены, при этом правительство Уитлама запретило официальным лицам и владельцам дипломатических паспортов посещать страны друг друга. [ 26 ] Неофициальная организация, известная как «Общество свободного Китая», возглавляемая Нового Южного Уэльса депутатом парламента Дугласом Дарби , открыла в 1974 году офис для оказания услуг австралийцам, посещающим Тайвань. [ 27 ]
Позже отношения возобновились на неофициальной основе. В 1981 году на Тайване было создано Австралийское торгово-промышленное бюро (ACIO), которое действовало как неофициальная австралийская организация для торговых представителей, а также для продвижения туризма и подачи заявлений на получение виз. Он базировался в Канберре, чтобы обеспечить активную связь между деловым сектором, государственными ведомствами и ACIO. [ 28 ] В октябре 1988 года была создана Тайваньская маркетинговая служба (TMS) как тайваньский эквивалент ACIO в Тайване в Австралии. [ 28 ]
В марте 1990 года в Тайбэе был создан австралийский образовательный центр для содействия взаимному студенческому и культурному обмену. [ 28 ] Кроме того, с 1989 года Тайвань начал уделять особое внимание политике «гибкой дипломатии», которая включала упор на создание неформальных отношений или «существенных отношений», а не формальных дипломатических отношений. [ 29 ] Эта политика нашла свое воплощение в создании Тайбэйских экономических и культурных представительств в различных странах, причем в настоящее время по всему миру расположено более 50 таких представительств. [ 29 ]
Австралия и Тайвань использовали другие документы, которые не имели формальной юридической силы, для развития своих неофициальных отношений. К ним относятся Меморандумы о взаимопонимании , которые по законодательству Австралии не являются документами, к которым применяется Венская конвенция о праве международных договоров . [ 30 ] Вместо этого такие соглашения поощряют отношения между государствами на «моральной и политической основе». [ 30 ] Были достигнуты договоренности по ряду вопросов, таких как доступ тайваньских рыболовных судов в исключительную экономическую зону Австралии , которая была создана в 1979 и 1986 годах. [ 30 ]
1990 по настоящее время
[ редактировать ]Был проведен обзор политики Австралии в отношении Тайваня, и 26 ноября 1990 года министр технологий и торговли сенатор Джон Баттон заявил о поддержке правительством более тесных экономических отношений Австралии с Тайванем. [ 31 ] привели Протесты и резня на площади Тяньаньмэнь в 1989 году к усилению напряженности между КНР и Австралией, что способствовало более тесным отношениям с Тайванем. Сообщается, что этот инцидент шокировал Австралию, и премьер-министр Боб Хоук публично плакал на панихиде по погибшим жертвам. [ 22 ] Еще одним фактором, способствовавшим более тесным неофициальным отношениям, стала «демократизация» Тайваня. [ 22 ] Был принят закон о защите тайваньских инвестиционных продуктов в Австралии, поскольку правительство Тайваня опасалось, что КНР может претендовать на них. [ 32 ]
Торговля Австралии с Тайванем в 1993 году составила 5,1 миллиарда долларов, тогда как торговля с КНР была немного выше - 5,2 миллиарда долларов. [ 33 ] В 1992 году Тайвань был четвертым по величине торговым партнером Австралии в Азии и седьмым по важности в целом. [ 33 ] Несмотря на неспособность Тайваня заключать многосторонние договоры, Австралия заключила с Тайванем различные двусторонние соглашения. Это включает в себя установление прямого воздушного сообщения с Тайванем в 1991 году, когда наблюдался рост туризма, в результате чего Тайвань стал третьим по величине рынком Австралии в Азии. [ 33 ] Срок получения австралийской визы на Тайване сокращен до 48 часов. [ 31 ] и был согласован меморандум о взаимопонимании, касающийся «поощрения инвестиций и передачи технологий, а также защиты интеллектуальной собственности». [ 33 ]
Политические и культурные связи также улучшились. Управление экономики и культуры Тайбэя было официально открыто сенатором Гаретом Эвансом в марте 1991 года. [ 34 ] Количество визитов министров увеличилось в начале 1990-х годов, начиная с визита министра туризма и ресурсов Алана Гриффитса в октябре 1992 года. [ 22 ]
Кризис Тайваньского пролива 1996 года повлиял на отношения Австралии как с Тайванем, так и с КНР. КНР выпустила ракеты вблизи Тайваня, пытаясь повлиять на тайваньские политические выборы. [ 22 ] Реакция Австралии на кризис заключалась в том, что Пекину следует проявлять «сдержанность». [ 35 ] Об этом заявил Александр Даунер , недавно назначенный министром иностранных дел в правительстве Говарда . Австралия поддержала реакцию США по размещению двух авианосцев к востоку от Тайваня. [ 35 ] Эти события вызвали напряженность в отношениях с КНР, поскольку они считали, что США реализуют «новую стратегию сдерживания, в которой якорями являются Австралия и Япония». [ 36 ] Следовательно, отношения Австралии и Китая в этот период пострадали, что продемонстрировало деликатность тайваньского вопроса.
После кризиса правительство Ховарда попыталось укрепить отношения с КНР, что привело к подтверждению своей политики единого Китая. Это было достигнуто благодаря серии министерских и официальных визитов австралийских дипломатов, политиков и других представителей правительства. В сентябре 1996 года командующий Силами обороны Австралии (ADF) генерал Джон Бейкер посетил Китай, чтобы добиться «улучшения китайско-австралийских обменов по оборонным и стратегическим вопросам в качестве меры «укрепления доверия». [ 37 ] Кульминацией этого стало соглашение в 1997 году о начале ряда ежегодных переговоров между КНР и Австралией, посвященных вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, были заключены соглашения об обмене военными профессионалами и чиновниками для посещения институтов стратегических исследований друг друга. [ 38 ] Во время визита Ховарда в КНР он не только подчеркнул позицию Австралии в отношении политики «одного Китая», но также подчеркнул, что национальные интересы Австралии будут определяться независимо от направления политики США.
В конце 1990-х и начале 2000-х годов тайваньская дипломатия чековой книжки и конкурирующие политические цели в Тихом океане привели к столкновениям с Австралией из-за Папуа-Новой Гвинеи, Соломоновых островов и Вануату. [ 39 ]
В конце 1990-х годов отношения Австралии с Тайванем в значительной степени находились под влиянием так называемого «сценария Армитиджа». [ 40 ] В 1999 году Ричард Армитидж , бывший помощник министра обороны США , посетил Австралию и заявил, что в случае возникновения конфликта Соединенные Штаты «потребуют австралийской поддержки, включая военную поддержку, если потребуется». [ 40 ] Если бы Австралия не согласилась на эту договоренность, соглашение ANZUS было бы заключено. Это поставило Австралию в шаткое положение в отношениях с КНР, что было отражено в заявлении, опубликованном помощником Цзян Цзэминя , в котором говорилось, что Австралия столкнется с «очень серьезными последствиями», если она встанет на сторону США в будущем тайваньском конфликте. [ 40 ] После этих событий Цзян совершил государственный визит в Австралию, во время которого Ховард заверил его, что Австралия по-прежнему следует политике «одного Китая». [ 41 ]
Это поставило Австралию в сложную политическую ситуацию, поскольку Австралия все еще пыталась сохранить свои экономические и культурные отношения с Тайванем. Это привело к тому, что Ховард начал проводить «двойную политику» в отношении китайско-тайваньского вопроса, в рамках которой он призвал КНР «проявлять сдержанность в угрозах применения военной силы против Тайваня». Это было подчеркнуто официальными лицами австралийского правительства, особенно из DFAT , когда они встретились с послом КНР в Австралии, чтобы выразить свою обеспокоенность по поводу официального документа, намекающего на то, что КНР применит силу против Тайваня, если ей не удастся оперативно провести переговоры об объединении.
В августе 2024 года парламент Австралии официально осудил использование Китаем резолюции 2758 Генеральной Ассамблеи ООН . [ 42 ] [ 43 ] Парламент заявил, что резолюция ООН 2758 «не устанавливает суверенитет Китайской Народной Республики над Тайванем и не определяет будущий статус Тайваня в ООН». [ 42 ]
Общественное мнение
[ редактировать ]Австралийцы, как правило, очень протайваньски настроены из-за широко распространенного убеждения, что Китай представляет угрозу национальной безопасности. В 2022 году опрос, проведенный Институтом Лоуи, показал, что 51% австралийцев поддержали бы отправку военной поддержки Тайваню в случае вторжения Китая, по сравнению с 43% в 2021 году. Тот же опрос показал, что только 12% доверяют Китаю в международных делах, что ниже. с 16% в 2021 году и 52% в 2018 году. Две трети поддержали независимость Тайваня в 2021 году. [ 44 ] [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тайвань, США, Япония и Австралия совместно проводят Глобальную программу сотрудничества и обучения (GCTF) 2020 — Семинар по борьбе с преступлениями, связанными с COVID-19 — MJIB-EN-Index» . Архивировано из оригинала 15 августа 2021 года . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ «Краткая информация о стране Тайваня - Министерство иностранных дел и торговли» . Dfat.gov.au. Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ Николас Томас, Переориентация австралийско-тайваньских отношений с 1972 г. по настоящее время (Англия: Ashgate Publishing, 2004), стр. 2.
- ^ «Каковы на самом деле границы между Китаем и Тайванем? Ответы на ваши вопросы» . Новости АВС . 4 августа 2022 г. Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Халед, Фатма (5 августа 2022 г.). «Какие страны признают независимость Тайваня? Поездка Пелоси вызывает вопросы» . Newsweek . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Парламент Содружества Австралии, Двусторонние отношения Австралии и Тайваня (Отчет о визите австралийского парламента на Тайвань: июль 1994 г.), стр. 11.
- ^ «Краткая информация о Тайване - Министерство иностранных дел и торговли» . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Проверено 19 февраля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «[Эксклюзивное интервью] Huaqing Entrepreneurship заявила, что менталитет определяет путь к успеху, эксклюзивное интервью с вице-президентом Австрало-Тайваньской торговой палаты» 20 сентября 2017 г.
- ^ «Результаты исследований в области университетского патентования в Австралии» (PDF) . Департамент промышленности правительства Австралии. Октябрь 2013.
- ^ «Глобальная информационная сеть Исполнительного Юаня» .
- ^ Перейти обратно: а б «Информационный бюллетень о Тайване» (PDF) . Министерство иностранных дел и торговли правительства Австралии . Архивировано из оригинала (PDF) 14 августа 2015 года.
- ^ «Австрало-Тайваньский деловой совет» . Atbc.asn.au. 20 июня 2014 года . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ «Тайваньский торговый центр в Сиднее – Наши услуги» . Sydney.taiwantrade.com.tw . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ Николас Томас, Переориентация австралийско-тайваньских отношений с 1972 г. по настоящее время (Англия: Ashgate Publishing, 2004 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Гриффитс, Билли (2012). Китайский прорыв, Уитлам в Поднебесной, 1971 год . Мельбурн: Издательство Университета Монаша. стр. 4–5. ISBN 9781921867644 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Иван Ширер, «Международно-правовые отношения между Австралией и Тайванем: за фасадом». Ежегодник международного права Австралии 28.113 (2000 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Николас Томас, Переориентация австралийско-тайваньских отношений с 1972 г. по настоящее время (Англия: Ashgate Publishing, 2004), стр. 35.
- ^ Николас Томас, Переориентация австрало-тайваньских отношений с 1972 г. по настоящее время (Англия: Ashgate Publishing, 2004), стр. 38.
- ^ Николас Томас, Переориентация австрало-тайваньских отношений с 1972 г. по настоящее время (Англия: Ashgate Publishing, 2004), стр. 40.
- ^ Уитлам не бросил Тайвань , Брюс Грант , The Age , 14 июля 1971 г., стр. 5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Томас, Николас, Переориентация австралийско-тайваньских отношений с 1972 г. по настоящее время (Англия: Ashgate Publishing, 2004 г.)
- ^ Николас Томас, Переориентация австрало-тайваньских отношений с 1972 г. по настоящее время (Англия: Ashgate Publishing, 2004), стр. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Парламент Содружества Австралии, Двусторонние отношения Австралии и Тайваня (Отчет о визите австралийского парламента на Тайвань: июль 1994 г.), стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Фоссен, Энтони (2007). «Борьба за признание: дипломатическое соревнование между Тайванем и Китаем в Океании». Журнал китайской политической науки . 12 (2): 125–146. дои : 10.1007/s11366-007-9008-0 . hdl : 10072/18133 .
- ^ Любовь-ненависть с Тайванем , Sydney Morning Herald , 12 марта 1974 г., стр. 4
- ^ Free China Review , тома 24–25, WY Tsao, 1974, стр. 4
- ^ Перейти обратно: а б с Гэри Клинтвуд, Современный Тайвань в 1990-е годы, Канберрские документы по стратегии и обороне № 75 (Канберра: Центр стратегических и оборонных исследований, 1991), стр. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Юрген Доумс, «Тайвань в 1991 году: в поисках политического консенсуса», Asian Survey 32.1 (1991).
- ^ Перейти обратно: а б с Иван Ширер, «Международно-правовые отношения между Австралией и Тайванем: за фасадом». Ежегодник международного права Австралии 28.113 (2000), стр. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Гэри Клинтвуд, Тайваньская политика Австралии с 1942 по 1992 год (Австралия: Австралийский национальный университет, 1993), стр. 108.
- ^ Гэри Клинтвуд, Тайваньская политика Австралии с 1942 по 1992 год (Австралия: Австралийский национальный университет, 1993), стр. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д Парламент Содружества Австралии, Двусторонние отношения Австралии и Тайваня (Отчет о визите австралийского парламента на Тайвань: июль 1994 г.)
- ^ Гэри Клинтвуд, Тайваньская политика Австралии с 1942 по 1992 год (Австралия: Австралийский национальный университет, 1993), стр. 108
- ^ Перейти обратно: а б Остин, Г., редактор, 1997. Ракетная дипломатия и будущее Тайваня: инновации в политике и военной мощи. Канберрские документы по стратегии и обороне № 122. Канберра: Центр стратегических и оборонных исследований.
- ^ Ричардсон, М. 1996. «Соседи занимают нейтральную позу, опасаясь раздражать Пекин». Австралия, 13 марта.
- ^ МакГрегор, Р. 1996. «Глава АДС пытается успокоить Пекин». Австралиец , 27 сентября.
- ^ Гринлис, Д. и МакГрегор, Р. 1996. «Даунер предупреждает Китай о военных играх». Австралия, 13 марта
- ^ Дженнифер Чанг, И-вэй (ноябрь 2021 г.). «Управление стратегией Тайваня в отношении тихоокеанских островов с помощью региональных держав» . Глобальный обзор Тайваня . 6 (22) . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильям Т. Тау, «Австралия, Соединенные Штаты и «Китай становится сильнее»: управление предотвращением конфликтов», Государственный департамент, Университет Квинсленда (Документ для: Ежегодной конференции Австралазийской ассоциации политических наук, Канберра, штат АКТ, 4–6 октября 2000)
- ^ (Хартчер, 1999)
- ^ Перейти обратно: а б Пакхэм, Бен (21 августа 2024 г.). «Стороны объединяются, чтобы осудить махинации Пекина в ООН» . Австралиец . Архивировано из оригинала 21 августа 2024 года . Проверено 21 августа 2024 г.
- ^ Тиллетт, Эндрю (21 августа 2024 г.). «Австралия возглавляет борьбу с антитайваньской кампанией Китая» . Австралийский финансовый обзор . Проверено 22 августа 2024 г.
- ^ «Большинство австралийцев поддерживают защиту Тайваня от вторжения: опрос» . 29 июня 2022 г.
- ^ «Может ли Тайвань положиться на Австралию, когда дело доходит до Китая? Новый опрос показывает, что большинство австралийцев не хотят отправлять АДС» . 8 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тоу, Уильям Т. и Чэнь-шэнь Йен. «Отношения Австралии и Тайваня: развивающаяся геополитическая обстановка». Австралийский журнал международных отношений 61.3 (2007): 330–350.