Jump to content

Демократический централизм

Антифракционная карикатура изгнанной части Румынской коммунистической партии , декабрь 1931 года.

Демократический централизм — организационный принцип коммунистических государств и большинства коммунистических партий, направленный на достижение диктатуры пролетариата . На практике демократический централизм означает, что политические решения, принятые в ходе голосования, обязательны для всех членов политической партии . В основном это связано с ленинизмом партии, , в котором политический авангард состоящий из революционеров, практикует демократический централизм для выбора лидеров и офицеров, определения политики и ее реализации. [1]

Демократический централизм в первую очередь ассоциировался с марксистско-ленинскими и троцкистскими партиями. [2] [3] но иногда его практиковали и другие демократические социалистические и социал-демократические Южной Африки партии, такие как Африканский национальный конгресс . Ученые оспаривают, был ли демократический централизм реализован на практике в Советском Союзе и Китае, указывая на ожесточенную борьбу за власть, небрежное политическое маневрирование, исторический антагонизм и политику личного престижа в этих государствах. [4]

Социалистические государства, такие как бывший Советский Союз и современный Китай, сделали демократический централизм организационным принципом государства, а принципом политической власти стала унитарная власть .

На практике [ править ]

Демократический централизм — это форма организации, которой придерживаются троцкисты, марксисты-ленинисты и другие демократические централисты как при захвате правительства, так и при попытке его захвата. Большинство коммунистических партий имеют демократическую централистскую структуру.

На партийных собраниях вносится (предлагается) предложение (новая политика или поправка, цель, план или любой другой политический вопрос). После периода дебатов проводится голосование. Если один голос явно выиграет (например, получив долю 60% или выше среди двух вариантов), ожидается, что все члены партии последуют этому решению и не будут продолжать его обсуждать. Цель состоит в том, чтобы избежать подрыва решений участниками, чьи взгляды находятся в меньшинстве. При развитии социализма в Советском Союзе и Китае он был реализован в ответ на быстрые политические события, которые требовали более быстрых механизмов принятия решений.

До того, как вопрос будет вынесен на голосование и принят, обсуждение и критика разрешены во всех формах. После того как решение принято, обсуждение и критика, которые могут нарушить единство в выполнении действия, запрещаются, чтобы гарантировать, что действие не будет сорвано. [5] В нескольких социалистических государствах также были приняты соответствующие методы для обеспечения свободы дискуссий, такие как Мао . «Не вините спикера» [6]

Некоторые троцкистские и ортодоксальные марксистские взгляды описывают «неполноценные» формы демократического централизма как «бюрократический централизм», часто поддерживаемые марксистами-ленинистами. Согласно этим взглядам, бюрократический централизм лишает демократии приоритета и, таким образом, не может служить интересам пролетариата.

Концепция и практика Ленина [ править ]

Текст «Что делать?» 1902 года широко рассматривается как основополагающий текст демократического централизма. В то время демократический централизм обычно рассматривался как набор принципов организации революционной рабочей партии. Однако Владимира Ленина моделью такой партии , которую он неоднократно называл «демократической централистской», была Немецкая социал-демократическая партия , вдохновленная высказываниями социал-демократа Жана Баптисты фон Швейцера . Ленин описывал демократический централизм как «свободу дискуссии, единство действий». [1]

Учение о демократическом централизме послужило одним из источников раскола между большевиками и меньшевиками . Меньшевики поддерживали более мягкую партийную дисциплину внутри Российской социал-демократической рабочей партии в 1903 году, как это делал Лев Троцкий в «Наших политических задачах» : [7] хотя Троцкий присоединился к большевикам в 1917 году.

Шестой съезд Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), состоявшийся в Петрограде с 26 июля по 3 августа 1917 года, определил демократический централизм следующим образом:

  1. Все руководящие органы партии сверху донизу должны быть избраны.
  2. Эти партийные органы обязаны периодически отчитываться о своей деятельности перед соответствующей партийной организацией.
  3. Должна быть строгая партийная дисциплина и подчинение меньшинства большинству.
  4. Все решения высших органов должны быть абсолютно обязательны для нижестоящих органов и для всех членов партии. [8]

После успешной консолидации власти Коммунистической партией после Октябрьской революции и Гражданской войны в России большевистское руководство, включая Ленина, ввело запрет на фракции в партии резолюцией № 12 10-го съезда партии в 1921 году. прошел на утреннем заседании 16 марта 1921 года. [9] Троцкисты иногда заявляют, что этот запрет был задуман как временный, но в дискуссии на 10-м съезде партии нет никаких формулировок, предполагающих это. [10]

Группа демократического централизма — группа в Коммунистической партии Советского Союза, которая защищала различные концепции партийной демократии.

В книге «О партийном единстве » Ленин утверждал, что демократический централизм предотвращает фракционность. Он утверждал, что фракционность приводит к ухудшению дружеских отношений между членами и что ею могут воспользоваться враги партии. Ленин писал о демократическом централизме, что он «предполагает всеобщую и полную свободу критики, пока это не нарушает единства определенного действия; он исключает всякую критику, которая нарушает или затрудняет единство действия, решенного партией». ." [11]

К брежневскому периоду демократический централизм был описан в Советской Конституции 1977 года как принцип организации государства: «Советское государство организовано и функционирует на принципе демократического централизма, а именно выборности всех органов государственной власти от низшего до низшего». высшие, их подотчетность перед народом и обязанность нижестоящих органов соблюдать решения вышестоящих».

В социалистических государствах [ править ]

Советский Союз [ править ]

На протяжении большей части времени между эпохой Иосифа Сталина и 1980-ми годами принцип демократического централизма означал, что Верховный Совет , номинально наделенный большими законотворческими полномочиями, делал лишь немногим больше, чем одобрял решения, уже принятые на самых высоких уровнях Коммунистической партии. . В период отсутствия заседаний Верховного Совета Президиум Верховного Совета выполнял свои обычные функции. Он также имел право издавать указы вместо закона. Номинально, если такие указы не были ратифицированы на следующей сессии Верховного Совета, они считались отмененными. Однако ратификация обычно была простой формальностью, хотя иногда и эта формальность не соблюдалась. [12] Таким образом, решения высшего руководства партии де-факто имели силу закона.

Принцип демократического централизма распространился и на выборы в Советском Союзе . Все социалистические страны были — де-юре или де-факто однопартийными государствами . В большинстве случаев избирателям был представлен единый список кандидатов, не встретивших сопротивления, которые обычно набирали 90 и более процентов голосов. [13]

Третий Интернационал , в отличие от Первого и Второго Интернационалов, занимал центральное положение Советского Союза и функционировал как одна большая организация, а не как множество независимых коммунистических партий в разных странах. [14]

Китайская Народная Республика [ править ]

Ленинская практика демократического централизма была представлена ​​Гоминьдану в эпоху Республики Китайской в 1923 году . Она была в союзе с Коммунистической партией Китая в эпоху военачальников и получила поддержку со стороны Советского Союза. Организационные структуры Гоминьдана сохранялись до демократизации Тайваня в 1990-х годах и служили структурной основой нескольких тайваньских политических партий, таких как Демократическая прогрессивная партия . [15] [16] [17]

С 1945 года конституция Коммунистической партии Китая определила взгляды партии на демократический централизм. [18] : 23  Демократический централизм также зафиксирован в статье 3 действующей конституции Республики Китайской Народной :

Статья 3. Государственные органы Китайской Народной Республики применяют принцип демократического централизма . Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей разных уровней создаются путем демократических выборов. Они несут ответственность перед народом и подчиняются его надзору. Все административные, судебные и прокуратурные органы государства создаются собраниями народных представителей, которым они подотчетны и под надзором которых они действуют. Разделение функций и полномочий между центральными и местными государственными органами осуществляется по принципу полного раскрытия инициативы и энтузиазма местных органов власти под единым руководством центральных органов власти. [19]

Вьетнам [ править ]

Коммунистическая партия Вьетнама организована по ленинскому принципу демократического централизма. Согласно уставу партии, демократический централизм осуществляется при соблюдении следующих правил: [20]

  1. Органы партийного руководства всех уровней избираются голосованием. Практика коллективного руководства с индивидуальной ответственностью.
  2. Высшим органом партийного руководства является Национальный конгресс . Органами регионального управления являются соответствующие представительные собрания. В период между двумя съездами исполнительным органом руководства является ЦК , региональными исполнительными органами управления являются партийные комитеты.
  3. Областной комитет должен отчитываться и брать на себя ответственность перед партийным собранием того же уровня, а также перед комитетами нижнего и верхнего уровня. Оно должно периодически докладывать о своем положении соответствующим партийным органам, проводить критику и самокритику.
  4. Члены партии и органы обязаны подчиняться постановлениям партии. Меньшинство должно подчиняться большинству, органы более низкого уровня должны подчиняться органам более высокого уровня, отдельный человек должен подчиняться всей команде, партийные органы должны подчиняться Национальному конгрессу и Центральному комитету.
  5. Проект постановления может быть принят только в том случае, если его одобрит более половины соответствующих членов собрания. Перед голосованием все члены собрания имеют право дискутировать и выражать собственное мнение. Члены групп меньшинств имеют право сохранять собственное мнение, но они должны полностью подчиняться постановлению партии и не имеют права саботировать его. Авторитетные партийные органы должны проводить исследования мнений меньшинства и не иметь права дискриминировать членов «меньшинства».
  6. Органам партии разрешается принимать решения в пределах возложенных на них полномочий, однако решения не могут нарушать общие принципы и политику партии, законы государства, постановления партийных органов на более высоких уровнях.

Лаос [ править ]

, Народно-революционная партия Лаоса которая управляет страной Лаосом, применяет демократический централизм. Централизованная и иерархическая организационная структура партии основана на демократическом централизме, задуманном Владимиром Лениным . [21] [22] Эта структура предполагает, что нижестоящие партийные органы подчиняются решениям вышестоящих, таких как ЦК ЛРРП . [22] Это также влечет за собой запрет внутрипартийных фракций. [22] В конце концов, каждый орган, принимающий решения, должен руководствоваться принципом коллективного руководства , процессом, который подчеркивает коллегиальное принятие решений, в отличие от доминирования одного человека. [22] Генеральный секретарь ЛРРП Кейсон Фомвихан в своей речи на V Национальном конгрессе в 1991 году заявил, что «демократия нашей партии является централизованной. Поэтому мы должны строго соблюдать принцип, согласно которому меньшинство должно уступать большинству; организация выполняет приказы вышестоящей руководящей организации. Вся партия следует за Центральным Комитетом». [23]

Статья 5 Конституции Лаоса гласит, что государство и его организации «функционируют в соответствии с принципом демократического централизма». [24]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ленин, Владимир (1906). «Отчет об Объединительном съезде РСДРП» «VIII. Итоги съезда» . Интернет-архив марксистов. Проверено 14 февраля 2020 г.
  2. ^ Лих, Ларс (2005). Ленин вновь открыт: что делать? в контексте . Академическое издательство «Брилл». ISBN   978-90-04-13120-0 .
  3. Сункара, Бхаскар (15 января 2020 г.). «Дальняя перспектива демократического социализма — наша единственная надежда» . Якобинец . Проверено 14 февраля 2020 г.
  4. ^ Торигян, Джозеф (2022). Престиж, манипулирование и принуждение: борьба элит за власть в Советском Союзе и Китае после Сталина и Мао . Издательство Йельского университета.
  5. ^ «Ленин: свобода критики и единство действий» . www.marxists.org . Проверено 28 марта 2023 г.
  6. ^ Мао Цзэдун (1944). «Цитаты Мао Цзе Дуна из Мао Цзе Дуна 15. Демократия в трех основных областях» . Проверено 9 августа 2002 г.
  7. ^ Троцкий, Леон (1904). «Наши политические задачи» . Проверено 3 марта 2020 г.
  8. ^ История Коммунистической партии Советского Союза (большевиков) (1939). Нью-Йорк: Международные издательства. п. 198.
  9. ^ Протоколы (1933). к. 585–7; 1963 г. изд. 571–573.
  10. ^ Protokoly (1933) ed. 523–548.
  11. ^ Бур, Роланд (2023). Социализм у власти. Об истории и теории социалистического управления . Спрингер. п. 78.
  12. ^ Армстронг, Джон Александр (1986). Идеология, политика и правительство в Советском Союзе: Введение . Университетское издательство Америки . ISBN  0819154059 .
  13. ^ Смит, Хедрик (1976). Россияне . Четырехугольник / Книжная компания New York Times . стр. 261, 286–287 . ISBN  978-0-8129-0521-2 .
  14. ^ Гокай, Бюлент (2018). «Коммунистическая партия Турции и советская внешняя политика» . Журнал Global Faultlines . 4 (2): 138. doi : 10.13169/jglobfaul.4.2.0138 . ISSN   2397-7825 .
  15. ^ Де Франсис, Джон (1952). «Правительство и политика Китая. Цянь Туан-Шэн» . Журнал современной истории . 24:89 . дои : 10.1086/237490 .
  16. ^ Риггер, Шелли (2001). «Демократическая прогрессивная партия в 2000 году: препятствия и возможности». Китайский ежеквартальный журнал . 168 . Издательство Кембриджского университета (CUP): 944–959. дои : 10.1017/s0009443901000559 . S2CID   154393722 .
  17. ^ Роктус, Джаспер (2020). Демократизация ленинистских партий: причины расхождения результатов реформ Коммунистической партии Китая и Китайской националистической партии в конце 20 века (магистерская диссертация). Университет Гента.
  18. ^ Кабестан, Жан-Пьер (2024). «Организация и (отсутствие) демократии в Коммунистической партии Китая: критическое прочтение последовательных версий партийной конституции». В Дойоне, Жером; Фруассар, Хлоя (ред.). Коммунистическая партия Китая: 100-летняя траектория . Канберра: ANU Press . ISBN  9781760466244 .
  19. ^ Текст Конституции Китайской Народной Республики на английском языке. Архивировано 9 июня 2020 г. в Wayback Machine, принято 4 декабря 1982 г. Глава 1. Статья 3. Проверено 29 декабря 2014 г.
  20. Постановление КПРФ, принятое на XI съезде.
  21. ^ Creak & Sayalath 2017 , с. 181.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Получил 2019 , с. 58.
  23. ^ Мэн 1993 , стр. 187–8.
  24. ^ Пхолсена, Ваттхана (2006). Послевоенный Лаос Политика культуры, истории и идентичности . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 5.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0ed3da32258812abb9ca139c50d622e__1718704260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/2e/a0ed3da32258812abb9ca139c50d622e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Democratic centralism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)