Доминирующая идеология
Часть серии о |
марксизм |
---|
В марксистской философии термин «доминирующая идеология» обозначает взгляды, убеждения, ценности и мораль, разделяемые большинством людей в данном обществе. В качестве механизма социального контроля доминирующая идеология формирует то, как большинство населения думает о природе общества, своем месте в обществе и своей связи с социальным классом. [1]
В «Немецкой идеологии» (1845 г.) Карл Маркс и Фридрих Энгельс сказали, что «идеи правящего класса в любую эпоху являются правящими идеями», применяемыми к каждому социальному классу и служащим интересам правящего класса . В революционной практике лозунг: «Господствующая идеология — это идеология господствующего класса» суммирует функцию идеологии как основы революции . [2]
В капиталистическом, буржуазном обществе марксистская революционная практика направлена на достижение социальных и политических обстоятельств, которые делают правящий класс политически нелегитимным ; как таковая, она необходима для успешного свержения капиталистической системы производства . Затем идеология рабочего класса достигает и устанавливает социальное, политическое и экономическое господство , так что пролетариат (городской рабочий класс и крестьянство) может взять на себя власть (политическую и экономическую) как доминирующий класс общества. [2]
В немарксистской теории доминирующая идеология означает ценности, убеждения и мораль, разделяемые социальным большинством, которые формируют то, как большая часть населения думает о своем обществе, и поэтому, в той степени, в которой это так, она может, а может и не быть. служить интересам класса правящего ; следовательно, степень, в которой доминирующая идеология эффективно доминирует в коллективном общественном мышлении, могла снизиться, а могла и не снизиться в современную эпоху . [3]
марксизм
[ редактировать ]Социальный контроль, осуществляемый и осуществляемый посредством идеологического манипулирования аспектами общей культуры общества — религией и политикой, культурой и экономикой и т. д. — с целью объяснить и оправдать статус-кво в интересах политического преимущества господствующего (правящего) класса. датируется эпохой Просвещения , XVIII в. Такой метод социального контроля концептуально вытекает из « Благородной лжи» , предложенной Платоном , которая была необходима для социальной стабильности республики, состоящей из трёх социальных классов. В книге 3 (414e–15c) « Государства » Платон представляет Благородную Ложь ( gennaion pseudos , γενναῖον ψεῦδος) в вымышленной сказке, в которой Сократ устанавливает и оправдывает происхождение социально стратифицированного общества :
... земля, как их мать, избавила их, и теперь, как если бы их земля была их матерью и кормилицей, они должны заботиться о ней и защищать ее от любого нападения, а других граждан считать своими братьями. и дети одной и той же земли... Хотя все вы в городе братья, скажем мы в нашей истории, однако бог, создавая тех из вас, кто способен управлять, смешал золото в их поколении , по этой причине они наиболее драгоценны, - но у помощников серебро, а у земледельцев и других ремесленников железо и медь.
И поскольку вы все родственники, хотя по большей части вы будете размножаться по своим видам, иногда может случиться так, что золотой отец родит серебряного сына, и что золотое потомство произойдет от серебряного отца, а остальные подобным же образом родились бы друг из друга. Таким образом, первое и главное предписание, которое бог налагает на правителей, заключается в том, чтобы они ни в чем другом не были такими заботливыми стражами и так пристально наблюдали за примесью этих металлов в душах своих потомков, и если рождаются сыновья. к ним приливом меди или железа они ни в коем случае не поддадутся жалости в обращении с ними, но присвоят каждому статус, соответствующий его природе, и вытеснят их среди ремесленников или земледельцев.
И снова, если у них родится сын, неожиданно имеющий в своем составе золото или серебро, они должны почтить его и приказать подняться выше, кому на должность опекуна, кому на должность помощника, утверждая, что существует оракул, который тогда город будет разрушен, когда его стражем будет человек из железа или меди. [4]
К девятнадцатому веку Карл Маркс описал такую культурную гегемонию правящего класса термином « доминантная идеология» , который описывал социальный статус-кво (религиозный и политический, экономический и культурный), который характеризовал капитализм девятнадцатого века. [2] Таким образом, марксистская философская теория предлагает две концептуальные модели : Интенциональную и Спонтанную, чтобы охарактеризовать социальную функцию(и) доминирующей идеологии:
- (i) Преднамеренное
Идеология сознательно конструируется буржуазными и мелкобуржуазными интеллектуалами, а затем пропагандируется средствами массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, Интернет). Следовательно, поскольку буржуазия, как социальный класс, владеет средствами коммуникации, она может выбирать, определять и публиковать экономические, социальные и культурные концепции, составляющие установленный статус-кво , которые являются идеологией (формальными доктринами), служащими их интересам. как правящий класс общества.
Более того, поскольку рабочий класс не владеет средствами массовой информации, он подавлен культурной гегемонией буржуазии , а поскольку у него нет собственных интеллектуалов, он принимает навязанное буржуазное мировоззрение ( Weltanschauung ), которое, таким образом, представляет собой ложное сознание. о собственной экономической эксплуатации слоями высших классов; из-за этого ложного сознания рабочий класс теряет свою социальную и политическую, экономическую и культурную независимость как социальный класс.
- (ii) Спонтанный
Идеология стихийно зарождается в каждом социальном классе общества, как выражение существующей материальной структуры данного общества. Основываясь на своем опыте общественной жизни, мужчины и женщины каждого социального класса (высшего, среднего, низшего) строят свое интеллектуальное понимание общества, и, поскольку их социальный опыт в основном связан с капиталистическими социальными отношениями, общая (доминирующая) идеология имеет тенденцию отражать нормы капиталистического общества. Следовательно, содержание репортажа в газете определяется не социально-экономическими и политическими предрассудками издателя , а социальным статус-кво , фиксированным социальным повествованием , которому верят издатель и читатели газеты. .
Организуясь в профсоюзы , рабочий класс испытывает и выражает другой тип социальных отношений внутри капиталистического общества, поскольку такая идеологическая перспектива бросает вызов интеллектуальной и социальной легитимности капитализма, ставя под сомнение обоснованность того, как организовано общество, и, следовательно, как оно функционирует. Успешное утверждение идеологии (мировоззрения) рабочего класса представляет собой коллективный подход к восприятию и решению социально-экономических, политических и культурных проблем людей рабочего класса. Таким образом, посредством такого зародышевого классового сознания новая материальная структура внутри капиталистического общества становится основой новой идеологии, которая выражает интересы рабочих и противоречит статус-кво буржуазной культурной гегемонии, предложенной и установленной доминирующая идеология капиталистического правящего класса.
Критика
[ редактировать ]В марксистской теории один из социальных классов общества становится правящим классом, когда он представляет собой социально прогрессивную силу, достаточно мощную, при народной поддержке других социальных классов, чтобы свергнуть предыдущий правящий класс. Например, великие буржуазные революции 17 и 18 веков произошли потому, что буржуазия стала знаменосцем социального прогресса, универсальным классом . Буржуазия постепенно начала терять свой прогрессивный характер и с приходом к власти становилась все более реакционной (поскольку она стала поддерживать статус-кво, а не стремиться к дальнейшему социальному прогрессу).
Как следствие, доминирующая идеология может содержать смесь социально прогрессивных и регрессивных элементов. Поэтому марксисты не отвергают все и вся, что связано с господствующей идеологией капитализма; скорее, они соглашаются с его прогрессивными элементами и критикуют его регрессивные элементы. Другими словами, марксистская критика господствующей идеологии капитализма обычно представляет собой не грубое отрицание ее содержания, а скорее ее ограничивающую, капиталистическую форму.
См. также
[ редактировать ]- Обычная мудрость
- Культурная гегемония
- Ложное сознание
- Фрейминг (социальные науки)
- Идеократия
- Туй (интеллектуальный)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новый словарь современной мысли Фонтаны с. 236.
- ^ Jump up to: а б с Аберкромби, Николас; Тернер, Брайан С. (1978). «Тезис о доминирующей идеологии» . Британский журнал социологии . 29 (2): 149–170. дои : 10.2307/589886 . JSTOR 589886 .
- ^ Аберкромби, Николас; Тернер, Брайан С. (июнь 1978 г.). «Тезис о доминирующей идеологии». Британский журнал социологии . 29 (2). Лондонская школа экономики и политических наук: Уайли-Блэквелл: 149–70. дои : 10.2307/589886 . JSTOR 589886 .
- ^ Книга 3, 414e–15c