Jump to content

Благородная ложь

(Перенаправлено из «Благородной лжи» )
П. Окси. Платона 3679, рукопись III века нашей эры, содержащая фрагменты «Государства» .

В Платона » « Республике благородная ложь — это миф или ложь, сознательно пропагандируемая элитой для поддержания социальной гармонии. [1] Платон представил благородную ложь ( gennaion pseudos ). [2] в вымышленной сказке, известной как миф или притча о металлах в Книге III . В нем Сократ приводит происхождение трех социальных классов , составляющих республику, предложенную Платоном. Сократ принято говорить о социально стратифицированном обществе как о метафоре индивидуальной человеческой души . [ нужна ссылка ] где населению рассказывают «своего рода финикийскую сказку»:

... земля, как их мать, избавила их, и теперь, как если бы их земля была их матерью и кормилицей, они должны заботиться о ней и защищать ее от любого нападения и относиться к другим гражданам как к своим братьям и дети одной и той же земли... Хотя все вы в городе братья, скажем мы в нашей истории, однако бог, создавая тех из вас, кто способен управлять, смешал золото в их поколение, по этой причине они самые драгоценные, а у помощников серебро, а у земледельцев и других ремесленников железо и медь. И поскольку вы все родственники, хотя по большей части вы будете размножаться по своим видам, иногда может случиться так, что золотой отец родит серебряного сына, и что золотое потомство произойдет от серебряного отца, и что остальные подобным же образом родились бы друг из друга. Таким образом, первое и главное предписание, которое бог налагает на правителей, заключается в том, чтобы они ни в чем другом не были такими заботливыми стражами и так пристально наблюдали за примесью этих металлов в душах своих потомков, и если рождаются сыновья. к ним приливом меди или железа они ни в коем случае не поддадутся жалости в обращении с ними, но присвоят каждому статус, соответствующий его природе, и вытеснят их среди ремесленников или земледельцев. И снова, если у них родится сын, неожиданно имеющий в своем составе золото или серебро, они должны почтить его и приказать подняться выше, кому на должность опекуна, кому на должность помощника, утверждая, что существует оракул, который тогда город будет разрушен, когда его стражем станет человек из железа или меди. [3]

Сократ предполагает и утверждает, что, если бы люди поверили «этому мифу… [он] имел бы хороший эффект, сделав их более склонными заботиться о государстве и друг о друге». [4] В этом его благородная ложь : «изобретение одной из тех фальш, которые возникают в случае необходимости, о которых мы только что говорили, какой-нибудь благородной...» [5]

Концепция благородной лжи, как она определена Платоном, вызвала споры среди современных интерпретаторов. Хотя некоторые более ранние ученые-классики, в том числе Фрэнсис Корнфорд, утверждали, что «благородная ложь» была неправильным переводом, Аллан Блум выступал за буквальный перевод и интерпретацию выражения Платона:

В книге III 414 Сократ говорит о необходимости «благородной лжи», чтобы поверить в город, который он и его товарищи основывают (в устной форме). Корнфорд называет это «смелым полетом изобретательности» и добавляет следующее примечание: «Эту фразу обычно переводят как «благородную ложь», противоречивое выражение, применимое к безобидной аллегории Платона в большей степени, чем к новозаветной притче или путешествию паломника. и склонен предполагать, что он одобрит ложь, по большей части неблагородную, ныне называемую пропагандой ...» (там же, с. 106). Но Сократ называет это ложью. Разница между притчей и этой сказкой состоит в том, что человек, слушающий притчу, осознает, что это выдумка, истина которой не заключается в ее буквальном выражении, тогда как жители города Сократа должны верить, что неправдивая история является правдой. . Его собеседники шокированы этой идеей, но, по мнению Корнфорда, мы должны верить, что она безвредна, поскольку может вызвать неприятные ассоциации. Весь этот вопрос о лжи тщательно подготовлен Платоном с самого начала, начиная с дискуссии со стариком Кефалом (331 г. до н. э.). Оно снова повторяется в отношении лжи поэтов (377 г.) и в утверждениях о том, что боги не могут лгать (381–382 г.) и что правители могут лгать (380 г. до н. э.). Теперь, наконец, прямо утверждается, что единственное по-настоящему справедливое гражданское общество должно быть основано на лжи. Сократ предпочитает подходить к вопросу ясно. Хороший режим не может основываться на просвещении; если лжи нет, необходимо пойти на ряд компромиссов, в том числе на частную собственность, и, следовательно, следует принять просто условное неравенство. Это радикальное утверждение об отношениях между истиной и справедливостью, которое приводит к парадоксу, заключающемуся в том, что мудрость может править только в элементе, в котором доминирует ложь. Вряд ли стоит затушевывать этот вопрос во избежание грубейших недоразумений. И, возможно, этот специфически современный феномен пропаганды станет яснее тому, кто увидит, что он каким-то образом связан с определенным мифом о просвещении, который сам ставится под сомнение платоническим анализом. [6]

Карл Поппер

[ редактировать ]
Сэр Карл Поппер в 1990 году

В книге «Открытое общество и его враги » Карл Поппер отмечает: «Трудно понять, почему те из комментаторов Платона, которые хвалят его за борьбу с подрывным конвенционализмом софистов и за утверждение духовного натурализма, в конечном счете основанного на религии, не могут порицать его за то, что он сделал условность или, скорее, изобретение окончательной основой религии». Религия для Платона — благородная ложь, по крайней мере, если предположить, что Платон имел в виду все это искренне, а не цинично. Поппер считает, что концепция религии Платона оказала большое влияние на последующую мысль. [7]

Лео Штраус

[ редактировать ]

Лео Штраус отмечал, что мыслители первого ранга, начиная с Платона, поднимали проблему того, могут ли хорошие и эффективные политики быть полностью правдивыми и при этом достигать необходимых целей своего общества. В «Городе и человеке» Штраус обсуждает мифы, изложенные в » Платона «Государстве , которые необходимы для всех правительств. К ним относится вера в то, что земля государства принадлежит ему, даже если она, вероятно, была приобретена незаконно, и что гражданство коренится в чем-то большем, чем просто случайность рождения. Подразумевается, что Штраус просит своих читателей задуматься, правда ли, что благородная ложь вообще не играет никакой роли в объединении и управлении полисом . Он задается вопросом, нужны ли мифы, чтобы придать людям смысл и цель, и обеспечивают ли они стабильность общества, в отличие от более скептического подхода, который утверждает, что люди, посвятившие себя неустанному исследованию, выражаясь ницшеанским языком, «смертельных истин», могут свободно процветать.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Браун, Эрик (2017), «Этика и политика Платона в республике» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.), Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет , получено в 2019 г. 11-26
  2. Переводчик Аллан Блум объясняет: «Это слово означает « поколение », которое в первую очередь означает «благородное» в смысле «благородно рожденное» или «хорошо воспитанное»…» и ссылается на « Республику» Платона 375a и 409c для сравнения (стр. 455). п. 65, Республика Платона , 2-е издание, Нью-Йорк: Basic Books, 1991).
  3. ^ Книга 3, 414e–15c
  4. ^ Книга 3, 415c – d
  5. ^ 414б – в
  6. ^ стр. xviii-xix, Республика Платона , 2-е издание, Нью-Йорк: Basic Books, 1991.
  7. ^ «Позитивная свобода » Открытое общество VI: О религии как благородной лжи» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 г. Проверено 15 января 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32d134491b9dc9ddd23d41221b5fd83b__1716357420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/3b/32d134491b9dc9ddd23d41221b5fd83b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Noble lie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)