Jump to content

Роман Дмовский

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Роман Дмовский
Дмовский ок. 1919 г.
Министр иностранных дел
В офисе
27 октября 1923 г. - 14 декабря 1923 г.
Президент Станислав Войцеховский
премьер-министр Винсенти Витос
Предшественник Мариан Сейда
Преемник Кароль Бертони (исполняющий обязанности)
Депутат Государственной Думы Российской Империи.
В офисе
1907–1909
Личные данные
Рожденный ( 1864-08-09 ) 9 августа 1864 г.
Грузовики , Королевство Польское
Умер 2 января 1939 г. ( 1939-01-02 ) (74 года)
Drozdowo , Poland
Место отдыха Бродненское кладбище , Варшава
Политическая партия
Альма-матер Варшавский университет
Подпись

Роман Станислав Дмовский ( польский: [ˈrɔman staˈɲiswaf ˈdmɔfski] , 9 августа 1864 - 2 января 1939) был польским политиком, государственным деятелем, а также соучредителем и главным идеологом Национальной демократии (сокращенно «ND»: на польском языке « Endecja »). ) политическое движение . Он рассматривал германизацию польских территорий, контролируемых Германской империей, как главную угрозу польской культуре и поэтому выступал за определенное примирение с другой державой, разделившей Польшу , — Российской империей . Он выступал за восстановление независимости Польши средствами ненасильственными и поддерживал политику, благоприятную для польского среднего класса . Находясь в Париже во время Первой мировой войны , он был видным представителем польских стремлений к союзникам через свой Польский национальный комитет . Он сыграл важную роль в послевоенном восстановлении независимого существования Польши . На протяжении большей части своей жизни он был главным идеологическим противником польского военного и политического лидера Юзефа Пилсудского и его видения Польши как государства. многонациональная федерация против немецкого и российского империализма .

Дмовский никогда не обладал значительной политической властью, за исключением короткого периода в 1923 году в качестве министра иностранных дел . Тем не менее, он был одним из самых влиятельных польских идеологов и политиков своего времени. Противоречивая личность большую часть своей жизни, Дмовский желал создания однородной, польскоязычной и исповедующей римско-католическую Пилсудского нацию, в отличие от видения прометеизма , который стремился к многоэтнической Польше, напоминающей Речь Посполитую . В результате его мышление маргинализировало другие этнические группы, живущие в Польше, особенно в Кресиях ( в которые входили евреи , литовцы и украинцы ), и его считали антисемитом. Он остается ключевой фигурой польского национализма . [1] и его часто называют «отцом польского национализма». [2] [3]

Ранняя жизнь [ править ]

Дмовский родился 9 августа 1864 года в Каменке под Варшавой, в Царстве Польском , которое через три года вошло состав в Российской империи (как Вислинская земля ). [4] Его отец был дорожным строителем, а затем предпринимателем. [4] Дмовский посещал школы в Варшаве, изучал биологию и зоологию в Варшавском университете , который окончил в 1891 году. [4] [5] Будучи студентом, он стал активным членом Польской молодежной ассоциации «Зет» ( Związek Młodzieży Polskiej «Zet» ), где активно выступал против социалистических активистов. [5] «Зет» имел связи с Liga Polska (Польской лигой), к которой Дмовский присоединился в 1889 году. [6] Ключевой концепцией Лиги была Polskość (Польша), в отличие от тройлоялизма (тройной лояльности). [6]

Он также организовал студенческую уличную демонстрацию по случаю 100-летия Конституции Польши 3 мая 1791 года . [5] За это он был заключен российскими императорскими властями на пять месяцев в Варшавскую цитадель . [5] Затем его сослали в Либаву и Митаву в Курляндии (Латвия). [6] После 1890 года он также развивался как писатель и публицист, публикуя политическую и литературную критику в журнале «Глос» , где он стал близким другом Яна Людвика Поплавского , который стал его наставником. [5] [7] После освобождения из ссылки Дмовский стал весьма критически относиться к Польской лиге , обвиняя ее в том, что она находится под контролем масонов и в целом некомпетентна. [6]

В апреле 1893 года Дмовский стал соучредителем Национальной лиги и стал ее первым лидером. [8] Группа отличалась от Лиги Польши, поскольку Дмовский настаивал на том, что может быть одна польская национальная идентичность, что побудило его атаковать регионализм как форму раскола лояльности, ослабляющую польскую нацию. [6] Та же концепция также исключила такие меньшинства, как евреи, из его предполагаемой польской нации. [6] В ноябре 1893 года его приговорили к ссылке из Вислинской земли. [8] Дмовский уехал в Елгаву , а вскоре после этого, в начале 1895 года, в Лемберг , Австро-Венгрия (современный Львов , Украина , Lwów на польском языке), где вместе с Поплавским он начал издавать новый журнал Przegląd Wszechpolski [ pl ] ( Всепольское обозрение ). ). [8] В 1897 году он стал соучредителем Национал-демократической партии ( Stronnictwo Narodowo-Demokratyczne или « Endecja »). [7] Endecja . должна была стать политической партией, лоббистской группой и подпольной организацией, которая объединит поляков, разделяющих взгляды Дмовского, в дисциплинированную и преданную своему делу политическую группу [9] В 1899 году Дмовский основал Общество народного образования в качестве вспомогательной группы. [10] С 1898 по 1900 год он проживал во Франции и Великобритании, путешествовал по Бразилии . [8] В 1901 году он поселился в Кракове , который тогда входил в состав австрийского раздела Польши. [8] В 1903 году он опубликовал книгу Myśli nowoczesnego Polaka [ pl ] ( Мысли современного поляка ), один из первых, если не первый националистический манифест в европейской истории . [7] [11]

В Myśli nowoczesnego Polaka Дмовский резко критиковал старое Речи Посполитой за превознесение дворянства и его терпимость к меньшинствам, что противоречило его принципу «здорового национального эгоизма». [12] Он также отвергал либерализм и социализм за то, что они ставили личность выше национального государства, которое для Дмовского было единственной единицей, которая действительно имела значение. [12] Дмовский утверждал, что привилегированный статус аристократии в старом Содружестве препятствовал национальному развитию, и что было необходимо сильное чувство национальности, которое объединило бы нацию в одно целое. [12] Он также критиковал романтический национализм XIX века за то, что он рассматривал Польшу как «Христа народов», вместо этого приводя доводы в пользу упрямого национального эгоизма. [12] Дмовский выступал против революционных средств борьбы, отдавая предпочтение политической борьбе, и стремился к независимости посредством увеличения автономии. [7] После начала русско-японской войны Дмовский встретился в марте 1904 года с полковником Акаси Мотодзиро , японским военным атташе в Швеции и руководителем шпионской деятельности японской разведки. в Кракове Несмотря на нежелание сотрудничать с японцами, Дмовский согласился на предложение Акаши. предложение о том, чтобы польских солдат русской армии в Маньчжурии можно было убедить перейти на сторону Императорской японской армии . [13] Он отправился в Токио , чтобы проработать детали, и в то же время предпринял успешную попытку помешать японцам помочь конкурирующему польскому политическому активисту Юзефу Пилсудскому , который хотел помощи в запланированном восстании в Польше, стремление, которое, по мнению Дмовского, могло бы быть обречен на провал. [11] [14] [15]

В 1905 году Дмовский переехал в Варшаву, обратно в раздел Польши, где он продолжал играть растущую роль во фракции Эндеции . [16] Во время русской революции 1905 года Дмовский выступал за сотрудничество с властями Российской империи и приветствовал Октябрьский манифест Николая II 1905 года как ступеньку на пути к обновленной польской автономии. [14] Во время восстания в Лодзи в июне 1905 года « Эндеки» , действуя по приказу Дмовского, выступили против восстания, возглавляемого Польской социалистической партией Пилсудского (ППС). [14] Во время « июньских дней », как называют Лодзинское восстание, между Эндецией и ППС бушевала миниатюрная гражданская война. [14] В результате выборов в Первую Думу ( законодательное собрание в поздней Российской империи), бойкотированных ППС, национал-демократы получили 34 из 55 мест, отведенных Польше. [17] Дмовский и Endecja видели в Думе способ улучшить положение Польши в Конгрессе внутри Российской империи, поскольку он считал партизанскую войну непрактичной. [18] Сам Дмовский был избран депутатом Второй Третьей и Думы (начиная с 27 февраля 1907 г.) и был в ней председателем Польской фракции. [16] [19] Его считали консерватором, и, несмотря на то, что он был лидером польской фракции, он часто имел большее влияние на русских, чем на польских депутатов. [20] В период с октября 1905 по начало 1906 года более 2000 поляков были убиты российской полицией и военными, а еще 1000 были приговорены к смертной казни. [18] Хотя Дмовского часто обвиняли в предательстве, он утверждал, что предпринимает единственно реалистичный курс действий для Польши в данных обстоятельствах. [18]

Со временем Дмовский стал более восприимчивым к предложениям России, особенно к неославизму , проникнувшись идеей о том, что Польша и Россия могут иметь общее будущее, особенно из-за того, что Германия является их общим врагом. [19] [20] В свете того, что он считал русской культурной неполноценностью, Дмовский считал, что сильная Россия более приемлема, чем сильная Германия. По мнению Дмовского, российская политика русификации не приведет к подчинению поляков, в то время как немцы добьются гораздо большего успеха в своей политике германизации . [7] [19] Он объяснил эти взгляды в своей книге » « Германия, Россия и польское дело , опубликованной в 1908 году. [20] [21] Это не было повсеместно популярным подходом, и в 1909 году Дмовский отказался от своего депутатского мандата, чтобы сосредоточиться на внутриполитической борьбе внутри Endecja . [20] Он проиграл выборы в Четвертую Думу в 1912 году политику-социалисту Евгениушу Ягелло из Польской социалистической партии – Левой , который победил при поддержке еврейских голосов. Дмовский расценил это как личное оскорбление; взамен он организовал успешный бойкот еврейского бизнеса на большей части территории Польши. [22] [23] [24]

Первая мировая война [ править ]

В 1914 году Дмовский высоко оценил Манифест великого князя Николая Николая к польскому народу от 14 августа, в котором смутно заверяло польских подданных царя, что после войны будет большая автономия «Конгрессной Польши» и что австрийские провинции Востока и Запада Галиция вместе с Померанской провинцией Пруссии будет присоединена к Королевству Польскому, когда Германская империя и Австро-Венгрия потерпят поражение. [21] [25] Однако последующие попытки Дмовского заставить русских взять на себя более твердые обязательства в соответствии с манифестом великого князя Николая были встречены неуловимыми ответами. [21] [25] Тем не менее, пророссийская и антинемецкая пропаганда Дмовского сумела сорвать планы Пилсудского вызвать антироссийское восстание и укрепить его позиции как важной польской политической фигуры на международной арене, особенно в странах Тройственного согласия . [19] [26] В ноябре он стал одним из активных членов Польского национального комитета . [22]

Присуждение звания почетного доктора Роману Дмовскому - Кембриджский университет - 11 августа 1916 г.

В 1915 году Дмовский, все более убежденный в неминуемом поражении России, решил, что для поддержки дела независимости Польши ему следует поехать за границу, чтобы провести кампанию от имени Польши в столицах западных союзников . [27] Во время его лоббистских усилий среди его друзей были такие влиятельные лица, как британский журналист Уикхем Стид . В частности, большого успеха Дмовский добился во Франции, где произвел весьма благоприятное впечатление на общественное мнение. [28] Он прочитал серию лекций в Кембриджском университете , которые настолько впечатлили местных преподавателей, что ему была присвоена степень почетного доктора . [27] В августе 1917 года в Париже он создал новый Польский национальный комитет, целью которого было восстановление польского государства. [21] [27] В том же году он также опубликовал за свой счет книгу «Проблемы Центральной и Восточной Европы» , которую вскоре распространил среди многочисленных англоговорящих дипломатов. [26] [27] Он был ярым критиком Австро-Венгрии и выступал за создание на ее месте ряда славянских государств (в том числе для чехов, а также неславянских венгров и румын). [29] В польском политическом сообществе он выступал против тех, кто поддерживал союз с Германией и Австро-Венгрией, включая сторонников расплывчатого предложения Германии о Регентском Королевстве Польском с неопределенными границами, которое Германия обещала создать после Первой мировой войны (в то время как в польском политическом сообществе секретно, фактически планируя лишить его до 30 000 квадратных километров для немецкой колонизации после изгнания польского населения). [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36]

В 1917 году Дмовский изложил план границ воссозданного Польского государства; в него войдут Великая Польша , Померания с Гданьском , Верхняя Силезия , южная полоса Восточной Пруссии и Тешинская Силезия . [37] В сентябре того же года Национальный комитет Дмовского был признан французами законным правительством Польши. [28] Британцы и американцы отнеслись к Национальному комитету Дмовского с меньшим энтузиазмом, но год спустя также признали его правительством Польши. [38] Однако американцы отказались поддержать то, что они считали чрезмерными территориальными притязаниями Дмовского ( «Линия Дмовского» ). Американский президент Вудро Вильсон сообщал: «Я видел г-на Дмовского и г-на Падеревского в Вашингтоне и попросил их определить для меня Польшу, как они ее понимают, и они представили мне карту, на которой они претендовали на большую часть территории. земля». [39]

Частично возражения Вильсона объяснялись неприязнью лично к Дмовскому. Один британский дипломат заявил: «Он был умным человеком, а умным людям не доверяют; он был логичен в своих политических теориях, а мы ненавидим логику; и он был настойчив с упорством, рассчитанным на то, чтобы свести всех с ума». [40] Еще одной областью возражений в адрес Дмовского были его антисемитские высказывания, как в речи, которую он произнес на обеде, организованном писателем Гилбертом Кейтом Честертоном , которая начиналась словами: «Моя религия произошла от Иисуса Христа, который был убит евреями. " [41] Когда премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж раскритиковал Дмовского и комитет, Дмовский увидел в этом результат того, что Ллойд Джордж представлял интересы евреев. [27] Он отказался принять в Национальный комитет ни одного польского еврея , несмотря на поддержку такого предложения со стороны Падеревского. [29] Ряд американских и британских еврейских организаций во время войны проводили кампании против признания их правительствами Национального комитета. [41] Другим ведущим критиком Дмовского был историк сэр Льюис Намьер , еврей, который во время войны работал постоянным экспертом Министерства иностранных дел Великобритании по Польше и утверждал, что его лично оскорбили антисемитские высказывания Дмовского. Намье упорно боролся против признания британцами Дмовского и «его шовинистической банды». [41] В свою очередь, переживания Дмовского того времени убедили его в существовании международного «иудео-масонского заговора, недружественного по отношению к Польше и непримиримо враждебного его партии [ Endecja ]». [42]

После Первой мировой войны [ править ]

Территориальные требования Польши на Парижской мирной конференции 1919 г. ( Линия Дмовского ) об этнографическом происхождении и границах Речи Посполитой 1772 г.

В конце мировой войны два правительства претендовали на роль законных правительств Польши: правительство Дмовского в Париже и правительство Пилсудского в Варшаве. Чтобы положить конец конкурирующим притязаниям Пилсудского и Дмовского, композитор Игнаций Ян Падеревский встретился с обоими мужчинами и убедил их неохотно объединить усилия. [43] У обоих мужчин было что-то, что нужно другому. После войны Пилсудский владел Польшей, но как поляк, сражавшийся вместе с австрийцами на стороне Центральных держав против русских, союзники ему не доверяли. Пилсудского Недавно возрожденная Польская армия , сформированная из его Польских легионов , нуждалась в оружии союзников, и Дмовский гораздо лучше подходил для того, чтобы убедить союзников его предоставить. [44] Кроме того, французы планировали отправить Дмовскому Голубую армию генерала Юзефа Галлера лояльную обратно в Польшу. Опасались, что, если Пилсудский и Дмовский не откажутся от своих разногласий, между их сторонниками может вспыхнуть гражданская война. [45] Падеревскому удалось выработать компромисс, согласно которому Дмовский и он сам должны были представлять Польшу на Парижской мирной конференции, а Пилсудский должен был исполнять обязанности временного президента Польши. [44] Не все сторонники Дмовского приняли этот компромисс, и 5 января 1919 года сторонники Дмовского (во главе с Марианом Янушайтесом-Жеготой и Евстахием Сапегой ) предприняли неудавшуюся попытку государственного переворота против Пилсудского. [46]

Как польский делегат на Парижской мирной конференции и подписавший Версальский договор , Дмовский оказал существенное влияние на благоприятные решения договора в отношении Польши. [26] союзников встретился с Высшим военным советом 29 января 1919 года Дмовский впервые ; его пятичасовая презентация на английском и французском языках была названа блестящей. [47] На встрече Дмовский заявил, что он мало заинтересован в предъявлении претензий на территории Украины и Литвы , которые раньше были частью Польши, но больше не имели польского большинства. В то же время Дмовский решительно настаивал на возвращении польских территорий с польскоязычным большинством, отобранных Пруссией у Польши в 1790-х годах , а также некоторых территорий за пределами границ Польши до 1772 года, таких как юг Восточной Пруссии и Верхняя Силезия. Сам Дмовский признавал, что с чисто исторической точки зрения, если отбросить этнолингвистические соображения, польские претензии на Силезию не были совсем сильными, но он претендовал на нее для Польши по экономическим соображениям, особенно в отношении угольных месторождений. [44] Более того, Дмовский утверждал, что немецкая статистика лгала о количестве этнических поляков, проживающих в восточной Германии , и что «эти поляки были одними из самых образованных и высококультурных в стране, с сильным чувством национальности и людьми прогрессивных идей». [44] Кроме того, Дмовский при сильной поддержке французов хотел отправить «Голубую армию» в Польшу через Данциг , Германия (современный Гданьск , Польша); И Дмовский, и французы намеревались создать «Голубую армию» как территориальный свершившийся факт . [29] [44] Это предложение вызвало сильное сопротивление со стороны немцев, британцев и американцев, и, наконец, в апреле 1919 года Синяя армия была отправлена ​​в Польшу по суше. [44] Пилсудский был против того, чтобы без необходимости раздражать союзников, и предполагалось, что его не особо заботил вопрос Данцига. [48]

Что касается Литвы , Дмовский не считал литовцев людьми с сильной национальной идентичностью и считал их социальную организацию племенной. На те территории Литвы, где проживало либо польское большинство, либо меньшинство, Дмовский претендовал на основания самоопределения. В районах проживания польских меньшинств поляки будут оказывать цивилизующее влияние; только северная часть Литвы, где было твердое литовское большинство, Дмовский был готов уступить литовцам. [48] Его первоначальные планы относительно Литвы включали предоставление ей автономии в составе польского государства. [27] [29] Это вызвало у Дмовского очень острые споры с литовской делегацией в Париже. [49] Что касается бывшей австрийской провинции Восточная Галиция , Дмовский утверждал, что местные украинцы совершенно неспособны к самоуправлению и также нуждаются в цивилизующем влиянии польского руководства. [50] Кроме того, Дмовский желал приобрести нефтяные месторождения Галичины. [50] Однако его поддержка этого была более слабой, чем поддержка других регионов, и он выступал против предложения Пилсудского о союзе или федерации с украинцами. [29] Из союзных держав только французы искренне поддержали претензии Польши на Галицу. В конце концов, именно боевые действия в Галиции , а не решения дипломатов в Париже, определили, что этот регион станет частью Польши. [51] Французы не поддержали устремления Дмовского в регионе Тешинской Силезии , а вместо этого поддержали претензии Чехословакии . [52] Дмовский долгое время восхвалял чехов как образец национального восстановления перед лицом германизации, и, несмотря на его споры с чешскими политическими лидерами, его мнение о чешском народе в целом оставалось положительным. [53]

Будучи всегда политическим противником Пилсудского, Дмовский выступал за то, что он называл «национальным государством», государством, в котором граждане говорили бы по-польски и исповедовали римско-католическую веру. [54] Если видение Польши Пилсудским основывалось на историческом многоэтническом государстве, существовавшем при династии Ягеллонов , которое он надеялся воссоздать с помощью многонациональной федерации ( Мендзыморской федерации), [55] Видением Дмовского было раннее Польское королевство, которым управляла династия Пястов , этнически и религиозно однородное. [54] Пилсудский верил в широкое определение польского гражданства, согласно которому люди разных языков, культур и вероисповеданий должны были быть объединены общей лояльностью к возрожденному польскому государству. [56] [57] Дмовский считал взгляды Пилсудского опасной чепухой и считал, что присутствие большого количества этнических меньшинств подорвет безопасность польского государства. На Парижской мирной конференции он решительно выступал против Договора о правах меньшинств, навязанного Польше союзниками.

Сам Дмовский был разочарован Версальским договором , отчасти потому, что он был категорически против Договора о правах меньшинств, навязанного Польше, а отчасти потому, что он хотел, чтобы немецко-польская граница проходила несколько дальше на запад, чем позволял Версаль. В обоих этих разочарованиях Дмовский винил, по его словам, «международный еврейский заговор». На протяжении всей своей жизни Дмовский утверждал, что британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж был подкуплен синдикатом немецко-еврейских финансистов, чтобы дать Польше то, что Дмовский считал неблагоприятной границей с Германией. Его отношения с Ллойд Джорджем были очень плохими. Дмовский считал Ллойд Джорджа высокомерным, беспринципным и последовательным сторонником принятия решений против претензий Польши на Запад и Восток. [58] Дмовский был очень оскорблен незнанием Ллойд Джорджем польских дел и в особенности возмутился его незнанием речного транспорта на Висле . [58] Дмовский назвал Ллойд Джорджа «агентом евреев». [58] Ллойд Джордж, в свою очередь, заявил в 1939 году, что «Польша заслужила свою судьбу». [59]

Дальнейшая жизнь [ править ]

Дмовский, 1936 г.

Дмовский был депутатом Законодательного сейма 1919 года , но присутствовал только на одной сессии, считая Сейм слишком хаотичным, чтобы он мог оказывать большое влияние; он также провел большую часть этого года либо в Париже, либо выздоравливая от легочной инфекции в Алжире . [60] Он реорганизовал Национал-демократов в новую партию — национальный союз Народный . [21] Во время советско-польской войны он был членом Совета национальной обороны и ярым критиком политики Пилсудского. [21] [60] После войны восточные границы Польши были похожи, хотя и несколько меньше, на так называемую « Линию Дмовского» . [60]

Когда в начале 1920-х годов пришло время писать конституцию Польши, национал-демократы настаивали на слабом президентстве и сильной законодательной власти. Дмовский был убежден, что Пилсудский станет президентом, и считал слабый мандат исполнительной власти лучшим способом нанести вред своему сопернику. Конституция 1921 года действительно предусматривала правительство со слабой исполнительной властью. [61] Когда Габриэль Нарутович , друг Пилсудского, был избран президентом Сейма в считали, 1922 году, многие среди endecja что он был избран при поддержке партий, представляющих национальные меньшинства , при заметной поддержке польского еврейского политика Ицхака. Грюнбаум . [62] [63] После избрания Нарутовича национал-демократы начали масштабную кампанию по очернению «еврейского президента», избранного «иностранцами». [63] Впоследствии фанатичный сторонник национал-демократов, художник Элигиуш Невядомский убил Нарутовича. [62]

Он был министром иностранных дел с октября по декабрь 1923 года в правительстве Винсенти Витоса . [60] В том же году он получил орден Polonia Restituta от правительства Владислава Сикорского . [60]

В 1926 году, после майского государственного переворота Пилсудского , Дмовский основал Лагерь Великой Польши ( Obóz Wielkiej Polski ), хотя он оказался скорее идеологом, чем лидером, поскольку его заменили новые, более молодые политики. [64] [65] В 1928 году он основал Национальную партию ( Stronnictwo Narodowe ). [64] Он продолжал публиковать газетные статьи, брошюры и книги. [64] Из-за ухудшения здоровья к 1930 году он в основном ушел из политики. [21] В 1934 году часть молодежного крыла Эндеции сочла Дмовского недостаточно жестким, на их вкус, и откололась, чтобы основать более радикальный Национальный радикальный лагерь (известный под польской аббревиатурой как ОНР). [64] Его последней крупной кампанией была серия политических нападок на предполагаемых «иудео-масонских» соратников президента Игнация Мосцицкого . [66]

Смерть [ править ]

Ослабев здоровье, Дмовский переехал в деревню Дроздово недалеко от Ломжи , где и умер 2 января 1939 года в возрасте 74 лет. [67]

Дмовский был похоронен на Бродненском кладбище в Варшаве в семейной могиле. [67] На его похоронах присутствовало много людей. [67] с числом участников не менее 100 000 человек; Пилсудского правительство , наследие Санацкое , отнеслось к нему с пренебрежением без присутствия какого-либо официального представителя. [68]

Политическое мировоззрение [ править ]

Теоретик национализма [ править ]

С ранних студенческих лет Дмовский был противником социализма и с подозрением относился к федерализму ; он желал независимости Польши и сильного польского государства и считал, что социализм и примирительная федералистская политика ставят международную идею выше национальной. [5] [69] С годами он стал влиятельным европейским мыслителем-националистом. [47] [70] Дмовский имел учёное образование и поэтому предпочитал логику и разум эмоциям и страсти. [71] Однажды он сказал известному пианисту Игнацию Яну Падеревскому , что музыка — это «простой шум». [71] Дмовский был твердо убежден, что поляки должны отказаться от того, что он считал глупым романтическим национализмом и бесполезными жестами неповиновения, и вместо этого должны усердно работать над тем, чтобы стать бизнесменами и учеными. [71] [72] Дмовский находился под сильным влиянием теорий социал-дарвинизма , популярных в то время в западном мире, и видел жизнь как беспощадную борьбу между «сильными» нациями, которые доминировали, и «слабыми» нациями, над которыми доминировали. [71]

В своей книге 1902 года Myśli nowoczesnego Polaka ( «Мысли современного поляка ») Дмовский осудил все формы польского романтического национализма и традиционные польские ценности. [9] Он резко критиковал идею Польши как духовную концепцию и как культурную идею. [9] Вместо этого Дмовский утверждал, что Польша была просто физическим образованием, которое необходимо было создать посредством прагматических переговоров и переговоров, а не посредством того, что Дмовский считал бессмысленными восстаниями – обреченными на провал еще до того, как они начались – против разделяющих держав. [9] По мнению Дмовского, полякам был нужен «здоровый национальный эгоизм», который не руководствовался бы тем, что Дмовский считал нереалистичными политическими принципами христианства. [9] В той же книге Дмовский обвинил в падении старого Содружества его традицию толерантности. [9] Поначалу Дмовский критически относился к христианству, но считал, что некоторые секты христианства приносят пользу определенным народам, не обязательно Польше. Позже, в 1927 году, он пересмотрел эту прежнюю точку зрения и отказался от критики католицизма, считая его неотъемлемой частью польской идентичности. [73] Дмовский рассматривал все меньшинства как ослабляющих агентов внутри нации, которых необходимо очистить. [9] [74] В своей книге 1927 года «Церковь, нация и государство» ( «Церковь, нация и государство ») Дмовский писал:

«Католицизм не является дополнением к польскости; он каким-то образом укоренен в самом его существовании и в значительной степени даже формирует его существование. Попытка отделить католицизм от польскости в Польше, отрезав нацию от религии и Церкви, означала бы уничтожение Польское государство является католическим государством не потому, что подавляющее большинство его жителей являются католиками или из-за процентного содержания католиков. словом, потому что мы — национальное государство, и наш народ — католический народ». [75]

В предвоенные годы история Польши была спорной, поскольку различные идеологические силы тянули польских националистов в противоположных направлениях, представленных Дмовским и Пилсудским. [76] На протяжении всей своей карьеры Дмовский глубоко не любил Пилсудского и многое из того, за что он выступал. [71] Дмовский происходил из обедневшей городской среды и мало любил традиционную элитарную социальную структуру Польши. [70] [71] Вместо этого Дмовский выступал за программу модернизации и считал, что поляки должны перестать ностальгически оглядываться на старое Польско-Литовское Содружество , которое Дмовский глубоко презирал, и вместо этого должны принять «современный мир». [71] В частности, Дмовский презирал старое Содружество за его многонациональную структуру и религиозную терпимость. [71] Он рассматривал этнические меньшинства в Польше (евреи, белорусы, литовцы и украинцы) как прямую угрозу культурной самобытности, целостности и этническому сплочению Польши, находящуюся в прямой конкуренции с польской мелкой буржуазией (мелкой буржуазией, также известной как полуавтономное крестьянство). ), с которым он отождествлял себя. [72] Дмовский утверждал, что хорошие граждане должны иметь только одну преданность нации, и золотой середины не существует. [77] В его идеальном представлении о Польше не было бы этнических меньшинств; их либо полонизируют , либо заставят эмигрировать. [78] Успех его националистических идей, также перенятых и пропагандируемых националистами в других странах (например, в Литве и Украине), способствовал исчезновению толерантной, многоэтнической польско-литовской идентичности . [77]

Дмовский восхищался итальянским фашизмом . Летом 1926 года Дмовский написал серию статей, восхваляющих Муссолини и итальянскую фашистскую модель, и помог организовать Лагерь Великой Польши (ОВП), широкий фронт против Санации, созданный по образцу итальянского фашизма и известный своей антиеврейской риторикой. и насилие. [79] [80] Позже он, тем не менее, постарался добиться того, чтобы OWM не стала слепо копировать итальянские или немецкие модели. [65]

Антисемитизм [ править ]

Дмовский часто заявлял о своей вере в «международный еврейский заговор», направленный против Польши. [81] В своем эссе «Евреи на войне», написанном о Первой мировой войне, [82] Дмовский утверждал, что сионизм был лишь прикрытием, скрывавшим стремление евреев править миром. Дмовский утверждал, что как только еврейское государство будет создано в Палестине , оно станет «оперативной основой для действий во всем мире». [83] В том же эссе Дмовский обвинил евреев в том, что они являются самым опасным врагом Польши и работают рука об руку с немцами, чтобы снова расчленить Польшу. [84] Дмовский считал, что 3 000 000 польских евреев слишком многочисленны, чтобы их можно было поглотить и ассимилировать в польской католической культуре . [85] Дмовский выступал за эмиграцию всего еврейского населения Польши как решение того, что он считал «еврейской проблемой» Польши. [86] и со временем стал выступать за ужесточение жестких мер против еврейского меньшинства. [87] хотя он никогда не предлагал убивать евреев. [66] Он выступал против физического насилия, [23] [88] вместо этого выступая за бойкот еврейского бизнеса , [89] позже дополнено их разделением в культурной сфере (посредством такой политики, как numerus clausus ). [64] [85] Дмовский сделал антисемитизм центральным элементом радикального националистического мировоззрения Endecja. Крестовый поход Эндеки против еврейских культурных ценностей приобретал все большую интенсивность во время антисемитизма 1930-х годов, но крупных погромов или жестоких нападений на евреев в Польше не было до тех пор, пока немецкие нацисты не оккупировали Польшу и не сделали ее своей миссией в 1939–1944 годах. [90] В своем романе «Dziedzictwo » 1931 года Дмовский писал: «Еврейская женщина всегда будет евреем, еврейским мужчиной, евреем. У них другая кожа, они пахнут по-другому, они несут зло среди народов». [91] [92] В своем эссе 1938 года «Гитлеризм и евреи» Дмовский писал:

«Инструментом евреев был Вильсон, который был обеспокоен тем, чтобы союзные войска не пересекли немецкую границу... Ллойд Джордж не позволил регионам стать частью Польши, как это было раньше: подавляющее большинство нашей Верхней Силезии, Мальборга, Штума и Квидзын, а также Гданьск действовали как агенты евреев, и ничто не создавало впечатление, что Вильсон был менее зависим от них. Поэтому евреи заключили соглашение с немецким масонством, которое в обмен на помощь. конференция по пограничному вопросу согласилась предоставить им лидирующие позиции в Германской республике. В конце концов, после мира, евреи работали на Германию и против Польши в Англии, Америке и даже во Франции, но особенно в Германии. становился все менее и менее немецким государством и все более еврейским». [93]

По мнению Дмовского, одной из главных проблем Польши было то, что недостаточно польскоязычных католиков принадлежали к среднему классу, в то время как слишком много этнических немцев и евреев относились к нему. Чтобы решить эту предполагаемую проблему, он предложил политику конфискации богатства евреев и этнических немцев и перераспределения его среди польских католиков. Дмовскому так и не удалось добиться принятия этой программы в качестве закона в Сейме , но национал-демократы часто организовывали кампании бойкота «Покупай польское» против немецких и еврейских магазинов. Первый антисемитский бойкот Дмовского произошел в 1912 году, когда он попытался организовать тотальный бойкот еврейского бизнеса в Варшаве в качестве «наказания» за поражение некоторых кандидатов от Endecja на выборах в Думу , в которых Дмовский обвинил еврейское население Варшавы. [94] На протяжении всей своей жизни Дмовский ассоциировал евреев с немцами как с главными врагами Польши; Истоки этой идентификации проистекают из глубокого гнева Дмовского по поводу насильственной политики «германизации», проводимой немецким правительством против польского меньшинства в имперский период , а также по поводу того факта, что большинство евреев, живущих на спорных немецких/польских территориях, предпочли ассимилироваться с немецкой культурой, а не с польской культурой. [95] По мнению Дмовского, еврейскую общину не привлекало дело независимости Польши, и она, вероятно, вступит в союз с потенциальными врагами польского государства, если это принесет пользу их статусу. [95]

Дмовский также был ярым противником масонства . [64] а также феминизма . [96]

и Признание наследие

Статуя Дмовского в Варшаве
Кольцевая развязка Романа Дмовского в Варшаве в 2022 году

Дмовский считается одним из самых влиятельных консервативных политиков в истории современной Польши, хотя его наследие противоречиво, и он продолжает оставаться весьма поляризующей фигурой. Его называли «отцом польского национализма » и «иконой современного польского политического правого», который, как подписавший Версальский договор , сыграл решающую роль в восстановлении независимости Польши после Первой мировой войны . [97] [26] [98] Напротив, его называют основателем современного польского антисемитизма и критикуют за пренебрежение правами женщин . [99] О жизни и творчестве Дмовского написано множество научных статей и книг. Анджей Валицкий в 1999 году отметил, что основными источниками о Дмовском являются Анджея Мицевского » «Роман Дмовский (1971), Романа Вапиньского » « Роман Дмовский (1988) и Кшиштофа Кавалца ( «Роман Дмовский» 1996). [26]

Наследие Дмовского, подавляемое в коммунистической Польше , получило более широкое признание после падения коммунизма в 1989 году мост во Вроцлаве [ pl ] . . В 1992 году в его честь был назван [100] В ноябре 2006 года памятник Роману Дмовскому в Варшаве был открыт ; это привело к серии протестов со стороны организаций, которые считают Дмовского фашистом и врагом прогрессивной политики ; из-за аналогичных протестов планы по возведению статуй или мемориалов в других местах были отложены. [101] [102] [103] Политический обозреватель Януш Майчерек писал в 2005 году: «Вместо современной Консервативной партии, которая смогла модернизировать Великобританию или Испанию, мы находим в Польше дешевую копию Endecja , в которой старомодный довоенный национализм смешивается с католицизмом до II Ватиканского собора, объединенным в своем неприятии модернизации и недоверии к Западу». [104] И Ярослав Качиньский , и Лех Качиньский называли Дмовского источником вдохновения. Лех, тогдашний мэр Варшавы, поддержал возведение статуи Дмовского в 2006 году. [98]

8 января 1999 года он был удостоен награды Сейма Польши специальным законом «за заслуги в обеспечении независимости Польши и расширении польского национального самосознания». В документе он также удостаивается чести за основание польской школы политического реализма и ответственности, формирование польских (особенно западных) границ и «подчеркивание прочной связи между католицизмом и польскостью для выживания нации и восстановления государства». [70] [105]

Дмовский был награжден несколькими государственными наградами: Большим крестом, орденом Возрождения Польши (1923), орденом Звезды Румынии и орденом Оранже-Нассау . Он получил почетные степени Кембриджского университета (1916 г.) и Познаньского университета (1923 г.). От других наград он отказался. [106] 11 ноября 2018 года (100-летие Независимости Польши) посмертно награжден Орденом Белого Орла .

Избранные работы [ править ]

  • Мысли современного поляка , 1902.
  • Германия, Россия и польское дело , 1908 г. Французский перевод опубликован под названием: La questions polonaise (Париж, 1909 г.).
  • Сепаратизм евреев и его источники , 1909.
  • Упадок консервативной мысли в Польше , 1914 год.
  • Польская политика и восстановление государства , 1925.
  • О правительстве , 1927 год.
  • Церковь, нация и государство, 1927.
  • Мир после войны и Польша , 1931 год.
  • Переворот , 1934 год.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Валицкий 1999, стр.46.
  2. ^ Йоханн Палл Арнасон; Натали Дойл (2010). Области и разделы европейской истории . Издательство Ливерпульского университета. п. 93. ИСБН  978-1-84631-214-4 .
  3. ^ Лаура Энн Краго (1993). Национализм, религия, гражданство и работа в развитии польского рабочего класса и польского профсоюзного движения, 1815–1929: сравнительное исследование текстильных рабочих русской Польши и горняков и металлистов Верхней Силезии . Йельский университет. п. 168.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хшановский и Конопчинский (1946), стр.213.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.214.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Коссерт р. 90
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ежи Ян Лерский (1996). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 115. ИСБН  978-0-313-26007-0 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хшановский и Конопчинский (1946), стр.215.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Замойский, Адам «Польский путь» , стр. 329.
  10. ^ Zamoyski pages 329–330.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хшановский и Конопчинский (1946), стр.216.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Коссерт р. 91
  13. ^ Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пугало Пресс. п. 108 . ISBN  0-8108-4927-5 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Zamoyski page 330.
  15. ^ Валицкий 1999, стр.25.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хшановский и Конопчинский (1946), стр.217.
  17. ^ Zamoyski page 332.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коссерт р. 95
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Валицкий 1999, стр.26.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хшановский и Конопчинский (1946), стр.218.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лерский 1996, стр.116.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хшановский и Конопчинский (1946), стр.219.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.28.
  24. ^ Джоанна Б. Михлик (2006). Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время . Университет Небраски Пресс. п. 64. ИСБН  978-0-8032-5637-8 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Замойский, Адам «Польский путь» , стр. 333.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Валицкий, А. (1 декабря 1999 г.). «Тревожное наследие Романа Дмовского». Восточноевропейская политика и общества . 14 (1): 12–46. дои : 10.1177/0888325400014001002 . S2CID   145366684 . , стр.12
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.220.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Zamoyski page 334.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.221.
  30. ^ Иммануэль Гейсс «Так называемая польская приграничная зона 1914–1918». Варшава 1964 г.
  31. ^ Гоеман, HE (2000). Война и наказание: причины прекращения войны и Первой мировой войны . Издательство Принстонского университета. п. 105.
  32. ^ Станислав Шимицек, Правда или гипотеза?: Потери Германии в гражданской войне на Востоке , Zachodnia Agencia Prasowa, 1966, стр. 366.
  33. ^ К порогу власти, 1922/33: Истоки и динамика фашистских и националистических социалистических диктатур , стр. 151–52.
  34. ^ Бартов, Омер; Вайц, Эрик Д. (2013). Зона развала империй: сосуществование и насилие на границах Германии, Габсбургов, России и Османской империи . Издательство Университета Индианы. п. 55.
  35. ^ Красный принц: Тайная жизнь Габсбургского эрцгерцога Тимоти Снайдер «Об аннексиях и этнических чистках см. Geiss, Der Polnische Grenzstreifen»
  36. ^ Абсолютное разрушение: военная культура и практика войны в имперской Германии Изабель В. Халл, стр. 233 Cornell University Press, 2005 г.
  37. ^ Эволюция политической системы в Польше в 1914–1998 гг. Т. 1. Восстановление независимого государства и его развитие до 1945 года. Часть 1, Сборник исследований 1999. Польская западная мысль XIX и XX веков Чубинский Антоний
  38. ^ Макмиллан, Маргарет Пэрис, 1919 г., страницы 209–210 и 212.
  39. ^ Макмиллан, страницы 212–213.
  40. ^ Макмиллан, страница 210.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макмиллан, стр. 212.
  42. ^ Валицкий, 1999, стр. 2930.
  43. ^ Макмиллан, страница 213.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Макмиллан, страницы 213–214.
  45. ^ Макмиллан, страница 214.
  46. ^ Урбанковский, Богдан (1997). Юзеф Пилсудский: мечтатель и стратег (на польском языке). Том 1–2. Варшава: Издательство АЛЬФА. стр. 499–501. ISBN  978-83-7001-914-3 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.13.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лундгрин-Нильсен, К. Польская проблема на Парижской мирной конференции, страницы 131–134 и страницы 231–233.
  49. ^ Лундгрин-Нильсен, страницы 223–224.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лундгрин-Нильсен, стр. 225.
  51. ^ Лундгрин-Нильсен, страницы 225–226.
  52. ^ Лундгрин-Нильсен, страницы 238–240.
  53. ^ Подборка сочинений Романа Дмовского: Сноски к «Польской политике и реконструкции государства». Церковь, нация и государство. Послевоенный мир и Польша Роман Дмовский, Антонина Богдан, Станислав Боярчук Институт Романа Дмовского, стр. 210 1988 – История
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мечислав Б. Бискупский (2000). История Польши . Издательская группа Гринвуд. п. 57 . ISBN  978-0-313-30571-9 .
  55. ^ Енджеевич, Вацлав (1991). Пилсудский: Жизнь за Польшу . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. стр. 13. ISBN  978-0-87052-747-0 .
  56. ^ Тимоти Снайдер (2003). Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг . Издательство Йельского университета. п. 144. ИСБН  978-0-300-10586-5 .
  57. ^ Джошуа Д. Циммерман (2004). Поляки, евреи и политика национальностей: Бунд и Польская социалистическая партия в позднецарской России, 1892–1914 гг . Университет Висконсин Пресс. п. 166. ИСБН  978-0-299-19463-5 .
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лундгрин-Нильсен, стр. 217.
  59. ^ Норман Дэвис (2005). Божья площадка . Издательство Оксфордского университета. стр. 282–283 . ISBN  0199253404 .
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хшановский и Конопчинский (1946), стр.222.
  61. ^ Зара С. Штайнер (2005). Погасший свет: Европейская международная история, 1919–1933 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 295. ИСБН  978-0-19-822114-2 .
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.30.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стэнли С. Сокол (1992). Польский биографический словарь: профили почти 900 поляков, внесших значительный вклад в мировую цивилизацию . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 276 . ISBN  978-0-86516-245-7 .
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.223
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.31.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Замойский, Адам «Польский путь» , стр. 347.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хшановский и Конопчинский (1946), стр.224.
  68. ^ Анита Пражмовска (2009). Игнаций Падеревский: Польша . Издательство Дома. стр. 138. ISBN  978-1-905791-70-5 .
  69. ^ Валицкий 1999, стр.23.
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Валицкий 1999, стр.14.
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Макмиллан, Маргарет Пэрис, 1919, стр. 209.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.15.
  73. ^ Модрас, Рональд (1994). Католическая церковь и антисемитизм в Польше, 1933–1939 гг . Чур. п. 30. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  74. ^ Валицкий 1999, стр.32.
  75. ^ Коссерт с. 97
  76. ^ Патрис М. Дабровский, «Использование и злоупотребления польским прошлым Юзефа Пилсудского и Романа Дмовского», The Polish Review (2011) 56 № 1, стр. 73-109
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.19-20.
  78. ^ Рональд Модрас (17 августа 2005 г.). Католическая церковь и антисемитизм . Рутледж. п. 23. ISBN  978-1-135-28617-0 .
  79. ^ Киприан Бламирес; Пол Джексон (2006). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 177. ИСБН  978-1-57607-940-9 .
  80. ^ Николай Станислав Куницкий (2012). Между коричневыми и красными: национализм, католицизм и коммунизм в Польше двадцатого века - Политика Болеслава Пясецкого . Издательство Университета Огайо. стр. 10–12. ISBN  978-0-8214-4420-7 .
  81. ^ Рафал Панковски (25 февраля 2010 г.). Популистские радикальные правые в Польше: Патриоты . Рутледж. п. 26. ISBN  978-1-135-15097-6 .
  82. страницы 301–308 его книги 1925 года «Польская политика и восстановление государства».
  83. ^ Дэвид Паттерсон (9 февраля 2015 г.). Антисемитизм и его метафизические истоки . Издательство Кембриджского университета. п. 195. ИСБН  978-1-107-04074-8 .
  84. ^ Мендельсон, стр. 38.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.33.
  86. ^ Гуннар С. Паулссон (2002). Тайный город: Скрытые евреи Варшавы, 1940–1945 гг . Издательство Йельского университета. п. 38 . ISBN  9780300095463 .
  87. ^ Паулссон, стр. 70.
  88. ^ Ричард С. Леви (2005). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . АВС-КЛИО. п. 182. ИСБН  978-1-85109-439-4 .
  89. ^ Валицкий 1999, стр.28-29.
  90. ^ Исраэль Оппенгейм, «Радикализация антиеврейской линии Эндеки во время и после революции 1905 года», Швут (2000), Том. 9, стр. 32–66.
  91. ^ Коссерт, стр. 98–99.
  92. ^ Хейнс, Ребекка; Рэди, Мартин (2011). В тени Гитлера: деятели правых в Центральной и Восточной Европе . Лондон: ИБ Таурис. п. 98-99. ISBN  9781845116972 .
  93. ^ Коссерт с. 98
  94. ^ Паулссон, стр. 21.
  95. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паулссон, стр. 41.
  96. ^ Ева Плах (2006). Столкновение моральных наций: культурная политика в Польше Пилсудского, 1926–1935 гг . Издательство Университета Огайо. п. 25. ISBN  978-0-8214-1695-2 .
  97. ^ Области и разделы европейской истории . Йоханн Палл Арнасон, Натали Дж. Дойл. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. 2010 с. 93. ИСБН  978-1-84631-525-1 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коссерт с.100.
  99. ^ Кшеминский, Иренеуш (2016). «Дмовский и национально-католический антисемитизм» (PDF) . Никогда больше (22).
  100. ^ «Мосты Романа Дмовского, Вроцлав» (на польском языке). dolny-slask.org.pl . Проверено 19 сентября 2013 г.
  101. ^ news.wp.pl. «Открыт памятник Роману Дмовскому – Новости» . Новости.WP.PL . Проверено 19 сентября 2013 г.
  102. ^ «Роману Дмовскому за памятник. Сделает ли Белосток шаг назад?» (на польском языке). Выборча.пл. 3 февраля 2002 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
  103. ^ «Дмовский обвешан воздушными шарами. Но только метафорически» . M.wyborcza.pl. 9 ноября 2011 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
  104. ^ Коссерт стр.102
  105. ^ «Постановление Сейма Республики Польша от 8 января 1999 года о почтинии памяти Романа Дмовского» .   (29,7 КБ)
  106. ^ Кунерт и Смогожевска 1998, 388.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Цанг, Джоэл: «Оппозиционные партии в Польше и их отношение к евреям и еврейскому вопросу», Еврейские социальные исследования , том 1, выпуск № 2, 1939. страницы 241–256.
  • Дабровский, Патрис М. «Использование и злоупотребления польским прошлым Юзефом Пилсудским и Романом Дмовским», The Polish Review (2011) 56 № 1, стр. 73–109 в JSTOR
  • Дэвис, Норман «Ллойд Джордж и Польша, 1919–20», Журнал современной истории , (1971) 6 № 3, стр. 132–54 в JSTOR
  • Фонтан, Элвин Маркус Роман Дмовский: партия, тактика, идеология 1895–1907 , Боулдер: восточноевропейские монографии, 1980 ISBN   0-914710-53-2 .
  • Грот, Александр Дж. «Дмовский, Пилсудский и этнический конфликт в Польше до 1939 года», Канадско-американские славянские исследования (1969) 3 № 1, стр. 69–91.
  • Комарницкий, Тит Возрождение Польской Республики: исследование дипломатической истории Европы, 1914–1920 гг ., Лондон, 1957.
  • Коссерт, Андреас. «Отец-основатель современной Польши и националистический антисемит: Роман Дмовский», в книге « В тени Гитлера: правые личности в Центральной и Восточной Европе» под редакцией Ребекки Хейнс и Мартина Рэди, (2011), стр. 89–105.
  • Лундгрин-Нильсен, К. Польская проблема на Парижской мирной конференции: исследование политики великих держав и поляков, 1918–1919 : Оденсе, 1979.
  • Макмиллан, Маргарет Пэрис 1919: шесть месяцев, которые изменили мир , Нью-Йорк: Random House, 2003, 2002, 2001 ISBN   0-375-50826-0 , стр. 207–28.
  • Мендельсон, Эзра. Евреи Восточной и Центральной Европы между мировыми войнами , Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1983. ISBN   0-253-33160-9 .
  • Портер, Брайан. Когда национализм начал ненавидеть. Представляя современную политику в Польше девятнадцатого века (Oxford University Press, 2000). ISBN   0-19-515187-9
  • Зейтц, Ричард Джордж. «Дмовский, Пилсудский и идеологическое столкновение во Второй Польской республике». Докторская диссертация, Вашингтонский университет, 1975.
  • Валасек, Польская армия Пола С. Халлера во Франции , Чикаго: 2006 г. ISBN   0-9779757-0-3 .
  • Валицкий, Анджей. «Тревожное наследие Романа Дмовского», East European Politics & Societies (2000) 14 № 1, стр. 12–46. подчеркивает ксенофобию, антисемитизм и роль церкви
  • Вандич, Петр Стефан «Политика Дмовского и Парижская мирная конференция: успех или неудача?» из «Реконструкции Польши, 1914–23 » под редакцией П. Латавского: Лондон, 1992.
  • Вандич, Петр С. «Место Польши в Европе в концепциях Пилсудского и Дмовского», East European Politics & Societies (1990) 4 № 3, стр. 451–468.
  • Замойский, Адам Польский путь. Тысячелетняя история поляков и их культуры , Лондон: John Murray Ltd, 1987. ISBN   0-7195-4674-5 .

На польском языке [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb03ebcbf5c143e0bc1ff131fd82138d__1718624400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/8d/cb03ebcbf5c143e0bc1ff131fd82138d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman Dmowski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)