Роман Дмовский
Роман Дмовский | |
---|---|
Министр иностранных дел | |
В офисе 27 октября 1923 г. - 14 декабря 1923 г. | |
Президент | Станислав Войцеховский |
премьер-министр | Винсенти Витос |
Предшественник | Мариан Сейда |
Преемник | Кароль Бертони (исполняющий обязанности) |
Депутат Государственной Думы Российской Империи. | |
В офисе 1907–1909 | |
Личные данные | |
Рожденный | Грузовики , Королевство Польское | 9 августа 1864 г.
Умер | 2 января 1939 г. Drozdowo , Poland | (74 года)
Место отдыха | Бродненское кладбище , Варшава |
Политическая партия |
|
Альма-матер | Варшавский университет |
Подпись | |
Часть серии о |
Консерватизм |
---|
Роман Станислав Дмовский ( польский: [ˈrɔman staˈɲiswaf ˈdmɔfski] , 9 августа 1864 - 2 января 1939) был польским политиком, государственным деятелем, а также соучредителем и главным идеологом Национальной демократии (сокращенно «ND»: на польском языке « Endecja »). ) политическое движение . Он рассматривал германизацию польских территорий, контролируемых Германской империей, как главную угрозу польской культуре и поэтому выступал за определенное примирение с другой державой, разделившей Польшу , — Российской империей . Он выступал за восстановление независимости Польши средствами ненасильственными и поддерживал политику, благоприятную для польского среднего класса . Находясь в Париже во время Первой мировой войны , он был видным представителем польских стремлений к союзникам через свой Польский национальный комитет . Он сыграл важную роль в послевоенном восстановлении независимого существования Польши . На протяжении большей части своей жизни он был главным идеологическим противником польского военного и политического лидера Юзефа Пилсудского и его видения Польши как государства. многонациональная федерация против немецкого и российского империализма .
Дмовский никогда не обладал значительной политической властью, за исключением короткого периода в 1923 году в качестве министра иностранных дел . Тем не менее, он был одним из самых влиятельных польских идеологов и политиков своего времени. Противоречивая личность большую часть своей жизни, Дмовский желал создания однородной, польскоязычной и исповедующей римско-католическую Пилсудского нацию, в отличие от видения прометеизма , который стремился к многоэтнической Польше, напоминающей Речь Посполитую . В результате его мышление маргинализировало другие этнические группы, живущие в Польше, особенно в Кресиях ( в которые входили евреи , литовцы и украинцы ), и его считали антисемитом. Он остается ключевой фигурой польского национализма . [1] и его часто называют «отцом польского национализма». [2] [3]
Ранняя жизнь [ править ]
Дмовский родился 9 августа 1864 года в Каменке под Варшавой, в Царстве Польском , которое через три года вошло состав в Российской империи (как Вислинская земля ). [4] Его отец был дорожным строителем, а затем предпринимателем. [4] Дмовский посещал школы в Варшаве, изучал биологию и зоологию в Варшавском университете , который окончил в 1891 году. [4] [5] Будучи студентом, он стал активным членом Польской молодежной ассоциации «Зет» ( Związek Młodzieży Polskiej «Zet» ), где активно выступал против социалистических активистов. [5] «Зет» имел связи с Liga Polska (Польской лигой), к которой Дмовский присоединился в 1889 году. [6] Ключевой концепцией Лиги была Polskość (Польша), в отличие от тройлоялизма (тройной лояльности). [6]
Он также организовал студенческую уличную демонстрацию по случаю 100-летия Конституции Польши 3 мая 1791 года . [5] За это он был заключен российскими императорскими властями на пять месяцев в Варшавскую цитадель . [5] Затем его сослали в Либаву и Митаву в Курляндии (Латвия). [6] После 1890 года он также развивался как писатель и публицист, публикуя политическую и литературную критику в журнале «Глос» , где он стал близким другом Яна Людвика Поплавского , который стал его наставником. [5] [7] После освобождения из ссылки Дмовский стал весьма критически относиться к Польской лиге , обвиняя ее в том, что она находится под контролем масонов и в целом некомпетентна. [6]
В апреле 1893 года Дмовский стал соучредителем Национальной лиги и стал ее первым лидером. [8] Группа отличалась от Лиги Польши, поскольку Дмовский настаивал на том, что может быть одна польская национальная идентичность, что побудило его атаковать регионализм как форму раскола лояльности, ослабляющую польскую нацию. [6] Та же концепция также исключила такие меньшинства, как евреи, из его предполагаемой польской нации. [6] В ноябре 1893 года его приговорили к ссылке из Вислинской земли. [8] Дмовский уехал в Елгаву , а вскоре после этого, в начале 1895 года, в Лемберг , Австро-Венгрия (современный Львов , Украина , Lwów на польском языке), где вместе с Поплавским он начал издавать новый журнал Przegląd Wszechpolski ( Всепольское обозрение ). ). [8] В 1897 году он стал соучредителем Национал-демократической партии ( Stronnictwo Narodowo-Demokratyczne или « Endecja »). [7] Endecja . должна была стать политической партией, лоббистской группой и подпольной организацией, которая объединит поляков, разделяющих взгляды Дмовского, в дисциплинированную и преданную своему делу политическую группу [9] В 1899 году Дмовский основал Общество народного образования в качестве вспомогательной группы. [10] С 1898 по 1900 год он проживал во Франции и Великобритании, путешествовал по Бразилии . [8] В 1901 году он поселился в Кракове , который тогда входил в состав австрийского раздела Польши. [8] В 1903 году он опубликовал книгу Myśli nowoczesnego Polaka ( Мысли современного поляка ), один из первых, если не первый националистический манифест в европейской истории . [7] [11]
В Myśli nowoczesnego Polaka Дмовский резко критиковал старое Речи Посполитой за превознесение дворянства и его терпимость к меньшинствам, что противоречило его принципу «здорового национального эгоизма». [12] Он также отвергал либерализм и социализм за то, что они ставили личность выше национального государства, которое для Дмовского было единственной единицей, которая действительно имела значение. [12] Дмовский утверждал, что привилегированный статус аристократии в старом Содружестве препятствовал национальному развитию, и что было необходимо сильное чувство национальности, которое объединило бы нацию в одно целое. [12] Он также критиковал романтический национализм XIX века за то, что он рассматривал Польшу как «Христа народов», вместо этого приводя доводы в пользу упрямого национального эгоизма. [12] Дмовский выступал против революционных средств борьбы, отдавая предпочтение политической борьбе, и стремился к независимости посредством увеличения автономии. [7] После начала русско-японской войны Дмовский встретился в марте 1904 года с полковником Акаси Мотодзиро , японским военным атташе в Швеции и руководителем шпионской деятельности японской разведки. в Кракове Несмотря на нежелание сотрудничать с японцами, Дмовский согласился на предложение Акаши. предложение о том, чтобы польских солдат русской армии в Маньчжурии можно было убедить перейти на сторону Императорской японской армии . [13] Он отправился в Токио , чтобы проработать детали, и в то же время предпринял успешную попытку помешать японцам помочь конкурирующему польскому политическому активисту Юзефу Пилсудскому , который хотел помощи в запланированном восстании в Польше, стремление, которое, по мнению Дмовского, могло бы быть обречен на провал. [11] [14] [15]
В 1905 году Дмовский переехал в Варшаву, обратно в раздел Польши, где он продолжал играть растущую роль во фракции Эндеции . [16] Во время русской революции 1905 года Дмовский выступал за сотрудничество с властями Российской империи и приветствовал Октябрьский манифест Николая II 1905 года как ступеньку на пути к обновленной польской автономии. [14] Во время восстания в Лодзи в июне 1905 года « Эндеки» , действуя по приказу Дмовского, выступили против восстания, возглавляемого Польской социалистической партией Пилсудского (ППС). [14] Во время « июньских дней », как называют Лодзинское восстание, между Эндецией и ППС бушевала миниатюрная гражданская война. [14] В результате выборов в Первую Думу ( законодательное собрание в поздней Российской империи), бойкотированных ППС, национал-демократы получили 34 из 55 мест, отведенных Польше. [17] Дмовский и Endecja видели в Думе способ улучшить положение Польши в Конгрессе внутри Российской империи, поскольку он считал партизанскую войну непрактичной. [18] Сам Дмовский был избран депутатом Второй Третьей и Думы (начиная с 27 февраля 1907 г.) и был в ней председателем Польской фракции. [16] [19] Его считали консерватором, и, несмотря на то, что он был лидером польской фракции, он часто имел большее влияние на русских, чем на польских депутатов. [20] В период с октября 1905 по начало 1906 года более 2000 поляков были убиты российской полицией и военными, а еще 1000 были приговорены к смертной казни. [18] Хотя Дмовского часто обвиняли в предательстве, он утверждал, что предпринимает единственно реалистичный курс действий для Польши в данных обстоятельствах. [18]
Со временем Дмовский стал более восприимчивым к предложениям России, особенно к неославизму , проникнувшись идеей о том, что Польша и Россия могут иметь общее будущее, особенно из-за того, что Германия является их общим врагом. [19] [20] В свете того, что он считал русской культурной неполноценностью, Дмовский считал, что сильная Россия более приемлема, чем сильная Германия. По мнению Дмовского, российская политика русификации не приведет к подчинению поляков, в то время как немцы добьются гораздо большего успеха в своей политике германизации . [7] [19] Он объяснил эти взгляды в своей книге » « Германия, Россия и польское дело , опубликованной в 1908 году. [20] [21] Это не было повсеместно популярным подходом, и в 1909 году Дмовский отказался от своего депутатского мандата, чтобы сосредоточиться на внутриполитической борьбе внутри Endecja . [20] Он проиграл выборы в Четвертую Думу в 1912 году политику-социалисту Евгениушу Ягелло из Польской социалистической партии – Левой , который победил при поддержке еврейских голосов. Дмовский расценил это как личное оскорбление; взамен он организовал успешный бойкот еврейского бизнеса на большей части территории Польши. [22] [23] [24]
Первая мировая война [ править ]
В 1914 году Дмовский высоко оценил Манифест великого князя Николая Николая к польскому народу от 14 августа, в котором смутно заверяло польских подданных царя, что после войны будет большая автономия «Конгрессной Польши» и что австрийские провинции Востока и Запада Галиция вместе с Померанской провинцией Пруссии будет присоединена к Королевству Польскому, когда Германская империя и Австро-Венгрия потерпят поражение. [21] [25] Однако последующие попытки Дмовского заставить русских взять на себя более твердые обязательства в соответствии с манифестом великого князя Николая были встречены неуловимыми ответами. [21] [25] Тем не менее, пророссийская и антинемецкая пропаганда Дмовского сумела сорвать планы Пилсудского вызвать антироссийское восстание и укрепить его позиции как важной польской политической фигуры на международной арене, особенно в странах Тройственного согласия . [19] [26] В ноябре он стал одним из активных членов Польского национального комитета . [22]
В 1915 году Дмовский, все более убежденный в неминуемом поражении России, решил, что для поддержки дела независимости Польши ему следует поехать за границу, чтобы провести кампанию от имени Польши в столицах западных союзников . [27] Во время его лоббистских усилий среди его друзей были такие влиятельные лица, как британский журналист Уикхем Стид . В частности, большого успеха Дмовский добился во Франции, где произвел весьма благоприятное впечатление на общественное мнение. [28] Он прочитал серию лекций в Кембриджском университете , которые настолько впечатлили местных преподавателей, что ему была присвоена степень почетного доктора . [27] В августе 1917 года в Париже он создал новый Польский национальный комитет, целью которого было восстановление польского государства. [21] [27] В том же году он также опубликовал за свой счет книгу «Проблемы Центральной и Восточной Европы» , которую вскоре распространил среди многочисленных англоговорящих дипломатов. [26] [27] Он был ярым критиком Австро-Венгрии и выступал за создание на ее месте ряда славянских государств (в том числе для чехов, а также неславянских венгров и румын). [29] В польском политическом сообществе он выступал против тех, кто поддерживал союз с Германией и Австро-Венгрией, включая сторонников расплывчатого предложения Германии о Регентском Королевстве Польском с неопределенными границами, которое Германия обещала создать после Первой мировой войны (в то время как в польском политическом сообществе секретно, фактически планируя лишить его до 30 000 квадратных километров для немецкой колонизации после изгнания польского населения). [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36]
В 1917 году Дмовский изложил план границ воссозданного Польского государства; в него войдут Великая Польша , Померания с Гданьском , Верхняя Силезия , южная полоса Восточной Пруссии и Тешинская Силезия . [37] В сентябре того же года Национальный комитет Дмовского был признан французами законным правительством Польши. [28] Британцы и американцы отнеслись к Национальному комитету Дмовского с меньшим энтузиазмом, но год спустя также признали его правительством Польши. [38] Однако американцы отказались поддержать то, что они считали чрезмерными территориальными притязаниями Дмовского ( «Линия Дмовского» ). Американский президент Вудро Вильсон сообщал: «Я видел г-на Дмовского и г-на Падеревского в Вашингтоне и попросил их определить для меня Польшу, как они ее понимают, и они представили мне карту, на которой они претендовали на большую часть территории. земля». [39]
Частично возражения Вильсона объяснялись неприязнью лично к Дмовскому. Один британский дипломат заявил: «Он был умным человеком, а умным людям не доверяют; он был логичен в своих политических теориях, а мы ненавидим логику; и он был настойчив с упорством, рассчитанным на то, чтобы свести всех с ума». [40] Еще одной областью возражений в адрес Дмовского были его антисемитские высказывания, как в речи, которую он произнес на обеде, организованном писателем Гилбертом Кейтом Честертоном , которая начиналась словами: «Моя религия произошла от Иисуса Христа, который был убит евреями. " [41] Когда премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж раскритиковал Дмовского и комитет, Дмовский увидел в этом результат того, что Ллойд Джордж представлял интересы евреев. [27] Он отказался принять в Национальный комитет ни одного польского еврея , несмотря на поддержку такого предложения со стороны Падеревского. [29] Ряд американских и британских еврейских организаций во время войны проводили кампании против признания их правительствами Национального комитета. [41] Другим ведущим критиком Дмовского был историк сэр Льюис Намьер , еврей, который во время войны работал постоянным экспертом Министерства иностранных дел Великобритании по Польше и утверждал, что его лично оскорбили антисемитские высказывания Дмовского. Намье упорно боролся против признания британцами Дмовского и «его шовинистической банды». [41] В свою очередь, переживания Дмовского того времени убедили его в существовании международного «иудео-масонского заговора, недружественного по отношению к Польше и непримиримо враждебного его партии [ Endecja ]». [42]
После Первой мировой войны [ править ]
В конце мировой войны два правительства претендовали на роль законных правительств Польши: правительство Дмовского в Париже и правительство Пилсудского в Варшаве. Чтобы положить конец конкурирующим притязаниям Пилсудского и Дмовского, композитор Игнаций Ян Падеревский встретился с обоими мужчинами и убедил их неохотно объединить усилия. [43] У обоих мужчин было что-то, что нужно другому. После войны Пилсудский владел Польшей, но как поляк, сражавшийся вместе с австрийцами на стороне Центральных держав против русских, союзники ему не доверяли. Пилсудского Недавно возрожденная Польская армия , сформированная из его Польских легионов , нуждалась в оружии союзников, и Дмовский гораздо лучше подходил для того, чтобы убедить союзников его предоставить. [44] Кроме того, французы планировали отправить Дмовскому Голубую армию генерала Юзефа Галлера лояльную обратно в Польшу. Опасались, что, если Пилсудский и Дмовский не откажутся от своих разногласий, между их сторонниками может вспыхнуть гражданская война. [45] Падеревскому удалось выработать компромисс, согласно которому Дмовский и он сам должны были представлять Польшу на Парижской мирной конференции, а Пилсудский должен был исполнять обязанности временного президента Польши. [44] Не все сторонники Дмовского приняли этот компромисс, и 5 января 1919 года сторонники Дмовского (во главе с Марианом Янушайтесом-Жеготой и Евстахием Сапегой ) предприняли неудавшуюся попытку государственного переворота против Пилсудского. [46]
Как польский делегат на Парижской мирной конференции и подписавший Версальский договор , Дмовский оказал существенное влияние на благоприятные решения договора в отношении Польши. [26] союзников встретился с Высшим военным советом 29 января 1919 года Дмовский впервые ; его пятичасовая презентация на английском и французском языках была названа блестящей. [47] На встрече Дмовский заявил, что он мало заинтересован в предъявлении претензий на территории Украины и Литвы , которые раньше были частью Польши, но больше не имели польского большинства. В то же время Дмовский решительно настаивал на возвращении польских территорий с польскоязычным большинством, отобранных Пруссией у Польши в 1790-х годах , а также некоторых территорий за пределами границ Польши до 1772 года, таких как юг Восточной Пруссии и Верхняя Силезия. Сам Дмовский признавал, что с чисто исторической точки зрения, если отбросить этнолингвистические соображения, польские претензии на Силезию не были совсем сильными, но он претендовал на нее для Польши по экономическим соображениям, особенно в отношении угольных месторождений. [44] Более того, Дмовский утверждал, что немецкая статистика лгала о количестве этнических поляков, проживающих в восточной Германии , и что «эти поляки были одними из самых образованных и высококультурных в стране, с сильным чувством национальности и людьми прогрессивных идей». [44] Кроме того, Дмовский при сильной поддержке французов хотел отправить «Голубую армию» в Польшу через Данциг , Германия (современный Гданьск , Польша); И Дмовский, и французы намеревались создать «Голубую армию» как территориальный свершившийся факт . [29] [44] Это предложение вызвало сильное сопротивление со стороны немцев, британцев и американцев, и, наконец, в апреле 1919 года Синяя армия была отправлена в Польшу по суше. [44] Пилсудский был против того, чтобы без необходимости раздражать союзников, и предполагалось, что его не особо заботил вопрос Данцига. [48]
Что касается Литвы , Дмовский не считал литовцев людьми с сильной национальной идентичностью и считал их социальную организацию племенной. На те территории Литвы, где проживало либо польское большинство, либо меньшинство, Дмовский претендовал на основания самоопределения. В районах проживания польских меньшинств поляки будут оказывать цивилизующее влияние; только северная часть Литвы, где было твердое литовское большинство, Дмовский был готов уступить литовцам. [48] Его первоначальные планы относительно Литвы включали предоставление ей автономии в составе польского государства. [27] [29] Это вызвало у Дмовского очень острые споры с литовской делегацией в Париже. [49] Что касается бывшей австрийской провинции Восточная Галиция , Дмовский утверждал, что местные украинцы совершенно неспособны к самоуправлению и также нуждаются в цивилизующем влиянии польского руководства. [50] Кроме того, Дмовский желал приобрести нефтяные месторождения Галичины. [50] Однако его поддержка этого была более слабой, чем поддержка других регионов, и он выступал против предложения Пилсудского о союзе или федерации с украинцами. [29] Из союзных держав только французы искренне поддержали претензии Польши на Галицу. В конце концов, именно боевые действия в Галиции , а не решения дипломатов в Париже, определили, что этот регион станет частью Польши. [51] Французы не поддержали устремления Дмовского в регионе Тешинской Силезии , а вместо этого поддержали претензии Чехословакии . [52] Дмовский долгое время восхвалял чехов как образец национального восстановления перед лицом германизации, и, несмотря на его споры с чешскими политическими лидерами, его мнение о чешском народе в целом оставалось положительным. [53]
Будучи всегда политическим противником Пилсудского, Дмовский выступал за то, что он называл «национальным государством», государством, в котором граждане говорили бы по-польски и исповедовали римско-католическую веру. [54] Если видение Польши Пилсудским основывалось на историческом многоэтническом государстве, существовавшем при династии Ягеллонов , которое он надеялся воссоздать с помощью многонациональной федерации ( Мендзыморской федерации), [55] Видением Дмовского было раннее Польское королевство, которым управляла династия Пястов , этнически и религиозно однородное. [54] Пилсудский верил в широкое определение польского гражданства, согласно которому люди разных языков, культур и вероисповеданий должны были быть объединены общей лояльностью к возрожденному польскому государству. [56] [57] Дмовский считал взгляды Пилсудского опасной чепухой и считал, что присутствие большого количества этнических меньшинств подорвет безопасность польского государства. На Парижской мирной конференции он решительно выступал против Договора о правах меньшинств, навязанного Польше союзниками.
Сам Дмовский был разочарован Версальским договором , отчасти потому, что он был категорически против Договора о правах меньшинств, навязанного Польше, а отчасти потому, что он хотел, чтобы немецко-польская граница проходила несколько дальше на запад, чем позволял Версаль. В обоих этих разочарованиях Дмовский винил, по его словам, «международный еврейский заговор». На протяжении всей своей жизни Дмовский утверждал, что британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж был подкуплен синдикатом немецко-еврейских финансистов, чтобы дать Польше то, что Дмовский считал неблагоприятной границей с Германией. Его отношения с Ллойд Джорджем были очень плохими. Дмовский считал Ллойд Джорджа высокомерным, беспринципным и последовательным сторонником принятия решений против претензий Польши на Запад и Восток. [58] Дмовский был очень оскорблен незнанием Ллойд Джорджем польских дел и в особенности возмутился его незнанием речного транспорта на Висле . [58] Дмовский назвал Ллойд Джорджа «агентом евреев». [58] Ллойд Джордж, в свою очередь, заявил в 1939 году, что «Польша заслужила свою судьбу». [59]
Дальнейшая жизнь [ править ]
Дмовский был депутатом Законодательного сейма 1919 года , но присутствовал только на одной сессии, считая Сейм слишком хаотичным, чтобы он мог оказывать большое влияние; он также провел большую часть этого года либо в Париже, либо выздоравливая от легочной инфекции в Алжире . [60] Он реорганизовал Национал-демократов в новую партию — национальный союз Народный . [21] Во время советско-польской войны он был членом Совета национальной обороны и ярым критиком политики Пилсудского. [21] [60] После войны восточные границы Польши были похожи, хотя и несколько меньше, на так называемую « Линию Дмовского» . [60]
Когда в начале 1920-х годов пришло время писать конституцию Польши, национал-демократы настаивали на слабом президентстве и сильной законодательной власти. Дмовский был убежден, что Пилсудский станет президентом, и считал слабый мандат исполнительной власти лучшим способом нанести вред своему сопернику. Конституция 1921 года действительно предусматривала правительство со слабой исполнительной властью. [61] Когда Габриэль Нарутович , друг Пилсудского, был избран президентом Сейма в считали, 1922 году, многие среди endecja что он был избран при поддержке партий, представляющих национальные меньшинства , при заметной поддержке польского еврейского политика Ицхака. Грюнбаум . [62] [63] После избрания Нарутовича национал-демократы начали масштабную кампанию по очернению «еврейского президента», избранного «иностранцами». [63] Впоследствии фанатичный сторонник национал-демократов, художник Элигиуш Невядомский убил Нарутовича. [62]
Он был министром иностранных дел с октября по декабрь 1923 года в правительстве Винсенти Витоса . [60] В том же году он получил орден Polonia Restituta от правительства Владислава Сикорского . [60]
В 1926 году, после майского государственного переворота Пилсудского , Дмовский основал Лагерь Великой Польши ( Obóz Wielkiej Polski ), хотя он оказался скорее идеологом, чем лидером, поскольку его заменили новые, более молодые политики. [64] [65] В 1928 году он основал Национальную партию ( Stronnictwo Narodowe ). [64] Он продолжал публиковать газетные статьи, брошюры и книги. [64] Из-за ухудшения здоровья к 1930 году он в основном ушел из политики. [21] В 1934 году часть молодежного крыла Эндеции сочла Дмовского недостаточно жестким, на их вкус, и откололась, чтобы основать более радикальный Национальный радикальный лагерь (известный под польской аббревиатурой как ОНР). [64] Его последней крупной кампанией была серия политических нападок на предполагаемых «иудео-масонских» соратников президента Игнация Мосцицкого . [66]
Смерть [ править ]
Ослабев здоровье, Дмовский переехал в деревню Дроздово недалеко от Ломжи , где и умер 2 января 1939 года в возрасте 74 лет. [67]
Дмовский был похоронен на Бродненском кладбище в Варшаве в семейной могиле. [67] На его похоронах присутствовало много людей. [67] с числом участников не менее 100 000 человек; Пилсудского правительство , наследие Санацкое , отнеслось к нему с пренебрежением без присутствия какого-либо официального представителя. [68]
Политическое мировоззрение [ править ]
Теоретик национализма [ править ]
С ранних студенческих лет Дмовский был противником социализма и с подозрением относился к федерализму ; он желал независимости Польши и сильного польского государства и считал, что социализм и примирительная федералистская политика ставят международную идею выше национальной. [5] [69] С годами он стал влиятельным европейским мыслителем-националистом. [47] [70] Дмовский имел учёное образование и поэтому предпочитал логику и разум эмоциям и страсти. [71] Однажды он сказал известному пианисту Игнацию Яну Падеревскому , что музыка — это «простой шум». [71] Дмовский был твердо убежден, что поляки должны отказаться от того, что он считал глупым романтическим национализмом и бесполезными жестами неповиновения, и вместо этого должны усердно работать над тем, чтобы стать бизнесменами и учеными. [71] [72] Дмовский находился под сильным влиянием теорий социал-дарвинизма , популярных в то время в западном мире, и видел жизнь как беспощадную борьбу между «сильными» нациями, которые доминировали, и «слабыми» нациями, над которыми доминировали. [71]
В своей книге 1902 года Myśli nowoczesnego Polaka ( «Мысли современного поляка ») Дмовский осудил все формы польского романтического национализма и традиционные польские ценности. [9] Он резко критиковал идею Польши как духовную концепцию и как культурную идею. [9] Вместо этого Дмовский утверждал, что Польша была просто физическим образованием, которое необходимо было создать посредством прагматических переговоров и переговоров, а не посредством того, что Дмовский считал бессмысленными восстаниями – обреченными на провал еще до того, как они начались – против разделяющих держав. [9] По мнению Дмовского, полякам был нужен «здоровый национальный эгоизм», который не руководствовался бы тем, что Дмовский считал нереалистичными политическими принципами христианства. [9] В той же книге Дмовский обвинил в падении старого Содружества его традицию толерантности. [9] Поначалу Дмовский критически относился к христианству, но считал, что некоторые секты христианства приносят пользу определенным народам, не обязательно Польше. Позже, в 1927 году, он пересмотрел эту прежнюю точку зрения и отказался от критики католицизма, считая его неотъемлемой частью польской идентичности. [73] Дмовский рассматривал все меньшинства как ослабляющих агентов внутри нации, которых необходимо очистить. [9] [74] В своей книге 1927 года «Церковь, нация и государство» ( «Церковь, нация и государство ») Дмовский писал:
«Католицизм не является дополнением к польскости; он каким-то образом укоренен в самом его существовании и в значительной степени даже формирует его существование. Попытка отделить католицизм от польскости в Польше, отрезав нацию от религии и Церкви, означала бы уничтожение Польское государство является католическим государством не потому, что подавляющее большинство его жителей являются католиками или из-за процентного содержания католиков. словом, потому что мы — национальное государство, и наш народ — католический народ». [75]
В предвоенные годы история Польши была спорной, поскольку различные идеологические силы тянули польских националистов в противоположных направлениях, представленных Дмовским и Пилсудским. [76] На протяжении всей своей карьеры Дмовский глубоко не любил Пилсудского и многое из того, за что он выступал. [71] Дмовский происходил из обедневшей городской среды и мало любил традиционную элитарную социальную структуру Польши. [70] [71] Вместо этого Дмовский выступал за программу модернизации и считал, что поляки должны перестать ностальгически оглядываться на старое Польско-Литовское Содружество , которое Дмовский глубоко презирал, и вместо этого должны принять «современный мир». [71] В частности, Дмовский презирал старое Содружество за его многонациональную структуру и религиозную терпимость. [71] Он рассматривал этнические меньшинства в Польше (евреи, белорусы, литовцы и украинцы) как прямую угрозу культурной самобытности, целостности и этническому сплочению Польши, находящуюся в прямой конкуренции с польской мелкой буржуазией (мелкой буржуазией, также известной как полуавтономное крестьянство). ), с которым он отождествлял себя. [72] Дмовский утверждал, что хорошие граждане должны иметь только одну преданность нации, и золотой середины не существует. [77] В его идеальном представлении о Польше не было бы этнических меньшинств; их либо полонизируют , либо заставят эмигрировать. [78] Успех его националистических идей, также перенятых и пропагандируемых националистами в других странах (например, в Литве и Украине), способствовал исчезновению толерантной, многоэтнической польско-литовской идентичности . [77]
Дмовский восхищался итальянским фашизмом . Летом 1926 года Дмовский написал серию статей, восхваляющих Муссолини и итальянскую фашистскую модель, и помог организовать Лагерь Великой Польши (ОВП), широкий фронт против Санации, созданный по образцу итальянского фашизма и известный своей антиеврейской риторикой. и насилие. [79] [80] Позже он, тем не менее, постарался добиться того, чтобы OWM не стала слепо копировать итальянские или немецкие модели. [65]
Антисемитизм [ править ]
Дмовский часто заявлял о своей вере в «международный еврейский заговор», направленный против Польши. [81] В своем эссе «Евреи на войне», написанном о Первой мировой войне, [82] Дмовский утверждал, что сионизм был лишь прикрытием, скрывавшим стремление евреев править миром. Дмовский утверждал, что как только еврейское государство будет создано в Палестине , оно станет «оперативной основой для действий во всем мире». [83] В том же эссе Дмовский обвинил евреев в том, что они являются самым опасным врагом Польши и работают рука об руку с немцами, чтобы снова расчленить Польшу. [84] Дмовский считал, что 3 000 000 польских евреев слишком многочисленны, чтобы их можно было поглотить и ассимилировать в польской католической культуре . [85] Дмовский выступал за эмиграцию всего еврейского населения Польши как решение того, что он считал «еврейской проблемой» Польши. [86] и со временем стал выступать за ужесточение жестких мер против еврейского меньшинства. [87] хотя он никогда не предлагал убивать евреев. [66] Он выступал против физического насилия, [23] [88] вместо этого выступая за бойкот еврейского бизнеса , [89] позже дополнено их разделением в культурной сфере (посредством такой политики, как numerus clausus ). [64] [85] Дмовский сделал антисемитизм центральным элементом радикального националистического мировоззрения Endecja. Крестовый поход Эндеки против еврейских культурных ценностей приобретал все большую интенсивность во время антисемитизма 1930-х годов, но крупных погромов или жестоких нападений на евреев в Польше не было до тех пор, пока немецкие нацисты не оккупировали Польшу и не сделали ее своей миссией в 1939–1944 годах. [90] В своем романе «Dziedzictwo » 1931 года Дмовский писал: «Еврейская женщина всегда будет евреем, еврейским мужчиной, евреем. У них другая кожа, они пахнут по-другому, они несут зло среди народов». [91] [92] В своем эссе 1938 года «Гитлеризм и евреи» Дмовский писал:
«Инструментом евреев был Вильсон, который был обеспокоен тем, чтобы союзные войска не пересекли немецкую границу... Ллойд Джордж не позволил регионам стать частью Польши, как это было раньше: подавляющее большинство нашей Верхней Силезии, Мальборга, Штума и Квидзын, а также Гданьск действовали как агенты евреев, и ничто не создавало впечатление, что Вильсон был менее зависим от них. Поэтому евреи заключили соглашение с немецким масонством, которое в обмен на помощь. конференция по пограничному вопросу согласилась предоставить им лидирующие позиции в Германской республике. В конце концов, после мира, евреи работали на Германию и против Польши в Англии, Америке и даже во Франции, но особенно в Германии. становился все менее и менее немецким государством и все более еврейским». [93]
По мнению Дмовского, одной из главных проблем Польши было то, что недостаточно польскоязычных католиков принадлежали к среднему классу, в то время как слишком много этнических немцев и евреев относились к нему. Чтобы решить эту предполагаемую проблему, он предложил политику конфискации богатства евреев и этнических немцев и перераспределения его среди польских католиков. Дмовскому так и не удалось добиться принятия этой программы в качестве закона в Сейме , но национал-демократы часто организовывали кампании бойкота «Покупай польское» против немецких и еврейских магазинов. Первый антисемитский бойкот Дмовского произошел в 1912 году, когда он попытался организовать тотальный бойкот еврейского бизнеса в Варшаве в качестве «наказания» за поражение некоторых кандидатов от Endecja на выборах в Думу , в которых Дмовский обвинил еврейское население Варшавы. [94] На протяжении всей своей жизни Дмовский ассоциировал евреев с немцами как с главными врагами Польши; Истоки этой идентификации проистекают из глубокого гнева Дмовского по поводу насильственной политики «германизации», проводимой немецким правительством против польского меньшинства в имперский период , а также по поводу того факта, что большинство евреев, живущих на спорных немецких/польских территориях, предпочли ассимилироваться с немецкой культурой, а не с польской культурой. [95] По мнению Дмовского, еврейскую общину не привлекало дело независимости Польши, и она, вероятно, вступит в союз с потенциальными врагами польского государства, если это принесет пользу их статусу. [95]
Дмовский также был ярым противником масонства . [64] а также феминизма . [96]
и Признание наследие
Дмовский считается одним из самых влиятельных консервативных политиков в истории современной Польши, хотя его наследие противоречиво, и он продолжает оставаться весьма поляризующей фигурой. Его называли «отцом польского национализма » и «иконой современного польского политического правого», который, как подписавший Версальский договор , сыграл решающую роль в восстановлении независимости Польши после Первой мировой войны . [97] [26] [98] Напротив, его называют основателем современного польского антисемитизма и критикуют за пренебрежение правами женщин . [99] О жизни и творчестве Дмовского написано множество научных статей и книг. Анджей Валицкий в 1999 году отметил, что основными источниками о Дмовском являются Анджея Мицевского » «Роман Дмовский (1971), Романа Вапиньского » « Роман Дмовский (1988) и Кшиштофа Кавалца ( «Роман Дмовский» 1996). [26]
Наследие Дмовского, подавляемое в коммунистической Польше , получило более широкое признание после падения коммунизма в 1989 году мост во Вроцлаве . В 1992 году в его честь был назван [100] В ноябре 2006 года памятник Роману Дмовскому в Варшаве был открыт ; это привело к серии протестов со стороны организаций, которые считают Дмовского фашистом и врагом прогрессивной политики ; из-за аналогичных протестов планы по возведению статуй или мемориалов в других местах были отложены. [101] [102] [103] Политический обозреватель Януш Майчерек писал в 2005 году: «Вместо современной Консервативной партии, которая смогла модернизировать Великобританию или Испанию, мы находим в Польше дешевую копию Endecja , в которой старомодный довоенный национализм смешивается с католицизмом до II Ватиканского собора, объединенным в своем неприятии модернизации и недоверии к Западу». [104] И Ярослав Качиньский , и Лех Качиньский называли Дмовского источником вдохновения. Лех, тогдашний мэр Варшавы, поддержал возведение статуи Дмовского в 2006 году. [98]
8 января 1999 года он был удостоен награды Сейма Польши специальным законом «за заслуги в обеспечении независимости Польши и расширении польского национального самосознания». В документе он также удостаивается чести за основание польской школы политического реализма и ответственности, формирование польских (особенно западных) границ и «подчеркивание прочной связи между католицизмом и польскостью для выживания нации и восстановления государства». [70] [105]
Дмовский был награжден несколькими государственными наградами: Большим крестом, орденом Возрождения Польши (1923), орденом Звезды Румынии и орденом Оранже-Нассау . Он получил почетные степени Кембриджского университета (1916 г.) и Познаньского университета (1923 г.). От других наград он отказался. [106] 11 ноября 2018 года (100-летие Независимости Польши) посмертно награжден Орденом Белого Орла .
Избранные работы [ править ]
- Мысли современного поляка , 1902.
- Германия, Россия и польское дело , 1908 г. Французский перевод опубликован под названием: La questions polonaise (Париж, 1909 г.).
- Сепаратизм евреев и его источники , 1909.
- Упадок консервативной мысли в Польше , 1914 год.
- Польская политика и восстановление государства , 1925.
- О правительстве , 1927 год.
- Церковь, нация и государство, 1927.
- Мир после войны и Польша , 1931 год.
- Переворот , 1934 год.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ В лагере Великой Польши с 1926 г.
- ^ Валицкий 1999, стр.46.
- ^ Йоханн Палл Арнасон; Натали Дойл (2010). Области и разделы европейской истории . Издательство Ливерпульского университета. п. 93. ИСБН 978-1-84631-214-4 .
- ^ Лаура Энн Краго (1993). Национализм, религия, гражданство и работа в развитии польского рабочего класса и польского профсоюзного движения, 1815–1929: сравнительное исследование текстильных рабочих русской Польши и горняков и металлистов Верхней Силезии . Йельский университет. п. 168.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хшановский и Конопчинский (1946), стр.213.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.214.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Коссерт р. 90
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ежи Ян Лерский (1996). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 115. ИСБН 978-0-313-26007-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хшановский и Конопчинский (1946), стр.215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Замойский, Адам «Польский путь» , стр. 329.
- ^ Zamoyski pages 329–330.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хшановский и Конопчинский (1946), стр.216.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Коссерт р. 91
- ^ Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пугало Пресс. п. 108 . ISBN 0-8108-4927-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Zamoyski page 330.
- ^ Валицкий 1999, стр.25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хшановский и Конопчинский (1946), стр.217.
- ^ Zamoyski page 332.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коссерт р. 95
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Валицкий 1999, стр.26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хшановский и Конопчинский (1946), стр.218.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лерский 1996, стр.116.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хшановский и Конопчинский (1946), стр.219.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.28.
- ^ Джоанна Б. Михлик (2006). Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время . Университет Небраски Пресс. п. 64. ИСБН 978-0-8032-5637-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Замойский, Адам «Польский путь» , стр. 333.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Валицкий, А. (1 декабря 1999 г.). «Тревожное наследие Романа Дмовского». Восточноевропейская политика и общества . 14 (1): 12–46. дои : 10.1177/0888325400014001002 . S2CID 145366684 . , стр.12
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.220.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Zamoyski page 334.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.221.
- ^ Иммануэль Гейсс «Так называемая польская приграничная зона 1914–1918». Варшава 1964 г.
- ^ Гоеман, HE (2000). Война и наказание: причины прекращения войны и Первой мировой войны . Издательство Принстонского университета. п. 105.
- ^ Станислав Шимицек, Правда или гипотеза?: Потери Германии в гражданской войне на Востоке , Zachodnia Agencia Prasowa, 1966, стр. 366.
- ^ К порогу власти, 1922/33: Истоки и динамика фашистских и националистических социалистических диктатур , стр. 151–52.
- ^ Бартов, Омер; Вайц, Эрик Д. (2013). Зона развала империй: сосуществование и насилие на границах Германии, Габсбургов, России и Османской империи . Издательство Университета Индианы. п. 55.
- ^ Красный принц: Тайная жизнь Габсбургского эрцгерцога Тимоти Снайдер «Об аннексиях и этнических чистках см. Geiss, Der Polnische Grenzstreifen»
- ^ Абсолютное разрушение: военная культура и практика войны в имперской Германии Изабель В. Халл, стр. 233 Cornell University Press, 2005 г.
- ^ Эволюция политической системы в Польше в 1914–1998 гг. Т. 1. Восстановление независимого государства и его развитие до 1945 года. Часть 1, Сборник исследований 1999. Польская западная мысль XIX и XX веков Чубинский Антоний
- ^ Макмиллан, Маргарет Пэрис, 1919 г., страницы 209–210 и 212.
- ^ Макмиллан, страницы 212–213.
- ^ Макмиллан, страница 210.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макмиллан, стр. 212.
- ^ Валицкий, 1999, стр. 2930.
- ^ Макмиллан, страница 213.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Макмиллан, страницы 213–214.
- ^ Макмиллан, страница 214.
- ^ Урбанковский, Богдан (1997). Юзеф Пилсудский: мечтатель и стратег (на польском языке). Том 1–2. Варшава: Издательство АЛЬФА. стр. 499–501. ISBN 978-83-7001-914-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лундгрин-Нильсен, К. Польская проблема на Парижской мирной конференции, страницы 131–134 и страницы 231–233.
- ^ Лундгрин-Нильсен, страницы 223–224.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лундгрин-Нильсен, стр. 225.
- ^ Лундгрин-Нильсен, страницы 225–226.
- ^ Лундгрин-Нильсен, страницы 238–240.
- ^ Подборка сочинений Романа Дмовского: Сноски к «Польской политике и реконструкции государства». Церковь, нация и государство. Послевоенный мир и Польша Роман Дмовский, Антонина Богдан, Станислав Боярчук Институт Романа Дмовского, стр. 210 1988 – История
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мечислав Б. Бискупский (2000). История Польши . Издательская группа Гринвуд. п. 57 . ISBN 978-0-313-30571-9 .
- ^ Енджеевич, Вацлав (1991). Пилсудский: Жизнь за Польшу . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. стр. 13. ISBN 978-0-87052-747-0 .
- ^ Тимоти Снайдер (2003). Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг . Издательство Йельского университета. п. 144. ИСБН 978-0-300-10586-5 .
- ^ Джошуа Д. Циммерман (2004). Поляки, евреи и политика национальностей: Бунд и Польская социалистическая партия в позднецарской России, 1892–1914 гг . Университет Висконсин Пресс. п. 166. ИСБН 978-0-299-19463-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лундгрин-Нильсен, стр. 217.
- ^ Норман Дэвис (2005). Божья площадка . Издательство Оксфордского университета. стр. 282–283 . ISBN 0199253404 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хшановский и Конопчинский (1946), стр.222.
- ^ Зара С. Штайнер (2005). Погасший свет: Европейская международная история, 1919–1933 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 295. ИСБН 978-0-19-822114-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стэнли С. Сокол (1992). Польский биографический словарь: профили почти 900 поляков, внесших значительный вклад в мировую цивилизацию . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 276 . ISBN 978-0-86516-245-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хшановский и Конопчинский (1946), стр.223
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Замойский, Адам «Польский путь» , стр. 347.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хшановский и Конопчинский (1946), стр.224.
- ^ Анита Пражмовска (2009). Игнаций Падеревский: Польша . Издательство Дома. стр. 138. ISBN 978-1-905791-70-5 .
- ^ Валицкий 1999, стр.23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Валицкий 1999, стр.14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Макмиллан, Маргарет Пэрис, 1919, стр. 209.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.15.
- ^ Модрас, Рональд (1994). Католическая церковь и антисемитизм в Польше, 1933–1939 гг . Чур. п. 30.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Валицкий 1999, стр.32.
- ^ Коссерт с. 97
- ^ Патрис М. Дабровский, «Использование и злоупотребления польским прошлым Юзефа Пилсудского и Романа Дмовского», The Polish Review (2011) 56 № 1, стр. 73-109
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.19-20.
- ^ Рональд Модрас (17 августа 2005 г.). Католическая церковь и антисемитизм . Рутледж. п. 23. ISBN 978-1-135-28617-0 .
- ^ Киприан Бламирес; Пол Джексон (2006). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 177. ИСБН 978-1-57607-940-9 .
- ^ Николай Станислав Куницкий (2012). Между коричневыми и красными: национализм, католицизм и коммунизм в Польше двадцатого века - Политика Болеслава Пясецкого . Издательство Университета Огайо. стр. 10–12. ISBN 978-0-8214-4420-7 .
- ^ Рафал Панковски (25 февраля 2010 г.). Популистские радикальные правые в Польше: Патриоты . Рутледж. п. 26. ISBN 978-1-135-15097-6 .
- ↑ страницы 301–308 его книги 1925 года «Польская политика и восстановление государства».
- ^ Дэвид Паттерсон (9 февраля 2015 г.). Антисемитизм и его метафизические истоки . Издательство Кембриджского университета. п. 195. ИСБН 978-1-107-04074-8 .
- ^ Мендельсон, стр. 38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валицкий 1999, стр.33.
- ^ Гуннар С. Паулссон (2002). Тайный город: Скрытые евреи Варшавы, 1940–1945 гг . Издательство Йельского университета. п. 38 . ISBN 9780300095463 .
- ^ Паулссон, стр. 70.
- ^ Ричард С. Леви (2005). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . АВС-КЛИО. п. 182. ИСБН 978-1-85109-439-4 .
- ^ Валицкий 1999, стр.28-29.
- ^ Исраэль Оппенгейм, «Радикализация антиеврейской линии Эндеки во время и после революции 1905 года», Швут (2000), Том. 9, стр. 32–66.
- ^ Коссерт, стр. 98–99.
- ^ Хейнс, Ребекка; Рэди, Мартин (2011). В тени Гитлера: деятели правых в Центральной и Восточной Европе . Лондон: ИБ Таурис. п. 98-99. ISBN 9781845116972 .
- ^ Коссерт с. 98
- ^ Паулссон, стр. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паулссон, стр. 41.
- ^ Ева Плах (2006). Столкновение моральных наций: культурная политика в Польше Пилсудского, 1926–1935 гг . Издательство Университета Огайо. п. 25. ISBN 978-0-8214-1695-2 .
- ^ Области и разделы европейской истории . Йоханн Палл Арнасон, Натали Дж. Дойл. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. 2010 с. 93. ИСБН 978-1-84631-525-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коссерт с.100.
- ^ Кшеминский, Иренеуш (2016). «Дмовский и национально-католический антисемитизм» (PDF) . Никогда больше (22).
- ^ «Мосты Романа Дмовского, Вроцлав» (на польском языке). dolny-slask.org.pl . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ news.wp.pl. «Открыт памятник Роману Дмовскому – Новости» . Новости.WP.PL . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ «Роману Дмовскому за памятник. Сделает ли Белосток шаг назад?» (на польском языке). Выборча.пл. 3 февраля 2002 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ «Дмовский обвешан воздушными шарами. Но только метафорически» . M.wyborcza.pl. 9 ноября 2011 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ Коссерт стр.102
- ^ «Постановление Сейма Республики Польша от 8 января 1999 года о почтинии памяти Романа Дмовского» . (29,7 КБ)
- ^ Кунерт и Смогожевска 1998, 388.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Цанг, Джоэл: «Оппозиционные партии в Польше и их отношение к евреям и еврейскому вопросу», Еврейские социальные исследования , том 1, выпуск № 2, 1939. страницы 241–256.
- Дабровский, Патрис М. «Использование и злоупотребления польским прошлым Юзефом Пилсудским и Романом Дмовским», The Polish Review (2011) 56 № 1, стр. 73–109 в JSTOR
- Дэвис, Норман «Ллойд Джордж и Польша, 1919–20», Журнал современной истории , (1971) 6 № 3, стр. 132–54 в JSTOR
- Фонтан, Элвин Маркус Роман Дмовский: партия, тактика, идеология 1895–1907 , Боулдер: восточноевропейские монографии, 1980 ISBN 0-914710-53-2 .
- Грот, Александр Дж. «Дмовский, Пилсудский и этнический конфликт в Польше до 1939 года», Канадско-американские славянские исследования (1969) 3 № 1, стр. 69–91.
- Комарницкий, Тит Возрождение Польской Республики: исследование дипломатической истории Европы, 1914–1920 гг ., Лондон, 1957.
- Коссерт, Андреас. «Отец-основатель современной Польши и националистический антисемит: Роман Дмовский», в книге « В тени Гитлера: правые личности в Центральной и Восточной Европе» под редакцией Ребекки Хейнс и Мартина Рэди, (2011), стр. 89–105.
- Лундгрин-Нильсен, К. Польская проблема на Парижской мирной конференции: исследование политики великих держав и поляков, 1918–1919 : Оденсе, 1979.
- Макмиллан, Маргарет Пэрис 1919: шесть месяцев, которые изменили мир , Нью-Йорк: Random House, 2003, 2002, 2001 ISBN 0-375-50826-0 , стр. 207–28.
- Мендельсон, Эзра. Евреи Восточной и Центральной Европы между мировыми войнами , Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1983. ISBN 0-253-33160-9 .
- Портер, Брайан. Когда национализм начал ненавидеть. Представляя современную политику в Польше девятнадцатого века (Oxford University Press, 2000). ISBN 0-19-515187-9
- Зейтц, Ричард Джордж. «Дмовский, Пилсудский и идеологическое столкновение во Второй Польской республике». Докторская диссертация, Вашингтонский университет, 1975.
- Валасек, Польская армия Пола С. Халлера во Франции , Чикаго: 2006 г. ISBN 0-9779757-0-3 .
- Валицкий, Анджей. «Тревожное наследие Романа Дмовского», East European Politics & Societies (2000) 14 № 1, стр. 12–46. подчеркивает ксенофобию, антисемитизм и роль церкви
- Вандич, Петр Стефан «Политика Дмовского и Парижская мирная конференция: успех или неудача?» из «Реконструкции Польши, 1914–23 » под редакцией П. Латавского: Лондон, 1992.
- Вандич, Петр С. «Место Польши в Европе в концепциях Пилсудского и Дмовского», East European Politics & Societies (1990) 4 № 3, стр. 451–468.
- Замойский, Адам Польский путь. Тысячелетняя история поляков и их культуры , Лондон: John Murray Ltd, 1987. ISBN 0-7195-4674-5 .
На польском языке [ править ]
- Фришке, Анджей (1989). О форме независимости . Варшава: Библиотека «Вези». ISBN 83-7006-014-5 .
- Кунерт, Анджей Кшиштоф ; Малгожата Смогожевска (1998). Депутаты и сенаторы Республики Польша 1919–1939 гг. Биографический словарь. Том I, AD . Варшава: Wydawnictwo Sejmowe. ISBN 83-7059-392-5 .
- Вапинский, Роман (1989). Роман Дмовский . Люблин: Wydawnictwo Lubelskie. ISBN 83-222-0480-9 .
- Игнаций Хшановский; Владислав Конопчинский (1946). Стефан Баторий (на польском языке). Том В.
{{cite encyclopedia}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки [ править ]
- Сайт, посвященный Роману Дмовскому
- Похороны Романа Дмовского (видео)
- Документальный фильм TVP Opole о Романе Дмовском
- Газетные вырезки о Романе Дмовском в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- Работы Романа Дмовского в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1864 рождения
- 1939 смертей
- Писатели из Варшавы
- Политики Варшавской губернии
- Польские католики
- Члены Национальной лиги (Польша)
- Политики Национал-демократической партии (Польша)
- Популярные политики Национального союза
- Политики Национальной партии (Польша)
- Лагерь политиков Великой Польши
- Министры иностранных дел Второй Польской Республики
- Члены 2-й Государственной думы Российской империи.
- Депутаты III Государственной думы Российской империи.
- Члены Польского национального комитета (1917–1919).
- Члены Законодательного сейма Второй Польской Республики
- Польские дипломаты
- Польские националисты
- Антисемитизм в Польше
- Поздний современный христианский антисемитизм
- Члены Ассоциации польской молодежи «Зет».
- Польские ссыльные в Российской империи
- Польские политические писатели
- Польские журналисты
- Редакторы польских газет
- Выпускники Варшавского университета
- Большие кресты ордена Polonia Restituta
- Кавалеры Ордена Звезды Румынии.
- Кавалеры ордена Оранж-Нассау.
- Польские антикоммунисты
- Польские активисты за независимость