Прометеизм
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( февраль 2024 г. ) |
Прометеизм или Прометеизм ( польский : Prometeizm ) — политический проект, инициированный Юзефом Пилсудским , главным государственным деятелем Второй Польской Республики с 1918 по 1935 год. Его целью было ослабить Российскую империю и ее государства-преемники, включая Советский Союз , путем поддержки националистические движения за независимость среди основных нерусских народов , проживавших в границах России и Советского Союза. [1]
По данным американской разведки, «Прометей» был создан в Турции «различными русскими и кавказскими народами, в основном из тех стран, которые пользовались независимостью в 1917-1923 годах». Прометей был вынужден покинуть Турцию после русско-турецкого договора 1921 года и перебрался в Варшаву . Французский обзор «Прометей», издававшийся в 1927–1940 годах грузинским журналистом Георгием Гвазавой и под редакцией украинского политика проф. Александр Шульгин и его сын Ростислав считались «рупором организации «Прометей» в Польше». Другими важными членами «Прометея» были азербайджанский политик Мухаммед Амин Расулзаде , казахский политик Мирджакып Дулатулы (Мир Якуб) и Джафер Сейдамет Кырымер (член Национального правительства Крыма), а также профессор Украинского свободного университета Роман Смаль-Стоцкий . [2] [3] [4]
В период между мировыми войнами Прометеизм и другая концепция Пилсудского, «федерация Междуморья », представляли собой две взаимодополняющие геополитические стратегии для него и некоторых из его политических наследников. [5]
Источники прометеизма
[ редактировать ]
Разработке Прометеизма Пилсудским способствовало глубокое знание Российской империи, полученное во время ссылки ее правительством в Восточную Сибирь . Термин «Прометеизм» был предложен греческим мифом о Прометее , чей дар огня человечеству, вопреки Зевсу , стал символизировать просвещение и сопротивление деспотической власти. [6]
Краткая история польской программы «Прометей» была изложена 12 февраля 1940 года Эдмундом Харашкевичем , польской военной разведки офицером , в обязанности которого с 1927 года до начала Второй мировой войны в Европе в сентябре 1939 года входила координация польской программы «Прометей». Харашкевич написал свою статью в Париже после побега из Польши, захваченной нацистской Германией и Советским Союзом . [7]
Создателем и душой прометеевской концепции [писал Харашкевич] был маршал Пилсудский , который еще в 1904 году в докладной записке японскому которые правительству указывал на необходимость использования в борьбе против России многочисленных нерусских народов, населяли бассейны Балтийского , Черного и Каспийского морей и подчеркивали, что польская нация в силу своей истории, свободолюбия и бескомпромиссной позиции по отношению к [трем империям, которые отделили Польшу от политического существования в конце XVIII в.] в этой борьбе, несомненно, занял бы ведущее место и способствовал бы делу освобождения других наций, угнетенных Россией. [8]
Ключевой отрывок из меморандума Пилсудского 1904 года гласит:
Сила и значение Польши среди составных частей Российского государства побуждают нас поставить перед собой политическую цель — расчленение Российского государства на его основные составляющие и освобождение стран, насильственно включенных в эту империю. Мы рассматриваем это не только как осуществление культурных стремлений нашей страны к самостоятельному существованию, но и как гарантию этого существования, поскольку лишенная своих завоеваний Россия будет настолько ослаблена, что перестанет быть грозным и опасным соседом. [9]
Прометеевское движение, по мнению Харашкевича, взяло свое зарождение из национального возрождения, начавшегося в конце XIX века среди многих народов Российской империи. Это возрождение возникло в результате социального процесса, который привел в России к революции. Почти все социалистические партии, созданные в этнически нерусских общинах, приняли национальный характер и поставили независимость во главу угла своей повестки дня: так было в Польше , Украине , Финляндии , Латвии , Литве , Грузии и Азербайджане . Эти социалистические партии возглавят движения за независимость своих народов. Если во всех этих странах существовали организации чисто национального характера, также отстаивавшие независимость, то социалистические партии именно потому, что связывали реализацию своих стремлений к независимости с общественным движением в России, проявили больший динамизм. народы Балтийского моря бассейна — Польша , Финляндия , Эстония , Латвия и Литва . В конечном итоге победу одержали Вторая мировая война , все сохранили свою независимость. Народы бассейна Черного и Каспийского морей — Украина , донское казачество , Кубань , Крым , Грузия , Азербайджан , Армения , Северный Кавказ — политически освободились в 1919–1921 годах, но затем утратили свою независимость от Советской России во время Гражданской войны в России . [10]
В 1917–1921 годах, по мнению Харашкевича, когда народы Балтийского, Черного и Каспийского бассейнов освобождались от опеки России, Польша была единственной страной, которая активно работала вместе с этими народами. В этих усилиях Польша встретила сопротивление со стороны западной коалиции; последний поддержал ( антикоммунистических ) белых русских в их стремлении восстановить бывшую Российскую империю. В то же время, по словам Харашкевича, Германия с помощью своих оккупационных сил усилила свое влияние в Литве и Латвии, манипулировала украинским генерал-лейтенантом Павлом Скоропадским в направлении украинской федерации с возможной будущей небольшевистской Россией и предприняла попытку немецкой гегемонии в Кавказ против политических интересов союзника Германии, Турции. По мнению Харашкевича, истинные намерения Германии наконец проявились в Брест-Литовском договоре , заключенном с большевиками в 1918 году. [11]
Однако секретная организация Aufbau, созданная в Мюнхене в 1920 году частью белых русских эмигрантов в Германии, разработала далеко идущие планы, преследовавшие те же цели, что и движение Прометея, но только соответствующие экономическим интересам Германии на востоке. Главными политическими союзниками Ауфбау были Эрих Людендорф и Адольф Гитлер как лидеры зарождающегося нацистского движения. Ауфбау стремился свергнуть большевистское правительство посредством военной интервенции и расколоть большевистскую Россию на ряд национал-социалистических государств-преемников, включая возглавляемую Украиной Черноморскую лигу, аналогичные образования в Прибалтике и Сибири, а также оставшуюся часть России. [12] Украинским представителем в Ауфбау был Иван Полтавец-Остряница, бывший канцлер антибольшевистского Украинского государства , глава Украинской национальной казачьей организации. В 1921 году Ауфбау добился финансирования армии Василия Вышиваного в два миллиона марок в обмен на торговые и промышленные уступки Германии в будущем Украинском государстве и начало вербовки, а Полтавец-Остряница вошла в Верховный совет Вышиваного в Вене. Наступление на Украину должно было сочетаться с новым наступлением в Прибалтике по образцу латвийской интервенции 1919 года Западнорусской Добровольческой армии Павла Бермондта-Авалова . Русский националистический переворот против «евреев» (т.е. большевиков) с целью установления «российской национальной крестьянской диктатуры» был запланирован на лето 1923 года под руководством Василия Бискупского и Петра Краснова . К 1923 году мюнхенский лидер Военной организации Восточной Галиции Богдан Густевич проходил военную подготовку у Эрнста Рема. и Полтавец-Остряница провозглашали, что «время продуктивной национал-социалистической революции... приблизилось». [13] Этим планам в финансовом отношении помешали внутренние разногласия внутри белой русской эмиграции, поскольку Высший монархический совет Николая Маркова выступал за восстановление Великой России при поддержке Франции и отказывался работать ни с Бермондтом-Аваловым, ни с Полтавцом-Остряницей. [14] Дальнейшее развитие планов Ауфбау было задержано из-за того, что Гитлеру не удалось захватить власть в Германии в ходе Мюнхенского пивного путча в ноябре 1923 года, но в 1933 году Полтавец-Остряница переехала в Берлин по приглашению Гитлера, и его сотрудничество с Гитлером и Альфредом Розенбергом снова активизировалось. Он поддержал планы Розенберга по созданию полуколониального украинского государства-сателлита и полностью посвятил обученные в Германии украинские казачьи войска нацистскому проекту. Сам Розенберг отвечал за помощь украинскому движению за независимость в Советской Украине в его пропагандистской и террористической деятельности. [15]
Поддержка Германией правых украинских стремлений к национальной независимости находилась в прямом противоречии с польскими планами Прометея, поскольку она повлекла за собой создание немецко-украинской границы посредством разрушения польского государства. По словам Полтавца-Остряницы, дело украинской свободы было связано с немецкой экспансией на восток и направлено «против [Советской] России, против Польши и против Франции ». За его деятельностью внимательно следила французская и польская военная разведка . [16]
Харашкевич утверждает, что подход Германии отходил от основных идеологических принципов Прометеизма, поскольку он представлял собой «эластичную, оппортунистическую платформу для отвлечения внимания, которую можно использовать в текущих немецких политических целях в любом направлении». Он подчеркивает, что в этой области между Польшей и Германией никогда не было никаких организационных или идеологических связей. Законные национальные представители прометеевских эмигрантов, союзных Польше, проявили заметную политическую лояльность к Польше. [17]
Принципы
[ редактировать ]На протяжении 1918–1939 годов, по мнению Харашкевича , польское прометеевское руководство последовательно соблюдало несколько принципов. Целью «Прометеева предприятия» было освобождение от империалистической России любого политического толка народов бассейнов Балтийского, Черного и Каспийского морей и создание ряда независимых государств в качестве общего оборонительного фронта против российской агрессии. Каждая партия Прометея уважала политический суверенитет других. Любые споры между партиями Прометея были отложены до освобождения нескольких партий из России. По обоюдному согласию польских и украинских прометеевцев (хотя иногда и не совсем искренне со стороны петлюровцев ) преимущественно украинсконаселенные районы юго-восточной Польши рассматривались как внутрипольская сфера интересов и были закрыты для украинских прометеевских организаций. . [18]
Польское прометеевское руководство, пишет Харашкевич, рассматривало другие прометеевские народности как равных партнеров в общей борьбе против русского империализма. Вопреки тому, что иногда думают, по словам Харашкевича, польский генеральный штаб не относился к различным эмигрантским сообществам Прометея просто как к политическим инструментам, которые можно было использовать в специальных целях отвлечения внимания. [19]
Прометеизм не имел организационной или политической поддержки ни в одной польской политической партии левого, правого или центристского толка. Внутри самого лагеря пилсудских [ obóz Piłsudczyków ] прометеизм нашел много противников. Польши Как это ни парадоксально, но среди молодых людей из Национал-демократической партии — главных соперников пилсудских [ Pilsudczycy ] — и некоторых других оппозиционных молодежных организаций, вопрос Прометея был спонтанно поднят и приобрел сторонников. [19]
История межвоенного сотрудничества Польши с «прометеевскими народами» распадается на пять периодов. [19]
Первый период (1918–1921)
[ редактировать ]




В первый период (1918–21) Польша установила свои новые восточные границы в войнах с Советской Россией и Украиной; ее границы с Германией, в Познаньском и Силезском восстаниях и в плебисцитных операциях в Вармии и Мазурах ; и ее южные границы в ходе плебисцита и короткой войны с Чехословакией из-за спорных территорий Тешинской Силезии , Спиша и Оравы . [19]
В Балтийском бассейне Финляндия, Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами. Польша была одной из первых стран, предоставивших им признание. [19] хотя польско-литовские отношения обострились после польско-литовской войны .
В бассейне Черного и Каспийского морей в этот период произошло освобождение Украины, Крыма, Грузии, Азербайджана, Дона, Кубани и Северного Кавказа. Признаки национального возрождения появились также в Идель-Урале и Туркестане ; там, однако, оно ограничилось созывом «Национальных собраний». [20]
Роль Польши в «Прометееве процессе» ознаменовалась заключением польско-украинского политического и военного союза ( Варшавское соглашение , апрель 1920 г.) с Симона Петлюры Украинской Народной Республикой , экспедицией Пилсудского в Киев (началась 25 апреля 1920 г.), назначение (февраль 1919 г.) Богдана Кутыловского польским министром в Украинской Народной Республике, аккредитация польского министра на Кавказе, назначение военной миссии на Кавказ и Крымской Республики предложение в Лиге Наций (17 мая , 1920) сделать Крым протекторатом Польши. [21]
Непосредственными соратниками маршала Пилсудского в этот период были Витольд Йодко , Титус Филипович , генерал Юлиан Стахевич , полковник. Валерий Славек , полковник. Тадеуш Шецель и майор. Чарнецкий, Август Залесский , Леон Василевский , Генрик Южевский , Юлиуш Лукасевич , Тадеуш Холувко , Мариан Шумлаковский , Ян Домбский , Мирослав Арчишевский , майор. Вацлав Енджеевич и Роман Кнолль . [22]
Второй период (1921–1923)
[ редактировать ]
Во время второго Прометеева периода Польши (1921–1923), после Рижского договора , положившего конец польско-советской войне , Польша продолжила свою независимую жизнь в пределах установленных восточных границ вместе со странами Балтии. Однако государства бассейна Черного и Каспийского морей утратили свою независимость, будучи поглощены Советами. То, что Харашкевич называет «законными» правительствами и политическими представителями этих прометеевских стран, эмигрировало:
- правительство Украинской Народной Республики – Польше, Франции и Чехословакии;
- правительство Грузии – Франции;
- правительство Азербайджана – Турции и Франции;
- правительства Кубани и Дона — Чехословакии;
- Горный национальный центр Северного Кавказа – в Турцию;
- Армянский национальный центр – во Францию;
- татарские национальные центры (Крым, Идель-Урал, Туркестан), в Турцию, Францию и Польшу. [23]
В этот период маршал Пилсудский все еще оставался у власти, сначала в качестве главы государства ( Naczelnik Państwa ), затем временно в качестве начальника Генерального штаба ( Sztab Główny ).В делах Прометея теперь также участвовали сменявшие друг друга начальники Генерального штаба генерал Владислав Сикорский и генерал Станислав Галлер , а также начальник II отдела Генерального штаба ( Oddział II : разведка) полковник Игнаций Матушевский . [23]
Польша работала вместе с политэмигрантами-прометеями, которые находились в официальном контакте с министерством иностранных дел Польши, с польскими дипломатическими представительствами в Стамбуле, Бухаресте, Праге, Тегеране и Париже, а также с польским генеральным штабом. Уже в 1922 году в Войско Польское была принята первая группа грузинских офицеров, рекомендованная грузинским правительством. [23]
Третий период (1923–1926)
[ редактировать ]
В третий период (1923–1926), после того как Пилсудский отошел от власти, сменявшие друг друга польские правительства исключили вопрос Прометея из своей повестки дня. Советы реализовали Иосифа Сталина национальную программу Советского Союза на нерусских территориях , провозгласив автономные республики , подавляя при этом последние порывы к независимости со стороны населения этих республик. [24]
Польские контакты с прометеевскими эмигрантами продолжались без ведома и согласия польского правительства: в военных вопросах полковник Шетцель, майор Чарнецкий и капитан Генрих Суханек-Сучекский , начальник Отдела национальностей ( Wydział ) в Министерстве внутренние дела; и в МИДе - начальник Восточного департамента Юлиуш Лукасевич . Исключение из официальной позиции польского правительства касалось грузинского прометеизма, который пользовался поддержкой как министра иностранных дел Александра Скшинского , так и начальника Генерального штаба генерала Станислава Галлера . [24]
Четвертый период (1926–1932)
[ редактировать ]Четвертый период (1926–1932), от возвращения Пилсудского к власти в результате майского переворота 1926 года до заключения польско-советского пакта о ненападении 1932 года , был периодом наиболее решительного, организованного и активного сотрудничества с прометеевскими организациями. [24]
В 1927 году проблема Прометея получила официальную организационную форму в МИД и Генеральном штабе Польши . В предыдущие периоды прометеизм рассматривался в различных высших эшелонах, но не имел единого официального дома. Теперь установилась тесная координация между МИД Польши и Генеральным штабом, как политически представляющими «прометеев вопрос», и с министерствами военных дел и внутренних дел, как косвенно связанными с ним (Военное министерство — с иностранными контрактниками; МВД — с иностранными контрактниками). , с внутренними польско-украинскими делами). [24]
Важные события этого периода включали:
Общие дела Прометея
[ редактировать ]- создание Восточного института в Варшаве с программой исследований Ближнего и Дальнего Востока , причем институт рассматривается как политический инструмент для решения общих прометеевских вопросов;
- создание в Восточном институте Молодёжного кружка востоковедов, молодёжной организации, занимающейся общими делами Прометея, с офисами в Кракове , Вильнюсе и Харбине ;
- основание ежеквартального журнала Wschód («Восток»), посвященного делам Прометея;
- учреждение академических стипендий для студентов Прометея в Варшаве , Вильнюсе , Познани , Кракове , Париже , Берлине и Каире ;
- основание четырех Прометеевских клубов в Варшаве , Париже , Хельсинки и Харбине ;
- основание в Париже и Хельсинки пропагандистских ежемесячников «Прометей» и «Прометей» ;
- установление связей сотрудничества с France-Orient в Париже . [25]
Украинские дела
[ редактировать ]- организация военного штаба Украинской Народной Республики , включающая организационно-оперативный отдел (подчиненный польскому генералу Юлиану Стахевичу ), разведывательный отдел (подчиненный II польскому отделу) и отдел пропаганды (подчиненный польскому Генеральному штабу). Офис Z);
- набор украинских офицеров- петлюровцев в качестве офицеров-контрактников в Войско Польское ;
- создание трех отдельных агентств печати : в Варшаве («АТЕ»), Париже («Офинор») и Бухаресте («Украинтаг»);
- основание Польско-украинского вестника ;
- создание в Варшаве Украинского института обучения;
- основание Всеобщего украинского совета, координирующего работу петлюровских эмигрантских центров в странах Европы. [25]
В этот период произошли два фундаментальных политических события в украинских «прометеевских делах»:
- 26 мая 1926 года убийство в Париже – по словам Харашкевича, по советскому наущению – атамана Симона Петлюры ; и
- процесс 1930 года в Киеве над Сергеем Ефремовым , который продемонстрировал существование тайной национальной организации в Украине , которая была в контакте с правительством Украинской Народной Республики . [25]
дела Кавказа
[ редактировать ]
- организация в Турции и Иране офисов по связям с Азербайджаном , Грузией и Кавказскими горами (грузинская организация осуществила около 20 экспедиций в свою страну, а Кавказская горская организация поддерживала регулярные связи со своей страной не реже одного раза в месяц) основа);
- создание Кавказского национального комитета и разработка конституции Кавказской Конфедерации;
- вербовка в Польскую армию в качестве офицеров-контрактников еще одной группы грузинских офицеров, а также азербайджанцев и кавказских горцев по рекомендации их законных национальных представителей. [26]
В этот период произошли следующие заметные политические события в делах Кавказа :
- 7 декабря 1930 года убийство в Париже советскими войсками грузинского министра Ноэ Рамишвили ; и
- заявления Шалвы Элиавы , «советского губернатора Кавказа», на съезде коммунистов Грузии в 1930 году в Тифлисе о том, что национальное движение на Кавказе находится под влиянием Кавказского национального комитета. [27]
Растущее революционное брожение на Кавказе , особенно в Азербайджане, объединило все национальные элементы Кавказа. [27]
Идель-Урал и Туркестанские дела
[ редактировать ]- независимости развитие пропаганды в Идель-Урале , Крыму и Туркестане , а также интенсивная советская полемика против прометеевской прессы;
- установление связей с этими странами;
- непосредственное участие во Всемирном мусульманском конгрессе в Иерусалиме (1931), политический аспект которого, благодаря участию представителей Прометея ( Саида Шамиля , кавказского горца и внука имама Шамиля , и Таяза Исхаки , казанского татарского интеллектуала), повернулся против Советский Союз . В этот период мировая мусульманская пресса , особенно Египта и Аравии , вела интенсивную антисоветскую кампанию. Саид Шамиль- бей был избран секретарем исполнительного центра Конгресса. [27]
Харашкевич отмечает появление в крымских политических действиях « валленродизма », выявленного на суде над Вели Ибраимовым , приговоренным Советским Союзом к смертной казни . Точно так же суд над Солтангалиевым (прямым соратником Иосифа Сталина во время его пребывания на посту комиссара по делам национальностей) раскрыл методы, используемые волжскими татарами и народами Туркестана в борьбе с советским правительством . [28]
казачье дело
[ редактировать ]Была проведена успешная кампания, которая помогла стимулировать сепаратистское движение среди многих групп казачьей эмиграции. Это внесло существенную политическую диверсию в ряды белой русской эмиграции . [29]
Этот прометеистический период также стал свидетелем развития, которое было независимым от движения, но которое в конечном итоге сыграло в нем свою роль. усилилась диверсионная деятельность В Польше ОУН , ( Организации украинских националистов ), поддерживаемая как Германией так и Чехословакией и даже Литвой . совершили множество актов экспроприации и диверсий Члены боевых подразделений ОУН на юго-востоке Польши против польской общины и правительства. Это, в свою очередь, привело к операциям польских властей по «умиротворению» против польско-украинской общины. [29]
Умиротворение, подчеркивает Харашкевич, никогда не обсуждалось заранее с польскими чиновниками «Прометея». В Министерстве иностранных дел и Генеральном штабе эти операции были недовольны, что значительно осложняло деятельность «Прометея». [29]
Однако большим потрясением для прометеистов, польских и украинских, стала смерть Тадеуша Головко , убитого членами ОУН 29 августа 1931 года в Трускавеце . [29]
Харашкевич далек от того, чтобы винить во всех трудностях Польши с ее меньшинствами , особенно украинцами (которые на большей части юго-восточной межвоенной Польши составляли большинство ), внешние, особенно немецкие, влияния. Он утверждает, что в Польше «не было запланированной, последовательной и конструктивной внутренней политики» в отношении своих меньшинств. Этот недостаток не мог сулить ничего хорошего для проекта «Прометей», когда каждый пятый гражданин Польши (то есть шесть миллионов человек) был украинцем. [30]
Более того, Советский Союз стремился в равной степени использовать внутренний беспорядок в Польше — более того, в 1921–1931 годах — в большей степени, чем немцы. Советская коммунистическая пропаганда в восточном приграничье Польши ( Kresy Wschodnie ) в сочетании с проукраинским советским отношением к Советской Украине создала сильные просоветские настроения среди польских украинцев. Это мнение сохранялось до последующих массовых советских переселений , арестов , казней и голода 1933–1938 годов. [31]
Период 1926–1932 годов ознаменовался участием большого числа поляков в начинании «Прометея»:
- в Министерстве иностранных дел : Тадеуш Холувко , Тадеуш Шецель, Станислав Гемпель, Адам Тарновский, Мирослав Арчишевский, Роман Кнолль, Юлиуш Лукасевич, Мариан Шумлаковский, Станислав Завилиховский , Ян Гавронский, Зигмунт Мостовский, Владислав Залесский, Казимеж Мариан Вышинский, Кароль Дубич-Пентер, Владислав Пельц, Ксавери Залевский, Владислав Вольский, Петр Курницкий, Вацлав Нолл;


- в Генеральном штабе : Бриг. Генерал Джулиан Стахевич , полковник. Тадеуш Шецель , полковник. Тадеуш Пелчинский , полковник. Юзеф Энглихт , майор. Эдмунд Харашкевич , майор. Влодзимеж Домбровский, майор. Станислав Глинский, майор. Ежи Кржимовский, майор. Кароль Кшевски-Лилиенфельд, капитан. Стефан Новачек, капитан. Ян Рыбчинский, лейтенант. Ян Хельцман, Юзеф Скаржиньски, Александр Евгениуш Пивницкий, Стефан Сипа, лейтенант. Антони Заремба;
- в Министерстве внутренних дел : Генрих Суханек-Сучекский, Станислав Ланецкий, Эмиль Мишкевич;
- в Министерстве образования : Александр Кавалковский, Францишек Салези Потоцкий, Здислав Мейер, Юлиуш Знанецкий, Адам Милобендзки;
- в общественно-политической сфере : сенатор Станислав Седлецкий (президент Восточного института), Вацлав Серошевский, Станислав Тшечак, Антони Винцентий Квятковский, Антони Глос-Кулак, проф. Ольгерд Гурка (генеральный секретарь и директор Восточного института), Станислав Корвин-Павловский (генеральный секретарь Восточного института), Болеслав Белявский, Станислав Юзеф Папроцкий (директор Института по изучению проблем национальных меньшинств), Леон Василевский, Влодзимеж Бончковский, Феликс Ибянский-Загора, Вацлав Винцентий Липакевич, Владислав Вельгорский (директор Института изучения Восточной Европы в Вильнюсе ), Мариан Свеховский, проф. Ян Кухаржевский, проф. Марсели Хандельсман , проф. Станислав Понятовский, проф. Людвик Коланковский, проф. Оскар Галецкий , проф. Станислав Францишек Зайончковский, проф. Юзеф Ужейский, проф. Станислав Зобер , Анджей Струг , Мариан Малиновский, Альфред Щенсны Велопольский, Войцех Стпичинский, Юзеф Лободовский, проф. Мариан Здзеховский, Владислав Войдино. [32]



Кроме того, благодаря исключительному лидерству Тадеуша Холувко в делах Прометея, ряд министров польского правительства участвовали косвенно или прямо: Валерий Славек , Александр Пристор , Август Залесский , Януш Енджеевич , Вацлав Енджеевич , Бронислав Перацкий , Адам Коч , Стефан Старжинский , Мариан Зиндрам-Косьчалковский . [33]
Отдельную категорию идеологических усилий Прометея составили работы Адама Скварчинского . [34]
В этот период (1926–1932 гг.) благоприятная политическая обстановка внутри и за пределами Польши, адекватное финансирование и, прежде всего, полное взаимное доверие между всеми участниками, обусловили исключительный уровень прометеевской активности — в ведении пропаганды внутри прометеевских стран. , в политических усилиях прометеевских эмигрантов и в пропаганде за пределами Польши. [34]
Проводились регулярные конференции, обычно с участием Тадеуша Холувко , бриг. Генерал Джулиан Стахевич ,Полковник Тадеуш Шетцель , Генрих Суханек-Сучекский , майор Эдмунд Харашкевич и чиновник Министерства иностранных дел . Харашкевич представит обширный отчет о проделанной работе, за которым последует обсуждение различных тем Прометея. [34]
Проект «Прометей» был поручен Управлению 2 только в конце 1927 или, возможно, в 1928 году. До этого он никогда не был прерогативой польского генерального штаба диверсионного подразделения (Управление А.1, позднее Управление У); таким образом, предшественник Харашкевича, полковник Пущиньский, не был обременен этой ответственностью. Пущинский, как объясняет Харашкевич, изначально не придавал значения прометеизму из-за чрезмерно оптимистической оценки нового Советского Союза ; но со временем он стал поддерживать концепцию Прометея. [35]
Пятый период (1933–1939)
[ редактировать ]Последний, пятый период довоенного польского прометеизма (1933–1939) был, по словам Харашкевича, одним из «семи голодных лет». Этому способствовал ряд событий:
- Польско -советский пакт о ненападении (1932 г.) помешал польским политикам продолжать работу Прометея в этой области. Чувствовалось, что в Советском Союзе процесс национального обновления в странах Прометея происходил в некоторой степени стихийно, благодаря существованию автономных республик , советской поддержке общего образования на национальных языках и естественной реакции протеста. среди местных народов к экономическим, религиозным и культурным явлениям; и поэтому на данный момент можно обойтись без деятельности на местах. Однако солидарность и силу политических эмигрантских общин следует сохранять. Заключение польско-советского пакта привело к тому, что МИД Польши и все польские государственные органы дистанцировались от внешних прометеевских начинаний. Это существенно снизило эффективность этих усилий и создало в международных прометеевских кругах мнение, что Польша медленно отходит от прометеизма. С этого момента весь вопрос Прометея, включая управление финансами, сосредоточился в Управлении 2 в Генерального штаба II отдел ( разведка ).
- Смерть Рамишвили и Зачвилиховского (1930 г.) и Головко (1931 г.), наиболее активных пропагандистов прометеизма, стала невосполнимой потерей для движения.
- Мировой экономический кризис и, как следствие, строгие государственные бюджеты внезапно сократили доступные средства почти на 50%, в результате чего все польские усилия свелись к минимальному уровню поддержания.
- Смерть (12 мая 1935 г.) маршала Пилсудского , основателя «Прометеизма», стала еще одним мощным ударом. По мнению Харашкевича, это оставило Прометеизм — «политическую идею редкой дальновидной силы… которая требовала пророческих [способностей] политического предсказания» — без покровителя сопоставимого авторитета. Смерть Пилсудского была воспринята народами Прометея как личная утрата. С тех пор усилия движения продолжались скорее по инерции, чем благодаря поддержке со стороны новых польских политиков.
- Адольфа Гитлера Приход к власти в Германии , создание антикоммунистического блока на оси Берлин - Рим - Токио и его стремление к сотрудничеству с национальными прометеевскими движениями создали тяжелую, запутанную ситуацию для прометеевских организаций, оставшихся в политической жизни Польши. орбита. Хотя политические силы Прометея, связанные с Польшей, обладали более высоким качеством и потенциалом, неустанная пропаганда немцев создала опасного соперника польским усилиям Прометея. Последние в этот период, по словам Харашкевича, «были совершенно лишены активности, характера и плана».
- Рост опасности на западе Польши породил во многих польских умах мнение о том, что восточную границу страны следует успокоить. [36]
До смерти Пилсудского в 1935 году в личном составе польской стороны «Прометея» мало что изменилось, за исключением официального дистанцирования руководителей правительства, особенно в Министерстве иностранных дел , из-за заключенного польско-советского пакта . Со сменой руководства правительства, начавшейся в июне 1935 года, последовал явный упадок польского руководства Прометея. «Группа полковников» потеряла свое влияние; Полковник Тадеуш Пелчинский играл гораздо менее активную роль; и его преемник полковник Мариан Юзеф Смоленский (широко известный как « Юзеф Смоленский ») и непосредственный начальник Харашкевича полковник Ян Казимеж Чястонь не приняли прометеизма. Тадеуш Кобылянский , преемник полковника Шетцеля на посту начальника Восточного отдела Министерства иностранных дел, хотя и был склонен поддерживать Прометеизм, не имел достаточно глубокой политической основы и столкнулся с существенными финансовыми трудностями. Отношения маршала Эдварда Рыдз-Смиглы и начальника Генерального штаба бригадного генерала Вацлава Теофила Стахевича , оставался до последнего неопределенным. [37]
Вторая мировая война и после нее
[ редактировать ]Программа Прометея продолжала во время Второй мировой войны интересовать другие страны, включая Германию (особенно в отношении Украины ), Финляндию (борющуюся с Советским Союзом ), Францию и соседку Советского Союза, Турцию . [38]
Эдмунд Харашкевич статью от 12 февраля 1940 года завершил свою парижскую замечанием, что « Польши отход от этих [Прометеевых] процессов никоим образом не может остановить [их], оставляя нас в стороне и подвергая нас огромным потерям, которые вытекают из старый принцип: «Тот, кто отсутствует, проигрывает». Центральное положение [Польши] в цепи Прометея диктует нам готовность и присутствие при любых дезинтеграционных процессах в России , а также ведущее польское участие в их осуществлении». [39]
После Второй мировой войны правительство Польши фактически было марионеточным государством Советского Союза и было не в состоянии возобновить признанную программу Прометея. Несмотря на это, польский народ посредством «Солидарности » сыграл важную роль в революциях 1989 года . в 1991 году Распад Советского Союза во многом подтвердил предсказания тех поляков и других людей, которые предвидели это событие и, в некоторых случаях, работали для него.
22 ноября 2007 года в Тбилиси ( Грузия статую Прометея освятили ) президент Грузии Михаил Саакашвили и президент Польши Лех Качиньский . Возведенная на земле, где, согласно греческому мифу, Титан был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам Зевсом после того, как украл огонь с Олимпа и передал его человеку, статуя прославляет усилия поляков и грузин по достижению независимости Грузии и других народов. из Российской империи и ее государства-преемника , Советского Союза .
Прометеизм вновь обрел актуальность в политическом дискурсе после российского вторжения в Украину в 2022 году . Форум « Свободные нации построссии» объединяет ряд движений, стремящихся к независимости национальных меньшинств в Российской Федерации.
См. также
[ редактировать ]- Альянс периферии - аналогичная политическая тактика, используемая Израилем
- Демография Советского Союза
- Эдмунд Харашкевич
- Доктрина Гедройца
- Историческая демография Польши
- История польских спецслужб
- Междуморье ( Междуморье )
- культура
- Национальная политика Ленина
- Польско-грузинский союз
- Предсказания распада Советского Союза
- Движения за независимость в Гражданской войне в России
- Варшавский договор (1920 г.) (также известный как польско-украинский союз)
- УРСАЛ
- Волынский эксперимент
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ричард Войтак , «Прометеевское движение в межвоенной Польше», East European Quarterly , vol. XVIII, нет. 3 (сентябрь 1984 г.), стр. 273–78.
- ^ «Записка СБУ от 15 октября 1946 года» (PDF) . 15 октября 1946 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2024 г.
- ^ Ягублу, Насиман (2015). Энциклопедия Мухаммада Эмина Расулзаде [ Энциклопедия Мухаммада Эмина Расулзаде ] (на русском языке). ISBN 978-5-9906235-1-4 .
- ^ "Роман Смаль-Стоцкий. "Украинский Прометей" национально-освободительного движения народов СССР" [Roman Smal-Stotsky. "Украинский прометеус" из национальной ликвидации поведения людей в USSR] (in Russian). 2021-07-13.
- ^ «Пилсудский надеялся построить не просто польское национальное государство, но и большую федерацию народов под эгидой Польши, которая заменит Россию в качестве великой державы Восточной Европы. Все должны были быть включены Литва, Белоруссия и Украина. Его план предусматривал усеченная и значительно уменьшенная Россия, план, который исключал переговоры до военной победы». Ричард К. Дебо, Выживание и консолидация: внешняя политика Советской России, 1918–1992 гг ., Google Print, стр. 59 , McGill-Queen's Press, 1992, ISBN 0-7735-0828-7 .
- ^ В этике «Прометеизм» — это добровольное подчинение личности благу большей социальной группы или даже всего человечества. Эта альтруистическая концепция связана с мифом о Прометее и обозначает бунт против божественных указов и сил природы, а также самопожертвование ради общего блага. В литературе позиция Прометея иллюстрируется Кордианом в Юлиуша Словацкого « Кордиан» романтической драме ( 1834); Конрада в III части « Мицкевича Адама Кануна праотцов» ( «Дзяды »); доктора Юдима в Стефана Жеромского ( «Бездомных» « Людзе Бездомные» , 1899); библейским День Адамом в Яна Каспровича » «Dies irae ( лат. « гнева» ); и доктора Риэ в Альбера Камю » «Чуме (1947).
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 14–16, 56, 76, 81.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 56.
- ^ Цитируется по Харашкевичу, 2000, с. 56.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 56–57.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 57.
- ^ Келлог 2005 , с. 15, 184, 275.
- ^ Келлог 2005 , с. 180–191.
- ^ Келлогг 2005 , с. 14, 136–137, 145.
- ^ Келлог 2005 , с. 254–258.
- ^ Келлог 2005 , с. 256, 258.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 57–58.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 58–59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харашкевич, 2000, стр. 59.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 59–60.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 60.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б с Харашкевич, 2000, стр. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д Харашкевич, 2000, стр. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Харашкевич, 2000, стр. 64.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 64–65.
- ^ Перейти обратно: а б с Харашкевич, 2000, стр. 65.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 65–66.
- ^ Перейти обратно: а б с д Харашкевич, 2000, стр. 66.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 66–67.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 67.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 67-74.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с Харашкевич, 2000, стр. 76.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 76–77.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 77–78.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 78–79.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 79–80.
- ^ Харашкевич, 2000, стр. 80.
Ссылки
[ редактировать ]- Эдмунд Харашкевич , Сборник документов подполковника. Эдмунд Харашкевич, исследование, введение и примечания (Сборник документов подполковника Эдмунда Харашкевича , под редакцией, с введением и примечаниями) Анджей Гживач, Марцин Квечень, Гжегож Мазур (Библиотека Центра документации действий за независимость, том . [том] 9 ) , Краков, Ксенгарня Академическая, 2000, ISBN 978-83-7188-449-8 .
- Эдмунд Харашкевич , «Реструктуризация Восточной Европы» , Niepodległość (Независимость), Лондон, 1955, стр. 125–67.
- Этьен Копо, Прометеевское движение. Исследования по Восточному Средиземноморью и турецко-иранскому миру , № 16, июль – декабрь 1993 г., стр. 9–45.
- М. К. Дзевановский , Йозеф Пилсудский: европейский федералист, 1918–1922 , Стэнфорд, Гуверовский институт , 1979.
- Джонатан Леви, Междуморье: Мэдисон, Вильсон и восточно-центральноевропейский федерализм , 2007 г., ISBN 978-1-58112-369-2 .
- Сергиуш Микулич, республики , Варшава, Book i Wiedza, 1971. Прометеизм в политике Второй [Польской]
- Влодзимеж Бончковский, О восточных проблемах Польши. . Восточные проблемы Польши: Избранные сочинения Подготовил (под редакцией) Павел Коваль, Краков, Центр политической мысли, 2000 г., ISBN 978-83-7188-405-4 .
- Влодзимеж Бончковский, Прометеизм – это выдумка и фантазия ? < http://www.omp.org.pl/index.php?module=subjects&func=printpage&pageid=7&scope=all >
- Заур Гасымов, « Между топосами свободы и антикоммунизмом: проекты приказов для Европы, отраженные в польской газете Przymierze », Ежегодник европейской истории , № 12, 2011, стр. 207–22.
- Заур Гасымов, « Антикоммунизм в Польше, отраженный в ежеквартальном журнале Wschód 1930–1939 », Ежегодник исторических исследований коммунизма , 2011, стр. 15–30.
- Заур Гасымов, Хосе Мария Фаральдо Харильо: Альянсы сверху: антироссийский и антисоветский национализм (1914–1939) От Лиги аллофонных народов России к Лиге Прометея, в: Разнообразные родины, одна и та же борьба?: Альянсы в транснационалистах мир интергеррас (1912–1939) / Энрик Уселай Да Каль (ред. Лит.), Хосе М. Нуньес Сейшас (ред. Лит.), Арнау Гонсалес и Вилальта (ред. Лит.), 2020, ISBN 978-84-7290-990-8 , стр. 173–195.
- Келлог, Майкл (2005), Русские корни нацизма: белые эмигранты и становление национал-социализма, 1917–1945 , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 9780521845120
- И. П. Май, Деятельность Восточного института в Варшаве 1926–1939 гг. (Работа Варшавского восточного института, 1926–1939 гг.), Варшава, 2007.
- Тимоти Снайдер , Тайные польские миссии через советско-украинскую границу, 1928–1933 ( стр.55 , стр.56 , стр.57 , стр.58 , стр.59 , в Конфини , Сильвия Сальватичи (кура ди), Руббеттино, 2005 г.) ). Полный текст в PDF
- Тимоти Снайдер , Зарисовки тайной войны: миссия польского художника по освобождению Советской Украины , издательство Йельского университета, 2005, ISBN 0-300-10670-X ( стр.41 , стр.42 , стр.43 ) Описывает карьеру Генрика Южевского .
- Ричард Войтак , «Прометеевское движение в межвоенной Польше», East European Quarterly , vol. XVIII, нет. 3 (сентябрь 1984 г.), стр. 273–78. Войтак подробно цитирует Эдмунда Харашкевича , «ключевую фигуру и эксперта по прометеевскому движению в польских разведывательных кругах».
- David X. Noack: Die polnische Bewegung des Prometheismus im globalgeschichtlichen Kontext 1918–1939, in: Österreichische Militärische ZeitschriftДэвид