Советские люди
Советский народ | |
---|---|
Общая численность населения | |
286 730 819 ( перепись 1989 г. ) | |
Языки | |
Русский , [1] Украинский , белорусский , казахский , азербайджанский , грузинский , армянский , узбекский , киргизский , таджикский , туркменский , латышский , эстонский , румынский , литовский , другие (см.: Языки Советского Союза ) | |
Религия | |
Христианство , Ислам , Иудаизм , Буддизм , Атеизм и др. (см.: Религия в Советском Союзе ) | |
Родственные этнические группы | |
Граждане постсоветских государств |
Часть серии о |
Культура Советского Союза |
---|
Люди |
Языки |
Традиции |
Кухня |
Фестивали |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Советские люди ( русский : сове́тский народ , латинизированный : советский народ ) были гражданами и подданными Советского Союза . Этот демоним был представлен в идеологии страны как «новое историческое единство народов разных национальностей » ( новая историческая общность людей различных национальностей ). [2]
Национальная политика в Советском Союзе
[ редактировать ]На протяжении истории Советского Союза в разное время применялись различные доктрины и практики этнических различий внутри советского населения. Национальные культуры меньшинств никогда не были полностью уничтожены. Вместо этого советское определение национальных культур требовало, чтобы они были « социалистическими по содержанию и национальными по форме», и этот подход использовался для продвижения официальных целей и ценностей государства. Целью всегда было объединение национальностей в единую государственную структуру. В 1920-х — начале 1930-х годов политика национального размежевания использовалась для разграничения отдельных областей национальной культуры на территориально-административные единицы, а политика коренизации — для содействия вовлечению нерусских национальностей в управление на всех уровнях. и укреплять нерусские языки и культуры. Однако к концу 1930-х годов политика была изменена на более активное продвижение русского языка , а затем и на более открытую русификацию , которая ускорилась в 1950-е годы. [ нужна ссылка ] особенно в советском образовании . Хотя некоторая ассимиляция и произошла, в целом она не увенчалась успехом. Продолжающееся развитие многих национальных культур в Советском Союзе привело к разработке Нового Союзного договора в 1991 году и последующему распаду Советского Союза . [3]
Оценки исследователей
[ редактировать ]Оценки успешности создания нового сообщества расходятся. С одной стороны, этнолог В. А. Тишков и другие историки считают, что «при всех общественно-политических уродствах советский народ представлял гражданскую нацию». [4] [5] Философ и социолог Б. А. Грушин отмечал, что социология в СССР «зафиксировала уникальный исторический тип общества, уже ушедший в небытие». В то же время, по мнению социолога Т. Н. Заславской, это «не решило главной задачи, связанной с типологической идентификацией советского общества».
Некоторые историки, оценивая Советский Союз как колониальную империю ( Советскую империю ), применили « тюрьмы народов к СССР идею ». Томас Виндерл писал: «СССР стал в определенном смысле большей тюрьмой наций, чем когда-либо была старая Империя». [6]
В интервью Euronews в 2011 году президент России Дмитрий Медведев напомнил об использовании термина «советский народ» как «единое сообщество» в Советском Союзе, но добавил, что «эти конструкции носили в основном теоретический характер». [7]
Постсоветская Россия
[ редактировать ]В отличие от советской политики национальной идентичности, провозглашавшей советский народ наднациональной общностью, постсоветская российская Конституция говорит о «многонациональном народе Российской Федерации ». С самого начала идея «русской нации» как сообщества всех российских граждан встретила сопротивление. [8]
В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев указал на отсутствие общероссийской объединяющей идеи как на проблему во время дискуссии в Госсовете и предложил многонациональный патриотизм в качестве замены идеи «советского народа». [9]
См. также
[ редактировать ]- Демография Советского Союза
- Гомо советикус
- Плавильный котел
- Новый советский человек
- Православие, самодержавие и народность – идеологическая доктрина российского императора Николая I.
- Безродный космополит
- русификация
- Чжунхуа миньцзу - эквивалентное понятие в Китайской Народной Республике.
- Югославы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Языковая политика в бывшем Советском Союзе» . Х. Шиффман . Пенсильванский университет . 19 ноября 2002 г.
- ↑ Большая советская энциклопедия «Советские люди» , статья Сурена Калтахчяна
- ^ Андерсон, Барбара А.; Сильвер, Брайан Д. (2019). «Некоторые факторы языковой и этнической русификации советских национальностей: все ли становятся русскими?». В Гайде Любомир; Бейсингер, Марк (ред.). Национальный фактор в советской политике и обществе . Рутледж. стр. 95–130. ISBN 9781000303766 .
- ^ "Российский народ и национальная идентичность" . Известия (in Russian). 2007-06-19 . Retrieved 2021-08-09 .
- ^ admin. "СОВЕТСКИЙ НАРОД: ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ | Аналитика культурологии" . analiculturolog.ru (in Russian) . Retrieved 2021-08-09 .
- ^ Бекус, Нелли (01 января 2010 г.). Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «белорусскость» . Издательство Центральноевропейского университета. п. 42. ИСБН 978-963-9776-68-5 .
- ^ ГРИШИН, Александр (2011-09-10). "Дмитрий Медведев: "Термин "советский народ" оказался теоретическим" " . kp.ru (in Russian) . Retrieved 2021-08-09 .
- ^ Малинова О. «Символическая политика и построение макрополитической идентичности в постсоветской России». Полис. Политические исследования . 2 : 90–105.
- ^ "Власти РФ предлагают укреплять общество "общероссийским патриотизмом" " . РИА Новости (in Russian). 2010-12-27 . Retrieved 2021-08-09 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Советский народ — новое историческое сообщество , советский труд 1974 года, разъясняющий эту концепцию.
- Современные этнические процессы в СССР , советское произведение 1982 года.