Jump to content

Гомо советикус

Homo советикус ( на латыни «советский человек») — уничижительный термин, придуманный для описания среднего конформиста в Советском Союзе и других странах Восточного блока . Популяризирован советским писателем Александром Зиновьевым . [1] оно приобрело негативный оттенок и представляло собой предполагаемый результат советской политики.

К характеристикам Homoсоветикуса относились безразличие к результатам работы, безынициативность, безразличие к общей собственности, шовинизм , подчинение правительству и склонность к пьянству. Этот термин отражал отход от идеализированной концепции « нового советского человека », продвигаемой советской системой.

Историки и социологи, такие как Мишель Хеллер и Юрий Левада , определяли Homoсоветикуса по таким чертам, как безразличие, воровство, отсутствие инициативы и подчинение власти. [2] Эта концепция вызвала споры о ее эмпирической основе и продолжении существования в постсоветской России , при этом мнения расходились относительно того, была ли это обоснованная характеристика или предвзятая идеологическая конструкция.

Некоторые утверждали, что разочарование интеллектуалов в советском проекте имело негативные последствия, способствуя усилению элитарности и антипопулистской позиции. The Economist отметил, что посткоммунизм , надежды на западные ценности в России недооценили масштабы экономического и морального ущерба после десятилетий советского правления.

Характеристики

[ редактировать ]

Идея о том, что советская система создаст новый, лучший тип советского народа , была впервые постулирована [ когда? ] сторонниками системы; они назвали предполагаемый результат « Новым советским человеком ». Homo советикус , однако, был термином с преимущественно негативным подтекстом, придуманным оппонентами для описания того, что они считали реальным результатом советской политики. [ нужна ссылка ] Во многом это означало противоположность Новому советскому человеку, для которого характерно следующее:

  • Безразличие к результатам своего труда (выраженное в поговорке «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем»). [ нужна ссылка ]
  • Отсутствие инициативы и избегание брать на себя какую-либо личную ответственность за что-либо. Ежи Турович писал: «Это человек порабощенный, недееспособный, лишенный инициативы, неспособный мыслить критически; он ждет – и требует – всего от государства, он не может и не хочет взять свою судьбу в свои руки». ". [3] [4]
  • Безразличие к общему имуществу и к мелким кражам на рабочем месте как для личного пользования, так и с целью получения прибыли. [5] Строчка из популярной песни «Все принадлежит колхозу , все принадлежит мне» (« » ) всё теперь колхозное, всё теперь моё означает, что люди в колхозах бережно хранили всё общее имущество, как свое собственное, иногда иронично употреблялось по отношению к случаям мелкого воровства: «Забери с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость» (« Тащи с завода каждый гвоздь – ты здесь хозяин, а не гость »). тащи с завода каждый гвоздь – ты здесь хозяин, а не гость ). [ нужна ссылка ]
  • Шовинизм . Ограничения Советского Союза на выезд за границу и строгая цензура информации в СМИ (а также обилие пропаганды ) были направлены на то, чтобы оградить советских людей от западного влияния. Существовали непубличные «списки запретов» западных артистов и групп, которые, помимо обычных критериев несоответствия фундаментальным советским ценностям, были добавлены в список по весьма своеобразным причинам; Одним из таких примеров является ирландская группа U2 , название которой напоминало название Lockheed U-2 , высотного американского самолета-разведчика. [ нужна ссылка ] В результате «экзотическая» западная популярная культура стала более интересной именно потому, что была запрещена. Советские чиновники осудили это увлечение западной культурой » ( как « идолопоклонство перед Западом идолопоклонство перед Западом ).
  • Подчинение или пассивное принятие всего, что навязывает правительство (см. Авторитаризм ). [ нужна ссылка ]
  • По мнению бывшего посла США в Казахстане, склонность к сильному пьянству: «[министру обороны Казахстана], похоже, нравится расслабляться в проверенном и верном стиле Homo советикус – то есть напиваться до ступора». [6]

По мнению Лешека Колаковского , « Краткий курс истории ВКП(б) сыграл решающую роль в формировании ключевых социальных и психических особенностей Homoсоветикуса как «учебника ложной памяти и двоемыслия ». На протяжении многих лет советские люди были вынуждены непрерывно повторять и принимать постоянно меняющиеся редакции « Краткого курса» , каждая из которых содержала несколько иную версию событий прошлого. Это неизбежно привело к формированию «нового советского человека: идейного шизофреника, честного лжеца, человека, всегда готового к постоянным и добровольным душевным членовредительствам». [7]

«Советский человек» характеризуется склонностью следовать авторитету государства в его оценке действительности, занимать позицию недоверия и тревоги ко всему чужому и неизвестному, убежден в собственном бессилии и неспособности повлиять на окружающее. реальность; отсюда это всего лишь шаг к отсутствию чувства ответственности за эту реальность. Его подавленная агрессия, порожденная его хронической неудовлетворенностью жизнью, его острое чувство несправедливости и его неспособность достичь самореализации, а также его огромная зависть — все это перерастает в увлечение силой и насилием, а также в тенденцию к «негативной идентификации». » – в противопоставлении «врагу» или «иностранцу». Такой личности соответствует квазиплеменной подход к нормам морали и права (то, на что имеет право «наш народ», у «иностранца» осуждается).

«Конфликтозависимая Россия. Внутренние детерминанты антизападной политики Кремля», Мария Доманьска.

Историк Мишель Хеллер утверждал, что этот термин был придуман во введении к монографии 1974 года « Советские люди » («Советские люди») для описания следующего уровня эволюции человечества, на котором СССР становится «царством свободы», родиной «новый, высший тип Homo sapiens Homo sovieticus ». [2] Он определил Homo советикус как совокупность качеств и черт характера, свойственных всем советским людям в той или иной пропорции. По мнению Геллера, система советского типа, осуществляя «социальное воспитание», способствует развитию, росту и доминированию этих качеств. Геллер перечислил следующие черты «советского человека», как их официально описывала советская идеология: первостепенное значение труда; безграничная преданность Родине; членство в коллективе; постоянный интерес к жизни соседей, от соседей по дому до соседей по планете; государство полностью заботится об этом человеке. Геллер полагал, что если убрать рекламную риторику, то эти черты полностью совпадают с описанием Зиновьева, и приводил следующий вариант текста из книги Homo советикус : [8] [9]

Homo sovieticus привык жить в относительно плохих условиях, готов столкнуться с трудностями, постоянно ожидает худшего; одобряет действия органов власти; стремится предотвратить тех, кто нарушает привычные формы поведения, полностью поддерживает руководство; имеет стандартное идеологизированное сознание; чувство ответственности за свою страну; готов жертвовать и готов обречь на жертвы других.

По мнению английского слависта Фрэнка Эллиса , бывшего преподавателя Университета Лидса , постоянные нападки на разум, здравый смысл и правила приличия одновременно искажают и калечат как личность, так и интеллект, а также стирают границу между истиной и ложью. В результате формируется полный страха и лишенный интеллектуальной инициативы Homo soveticus , который является «рупором партийных идей и лозунгов, он не столько человек, сколько сосуд, который наполняется и опорожняется по указанию». партии». [10]

Социолог Юрий Левада и члены его группы «Левада-центр» относили следующее в своих статьях и лекциях к типичным отрицательным чертам Homo sovieticus : [11] [12] [13]

  • безразличие к качеству своей работы;
  • кражи с рабочих мест;
  • отсутствие инициативы и избегание какой-либо личной ответственности;
  • заниженные амбиции;
  • безропотное подчинение любым действиям власти, адаптивность;
  • готовность выполнять любые, даже аморальные приказы;
  • склонность к выпивке;
  • подозрение;
  • коварство.

В ряде своих работ Левада описывал отрицательные личностные качества, присущие советскому человеку, и, подводя итог многолетним исследованиям, выражал уверенность, что советский человек как тип личности не исчез с распадом СССР , а продолжает существовать. существовать в современной России и воспроизводиться в новых поколениях. Более того, по мнению ученого, к таким негативным чертам, как социальное лицемерие, патернализм, подозрительность и изоляционизм, добавились цинизм и повышение уровня агрессии. По мнению Левады, эти негативные изменения вновь стали результатом ограничений общественных свобод, а также искаженных экономических и моральных стимулов, введенных новой российской властью. Как показал один из опросов исследования, к 2004 году значительно уменьшилось количество людей, считающих, что русские ничем не отличаются от жителей других стран, и возросло число тех, кто считает Россию «осажденной крепостью», окруженной врагами. . [13]

Социолог М. Е. Габович, критикуя исследования Левады, отмечает, что исследователи не пытались эмпирически установить существование «советского человека», а просто, без всякого обоснования, объявляли советское общество состоящим из людей определенного «антропологического типа», в отличие от к западному обществу, где принято различать разные типы. Целью исследования был не вопрос удельного веса какого-либо типа в популяции, а лишь описание его особенностей. По мнению Габовича, тезис о самом существовании левада-концепции советского человека должен быть сначала доказан эмпирическими исследованиями, а не постулирован. По мнению Габовича, задача Левады и его штаба — «доказать немодернизацию России», связанную с идеализацией Запада, которую они сохранили с 1970-х годов, когда, по мнению Л.Д. Гудкова, «вся умственная работа в интеллектуальных кругах укладывались в рамки невротического сравнения своей реальной жизни и смутно представляли себе, но казались разумной и упорядоченной жизнью «там», в «нормальном обществе» ' ". [14]

По мнению российского ученого-просветителя Николая Никандрова, выражение Homo sovieticus — это оскорбительное название, придуманное критиками советской власти для «нового человека», упомянутого как часть новой антропологической конструкции, о развитии которой было декларировано в Советском Союзе («Советский человек»). люди"). [15]

Современный американский и российский социолог и социальный антрополог Алексей Юрчак считал, что постоянное упоминание выражения Homo sovieticus в западном академическом и публицистическом дискурсе отражает предположения о том, что социализм «плох», «аморален» или «навязан», выражая идеи о существовании социализме как таковом в Советском Союзе и, соответственно, о неизбежном развале Советского Союза. [16]

По мнению философа Артема Магуна, разочарование группы русских интеллектуалов, включая Зиновьева и Леваду, в советском проекте имело крайне негативные последствия в 1970-е годы: элитизм в советской интеллигенции и возникновение антинационального и антипопулистского пафоса (« мы небесные люди, думаем мы, но вокруг мрак и какие-то антропологические дегенераты»). Несмотря на гипотетическую принадлежность интеллектуалов к Homo sovieticus , такой подход был всего лишь притворством, заключил Магун. Магун приходит к выводу, что враждебность интеллигенции к народу стала причиной ее последующего (в 1990-е годы) предательства, которое, в свою очередь, привело к контратаке " путинского популизма". [17]

По данным британского еженедельника The Economist , посвятившего большую статью концепции Homo sovieticus в 2011 году, после падения коммунизма в 1991 году как в России, так и на Западе появилась надежда, что западные моральные ценности укоренятся в России. , и страна со временем стала бы одной из развитых стран мира. Но, по мнению журналистов, эта точка зрения не учитывала степень разрушения российской экономики, величину умственного истощения людей и глубину нравственного разложения после 70 лет советской власти. Никто понятия не имел, какое государство придет на смену СССР и что значит «быть русским». [13]

В книге, изданной в 1981 году, но доступной в подпольном самиздате в 1970-х годах, Зиновьев также ввёл аббревиатуру гомосос ( госос ). [18] Синоним Homoсоветикуса Совок . [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Умер советский сатирик Зиновьев» . Новости Би-би-си. 10 мая 2006 г.
  2. ^ Jump up to: а б Хеллер (Геллер), Михаил (1988). Винтики в колесе: Формирование советского человека . Альфред А. Кнопф. стр. 27, 43, 47. ISBN.  978-0394569260 . Хеллер цитирует книгу « Советские люди » 1974 года: Советский Союз — родина нового, более развитого типа Homo sapiens Homo sovieticus .
  3. ^ Турович, Ежи (1993). «Память и родословная». Тыгодник Повшехны (45).
  4. ^ Свободно на неопределенный срок .
  5. ^ 1917–1987: Неудачная и трагическая попытка создать «нового человека». Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine .
  6. Грег МакАртур «Тщеславный, сомнительный и невероятно толстый: последний WikiLeaks как дневник подростка» , The Globe and Mail , 30 ноября 2010 г.
  7. ^ Колаковский, Лешек (2008). Основные течения марксизма: основатели, золотой век, распад . WW Нортон и компания. ISBN  978-0393329438 .
  8. ^ Геллер, Михаил. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.: «МИК», 1994. 336 с. ISBN   5-87902-084-3 .
  9. ^ А. А. Зиновьев. "Гомо советикус" (PDF) . Archived (PDF) from the original on 2013-12-08 . Retrieved 2015-01-16 .
  10. ^ Алексей Юрчак (июль 2003 г.). «Советская гегемония формы: все было вечно, пока его больше не стало». Сравнительные исследования в обществе и истории . 45 (3): 482.
  11. ^ "Человек советский" . Юрий Левада .
  12. ^ Клаус Гества. "Homo Sovieticus и крах советской империи: неприятные социальные диагнозы Левады" (PDF) . Archived (PDF) from the original on 2014-08-05 . Retrieved 2014-10-22 .
  13. ^ Jump up to: а б с «Долгая жизнь Homo sovieticus» . Экономист . 10 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
  14. ^ Габович М. К дискуссии о теоретическом наследии Юрия Левады // Вестник общественного мнения. — 2008. — № 4 (96). — с.50-61. // Воспоминания и дискуссии о Юрии Александровиче Леваде / [сост. Т. В. Левада]. — Москва : Издатель Карпов Е. В., 2010.
  15. ^ Бриджес, Дэвид (1997). Образование, автономия и демократическая гражданственность: философия в меняющемся мире . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-15334-8 .
  16. ^ Юрчак, Алексей (2003). «Советская гегемония формы: все было вечно, пока его больше не стало». Сравнительные исследования в обществе и истории . 45 (3): 480–510. дои : 10.1017/S0010417503000239 . ISSN   0010-4175 . JSTOR   3879459 . S2CID   197659886 .
  17. ^ Диалоги ОБ. "Советская философская школа: опыт свободы" . www.open-lib.ru (in Russian) . Retrieved 2021-08-16 .
  18. ^ Харбо Кнудсен, Ида (2013). Новая Литва в старых руках: эффекты и результаты европеизации в сельской Литве . Гимн Пресс. п. 20. ISBN  9781783080472 . Проверено 6 мая 2014 г.
  19. ^ Райхель, Евгений (18 апреля 2013 г.). «Плацебо или протезы воли?: Траектории лечения алкоголизма в России». У Юджина Райхеля и Уильяма Гэрриота (ред.). Траектории зависимости . Издательство Университета Дьюка. п. 204. ИСБН  978-0-8223-5350-8 . Пожилые пациенты, или «советские люди», часто описывались как более внушаемые, чем молодые люди, и это утверждение основано на распространенном стереотипе о совке (или homo советикусе) как о конформисте и склонном к манипулированию посредством политической пропаганды.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17b4fd8463135a62ae7026adf63a3027__1715621820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/27/17b4fd8463135a62ae7026adf63a3027.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Homo Sovieticus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)