Jump to content

Цензура в Советском Союзе

Цензура в Советском Союзе была повсеместной и строго соблюдалась.

Цензура осуществлялась по двум основным направлениям:

Уничтожение печатной продукции

[ редактировать ]

Советское правительство осуществило массовое уничтожение дореволюционных и иностранных книг и журналов из библиотек. Только «специальные коллекции» ( спецхран ), доступные по специальному разрешению КГБ , содержали старые и « политически некорректные » материалы. [2] Библиотеки были зарегистрированы и создана инспекция для обеспечения соблюдения требований; предметы, считавшиеся вредными, были исключены из коллекций. [3] К концу советской власти перестройка привела к ослаблению ограничений на издательскую деятельность.

Советские книги и журналы также исчезли из библиотек в соответствии с изменениями в советской истории . Нередко советские граждане предпочитали уничтожать политически некорректные публикации и фотографии, поскольку те, кто был с ними связан, часто подвергались гонениям, как, например, в случае с гонениями на христиан .

После ареста Лаврентия Берии в 1953 году все подписчики второго издания (1950–1958) Большой советской энциклопедии получили страницу взамен страницы, содержащей статью Лаврентия Берии ; на новой странице расширена информация о Джордже Беркли .

Советская цензура литературы

[ редактировать ]

Печатные произведения, такие как пресса, реклама, этикетки продуктов и книги, подвергались цензуре со стороны Главлита , агентства, созданного 6 июня 1922 года якобы для защиты совершенно секретной информации от иностранных лиц, но на самом деле для удаления материалов, которые не нравились советским властям. . [4] С 1932 по 1952 год пропаганда социалистического реализма была целью Главлита в раздувании печатных произведений, в то время как антивестернизация и советский национализм были обычными клише для этой цели. Чтобы ограничить крестьянские восстания по поводу коллективизации , были исключены темы, связанные с нехваткой продовольствия. В книге 1932 года « умытая кровью Россия , опустошении » душераздирающий рассказ большевика об Октябрьской Москвы в результате революции содержал описания «замороженный гнилой картофель, съеденные людьми собаки, вымирание детей, голод», но был быстро удален. [5] Кроме того, в романе 1941 года «Цемент» вырезаны за счет исключения энергичного восклицания Глеба английским морякам: «Хоть мы и бедствуем и едим людей от голода, [все же] у нас есть Ленин ». [5]

Как крестьянские восстания определяли советскую цензуру перед Второй мировой войной , так и национализм определял период во время войны. Поражения Красной Армии в литературе были запрещены, как и изображение трепета советских военных персонажей. Давление со стороны государственной «Правды» побудило таких авторов, как Александр Александрович Фадеев, отредактировать раздел в «Молодой гвардии» , где ребенок читает в глазах умирающего русского моряка слова «Мы раздавлены». [6] Поскольку Иосиф Сталин регулярно читал «Правду» , которая сама подвергалась цензуре Главлита, для автора было разумно повиноваться «Правды» советам .

С началом Холодной войны было провозглашено проклятие антивестернизации, отражающее американскую Вторую красную панику в некоторой степени . Например, в издании «Севастопольских испытаний» 1950 года цензоры сделали более трёхсот вырезок. [7] из текста были извлечены упоминания в книге французов как «людей с очень живым воображением», а также рыцарское обращение, которое французы оказывали русским пленным, например, еда в салоне для пассажиров и получение ста франков в месяц. [8] Исторически Россия технологически уступала Западу, о чем свидетельствует то, что Главлит вырезал часть Севастополя , которая с завистью описывает технологические достижения Лондона в лестных подробностях. Религиозная нетерпимость и атеизм были еще одной целью цензуры после Второй мировой войны и продолжением антивестернизации. В детском романе « Поднятая целина» были отменены упоминания о Боге, создающем туман из слез, пролитых бедными и голодными. [9]

« Хрущевская оттепель », начавшаяся в 1953 году со смертью Сталина, принесла некоторую либерализацию законов о цензуре и большую свободу авторам, писавшим в это время. Полномочия Главлита по цензуре литературы уменьшились после того, как они присоединились к Совету Министров СССР в 1953 году. Зарождение десталинизации - ремиссии правительства от политики Сталина - очевидно по тому, что цензоры заменили его имя в книге « За власть Советов» на слова например, « Партия » или «Верховный Главнокомандующий». Антивестернизация также была подавлена, и в 1958 году Севастополь был лишен сокращений, призванных скрыть технологический прогресс Запада и отсталость России. Когда Один в 1962 году в свет вышел роман Солженицына « день из жизни Ивана Денисовича» , рассказывающий о жестоком опыте узника ГУЛАГа , стало ясно, что социалистический реализм исчезает. Однако цензура в эту эпоху не отсутствовала полностью. В роман Эммануила Казакевича 1962 года « Весна на Одере » в 1963 году посмертно были добавлены описания предполагаемого американского фанатизма, эгоизма и расизма, которых изначально не было в романе. [10] Эти примеры антивестернизации показывают, что произведения были удалены из-за пропаганды, но цензура все же снизилась после хрущевской десталинизации.

Цензура изображений

[ редактировать ]

Репрессированных регулярно удаляли не только из текстов, но и с фотографий, плакатов и картин.

Советская цензура кино

[ редактировать ]

Цензура кино была обычным явлением с момента создания СССР. Начиная с Гражданской войны в России (1917–1922), цензура фильмов эффективно продвигала социалистический реализм , способ художественного производства, который позитивно изображает социализм и составляющие социалистических стран. В качестве инструментов пропаганды, направленных на массы, особенно неграмотные, темы антивестернизации и национализма изображали социалистический реализм в фильмах, отрицательно изображая элементы капиталистических стран и положительно изображая Советский Союз. Элементы антивестернизации включали цензуру религии и технологического превосходства, в то время как признаки слабости советской армии, такие как проигранные сражения или напуганные солдаты, были устранены ради достижения дальнейших националистических целей. Пик цензуры фильмов пришелся на период правления Сталина (1924–1953).

Выступая в роли главного цензора фильмов, Сталин требовал дотошной правки в соответствии со своей интерпретацией, как если бы он был соавтором. Одно известное письмо Сталина Александру Довженко относилось к «Великий гражданин» фильму о московских показательных процессах . В письме Сталина было внесено несколько навязчивых изменений в персонажей, реквизит и жизненно важные сцены, так что весь фильм потребовал реструктуризации. [11] Были зафиксированы и более умеренные случаи, такие как картина Ивана Пырьева , где Сталин лишь изменил название с «Анка» на «Партбилет» . Однако фильмам, которые, по мнению Сталина, не соответствовали социалистическому реализму, было отказано в выпуске для широкой публики; «Партийный билет» не был таким фильмом. Сценарий этой картины был написан во время общенациональной кампании по обновлению отдельных партийных билетов, и потеря одного из них была серьезным недостатком советской дисциплины. У Анки, главной героини, карточку украл любовник, тайный сын кулака . [12]

Кулаки были фермерами, сопротивлявшимися сталинским заготовкам урожая, а любовник Анки использует партийный билет в несправедливых целях. В финальной сцене фильма она противостоит ему под дулом пистолета, и после того, как он позорно просит прощения, она арестовывает его властями. Очерняя кулаков, Сталин стремился уменьшить симпатию к ним в обществе. Социалистический реализм пропагандируется, поскольку в конце фильма ее преданность партии берет верх над ее романтическими чувствами; поэтому Сталин одобрил его производство. Однако не все фильмы заслужили его одобрение.

Одним из примеров является фильм 1940 года « Закон жизни» , который был снят с показа в кинотеатрах через десять дней, потому что он негативно изображал комсомольского лидера, изображая его лицемерным и злоупотребляющим своей властью. Сталин организовал военный трибунал, который осудил сценариста Александра Авдеенко, обвинив его в неточном изображении советской действительности. О директоре ничего не было сказано, а Авдеенко исключили из партии. Однако режиссеров не всегда щадили, как в случае с Маргаритой Барской . В ее фильме « Отец и сын» рассказывается о директоре фабрики, который ставит свою работу выше образования сына Бориса. Изображать Бориса несчастным ребенком, а отца-героя войны - ленивым родителем кинорецензент счел клеветой. После того, как ее фильм был снят с кинотеатров, Барская либо покончила жизнь самоубийством 23 июля 1939 года после собрания, на котором ее отлучили от кинорежиссуры, либо [13] или был арестован и умер в лагере ГУЛАГа . [14]

Пока Главлит подвергал цензуре литературу, Сталин управлял киноиндустрией на микроуровне. Он дал «рекомендации» о том, что следует включить, отредактировать или полностью удалить. Если проигнорировать это, последствия будут аналогичны тем, что постигли Маргариту. Однако, хотя он был одержим кино, Сталин не имел образования в области кинопроизводства. Из-за этого невежества Сталин считал директора простым техником, выполняющим инструкции. Поэтому он потребовал, чтобы ракурсы камеры снимались не снизу или сверху актера, а всегда на уровне глаз. Неосторожность Сталина в отношении важности режиссерской работы принесла создателям фильма большую пользу, поскольку, «за немногими исключениями, они выжили». [15]

Центральное место Сталина в цензуре фильмов продолжалось до его смерти в 1953 году, но строгость советской цензуры не пережила его. Хрущев сменил Сталина на посту правителя СССР и сформулировал десталинизацию в своей секретной речи на 20-м съезде Коммунистической партии Советского Союза . В этот момент цензура наконец начала ослабевать; это было известно как «хрущевская оттепель». Производство фильмов выросло до 20 картин в 1953 году, 45 в 1954 году и 66 в 1955 году. [16] В фильмах теперь представлены темы, которые раньше считались табу, например, противоречивые персонажи. В фильме 1959 года «Баллада о солдате» главный герой Алеша переживает конфликт между возлюбленной и своими обязательствами перед военными. Закадровый текст в конце фильма гласит: «Он мог бы стать рабочим… выращивать пшеницу и украшать землю садами. Но все, что ему удалось за свою короткую жизнь, — это стать солдатом». [17] Хотя ограничения на кино все еще существовали во время «хрущевской оттепели», их было значительно меньше, чем при Сталине.

Переводы

[ редактировать ]

Переводы зарубежных изданий зачастую выполнялись в усеченном виде, сопровождаемые обширными корректирующими сносками. Например, в русском переводе 1976 года книги Лидделла Харта Бэзила «История Второй мировой войны» содержится такое содержание, как обращение Советского Союза со своими государствами-сателлитами , усилия многих других западных союзников (например, ленд-лиз ), ошибки советского руководства и неудачи, критика Советского Союза и другой контент были исключены из цензуры. [18]

Контроль над информацией

[ редактировать ]

Все средства массовой информации в Советском Союзе на протяжении всей его истории контролировались государством, включая телевидение и радиовещание, газеты, журналы и книгоиздания. Это было достигнуто за счет государственной собственности на все производственные мощности, что сделало всех работников средств массовой информации государственными служащими. Это распространялось и на изобразительное искусство, включая театр, оперу и балет. Искусство и музыка контролировались государственной собственностью на места распространения и выступления.

Цензура также использовалась в тех случаях, когда выступления не пользовались одобрением советского руководства, газетные кампании против оскорбительных материалов и санкции применялись через контролируемые партией профессиональные организации.

В случае с книгоизданием рукопись должна была пройти цензуру и решение государственного издательства о публикации и распространении книги. Книги, получившие официальное одобрение и одобрение, например, сборник речей Леонида Брежнева , печатались огромными тиражами, в то время как менее популярные литературные материалы публиковались в ограниченном количестве и не распространялись широко или не публиковались вообще. [19]

Владение и использование копировальной техники строго контролировалось, чтобы препятствовать производству и распространению самиздата , то есть самоиздаваемых книг и журналов, запрещенных советским государством. [20] Владение хотя бы одной самиздатской рукописью, такой как книга Андрея Синявского , считалось серьёзным преступлением, предполагавшим «визит КГБ». Еще одним выходом для произведений, подвергавшихся цензуре со стороны властей, было издание за рубежом, хотя контрабанда книг на Запад была опасна. [20]

В Советском Союзе в библиотеках существовала практика ограничения доступа к старым выпускам журналов и газет старше трех лет. [20]

Историческая фальсификация политических событий, таких как Октябрьская революция и Брест-Литовский договор, стала отличительным элементом сталинского режима. Ярким примером является публикация 1938 года « История Коммунистической партии Советского Союза (большевиков)» . [21] в котором история правящей партии была существенно изменена и пересмотрена, включая значение ведущих деятелей большевистской революции. Ретроспективно основные соратники Ленина, такие как Зиновьев, Троцкий, Радек и Бухарин, были представлены как «колеблющиеся», «оппортунисты» и «иностранные шпионы», тогда как Сталин изображался как главный дисциплинант во время этой революции. Однако на самом деле Сталин на момент событий считался относительно неизвестной фигурой, имеющей второстепенное значение. [22] В своей книге «Сталинская школа фальсификации » Лев Троцкий процитировал ряд исторических документов, таких как партийные речи, протоколы собраний и запрещенные тексты, такие как Завещание Ленина . [23] Он утверждал, что сталинистская фракция регулярно искажала политические события, создавала теоретическую основу для непримиримых концепций, таких как понятие «социализма в одной стране», и искажала взгляды оппонентов через группу нанятых историков наряду с экономистами, чтобы оправдать политическое маневрирование и защитить его. собственный набор материальных интересов. [24]

Глушение зарубежных радиостанций

[ редактировать ]
Башня помех советской эпохи в Минске , Беларусь.

В связи с появлением иностранных радиостанций, вещавших на территории России, и их иммунитетом от цензуры, а также появлением большого количества коротковолновых приемников, в СССР применялось массовое подавление этих станций с использованием радиоэлектронной аппаратуры большой мощности. Это продолжалось почти 60 лет до конца Холодной войны . Советская радиоцензурная сеть была самой обширной в мире.

Вся информация, связанная с радиопомехами и использованием соответствующего оборудования, считалась государственной тайной. Накануне летних Олимпийских игр 1980 года в Москве журнал «Олимпийская панорама» намеревался опубликовать фотографию с едва заметной башней помех, расположенной в Филевском районе . Несмотря на то, что фотография была сделана в общественном месте, ее одобрили к публикации только после того, как с нее срезали башню.

Контролировалось также производство приемников с длиной волны менее 25 метров. Ресиверы такого диапазона в основном экспортировались и очень редко продавались внутри страны.

Обход цензуры

[ редактировать ]

самиздат В качестве методов обхода цензуры использовались , аллегорические стили, контрабанда и тамиздат (издания за рубежом). Например, в Одессе с 1967 по 1982 год действовала подземная библиотека, которой пользовались около 2000 читателей. Советские диссиденты были активными борцами с цензурой. Самиздат был основным методом распространения информации. Аналогичной деятельностью занимались и такие организации, как Московская Хельсинкская группа и Свободный межпрофессиональный профсоюз, но они подвергались жестоким преследованиям.

Другие формы незаконного распространения включали рентгениздат и магнитиздат , копирование и распространение музыки, не доступной в Советском Союзе.

Были случаи литературных мистификаций, когда авторы подготавливали переведенный источник. Поэт Владимир Лифшиц, например, выдумал британского поэта по имени Джеймс Клиффорд, который предположительно погиб в 1944 году на Западном фронте . Владимир публиковал стихи, которые, как он утверждал, были написаны Джеймсом Клиффордом, но на самом деле это были его собственные произведения.

Еще одним методом был так называемый «собачий метод». Согласно этому, в произведение следует включить заведомо смешной и привлекающий внимание яркий эпизод. В результате мелкие нюансы остались незамеченными. Таким образом был спасен фильм « Бриллиантовая рука» после того, как режиссер Леонид Гайдай намеренно включил в конец фильма ядерный взрыв. Комиссия Госкино пришла в ужас и потребовала убрать взрыв. Посопротивившись некоторое время, Гайдай снял взрыв, а остальная часть фильма осталась почти нетронутой. [25]

Одним из важных каналов информации были анекдоты. Через это в фольклоре люди часто выражали свое критическое отношение к власти и коммунистической идеологии. Политические анекдоты получили широкое распространение в 1960-х и 70-х годах.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Комиссар исчезает (The Newseum)
  2. ^ Киммейдж (1988). «Открытые стеллажи в закрытом обществе? Гласность в советских библиотеках». Американские библиотеки . 19 (7): 570–575. JSTOR   25631256 .
  3. ^ Роджерс А. Роберт. (1973). Цензура и библиотеки в Советском Союзе. Журнал библиотечной истории, философии и сравнительного библиотечного дела, 8 (1), 22–29.
  4. ^ Блиум, А.В. (Арлен Викторович) и Донна М.Т. Кр Фарина. «Запрещенные темы: ранние директивы советской цензуры». История книги 1 (1998): 268–282.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ермолаев, Герман (1997). Цензура в советской литературе (1917-1991) . Лэнхэм и: Rowman & Littlefield, Бостон. 78.
  6. ^ Ермолаев, Герман (1997). Цензура в советской литературе (1917-1991) . Лэнхэм и: Rowman & Littlefield, Бостон. 124.
  7. ^ Томпсон, Ева М. (1 января 1991 г.). Поиски самоопределения в русской литературе . Джон Бенджаминс. п. 25. ISBN  978-9027222138 .
  8. ^ Ермолаев, Герман (1997). Цензура в советской литературе (1917-1991) . Лэнхэм и: Rowman & Littlefield, Бостон. 109.
  9. ^ Ермолаев, Герман (1997). Цензура в советской литературе (1917-1991) . Лэнхэм и: Rowman & Littlefield, Бостон. 137.
  10. ^ Ермолаев, Герман (1997). Цензура в советской литературе (1917-1991) . Лэнхэм и: Rowman & Littlefield, Бостон. 167.
  11. ^ Кенез, Питер (2001). Кино и советское общество: от революции до смерти Сталина , Издательство ИБ «Таврида». Лондон и Нью-Йорк. Печать.133.
  12. ^ Кенез, Питер (2001). Кино и советское общество: от революции до смерти Сталина , Издательство ИБ «Таврида». Лондон и Нью-Йорк. Распечатать. 133.
  13. ^ "Маргарита Барская" . Чапаев . Archived from the original on 2017-07-11 . Retrieved 2024-04-13 . 23-го июля 1939 года она кончает с собой.
  14. ^ Кенез, Питер (2001). Кино и советское общество: от революции до смерти Сталина , Издательство ИБ «Таврида». Лондон и Нью-Йорк. Распечатать. 139.
  15. ^ Кенез, Питер (2001). Кино и советское общество: от революции до смерти Сталина , Издательство ИБ «Таврида». Лондон и Нью-Йорк. Распечатать. 131.
  16. ^ Зоркая, Нея (1989). Иллюстрированная история советского кино , Hippocrene Books, Нью-Йорк. Распечатать. 195.
  17. ^ Зоркая, Нея (1989). Иллюстрированная история советского кино , Hippocrene Books, Нью-Йорк. Распечатать. 217.
  18. ^ Льюис, Б.Э. (1977). Советское табу. Рецензия на книгу Вторая мировая война. История Второй мировой войны» Б. Лиддела Гарта « (русский перевод) . Советские исследования 29 (4), 603-606.
  19. ^ Де Вильерс, Марк. (1992). Вниз по Волге: путешествие по России-матушке в смутное время (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Викинг. стр. 46–7 . ISBN  0670843539 . OCLC   24318763 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Веттлин, Маргарет (1992). Пятьдесят русских зим: жизнь американки в Советском Союзе . Нью-Йорк: Книги Фароса. стр. 200, 308–9 . ISBN  0886876540 . OCLC   24668923 .
  21. ^ Суни, Рональд Григор (2 января 2022 г.). «Сталин, главный фальсификатор: Э. Х. Карр и опасности введения исторических исследований» . Революционная Россия . 35 (1): 11–14. дои : 10.1080/09546545.2022.2065740 . ISSN   0954-6545 .
  22. ^ Бейли, Сидней Д. (1955). «Сталинская фальсификация истории: на примере Брест-Литовского договора» . Русское обозрение . 14 (1): 24–35. дои : 10.2307/126074 . ISSN   0036-0341 .
  23. ^ Троцкий, Леон (13 января 2019 г.). Сталинская школа фальсификации . Издательство Pickle Partners. стр. VII-89. ISBN  978-1-78912-348-7 .
  24. ^ Троцкий, Леон (13 января 2019 г.). Сталинская школа фальсификации . Издательство Pickle Partners. стр. VII-89. ISBN  978-1-78912-348-7 .
  25. ^ "Ограничь себя сам. Этическая хартия кинематографистов может стать еще одним элементом "отсутсвующей" в стране цензуры" [Self-censorship: the "charter of ethics" for filmmakers may become a new element of "non-existent" censorship in Russia]. Театрал (in Russian). 20 January 2014.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 545d52bcbea8a0fa30bdc0229d7248f1__1719997440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/f1/545d52bcbea8a0fa30bdc0229d7248f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Censorship in the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)