Jump to content

Цензура в Российской Империи

В Российской империи государственные органы осуществляли разный уровень контроля над содержанием и распространением книг, периодических изданий, музыки, театральных постановок, произведений искусства и кинофильмов. Орган, осуществлявший цензуру в Российской империи, со временем менялся. В начале восемнадцатого века прямой контроль имел российский император, но к концу восемнадцатого века цензура была делегирована Синоду , Сенату и Академии наук . Начиная с девятнадцатого века, он находился в ведении Министерства образования и, наконец, Министерства внутренних дел .

История цензуры в России началась задолго до возникновения империи. Первая книга, содержащая указатель запрещенных произведений, датируется 1073 годом в Киевской Руси . В течение нескольких столетий это были всего лишь переводы цензурных списков с других языков; первый подлинный древнерусский цензурный указатель был создан лишь в четырнадцатом веке. Количество индексов (как и нелегальных публикаций) неуклонно росло до начала шестнадцатого века. [1] Своего рода официальный статус цензура впервые обрела в период царизма ( 1547–1721): она была закреплена законодательно в Стоглаве и была направлена ​​против ересей , расколов и других мнимых отклонений от религиозных догматов и священных текстов. [2]

Значительные изменения в цензурной политике произошли в течение имперского периода. Реформы Петра I положили начало отделению церковной и светской цензуры. [3] Большее разграничение обязанностей цензурных организаций произошло в царствование императрицы Елизаветы Петровны . Период правления Елизаветы примечателен также появлением первых частных журналов, что во многом способствовало развитию журналистики в Российской империи. [4] Одно из важнейших событий в истории русской цензуры произошло в ходе реформ Екатерины II : учреждение института цензуры и учреждение должности профессионального цензора. Павел I, сын Екатерины, продолжил дело своего предшественника, расширив территории, подлежавшие государственному контролю. [5] Александр I, однако, отменил некоторые из этих мер и ослабил цензуру. [2] [6] Во второй половине XIX века, при Александре III, свобода печати вновь была существенно ограничена. [7]

Цензуре подверглись многие классики русской литературы, а цензор регулярно изображался как гротескная фигура и становился мишенью сатиры. За имперской цензурой последовала советская цензура , которая переняла многие ее черты и продолжалась до 1990 года.

Историческая справка

[ редактировать ]

Киевская Русь и Великое княжество Московское.

[ редактировать ]
Страница из меню 1073

Цензура в России возникла задолго до появления систематизированной юридической цензуры в Российской империи. Первый известный список запрещенных книг можно найти в Изборнике 1073 года, когда большая часть территории нынешней Европейской России, Украины и Белоруссии управлялась государством, известным как Русь , с центром в Киеве . Изборник оригинала, созданного, вероятно , , содержавший также большую подборку византийских библейских, богословских и гомилетических сочинений, был скопирован с болгарского по инициативе болгарского царя Симеона I. Большинство историков сходятся во мнении, что русская версия была создана по приказу великого князя Изяслава Ярославича , хотя позднее она была приписана князю Святославу Ярославичу . [1] [8] В списке запрещенных книг в « Изборнике» не обязательно указывалось на наличие запрещенных книг ранее: Н. А. Кобяк отмечает, что из двадцати трех перечисленных апокрифических сочинений только девять имелись в староцерковнославянских и старославянских переводах или обработках. . [1]

Вторым переводным произведением, содержащим указатель запрещенных книг, стал « Тактикон» монаха Никона Черногорца . Историк Д. Буланин М. отмечает, что это произведение было настолько популярно на Руси, что «редко книга или оригинальное средневековое сочинение не содержало выдержек из Пандектов или Тактикона». [9] Статьи Никона рано были включены в славянские правовые кодексы. Особую популярность они приобрели в конце XV — начале XVI веков: писатели того времени ( Иосиф Волоцкий , Вассиан Патрикеев , Максим Грек , Зиновий Отенский и др.) постоянно ссылаются на Никона и включают отрывки из его произведений. [9]

Первым исконно славянским списком запрещенных книг считается указатель, включенный в Погодинский Номоканон , датируемый четырнадцатым веком. Это был первый список, в который вошли произведения славянского автора, болгарского священника Иеремии, в том числе его «Повесть о красном дереве» и некоторые другие произведения. В индекс также были запрещены религиозные тексты, которые впоследствии были популярны среди так называемых иудействующих : «Шестокрыл» , «Логика» и «Космография» . Вплоть до начала XVI века количество указателей запрещенных книг неуклонно увеличивалось, но они не могли сдержать массовый приток литературы из Византии и южнославянских стран. Кобяк утверждает, что расширение списков книг отражало те же настроения, которые можно найти в учении Иосифа Волоцкого против «нездоровых историй» и Нилуса Сорского против «безбожных» писаний. Но, как и в случае с этими учениями, списки не полностью достигли своих целей. [1]

Царство России

[ редактировать ]
Титульный лист Стоглава

По мнению Г. В. Жиркова, «официальная» цензура книгоиздателей началась в Русском царстве в середине XVI века, когда был созван Стоглавый собор для укрепления позиции церкви против еретических движений. [10] Сборник решений совета, получивший название « Стоглав» , состоял главным образом из вопросов, поставленных царем, и подробных ответов, данных церковными чиновниками. [11] Раздел «О книжниках» давал церковным властям право конфисковывать неисправленные рукописи. Таким образом, была создана система предварительной цензуры всех публикаций перед продажей. Среди других изменений совет предложил ретроактивную редакцию книг, уже находящихся в обращении. [4]

Принятый в 1551 году Стоглав был первым официальным цензурным документом в России. Это была реакция на развитие грамотности и появление все большего числа литературных произведений, содержание которых не всегда соответствовало церковному и государственному учению. В период с 1551 по 1560 год было опубликовано не менее двенадцати документов и актов, устанавливавших новые меры и правила в соответствии со Стоглавом . [12] Церковь в своем новом цензурном качестве сосредоточивала свои усилия главным образом на борьбе с отклонениями от церковных учений и священных текстов, ересью и расколами. Большинство «отступников» бежали за границу, в частности в Литву. Печатники-первопроходцы Иван Федоров и Петр Мстиславец также бежали в Литву, опасаясь преследований со стороны церковного руководства, в котором доминировали иосифляне . [13] С изобретением книгопечатания священники-писцы, доминировавшие ранее в книжном деле, увидели снижение своих доходов и разразились протестами, в результате чего Федоров и Мстиславец были обвинены в ереси. После пожара в типографии в 1566 году издатели окончательно решили покинуть Москву. Позже Федоров писал: «Зависть и ненависть гнали нас из нашей страны, отечества и родни в другие, доселе неведомые земли». [14]

В XVII веке неоднократно запрещались книги, созданные на территории современной Украины и Белоруссии . Например, в 1626 году » Лаврентия Зизания был издан «Катехизис в Москве по рекомендации киевского митрополита Иова Борецкого . Многие русские священнослужители считали, что «Катехизис» содержит еретические высказывания, и в феврале 1627 года Зизани публично обсуждал этот вопрос с редакцией Московского печатного двора . После обсуждения копии Катехизиса были уничтожены. В 1628 г. был запрещен ввоз всех книг из «литовской печати», а такие книги, которые уже существовали в русских церквях, были изъяты. [15] Патриарх Никон , проведший значительные реформы в Русской церкви, руководил массовой конфискацией книг, изданных при его предшественниках, а также книг, написанных старообрядцами , отделившимися от основной церкви после его реформ. Цензура распространялась и на иконы : в октябре 1667 г. был издан указ, запрещавший любительскую роспись икон и запрещавший покупать такие иконы в магазинах и на рынках. [16]

Лубки — популярные декоративные гравюры — также подвергались цензуре из-за рисунков на религиозные сюжеты, что вызывало возмущение среди духовенства. [17] Патриарх Иоаким строго запретил их распространение (после 1674 г.), а конфискованные лубки сжигали. [5] В 1679 году царь Федор III повелел создать дворцовую типографию, которая предназначалась для издания сочинений Симеона Полоцкого , обучавшего царя и его братьев. Типографии разрешили обойти церковную цензуру, чтобы поддержать царского фаворита. Однако в 1683 году патриарху Иоакиму удалось закрыть бесконтрольную типографию, а после падения регентши Софьи Алексеевны был казнён печатник Сильвестр Медведев. Еще до казни его произведения были запрещены Собором 1690 года в Москве и сожжены. [18] Другой акт цензурного наказания произошел в октябре 1689 года в Москве, когда немецкий мистик Квирин Кульман и его преемник Конрад Нордерман были сожжены заживо, а чьи сочинения были объявлены еретическими и конфискованы. [19]

Реформы Петра I

[ редактировать ]
Title page of the Ecclesiastical Regulations (Духовный регламент)

История цензуры приняла новый оборот в связи с развитием светского издательского дела. В 1700 году Петр I подарил амстердамскому купцу Яну Тесингху. [20] [21] монополия на книгопечатание для России на пятнадцать лет — книги печатались в Амстердаме, затем ввозились и продавались в России. В то же время петровское правительство установило штрафы за торговлю печатной продукцией других иностранных типографий и ввело требование, чтобы книги издавались «во славу великого государя» и не содержали никакого «унижения нашего императорского величества». [...] и наше государство». [22] В 1701 году Тесингх умер, и его мастер-печатник перенес производство в Россию. [23] [24] В 1707 году царь Петр I купил в Голландии полностью оборудованную типографию , включая персонал. [25]

Единственным цензором в это время был сам император, а вся полиграфия находилась в руках государства. [22] В рамках церковных реформ Петра он ввёл законодательные изменения, ограничивавшие власть церкви в области книжной цензуры. Сюда входило положение, запрещавшее монахам иметь личные пишущие инструменты: Петр в 1701 году постановил, что «Монахи в кельях не имеют права писать никаких писаний; в кельях не должно быть ни чернил, ни бумаги, а в трапезной будут указанное место для письма, с разрешения настоятеля монастыря». [3] Во времена правления Петра Великого в Увеселительном дворце размещалось Полицейское управление . [26]

В течение четырех лет первые гражданские (в отличие от церковных) типографии были открыты в Петербурге и Москве. В 1718 году царь поручил Феофану Прокоповичу разработать план преобразования церковного управления по образцу гражданских коллегий. Через два года текст устава был представлен Петру. Император внес некоторые изменения, и после обсуждения Сенат единогласно принял их без поправок. [27] В 1721 году был организован особый цензурный орган, подконтрольный церкви: Духовная коллегия, которая на первом заседании была переименована в Святейший Синод . [28] В состав коллегии входили три архиерея и семь мирян. В Церковном регламенте, которым управляла Коллегия, организация описывалась как «находящаяся под [контролем] суверенного монарха и учрежденная монархом».

В том же году Петр создал новый цензурный орган — Изографскую палату — в качестве меры противодействия тем, кто торговал «страницами с различными изображениями без разрешения и без надзора» на Спасском мосту в Москве. Печать гравированных лубков и парсунов (портретов) была запрещена «под страхом строгого реагирования и беспощадных штрафов». К 1723 году этот запрет распространился на «неподходящие» королевские портреты. Параллельно с этим была предпринята попытка провести аналогичную обязательную цензуру книг, но только в отношении новых изданий, а не канонических церковных писаний. [29]

Кроме того, Петр положил конец монополии Церкви в вопросах книгопечатания. В 1708 году он начал предпринимать шаги по введению гражданского алфавита, для чего подготовил первые проекты. Он также пригласил в Россию иностранных граверов, чтобы обеспечить качество иллюстраций в изданных книгах. Были построены бумажные фабрики и новые типографии. [30]

При Петре в России появилась первая печатная газета «Ведомости» (1702–1728), а вместе с ней и первая цензура периодических изданий. Петр лично курировал ее издание, и многие выпуски увидели свет только с одобрения царя. [30] Несмотря на то, что цензура приобрела «светский» характер, церковь оставалась органом, ограничивающим распространение «неугодной литературы»; так, в 1743 году Священный Синод Русской Православной Церкви запретил ввоз книг, напечатанных на русском языке, а также перевод иностранных книг. [5] «свободная пресса» в Киеве и Чернигове , занимавшаяся преимущественно богословской литературой. Под надзор церкви подпадала и [3]

Реформы Елизаветы

[ редактировать ]

Окончательное разделение религиозной и светской цензуры было осуществлено императрицей Елизаветой, которая повелела, чтобы «все печатные книги в России, относящиеся к Церкви и учению Церкви, издавались с одобрения Святейшего Синода, а гражданские книги и иные виды книг, не принадлежащие к церкви, с одобрения Правительствующего Сената ». Тем не менее, по словам Жиркова, цензура Елизаветы была несколько беспорядочной; [30] Примечательным аспектом правления Елизаветы были ее попытки уничтожить все следы предыдущего недолгого правления ее свергнутой предшественницы Анны Леопольдовны . [22] Так, указом от 27 октября 1742 года Елизавета приказала провести рецензию всех книг, изданных в период с 17 октября 1740 года по 25 ноября 1741 года. [31]

18 сентября 1748 года Синод постановил, что «везде, где найдутся у кого-нибудь печатные церковные книги с одним из упомянутых названий, их следует собрать... и, вынув из них только страницы, нуждающиеся в исправлении, отправить их на принтер, где они будут напечатаны в кратчайшие сроки, без задержек и медлиний». [31] Государство также усилило контроль за ввозом литературы из-за границы; прежде чем издания на иностранных языках могли продаваться в Империи, они должны были пройти рецензию на случай, если в них будут упомянуты нежелательные лица.

В то же время церковь усилила контроль над лубками . Синод потребовал контроля над изданием всех молитвенников и написанием икон . В указе от 10 мая 1744 г. говорилось: «в сельских крестьянских избах иконы почернели и запачкались; ликов на них часто не видно; это может привести к насмешкам среди входящих в избу иностранных путешественников». Новые правила требовали от священников следить за чистотой икон и руководить в этом вопросе крестьянами. Однако в то же время возросла интеллектуальная деятельность: печаталось больше книг, появлялись новые ученые, а Университет создавался отдельно от Академии. Печать была полностью сосредоточена в руках правительства, но четкого свода законов о цензуре все еще не существовало. [5]

Реформы Павла I

[ редактировать ]

Император Павел I продолжил дело Екатерины, развивая и поддерживая ее цензурные инициативы; более того, он значительно расширил области, подлежавшие государственному контролю. [5] Была организована Цензурная коллегия, которую возглавил князь Александр Куракин . В последние годы XVIII века в Российской империи было конфисковано 639 книг, большая часть из них — 552 тома — на Рижской таможне. Среди авторов, которых это затронуло, были Гете , Шиллер , Кант , Свифт и многие другие.

В 1804 году при Министерстве просвещения было создано Бюро цензуры. Помимо цензуры некоторых материалов, Бюро сообщило об авторах в «Третий отдел» – тайную полицию. Деятельность Комитета иностранной цензуры проанализирована Чолдиным. [32]

Цензура во время Первой мировой войны

[ редактировать ]
«Обзор корреспонденции военных цензоров с театра войны», иллюстрация из журнала «Природа и люди» , 28 мая 1915 года.

В 1913 году, по данным Рейфмана, на печать было наложено 372 пошлины на общую сумму 140 тысяч рублей, конфисковано 216 номеров, арестовано 63 редактора, закрыто 20 газет. «Полная» цензура устанавливалась только в районах военных действий, а «частичная» цензура — за пределами этих районов. Однако власти имели прерогативу определять местонахождение военных районов. [33]

Жирков, однако, называет это время «расцветом российской журналистики», характеризующимся расширением дискуссий о свободе слова и растущим недовольством репрессивным режимом МВД среди издателей и журналистов. 20 июля 1914 г. был опубликован закон «Временное положение о военной цензуре». [34] Председатель Совета Министров Горемыкин прокомментировал: "Военная цензура, рассматривая готовящиеся к печати газетные материалы, должна оценивать последние не только с узковоенной точки зрения, но и с точки зрения общеполитической". [35]

Установление советской цензуры

[ редактировать ]

Но ты опять, растоптанное слово,
Бессмертное, свободное живёшь,
И мщение готовишь ты сурово,
И стрелы смертоносные куёшь!

Но ты снова, затоптанное слово,
Живи бессмертно и свободно,
И ты готовишь суровую месть,
И ты куешь смертоносные стрелы!

Федор Сологуб , «1917» [36]

После падения монархии и распада империи институт цензуры сохранился, хотя и трансформировался. По словам Павла Рейфмана: «Советская цензура не возникла на пустом месте. Она была преемницей дореволюционной русской цензуры, цензуры многовековой самодержавной России». [37] 9 марта 1917 Временное правительство ликвидировало главный центр царской цензуры — Главный комитет по делам печати и ввело должность наркома по делам печати. 16 мая « Вестник Временного правительства» опубликовал законодательный декрет, в котором говорилось: «Печать и торговля печатными произведениями свободны. Не допускается применение административных наказаний к печати». В действительности такая свобода так и не была достигнута полностью. Петр Врангель писал, что при предоставлении левой пропаганде свободы правые газеты были закрыты и конфискованы. Впоследствии, в ответ на кризис « Июльских дней» , правительство предоставило военному министру право закрывать издания, призывавшие к военному мятежу и неповиновению на фронте, что привело к репрессиям большевистских газет. [38]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Кобяк, Н. А. "Списки отреченных книг" . Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН . pushkinskijdom.ru. Archived from the original on 2011-09-22 . Retrieved 10 December 2011 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Большая Советская Энциклопедия, св " Цензура " , получено 25 августа 2011 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б с « Цензура ». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных тома) . Санкт-Петербург. 1890–1907. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Перейти обратно: а б Zhirkov, "XVIII vek: period perekhoda ot dukhovnoi k svetskoi tsenzure" (2001)
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Рейфман, П.С. "Часть первая. Российская цена. Глава 1. Вступление" . Из истории русской, советской и постсоветской цензуры . рейфман.ру. Архивировано из оригинала 20 сентября 2010 г. Проверено 25 августа 2011 г.
  6. ^ Zhirkov 2001 , Первый цензурный устав (1804 г.): иллюзии и практика.
  7. ^ Zhirkov 2001 , Борьба за свободу печати: 1905-1907 гг..
  8. ^ Творогов, Олег. "Изборник 1073 г." Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН . pushkinskijdom.ru. Archived from the original on 2013-11-10 . Retrieved 17 June 2015 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Буланин, Дмитрий. "Пандекты и Тактикон Никона Черногорца" . Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН . pushkinskijdom.ru. Archived from the original on 2013-11-10 . Retrieved 17 June 2015 .
  10. ^ "Стоглавый собор" . Хронос. Всемирная история в интернете . hrono.ru. Archived from the original on 2012-01-25 . Retrieved 2011-08-24 .
  11. ^ "Стоглавый собор" . krugosvet.ru. Archived from the original on 2011-10-04 . Retrieved 2011-08-24 .
  12. ^ « Стоглав ». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных тома) . Санкт-Петербург. 1890–1907. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ "Иван Федоров (Москвитин)" . Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН . pushkinskijdom.ru. Archived from the original on 2011-05-24 . Retrieved 2011-08-28 .
  14. ^ "Федоров, Иван Федорович" . Энциклопедия Кругосвет . krugosvet.ru. Archived from the original on 2012-02-22 . Retrieved 2011-08-29 . : "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе."
  15. ^ Опарина, Т. А. (1998). Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии . Новосибирск: Наука. p. 431. ISBN  5-02-031083-2 .
  16. ^ Забелин, Иван . (1850). "Материалы для истории русской иконописи". Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских . Vol. 7. pp. 83–4. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ " Лубочные картинки ". Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary : In 86 Volumes (82 Volumes and 4 Additional Volumes) . St. Petersburg. 1890–1907. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Богданов А. П. От летописания к исследованию: русские историки последней четверти XVII века. М.: RISC, 1995. С. 215—301.; Панченко А. М. Сильвестр //Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 354—359.
  19. ^ Богданов А. П. Русские патриархи (1589—1700): В 2 т. Т. 1. — М. 1999. С. 225—231.
  20. ^ https://www.amsterdam.nl/stadsarchief/stuks/handel/monopolie/
  21. ^ Альтернативные варианты написания: Ян / Ян Тессинг / Тесинг, Иоганн Тисинг, Йоханн Тесинг.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Рейфман П. С. "Глава первая. От Первого до второй. "Курносый злодей" " . Из истории русской, советской и постсоветской цензуры . reifman.ru. Archived from the original on 2010-09-20 . Retrieved 2011-08-25 .
  23. ^ Папмель, штат Калифорния (1 декабря 2013 г.). Свобода слова в России восемнадцатого века . Springer Science & Business Media. п. 3 сноска 6. ISBN  9789401191012 .
  24. ^ http://www.ethesis.net/boekdrukkunst/boekdrukkunst.htm
  25. ^ Пребывание царя Петра Великого и царицы Екатерины 1 в Хаут-ан-Дюйнцигт/Вреденхоф - петербургская усадьба в Недерхорсте.
  26. ^ https://kremlin-architectural-ensemble.kreml.ru/en-Us/architecture/view/poteshnyy-dvorets-moskovskogo-kremlya/
  27. ^ " Духовный регламент ". Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary : In 86 Volumes (82 Volumes and 4 Additional Volumes) . St. Petersburg. 1890–1907. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ "Духовный регламент. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. СПб., 1830. Т. VI. № 3718" . pseudology.org . Retrieved 2011-08-31 .
  29. ^ Блюм 2009 , с. 19.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Zhirkov 2001 , XVIII век: период перехода от духовной к светской цензуре.
  31. ^ Перейти обратно: а б "История печати. Том 1-й. IV. Россия" . Библиотека Центра экстремальной журналистики . library.cjes.ru. Archived from the original on 2016-02-03 . Retrieved 2011-11-14 .
  32. ^ Чолдин, Марианна Такс. Забор вокруг империи: российская цензура западных идей при царях . Дарем [Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 1985.
  33. ^ Рейфман, П.С. Часть первая. Российская цензура. Глава восьмая. «Но в октябре его немножечко того...». Из истории русской, советской и постсоветской цензуры. reifman.ru. Проверено 25 августа 2011. Архивировано из первоисточника 24 января 2012.
  34. ^ "Белобородова А. Изменения в организации цензуры в Российской империи в 1914 г. (по материалам Курской губернии)" . Открытый текст. Электронное периодическое издание . opentextnn.ru. Archived from the original on 2012-04-13 . Retrieved 2011-08-25 .
  35. ^ Zhirkov 2001 , Цензура и журналистика при «обновленном строе».
  36. ^ Цитируется по Blium, 2011, с. 325.
  37. ^ Рейфман П. С. "Часть II. Советская и постсоветская цензура. Вместо вступления" . Из истории русской, советской и постсоветской цензуры . reifman.ru. Archived from the original on 2010-09-20 . Retrieved 2011-08-25 .
  38. ^ Zhirkov 2001 , Советская цензура периода комиссародержавия 1917–1919 гг..

Библиография

[ редактировать ]
  • Blum, Arlen (2009). Ot neolita do Glavlita . St. Petersburg: Iskusstvo Rossii. ISBN  978-5-98361-095-8 .
  • Blum, Arlen (2011). Russkie pisateli o tsenzure i tsenzorakh: Ot Radishcheva do nashikh dnei, 1790–1990 . Odessa: Poligraf. ISBN  978-5-91868-003-2 .
  • Engel'gardt, Nikolai (2002). Ocherk istorii russkoi tsenzury v tsarkoi Rossii . Translated by Galushkina, M. Rudomino. [ нужна проверка ]
  • Lemke, Mikhail (1904). Epokha tsenzurnykh reform: 1859—1865 godov . St. Petersburg: M. V. Pirozhkov.
  • Mikhailov, Vladimir (2003). Rasskazy o kinematografe staroi Moskvy . Materik. ISBN  5-85646-083-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Reifman, Pavel (2001–2003). Iz istorii russkoi, sovetskoi i postsovetskoi tsenzury .
  • Sbornik postanovlenii i rasporiazhenii po tsenzure s 1720 po 1862 god . St. Petersburg: Tipografiia Morskogo ministerstva.
  • Рууд, Чарльз А. (2009). Боевые слова: имперская цензура и российская пресса, 1804–1906 гг . Торонто: Университет Торонто Press.
  • Shirkov, V. P. (1900). Ustav o tsenzure i pechati . St. Petersburg: N. K. Martynov.
  • "Ustav o tsenzure i pechati v redaktsii 1906 g."
  • Zhirkov, Gennadii (2001). Istoriia tsenzury v Rossii XIX–XX veka . Moscow: Aspekt-Press. ISBN  5-7567-0145-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 825ef4d3e1d447a07c4b9f42ae9dea0d__1716474000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/0d/825ef4d3e1d447a07c4b9f42ae9dea0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Censorship in the Russian Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)