Федор Сологуб
Федор Сологуб | |
---|---|
![]() Сологуб в 1910 году | |
Рожденный | Федор Кузьмич Тетерников 1 марта [ OS 17 февраля] 1863 г. Санкт-Петербург , Российская Империя |
Умер | 5 декабря 1927 г. Ленинград | (64 года)
Занятие | Поэт, прозаик, новеллист, драматург, эссеист |
Литературное движение | Русский Символизм |
Заметная работа | Мелкий демон |
Федор Сологуб ( русский : Фёдор Сологу́б , урожденный Федор Кузьмич Тетерников , русский : Фёдор Кузьми́ч Тетерников , также известный как Теодор Сологуб ; 1 марта [ OS 17 февраля] 1863 — 5 декабря 1927) — русский поэт -символист , прозаик, переводчик, драматург и эссеист. Он был первым писателем, внесшим болезненные, пессимистические элементы, характерные для европейской конца века литературы и философии в русскую прозу .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сологуб родился в Петербурге в семье бедного портного Кузьмы Афанасьевича Тетерникова, крепостного крестьянина Полтавской губернии , внебрачного сына местного помещика. [1] Когда его отец умер от туберкулеза в 1867 году, его неграмотная мать, Татьяна Семеновна Тетерникова, была вынуждена стать служанкой в доме аристократической семьи Агаповых, где росли Сологуб и его младшая сестра Ольга. Семья заинтересовалась образованием юного Федора, отдав его в педагогический институт, где Сологуб был образцовым учеником. [2] Видя, как тяжела жизнь его матери, Сологуб был полон решимости спасти ее от нее и, окончив в 1882 году Петербургский учительский институт, взял с собой мать и сестру на свою первую преподавательскую должность в Крестцы , где и начал свою литературная карьера с публикацией в 1884 году в детском журнале стихотворения «Лисица и ёжик» под фамилией Терникова.
Сологуб продолжал писать, переехав на новую работу в Великие Луки (1885 г.) и Вытегру (1889 г.), но чувствовал, что он полностью изолирован от литературного мира, и очень хотел снова жить в столице; тем не менее, его десятилетний опыт общения с «ужасным миром» провинциальной жизни в глуши сослужил ему хорошую службу, когда он пришел к написанию «Маленького демона» . (Позже он говорил, что при написании романа смягчил факты: «происходили вещи, которым никто бы не поверил, если бы я их описывал». [3] Он симпатизировал писателям, связанным с журналом «Северный вестник» («Северный вестник»), включая Николая Минского , Зинаиду Гиппиус и Дмитрия Мережковского , которые начинали создавать то, что будет известно как символистское движение, и в 1891 году он посетил Петербург в надежде видеть Минского и Мережковского, но встретился только с первым.
Ранняя литературная карьера
[ редактировать ]В 1892 году он, наконец, смог переехать в столицу, где устроился преподавателем математики, начал писать свой самый известный роман « Маленький демон» и начал часто посещать офисы «Северного вестника» , который публиковал большую часть его сочинений во время своего правления. ближайшие пять лет. Там в 1893 году Минский, считавший имя Тетерников непоэтичным, предложил ему использовать псевдоним, и было решено использовать аристократическое имя Соллогуб, но одна из букв была опущена как попытка (безуспешно, как оказалось) во избежание путаницы с графом Владимиром Соллогубом . был опубликован его первый рассказ «Ниночкина ошибка», В 1894 году в «Иллюстрированном мире» а осенью того же года умерла его мать. В 1896 году он опубликовал свои первые три книги: сборник стихов, сборник рассказов и свой первый роман « Тяжёлые сны», который он начал в 1883 году и который считается одним из первых декадентских русских романов.
В апреле 1897 года он прекратил сотрудничество с «Северным вестником» и вместе с Мережковским и Гиппиус начал писать для журнала «Север ». В следующем году вышла его первая серия сказок. В 1899 году он был назначен директором Андреевского городского училища и переехал в их помещение на Васильевском острове ; он также стал членом Петербургского окружного школьного совета. Он продолжал издавать сборники стихов и в 1902 году закончил «Маленького демона» , который был опубликован частично в серийной форме в 1905 году (в «Вопросах жизни» , который был прекращен перед последними выпусками). В это время его «Воскресенья», литературная группа, собиравшаяся у него дома, привлекла поэтов, художников и актеров, в том числе Александра Блока , Михаила Кузьмина , Алексея Ремизова , Сергея Городецкого , Вячеслава Иванова , Леона Бакста , Мстислава Добужинского и Сергея Ауслендера . Тэффи писала о нем в этот период:
Лицо его было бледное, длинное, без бровей; возле его носа была большая бородавка; жидкая рыжеватая борода как будто оторвалась от его тонких щек; тусклые, полузакрытые глаза. Лицо его было всегда усталым, всегда скучающим... Иногда, будучи гостем за чьим-то столом, он закрывал глаза и оставался так несколько минут, как будто забывал их открыть. Он никогда не смеялся... Сологуб жил на Васильевском острове в маленькой служебной квартире городской школы, где он был учителем и инспектором. Он жил со своей сестрой, плоскогрудой, чахоточной старой девой. Она была тихой и застенчивой; она обожала своего брата и немного боялась его и говорила о нем только шепотом. Он сказал в стихотворении: «Мы были праздничными детьми, Моя сестра и я»; они были очень бедны, эти праздничные дети, мечтавшие, чтобы кто-нибудь подарил им «даже пестрые ракушки из ручья». Грустно и уныло они тянули тяжелые дни своей юности. Чахотовая сестра, не получив своей доли пестрых ракушек, уже перегорала. Он сам был утомлен своей скучной преподавательской работой; писал он обрывками по ночам, всегда уставший от мальчишеского шума своих учеников...
Так Сологуб жил в своей маленькой служебной квартирке с лампадками, подавая гостям мятные лепешки, румяные булки, пастилу и медовые пряники, за которыми сестра его отправлялась куда-то через реку на конке. Она сказала нам в частном порядке: «Я бы с удовольствием покаталась на конке когда-нибудь, но брат не разрешает. Говорит, это неприлично для дамы»... Те вечера в маленькой квартирке, когда его Собрались близкие литературные друзья, было очень интересно. [4]
Слава и брак
[ редактировать ]Во время революции 1905 года его политически критические сказочки («маленькие сказки») пользовались большой популярностью и были собраны в книгу «Политические сказочки » (1906). «Маленький демон» был опубликован отдельным изданием в 1907 году и быстро стал популярным: при жизни автора было выпущено десять тиражей. Следующее крупное прозаическое произведение Сологуба, « Сотворенная легенда » (1905–1913) (буквально «создаваемая легенда», трилогия, состоящая из «Капель крови» , «Королевы Ортруды» и «Дыма и пепла» ), имело многие из тех же характеристик, но представляло собой значительно более позитивное и обнадеживающее описание мира. «Оно начинается со знаменитого заявления о том, что хотя жизнь «вульгарна… застыла во тьме, уныла и обыденна», поэт «создает из нее сладкую легенду… мою легенду о чарующем и прекрасном». [5]
Его растущий литературный успех был ограничен туберкулезом его сестры; в 1906 г. он поехал с ней на лечение в Уфимскую губернию , а в июне 1907 г. увез ее в Финляндию, где она умерла 28 июня. В следующем месяце он вернулся в Санкт-Петербург и вышел на пенсию после 25 лет преподавания. Осенью 1908 года он женился на переводчице Анастасии Чеботаревской (1876 года рождения), с которой познакомился на Вячеслава Иванова квартире тремя годами ранее. Тэффи писала, что она «преобразовала его повседневную жизнь по-новому и ненужно. Была снята большая новая квартира, куплены маленькие позолоченные стулья. Стены большого холодного кабинета почему-то были украшены картинами с изображением Леды разных художников.. Тихие разговоры сменились шумными посиделками с танцами и масками, Сологуб сбрил усы и бороду, и все стали говорить, что он похож на римлянина эпохи упадка». [4] Он продолжал публиковать стихи, пьесы и переводы; в следующем году он впервые выехал за границу, посетив вместе с женой Францию, а в сентябре театрализованная версия «Маленького демона» вышла в свет .
В 1909—1911 вышло Полное собрание сочинений Ф. Сологуба в 12 томах, а в 1911 появился сборник критических сочинений, содержащий свыше 30 критических очерков, заметок и рецензий известных писателей. В 1913 году он прочитал лекцию «Искусство наших дней», которая имела такой успех в Петербурге, что он отправился с ней в турне по всей России. В 1914 году он основал журнал « Дневники писателей» («Журналы писателей») и уехал с женой за границу, но начало Первой мировой войны положило конец журналу. В 1915 году на английском языке были опубликованы два сборника его рассказов и сказок, а в 1916 году — «Маленький демон» , все переведенные Джоном Курносом .

Сологуб продолжал гастролировать и читать лекции, а в 1917 году приветствовал Февральскую революцию . Летом он возглавлял Союз художников искусства и писал статьи резкой антибольшевистской направленности . Он был против Октябрьской революции , но остался в Петрограде и сотрудничал с независимыми газетами, пока они не были закрыты. В 1918 году выступал от имени Союза художников; опубликовал ; сборник новых рассказов «Слепая бабочка» поставил спектакль в Ялте; и вступил в Петербургский Союз журналистов. Но к концу года из-за большевистского контроля над издательским делом и книготорговлей у него не было возможности писать свои произведения. Лев Клейнборт писал об этом периоде: «Сологуб не читал лекций, а жил продажей своих вещей».
Хотя он был в принципе против эмиграции, отчаянное положение, в котором оказались он и его жена, заставило его в декабре 1919 года подать заявление о разрешении покинуть страну; он не получил никакого ответа. Через полгода он написал лично Ленину, снова безрезультатно. В середине июля 1921 года он наконец получил письмо от Троцкого, разрешающее его отъезд, и планировал уехать в Ревель 25 сентября. Но вечером 23 сентября его жена, ослабленная лишениями и доведённая до отчаяния долгими муками неизвестности, бросилась с Тучкова моста и утонула. Смерть жены горевала Сологуба на всю оставшуюся жизнь, и он часто ссылался на нее в своих последующих произведениях. (Стихотворение, датированное 28 ноября 1921 года, начинается словами «Ты унес мою душу/ На дно реки./ Я брошу вызов твоим желаниям/ И пойду за тобой». [6] ) Он отказался от всякой мысли покинуть Россию и переехал в квартиру на берегу реки Ждановки, в которой утонула его жена.
В 1921 году началась новая экономическая политика , и с конца года его книги (которые все чаще издавались за границей, особенно в Германии и Эстонии ) начали появляться в Советской России. В декабре «Фимиамия» вышел сборник стихов («Благовония»); в последующие два года были изданы новые поэтические сборники и переводы ( Бальзака » «Нежные сказки , Поля Верлена , Генриха фон Клейста , Фредерика Мистраля ), а в 1924 году сорокалетие литературной деятельности Сологуба отмечалось в Александринском театре в Петербурге речами. Евгений Замятин , Михаил Кузьмин , Андрей Белый , Осип Мандельштам и другие. В апреле того же года он был избран почетным председателем Отделения переводчиков Петербургского Союза писателей, а через два года стал председателем правления Союза. У него в квартире устраивались литературные посиделки, на которых присутствовали такие писатели, как Анна Ахматова и Корней Чуковский . Его новые стихи, отличавшиеся классической простотой, были оценены теми, кому он их читал, но больше их не печатали.
Смерть и наследие
[ редактировать ]В мае 1927 г. Сологуб тяжело заболел и к лету лишь изредка мог вставать с постели; его последнее стихотворение было датировано 1 октября. После длительной борьбы он скончался 5 декабря в Ленинграде . Через два дня его похоронили рядом с женой на Смоленском кладбище .
Хотя романы Сологуба стали его самыми известными произведениями, ученые и коллеги-писатели всегда пользовались уважением за его стихи. Поэт-символист Валерий Брюсов восхищался обманчивой простотой поэзии Сологуба и характеризовал ее как пушкинское совершенство формы. Иннокентий Анненский , другой поэт и современник Сологуба, писал, что наиболее оригинальной стороной поэзии Сологуба было нежелание ее автора отделить себя от своей литературы.
Мелкий демон
[ редактировать ]«Маленький Демон» попытался создать описание пошлости — русского понятия, сочетающего в себе черты зла и банальности. Антигерой — провинциальный школьный учитель Передонов , отличающийся полным отсутствием искупительных человеческих качеств. В романе рассказывается история морально испорченного Передонова, сшедшего с ума и параноика в безымянном российском провинциальном городе, параллельно с его борьбой за звание правительственного инспектора своей провинции. Всеведущее повествование от третьего лица позволило Сологубу объединить свои символистские тенденции и традицию русского реализма, которой он придерживался в своих ранних романах, стиль, похожий на Мопассана фантастический реализм .
Реалистические элементы «Маленького беса» включают яркое описание сельской повседневности XIX века, а фантастический — изображение галлюцинаций Передонова наравне с внешними событиями. Хотя книга была воспринята как обвинение российскому обществу, это весьма метафизический роман и одно из крупнейших прозаических произведений русского символистского движения. [7] Джеймс Х. Биллингтон сказал об этом:
Книга представляет собой фрейдистскую сокровищницу извращений, тонко и достоверно. Имя героя романа Передонова стало символом расчетливого похотливости для целого поколения... Он мучает своих учеников, получает эротическое удовлетворение, наблюдая, как они преклоняют колени во время молитвы, систематически оскверняет свою квартиру перед тем, как покинуть ее, в рамках своего обобщенного злоба против Вселенной. [8]
Работает
[ редактировать ]
Романы
[ редактировать ]- Bad Dreams [ Tyazhelye Sny ] (1896)
- Мелкий демон также Маленький демон
- Созданная легенда
- Капли крови
- Королева Ортруда
- Дым и пепел
Короткие рассказы
[ редактировать ]- Свет и тени
- Красота
- В толпе
- Проблеск голода
- Белая собака
- Прятки
- Пещера
- Старый дом
- Объединитель душ
- Призыватель Зверя
- Улыбка
- Обруч
- Поиск
- Белая Мать
Коллекции
[ редактировать ]- Ароматное имя и другие истории (1915)
Пьесы
[ редактировать ]- Триумф смерти
- Мелкий демон (1909) [9]
Английские переводы
[ редактировать ]- Ароматное имя и другие сказки, басни и рассказы пер. Стивен Грэм (Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, 1915).
- Старый дом и другие сказки пер. Джон Курнос (Лондон: М. Секер [1915]) (содержит: «Старый дом», «Объединитель душ», «Призыватель зверя», «Белая собака», «Свет и тени», «Свет и тени»). Проблеск голода», «Прятки», «Улыбка», «Обруч», «Поиски», «Белая мать»). Перепечатано: Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press [1974]. ISBN 0837177154 .
- Маленький Демон авторизованный транс. Джон Курнос и Ричард Олдингтон (Лондон: М. Секер, 1916).
- The Created Legend Авторизованный пер. . Джон Курнос (Лондон: М. Секер, 1916). (Этот перевод содержит только первый роман «Капли крови ». трилогии [10] )
- «Прятки» в сборнике «Лучшие русские рассказы» . и транс. Томас Зельцер (Нью-Йорк: Boni & Liveright, Inc., 1917).
- «Отечество для всех» в «Щит» изд. . Максим Горький, Леонид Андреев и Федор Сологуб; пер. Авраам Ярмолинский (Нью-Йорк: А. А. Кнопф, 1917).
- «Белая собака» в русской классике (Бостон: The Four Seas Co., 1918) (Международная карманная библиотека).
- «Дождь из лилий и одежда из капусты» и «Веселый мертвец» в « Иуде Искариоте и других рассказах» ([Нью-Йорк]: Гвидо Бруно, 1919 [c1916]).
- «В неволе» в русских рассказах = Русские рассказы изд. Глеб Струве (Нью-Йорк: Bantam Books, 1961) (Bantam Dual Language Edition).
- Мелкий демон пер. Эндрю Филд (Нью-Йорк: Random House, [1962]).
- «Маленький человек» в двуязычном сборнике русских рассказов под ред. Морис Фридберг (Нью-Йорк: Random House, 1964).
- Мелкий бес = Потертый Демон (Летчворт [Герц.]: Bradda Books, 1966).
- «Мой мрачный гений», «Наше воскресение», «Мы можем умереть вместе» и «Песня» в русской царской поэзии: Антология, сост. и транс. Бертон Раффел (Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1971). ISBN 9780873950701 .
- «Ядовитый сад» в Серебряном веке русской культуры: Антология под ред. под редакцией Карла Проффера и Эллендеа Проффер (Анн-Арбор: Ардис, 1975). ISBN 9780882331713 .
- Поцелуй нерожденного и другие истории пер. Мерл Г. Баркер (Ноксвилл: University of Tennessee Press, c1977) (содержит: «Стена и тени», «Червь», «Обруч», «Прятки», «Красавица», «Возлюбленная» Пейдж», «Юность Лайнус», «Смерть от рекламы», «В толпе», «Королева поцелуев», «Поиски», «Красногубый гость», «Поцелуй нерожденного». Дама в узах», «Она носила корону»). ISBN 0870492020 .
- Плохие сны пер. Вассар В. Смит (Анн-Арбор: Ардис, c1978). ISBN 0882331280 .
- Капли крови пер. Сэмюэл Д. Чоран (Анн-Арбор: Ардис, c1979). ISBN 0882331302 .
- Королева Ортруда пер. Сэмюэл Д. Чоран (Анн-Арбор: Ардис, c1979). ISBN 0882331426 .
- Дым и пепел пер. Сэмюэл Д. Чоран (Анн-Арбор: Ардис, c1979). ISBN 0882331442 .
- Созданная легенда пер. Сэмюэл Д. Чоран (Анн-Арбор: Ардис, c1979). ISBN 0882331302 .
- Мелкий демон пер. Сэмюэл Д. Чоран (Анн-Арбор: Ардис, c1983) (с приложением и критическими статьями под ред. Мерла Баркера). ISBN 0882338072 .
- «Ванька-управляющий и Жан-паж» в Неизвестном русском театре: Антология под ред. и транс. Майкл Грин и Джером Катселл (Анн-Арбор: Ардис, c1991). ISBN 9780882335544 .
- Маленький демон пер. Рональд Уилк (Нью-Йорк: Penguin, c1994) (Penguin Twentieth Century Classics). ISBN 9781480625570 .
- Утешение, Рассказ; Избранные стихи, двуязычное изд. английский пер. Вассар В. Смит (SL: Barbary Coast Books, 1997). ISBN 9780936041100 .
- «Астероид» и «Маленький человек» в «Разрозненных мирах: Антолгия [так в оригинале] русского фэнтези и научной фантастики» пер. Александр Левицкий и Марта Т. Китчен (Нью-Йорк: Overlook Duckworth, 2007). ISBN 9781585678198 .
- «Призыватель зверя» в книге 50 писателей: Антология русских рассказов XX века пер. Валентина Брогер и Фрэнк Миллер с Марком Липовецким (Бостон: Academic Studies Press, 2011). ISBN 9781936235148 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Dikman, M.I. (1975). "Introduction". Fedor Sologub (Stikhotvorenie) . Leningrad: Sovetskii pisatel. p. 7.
- ^ Чоран, Сэмюэл Д. (1979). «Вперед и введение переводчика». Капли крови . Анн-Арбор, Мичиган: Ардис. п. 12.
- ^ Дикман 1975 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Тэффи, « Федор Сологуб. Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine » (на русском языке).
- ^ Джеймс Х. Биллингтон, Икона и топор (Винтажные книги, 1970), с. 495.
- ^ Русский текст
- ^ Петерсон, Рональд Э. (1993). История русского символизма . Амстердам: Джон Бенджаминс. стр. 79–80. ISBN 9789027276902 . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Биллингтон, с. 494.
- ^ Сологуб, Федор (1988). Мелкий бес: драма в пяти действиях . Modern Russian Literature and Culture: Studies and Texts. Vol. 26. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties. p. 156. ISBN 0-933884-61-3 .
- ^ Чоран 1979 , стр. 10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Федора Сологуба в форме электронной книги в Standard Ebooks.
- Работы Федора Сологуба в Project Gutenberg
- Работы Федора Сологуба в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Сайт с биографией, библиографией, произведениями
- Работы Федора Сологуба или о нем в Internet Archive
- Петри Люкконен. «Федор Сологуб» . Книги и писатели .
- Английские переводы 5 стихотворений Бабетты Дойч и Авраама Ярмолинского, 1921 г.
- Английские переводы 3 стихотворений
- Советские писатели
- Драматурги и драматурги Российской империи.
- Эссеисты Российской Империи
- Романисты Российской Империи.
- Поэты Российской Империи.
- Выходцы из Российской империи украинского происхождения.
- Поэты-символисты
- Романисты-символисты
- Драматурги и драматурги-символисты
- Модернистский театр
- 1863 рождения
- 1927 смертей