Zinaida Gippius
Zinaida Gippius | |
---|---|
![]() Гиппиус в начале 1910-х годов | |
Рожденный | Zinaida Nikolayevna Gippius 20 ноября [ OS 8 ноября] 1869 г. Белёв , Тульская губерния , Российская империя. |
Умер | 9 сентября 1945 г. Париж , Временное правительство Французской Республики. | (75 лет)
Занятие |
|
Литературное движение | Символизм |
Супруг | Дмитрий Мережковский |
Зинаида Николаевна Гиппиус или Гиппиус (рус. Зинаида Николаевна Гиппиус , IPA: [zʲɪnɐˈidə nʲɪkɐˈlajɪvnə ˈɡʲipʲɪus] ; 20 ноября [ OS 8 ноября] 1869 — 9 сентября 1945) — русский поэт , драматург , прозаик , редактор и религиозный мыслитель, одна из крупнейших фигур русского символизма . [1] [2] История ее брака с Дмитрием Мережковским , продлившегося 52 года, описана в ее неоконченной книге «Дмитрий Мережковский» (Париж, 1951; Москва, 1991).
Она начала писать в раннем возрасте и к моменту знакомства с Дмитрием Мережковским в 1888 году уже была опубликованной поэтессой. Они поженились в 1889 году. Гиппиус опубликовала свой первый сборник стихов « Сборник стихов». 1889–1903 , в 1903 году, и ее второй сборник « Сборник стихов». Книга 2. 1903-1909 , в 1910 году. После революции 1905 года Мережковские стали критиками царизма; За это время они провели несколько лет за границей, в том числе поездки для лечения проблем со здоровьем. Они осудили Октябрьскую революцию 1917 года , рассматривая ее как культурную катастрофу, и в 1919 году эмигрировали в Польшу.
Пожив в Польше, они переехали во Францию, а затем в Италию, продолжая публиковаться и участвовать в деятельности русских эмигрантских кружков, хотя резкая литературная критика Гиппиус нажила себе врагов. Трагедия изгнанной русской писательницы была главной темой Гиппиус в эмиграции, но она также продолжала исследовать мистические и скрыто сексуальные темы, публикуя рассказы, пьесы, романы, стихи и мемуары. Смерть Мережковского в 1941 году стала серьёзным ударом для Гиппиус, которая умерла несколько лет спустя, в 1945 году.
Биография
[ редактировать ]Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября [ OS 8 ноября] 1869 года в Белёве , Тула , старшей из четырёх сестер. Ее отец, Николай Романович Гиппиус, уважаемый юрист и старший офицер российского сената, был русским немцем, чей предок Адольф фон Гингст, позже фон Гиппиус, приехал поселиться в Москве в XVI веке. [3] Ее мать, Анастасия Васильевна ( урожденная Степанова), была дочерью екатеринбургского полицмейстера. [1] [4]
Работа Николая Гиппиуса заключалась в постоянных разъездах, и из-за этого его дочери не получили формального образования. Беря уроки у гувернанток и приезжих репетиторов, они время от времени посещали школы в любом городе, где семья проживала в течение значительного периода времени ( Саратов , Тула , Киев и другие). [5] [6] В 48 лет Николай Гиппиус умер от туберкулеза . [7] [8] и Анастасия Васильевна, зная, что все ее девочки унаследовали предрасположенность к убившей его болезни, перевезли семью на юг, сначала в Ялту (где Зинаида лечилась), затем в 1885 году в Тифлис , поближе к дому их дяди Александра Степанова. [9]
К этому времени Зинаида уже два года училась в киевской женской школе (1877—1878) и год в Московской гимназии Фишера. [10] И только в Боржоми , где ее дядя Александр, человек со значительным достатком, снял для нее дачу , она начала приходить в себя после глубокого потрясения, вызванного смертью ее любимого отца. [10]
Зинаида начала писать стихи в семь лет. К моменту знакомства с Дмитрием Мережковским в 1888 году она уже была опубликованной поэтессой. «К 1880 году я писал стихи, будучи большим сторонником «вдохновения» и ставя себе за правило никогда не отрывать перо от бумаги. Люди вокруг меня видели в этих стихах признак моей «испорченности», но Я никогда не старалась их скрывать и, конечно, совсем не была избалована своим религиозным воспитанием», — писала она в 1902 году в письме Валерию Брюсову . [11] Симпатичная девушка, Зинаида привлекала в Боржоми много внимания, но Мережковский, образованный интроверт, произвел на нее впечатление прежде всего как идеальная родственная душа. Как только он сделал ей предложение, она приняла его без колебаний и ни разу не пожалела о том, что могло показаться поспешным решением. [4] [10]
Гиппиус и Мережковский поженились 8 января 1889 года в Тифлисе. У них было короткое свадебное путешествие с пребыванием в Крыму, затем они вернулись в Санкт-Петербург и поселились в квартире в доме Мурузи , которую мать Мережковского сняла и обставила для них в качестве свадебного подарка. [7]
Литературная карьера
[ редактировать ]
Мережковский и Гиппиус заключили договор, каждый из которых пообещал сосредоточиться на том, что у него получается лучше всего: первый — на поэзии, второй — на прозе. Соглашение рухнуло, когда Зинаида перевела лорда Байрона » «Манфреда , а Дмитрий начал работать над своим дебютным романом «Юлиан Отступник» . [6] В Санкт-Петербурге Гиппиус вступила в Русское литературное общество, стала членом Шекспировского кружка (самым известным его членом был знаменитый юрист князь Александр Урусов ), а также познакомилась и подружилась с Яковом Полонским , Аполлоном Майковым , Дмитрием Григоровичем , Алексеем Плещеевым и Петром Вайнбергом . Она сблизилась с авторским коллективом, связанным с обновленным «Северным вестником» , где сама в 1888 году дебютировала как поэтесса. [7]
В 1890–91 в этом журнале были опубликованы ее первые рассказы «Злосчастный» и «В Москве». появились три ее романа — «Без талисмана» , «Победитель » и «Маленькие волны Затем в «Мире Божием» » . [9] Рассматривая написание посредственной, типовой прозы как коммерческое предприятие, Гиппиус относилась к своей поэзии иначе, как к чему-то совершенно интимному, называя ее стихи «личными молитвами». Многие из этих «молитв» , посвященных темной стороне человеческой души и исследующих сексуальную двусмысленность и нарциссизм , в то время считались кощунственными. [5] [10] Недоброжелатели называли Гиппиус «демоницей», «царицей двойственности» и «декадентской Мадонной». Пользуясь дурной славой, она эксплуатировала свой андрогинный образ, использовала мужскую одежду и псевдонимы, шокировала гостей оскорблениями («чтобы посмотреть на их реакцию», как она однажды объяснила Надежде Тэффи ) и на протяжении десятилетия оставалась российским символом «сексуального раскрепощения». ', высоко держа то, что она в одной из своих дневниковых записей назвала 'крестом чувственности'. В 1901 году все это трансформировалось в идеологию «Новой церкви», инициатором которой она была. [12]
В октябре 1903 г. Сборник стихов. 1889–1903 — вышел первый сборник стихов Гиппиус; Иннокентий Анненский позже назвал книгу «квинтэссенцией пятнадцати лет русского модернизма». Валерий Брюсов тоже был очень впечатлен, похвалив «непреодолимую откровенность, с которой она документировала эмоциональный прогресс своей порабощенной души». [4] Сама Гиппиус никогда особо не задумывалась о социальной значимости публикуемых ею стихов. В предисловии к своему дебютному сборнику она написала: «Грустно сознавать, что пришлось создать что-то столь бесполезное и бессмысленное, как эта книга. Не то чтобы я считала поэзию бесполезной; напротив, я убеждена, что она необходима. естественные и вневременные. Были времена, когда стихи читали повсюду и ценили все, но те времена прошли. [6]
В начале 1900-х годов Дом Мурузи приобрел репутацию одного из новых культурных центров российской столицы. Гости признавали и восхищались авторитетом хозяйки и ее лидерским талантом, хотя никто из них не находил ее особенно теплой или ласковой. [10]
Новая церковь
[ редактировать ]
В 1899—1901 годах, поощряемая авторским коллективом близкого ей журнала «Мир искусства» , Гиппиус публиковала в нем критические очерки под мужскими псевдонимами, наиболее известным из которых был Антон Крайний. [4] Анализируя корни кризиса, в который попала русская культура, Гиппиус (несколько парадоксально, учитывая ее «демоническую» репутацию) предложила в качестве лекарства ее «христианизацию», что на практике означало сближение интеллигенции и церкви. Слияние веры и интеллекта, по мнению Гиппиус, имело решающее значение для выживания России; только религиозные идеи, думала она, принесут народу просветление и освобождение, как сексуальное, так и духовное. [9]
В 1901 году Гиппиус и Мережковский основали Религиозно-философские собрания. Это «собрание для свободного обсуждения», сосредоточенное на синтезе культуры и религии, объединило эклектичную смесь интеллектуалов и в ретроспективе рассматривалось как важная, хотя и недолгая, попытка отвести Россию от крупных социальных потрясений, которые она возглавляла. для. [13] Гиппиус была движущей силой «Собраний», а также журнала «Новый путь» (1903–04), первоначально созданного как средство продвижения первых. К тому времени, когда «Новый путь» закрылся (из-за конфликта, вызванного отказом новичка Сергея Булгакова опубликовать ее эссе об Александре Блоке ), Гиппиус (как Антон Крайний) стала видным литературным критиком, в основном сотрудничая с « Весами ». [12]
После закрытия «Собраний» в 1903 году Гиппиус попыталась возродить свою первоначальную идею в форме того, что считалось ее «домашней Церковью», основанной на скандальном Троебратстве (Братстве Трех), состоящем из нее, Мережковского и Дмитрия Философова . их общий близкий друг и на короткое время ее любовник. Это новое развитие событий возмутило многих их друзей, таких как Николай Бердяев , который счел эту причудливую пародию на Троицу с ее собственным набором квазирелигиозных ритуалов профанацией, граничащей с богохульством. [7] [14]
1905–1917
[ редактировать ]
Революция 1905 года оказала глубокое влияние на Гиппиус. В течение следующего десятилетия Мережковские были резкими критиками царизма , радикальные революционеры, такие как Борис Савинков, теперь вошли в их узкий круг близких друзей. В феврале 1906 года пара уехала во Францию, где провела более двух лет в добровольном изгнании, пытаясь познакомить западных интеллектуалов со своим «новым религиозным сознанием». В 1906 году Гиппиус опубликовала сборник рассказов « Алый меч», а в 1908 году вышла пьеса « Маков цвет», соавторами которой указаны Мережковский и Философов. [5] [12]
Разочарованная безразличием европейских культурных элит к их идеям, троица вернулась домой. Вернувшись в Петербург, здоровье Гиппиус ухудшилось, и в течение следующих шести лет она (вместе с мужем, у которого были проблемы с сердцем) регулярно посещала европейские курорты и клиники. Во время одного из таких путешествий в 1911 году Гиппиус купила дешевую квартиру в Париже, на улице полковника Бонне, 11-бис. То, что в то время казалось случайной и ненужной покупкой, позже спасло их от бездомности за границей. [9]
Когда политическая напряженность в России утихла, в 1908 году «Собрания» были вновь открыты как Религиозно-философское общество. Но руководители Русской церкви проигнорировали это, и вскоре проект превратился в простой литературный кружок. Жаркая дискуссия по поводу манифеста «Вехов» привела к столкновению между Мережковскими и Философовым, с одной стороны, и Василием Розановым — с другой; последний уволился и разорвал связи со своими старыми друзьями.
К тому времени у нее Сборник стихов. Книга 2. 1903-1909 вышла в 1910 году, Гиппиус стала известной (хотя и далеко не такой знаменитой, как ее муж) европейской писательницей, переведенной на немецкий и французский языки. В 1912 году вышла ее книга рассказов « Лунные муравьи», в которую вошли лучшие написанные ею за последние годы прозы. Два романа, «Демонические куклы» (Чортовы куклы, 1911) и «Роман -царевич» (1912), должны были стать первой и третьей книгами трилогии иеромонаха Илиодора , которая осталась незавершенной. Литературные левые раскритиковали их как якобы «антиреволюционные», основные критики сочли эти книги тусклыми, шаблонными и тенденциозными. [9] [14]
Когда началась Первая мировая война , Мережковские выступили против участия России. Тем не менее, Гиппиус начала собственную кампанию в поддержку солдат, написав серию писем, пересылаемых на передовую, каждое из которых сочетало в себе стилизованные народные поэтические послания с небольшими пакетиками табака, подписанными либо ее собственными, либо одной из трех ее служанок. имена. Некоторые считали это претенциозным и бессмысленным, другие аплодировали тому, что они считали ее реакцией на ура-патриотическую истерию того времени. [5]
1917–1919
[ редактировать ]Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года и осудили Октябрьскую революцию , обвиняя Александра Керенского и его Временное правительство в катастрофе . В ее книге воспоминаний Дмитрий Мережковский. «Он и мы» Гиппиус писала:
Подобно мышам, для которых мир состоит только из них самих и кошек и никого другого, эти «революционеры» знали только одно различие: различие между левыми и правыми. Керенский и ему подобные по своей сути считали себя «левыми», а своих врагов считали «правыми». Когда произошла Революция (не «сделанная» ими), левые восторжествовали, но – опять же, как мыши в подвале, где больше нет кошек, они по-прежнему опасались «правых» как единственного источника страха, имея на виду только одна опасность, которой в 1917 году не было. Они не боялись большевиков – они тоже принадлежали к «левым». Они никогда не верили, что большевики смогут удержать взятую ими власть, и не заметили, как последние, украв их лозунги, начали изобретательно использовать их, говоря о «земле для крестьян», «мире для всех», «земле для крестьян», «мире для всех». « Ассамблея восстановлена», республика, свобода и все такое... [15]
Гиппиус видела в Октябрьской революции конец России и приход царства антихриста. «Как будто на тебя упала какая-то подушка, чтобы задушить… Задушить что — город? [10] В конце 1917 года Гиппиус все еще могла публиковать свои антибольшевистские стихи в том, что осталось от старых газет, но, согласно ее дневникам , следующий год был кошмарным . Высмеивая Герберта Уэллса («Я понимаю, почему его так привлекают большевики: они его обогнали»), она писала о зверствах ЧК («В Киеве убито 1200 офицеров; ноги отрублены, сапоги сняты» — 23 февраля). «В Ростове подростков курсантов- расстреляли — за то, что их ошибочно приняли за курсантов КСДР , запрещённых» — 17 марта), массового голода и собственного растущего чувства тупого безразличия. «Те, в ком еще есть душа, ходят как трупы: ни протестуя, ни страдая, ничего не ожидая, тела и души впали в вызванный голодом сон». [6]
Выражая некоторую симпатию «плачущему Луначарскому » (единственному большевистскому лидеру, выразившему хоть какое-то сожаление по поводу жестокостей репрессивных органов), Гиппиус писала: «То, что происходит сейчас, не имеет ничего общего с русской историей. Они будут забыты». , как бесследно исчезнут зверства некоторых дикарей на далеком острове». [6] «Последние стихи» (1914–1918) , опубликованные в 1918 году, представили суровую и мрачную картину революционной России, какой ее видела Гиппиус. После поражений Александра Колчака в Сибири и Антона Деникина на юге России соответственно Мережковские переехали в Петроград . В конце 1919 года, приглашенная присоединиться к группе «красных профессоров» в Крыму, Гиппиус предпочла не делать этого, узнав о массовых убийствах, организованных местными вождями Белой Куном и Розалией Землячкой . Получив разрешение покинуть город (под предлогом того, что они отправятся на фронт, с лекциями по Древнему Египту для бойцов Красной Армии ), Мережковский и Гиппиус, а также ее секретарь Владимир Злобин и Дмитрий Философов выехали в Польшу. поездом . [6]
Гиппиус в изгнании
[ редактировать ]
Их первым пунктом назначения был Минск , где Мережковский и Гиппиус прочитали серию лекций для русских иммигрантов и опубликовали политические брошюры в « Минском курьере» . Во время пребывания в Варшаве в течение нескольких месяцев Гиппиус редактировала газету «Свобода» . Разочаровавшись в политике Юзефа Пилсудского , Мережковские и Злобин 20 октября уехали во Францию без Философова, который предпочел остаться в городе вместе с Борисом Савинковым. [10] Переезду Мережковских во Францию способствовали Ольга и Эжен Пети, которые также помогли им обеспечить въезд и вид на жительство для их друзей, таких как Иван Манухин. [16]
В Париже Гиппиус сосредоточилась на назначении встреч, сортировке почты, заключении контрактов и приеме гостей. Переговоры Мережковского, как вспоминала Нина Берберова , всегда вращались вокруг двух главных тем: Россия и свобода. [17] Поддерживая Мережковского в его антибольшевистском крестовом походе, она была глубоко пессимистична в отношении того, что ее муж называл его «миссией». «О нашем рабстве настолько неслыханно, а наши откровения настолько диковинны, что свободному человеку трудно понять, о чем мы говорим», — признала она. [9]
Трагедия сосланной русской писательницы стала главной темой Гиппиус в эмиграции, но она также продолжала исследовать мистические и завуалированные сексуальные темы. Она оставалась резким литературным критиком и, отвергнув многих известных писателей лагерей символистов и акмеистов , сделала себя непопулярной фигурой во Франции. [18] [19]
В начале 1920-х годов на Западе были переизданы несколько ранних произведений Гиппиус, в том числе сборник рассказов « Небесные слова» («Небесные слова», 1921, Париж) и «Стихотворения». Дневник 1911–1912 гг . (1922, Берлин). В Мюнхене «Царство Антихриста вышло » (Царство Антихриста) Мережковского, Гиппиус, Философова и Злобина, включающее первые две части «Петербургских дневники » Гиппиус. Гиппиус была главной силой общества « Зеленая лампа », названного в честь группы XIX века, связанной с Александром Пушкиным . Если отбросить фракционные раздоры, то это оказался единственный культурный центр, где русские писатели и философы-эмигранты (тщательно отобранные для каждой встречи и приглашенные лично) могли встречаться и обсуждать политические и культурные темы. [4]
В 1928 Мережковские приняли участие в Первом съезде русских писателей в изгнании, проходившем в Белграде . [20] Воодушевленные успехом Мережковского «Да Винчи» цикла лекций и доброжелательностью Бенито Муссолини , в 1933 году пара переехала в Италию , где прожила около трёх лет, лишь изредка посещая Париж. В условиях подъема там социалистического движения и антироссийских эмиграционных настроений, вызванных убийством президента Поля Думера в 1932 году, Франция ощущалась для них враждебным местом. [21] Жизнь в ссылке была очень тяжела для Гиппиус психологически. Как выразился один биограф, «ее метафизически грандиозная личность с ее духовной и интеллектуальной перегрузкой была неуместна в тот период, который она сама считала «бездушно прагматичным» периодом европейской истории». [9]
Последние годы
[ редактировать ]Поскольку начало Второй мировой войны в Европе сделало литературу практически неактуальной, Гиппиус, несмотря ни на что, собрала и опубликовала « Литературный торнадо» — амбициозный литературный проект, созданный с целью предоставить убежище писателям, отвергнутым издателями по идеологическим причинам. То, что в другие времена можно было бы назвать мощным актом в поддержку свободы слова, в 1939 году осталось незамеченным. [9] Мережковский и Гиппиус провели последний год вместе в социальном вакууме. [22] Независимо от того, был ли текст якобы прогитлеровской «Радио речи» Мережковского 1944 года действительно сфабрикованным монтажом (как утверждал его биограф Зобнин), мало кто сомневался в том, что пара, ставшая слишком близкой (и финансово зависимой от) немцы в Париже потеряли уважение и авторитет со стороны своих соотечественников, многие из которых выражали к ним откровенную ненависть. [23]
Смерть Мережковского в 1941 году стала тяжелым ударом для Гиппиус. После смерти Дмитрия Философова и ее сестры Анны (в 1940 и 1942 годах соответственно) она оказалась одна в мире и, как предполагают некоторые источники, подумывала о самоубийстве. [23] Однако, поскольку ее секретарь Владимир Злобин все еще был рядом, Гиппиус прибегла к написанию того, что, как она надеялась, когда-нибудь станет всеобъемлющей историей жизни ее покойного мужа. Как вспоминала Тэффи ,
Последние месяцы своей жизни Гиппиус работала, в основном по ночам. Заполняя один дневник за другим своим прекрасным каллиграфическим почерком, она готовила большую книгу, которая должна была стать, по ее мнению, настоящей данью уважения ее спутнику жизни, тому, кого она называла «Великим человеком». Она хвалила этого человека в самых непривычных для нее выражениях – женщину ледяного острого ума, взгляд которой на окружающих ее людей был до крайности ироничным. Должно быть, она любила его очень, очень сильно. [24]
Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года. Ее последними написанными словами были: «Низка цена моя... И мудр Бог». [9] Она была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа вместе с мужем. На церемонии присутствовала небольшая группа людей, среди них был Иван Бунин . [12] [23]
Наследие
[ редактировать ]
Современные ученые считают ранние стихотворения Гиппиус с романтическим оттенком в основном производными, Семён Надсон и Фридрих Ницше . причем два наиболее очевидных влияния оказали [14] Публикация символистского манифеста Дмитрия Мережковского оказалась поворотным моментом: за короткое время Гиппиус стала крупной фигурой русского модернизма. Ее ранняя символистская проза испытала сильное влияние Достоевского , а один из ее более поздних романов, «Роман Царевич» (1912), как говорят, снова находился под влиянием Ницше. Первые два сборника рассказов Гиппиус, « Новые люди » (1896) и «Зеркала» (1898), исследующие «природу красоты во всех ее проявлениях и противоречиях», воспринимались как шаблонные. Ее Третья книга рассказов (1902) ознаменовала смену направления и была описана как «болезненно своеобразная» и полная «интеллектуального мистицизма». Были проведены параллели между прозой Гиппиус начала ХХ века и Владимира Соловьева » «Смыслом любви , оба автора исследовали «поиск любви» как средство самореализации человеческой души. [8]
Не проза, а поэзия сделала Гиппиус крупной новаторской силой. «Гиппиус-поэтесса занимает свое особое место в русской литературе, ее стихи глубоко интеллектуальны, безупречны по форме и поистине волнующи». [14] Критики высоко оценили ее оригинальность и техническую виртуозность, назвав ее «истинной наследницей музы Евгения Баратынского ». [12]
Ее сборник стихов. 1889–1903 годы стали важным событием в культурной жизни России. Определив мир поэзии как трехмерную структуру, включающую «встречу Любви и Вечности в Смерти», она открыла и исследовала в нем свою собственную разновидность этического и эстетического минимализма. Писатели-символисты были первыми, кто высоко оценил ее метафорическую технику «намек и пауза», а также искусство «извлекать звонкие аккорды из немых фортепиано», по словам Иннокентия Анненского , который видел в книге художественный пик «15 лет России». модернизма» и утверждал, что «ни один мужчина никогда не сможет облачить абстракции в одежду такого очарования [как эта женщина]». Мужчины тоже восхищались откровенностью Гиппиус: ее внутренние конфликты, полные «демонических искушений» (неизбежных для поэта, чьей миссией было «сотворение новой, истинной души», как она выражалась), Гиппиус комментировала с необыкновенной откровенностью. [6]
Сборник 1906 года «Алый меч» , описанный как исследование «метафизики человеческой души», выполненный с неохристианской точки зрения, пропагандировал идею Бога и человека как единого существа. Автор приравнивал «самоотречение» к греху предательства Бога, а недоброжелатели подозревали в этой эгоцентрической позиции кощунство. Темы секса и смерти, исследованные в косвенно-импрессионистической манере, легли лейтмотивом ее следующей книги прозы « Черное на белом» (1908). В XX веке также произошел взлет Гиппиус-драматурга ( «Святая кровь» , 1900, «Цветение мака» , 1908). Самая известная из ее пьес, «Зеленое кольцо» (1916), футуристическая по сюжету, если не по форме, была с успехом поставлена Всеволодом Мейерхольдом для Александринского театра . [7] Антон Крайний, альтер-эго Гиппиус, был весьма уважаемым и внушающим страх литературным критиком, чьи статьи регулярно появлялись в «Новом пути» , «Весах» и «Русской мысли» . Критический анализ Гиппиус, по мнению Брокгауза и Эфрона, был проницательным, но порой слишком резким и редко объективным. [14]
1910 года Сборник стихов . Книга 2. 1903–1909 получила хорошие отзывы; Бунин назвал поэзию Гиппиус «электрической», указав на своеобразное использование оксюморона как электризующей силы в герметичном, бесстрастном мире автора. [4] Некоторые современники находили произведения Гиппиус удивительно неженственными. Владислав Ходасевич говорил о конфликте ее «поэтической души и непоэтического ума». "В ее стихах все сильно и объемно, мало места для деталей. Ее живая, острая мысль, облаченная в эмоциональную сложность, как бы вырывается из ее стихов, ища духовной цельности и идеальной гармонии", - говорил современный ученый Виталий Орлов. . [10]
Романы Гиппиус «Кукла дьявола» (1911) и «Роман Царевич» (1912), ставившие целью «обнажить корни русских реакционных идей», не имели успеха: критики находили их тенденциозными и художественно неполноценными. «В поэзии Гиппиус более оригинальна, чем в прозе. Хорошо построенные, полные интригующих идей, никогда не лишенные проницательности, ее рассказы и повести всегда слишком нелепы, чопорны и скучны, демонстрируют мало знания реальной жизни. Герои Гиппиус произносятся интересно. слова и попадают в интересно сложные ситуации, но не превращаются в живых людей в сознании читателя, выступая воплощением идей и концепций, они являются подлинно искусными марионетками, приведенными в действие рукой автора, а не его собственными внутренними мотивами». [14]
События октября 1917 года привели к тому, что Гиппиус порвала все связи с большинством тех, кто восхищался ее поэзией, включая Блока, Брюсова и Белого. История этого раскола и реконструкция идеологических коллизий, сделавших возможной подобную катастрофу, стали предметом ее мемуаров « Живые лица» («Живые лица», 1925). В то время как Блок (человек, которому она, как известно, отказала ей в руке в 1918 году) рассматривал революцию как «очистительную бурю», Гиппиус была потрясена «удушающей суровостью» всего происходящего, рассматривая ее как одно огромное чудовище, «оставляющее человеку только одну желание: ослепнуть и оглохнуть». За всем этим для Гиппиус стояло своего рода «монументальное безумие»; для нее тем более важно было сохранить «здоровый дух и крепкую память», объяснила она.
После «Последних стихотворений» (1918) Гиппиус опубликовала еще две книги стихов «Стихи». 1911–1920 «Дневники» (1922) и «Сияющие» (1938). Ее стихи, проза и очерки, опубликованные в эмиграции, были крайне пессимистичны; «правление зверства», руины человеческой культуры и упадок цивилизации были ее основными темами. Самой ценной для Гиппиус были ее дневники: она считала эти горячие точки личной истории необходимыми для того, чтобы помочь будущим поколениям восстановить истинный ход событий. Однако, как выразился современный российский критик, «наследие Гиппиус, при всей своей внутренней драматичности и антиномичности, страстной, сильной тоске к непостижимому, всегда несло в себе луч надежды, пламенную, неугасимую веру в высшую истину и предельная гармония, венчающая судьбу человека. Как она сама писала в одном из своих последних стихотворений, «Увы, теперь они разлучены: безвременье и все человеческое / Но придет время, и то и другое переплетется в одну мерцающую вечность». [8]
20 ноября 2019 года Google отпраздновала свое 150-летие дудлом Google . [25]
Избранная библиография
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- Collection of Poems. 1889–1903 (Собрание стихов. 1889–1903)
- Collection of Poems. Book 2. 1903-1909 (Собрание стихов. Книга 2, 1910)
- Последние стихи (1914–1918)
- Стихи. Дневник 1911–1912 гг . (1922, Берлин).
- Стихи. Дневники 1911–1920 годов (1922)
- Сияющие (1938, сборник стихов)
Проза
[ редактировать ]- Новые люди (1896, рассказы)
- Зеркала (1898, рассказы)
- Третья книга рассказов (1902)
- Алый меч (1906, рассказы)
- Черное на белом (1908, рассказы)
- Лунные муравьи (1912, рассказы)
- Дьявольская кукла (1911, роман)
- Роман-Царевич (1912, роман)
- Слова с небес (1921, Париж, рассказы)
Драма
[ редактировать ]- Священная кровь (1900, пьеса)
- Кукла Блоссом (1908, пьеса)
- Зеленое кольцо (1916, пьеса)
Научная литература
[ редактировать ]- Живые лица (1925, воспоминания)
английские переводы
[ редактировать ]- Цветение яблони , (рассказ), из «Русских рассказов» , Сенат, 1995.
- Зеленое кольцо (спектакль), CW Daniel LTD, Лондон, 1920 год.
- Стихи , «Вне времени: старый этюд (рассказ)», и «Они все похожи (рассказ)», из книги «Русское культурное возрождение» , University of Tennessee Press, 1981. ISBN 0-87049-296-9
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стив Шелохонов. «Биография Зинаиды Гиппиус» . www.imdb.com . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ «Зинаида Гиппиус» . Словарь литературной биографии . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Криста Эберт Синаида Гиппиус: Странная близость. — Обербаум Верлаг: Берлин, 2004. — с.22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Гиппиус, Зинаида Николаевна» . www.grogosvet.ru . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Жизнеописание и дневники Зинаиды Гиппиус» . Библиотекарь.ру . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Makarenko, Svetlana. "Zinaida Nikolayevna Gippius. "My Soul is Love" " . www.peoples.ru . Retrieved 2010-10-13 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Зинаида Николаевна Гиппиус» . Библиографический словарь . Русские писатели XX века. Москва: Издательство «Просвещение». 1998. с. 352 . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Sokolov, A.G. P. A. Nikolayev (ed.). "Zinaida Nikolayevna Gippius" . Russian Writers. Biobibliographical Dictionary . Moscow: Prosveshcheniye Publishers . Retrieved 2010-10-13 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Федоров В.С. (январь 2005 г.). «ЗН Гиппиус». Русская литература XX века . ОЛМА Медиа Групп. ISBN 9785948482453 . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Орлов, Виталий. «Зинаида Гиппиус» . www.litwomen.ru. Архивировано из оригинала 26 февраля 2010 г. Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Богомолов Н. «Любовь одна» . Произведения Зинаиды Гиппиус . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Щемелева, ЛМ «Зинаида Николаевна Гиппиус» . Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Чураков Д.О. «Эстетика русского декаданса конца XIX – начала XX века. Ч.3» . www.portal-slovo.ru . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Гиппиус Зинаида Николаевна» . Русский биографический словарь . Брокгауз и Эфрон . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Гиппиус, З.Н. Мемуары. Дм. Мережковский. Он и мы. Издательство Захарова. Москва, 2001. С.403.
- ^ Робертс, Грэм (2011). Другие голоса: Три века культурного диалога между Россией и Западной Европой . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 198. ISBN 1-4438-2790-8 .
- ^ Евтушенко, Евгений (28 апреля 2005 г.). «Дмитрий Мережковский. Между Шариковым и Антихристом» . 2005.novayagazeta.ru . Проверено 14 февраля 2010 г.
- ^ Карлинский, Саймон; Владимир Злобин (1980). "Введение". Непростая душа: Зинаида Гиппиус . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1–21. ISBN 0520038673 .
- ^ Уэйли, С. (20 октября 2019 г.). «Кем была Зинаида Гиппиус, первая российская феминистка?» . Россия за пределами новостей . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Зобнин, стр.327
- ↑ Зобнин, стр.329.
- ^ Волкогонова, Ольга. «Религиозный анархизм Д.Мережковского» . perfilov.narod.ru . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вольф, Виталий. «Декадентская Мадонна» . mylove.ru . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г. Проверено 13 августа 2010 г.
- ^ Тэффи. «Зиналида Гиппиус» . az.lib.ru. Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ «150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус» . Google . 20 ноября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Английские переводы трех стихотворений Бабетты Дойч и Авраама Ярмолинского, 1921 г.
- Английские переводы 4 миниатюр из «Последних стихотворений», 1914–1918 гг.
- Zinaida Gippius poetry at Stihipoeta.ru
- Зеленое кольцо (спектакль) с сайта archive.org.
- Работы Зинаиды Гиппиус в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1869 рождений
- 1945 смертей
- Люди из Тульской области.
- Жители Белёвского уезда.
- Русские люди немецкого происхождения
- Женщины-писательницы Российской империи.
- российские религиозные лидеры
- Поэты-символисты
- русские женщины-редакторы
- Русские драматурги и драматурги
- Русские женщины-писатели.
- русские женщины-поэты
- Русские женщины-драматурги и драматурги.
- Русские поэты ХХ века.
- Русские писательницы XX века.
- Русские писатели XX века.
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа