Зеленое кольцо
Зеленое кольцо | |
---|---|
![]() | |
Написал | Зинаида Гиппиус |
Дата премьеры | 18 февраля 1915 г. |
Место премьеры | Александринский театр |
Язык оригинала | Русский |
Предмет | подростковая тревога, распад семьи, коллективизм |
Жанр | Реалистичная драма |
Параметр | Начало 1910-х годов Санкт-Петербург. |
Зелёное кольцо ( рус . Зелёное кольцо , латинизировано : Зелёное кольцо ) — четырёхактная пьеса Зинаиды Гиппиус, написанная в январе 1914 года и премьера которой состоялась в Александринском театре 18 февраля 1915 года в постановке Всеволода Мейерхольда . Спектакль МХАТ под руководством Вахтанга Мчеделова открылся 7 декабря 1916 года. Впервые пьеса была напечатана в Петрограде в 1916 году издательством «Огни». [ 1 ] [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]«Зеленое кольцо», пьеса об «отцах и детях» нового поколения, была написана в январе 1914 года. В 1933 году Гиппиус вспоминала: «Она была о довоенной молодежи, о подростках того времени. все вышло из моего собственного общения с петербургской молодежью, присутствовавшей на моих «воскресеньях». [ 3 ]

Когда режиссер Всеволод Мейерхольд и актерский состав «Александринки» приступили к репетиции спектакля, произошла серьезная неудача. Пьесу пришлось принять через Театральный комитет. «Поскольку Мережковский был ее членом в Петербурге, мы анонимно отправили ее в ее московское отделение. К нашему крайнему изумлению, местные старики, восхваляя ее литературные достоинства, отказались признать ее «аморальной» на том основании, что дети там читают Гегеля и ведут себя без должного уважения к старшим", - писала Гиппиус в своих мемуарах 1933 года. [ 3 ] «Это было скандально. Режиссер сразу захотел увидеть эту протокольную шутку, мы начали думать, как задобрить этих стариков с минимальной суетой. Потом Война началась , все перевернулось с ног на голову, я даже думать перестал пьес», — вспоминала она в своей «Синей книге воспоминаний». [ 4 ] «...Тогда, перед Рождеством, произошло нечто необыкновенное. Савина , прочитавшая мою пьесу (которую ей прислал Мейерхольд), решила, что ей очень хочется сыграть в ней роль!.. Ей там особо нечего было играть. роль стареющей, молодой матери была мала и ограничивалась одним-единственным актом, хотя и непростым... Но что бы ни потребовала Александринская царица, это ее дело, и все дело в огне! -начинать." [ 4 ]
Савина настояла на встрече с автором и, к большому удивлению Гиппиус, подвергла ее подробному расспросу о характере ее характера. "Видимо, пьеса Гиппиус пробудила в ней глубокие воспоминания о юности, проведенной в неблагополучной семье, с родной матерью, ничем не отличающейся от Елены Ивановны", - предположила историк театра Ирина Арзамасцева. [ 2 ] Гиппиус очень нравились эти беседы. В своих мемуарах о Савине она отмечала, что за сценой актриса была гораздо более интригующей и захватывающей, чем даже во время игры. [ 5 ]
«Зеленое кольцо» было не первым российским спектаклем, в котором участвовали трудные подростки. Его «духовным» предшественником считалось «Весеннее пробуждение» Франка Ведекинда , поставленное и поставленное в 1907 году Всеволодом Мейерхольдом. Позже критики нашли в нем параллели с Ивана Тургенева » «Месяцем в деревне , в котором совсем юная Савина отличилась в роли Верочки, особенно в ее бенефисе 1879 года. Пьеса Гиппиус не только представляла собой развитие идей Тургенева о праве юношей самостоятельно принимать решения в жизни, но и была близка к ней стилистически, описываясь как психологическая драма с элементами сатиры и демонстрируя фрагменты. написаны так, как будто это прозаические произведения. [ 2 ] Кроме того, сюжет спектакля перекликался с сюжетной линией рождественской сказки «Маленькая героиня» детского писателя Александра Федорова-Давыдова , а также в некоторой степени « Неточки Незвановой» , в которых Федора Достоевского фигурирует «сильная школьница», которая приходит во взрослый мир, чтобы внести в него радикальные изменения. [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]
Финочка, эмоционально неуравновешенная 16-летняя девочка, исключенная из гимназии за агрессивное поведение, живет в Саратове с Еленой Ивановной, ее матерью-неврастеницей, медленно выздоравливающей после неудачной попытки самоубийства.
Она приезжает в Москву (вместе с матерью, нуждающейся в лечении) и навещает отца Вожжина у него дома, который он делит с другом-журналистом средних лет дядей Микой. Последний не имеет своего места, «потерял интерес к жизни» и теперь ищет утешения в кружке школьников, друзей Сережи (сына спутницы Вожжина Анны Дмитриевны, живущей по соседству) и собственной племянницы. Руся, называющие себя Зеленым Кольцом. Финочка устраивает встречу родителей, Вожжин теперь твердо решил, что девочка должна жить с ним.
Мальчики и девочки Зеленого кольца ведут серьезные (даже не совсем сходные) дискуссии, пытаясь найти свои пути определения своего будущего. Будучи преисполнены решимости порвать с коррумпированным миром, в котором они живут, они решают, что должны быть «снисходительными» и «милосердными» по отношению к старому, и построят свой собственный новый мир, взяв из прошлого только то, что имеет значение.
Финочка, потрясенная скандалом, устроенным ей ревнивой Еленой Ивановной, ненавидящей идею остаться одной (и чье «самоубийство» теперь выглядит скорее как «неудачная подделка», призванная вызвать сочувствие бывшего мужа), с нетерпением принят Рингом. Ее члены теперь стремятся помочь выбраться из домашнего ада девочке, которая сейчас находится в настолько плохом состоянии, что крадет револьвер матери, хотя, видимо, еще не уверена, как она собирается им воспользоваться. Еще большее горе возникает, когда Вожжин сообщает Анне Дмитриевне, что с ней покончено, а девушка потрясена, узнав, что у ее отца есть любовница, которая живет по соседству.
Наконец Кольцо находит радикальное решение бед Финочки: она должна вступить в брак по расчету с дядей Микой, соседом по квартире ее отца. Таким образом, она сможет остаться с отцом, регулярно посещать собрания Зеленого кольца (от которого она тоже стала зависимой) и привести с собой собственную мать, чтобы не остаться одна.
Дядя Мика, медленно поддающийся замыслу своих юных друзей, раздирается противоречивыми эмоциями. Поражаясь тому, как друзья-подростки решили за него его судьбу, он до сих пор задается вопросом, не превратилось ли это новое поколение «идеалистов», в которых он без ума (и всегда выражал желание быть «полезными»), на его взгляд, слишком прагматично, придумывая для него такое своеобразное «применение».
Персонажи
[ редактировать ]- Дядя Мики , Михаил Арсеньевич Ясвейн, журналист, известный среди молодых друзей как «человек, потерявший всякий интерес к жизни».
- Hyppolit Vasilyevich Vozhzhin , an engineer, Uncle Mika's friend and flatmate
- Elena Ivanovna , Vozhzhin' ex-wife
- Anna Dmitriyevna Lebedeva, Vozhzhin's close friend, living next door
- Серёжа , её сын, гимназист.
- Финочка (Фина, Софина), дочь Вожжина и Елены Ивановны, проживающая с матерью в Саратове.
- Руся , гимназистка, племянница дяди Мики.
- Ника , ее брат
- Валериан , Петя, Лида, Вера, Андрей и еще несколько участников Зеленого кольца.
- Матильда и Марфуша , служанки
История производства
[ редактировать ]
Премьера спектакля состоялась в Александринском театре 18 февраля 1915 года в постановке Всеволода Мейерхольда . Премьера, по словам Гиппиус, состоялась "ничего особенного. Одни бредили восторгом, другие плевали ненавистью, и пресса взбесилась. Гиппиус, Мейерхольд, Савина! - чего тут не возмущаться, особенно когда цензура такая жестокая, больше и нечего делать. о чем писать?.. Савина сыграла, конечно, свою героиню, а не мою, но сделала это блестяще». Автор (как и многие рецензенты) отметил необычайный Второй акт с мастерски поставленным «молодежным собранием». [ 4 ]
По словам Арзамасцевой, эту довольно неспокойную постановку «Александринки» отличала масса скрытых конфликтов и подводных течений. Роль 16-летней Финочки каким-то необъяснимым образом досталась второй приме Александринки Екатерине Рощиной-Инсаровой, которой на тот момент было 32 года. Именно ее интерпретация этой роли, сильно напоминавшая савиную Верочку 1880-х годов из «Месяца в деревне» , больше всего расстроила критиков, ненавидевших «ужасную театральность» некоторых сцен. [ 2 ]
Савина – не просто суперзвезда русского театра рубежа веков, но и легендарная «последняя настоящая любовь Тургенева» [ 7 ] следила за Станиславским на протяжении 1900-х годов, пытаясь (безуспешно) убедить его, что она может быть полезна его труппе МХТ, придавая большое значение своей «связи с Тургеневым». Ее роль Елены Ивановны в постановке «Александринки» обещала стать вызовом и дать финальный аккорд в ее творческой карьере. Действительно, эта роль стала финальной для актрисы, скончавшейся в ноябре 1915 года. [ 2 ]
Гиппиус, видимо, тоже имела свои старые «несведенные счеты» со Станиславками. В 1904 году в роли Антона Крайного она раскритиковала Александринку и МХАТ за то, что она считала их «чрезмерно драматизированным» отношением к русской классике. режиссера Станиславского В качестве примера она выбрала « Вишневый сад» , сосредоточив внимание на юных героях этой пьесы. «Зеленое кольцо» для Гиппиус выглядело попыткой наконец-то реализовать собственные взгляды на то, как следует изображать на сцене новое поколение молодежи. «Финочка в этом отношении выглядит потерянным ребенком последних неблагополучных чеховских бездельников, дочерью «вечного студента» и деградировавшей хозяйки [Раневской]», — рассуждал критик. [ 2 ]
Это, как и множество других мелких вопросов, дало прессе повод для инсинуаций. Более зловещим и значимым, если принять во внимание политический контекст, был «немецкий фактор». В те дни, когда очередная волна антидекадансской кампании (а за Гиппиус сохранялась репутация «декадентки») совпала с волной ура-патриотических настроений, в прессе раздавались призывы выгнать всех этнических немцев из России, пьеса Ведекинда, Гиппиус (которая была наполовину немкой) была близка к «Весеннему пробуждению» которое Мейерхольд (еще один немец) поставил в 1907 году. [ 2 ] Нападки со стороны «патриотического» лагеря продолжались на протяжении всего спектакля в Александринке. Последней каплей стала статья в «Новом времени» Виктора Буренина , который, проигнорировав пьесу как таковую, начал личную атаку на Мережковских и Философова. [ 8 ] После этого спектакль был показан только один раз, 22 апреля.
В послесловии к изданию «Огни» 1916 года Гиппиус описала «Зеленое кольцо » как «пьесу-мечту», сознательно «написанную» так, чтобы дать не более чем руководство «для еще не родившихся актеров...». По словам автора, «Мейерхольд полностью понимал [это], в то время как Савина воспринимала пьесу как не что иное, как шанс заполучить эту драгоценную роль и создать еще одного прекрасного персонажа, чтобы добавить его в свою галерею». В Александринке режиссеру не удалось построить из этого материала ничего «революционного». Зато он расцвел в постановке Второй студии МХАТа, где режиссеры и молодой актерский состав в полной мере использовали его разреженность, по мнению (тогда) искусствоведа Льва Выготского . [ 9 ]
Зеленое кольцо в МХАТ
[ редактировать ]7 декабря 1916 года Вторая студия МХАТ открылась премьерой спектакля «Зеленое кольцо » в постановке Вахтанга Мчеделова (Станиславки проводят несколько генеральных репетиций) с Алексеем Стаховичем в роли дяди Мики, Аллой Тарасовой в роли Финочки, Софией Холлидей в роли Зои, Николаем Баталовым. в роли Пети и Нина Литовцева в роли Елены Ивановны и другие.
Включение ее в репертуар само по себе было спорным решением, поскольку материал радикально отличался от двух других детских спектаклей, имевшихся в ней, «Жар-птицы» и «Тома Сойера» . Проект Мчеделова, в котором все подростковые роли должны были играть настоящие подростки, с самого начала выглядел обреченным. Тем более поразительным был его огромный успех. [ 2 ]
Премьера Второй студии прошла с триумфом, по словам актера и руководителя студии Всеволода Вербицкого. "Публика пять минут звала режиссера, но [Мчеделов], будучи человеком крайне застенчивым, предпочел спрятаться", - вспоминал он. [ 10 ]
Центральное место в истории спектакля заняла вдохновенная игра 18-летней Аллы Тарасовой, выбор которой на роль Финочки, эмоционально неспокойной героини, с самого начала оказался спорным вопросом. Сильно разочаровалась, например, Нина Литовцева, сыгравшая мать девочки. Отдавая должное юной Тарасовой как бесспорно одаренной актрисе, она все же считала ее непривлекательной и холодной, лишенной харизмы, которой было в избытке у многих «обаятельных» молодых актрис Второй студии. [ 2 ]
Свои сомнения она поделилась с Алексеем Стаховичем, сыгранным на роль дяди Мики, который, в свою очередь, очень расстроился из-за того, что товарищ-ветеран не смог увидеть, насколько идеально вписался в эту роль угловатый «гадкий утенок». Действительно, Финочка должна была быть «идеальным андрогином», в равной степени ребячливым, женственным и мужественным, полным уравновешенной внутренней силы. Тарасова была именно такой», — утверждала Арзамасцева. [ 2 ] [ 11 ]
Выступление Тарасовой, получившее высокую оценку критиков, положило начало тому, что в Москве называют «культом Финочки». «Никогда в жизни я не видел на сцене такого воплощения ясности, безмятежности и целомудрия. Ее тихие серые глаза смотрели прямо в мою душу. И это был не только я сам: сотни, а потом тысячи людей ринулись в МХТ, чтобы посмотреть на сцене, и вскоре казалось, что вся Москва попала под чары Тарасовой Финочки", - вспоминал театральный критик Вадим Шверубович. [ 12 ]
«Зеленое кольцо» шло во МХАТе вплоть до 1922 года, что само по себе было примечательно, если учесть, что Стахович покончил жизнь самоубийством, возмущенный зверствами новой власти, а Мережковские в декабре 1919 года покинули страну, став крайне резкими критиками большевики. Позже Гиппиус выразила большое сожаление по поводу того, что ей не удалось увидеть постановку, о которой она знала от многих людей, написавших ей «нечто весьма выдающееся». "Там совсем другое дело, ведь этим занимались настоящие 17-летние подростки... Нам присылали фотографии, приглашения на их сотый забег, но как мы могли в такие времена?" она написала в своих мемуарах. [ 3 ]
«Зеленое кольцо» было возрождено на сцене в 1933 году в Варшаве и Праге , а также в Париже , где актеры-подростки спектакля Мчеделова теперь играли взрослых, таких как Вера Греч, когда-то школьница, а теперь Елена Ивановна, проблемная мать. [ 3 ]
Критический прием
[ редактировать ]
Пьеса разделила критиков, большинство из которых оставили отрицательные отзывы, хотя позже, оглядываясь назад, к ней отнеслись более сочувственно. Это было предсказано Дмитрием Мережковским , который в статье для номера « Биржевых ведомостей » от 1 марта 1915 года предположил, что «мнения будут поляризованы не из-за раскола поколений, изображенного в пьесе, а скорее из-за раскола, который существует в публике и среди так называемых критиков». [ 1 ]
Алексей Гвоздев подверг критике «холодный, строго интеллектуальный подход автора к жизни, замораживающий мысль безжизненной в абстрактных схемах», и «фальшивые радости оптимистической надежды на «счастливое Возрождение»» — недостатки, которые, по его мнению, «душили даже возможность создания в нем живых персонажей». [ 13 ] А. Любимов в «Наших днях» назвал пьесу «бездарной, скучной и бездарной». [ 14 ] а А. Чеботарева охарактеризовала его как «слащавый, нелепый и тенденциозный». [ 15 ]
Николай Ашешов в мартовском номере « Современного мира» за 1915 год назвал «Зеленое кольцо » «совершенно незрелой пьесой», а Виктор Буренин выразил свое отношение к постановке, назвав свою рецензию «Нового времени» «Триумфом неудачи». [ 16 ]
Любовь Гуревич (в «Рече »), отдавая должное автору за отстаивание идей личной свободы и «снисходительности», а также за «веру в единство народа», считала пьесу «схематичной» и «тенденциозной». Это, по ее мнению, помешало Мейерхольду «сделать действие таким реальным и простым, каким, по-видимому, желал бы его видеть автор». [ 17 ] Аналогичную точку зрения высказала Елена Колтоновская, отметив, что пьеса, «написанная талантливым и умным автором», все же «состряпана», «художественна» и далека от реальности. [ 1 ]
В другом обзоре, опубликованном Retch, пьеса похвалилась за «обращение к будущему» и «глубокое изучение проблем сегодняшнего дня». Подписанный DF, он явно принадлежал Дмитрию Философову , близкому другу Мережковских. [ 18 ] Сочувственной и оптимистичной была рецензия молодого Николая Слонимского , выразившего свое восхищение тем, что «Зеленому кольцу» удалось как «осветить все самые острые вопросы», так и «предложить новые, волнующие ответы, дать материал для бесконечных дискуссий». " [ 19 ]
Несколько рецензентов, в том числе Гуревич, отметили, что Мейерхольд на этот раз отказался от своих экспериментов и, пытаясь полностью служить цели пьесы, вероятно, спас постановку от полной катастрофы. Второй акт с впечатляющей сценой всего собрания Зеленого кольца, мастерски поставленный режиссером, многими воспринимался как центральный элемент спектакля в Александринке. [ 20 ]
написав для горьковской «Летописи», В феврале 1917 года, Лев Выготский (будущий известный психолог, а затем театральный критик) во многом использовал скудность текста, что позволило актерам создать из него собственный шедевр. «Пьеса, совершенно неинтересная сама по себе, тотально перерождается в театре... превращаясь в нечто совершенно захватывающее. Каким-то образом исчезают все ее слабости, исчезает личность автора, и все «записанное» и лишь набросанное приобретает новая жизнь на сцене... В те дыры, которые автор оставил незаполненными, актеры вносят каждый что-то свое». Критик охарактеризовал постановку как великую победу Второй студии над «этой ходульностью, ставшей общей для всех детских ролей в театре... Главный секрет [настоящего] Зеленого кольца, по мнению автора, — это «радость». единения», и именно в этом-то и оказался секрет всей этой постановки», — утверждал критик. [ 9 ]
Георгий Чулков , писавший в 1922 году, похвалил пьесу (которую он назвал «причудливой») как весьма захватывающую и оригинальную, «бросающую вызов эстетическим характеристикам». Он нашел очарование пьесы в ее «ошеломляющем чувстве направления», в «полете души автора». «Отвращение [Гиппиус] к [современным формам] «брака и семьи» настолько явно и сильно в «Зеленом кольце », что в нем есть почти что-то монашеское», - высказал он мнение, дойдя до того, что интерпретировал его как истинное воплощение принципа завещание «будьте как дети». [ 21 ]
Хотя реакция современных критиков во многом определялась политическим климатом в России того времени, более поздние рецензенты подходили к ней, имея в виду более широкий социальный и художественный контекст. По словам Темиры Пахмус, «центральная идея и секрет «Зеленого кольца» - это радость социального инстинкта». [ 22 ] Русский историк литературы Ирина Арзамасцева проанализировала пьесу в контексте собственной концепции «Трех возрастов русской школьницы» (так она назвала свое эссе), пытаясь проследить развитие русской женщины от тургеневского типа 1840 («чистый», наивный и смелый), через эмансипированную, любящую искусство даму (воплощение — актриса Мария Савина) к «девушке с револьвер». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Комментарии к Зеленому кругу» . Русская Книга. Сочинения Зинаиды Гиппиус в 15 томах. Том. 4. Лунные муравьи. Рассказы и пьесы. Москва, 2001 год . Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Arzamastseva, Irina The Three Souls of a Russian Provincial Gymnasium Girl // Три души провинциальной гимназистки (пьеса З.Н. Гиппиус «Зеленое кольцо»).
- ^ Jump up to: а б с д Zinaida Gippius (1933). "The Old, the new, the Eternal // Старая, новая и вечная" . З. Н. Гиппиус. Арифметика любви (1931-1939) . Retrieved 16 August 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д Зинаида Гиппиус. Синяя книга. 29 апреля 1914 года .
- ^ Zinaida Gippius. Meeting Savina // Гиппиус З. Встречи с Савиной // Возрождение. 1950. № 7.
- ^ М.Цветаева. Собр. соч.: В 7 т. Т. 4. М., 1994. С. 498.
- ^ Бриллиант, оправленный в хомут. Мария Савина и Иван Тургенев
- ^ Буренин В. Торжество провала // 1915. № 14044. Новое время. 17 (30) апреля.
- ^ Jump up to: а б Льва Выготского Заметки о театре // Собкин В. С., Мазанова В. С. Комментарии к театральным обозрениям Л. С. Выготского. Культурно-историческая психология 2014. Том. 10, нет. 3
- ^ Vsevolod Verbitsky. The Second Studio. Memoirs's extracts // Вербицкий В. А. Вторая студия. Из воспоминаний // Ежегодник Московского Художественного театра. 1946 г. — М., 1948. — С. 523—556.
- ^ Shverubovish, Vadim. On the Artistic Youth of Alla Tarasova. The Old Art Theatre // Шверубович В.В. О творческой юности Аллы Константиновны Тарасовой // Шверубович В.В. О старом Художественном театре / Вступ. статья В.Я. Виленкина. М.: Искусство, 1990 633—634.
- ^ Shverubovich, Vadim. On the People, Theatre and Myself . О людях, о театре и о себе. P. 34
- ^ Birzhevyie Vedomosti , 13 January 1917, No. 16036
- ↑ Наши Дни , 8 марта 1915, №2.
- ^ Otechestvo / Отечество. 1915. No. 5/6
- ^ Novoye Vremya (New Times)/Новое время. 1915. 17 апр. No 14044
- ↑ Ретч , 20 февраля 1915 г., № 49.
- ^ Retch (Speech) newspaper // Речь. 1915. 15 февр. No. 44
- ^ Golos Zhizny (Voice of Life) // Голос жизни. 1915. 11 марта. No 11
- ^ Ptrogradskaya Gazeta // Петроградская газета. 1915. 18 февр. No 48
- ^ Chulkov, Georgy. "On Zinaida Gippius // О Зинаиде Гиппиус. Критика, статьи, воспоминания" . The N.V. Vasilyev Publishing House // Изд-во Н. В. Васильева. Наши спутники. 1922. С. 54-56 . Retrieved 16 April 2016 .
- ^ Пахмус Т. Зинаида Гиппиус. Интеллектуальный профиль. Издательство Университета Южного Иллинойса, Карбондейл и Эдвардсвилл, 1971. Стр. 189—190
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зелёное кольцо . The Green Ring at the Moshkov Library . (Russian)
- Зеленое кольцо с Archive.org. (английский перевод)