Jump to content

Viktor Burenin

Viktor Petrovich Burenin
Burenin, Saint Petersburg, 1904
Burenin, Saint Petersburg, 1904
Рожденный ( 1841-03-06 ) 6 марта 1841 г.
Москва, Российская Империя
Умер 15 августа 1926 г. ) ( 1926-08-15 ) ( 85 лет
Ленинград, СССР
Образование Московский Архитектурный Колледж
Период 1864-1920-е гг.
Жанр Критика, сатира, драма

Виктор Петрович Буренин ( рус . Виктор Петрович Буренин , 6 марта [22 февраля н. э.], 1841 в Москве , Российская империя — 15 августа 1926 в Ленинграде , Советский Союз ) — российский литературный и театральный критик, публицист , прозаик , драматург , переводчик и сатирик поэт- , печально известный своими конфронтационными статьями и сатирическими стихами, в основном ориентированными на левых писателей. Он был автором ряда популярных пьес (некоторые в соавторстве с Алексеем Сувориным ), романов и опер либретто ( Чайковского » «Мазепа ; Кюи » «Анджело ). [ 1 ] [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Виктор Буренин родился в Москве, двенадцатый ребенок в семье архитектора Петра Петровича Буренина. [ 3 ] Будучи студентом Московского архитектурного училища (1852-1859), он подружился с некоторыми амнистированными декабристами ( Иван Пущин , Иван Якушкин , Гавриил Батенков и др.), которые познакомили молодого человека с русскими литературными кругами. Сильное влияние оказал петрашевец Сергей Дуров , который посоветовал ему перевести Барбье « Ямбы и стихи» для женевского журнала «Слово подполья» . В 1861 Буренин провел несколько месяцев в Германии , Швейцарии и Франции ; с тех пор его визиты в Западную Европу стали ежегодными. [ 3 ]

В начале 1860-х годов Буренин склонился к литературному обществу, ориентированному на «Русский вестник» ; присутствовал на «Встречах» Алексея Плещеева (именно там он впервые встретился с Сувориным, Львом Толстым , Михаилом Салтыковым-Щедриным ), а также «Пятницах» Ивана Аксакова , месте встреч московских славянофилов . [ 3 ] Буренин помогал Николаю Некрасову в сборе исторических данных о восстании декабристов для поэмы последнего « Русские женщины» . В 20 лет он дебютировал статьей в Александра Герцена » «Колоколе . [ 4 ] В 1862 году начал публиковать сатирические стихи в журналах «Искра» и «Зритель» , писая под псевдонимом Владимир Монументов.

В 1863 году Некрасов Буренин переехал в Петербург и через год стал профессиональным писателем. [ 1 ] Его стихотворение 1864 года «13 июля 1864 года» о суде над Чернышевским распространялось в рукописных вариантах и ​​могло быть опубликовано только в Советской России ( «Вестник литературы» , 1920, № 6). [ 5 ] Тремя излюбленными целями остроумия Буренина в 1860-е годы были прусский милитаризм , медицинское образование для женщин и коррумпированная российская пропаганда . [ 3 ]

Viktor Burenin, Alexey Suvorin and N.Gey, 1901

После покушения Дмитрия Каракозова на царя Александра II в 1866 году в квартире Буренина был проведен обыск, а публикация его пользующихся популярностью фельетонов в петербургских « Ведомостях» была прекращена. Некрасов пригласил его в «Отечественные записки» , где он начал публиковать стихи, некоторые из которых (в том числе эпопея «Тринадцать генералов») были запрещены цензурой. Затянувшаяся вражда с Николаем Михайловским привела к его уходу из «Отечественных записок» в 1872 году. [ 3 ]

В 1876 году Буренин присоединился к «Новому времени» под руководством Алексея Суворина (в нем он оставался до закрытия газеты в 1918 году) и совершил политический разворот. [ 6 ] В последующие годы Иван Гончаров и Николай Лесков называли его «беспринципным циником». [ 7 ] Писатели, в том числе Максим Горький , Антон Чехов , Александр Блок , Владимир Короленко , Леонид Андреев и Иван Бунин , подали на него иски и пожаловались на резкие слова критика в адрес оппонентов. Тем не менее его сатиры пользовались огромной популярностью: Блок признавался, что знал наизусть пародии Буренина на его стихи и часто развлекал друзей их чтением. [ 5 ]

Личная трагедия, смерть в 1884 году 20-летнего сына Константина (талантливого поэта и переводчика, известного как К. Ренин), сделала Буренина полным отчуждением от внешнего мира. Офис «Нового времени» (рядом с которым он жил) на долгие годы стал его настоящим домом. Весьма пагубно для его репутации нанесла ссора с умирающим Семеном Надсоном . Расценив критику последнего в свой адрес как «неблагодарность» (Буренин содействовал дебютной публикации Надсона; последний чувствовал себя неловко от этого), он опубликовал отрывки из личной переписки Надсона, а затем обвинил поэта в симуляции своей болезни с целью получить финансовую поддержку от друзья. Согласно распространенному мифу, шок, полученный Надсоном, оказался смертельным, и через несколько дней он умер. «С тех пор с Бурениным обращались [литературная элита] гораздо более жестоко, чем с Надсоном и поклонницей [последнего] Элеонорой Обмокни», - считает театральный критик Александр Кугель . Либеральная и левая пресса была настолько настойчива в своем препятствовании, что имя Буренина стало символическим: Владимир Ленин регулярно упоминал о нем как о символе «грязных» методов ведения полемики. [ 3 ]

«Критические очерки» Буренина в «Новом времени» имели огромный успех: широкому читателю нравилась его непочтительная манера высмеивать как авторов, так и их произведения. Парадоксально, но «Очерки» многое сделали для информирования читателей о новых литературных событиях. «Нарушая все нормы манер и поведения в своих нападках на Мережковского , Волынского, Гиппиус ... Буренин сделал больше, чем кто-либо другой, для популяризации новых веяний, которые он критиковал каждую пятницу в своем блестящем шутовстве », - утверждал критик Петр Перцов . [ 8 ] «В то время как в либеральных кругах читать «Новое время» считалось моветоном, фельетоны Беренина читались всеми, тайно», — писал писатель и издатель Борис Глинский . [ 9 ]

Романы и повести Буренина имели значительный коммерческий успех (главным образом благодаря своей сенсационности: в героях легко узнавались реальные люди), но, по мнению биографа Лепехина, не имели особой художественной ценности. Более существенными были пьесы Буренина, основанные на античных и средневековых сюжетах ( «Медея» , в соавторстве с Сувориным, 1883; «Мессалина» , 1885; «Смерть Агриппины» , 1887; «Комедия княгини Забавы Путятишны и боярыни Василисы Микулишны» , 1889). ), все в постановках Малого и Александринского театров . Буренин перевел несколько пьес Уильяма Шекспира , Никколо Макиавелли , Александра Дюма , Карла Гуцкова , Герхарта Гауптмана и других. Буренин на протяжении многих лет принимал активное участие в жизни Малого театра, прежде чем основал (опять же вместе с Сувориным) Театр Литературно-художественного общества. [ 3 ]

После революции 1917 года Буренин остался в Советской России и жил относительно неплохо, несмотря на фальшивый некролог, опубликованный в 1921 году белградским « Новым временем» и обновленный сыном Суворина. Ему очень помог Максим Горький, которого он милостиво высмеивал в 1900-е годы. [ 2 ]

Наследие

[ редактировать ]

Виктор Буренин был одним из самых противоречивых русских авторов начала 20 века. Характер его репутации хорошо охарактеризовала эпиграмма Дмитрия Минаева : «По улице бежит собака / За ней Буренин, тихий и красивый / Но берегитесь, милиционеры / Чтоб он собаку не укусил! " [ 10 ] [ 11 ] Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона издания 1911 года , «литературный характер Буренина определяется... своеобразными приемами, которые этот критик использовал для своих инвектив, методами, которые невозможно охарактеризовать в академических терминах». [ 1 ]

Многие пародии Буренина вошли в советские антологии сатирической поэзии. Критикуя методы Буренина («Он ищет все возможные способы оскорбить оппонента, приписав ему какую-нибудь грязь»), [ 12 ] Лесков по-прежнему хвалил его за «большую эрудицию, остроумие и сообразительность». [ 13 ] «Объективно говоря, он был одним из самых талантливых авторов литературного правого крыла», — писал Корней Чуковский . [ нужна ссылка ]

Однако, по словам биографа М. П. Лепехина, Буренин не был сторонником правых, и его сатиры часто вступали в противоречие с генеральной линией газеты, продиктованной Сувориным. Никогда не руководствуясь корпоративными или идеологическими интересами, он полностью полагался на свои собственные идеи и концепции, одна из которых заключалась в том, что все русские писатели (и их новое поколение в особенности) были шарлатанами, стремящимися одурачить своего читателя чепухой, которая не имеет ничего общего. иметь дело с реальностью. Буренин «презирал [русскую] литературу и высмеивал ее», утверждал Алексей Суворин. [ 3 ] [ 14 ]

Суворин считал Буренина жертвой цензуры, мешавшей ему реализовать свой истинный потенциал. «Если бы у нас была свобода прессы, он стал бы уникальным памфлетистом , использующим свое остроумие для разоблачения коррумпированных министров и подобных людей. Вместо этого он растрачивает свой дар на мелкие ссоры», - написал он. [ 15 ] «Критик значительного дарования, несравненный памфлетист и совершенно никчемный драматург», — таков был более общий приговор Суворину своему союзнику и другу. [ 16 ] Тем не менее писатель и критик Николай Снесарев считал, что Суворин (который регулярно и всегда отрицательно рецензировал его пьесы), возможно, завидовал Буренину, очень популярному драматургу. [ 17 ]

Как литературному критику Буренину приписывали оригинальность и остроумие Льва Толстого , Николая Некрасова и Николая Лескова. Федор Достоевский даже утверждал, что Буренин «понимал его лучше, чем любой другой человек», писавший о нем. [ 18 ] По словам биографа М. Лепехина, Буренин начал «жанровую реформу», коренным образом изменившую облик и природу русского фельетона. «С его приездом впервые [в Россию] весьма подробная, острая сатира, направленная на конкретные цели, вытеснила некоторую абстрактную морализацию», — утверждал критик. [ 3 ]

Выберите библиографию

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Буренин Виктор Петрович» . Русский биобиблиографический словарь. 1911 год . Проверено 13 января 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Буренин Виктор Петрович» . znaniy.com (Биографии русских писателей) . Проверено 13 января 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Lepyokhin, M.P. "Viktor Burenin" . www.hrono.ru . Retrieved 2014-01-13 .
  4. ^ The Saving of the Censorship in Moscow / Спасение цензуры в Москве. Колокол. 1861. Nos. 112, 113. - Anonymous.
  5. ^ Jump up to: а б Рейтплат, А.И. «Виктор Петрович Буренин» . Проверено 13 января 2014 г.
  6. ^ «Буренин Виктор Петрович» . Великая советская энциклопедия. (Английский). 1979 год . Проверено 13 января 2014 г.
  7. ^ I.A.Goncharov. Puskin House Yearly, 1976. Leningrad, 1978. P.212
  8. ^ Pertsov, P.P. Literary memoirs / Литературные воспоминания. 1890-1902. Moscow, 2002. Pp.172, 241.
  9. ^ Glinsky, P.P. Novoye Vremya: The History (1876-1916). Petrograd, 1916. P.61.
  10. ^ «По улице идет собака, / За ней Буренин тих и мил. / Городовой! Смотри, однако, / Чтоб он ее не укусил!»
  11. ^ Lepekhin, M.P., Reitblath А. И. Буренин Виктор Петрович // Russian Writers. Русские писатели. 1800—1917. Moscow, 1989. Pp. 365—367.
  12. ^ Сочинения Н. С. Лескова, Том. 11. С.533
  13. Сочинения Н.С.Лескова, Москва, 1958. Том 11. стр.337
  14. ^ A.S.Suvorin's letters to V.V.Rozanov //Письма А.С.Суворина к В.В.Розанову. Saint Petersburg, 1913. P.136.
  15. ^ The Diary of A.S.Suvorin. Moscow // Дневник А.С.Суворина. М., 1999. P.359.
  16. Дневник А.С.Суворина, стр.214.
  17. ^ Snassarev, N. The Mirage of the New Time. Almost a Novel. // Мираж «Нового времени»: почти роман. Saint Petersburg, 1914. Pp. 27-28.
  18. ^ Anna G. Dostoyevskaya's letters. May 15, 1888. Baykal magazine, 1976. No.5, P. 140
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e58aa2c9f656d8937f09e35f23adcf3__1701734100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/f3/4e58aa2c9f656d8937f09e35f23adcf3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Viktor Burenin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)