Viktor Burenin
Виктор Петрович Буренин ( рус . Виктор Петрович Буренин , 6 марта [22 февраля н. э.], 1841 в Москве , Российская империя — 15 августа 1926 в Ленинграде , Советский Союз ) — российский литературный и театральный критик, публицист , прозаик , драматург , переводчик и сатирик поэт- , печально известный своими конфронтационными статьями и сатирическими стихами, в основном ориентированными на левых писателей. Он был автором ряда популярных пьес (некоторые в соавторстве с Алексеем Сувориным ), романов и опер либретто ( Чайковского » «Мазепа ; Кюи » «Анджело ). [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Виктор Буренин родился в Москве, двенадцатый ребенок в семье архитектора Петра Петровича Буренина. [ 3 ] Будучи студентом Московского архитектурного училища (1852-1859), он подружился с некоторыми амнистированными декабристами ( Иван Пущин , Иван Якушкин , Гавриил Батенков и др.), которые познакомили молодого человека с русскими литературными кругами. Сильное влияние оказал петрашевец Сергей Дуров , который посоветовал ему перевести Барбье « Ямбы и стихи» для женевского журнала «Слово подполья» . В 1861 Буренин провел несколько месяцев в Германии , Швейцарии и Франции ; с тех пор его визиты в Западную Европу стали ежегодными. [ 3 ]
В начале 1860-х годов Буренин склонился к литературному обществу, ориентированному на «Русский вестник» ; присутствовал на «Встречах» Алексея Плещеева (именно там он впервые встретился с Сувориным, Львом Толстым , Михаилом Салтыковым-Щедриным ), а также «Пятницах» Ивана Аксакова , месте встреч московских славянофилов . [ 3 ] Буренин помогал Николаю Некрасову в сборе исторических данных о восстании декабристов для поэмы последнего « Русские женщины» . В 20 лет он дебютировал статьей в Александра Герцена » «Колоколе . [ 4 ] В 1862 году начал публиковать сатирические стихи в журналах «Искра» и «Зритель» , писая под псевдонимом Владимир Монументов.
В 1863 году Некрасов Буренин переехал в Петербург и через год стал профессиональным писателем. [ 1 ] Его стихотворение 1864 года «13 июля 1864 года» о суде над Чернышевским распространялось в рукописных вариантах и могло быть опубликовано только в Советской России ( «Вестник литературы» , 1920, № 6). [ 5 ] Тремя излюбленными целями остроумия Буренина в 1860-е годы были прусский милитаризм , медицинское образование для женщин и коррумпированная российская пропаганда . [ 3 ]

После покушения Дмитрия Каракозова на царя Александра II в 1866 году в квартире Буренина был проведен обыск, а публикация его пользующихся популярностью фельетонов в петербургских « Ведомостях» была прекращена. Некрасов пригласил его в «Отечественные записки» , где он начал публиковать стихи, некоторые из которых (в том числе эпопея «Тринадцать генералов») были запрещены цензурой. Затянувшаяся вражда с Николаем Михайловским привела к его уходу из «Отечественных записок» в 1872 году. [ 3 ]
В 1876 году Буренин присоединился к «Новому времени» под руководством Алексея Суворина (в нем он оставался до закрытия газеты в 1918 году) и совершил политический разворот. [ 6 ] В последующие годы Иван Гончаров и Николай Лесков называли его «беспринципным циником». [ 7 ] Писатели, в том числе Максим Горький , Антон Чехов , Александр Блок , Владимир Короленко , Леонид Андреев и Иван Бунин , подали на него иски и пожаловались на резкие слова критика в адрес оппонентов. Тем не менее его сатиры пользовались огромной популярностью: Блок признавался, что знал наизусть пародии Буренина на его стихи и часто развлекал друзей их чтением. [ 5 ]
Личная трагедия, смерть в 1884 году 20-летнего сына Константина (талантливого поэта и переводчика, известного как К. Ренин), сделала Буренина полным отчуждением от внешнего мира. Офис «Нового времени» (рядом с которым он жил) на долгие годы стал его настоящим домом. Весьма пагубно для его репутации нанесла ссора с умирающим Семеном Надсоном . Расценив критику последнего в свой адрес как «неблагодарность» (Буренин содействовал дебютной публикации Надсона; последний чувствовал себя неловко от этого), он опубликовал отрывки из личной переписки Надсона, а затем обвинил поэта в симуляции своей болезни с целью получить финансовую поддержку от друзья. Согласно распространенному мифу, шок, полученный Надсоном, оказался смертельным, и через несколько дней он умер. «С тех пор с Бурениным обращались [литературная элита] гораздо более жестоко, чем с Надсоном и поклонницей [последнего] Элеонорой Обмокни», - считает театральный критик Александр Кугель . Либеральная и левая пресса была настолько настойчива в своем препятствовании, что имя Буренина стало символическим: Владимир Ленин регулярно упоминал о нем как о символе «грязных» методов ведения полемики. [ 3 ]
«Критические очерки» Буренина в «Новом времени» имели огромный успех: широкому читателю нравилась его непочтительная манера высмеивать как авторов, так и их произведения. Парадоксально, но «Очерки» многое сделали для информирования читателей о новых литературных событиях. «Нарушая все нормы манер и поведения в своих нападках на Мережковского , Волынского, Гиппиус ... Буренин сделал больше, чем кто-либо другой, для популяризации новых веяний, которые он критиковал каждую пятницу в своем блестящем шутовстве », - утверждал критик Петр Перцов . [ 8 ] «В то время как в либеральных кругах читать «Новое время» считалось моветоном, фельетоны Беренина читались всеми, тайно», — писал писатель и издатель Борис Глинский . [ 9 ]
Романы и повести Буренина имели значительный коммерческий успех (главным образом благодаря своей сенсационности: в героях легко узнавались реальные люди), но, по мнению биографа Лепехина, не имели особой художественной ценности. Более существенными были пьесы Буренина, основанные на античных и средневековых сюжетах ( «Медея» , в соавторстве с Сувориным, 1883; «Мессалина» , 1885; «Смерть Агриппины» , 1887; «Комедия княгини Забавы Путятишны и боярыни Василисы Микулишны» , 1889). ), все в постановках Малого и Александринского театров . Буренин перевел несколько пьес Уильяма Шекспира , Никколо Макиавелли , Александра Дюма , Карла Гуцкова , Герхарта Гауптмана и других. Буренин на протяжении многих лет принимал активное участие в жизни Малого театра, прежде чем основал (опять же вместе с Сувориным) Театр Литературно-художественного общества. [ 3 ]
После революции 1917 года Буренин остался в Советской России и жил относительно неплохо, несмотря на фальшивый некролог, опубликованный в 1921 году белградским « Новым временем» и обновленный сыном Суворина. Ему очень помог Максим Горький, которого он милостиво высмеивал в 1900-е годы. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Виктор Буренин был одним из самых противоречивых русских авторов начала 20 века. Характер его репутации хорошо охарактеризовала эпиграмма Дмитрия Минаева : «По улице бежит собака / За ней Буренин, тихий и красивый / Но берегитесь, милиционеры / Чтоб он собаку не укусил! " [ 10 ] [ 11 ] Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона издания 1911 года , «литературный характер Буренина определяется... своеобразными приемами, которые этот критик использовал для своих инвектив, методами, которые невозможно охарактеризовать в академических терминах». [ 1 ]
Многие пародии Буренина вошли в советские антологии сатирической поэзии. Критикуя методы Буренина («Он ищет все возможные способы оскорбить оппонента, приписав ему какую-нибудь грязь»), [ 12 ] Лесков по-прежнему хвалил его за «большую эрудицию, остроумие и сообразительность». [ 13 ] «Объективно говоря, он был одним из самых талантливых авторов литературного правого крыла», — писал Корней Чуковский . [ нужна ссылка ]
Однако, по словам биографа М. П. Лепехина, Буренин не был сторонником правых, и его сатиры часто вступали в противоречие с генеральной линией газеты, продиктованной Сувориным. Никогда не руководствуясь корпоративными или идеологическими интересами, он полностью полагался на свои собственные идеи и концепции, одна из которых заключалась в том, что все русские писатели (и их новое поколение в особенности) были шарлатанами, стремящимися одурачить своего читателя чепухой, которая не имеет ничего общего. иметь дело с реальностью. Буренин «презирал [русскую] литературу и высмеивал ее», утверждал Алексей Суворин. [ 3 ] [ 14 ]
Суворин считал Буренина жертвой цензуры, мешавшей ему реализовать свой истинный потенциал. «Если бы у нас была свобода прессы, он стал бы уникальным памфлетистом , использующим свое остроумие для разоблачения коррумпированных министров и подобных людей. Вместо этого он растрачивает свой дар на мелкие ссоры», - написал он. [ 15 ] «Критик значительного дарования, несравненный памфлетист и совершенно никчемный драматург», — таков был более общий приговор Суворину своему союзнику и другу. [ 16 ] Тем не менее писатель и критик Николай Снесарев считал, что Суворин (который регулярно и всегда отрицательно рецензировал его пьесы), возможно, завидовал Буренину, очень популярному драматургу. [ 17 ]
Как литературному критику Буренину приписывали оригинальность и остроумие Льва Толстого , Николая Некрасова и Николая Лескова. Федор Достоевский даже утверждал, что Буренин «понимал его лучше, чем любой другой человек», писавший о нем. [ 18 ] По словам биографа М. Лепехина, Буренин начал «жанровую реформу», коренным образом изменившую облик и природу русского фельетона. «С его приездом впервые [в Россию] весьма подробная, острая сатира, направленная на конкретные цели, вытеснила некоторую абстрактную морализацию», — утверждал критик. [ 3 ]
Выберите библиографию
[ редактировать ]
Романы[ редактировать ]
Пьесы[ редактировать ]
|
Либретто[ редактировать ]
Сборники[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Буренин Виктор Петрович» . Русский биобиблиографический словарь. 1911 год . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Буренин Виктор Петрович» . znaniy.com (Биографии русских писателей) . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Lepyokhin, M.P. "Viktor Burenin" . www.hrono.ru . Retrieved 2014-01-13 .
- ^ The Saving of the Censorship in Moscow / Спасение цензуры в Москве. Колокол. 1861. Nos. 112, 113. - Anonymous.
- ^ Jump up to: а б Рейтплат, А.И. «Виктор Петрович Буренин» . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Буренин Виктор Петрович» . Великая советская энциклопедия. (Английский). 1979 год . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ I.A.Goncharov. Puskin House Yearly, 1976. Leningrad, 1978. P.212
- ^ Pertsov, P.P. Literary memoirs / Литературные воспоминания. 1890-1902. Moscow, 2002. Pp.172, 241.
- ^ Glinsky, P.P. Novoye Vremya: The History (1876-1916). Petrograd, 1916. P.61.
- ^ «По улице идет собака, / За ней Буренин тих и мил. / Городовой! Смотри, однако, / Чтоб он ее не укусил!»
- ^ Lepekhin, M.P., Reitblath А. И. Буренин Виктор Петрович // Russian Writers. Русские писатели. 1800—1917. Moscow, 1989. Pp. 365—367.
- ^ Сочинения Н. С. Лескова, Том. 11. С.533
- ↑ Сочинения Н.С.Лескова, Москва, 1958. Том 11. стр.337
- ^ A.S.Suvorin's letters to V.V.Rozanov //Письма А.С.Суворина к В.В.Розанову. Saint Petersburg, 1913. P.136.
- ^ The Diary of A.S.Suvorin. Moscow // Дневник А.С.Суворина. М., 1999. P.359.
- ↑ Дневник А.С.Суворина, стр.214.
- ^ Snassarev, N. The Mirage of the New Time. Almost a Novel. // Мираж «Нового времени»: почти роман. Saint Petersburg, 1914. Pp. 27-28.
- ^ Anna G. Dostoyevskaya's letters. May 15, 1888. Baykal magazine, 1976. No.5, P. 140
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1841 рождений
- 1926 смертей
- Литературные критики Российской империи.
- Поэты-мужчины из Российской Империи
- Русские поэты-мужчины
- Писатели из Москвы.
- Романисты Российской Империи.
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- Театральные критики Российской империи.
- Драматурги и драматурги Российской империи.
- Русские драматурги и драматурги-мужчины
- Сатирики Российской Империи
- Оперные либреттисты Российской Империи.
- русские писатели-мужчины
- русские пародисты