Сезар Кюи

Цезарь Антонович : Цезарь Антонович Кюи, romanized: Tsezar Antonovich KyuiКюи [ а ] IPA: [ˈt͡sjezərʲ ɐnˈtonəvʲɪt͡ɕ kʲʊˈi] ; Французский : Цезарий Беньямин Кюи ; 18 января [ OS 6 января] 1835 - 26 марта 1918) [ 2 ] был русским композитором и музыкальным критиком , членом Беляевского кружка и «Пятерки» — группы композиторов, объединенных идеей создания специфически русского типа музыки . Будучи офицером Российской Императорской Армии , он дослужился до звания генерал-инженера (соответствующего полному генералу), преподавал фортификационное дело в российских военных академиях и написал ряд монографий на эту тему.
Биография
[ редактировать ]Воспитание и карьера
[ редактировать ]
Цезарий-Беньямин Кюи родился в Вильно Виленской губернии Российской империи (ныне Вильнюс , Литва ) в католической семье французского и польско - литовского происхождения, был младшим из пяти детей. [ 3 ] Первоначальное французское написание его фамилии было «Кей». [ 4 ] Его отец-француз, Антуан (Антон Леонардович) Кюи, вошел в Россию с армией Наполеона ; в 1812 г. он был ранен во время сражения под Смоленском и (после поражения) поселился в Вильнюсе. Он женился на местной дворянке Юлии Гучевич; [ 5 ] в некоторых источниках указывается, что ее отцом был литовский архитектор Лауринас Гуцявичюс . [ 6 ]
Юный Сезар вырос, изучая французский , польский , русский и литовский языки . [ 7 ] Будучи учеником средней школы ( гимназии ) в Вильно, он брал уроки музыки у Станислава Монюшко в 1850 году. Позже в том же году, до завершения гимназического образования, Кюи был отправлен в Санкт-Петербург для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище , что он и сделал. в следующем году в возрасте 16 лет. [ 8 ] В 1855 году он окончил академию; После усовершенствования в Николаевской инженерной академии (ныне Военный инженерно-технический университет ) он начал свою военную карьеру в 1857 году инструктором по фортификации. [ 9 ] Среди его учеников на протяжении десятилетий были несколько членов императорской семьи , в первую очередь Николай II . [ 10 ] В конце концов Кюи стал преподавателем в трех военных академиях Санкт-Петербурга. [ 11 ] Изучение Кюи укреплений, полученных в результате выполнения задания на передовой во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, оказалось важным для его карьеры. Как эксперт по военным укреплениям, Кюи в конце концов получил ученое звание профессора в 1880 году и военное звание генерала в 1906 году. [ 12 ] Его труды по укреплениям включали широко используемые учебники в нескольких последовательных изданиях (см. библиографию ниже).
Профессиональная жизнь в музыке
[ редактировать ]Несмотря на свои достижения в качестве профессионального военного академика, Кюи наиболее известен на Западе своей «другой» жизнью в музыке. Мальчиком в Вильнюсе он брал уроки игры на фортепиано , изучал произведения Шопена и в четырнадцать лет начал сочинять небольшие пьесы. За несколько месяцев до отправки в Петербург ему удалось взять несколько уроков теории музыки у польского композитора Станислава Монюшко , проживавшего в то время в Вильнюсе. [ 13 ] [ 14 ] Музыкальное направление Кюи изменилось в 1856 году, когда он встретил Милия Балакирева и стал более серьезно заниматься музыкой. [ 15 ]
Несмотря на то, что в свободное время он сочинял музыку и писал музыкальную критику, Кюи оказался чрезвычайно плодовитым композитором и фельетонистом . Его публичный «дебют» как композитора состоялся в 1859 году исполнением оркестрового скерцо, соч. 1, под управлением Антона Рубинштейна и под эгидой Русского музыкального общества . [ 16 ] В 1869 году состоялось первое публичное исполнение оперы Кюи « Уильям Рэтклиф» (по трагедии Генриха Гейне ); В конечном итоге он не имел успеха, отчасти из-за резкости его собственных статей в музыкальной прессе. [ 17 ] [ 18 ] Все его оперы, кроме одной, были написаны на русские тексты; единственное исключение, «Флибустье» (по пьесе Жана Ришпена ), премьера которого состоялась в 1894 году в Комической опере в Париже (через двадцать пять лет после Рэтклифа ), но и она не имела успеха. [ 19 ] Наиболее успешными сценическими работами Кюи при жизни были одноактная комическая опера «Сын мандарина» (премьера публично состоялась в 1878 году), трёхактная «Кавказская пленница» (1883) (по мотивам Пушкина ) и одноактная «Мадемуазель Фифи» . (1903) (по мотивам Ги де Мопассана ). [ 20 ] Помимо «Флибюстье» , единственными операми Кюи, исполненными при его жизни за пределами Российской империи, были «Кавказский пленник» (в Льеже, 1886 год; впервые какая-либо опера « Пятерки» была исполнена за пределами России, но это также было ее единственное исполнение). за пределами России) и детской оперы «Кот в сапогах» (в Риме, 1915). [ 21 ]

Деятельность Кюи в музыкальной жизни включала также членство в оперной отборочной комиссии Мариинского театра ; это пребывание закончилось в 1883 году, когда и он, и Римский-Корсаков покинули комитет в знак протеста против его отклонения « Мусоргского » Хованщины . [ 22 ] С 1896 по 1904 год он был директором Петербургского отделения Русского музыкального общества . [ 23 ]
Среди многих музыкантов, которых Кюи знал в своей жизни, Ференц Лист выделяется. Его книга «Русская музыка » и его «Сюита для фортепиано» , соч. 21, посвящены композитору-старшему. Кюи Тарантелла для оркестра, соч. 12 легли в основу последней фортепианной транскрипции Листа . Кроме того, Лист весьма высоко ценил музыку русских композиторов; опере Кюи «Уильям Рэтклиф » он дал одни из самых высоких похвал. [ 24 ]
Двумя личностями, имевшими для Кюи непосредственное значение, были женщины, особенно преданные его музыке. В Бельгии графиня де Мерси-Аржанто (1837–1890) оказала наибольшее влияние на постановку « Кавказского пленника» в 1885 году. [ 25 ] В Москве Мария Керзина вместе со своим мужем Аркадием Керзиным в 1896 году основала исполнительское общество под названием «Кружок любителей русской музыки», которое с 1898 года начало уделять особое место произведениям Кюи (среди произведений других русских композиторов) в своих концертах. [ 26 ]
За свою довольно долгую и активную музыкальную жизнь Кюи завоевал множество похвал. В конце 1880-х - начале 1890-х годов несколько иностранных музыкальных обществ удостоили Кюи членства. Вскоре после постановки «Флибюстье» в Париже Кюи был избран членом-корреспондентом Французской академии и награжден крестом Почётного легиона . В 1896 году он стал членом Бельгийской королевской академии литературы и искусства. [ 27 ] В 1909 и 1910 годах проводились мероприятия в честь 50-летия Кюи как композитора. [ 28 ]
Семья
[ редактировать ]
Cui married Malvina Rafailovna Bamberg (Russian: Мальвина Рафаиловна Бамберг произносится [mɐlʲˈvʲinə rəfɐˈiɫəvnə ˈbam⁽ʲ⁾bʲɪrk] ) в 1858 году. Он встретил ее в доме Александра Даргомыжского , у которого она брала уроки пения. [ 29 ] Среди музыкальных произведений, посвященных ей Кюи, - раннее Скерцо, соч. 1 (1857), в котором используются темы, основанные на ее девичьей фамилии (BAmBERG) и его собственных инициалах (CC), а также комическая опера «Сын мандарина» . У Цезаря и Мальвины было двое детей, Лидия и Александр. Лидия, певица-любитель, вышла замуж и родила сына Юрия Борисовича Аморетти; в период до Октябрьской революции Александр был членом российского Сената. [ 30 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]В 1916 году Кюи ослеп, хотя еще мог сочинять небольшие произведения под диктовку. [ 31 ] Он умер 26 марта 1918 года от инсульта головного мозга и был похоронен рядом с женой Мальвиной (умершей в 1899 году) на Смоленском лютеранском кладбище в Петрограде (ныне Санкт-Петербург ). В 1939 году его тело было перезахоронено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, чтобы лежать рядом с другими членами «Пятерки» . [ 32 ]
Кюи как музыкальный критик
[ редактировать ]Как музыкальный писатель, Кюи в период с 1864 по 1918 год опубликовал почти 800 статей в различных газетах и других изданиях России и Европы (он «ушел в отставку» от регулярной музыкальной критики в 1900 году). Его широкое освещение включало концерты, сольные выступления, музыкальную жизнь, новые музыкальные публикации и личностей. Значительное количество его статей (около 300) было посвящено опере. [ 33 ] Некоторые из его тематических сборников статей были переизданы в виде монографий; они охватывали такие разнообразные темы, как оригинальная постановка Вагнера « Кольцо Нибелунгов » в 1876 году в Байройте , развитие русского романса , музыки в России и основополагающие лекции Антона Рубинштейна по истории фортепианной музыки 1888–1888 годов. 1889 г. (см. список произведений ниже). Кроме того, как указано выше, в рамках своей профессии Кюи также опубликовал множество книг и статей о военных укреплениях. [ 34 ] [ нужна ссылка ]
По правилам, связанным с его статусом в российской армии, его музыкально-критические статьи в первые годы приходилось публиковать под псевдонимом, состоявшим из трех звездочек (***); в петербургских музыкальных кругах, однако, выяснилось, кто пишет статьи. [ 35 ] [ 36 ] Его музыкальные обзоры начались в «Санкт-Петербургских Ведомостях» , выражая презрение к музыке до Бетховена (например, Моцарта ) и его защиту оригинальности в музыке. Сарказм был постоянной чертой его фельетонов . [ нужна ссылка ]
Основной целью Кюи как критика было продвижение музыки современных русских композиторов, особенно произведений его теперь более известных коллег по The Five. Мусоргского Однако даже они не избежали с его стороны негативных реакций, особенно в его резкой рецензии на первую постановку «Бориса Годунова» в 1874 году. [ 37 ] Позже Кюи пропагандировал музыку своего покойного коллеги вплоть до первого завершения неоконченной оперы Мусоргского «Ярмарка в Сорочинцах» . [ 38 ]
Однако русские композиторы, не входящие в «Пятерку», чаще вызывали негативную реакцию. системе западного образца Это произошло, по крайней мере частично, из-за недоверия к консерваторской в пользу автодидактического подхода, который практиковали «Пятерка». Например, Кюи раскритиковал вторую исполненную оперу Чайковского «Опричник» . [ 39 ] и его язвительные замечания по поводу Первой симфонии Рахманинова. [ 40 ] часто цитируются; к счастью, оба произведения пережили свои неблагоприятные для потомков премьеры.
Из западных композиторов Кюи отдавал предпочтение Берлиозу и Листу как прогрессистам. [ 41 ] Он восхищался стремлениями Вагнера к музыкальной драматургии, но не соглашался с методами их достижения композитором (такими, как система лейтмотивов и преобладание оркестра). [ 42 ]
В конце жизни предполагаемая прогрессивность Кюи (поддерживаемая в 1860-х и 1870-х годах) угасла, и он проявил твердую враждебность по отношению к более молодым «модернистам», таким как Рихард Штраус и Винсент д'Инди . [ 43 ] Последние опубликованные статьи Кюи (1917 г.) представляли собой беспощадные пародии, в том числе песенку «Гимн футуризму » и «Краткие указания о том, как стать современным гениальным композитором, не будучи музыкантом». [ 44 ]
Кюи как композитор
[ редактировать ]

Кюи сочинял почти все жанры своего времени, за явным исключением симфонии , симфонической поэмы и сольного концерта (в отличие от его соотечественников Балакирева, Бородина, Мусоргского и Римского-Корсакова). Авторские песни , в том числе множество детских песен и некоторые вокальные дуэты , занимают видное место в каталоге Кюи. Некоторые из его песен доступны также в версиях с оркестровым сопровождением, в том числе его «Болеро» , соч. 17, который был посвящен певице Марселле Зембрих . Некоторые из его самых известных авторских песен включают «Статуя в Царском Селе » («Царскосельская статья») и «Сожженное письмо» («Сожжённое письмо»), обе основаны на стихах самого ценного поэта Кюи, Александра Пушкина . [ нужна ссылка ]
Кроме того, Кюи написал множество произведений для фортепиано и камерных групп (в том числе три струнных квартета ), многочисленные хоры и несколько оркестровых произведений , но наиболее значительные его усилия отражены в операх, из которых он сочинил пятнадцать разной пропорции. Помимо детской музыки (в которую входят четыре сказочные оперы, а также вышеупомянутые песни), среди его произведений выделяются еще три особые категории сочинений: пьесы, вдохновленные графиней де Мерси-Аржанто и посвященные ей (которую композитор знал с 1885 года по смерть в 1890 году), произведения, связанные с «Кружком русских любителей музыки» («Кружок Керзина»), и произведения, вдохновленные Русско -японской войной и Первой мировой войной . [ нужна ссылка ]
В последние несколько десятилетий «Кот в сапогах» (из оперы Перро ), одна из четырех написанных им детских опер, приобрела широкую популярность в Германии. [ 45 ] Тем не менее, несмотря на то, что в последние годы стало доступно больше музыки Кюи, как в записях, так и в новых печатных изданиях, его статус в сегодняшнем репертуаре значительно ограничен, основанный (на Западе) в первую очередь на некоторых его фортепианных и камерных произведениях. музыка (например, для скрипки и фортепиано пьеса «Восточная» (соч. 50, № 9) [ 46 ] ) и ряд сольных песен. Его способности как оркестратора подвергались пренебрежению, особенно со стороны его соотечественника Римского-Корсакова . [ 47 ] Принято считать, что он не особенно талантливый композитор, по крайней мере, в крупных формах; Говорят, что его самый сильный талант заключается в мгновенной кристаллизации настроения, отраженном в его авторских песнях и инструментальных миниатюрах. [ 48 ]
Работы Кюи не столь националистичны, как работы других членов «Пятерки» ; за исключением Пушкина, его оперы не демонстрируют сильной привязанности к русским источникам. Однако в области авторской песни подавляющее большинство вокальной музыки Кюи основано на русских текстах. Открытые попытки русского «народного» музыкального стиля можно обнаружить в отрывках из его первого акта совместной «Млады» (1872), «Капитанской дочки» , пары его детских опер и нескольких песен; многие другие отрывки в его музыке отражают стилистические курьезы, связанные с русской художественной музыкой XIX века, такие как целотоновые гаммы и некоторые гармонические приемы . Тем не менее, его стиль чаще сравнивают с Робертом Шуманом. [ 49 ] и французским композиторам, таким как Гуно [ 50 ] чем Михаилу Глинке или русским современникам Кюи. [ нужна ссылка ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Избранный список сочинений Кюи о музыке и военной архитектуре можно найти в Списке литературных произведений Сезара Кюи .
Примечания
[ редактировать ]- ^ BGN/PCGN русская транслитерация Здесь для его имени используется . Система ALA-LC: Цезарь Антонович Кюй, система ISO 9: Цезарь Антонович Кюй. [ 1 ] Латинское : Цезарь, сын Антония Кюи .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Русский язык – система транслитерации BGN/PCGN» . transliteration.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Назаров, А.Ф. Цезарь Антонович Кюи (М.: Музыка, 1989), с. 221.
- ↑ Как писал Кюи Фелипе Педрелю в 1897 году: «Хотя я русский, я наполовину француз, наполовину литовец». См . Норрис и Нефф.
- ^ «Чья биография» .
- ^ Назаров, p. 7-8.
- ^ Эдуард Будрейка. Антуан Кюи и его литовская семья. Архивировано 11 июня 2016 г. в статье Wayback Machine из Северных Афин , 13 марта 2004 г. (на литовском языке).
- ^ Назаров, p. 14-15.
- ^ Назаров, p. 15-16.
- ^ Назаров, p. 22, 35.
- ^ Ильинский, А.А.; Пахулский, Г. Биографии композиторов с IV-XX век с портретами (Москва: Изд. К.А. Дурново, 1904), p. 518.
- ^ Ниф 1992 , с. 136.
- ^ Назаров, p. 106-110, 194.
- ^ Кюи, Ц. А., "Первые композиторские шаги Ц. А. Кюи (письмо к редактору)", Избранные статьи , составитель И. Л. Гусин (Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1952), editor's notes, pp. 542–543.
- ^ Назаров, pp. 12–14.
- ^ Назаров, pp. 25–27.
- ^ Назаров, p. 46.
- ^ Гозенпуд, А. А., Русский оперный театр XIX века, 1857–1872 [ Russian Operatic Theater of the 19th Century, 1857–1872 ] (Ленинград, Музыка, 1971), 228–235.
- ^ Назаров, pp. 58–61.
- ^ Назаров, pp. 132–135.
- ^ Бернандт, Г. Б. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1836–1959. [ Dictionary of Operas First Performed or Published in Pre-Revolutionary Russia and in the USSR, 1836–1959 ] (Москва: Советский композитор, 1962). pp. 125–126, 288, 170.
- ^ Бернандт, Г. Б. Словарь опер , pp. 125, 148.
- ^ Кюи, Избранные письма [ Selected Letters ], p. 112 (also editor's notes, pp. 571–572).
- ^ Назаров, pp. 147, 184.
- ^ Кюи, Избранные письма , p. 506.
- ^ Назаров, p. 120.
- ^ Назаров, pp. 150–157.
- ^ Назаров, pp. 35–36.
- ^ Назаров, pp. 201–205.
- ^ Назаров, p. 42.
- ^ Кюи, Избранные письма , editor's notes, pp. 635, 395, 703, 715–716.
- ^ Кюи, Избранные письма , p. 477.
- ^ Назаров, p. 155, 221–222.
- ^ Кюи, Избранные статьи , Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864–1918 [Bibliographic index of articles by C. A. Cui, 1864–1918], pp. 624–660.
- ^ «Сезар Кюи | Русский композитор» . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Назаров, pp. 68–69.
- ^ Гозенпуд, А. А., Русский оперный театр XIX века, 1857–1872 , p. 235.
- ^ Кюи, "Театр и музыка. Борис Годунов , опера г. Мусоргского, дважды забракованная водивильным комитетом" ["Theatre and music. Boris Godunov , opera by Mr. Musorgsky, twice rejected by the vaudeville committee"], Санкт-Петербургские ведомости , 6 февр. 1874, No. 37, 1874
- ^ Назаров, pp. 214–215.
- ^ "Музыкальные заметки. Опричник , опера г. Чайковского" [Musical notes. The Oprichnik , opera by Mr. Tchaikovsky"], Санкт-Петербургские ведомости , 23 апр. 1874, No. 110, 1874.
- ^ "Театр и музыка. Третий Русский симфонический концерт" ["Theatre and music. Third Russian Symphony Concert"], Новости и биржевая газета , 17 марта No. 75, 1897.]
- ^ Кюи, "Первые композиторские шаги", p. 554.
- ^ Кюи, "Несколько слов о современных оперных формах" ["A Few Words about Contemporary Operatic Forms"], Избранные статьи, p. 416.
- ^ Кьюи, Избранные статьи , стр. 537–550
- ^ Кьюи, Избранные статьи , стр. 550–552.
- ^ Боас, Роберт. "Нюрнберг." Opera [Лондон], т. 32 (1981), стр. 288–289.
- ^ Результаты доступны на http://nla.gov.au/nla.mus-an14448987.
- ^ Ястребцев, В.В., Николай Андреевич Римский-Корсаков: воспоминания В.В. Ястребцева, [в двух томах] , [ Nikolai Andreevich Rimsky-Korsakov: Reminiscences by V. V. Iastrebtsev , in two volumes] (Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1959–1960), т. 1, p. 145, 149.
- ^ Норрис и Нефф и др .
- ^ Ларош, Герман Августович, "Один из наших шуманистов: Ц.А. Кюи как композитор опер и романсов" ["One of Our Schumannists: C. A. Cui as Composer of Operas and Romances"], Русский вестник , т. 180 (1885), p. 985-1008.
- ^ Авраам, Джеральд, «Гейне, Кюи и Уильям Рэтклифф», его «Очерки русской и восточноевропейской музыки» (Оксфорд: Clarendon Press, 1985), стр. 61-62.
Источники
[ редактировать ]- Назаров, Александр Федорович [Назаров, Александр Федорович]: Цезарь Антонович Кюи . Москва, 1989. «Музыка». ISBN 5714001516
- Ниф, Сигрид (1992). Русская пятерка: Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков . Берлин: Э. Кун.
- Норрис, Джеффри; Нефф, Лайл (nd). «Кюи, Цезарь [Кюи, Цезарь Антонович]» . В Л. Мэйси (ред.). Гроув Музыка онлайн .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уильям, Эдвард. «Сезар Кюи и русский мюзикл девятнадцатого века , » 25, нет. 5 (1968), с. 187–195.
- Мерси-Аржанто, Графиня , Сезар Кюи: критический очерк . Париж: Фишбахер, 1888.
- Муселак, Анри [Musielak Henri]. "Предки Кюи" ["Cui's Forebears"], Советская Музыка , 1979, no.10, p. 141–142.
- Ниф, Сигрид . Справочник русской и советской оперы . 1-е изд. Кассель: Бэренрайтер, 1989, c1985.
- Нефф, Лайл Кевин. Сюжет, стиль и структура опер Сезара Кюи . Докторская диссертация (2002 г.), Университет Индианы, США.
- Stasov, V.V. "Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк" [César Antonovich Cui: A Biographical Sketch] Артист [ Artist ] [Moscow], no. 34 (1894); reprinted and edited in his Избранные сочинение: живопись, скульптура, музыка . В трех томах. Т. 3. [ Selected Works: Painting, Sculpture, Music . In three vols. Vol. 3.] Москва: Искусство, 1952, p. 387–408.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Сезара Кюи в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Сезар Кюи в AllMusic
- (на русском языке) «Его музыкальное превосходительство» композитора Андрея Тихомирова (с музыкальными отрывками)
- 1835 рождений
- 1918 смертей
- Музыканты из Вильнюса
- Жители Виленского уезда.
- русские люди французского происхождения
- русские люди польского происхождения
- Русские люди литовского происхождения
- Русские католики
- Пятёрка (композиторы)
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века из Российской империи
- Писатели XIX века из Российской империи.
- Композиторы-классики XX века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Русские писатели XX века.
- Композиторы для фортепиано
- Российские оперные композиторы-мужчины
- российские военные инженеры
- Военнослужащие из Вильнюса
- российские музыкальные критики
- русские оперные композиторы
- Русские композиторы-романтики
- Выпускники Военного инженерно-технического университета
- Преподавательский состав Военного инженерно-технического университета
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Русское безымянное дворянство