Ярмарка в Сорочинцах
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2018 г. ) |
Ярмарка в Сорочинцах | |
---|---|
Комическая опера Модеста Мусоргского | |
![]() Мусоргский, портрет Ильи Репина 1881 года. | |
Родное название | Russian : Сорочинская ярмарка |
Либреттист | Мусоргский |
Язык | Русский |
На основе | Ярмарка в Сорочинцах по Гоголю |
Премьера | 13 октября 1917 г. Петроградский театр |
ярмарка « » Сорочинская ярмарка , «Сорочинская ярмарка» , «Сорочинская » ) — комическая опера в трёх действиях Модеста Мусоргского , написанная между 1874 и 1880 годами в Санкт-Петербурге , Россия. композитор написал Либретто , основанное на Николая Гоголя , одноименном рассказе из своего раннего (1832) сборника украинских рассказов « Вечера на хуторе близ Диканьки» . После смерти Мусоргского в 1881 году опера осталась незавершенной и не исполненной. Сегодня завершение Виссариона Шебалина стало стандартом.
История состава
[ редактировать ]
(1809–1852)
Мусоргский работал над оперой в 1874–1880 годах, конкурируя со своей работой «Хованщина» (1872–1880); оба были незавершенными на момент его смерти в 1881 году. Он повторно использовал часть музыки, которую написал ранее (например, «Рыночную сцену» из акта II злополучной « Млады» 1872 года, переписанную для вступительной сцены « Ярмарки »). Включение музыки « Ночи на Лысой горе» в эпизод сна с участием героя было поздним добавлением к сценарию в ходе сочинения, несмотря на то, что такой эпизод не предполагается в оригинальной истории. Хотя Мусоргскому удалось завершить некоторые номера и даже часть оркестровки (вся прелюдия и андантино «Думки» Параси), значительная часть сценария осталась лишь в голых набросках или вообще без музыки.
Несколько последующих композиторов и редакторов (упомянутых ниже) сыграли частичную или максимальную роль в приведении произведения в исполнительское состояние. Первый постановочный спектакль с устной частью состоялся 8 октября 1913 года в Москве под управлением Константина Сараджева . Начиная с 1917 года, на сцену вышла первая из нескольких полностью спетых версий.
История выступлений
[ редактировать ]Завершенные версии оперы имели следующий вид:
- Сезара Кюи Версия : 13 октября 1917 года в Петроградском театре музыкальной драмы под управлением Гжегожа Фительберга .
- Николая Черепнина Версия : 17 марта 1923 года в Монте-Карло под дирижированием Черепнина.
- Николая Голованова Версия Москвы : 10 января 1925 года в Большом театре под управлением Юрия Сахновского .
- Виссариона Шебалина Версия : 12 декабря 1931 года в Ленинграде в Малом оперном театре под управлением Самуила Самосуда .
- Эмиля Купера Версия : 3 ноября 1942 года, Нью-Йорк.
Опера была впервые исполнена в Англии 24 ноября 1936 года Британской музыкальной драматической оперной труппой в Ковент-Гардене в постановке Владимира Розинга под управлением Альберта Коутса .
«Сорочинская ярмарка» не входит в стандартный оперный репертуар на Западе. Самые известные номера Ярмарки — оркестровое вступление и заключительный Гопак . Мусоргский также аранжировал «Гопак» и «Базарную сцену» для фортепиано соло.
Сергей Рахманинов сделал переложение Гопака для фортепиано.
Римского-Корсакова Версия « Ночь на Лысой горе» основана главным образом на версии, вошедшей в эту оперу.
Две украинские народные мелодии, включенные Мусоргским в эту оперу (1-е действие), были использованы Римским-Корсаковым и в его собственном «Сочельнике» , также основанном на рассказе Гоголя.
Роли
[ редактировать ]Источник: [1]
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 8 октября 1913 г. Дирижер: Константин Сараджев) |
---|---|---|
Черевик | бас | |
Khivrya, Cherevik’s wife | меццо-сопрано | |
Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври. | сопрано | |
Возраст | бас-баритон | |
Грицко, крестьянский парень | тенор | |
Afanasiy Ivanovich, a priest's son | тенор | |
Цыган | бас | |
Хор, немые роли : Торговки, купцы, цыгане , евреи, казаки , парни, девушки, гости. | ||
Интермеццо (редакция Шебалина) | ||
Чернобог | бас | |
Хор, немые роли : Кащей , Червь ( Червь ), Чума ( Чума ), Топелец, Смерть ( Смерть ), демоны , ведьмы , карлики |
Note : The Shebalin edition incorporates the Dream Vision of the Peasant Lad ( Russian : Сонное видение паробка ).
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: Начало 19 века.
- Место: село Великие Сорочинцы , под Полтавой.
Сцены, где Мусоргский не сочинял музыку, заключены в скобки и выделены курсивом. Порядок сцен соответствует завершению Шебалина.
Опера начинается с увертюры, напоминающей раннее утро. Обычно это визуально сопровождается сценой, изображающей установку ярмарочных прилавков и прибытие посетителей.
Акт 1
[ редактировать ]Торговцы продают свои товары толпам посетителей, приезжающих со всех окрестностей. Цыган ссылается на красную куртку, которую ищет черт, а парень Грицко ухаживает за Парасей. Ее отец, Черевик, сначала возмущается такой наглостью, но, поняв, что Грицко - сын близкого друга, соглашается отдать Грицко жениться на его дочери. Двое мужчин идут в таверну, чтобы отпраздновать, когда наступает вечер и люди расходятся.
Черевик и его приятель Кум выходят из кабака в пьяном виде. После того, как они бродят в темноте, [Хривья, жена Черевика, выходит из их дома, и он объявляет Парасе о помолвке. Но Хивря возражает, и, пока Грицко подслушивает, пьяный Черевик признает, что свадьбы не будет.] Грицко один оплакивает свою печаль. [Входит цыган, и они заключают договор: Грицко отдаст цыгану своих волов за пятнадцать рублей, если последний сможет заставить Черевика одуматься.]
Акт 2
[ редактировать ]Кумская хижина
В доме Кума, где они ночуют, Хивря ссорится с Черевиком, вынуждая его уйти, чтобы провести тайное свидание с Афанасием Ивановичем, сыном сельского священника. Когда последний приходит, она предлагает ему свои кулинарные деликатесы, которые он пожирает. В разгар их любовной встречи раздается стук в дверь. Афанасий прячется на полке, а идут Черевик и Кум с друзьями, встревоженные слухом, что кто-то видел красную куртку и черта. Кум рассказывает полную историю о красной куртке, [завершая замечанием, что дьявол каждый год появляется на ярмарке со свиной мордой в поисках красной куртки. Вдруг в окне виднеется свиная морда, и все в растерянности бегают.]
Акт 3
[ редактировать ]Сцена 1: Улица перед хижиной Кума.
[На улице, в результате суеверной путаницы предыдущей сцены, Черевика и Кума преследуют цыган и несколько ребят. Последние обвиняют двух пожилых мужчин в краже кобылы и связывают их. Входит Грицко, добиваясь от Черевика обещания сыграть свадьбу с Парасей на следующий день, и двоих пожилых мужчин отпускают.]
В одиночестве Грицко засыпает, и ему снится сон с ведьмами и чертями. Их рассеивают церковные колокола.
Сцена 2: Улица перед хижиной Кума.
На улице перед домом Кума Парася сначала грустит о Грицко, но затем подбадривает себя небольшим гопаком , к которому незаметно для нее присоединяется Черевик. [Входят Кум и Грицко, и Черевик благословляет двоих влюбленных, но их встречает ярость Хиври, которая побуждает цыганку звать ребят, чтобы они ее удержали.] Народ празднует свадьбу с гопаком.
Основные арии и числа
[ редактировать ]- Вступление: «Жаркий день в Малороссии» (оркестр)
- Ария: Думка Паробка (Грицко)
- Aria: Parasya's Dumka (Parasya)
- Финал: Гопак (Хор)
Версии других рук
[ редактировать ]В 1881 году Николай Римский-Корсаков предложил Анатолию Лядову закончить композицию произведения, либретто должен был завершить старый друг Мусоргского Арсений Голенищев-Кутузов . Однако Лядов оркестровал всего пять номеров (опубликованных в 1904 году) и оперу не закончил. Параси Позже Вячеслав Каратыгин отредактировал некоторые фрагменты рукописей Мусоргского, которые были оркестрованы Лядовым и исполнены в 1911 году. В следующем году Владимир Сенилов опубликовал свою оркестровку думки из третьего действия. Юрий Сахновский отредактировал и оркестровал некоторые фрагменты, которые вместе с материалом, отредактированным Лядовым, Каратыгиным и Римским-Корсаковым (т. е. музыка «Ночи на Лысой горе ») составили своего рода постановочную «премьеру», состоявшуюся 8 октября в московском Свободном театре. 1913 ( по старому стилю ), с вставленными в сцены без музыки устными диалогами Мусоргского.
В память о своем покойном товарище по «Пятерке» Сезар Кюи первым создал полную версию « Сорочинской ярмарки» в 1914–1916 годах. Эта полностью спетая версия, но без эпизода «Ночь на Лысой горе », была поставлена 13 октября 1917 года (по старому стилю) в Театре музыкальной драмы в Петрограде . Предисловие к изданию Кюи, датированному октябрем 1916 года, объясняет положение дел в то время и переводится следующим образом:
- Комическая опера «Сорочинская ярмарка была начата Мусоргским в 1875 году » , сочинялась медленно и фрагментарно и после смерти композитора в 1881 году осталась незавершённой. Первоначально было опубликовано всего пять отрывков: «Введение» к опере (переработанное по предварительному проекту А. К. Лядова), «Парнишская думка» (ред. Лядова), «Гопак», «Сцена Хиври, ожидающей Афанасия Ивановича», «Думка Параси» (ред. оркестровая редакция всех пяти номеров принадлежит Лядову). Рукописи Мусоргского, тем не менее, содержали еще немалое количество музыкального материала, а именно «сцену ярмарки», начинающую оперу, и первую половину второго действия. Материал адаптирован В. Г. Каратыгиным, дополнен и аранжирован К. А. Кюи. Тем не менее остальное, в частности сцены Черевика и Хиври и сцены Парня и Цыгана в 1-м, 2-й половине и во всем третьем [действии], за исключением Парасиной «Думки и Гопака», добавлено и оркестрован К. А. Кюи, и на этом посмертный труд Мусоргского завершен.
Однако версия Кюи не нашла постоянного места в репертуаре, и опера была завершена и снова оркестрована Николаем Черепниным в 1923 году и Виссарионом Шебалиным в 1930 году. С тех пор версия Шебалина стала стандартной. Сюда также входит « Ночь на Лысой горе» между двумя сценами третьего акта, а не как интерлюдия в первом акте (после «Думки» Грицко), как первоначально планировал Мусоргский.
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: (Черевик, Khivrya, Парася, Греческий, Afanasiy Ivanovich) | Дирижер и оркестр | Версия | Этикетка [2] |
---|---|---|---|---|
1955 | Латко Корошец Богдана Стритар Вильма Буковец Миро Бранжник Славко Штрукель | Вместе переведено Словенская национальная опера | Шебалин | ЛП: Филипс, Кот: А 00329-00330 Л |
1975 | Геннадий Троицкий Antonina Kleshchova Lyudmila Belobragina Aleksey Usmanov Yuriy Yelnikov | Yuri Ahronovitch Симфонический оркестр и хор Московского радио | Шебалин | LP: Melodiya, Кат: Д 026823-28; CD: Melodiya-Eurodisc, Кот: GD 69126 |
1983 | Владимир Маторин Л. Жахаренко Lidiya Chernikh Анатолий Мищевский Вячеслав Войнаровский | Владимир Есипов Оркестр и хор Театра Станиславского | Шебалин | LP: Melodiya, Кат.: C10 20721 007; компакт-диск: Олимпия, Кот: ОКР 114 А/Б |
1996 | Герман Куклин Светлана Зализняк Надежда Рыжкова Виталий Петров Сергей Майструк | Yevgeniy Brazhnik Оркестр и хор Екатеринбургского государственного академического оперного театра | Шебалин | УРАЛ |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- Источники
- 100 опер: история создания, сюжет, музыка. [ 100 Operas: History of Creation, Subject, Music. ] Ленинград: Издательство "Музыка," 1968, pp. 318–322.
- Авраам, Джеральд. « Сорочинская ярмарка и ее завершение Черепниным», его « О русской музыке» . Лондон: У. Ривз, 1939; рпт. Нью-Йорк: Книги для библиотек, 1980.
- _______. «Модест Мусоргский», «Новая роща» Русские мастера 1 . Нью-Йорк: WW Norton, 1986, с. 129.
- Bernandt, G.B. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736–1959 [ Dictionary of Operas First Performed or Published in Pre-Revolutionary Russia and in the USSR, 1836–1959 ]. Москва: Советский композитор, 1962, pp. 279–280.
- Кальвокоресси, доктор медицинских наук , Абрахам, Г., Мусоргский, Серия «Мастера-музыканты» , Лондон: JMDent & Sons, Ltd., 1946.
- Каталог автографов М. П. Мусоргского в рукописном отделе Санкт-Петербургской консерватории (по состоянию на 30 октября 2007 г.), < http://biblio.conservatory.ru/Today/Public/Miller02.htm >
- «Двойной законопроект Новой оперы», New York Times , 4 ноября 1942 года.
- Gusin, I.L. Editorial commentary in Cui, Избранные письма [ Selected Letters ]. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1955, p. 694.
- Mussorgsky, Modest. Сорочинская ярмарка (по Гоголю): опера в 3-х действиях. Издание посмертное, закончено в 1916 г. Ц. Кюи. Вновь исправленное издание. [ Sorochintzy Fair (after Gogol). Posthumous edition, finished in 1916 by C. Cui. Newly corrected edition.] Москва: Гос. изд-во, музыкальный сектор.
- _______. Сорочинская ярмарка : опера в трех действиях по Гоголю, недостающие сцены досочинил В. Шебалин. Клавираусцуг. [ The Fair at Sorochintsy : opera in three acts after Gogol, missing scenes composed by V. Shebalin. Piano-vocal score] (Soviet ed., rpt. New York: E. F. Kalmus, [n.d.]). (With editorial notes by P. Lamm.)
- Тарускин, Ричард. "Ярмарка в Сорочинцах", Grove Music Online (по состоянию на 17 декабря 2005 г.), < http://www.grovemusic.com > (требуется подписка)