Jump to content

Koshchei

Kashchey the Immortal by Viktor Vasnetsov , 1848–1926

Koshchei (Russian: Коще́й , romanized : Koshchey , IPA: [kɐˈɕːej] ), также Кащей (русский: Каше́й , латинизированный : Кащей , IPA: [kɐˈɕːej] ), часто получивший эпитет « Бессмертный » или « Бессмертный » ( русский : Бессме́ртный ), является архетипическим мужским антагонистом в русском фольклоре .

Наиболее распространенной особенностью сказок о Кощее является заклинание, не позволяющее его убить. Он прячет «свою смерть» внутри вложенных объектов, чтобы защитить ее. Например, его смерть может быть спрятана в игле, которая спрятана внутри яйца, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук закопан или прикован на дальнем острове. . Обычно он берет на себя роль злобного соперника, который соревнуется (или заманивает в ловушку) любовный интерес героя-мужчины.

Происхождение сказок неизвестно. Архетип может содержать элементы, заимствованные от языческого половецкого (половецкого) вождя XII века хана Кончака , который записан в «Слове о полку Игореве» ; со временем сбалансированный взгляд на нехристианского половецкого хана мог быть искажен или изображен в карикатурном виде христианскими славянскими писателями.

Историчность и народное происхождение

[ редактировать ]

По крайней мере, к XVIII веку, а, вероятно, и раньше, легенда о Кощее появлялась в славянских сказках. [ 1 ] Долгое время не было никакой связи с каким-либо историческим персонажем. [ 2 ]

Происхождение в Хан Кончаке

[ редактировать ]

Происхождение сказки может быть связано с половецким ( половецким ) предводителем ханом Кончаком , датируемым XII веком. [ н 1 ] В «Слове о полку Игореве» Кончак упоминается как кошей (раб). [ н 2 ] [ 3 ] Считается, что Кончак пришел/вернулся из Грузии ( Кавказ ) в степь ок. 1126–1130; около 1172 г. он описан в летописях Киевской Руси как вождь половцев и как принимавший участие в восстании. Информации недостаточно, чтобы реконструировать дальнейшие подробности внешности или характера Кончака по историческим источникам; хотя необычные черты или отклонения обычно фиксировались (часто в виде эпитетов) летописцами, для Кончака ничего не зафиксировано. [ 4 ]

Предполагается, что легендарная любовь Кощея к золоту является искаженным описанием роли Кончака как хранителя ресурсов Коша. [ 5 ]

Эпитет Кощея «бессмертный» может быть отсылкой к долголетию Кончака. Последний раз он упоминается в русских летописях во время взятия Киева в 1203 году. Если запись верна, это дает Кончаку необычайно долгую жизнь - возможно, более 100 лет - поскольку это время длилось более шести поколений. [ 6 ]

Заклинание, защищающее жизнь Кощея, возможно, происходит от традиционных тюркских амулетов, которые имели яйцеобразную форму и часто содержали наконечники стрел (ср. иглу в яйце Кощея). [ 7 ]

Считается, что многие негативные стороны характера Кощея являются искажениями более тонких отношений хана Кончака со славянами-христианами, такими как спасение им князя Игоря из плена или брак между сыном Игоря и дочерью Кончака. Кончака, как язычника, со временем могли демонизировать как стереотипного злодея. [ 8 ]

Именование и этимология

[ редактировать ]

В словаре В.И. Даля имя Кащей образовано от глагола «кастить» – вредить, пачкать: «вероятно, от слова «кастить», но переделано в кощей, от «кости», означающего человека, изнуренного чрезмерным худоба». («Кость» здесь по-русски кость кость . ) Фасмер отмечает, что слово кощей имеет два значения, имеющие разную этимологию: «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» - происхождение слова «кость»). . Древнерусское «юноша, мальчик, пленник, раб» от тюркского košči «раб», в свою очередь от koš «лагерь».

Кощей, как имя героя сказки и как обозначение худощавого человека, Макс Фасмер в своем словаре считает исконно славянским словом (омонимом) и ассоциирует со словом кость (общеславянская * кость ), то есть это форма прилагательного костіи (именительный падеж прилагательного в единственном числе), склоняющаяся по типу «Бог».

Numerous variant names and spellings have been given to Koschei; these include Kashchei , Koshchai , Kashshei , Kovshei , Kosh , Kashch , Kashel , Kostei , Kostsei , Kashshui , Kozel , Koz'olok , Korachun , Korchun bessmertnyi , Kot bezsmertnyi , Kot Bezmertnyi , Kostii bezdushnyi ; in bylinas he also appears as Koshcheiushko , Koshcheg , Koshcherishcho , Koshchui , Koshel . [ 9 ]

Термин Кошей появляется в славянских летописях еще в XII веке для обозначения офицера или чиновника во время военной кампании. Аналогичные термины включают украинское Кошовий (Кошовый) для главы «Киша» (военного). [ 10 ] (см. также Киш атаман ). В древнерусском языке «Кош» означает стан, в белорусском аналогичный термин означает «лагерь», а в тюркских языках аналогичный термин означает «странник». [ 11 ] Использование в качестве личного имени зафиксировано еще в XV веке на новогродских берестяных рукописях . [ 12 ]

В «Слове о полку Игореве» используется аналогичный по звучанию термин, записанный на монетах и ​​происходящий от тюркского слова «пленник» или «раб». Этот же термин появляется и в Ипатьевской летописи , означая «пленник». [ 13 ] Второе упоминание этого термина встречается в «Слове о полку Игореве», когда Игорь попадает в плен к половцам; это событие записано как загадка: «И тут князь Игорь обменял свое золотое седло князя на седло кошея (раба)». [ 14 ]

Николай Новиков также предположил этимологическое происхождение слова «кошчий », означающего «юноша», или «мальчик», или «пленник», «раб», или «слуга». Трактовка «пленника» интересна тем, что в некоторых сказках Кощей первоначально выступает пленником. [ 12 ]

В народных сказках

[ редактировать ]

Кощей – распространенный злодей в восточнославянских народных сказках. Часто рассказы с его участием относятся к типу AT 302 «Гигант без сердца» (см. Классификационные системы Аарна – Томпсона ). Он также появляется в сказках, напоминающих тип АТ 313 «Волшебный полет». [ 15 ]

Обычно он действует как антагонист или соперник героя. [ 16 ] Общие темы - любовь и соперничество. [ 17 ]

Характерной чертой сказаний о Кощее является его защита от смерти (АТ 302). Чтобы убить его, вы должны найти его смерть, спрятанную внутри яйца. Яйцо прячут внутри различных животных, а затем защищают контейнерами или в труднодоступных местах. [ 18 ]

В других сказках Кощей может наложить заклятие сна, которое можно разрушить, сыграв на зачарованных гуслях . В зависимости от сказки у него разные характеристики: он может ездить на трех- или семиногом коне; могут иметь бивни или клыки; и может обладать множеством различных магических предметов (например, плащей и колец), за которыми отправляется герой; или он может обладать другими магическими способностями. [ 19 ] В одной из сказок у него настолько тяжелые веки, что ему приходится прислушиваться к слугам, чтобы поднять их. [ 19 ] (ср. кельтский Балор или Исбаддаден , или сербский Вий).

Параллельная женская фигура, Баба Яга , как правило, не появляется в одной сказке с Кощеем, хотя существуют исключения, когда они оба появляются вместе как супружеская пара или как братья и сестры. [ 15 ] Иногда Баба-Яга появляется в сказках вместе с Кощеем в образе старухи, например, его матери или тети. [ 20 ]

Кощей, оживлённый Иваном водой, из Марьи Моревны ( «Красная книга сказок» , 1890)

«Марья Моревна»

[ редактировать ]

В сказке, известной также как « Смерть Кощея Бессмертного », Иван-царевич встречает Кощея закованным в темнице своей жены (Марьи Моревны). Он освобождает и оживляет Кощея, но Кощей похищает Марью. Иван несколько раз пытается спасти Марью, но лошадь Кощея слишком быстрая, и он легко догоняет убегающих влюбленных. Каждый раз волшебный конь Кощея сообщает ему, что он может сначала выполнить несколько дел и все равно догнать. После третьего неудачного побега Кощей разрезает Ивана и складывает части его тела в бочку, которую бросает в море. Однако живая вода оживляет Ивана. Затем он ищет Бабу-Ягу , чтобы попросить у нее лошадь быстрее, чем у Кошея. Пройдя несколько испытаний, он крадет лошадь и, наконец, успешно спасает Марью. [ 21 ]

«Царевич Петр и волшебник»

[ редактировать ]

Жену царя Бел-Белянина Царицу похищает Кощей (волшебник). Трое сыновей царя пытаются спасти ее. Первым двоим не удается добраться до дворца волшебника, но третьему, Петру, это удается. Он достигает Царицы, скрывается и узнает, как волшебник скрывает свою жизнь. Сначала он лжет, но в третий раз обнаруживает, что оно в яйце, в утке, в зайце, гнездящемся в полом бревне, плавающем в пруду, найденном в лесу на острове Буян . Петр ищет яйцо, по пути освобождая животных - по прибытии в Буян освобожденные животные помогают ему поймать существ волшебника и получить яйцо. Он возвращается во владения волшебника и убивает его, сжимая яйцо — каждое действие с яйцом отражается на теле волшебника. [ 22 ]

«Змеиная принцесса»

[ редактировать ]

В «Змеиной царевне» Кощей превращает в змею царевну, не желающую выйти за него замуж.

Кощей слышит о трёх красавицах в царстве. Он убивает двоих и ранит третьего, усыпляет (окаменевает) королевство и похищает принцесс. Иван Соснович (русский Иван Соснович ) узнает о слабости Кощея: яйцо в ящике, спрятанном под горой, поэтому он раскапывает всю гору, находит ящик для яиц, разбивает его и спасает царевну.

Похожие фольклорные персонажи

[ редактировать ]

Сербский Баш Челик (Глава стали); венгерский «Монах со свинцовой головой»; и словацкий «Железный монах» также скрывают свои слабости внутри группы животных. [ 12 ]

В художественных произведениях

[ редактировать ]

Koshchei is mentioned as a miser in the prologue Pushkin 's Ruslan and Ludmila which describes wonders of the fairy-tale land of Lukomorye : "Там царь Кащей над златом чахнет" (There tsar Kashchei is languishing over gold).

Опера и балет

[ редактировать ]

Телевидение

[ редактировать ]
  • В «Маленьких Эйнштейнах» Качай — матрешка, которая пыталась украсть музыкальную силу у волшебной Жар-птицы . Качай использовал матрешки-животные, чтобы помешать команде Маленьких Эйнштейнов добраться до Жар-птицы, которую Качай запер на крыше здания в России.
  • В американском телесериале « Гримм », в 9 серии 3 сезона, Кощей — главный приглашенный персонаж. (см. Красная угроза (Гримм) )

Романы и комиксы

[ редактировать ]
  • В фэнтезийной настольной ролевой игре Dungeons & Dragons он является источником вдохновения для повелителя демонов Костчи, опубликованного в 1983 году в Monster Guide II .
  • Кощей появляется как персонаж MMORPG RuneScape под именем «Кощей Бессмертный».
  • В серии видеоигр «Невероятные приключения Ван Хельсинга » Смерть Кощея является ключевым сюжетом второй игры. В третьей игре повторяющийся второстепенный персонаж Седьмой Узник оказывается Кощеем Бессмертным и становится главным антагонистом.
  • В видеоигре Shadowrun: Hong Kong у второстепенного персонажа Рактера есть дрон по имени «Кощей», который позже в игре может получить улучшение под названием «Бессмертный», которое делает дрона неубиваемым.
  • В компьютерной игре Dominions 4: Thrones of Ascension Кощей появляется как герой Богаруса, фракции, вдохновленной средневековой Россией и славянской мифологией.
  • Легенда о Кощее Бессмертном служит источником вдохновения для повествования Rise of the Tomb Raider . [ 24 ]
  • В цифровой карточной игре Mythgard «Кощей Бессмертный» появляется как мифический миньон фракции Дрени.
  • В видеоигре Arknights герцога Урсуса (вымышленная страна, основанная на России) зовут Кощей, и ему намекают, что он завладел главным антагонистом после того, как был убит ими.
  • Кощей — игровая фигура в Mantic Games игре « Хеллбой: Настольная игра» .
  • В MMORPG Tibia (видеоигра) есть босс- лич по имени «Кошей Бессмертный», который прячет свою душу в четырех частях амулета, разбросанных по игровому миру.
  • Кощей появляется как NPC в рогалике ролевой игре- Moon Hunters .
  • В современной игре Battle Royale « Call of Duty: Warzone 2.0 » в игровом режиме «ДМЗ» находится постсоветский объект, известный как «Комплекс Кощея», названный в честь сказки о Кощее.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Кончак — важный антагонист «Слова о полку Игореве».
  2. ^ В переводе Леонарда А. Магнуса : «Стреляй, мой господин, в язычника Контика, раба».
  1. ^ КазахТВ 2018 , 2. Занимательная этимология. 5:10-.
  2. ^ КазахТВ 2018 , 1. Досье сказочного злодея. 2:05–2:20.
  3. ^ КазахТВ 2018 , 2. Занимательная этимология. 7:40–8:00.
  4. ^ KazakhTV 2018 , 3. Konchuk's personal file 7:58–11:00.
  5. ^ KazakhTV 2018 , 3. Konchuk's personal file 11:00–12:30.
  6. ^ KazakhTV 2018 , 3. Konchuk's personal file 12:20–13:15.
  7. ^ KazakhTV 2018 , 3. Konchuk's personal file 13:10–13:40.
  8. ^ КазахТВ 2018 , 4. Замолвите слово о бедном Кошей 13:40–15:02.
  9. ^ Джонс 2004 , примечание 1, стр.230.
  10. ^ КазахТВ 2018 , 2. Занимательная этимология. 5:10–5:50.
  11. ^ КазахТВ 2018 , 2. Занимательная этимология. 5:50–6:10.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Джонс 2004 , с. 233.
  13. ^ КазахТВ 2018 , 2. Занимательная этимология. 6:05–6:58.
  14. ^ КазахТВ 2018 , 2. Занимательная этимология. 6:50–7:20.
  15. ^ Перейти обратно: а б Джонс 2004 , с. 230.
  16. ^ Джонс 2004 , стр. 231–2.
  17. ^ Джонс 2004 , с. 232.
  18. ^ Джонс 2004 , стр. 230–1.
  19. ^ Перейти обратно: а б Джонс 2004 , с. 231.
  20. ^ Гимбутас, Мария ; Мириам Роббинс Декстер (1999). Живые богини . Издательство Калифорнийского университета. п. 207. ISBN   0-520-22915-0 .
  21. ^ Ланг, Эндрю, изд. (1890), «Смерть Кощея Бессмертного» , Красная книга сказок.
  22. ^ Уилер, Пост, изд. (1917), «Царевич Петр и волшебник» , Русские волшебные сказки , стр. 309–
  23. ^ Хеллер, Джейсон (7 апреля 2011 г.). «Кэтрин М. Валенте: Бессмертная» . www.avclub.com .
  24. ^ Корри, Алекса Рэй (4 августа 2015 г.). «Разъяснение мифов о Расхитительнице гробниц» . ГеймСпот . Проверено 4 мая 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
  • «Тюркские корни Кошея Бессмертного», Размышления об истории (документальный), вып. 5, Казахское ТВ , 4 апр 2018
  • Джонс, Андреас (2004), Баба Яга: неоднозначная мать и ведьма из русской народной сказки , Питер Ланг

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джонс, Андреас. 2000. «Образ Кощея Бессмертного в восточнославянском фольклоре». В: ФОЛЬКЛОРИКА - Журнал Славянской, Североевропейской и Евразийской фольклорной ассоциации 5 (1): 7–24. https://doi.org/10.17161/folklorica.v5i1.3647 .
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Кощеем , на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 415edca3f87d0ccc489a82960ad74b05__1722953940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/05/415edca3f87d0ccc489a82960ad74b05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Koshchei - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)