Алеша Попович


Alyosha Popovich ( Russian : Алёша Попович , Ukrainian : Олешко Попович , literally Alexey, son of the priest ), is a folk hero of Kievan Rus' , appearing in Russian folklore . [1] Он богатырь ( средневековый странствующий рыцарь ) и младший из трёх главных богатырей , двое других — Добрыня Никитич и Илья Муромец . Все трое изображены вместе на Виктора Васнецова знаменитой картине «Богатыри» .
В былинах (балладах) он описывается как умный сын священника, который побеждает, обманывая и перехитрив своих врагов. победил дракона Тугарина Змеевича Он хитростью .
Характер
[ редактировать ]Алеша Попович «известен своей хитростью, ловкостью и хитростью, может быть веселым, иногда изображается как «насмешник над женщинами», а иногда может быть лжецом и обманщиком», как описал Джеймс Бейли. [2]
О его нападках свидетельствует насмешка над чревоугодием Тугарина. [3] [4] и оскорбление неверной принцессы. [5] Его ловкой уловкой было то, что он переоделся глухим паломником, чтобы заставить Тугарина без опаски приблизиться к нему. [6] [7] Затем он разыгрывает, надев разноцветный халат Тугарина. [а] [6] [7] обманом заставив своего оруженосца думать, что это Тугарин приближается к Киеву как победитель.
Алеша Попович и Тугарин
[ редактировать ]Былина « Алёша Попович» встречается в нескольких вариантах. Существует также прозаическая версия сказки ( Афанасьев № 132 в «Народных русских сказках» ), [8] [9] что является прозификацией былины. [10] Краткое изложение следующее:
Алеша Попович и его оруженосец (Еким [11] Марышко Паранов [12] ) едут из Ростова в Киев и их приветствует князь Владимир. Идет банкет, к которому позже присоединился Тугарин Земеевич, который ведет себя по-хамски. Тугарин не умеет вести себя за столом, оскорбляет князя и огромными глотками съедает целые круги хлеба или целого лебедя. Алеша Попович издевается над Тугариным анекдотом о перекормленной корове, которая «подавилась отбросами» [3] (или лопнул от перепития [4] ), и Тугарин бросает в Алешу кинжал, но Еким его ловит. Алеша замечает, что теперь у него есть кинжал, чтобы вырезать сердце Тугарина, но не действует немедленно и не позволяет своему оруженосцу сделать это. [13] [14]
На следующий день Тугарин вызывает Алешу на бой в открытом поле, но Тугарин летает в воздухе с помощью крыльев. [4] Обычно это рассматривают как принятие Тугариным облика крылатого дракона. [15] Но есть случай, когда былина говорит, что крылья не росли у Тугарина, а Алеша замечает прикрепленные к лошади бумажные крылья. [16] В любом случае Алеша молится Божией Матери. [4] и Спаситель [16] чтобы пошел дождь и намочил Тугарину крылья. Тугарин больше не может летать и привязывается к земле, и они начинают битву на земле.
В сказочной версии, после того как их дубинки разлетелись, а копья задрожали , Алеша добивает Тугарина ранее использованным ножом и отрубает ему голову. [17] В былине, использованной здесь в качестве примера, Алеша отрубает Тугарину голову посохом (или тростью, по-русски : палица ), который весит 90 пудов , который он получил, когда обменялся своим гардеробом с паломником. [16]
Благодаря победе Алеши он кромсает тело Тугарина и празднует это, вскидывая голову и несколько раз ловя ее копьем на обратном пути в замок. Увидев этот варварский поступок, король сначала думает, что победил Тугарин, однако понимает, что победителем на самом деле стал Алеша. [18]
Варианты
[ редактировать ]Былина, использованная в приведенном выше резюме, — № 85 у Н. Е. Ончукова (1904). [б] Это вторая версия, собранная в этой антологии. [19] [20] в котором есть элемент, где Алеша обменивается одеждой с паломником, но не уточняется, как он использует маскировку, чтобы обмануть Тугарина, как это происходит в первой версии. [16] [21] В другой версии (Данилов) Алеша понижает охрану Тугарина в облике странника, притворяясь слабослышащим калёкой ) ( . Калека . (калика) — странствующий псаломщик, часто калечившийся [22] [23]
В этой длинной версии, собранной Киршей Даниловым (его № 20, в 344 строках), две тугаринские повести сцеплены в одной песне. Изабель Флоренс Хэпгуд перевела это полностью. [24] Нора К. Чедвик перевела первую встречу, но избегает оставшихся 215 строк второй встречи. [25] [26]
Некоторые версии более резко намекают на то, что жена Владимира княгиня Апраксия (Апраксевна и т. д.) полностью соблазнилась «молодым Тугариным Земеевичем», [27] и она упрекает Алешу в том, что тот оставил ее без «дорогого друга» в конце песни, как в длинной версии Данилова. [25] [28] Последующий ответ Алеши княжне был: «Здравствуйте, княжна Апраксеевна! Я чуть не назвал вас сукой, Сукой и своенравной девчонкой! Вот вам сказка, а вот дело». [5] [с]
Есть несколько записанных версий былин, в которых был добавлен исторический оттенок, так что дракон был более явно преобразован в «традиционного татарского врага Киева». [29]
Одно из объяснений количества различных вариаций истории Алеши и Тугарина связано с тем, что эта история представляет собой комбинацию трех отдельных историй. Это также подтверждается вариантами этой истории, в которых события идут не по порядку или даже повторяются. [30]
Историческая перспектива
[ редактировать ]Алеша Попович, возможно, был основан на историческом Александре Поповиче Ростовском, который служил князю Всеволоду Большое Гнездо и погиб в 1223 году в битве на реке Калке против монголов, согласно Никоновской летописи . Нора К. Чедвик в 1932 году заявила, что историчность фигуры гарантирована. [16] [31] Однако более поздний комментатор высказал предположение, что эта фигура, возможно, не существовала, а его имя было всего лишь интерполяцией 15-го века в хроники под влиянием эпической поэзии. [32]
Попович означает «Сын священника». В сказке его отец представлен как « пребендарий Леон», так и «Леон-священник». [33] Имя отца также переводилось как «Священник Левонтий» или «Соборный священник Леонтий». [34] Он может быть создан по образцу епископа Леонтия, убитого в 1071 году во время языческого восстания. [35] [36]
Еще одним ранним источником исторического Александра Поповича является повесть или рассказ в рукописи из Твери , в котором упоминается его слуга по имени Тороп, соответствующий Трофиму, который заменяет Екима на посту оруженосца в варианте былины. [37]
Советский (российский) историк Борис Рыбаков , среди других, писал, что эта былина отразила победу Владимира Мономаха над половецким полководцем Тугор-ханом. [38]
Анализ
[ редактировать ]«Алёша Попович» отнесен к отдельному типу в Классификации восточнославянских народных сказок ( русский : СУС , латинизированный : SUS ): SUS -650D*, русский : Алеша Попович , латинизированный : Алеша Попович , тесно связан с другими типами сказок о сильных героях. . [39] Восточнославянская классификация регистрирует варианты только из русских источников. [39]
Alyosha, Ilya, and Foma
[ редактировать ]Алеша фигурирует в рассказе «Фома Беренников» из Александра Афанасьева «Народных русских сказок» . В этом рассказе Алеша следует за Ильей Муромцем и Фомой Беренниковым в путешествии после написания надписи из чистого золота. Алеша в конечном итоге сражается с «шестью чемпионами и бесчисленным войском китайского короля». Алеша в конечном итоге выигрывает эту битву и возвращается к Фоме живым. [18]
В популярных развлечениях
[ редактировать ]Алеша часто появляется в качестве второстепенного персонажа в русских фэнтезийных фильмах, таких как «Илья Муромец» , «Настоящая сказка» , «Последний рыцарь» и других.
Алеша — один из главных героев мультсериала «Богатыри» анимационной студии «Мельница» . Он является главным героем анимационной комедии Алёша Попович и Тугарин Змей» « Константина Бронзита 2004 года , а также появляется в серии её сиквелов, деля экран с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. [40]
Алеша Попович — член вооруженного отряда Владимира Мономаха в историческом романе Вадима Николаева « Богатырское вооружение Мономаха». Русь в огне! (2014). [41]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
- ^ Джеймс Бэйли; Татьяна Иванова (2015). Антология русских народных былин . Рутледж. п. 121. ИСБН 978-0-873-32641-4 .
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли и Иванова (1998) , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д Магнус (тр.) (1916) , с. 167
- ^ Перейти обратно: а б Манн, Роберт (1986), Русский апокалипсис: песни и сказания о приходе христианства в Россию , Coronado Press, с. 64, ISBN 9780872911727
- ^ Перейти обратно: а б Хэпгуд (тр.) (1886) , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Чедвик (1932) , с. 78.
- ↑ Афанасьев, «312. Алеша Попович», Хейни (2015).
- ^ «Алёша Попович», Магнус (тр.) (1916) , стр. 165–169.
- ^ Магнус (тр.) (1916) , с. 165, примечание 1.
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , стр. 121–122.
- ^ Asfanayev, Magnus (tr.) (1916) , p. 167
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , стр. 121–127.
- ^ Магнус (тр.) (1916) , стр. 165–167.
- ^ Чедвик (1932) , с. 74: «чудовище Тугарин, которого обычно изображают в виде крылатого дракона».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бэйли и Иванова (1998) , с. 128.
- ^ Магнус (тр.) (1916) , с. 168
- ^ Перейти обратно: а б Афанасьев, Александр (2 января 2013 г.). Русские сказки . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-82976-4 .
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , стр. 123–124.
- ^ "85. Олеша Попович, Еким паробок и Тугарин", Печора Былинас , Ончуков (1904) , с. 333–337
- ^ "64. Alesha Popovich Yekim i Tugarin", Onchukov (1904) , pp. 260–263
- ^ Чедвик (1932) , стр. 13, 78.
- ^ Хэпгуд (тр.) (1886) , с. 90.
- ^ Хэпгуд (тр.) (1886) , стр. 88–97.
- ^ Перейти обратно: а б
В русском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Алёша Попович , изд. Данилова.
- ^ Чедвик (1932) , с. 79.
- ^ Александр (1973) , с. 78: «Влюбчивый Тугарин лишает Владимира жены».
- ^ «Тугарин» в Мифологическом словаре , Е. Мелетинский (ред.) Советской энциклопедии (1991); Ivanov, V.V.; Toporov, V. N. Тугарин (на русском языке). Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г.
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , с. 122.
- ^ Чехонадская, Нина (01.01.2006). «Невырезанный лебедь: русские и ирландские герои, нарушающие застольный этикет» . 1 (1): 201–215.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Чедвик (1932) , стр. 74–75.
- ^ Д.С. Лихачев (1949), цит. по Bailey & Ivanova (1998) , с. 122
- ^ Магнус (тр.) (1916) , с. 166
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , стр. 125, 122.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли и Иванова (1998) , с. 123.
- ↑ Отец Алеши — Федор (Фёдор) в версии Данилова. Бейли также ссылается на возможную историческую модель этого явления. [35]
- ^ Чедвик (1932) , с. 74.
- ^ (на русском языке) Рыбаков Б.А. (1987), Мир истории. Первые века русской истории , Москва, с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б Barag, Lev. "Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка". Leningrad: НАУКА, 1979. p. 170.
- ^ «Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)» . IMDB .
- ^ (in Russian) Vadim Nikolayev. Bogatyr's Armed Force of Monomakh
Библиография
Тексты
- Ончуков Николай Евгеньевич, изд. (1904). 85. Олеша Попович, Еким паробок и Тугарин Олеша Поповичъ, Екимъ паробокъ и Тугаринъ . стр. 333–337.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )- "64. Алеша Попович Еким и Тугарин Алеша Попович Еким и Тугарин", с. 260–263
- Afanas'ev (2015). Haney, Jack V. (ed.). #312 Alyosha Popovich . Vol. 2. Univ. Press of Mississippi. ISBN 978-1-4968-0275-0 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Афанасьев (1916). Алеша Попович . Перевод Магнуса, Леонарда А. Нью-Йорк: EP Dutton. стр. 165–169.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Бейли, Джеймс; Иванова, Татьяна, ред. (1998). Алеша Попович, его оруженосец Еким и Тугарин . Армонк, Нью-Йорк: ISBN ME Sharpe, Inc. 0-585-26579-8 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Хэпгуд, Изабель Флоренс (1886). Смелый Алеша, Папский сын . Армонк, Нью-Йорк: сыновья К. Скрибнера. стр. 88–97.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Чедвик, Нора Кершоу (1932). Алеша Попович . Издательство Кембриджского университета. стр. 74–. ISBN 9781001287942 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) (версия Данилова)
Исследования
- Александр, Алексей Евгеньевич (1973), «Алеша Попович и дракон Тугарин» , Былина и сказка: Истоки русской героической поэзии , Гаага: Мутон
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Алеша Попович
/*Исторические соображения*/ свободном доступе : Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). 1906. {{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )