Кикимора

Кикимора (русский: кикимора , IPA: [kʲɪˈkʲimərə] ) — легендарное существо , женский домашний дух в славянской мифологии . Ее роль в доме обычно сопоставляется с ролью домовой . Кикимора может быть как «плохим», так и «добрым» духом, что будет зависеть от поведения домовладельца. [ 1 ] образ кикиморы как болотного духа В более позднее время сложился женского пола.
Этимология
[ редактировать ]Большинство источников связывают суффикс — mora с праславянским * morà («ночной дух, дурной сон») и прагерманским * marōn ( id. ), как в современном английском кошмаре . [ 2 ] [ 3 ]
В фольклоре польском мора — это души живых людей, которые покидают тело ночью и выглядят как клочья соломы, волосы или мотыльки. Соответственно, польское mora , чешское můra обозначают как разновидность эльфа или духа, так и « мотылька-сфинкса » или «ночную бабочку». [ 4 ] Другими славянскими языками, имеющими родственные слова, имеющие двойное значение слова «мотыль», являются: кашубский мора , [ 5 ] и словацкая мора . [ 6 ]
На словенском, хорватском и сербском языках «мора » означает «кошмар». Мора или Мара — один из духов древнеславянской мифологии. Мара была темным духом, который принимает облик красивой женщины, а затем посещает мужчин во сне, мучая их желанием и вытягивая из них жизнь. В Сербии кобылу называют мора , или ночник/ночница («ночное существо», мужское и женское начало соответственно). [ 7 ] В Румынии они были известны как морои .
Слово кикимора , возможно, произошло от удмуртского ( финно-угорского ) слова кикка-мурт , означающего чучело (буквально человек, сделанный из мешка ). [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Происхождение кикиморы относится к 8-13 векам, когда славянское язычество постепенно было подчинено христианству . Однако даже после того, как христианство утвердилось в славянских регионах, вера кикиморы все еще была сильна. Вера в эту сущность сохраняется и сегодня, поскольку она пропитана старой славянской народной религией и христианской концепцией демонических сил. [ 1 ]
Особенности и поведение
[ редактировать ]
Кикимора может иметь морду собаки, куриный клюв или даже напоминать существо, похожее на козла, со светящимися глазами и рогами. Фактически, он может занять любую часть морды или тела животного. Она всегда женственна и может выглядеть как старушка или красивая девушка. Она может даже появиться как умерший член семьи. [ 1 ]
Болотную кикимору обычно описывают как маленькую, некрасивую, горбатую, худую и неряшливую старуху с острым носом и растрепанными волосами. Говорят, что она использовала мох и траву в качестве одежды. Считалось, что она пугает людей, сбивает путников с дороги или даже топит их. Еще она похищает детей. [ 8 ]
Распространено мнение, что мора проникает в комнату через замочную скважину, садится на грудь спящих и пытается их задушить (отсюда морити , «пытать», «беспокоить», «душить»). Для отпугивания мораса детям рекомендуется посмотреть на окно или перевернуть подушку и перекрестить ее ( прекрстити ястук ); В начале 19 века Вук Караджич упоминает, что люди отгоняли морас , оставляя за дверью перевернутую метлу, или кладя пояс поверх простыней, или произнося тщательно продуманное молитвенное стихотворение перед сном. [ 9 ]
Есть два разных вида кикимор. Та, что из леса, замужем за Домовым . Другая родом из болота ( кикимора болотная ) и замужем за Лешим . Говорят, что ее можно узнать по мокрым следам. Когда строители хотели причинить вред покупателю дома, они приводили кикимору. Как только она окажется внутри, ее будет трудно заставить уйти.
Есть русская быличка об одной болотной кикиморе, которая любила варить пиво. Звали Болотница Баба ее . Когда она варила пиво, над рекой (или болотом) поднялся туман. [ 10 ]
Когда в доме порядок, кикимора присматривает за курами и хозяйством. В противном случае она свистит, бьет посуду и шумит по ночам. Еще она выходит по ночам прясть нитки . [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]
Легендарная кикимора легла в основу «Кикиморы» (соч. 63), тональной поэмы для оркестра Анатолия Лядова . Лядов писал, что она «растет у волшебника в горах. От рассвета до заката кот волшебника потчует кикимору фантастическими рассказами о давних временах и далеких краях, как кикимора качается в хрустальной колыбели. Ей нужно семь лет, чтобы дойти до зрелости, к этому времени голова ее не больше наперстка, а тело не шире соломинки, Кикимора прядет лен от заката до зари, со злыми намерениями для мира». [ 12 ]
Русский « Нью Эйдж писатель » Владимир Мегре упоминает кикимору в третьей книге «Пространства любви » из серии «Звенящие кедры». Мегре сравнивает человека, который женится неразумно из-за внешности и моды, с тем, кто женится на кикиморе. В сноске в английской версии кикимора описывается как злобный женский призрак, который, как говорят, прикрепляется к определенному дому и беспокоит жителей, особенно мужчин. В более широком смысле этот термин может также означать некрасивую женщину в потертой одежде, вспыльчивую и ворчливую, стремящуюся сделать жизнь своего мужа (и мужчин в целом) невыносимой. [ 13 ]
В 1988 году Кирилл Еськов открыл и описал новый род и вид пауков-листотрядов Kikimora palustris , названный в честь этого духа.
Видеоигра «Ведьмак 3: Дикая Охота» 2015 года и телесериал «Ведьмак» 2019 года включают изображения кикимори. [ 1 ]
Кикимора — антагонистический персонаж мультсериала «Совиный дом» . Никакого отношения к фольклорному персонажу это не имеет.
Пехота в России и Украине использует одежду кикиморы камуфляжную — рваную и замшелую, — чтобы сливаться с подходящим ландшафтом.
Культурный анализ
[ редактировать ]Считается, что концепция кикиморы выполняет основные функции и обязанности домашнего хозяйства. Кикимора не давала покоя дому, если женщина не поддерживала чистоту в доме; если муж был ленив или жесток; или если дети были плохо дисциплинированы. Считается, что изменение своего поведения удаляет ее присутствие из дома. Кроме того, считается, что кикимора утешает или объясняет трагические события, такие как смерть члена семьи или потеря предметов домашнего обихода. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Кикимора» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «Маре» . ОЭД . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской унаследованной лексики . Брилл. п. 324. ИСБН 978-90-474-2816-9 .
- ^ Гримм 1883 , TM 2 , 464, примечание 2.
- ^ Бернард Сихта. Словарь кашубских диалектов на фоне народной культуры, Оссолинеум, Вроцлав - Варшава - Краков 1969, том III, стр. 102-105
- ^ «Мора» . КСЖ . Проверено 5 сентября 2016 г.
- ^ Pócs 1999 , с. 33 дает женскую форму.
- ^ Cherneva, N (2013). О прецедентных единицах русской народной сказки [ About the precedent units of the Russian folk tale ] (PDF) (in Russian).
- ^ Караджич, Вук , сербский словарь , (Wien, Viennae) Gedruckt bei den PP Armeniern
- ^ Puhova, Tatyana (2009). Народная культура и проблемы её изучения. Сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2008 г [ Folk culture and the problems of its study. Digest of articles. Materials of the scientific regional conference (2008 year) ] (in Russian). Voronezh: Voronezh State University. ISBN 978-5-98222-484-2 .
- ^ «Польские сверхъестественные духи» . Архивировано из оригинала 25 октября 2009 г.
- ^ Гласс, Герберт. «Анатолий Лядов: Кикимора» . Филпедия . Филармонический оркестр Лос-Анджелеса. Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ Мегре, Владимир (2008). Шарашкин, доктор Леонид (ред.). Пространство любви («Звенящие кедры», книга 3) . Кахулуи, Гавайи: Ringing Cedars Press. п. 156. ИСБН 978-0-9801812-2-7 . ОСЛК 224907446 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Гримм, Якоб (1883), «XVII. Духи и эльфы» , Тевтонская мифология , том. 2, перевод Джеймса Стивена Сталлибрасса, В. Свона Зонненшайна и Аллена, стр. 439–517.
- Поч, Ева (1999). Между живыми и мертвыми: взгляд на ведьм и провидцев в эпоху раннего Нового времени . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-9639116184 .