Domovoy

В религиозной традиции славянской Домовой ( русский : Домовой , буквально «[тот] из домашнего хозяйства»; также пишется Домовой , Домовой и известен как польский : Домовик , сербский : Домовик ( Домовик ), украинский : Домовик ( Домовик ) и Белорусский : Дамавік ( Дамавик ) — домашний дух данного рода. Они обожествленные прародители , то есть первоисточники рода. [ 2 ] По мнению русского фольклориста Е. Г. Кагарова, Домовой есть олицетворение высшего Рода в микрокосме родства. [ 3 ] Иногда у него есть женский аналог Домания, богиня домашнего хозяйства. [ 4 ] хотя чаще всего он одинокий бог. [ 5 ] Домовой выражает себя как ряд других домашних духов в своих различных функциях. [ 6 ]
Этимология и вера
[ редактировать ]Термин Домовой происходит от индоевропейского корня * dom , [ 4 ] что является общим для многих слов в семантическом поле «обитель», «владение» в индоевропейских языках (ср. лат. domus , «дом»). Домового сравнивали с римлянином Ди Пенатом , гением семьи. [ 7 ] Гельмольд ( ок. 1120–1177) в своей «Хронике славорум» намекал на широко распространенное поклонение пенатам среди приэльбских славян . В « Хронике Боморума» Космы Пражского ( ок. 1045–1125) написано, что Чех , один из трёх мифических праотцов славян, принёс статуи пенатов на своих плечах в новую страну , и, опираясь на горе Рзип, сказал своим товарищам: [ 2 ]
Встаньте, добрые друзья, и сделайте подношение своим пенатам , ибо именно их помощь привела вас в эту новую страну, предназначенную вам Судьбой много веков назад.
Считается, что Домовой защищает благополучие рода во всех его аспектах. [ 5 ] Они очень защищают детей и домашних животных, постоянно присматривая за ними. [ 8 ] Этих богов часто изображают сражающимися друг с другом, чтобы защитить и способствовать росту благосостояния своих родственников. Считается, что в такой войне Домовой семьи будущего победителя завладевает домом побежденных соперников. [ 9 ]
Считается, что они разделяют радости и горести семьи, а также способны предвидеть и предупреждать о будущих событиях, таких как неминуемая смерть родного человека, эпидемии, войны или другие бедствия, угрожающие благополучию семьи. Домовой злится и раскрывает свой демонический аспект, если семья испорчена плохим поведением и языком. В этом случае бог может даже уйти и оставить род без защиты от болезней и бедствий. [ 9 ]
Также с Домовым связана традиция русских людей «Сидеть на переулке», что означает провести несколько минут в тишине сидя перед дальней дорогой. По легенде Домовой не любит оставаться один. В противном случае он может спрятать или забрать вещи, принадлежащие хозяевам дома. Таким образом, владельцы пытаются обмануть Домовых, делая вид, что они еще долго не собираются покидать место жительства. [ 10 ]
Иконография и богослужение
[ редактировать ]Домового обычно изображают в виде пожилого седого человека с горящими глазами. Он может проявляться в образе животных, таких как кошки, собаки или медведи, а также как хозяин дома или ушедший предок данной семьи. [ 12 ] иногда снабжены хвостом и рожками. [ 13 ] В некоторых традициях Домовой символизируется змеей. [ 14 ] Домашние боги представлялись славянами в виде статуэток из глины или камня, которые помещались в нишах у дверей дома, а позднее и на каминных полках над печами. Они были одеты в особые костюмы племени, к которому принадлежал этот родственник. [ 7 ]
Жертвоприношения в честь Домового совершаются для того, чтобы привлечь его к участию в жизни рода, умилостивить и примирить его в случае гнева. К ним относятся принесение остатков ужина или, в случае сильного гнева, принесение в жертву петуха в полночь и окропление укромных уголков общего зала или двора кровью животного. В противном случае в зале или во дворе приносят кусок хлеба, посыпанный солью и завернутый в белую ткань, при этом члены рода кланяются на четыре стороны и читают молитвы Домовому. [ 9 ]
Считается, что Домовой как-то связан с самим домостроением, поэтому жертвоприношения практикуются и тогда, когда семья переезжает в только что построенный дом, чтобы пригласить бога вселиться в него. В этом случае курицу и первый кусок хлеба, отрезанный к первому ужину в новом доме, приносят богу и хоронят во дворе, произнося формулу: [ 15 ]
Наш сторонник, зайди в новый дом, чтобы поесть хлеба и повиноваться своему новому хозяину.
Подобные ритуалы практикуются, чтобы пригласить Домового переехать из одного дома в другой и поприветствовать его. [ 15 ]
Другие домашние божества
[ редактировать ]Другие домашние боги или выражения Домового:
- Dvorovoy – tutelary deity of the courtyard [ 4 ]
- Банник – «Дух бани», божество-покровитель частных или общественных бань . [ примечание 1 ] кто соответствует коми пывсянса [ 4 ]
- Овинник (белорусский: Йоуник) – «Дух гумна». [ 17 ]
- Пригирститис - известен своим прекрасным слухом. [ 4 ]
- Кримба – богема домашнего хозяйства среди богемы. [ 4 ]
- Гивоитис в форме ящерицы [ 4 ]
Альтернативное наименование
[ редактировать ]
Некоторые англоязычные авторы интерпретируют имя домового как «домовой эльф». [ 18 ] [ 19 ]
В славянских языках и их местных формах есть варианты термина Домовой и альтернативные имена для описания домашнего бога, в том числе:
- Дедушка, Дедушка, Дедушка [ 2 ] (имена этой формы передают понятие «дедушка», чешский)
- Did, Didko, Diduch, Domovyk (Russian) [ 7 ]
- Дамавик (белорусский)
- Дедушка, Дедушка [ 7 ]
- Шетек, Шотек (Чехия) [ 7 ]
- Лепрекон (Чехия) [ 7 ]
- Карлик, Шкриаток (словацкий) [ 20 ]
- Скрат, Скратек (словенский) [ 20 ]
- Скрзатек, Скрзат, Скрзот (польский) [ 20 ]
- Хозяин, Хозяинушко (русский) [ 14 ] (что буквально означает «мастер» и «маленький мастер»)
- Стопан (болгарский) [ 14 ]
- Домовничек, Господаржичек (Чешский)
- Внутренний (хорватский) [ 14 ]
- Zmek, Smok, Ćmok (snake form) [ 8 ]
Женский аналог Домания может выглядеть как:
- Домовиха ( русский : домовиха ) [ 4 ]
- Дамавуха ( белорусский : дамавуха )
- Кикимора [ 4 ]
- Маруха [ 4 ]
- Volossatka [ 4 ]
Домовой может иметь и имя собственное:
- Жихарько ( русский : Жихарько ), используется в северных губерниях России. [ 21 ]
- Adamiy ( Russian : Адамий ), used in Russian zagovory [ 22 ]
- Dedushko Domovedushko ( Russian : Дедушко-Домоведушко ) [ 22 ]
- Романушко ( русское : Романушко ; уменьшительное от имени Роман ) [ 22 ]
- Otamanushko ( Russian : Атаманушко ) [ 22 ]
В заговорах его жена может иметь и имя собственное:
- Adamushka ( Russian : Адамушка ) [ 22 ]
- Доманушка ( русский : Доманушка ; образовано от имени Домна и существительного дом ) [ 22 ]
- Serafimushka ( Russian : Серафимушка ) [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Поклонение предкам
- Хоб (фольклор) англо-шотландский бытовой дух
- Божества славянской религии
- Домашнее божество
- Скрытые люди
- Славянское язычество
- Славянская Родная Вера
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Славянские бани ( бани ), похожие на сауны , с внутренней парилкой и внешней раздевалкой, имеют своего бога-покровителя Банника. Славянская баня – это место, где традиционно женщины рожали и гадали, являясь, таким образом, вместилищем жизненных сил. Третий или четвертый обжиг посвящен Баннику, которого приглашают в баню со своими лесными духами. В бане традиционно консультируются с Банником, поскольку считается, что он способен предсказывать будущее. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ МастерПринтс. "Домовой, 1934 год. Иван Яковлевич Билибин (#778598)" . Мастерпринты . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Махал 1918 , стр. 240.
- ^ Иваниц 1989 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Матье-Кола 2017 .
- ^ Jump up to: а б Махал 1918 , стр. 241.
- ^ Иваниц 1989 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Махал 1918 , стр. 244.
- ^ Jump up to: а б Махал 1918 , стр. 247.
- ^ Jump up to: а б с Махал 1918 , стр. 242.
- ^ «Русская культура обычаев и суеверий» . Школа Руслингва . 05.08.2021 . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Махал 1918 , стр. 244 и далее.
- ^ Махал 1918 , стр. 240–241.
- ^ Иваниц 1989 , стр. 49–54.
- ^ Jump up to: а б с д Махал 1918 , стр. 246.
- ^ Jump up to: а б Махал 1918 , стр. 243.
- ^ Алексинский, Г. (1973). «Славянская мифология». Новая энциклопедия мифологии Ларусса . Прометей Пресс. стр. 287–288.
- ^ Иваниц 1989 , с. 58.
- ^
Джонс, Уильям (1898). Доверчивость прошлого и настоящего: включая море и моряков, шахтеров, амулеты и талисманы, кольца, гадание по словам и буквам, числа, испытания, изгнание и благословение животных, птиц, яиц и удачу . Лондон: Чатто и Виндус. п. 472 . Проверено 2 июня 2019 г.
Один из способов умиротворения раздраженного «домового» у русских [...].
- ^
Эроусмит, Нэнси (1977). «Сумрачные эльфы». Полевое руководство для маленьких людей: любопытное путешествие в скрытое царство эльфов, фей, хобгоблинов и других не очень мифических существ . Вудбери, Миннесота: Llewellyn Worldwide (опубликовано в 2009 г.). п. 69. ИСБН 9780738715490 . Проверено 2 июня 2019 г.
Домовые — одни из самых важных славянских домашних эльфов, хотя их имя иногда используется для обозначения других видов. [...] Домовые (единственное число Домовой) делают одолжения семье, воруют еду и зерно у соседей, убирают дом и заботятся о животных.
- ^ Jump up to: а б с Махал 1918 , стр. 245.
- ^ « Жихарько ». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных тома) . Санкт-Петербург. 1890–1907.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г "АДАМИЙ ДЕДУШКА, БАБУШКА АДАМУШКА" [Adamiy the Grandfather, Adamushka the Grandmother].
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Иваниц, Линда Дж. (1989). Русское народное поверье . Я Шарп . ISBN 9780765630889 .
- Махал, Ян (1918). «Славянская мифология» . В Л. Х. Грее (ред.). Мифология всех рас . Том. III, Кельтская и славянская мифология . Бостон. стр. 217–389.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Матье-Кола, Мишель (2017). «Славянские и балтийские боги» (PDF) . Словарь имен божеств . Франция: Открытый архив гуманитарных наук и общества, Национальный центр научных исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Домовым, на Викискладе?