Jump to content

Лех, Чехия и Русь

Братья Лех и Чех, основатели западнославянских земель Лехии ( Польша ) и Богемии (ныне в Чехии ) в « Хронике Полонорума » (1506 г.)

Лех, Чехия и Русь ( Чешское произношение: [lɛx tʃɛx rus] , Польское произношение: [lɛx t͡ʂɛx rus] ) относится к легенде о трёх братьях-славянах, основавших три славянских народа: поляков (или лечитов ), чехов и восточных славян ( белорусов , русских , русинов и украинцев ). Три легендарных брата появляются вместе в Великопольской хронике , составленной в начале 14 века. Легенда гласит, что братья в охотничьем походе следовали за разной добычей и таким образом путешествовали (и расселились) в разных направлениях: Лех на северо-западе, Чехия на западе и Русь на северо-востоке. Существует несколько версий легенды, в том числе несколько региональных вариантов в западнославянских и, в меньшей степени, в других славянских странах , в которых упоминается только один или два брата. Эти трое также фигурируют в происхождении мифе о южнославянских народов в некоторых легендах. Их истории часто в некоторой степени также используются как миф, чтобы понять возможное основание Польского, Чешского и Восточнославянского государств ( Киевской Руси ), в соответствии с легендой. [ 1 ]

Польская версия

[ редактировать ]
Лех, Чехия, Русь и Белый орел , картина Валерия Эльяша-Радзиковского (1841–1905)

В польской версии легенды три брата вместе отправились на охоту, но каждый из них преследовал разную добычу, и в конце концов все они пошли в разных направлениях. Рус отправился на восток, Чех направился на запад, чтобы поселиться на горе Ржип , возвышающейся над холмистой местностью Богемии, а Лех отправился на север. Лех во время охоты последовал за своей стрелой и внезапно оказался лицом к лицу со свирепым белым орлом, охранявшим свое гнездо от незваных гостей. Увидев орла на фоне красного заходящего солнца, Лех воспринял это как доброе предзнаменование и решил поселиться там. В память о нем он назвал свое поселение Гнезно ( польский : gniazdo – «гнездо») и принял Белого орла в качестве своего герба . Белый орел остается символом Польши и по сей день, а цвета орла и заходящего солнца изображены на гербе Польши, а также на ее флаге , с белой полосой сверху для орла и красной полосой. внизу для заката. Лех основал Польское королевство в начале пятого века.

Согласно Великопольской летописи (13 век), славяне являются потомками Пана , паннонского князя. У него было трое сыновей - Лех (младший), Рус и Чех (старший), которые решили поселиться на севере, востоке и западе соответственно. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Чешская версия

[ редактировать ]
Богемия на Ржип горе

Вариант этой легенды, в котором участвуют только два брата (и три сестры), известен и в Чехии . Как и в польской версии, Чех идентифицируется как основатель чешской нации ( Češi pl.), а Лех — как основатель польской нации . Зденек Неедлы утверждал, что Косма Пражский Chronica Boemorum (12 век) описал прибытие Чеха из Северо-Восточной Чехии, когда-то называвшейся Белой Хорватией . [ 8 ] В более старых хрониках 14 века (таких как Далимиль , Вацлаус Гайек и Пршибик Пулкава из Раденина) не указывается местонахождение Чеха и родины Леха Харваты , но в Алоиса Йирасека пересказе Staré pověsti české (Старочешские легенды) 1894 года. оно более точно определено; За Татрами, на равнине у реки Вислы, с незапамятных времен простиралась Хорватская страна, часть исконной великой родины славян (За Татрами , на равнине реки Вислы , простиралась с незапамятных времен Хорватская страна (вероятно, имеется в виду так -называемая Великой или Белой Хорватией) [ 9 ] ), начальная часть великой славянской родины), и На этой хорватской земле жили многочисленные племена, родственные по языку, нравам, образу жизни (В Харватской существовали многочисленные племена, родственные по языку, нравам и образу жизни). [ 10 ] В том же веке Карл IV, император Священной Римской империи , в 1347 году заявил о «старшинстве хорватов ». [ 11 ] Душан Тршештик увидел параллели с номером семь и другими в хорватском origo gentis пяти братьев и двух сестер из 30-й главы De Administando Imperio Константина VII (10 век). [ 12 ]

Однако многочисленные сражения сделали страну крайне невыгодной для народа, привыкшего жить мирно, обрабатывать землю и выращивать зерно. По другим версиям, причиной стало обвинение Чеха в убийстве. Они собрали своих людей и отправились навстречу закату. Согласно « Хроникам Далимиля» (1314 г.), когда Чех и его люди поднялись на гору Ржип, он посмотрел на пейзаж и сказал своим шести братьям, что они достигли земли обетованной: страны, где достаточно зверей, птиц, рыб, и пчелы, чтобы их столы всегда были полны и где они могли защититься от врагов. [ 13 ] Он поселился в этой местности с племенем и, согласно версии Пршибика Пулкавы (около 1374 г.), его брат Лех продолжил путь в низины через заснеженные горы на севере, где он основал Польшу. [ 14 ]

Вацлауса Гаека Версия от 1541 года добавляет множество (вероятно, вымышленных) подробностей, которых нет в других источниках. По словам Гаека, братья были герцогами, которые уже владели замками на своей родине до своего прибытия в регион, и датируют их прибытие 644 годом. [ 13 ]

Хорватская версия

[ редактировать ]

Похожая легенда с частично измененными именами (Чех, Лех, Мех и сестра Вилина) также зафиксирована в народных сказках в Загорье ( северная Хорватии на кайкавском диалекте Крапины Хорватия ) . [ 15 ] [ 16 ] Однако некоторые полагают, что оно не имеет древнего происхождения, а скорее было введено среди простолюдинов литераторами с 16 века. [ 17 ] Гаек был первым, кто упомянул Крапину как место происхождения Леха, в то время как Чех правил Псаром у ручья/реки Крупа, а Клеменс Яницкий писал, что Лех эмигрировал с острова Хвар в Далмации . [ 17 ] Уже с 16 века Винко Прибоевич , Фауст Вранчич , Мавро Орбини и другие из сегодняшней Хорватии писали, что Чех и Лех прибыли из Хорватии и связали чешский и польский язык с хорватским, а Юрай Раткай был первым, кто утверждал, что Чех, Лех и происхождение Меха находится в Крапине. [ 18 ] Об этом писали многие, в том числе Иоганн Кристоф Йордан , который лично приехал в Крапину, чтобы услышать рассказы местных жителей, и упомянул об этом в De Originibus Славицис (1745 г.), [ 15 ] в 1702 году был проведен театральный спектакль, в 1848 году три брата были частью герба Вараждинского уезда, а флаг присутствовал во время инаугурации должности Йосипа Елачича , легенда, кроме того, была популяризирована, особенно Людевитом Гаем , а Степан Ортнер опубликовал легенду в полной форме в 1899 году. [ 18 ] Эта легенда была одной из причин, по которой хорватский язык был выбран в 17 веке в качестве общего славянского языка для католических книг всех славянских народов. [ 19 ]

В чешских хрониках Чех появляется один или только с Лехом. Чех впервые упоминается на латыни как Богем в летописи Космы 1125 года. [ нужна ссылка ] Самое раннее польское упоминание о Лехе, Чехе и Руси встречается в Великопольской летописи. [ 20 ] написаны в конце 13 или начале 14 века. [ нужна ссылка ]

Область балто-славянского диалектического континуума ( фиолетовый цвет ) с предлагаемыми материальными культурами бронзового века ( белый цвет) . Красными точками обозначены архаичные славянские гидронимы.

Легенда предполагает общее происхождение поляков , чехов и русинов ( русей) и иллюстрирует тот факт, что уже в 13 веке по крайней мере три разных славянских народа осознавали свою этническую и лингвистическую родственность. Легенды сходятся и в местонахождении родины раннеславянских народов в Восточной Европе . Эта область перекрывала регион, который, по мнению основных ученых, был протоиндоевропейской родиной в общем регионе Понтийско -Каспийской степи . [ 21 ] В рамках Курганской гипотезы «оставшиеся после миграций индоевропейцы стали носителями балто-славянского языка». [ 22 ]

Самая известная версия легенды считается несколько полоноцентричной, поскольку в ней упоминается национальный символ (белый орел) только Леха и польской нации, а двух других братьев, Чеха и Руса, относят к второстепенным персонажам. Более того, эта конкретная версия не затрагивает происхождение южнославянских народов. [ нужна ссылка ]

В легенде также делается попытка объяснить этимологию этнонимов : Лехия ( другое название Польши, включая Силезию ), Чешские земли (включая Богемию, Моравию , а также Силезию ) и Русь . Ян Кохановский , видный эпохи Возрождения польский литератор , в своем очерке о происхождении славян не упоминает третьего «брата», Руса. Более того, он полностью отвергает легенду, заявляя, что «ни один историк, занимавшийся проблемой славянской нации [...], не упоминает ни одного из этих двух славянских лидеров, Леха и Чеха». Далее он предполагает, что «Чехия» и «Лехий», вполне вероятно, являются первоначальными названиями двух народов, хотя он не исключает возможности того, что мог существовать великий лидер по имени Лех, чье имя заменило первоначальное, а позднее забытое название польской нации. [ 23 ]

Наследие

[ редактировать ]

Дубы Рогалина

[ редактировать ]
Дубы Лех, Чешский и Рус в Рогалине , Польша.

Три больших дуба в саду, прилегающем к дворцу XVIII века в Рогалине , Великая Польша , названы в честь братьев ( Лех, Чех и Рус ), и им несколько сотен лет. [ 24 ] Их окружность варьируется от 670 до 930 сантиметров (от 22 до 31 фута). Они входят в состав Рогалинского ландшафтного парка и вместе с другими объявлены памятниками природы и взяты под охрану. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Mylʹnikov, Aleksandr Sergeevich (1996). Kartina slavi︠a︡nskogo mira : vzgli︠a︡d iz Vostochnoǐ Evropy. Ėtnogeneticheskie legendy, dogadki, protogipotezy XVI-nachala XVIII veka . Sankt-Peterburg: PV. ISBN  5-85803-063-7 .
  2. ^ Чеслав Лучак , Казимеж Тыменецкий, Европа, славянский регион, Польша. 1970. с. 296.
  3. ^ Бригида Курбисовна, Исследования по хронике Великой Польши , Poznańskie Towarzystwo Przyjaciół Nauk, Познань, 1952.
  4. ^ Адам Фаловски, Богдан Сендеро, Бесяда Ловянская , Universitas, Краков, 1992, стр. 40.
  5. ^ Культура средневековой Польши XIV и XV веков, под редакцией Б. Геремека, Wydawnictwo Naukowe Semper, Варшава, 1997, стр. 651.
  6. ^ Хроника Великой Польши , введение и перевод. К. Абгарович, Варшава, 1965 г.; УНИВЕРСИТАС, Познань 2010, ISBN   978-83-242-1275-0 .
  7. Хроника Далимилы [в:] ЛитДок Центральной и Восточной Европы , Гердер-Институт, Марбург.
  8. ^ Sanchuk, G. E. (1962). Козьма Пражский. "Чешская хроника" [ Kozma of Prague. "Czech Chronicle" ] (in Russian). Издательство АН СССР. p. 247.
  9. ^ Ваня, Зденек (1983). Мир древних славян . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 32. ISBN  9780814317488 .
  10. ^ Йирасек, Алоис (6 февраля 2015 г.). «4». Старые чешские легенды . KKnihy.cz. ISBN  9788088061144 . Проверено 29 августа 2015 г.
  11. ^ Верхоланцева, Юлия (2014). Славянские письма святого Иеронима: история легенды и ее наследие, или Как переводчик Вульгаты стал апостолом славян . Издательство Корнельского университета. стр. 67–68. ISBN  9781501757921 .
  12. ^ Алимов, Денис Евгеньевич (2015). «Хорваты, культ Перуна и славянский родовитость (Комментарии к гипотезе Анте Милошевича о тождестве Порина и Перуна)» [Хорваты, культ Перуна и славянский «гентилизм». (Комментарий к гипотезе Анте Милошевича о тождестве Порина и Перуна)]. Старое хорватское образование (на хорватском языке). III (42): 153.
  13. ^ Jump up to: а б «Предок Богемии» . hora-rip.cz Проверено 29 августа 2015 г.
  14. ^ Наиль Пулкава
  15. ^ Jump up to: а б Сакач, СК (1940). Крапина-Киев-Арарат, История трех братьев и одной сестры . Обновления Живот 21/3-4: 129–149, Загреб
  16. ^ Дугачки, Влатка (2009). «Историография о чехах в Хорватии» [Историография о чехах в Хорватии]. Историческая антология (на хорватском языке). 62 (1): 233–250.
  17. ^ Jump up to: а б Юрич, Шиме (1962). «Хвар – колыбель польского народа!» [Хвар – колыбель польской нации!]. Вклад в историю острова Хвар (на хорватском языке). II (1): 4–8.
  18. ^ Jump up to: а б Репар, Кристина (2017). «Хорватские вариации легенды о Чехе, Лехе и Мехе» . Башчина (Загреб): Вестник Общества друзей глаголицы (на хорватском языке). 18 (18): 120–124.
  19. ^ Чекол, Сандра (29 апреля 2004 г.). «Чех, Лех и Мех» . Венок (на хорватском языке) (265).
  20. ^ "Так у этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, князя паннонцев, первенцем которого был Лех, второй рус, третий чех. У которых два быка идут вместе, тянущие плуг или телегу, так и Тевтонцы и славяне имели одновременно смежные царства...» Перевод: Таким образом, среди паннонцев у Пана, князя паннонцев, родились три брата. Первого звали Лех, второго — русский, третьего — чех. Эти трое владели тремя королевствами лечитов [поляков], русинов и чехов (или богемцев) [...] Гермо — это тип транспортного средства, в котором два быка запряжены вместе, чтобы тянуть плуг или тянуть телегу, и поэтому Германцы и славяне, имея общие границы, сближаются; нет на свете народа столь близкого и дружелюбного друг к другу, как славяне и немцы. [в:] Хроника Великой Польши. Хроника Великопольши ред. и комментарий Бригиды Курбис. Варшава 1970 г.
  21. ^ Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-05887-0 .
  22. ^ Ф. Кортландт, Распространение индоевропейцев. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine , стр. 4.
  23. ^ Ян Кохановский, Proza polska , Universitas, Краков, 2004, стр. 19–21 (на польском языке)
  24. ^ Тейлор, Патрик (2006). Оксфордский спутник в саду . Издательство Оксфордского университета. п. 411. ИСБН  0-198-66255-6 .
  25. ^ "Dęby rogalińskie" , Каталог охраняемых объектов (по состоянию на 7 октября 2016 г.).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3dcba25c3f904b90ecb5e3a581036b04__1722481380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/04/3dcba25c3f904b90ecb5e3a581036b04.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lech, Czech, and Rus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)