Хроника Далимиля
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на чешском языке . (Июнь 2017 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Летопись Далимила ( чеш . Dalimilova kronika; Kronika т. н. Далимила ) — первая летопись , написанная на старочешском языке . [ 1 ] [ 2 ]
Оно было составлено в стихах неизвестным автором в начале XIV века. В «Хронике» собрана информация из старых чешских хроник, написанных на латыни (например, Chronica Boemorum ), а также собственный опыт автора. Летопись заканчивается до 1314 года, но обычно публикуется с записями более поздних авторов, описывающими события до 1319 года. [ 1 ]
Существует 14 рукописей и фрагментов в двух разных редакциях. [ 3 ] «Далимиль» трижды переводился на средневерхненемецкий язык (включая недавно идентифицированный перевод Мерборта ) и один раз на латынь. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Автор отредактировал, расширил и переосмыслил содержание других хроник, но также исключил части Chronica Boemorum . [ 4 ] Это очевидно уже в начале, заменяя в Chronica Boemorum описание опустошенной земли Германии, куда пришел вождь по имени Богем, повествованием о Вавилонской башне , переселении людей, говорящих на разных языках, выборе земли (с языком, люди и земля имеют взаимозаменяемое значение). [ 5 ]
Затем говорится, как «Среди прочих сербы поселились у моря, где живут греки . Они размножались до Рима . На сербском языке расположена земля, которая носит имя Чарвати / Чарваты » (хорваты, хорваты как народ). Землю в литературе часто переводят как Хорватию , [ 6 ] но Павлина Рихтерова подчеркнула, что слово Charváti / Charvaty является множественным числом от Charvat (хорватский / хорватский, а не средневековый чешский Charvacie для Хорватии). [ 7 ] Один человек на этой земле «совершил убийство и, таким образом, потерял право на свою землю», и с историей, похожей на историю Моисея , вернулся с горы и решил заселить со своим народом земли под ней. В следующих главах упоминаются Крок и его дочери Кази, Тета и Либуше , затем Пржемысл-пашник и так далее. [ 8 ]
Оценка
[ редактировать ]Достоверность этих событий в настоящее время отвергается некоторыми западными историками как чисто мифологический фольклор, архетипический миф о происхождении . События в летописи, кажется, просто переосмысливают миф о Лехе, Чехе и Руси , который повторяется в различных формах во многих других исторических записях и национальных хрониках, таких как «Первоначальная летопись» . По словам Яна Легара, повествование было «непродуктивным» типом историографической работы». [ 8 ] Оно было написано в то время, когда новая династия Люксембургов захватила Богемию, что, возможно, вызвало потребность в новом понимании прошлого и настоящего коллективной идентичности, а также утешения среди местных жителей. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мария Благова (2010). «Далимил». В Данфи, Грэм (ред.). Энциклопедия средневековых хроник . Лейден: Брилл. стр. 504–505. ISBN 90-04-18464-3 .
- ^ Рихтерова 2021 , стр. 171.
- ^ Рихтерова 2021 , стр. 171–172.
- ^ Рихтерова 2021 , стр. 174.
- ^ Рихтерова 2021 , стр. 174–175.
- ^ Ковальский, Вавжинец (2021). Цари славян: Образ правителя в латинском тексте Летописи попа Дукля . Брилл. п. 63. ИСБН 9789004447639 .
... и Далимил представил это в запутанной версии, утверждая, что некий «лех» [человек], которого звали «Чех», происходил из земли «в србском языке» [на сербском языке], называемой «Чарваты».
- ^ Рихтерова 2021 , стр. 175–176.
- ^ Jump up to: а б Рыхтерова 2021 , стр. 177–181.
- ^ Рихтерова 2021 , стр. 203–204.
- Рыхтерова, Павлина (2021). «Хроника так называемого Далимиля и его концепция чешской идентичности». Историография и идентичность; том 6: Конкурирующие повествования о прошлом в Центральной и Восточной Европе, ок. 1200–1600 гг . Бреполи. п. 171–206. ISBN 978-2-503-58545-1 .