Jump to content

Пржемысл-пахарь

Либуше и Пржемысл (1881–1890) Йозефа Вацлава Мыслбека
Крупный план скульптуры 2012 года на Вышеграде.

Пржемысл-пашник (англ. Чешское произношение: [ˈpr̝̊ɛmɪsl̩ ˈoraːtʃ] Пршемысл Орач ; Английский: Пржемысл, Пшемысл или Примислав. [ номер 1 ] ) был легендарным мужем Либуше и предком династии Пршемысловичей , в которую входила линия князей (герцогов) и королей, которые правили землями чешской короны с 873 года или ранее до убийства Вацлава III в 1306 году. [ 3 ]

По легенде, Пршемысл был свободным крестьянином деревни Стадице , который привлек внимание Либуше , дочери некоего Крока , правившего значительной частью Богемии . [ 3 ] Либуше стала преемницей своего отца, и ее советники потребовали, чтобы она вышла замуж, но, поскольку Пржемысл не был дворянином, она рассказала о видении, в котором они следовали за лошадью, выпущенной на перекрестке, и следовали за ней, чтобы найти ее будущего мужа, создавая впечатление, что если бы это была воля судьбы, а не ее собственное желание. Существуют две версии легенды: одна гласит, что человек вспахивает поле одной сломанной сандалией, а другая - сидя в тени одного дерева и ест с железного стола (своего плуга). . Они так и сделали и нашли Пршемысла именно таким, как было предсказано. [ 2 ]

Пржемысл женился на Либуше, традиционной основательнице Праги , и стал князем чешских чехов . [ 3 ] Однако, согласно преданиям, поскольку его нашли еще до того, как он закончил вспашку, на земле ожидался голод и действительно наступил. Говорят также, что перед отъездом он посадил в землю свой посох из орехового дерева, из которого затем выросли три ростка, два из которых погибли, но третий продолжал расти; это было предзнаменованием того, что его первые два сына от Либуше, Радобыл и Лидомир, умрут, но их третий сын, Незамысл , выживет и продолжит династию Пржемысловичей . Легенда гласит, что штат продолжал расти, а жители соседнего города получили грант, освобождающий их от налогов, за исключением пинты фундука каждый год, традиция, которая продолжалась во времена правления Карла IV, императора Священной Римской империи. , от которого Папа Пий II утверждал, что видел хартию, продлевающую освобождение. [ 2 ]

Говорили также, что он снял с себя крестьянские лапти, прежде чем облачиться в царское одеяние, когда его обнаружили, и велел советникам принести обувь с собой и сохранить ее как напоминание народу о том, что крестьянин дослужился до самого высокого звания, а его преемникам быть смиренными, помнить свое происхождение и защищать крестьянство. Говорят, что обычай выставлять пару лаптей на коронации королей Богемии сохранялся на протяжении всей династии Пржемысловичей. [ 2 ]

Династия Пршемысловичей вымерла по мужской линии, когда умер Вацлав III , но через женщин титул на Богемию перешел от Пршемысловичей к Люксембургам , а затем к домам Ягайло , Габсбургов и Габсбургов-Лотарингий .

Пршемысл Пахарь, изображенный в XI в. й Фреска века в Ротонде Святой Екатерины в Зноймо

Средневековые литературные традиции

[ редактировать ]

Самым ранним произведением, в котором упоминается история о Пршемысле и Либуше, могла быть так называемая «Христианская легенда» (латинское название: Vita et passio Santi Vencaslai et Sanctae Ludmilae aviae eius ) конца X века, хотя некоторые историки считают эту легенду фальшивкой . с 12 или 13 века. Легенда далее описана в « Космы» Хронике (латинское название: Chronica Boemorum ), написанной между 1119 и 1125 годами, «Кратком сочинении о Кирилле и Мефодии» (латинское название: Diffundente Sole ) конца XII века и « Хронике Далимиля» начала XIV века. век.

Несколько раз легенда была записана во время правления короля и императора Карла IV в конце 14 века. Например, так называемая « Новая хроника Богемии» Пршибика Пулкавы и хроника, составленная Джованни де Мариньолли .

Известная теория происхождения предполагает, что имена ранних предков Пршемысла на самом деле возникли в результате ошибочной интерпретации Космы. По постулату Владимира Карбусицкого , [ 4 ] Косма, вероятно, придумал их, пытаясь прочитать утраченную латинскую транскрипцию старославянского послания. [ 5 ] Когда имена предков объединяются и переоцениваются, они могут примерно связать предполагаемый текст:

« Крок'кази тета премисл незамысль из та войн ни зла крест мис неклан гости вит трава

На современном английском языке это можно перевести как:

« Остановись, Тета, и лучше подумай, я не замышляю тебе войны или зла, мы не кланяемся кресту, мы приветствуем гостей …»

Предполагается, что предполагаемое послание было отправлено чешскими князьями франкам , возможно, в связи с битвой при Засеке ок. 849 описан в Annales Fuldenses . [ 6 ]

Искусство

[ редактировать ]

Помимо появления в произведениях, названных в честь Либуше , Пржемысл также является героем произведений Вацлава Гаека из Либочан , опубликованных в 1541 году, баллады Иоганна Готфрида Гердера 1779 года , сказок Иоганна Карла Августа Мусауса и книги Клеменса Брентано «1815 год ». Основание Праги . [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Франц Гриллпарцер использует имя «Примислав» в своей драме «Либусса» , [ 1 ] как и Томас Карлейль в своем переводе Иоганна Карла Августа Мусауса . «Либуссы» [ 2 ]
  1. ^ Демец, Питер (1997). Прага в чёрном и золотом: Сцены из жизни европейского города . Хилл и Ван. п. 3 . ISBN  978-0-8090-1609-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Карлайл, Томас (1874). Сказки Мусея, Тика, Рихтера . Том. 1. Лондон: Чепмен и Холл. стр. 61–103.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Пршемысль» . Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 279.
  4. ^ Владимир Карбусицкий, Басни, мифы, история: Старейшие чешские легенды в контексте европейской культуры , с. 237, Прага, 1995 г. [1]
  5. ^ «Начала нашей государственности 11 – Косма и его наследие в генеалогии рода Пшемыслов – e-Všudybyl.CZ – журнал людей и людей в сфере туризма» . www.e-vsudybyl.cz (на чешском языке) . Проверено 13 мая 2023 г.
  6. ^ «Чешские монархи — монархи Богемии, мифические князья 644–870» . cestipanovnici.estranky.cz . Проверено 13 мая 2023 г.
  7. ^ Питер Демец. Прага в чёрном и золотом: Сцены из жизни европейского города . Хилл и Ван, 1997. стр. 22–24. ISBN   978-0-8090-1609-9

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d94ca26ba2c458c8d7f97c4b149a65a__1712305920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/5a/7d94ca26ba2c458c8d7f97c4b149a65a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Přemysl the Ploughman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)