Пржемысл-пахарь


Пржемысл-пашник (англ. Чешское произношение: [ˈpr̝̊ɛmɪsl̩ ˈoraːtʃ] Пршемысл Орач ; Английский: Пржемысл, Пшемысл или Примислав. [ номер 1 ] ) был легендарным мужем Либуше и предком династии Пршемысловичей , в которую входила линия князей (герцогов) и королей, которые правили землями чешской короны с 873 года или ранее до убийства Вацлава III в 1306 году. [ 3 ]
Легенда
[ редактировать ]По легенде, Пршемысл был свободным крестьянином деревни Стадице , который привлек внимание Либуше , дочери некоего Крока , правившего значительной частью Богемии . [ 3 ] Либуше стала преемницей своего отца, и ее советники потребовали, чтобы она вышла замуж, но, поскольку Пржемысл не был дворянином, она рассказала о видении, в котором они следовали за лошадью, выпущенной на перекрестке, и следовали за ней, чтобы найти ее будущего мужа, создавая впечатление, что если бы это была воля судьбы, а не ее собственное желание. Существуют две версии легенды: одна гласит, что человек вспахивает поле одной сломанной сандалией, а другая - сидя в тени одного дерева и ест с железного стола (своего плуга). . Они так и сделали и нашли Пршемысла именно таким, как было предсказано. [ 2 ]
Пржемысл женился на Либуше, традиционной основательнице Праги , и стал князем чешских чехов . [ 3 ] Однако, согласно преданиям, поскольку его нашли еще до того, как он закончил вспашку, на земле ожидался голод и действительно наступил. Говорят также, что перед отъездом он посадил в землю свой посох из орехового дерева, из которого затем выросли три ростка, два из которых погибли, но третий продолжал расти; это было предзнаменованием того, что его первые два сына от Либуше, Радобыл и Лидомир, умрут, но их третий сын, Незамысл , выживет и продолжит династию Пржемысловичей . Легенда гласит, что штат продолжал расти, а жители соседнего города получили грант, освобождающий их от налогов, за исключением пинты фундука каждый год, традиция, которая продолжалась во времена правления Карла IV, императора Священной Римской империи. , от которого Папа Пий II утверждал, что видел хартию, продлевающую освобождение. [ 2 ]
Говорили также, что он снял с себя крестьянские лапти, прежде чем облачиться в царское одеяние, когда его обнаружили, и велел советникам принести обувь с собой и сохранить ее как напоминание народу о том, что крестьянин дослужился до самого высокого звания, а его преемникам быть смиренными, помнить свое происхождение и защищать крестьянство. Говорят, что обычай выставлять пару лаптей на коронации королей Богемии сохранялся на протяжении всей династии Пржемысловичей. [ 2 ]
Династия Пршемысловичей вымерла по мужской линии, когда умер Вацлав III , но через женщин титул на Богемию перешел от Пршемысловичей к Люксембургам , а затем к домам Ягайло , Габсбургов и Габсбургов-Лотарингий .

Средневековые литературные традиции
[ редактировать ]Самым ранним произведением, в котором упоминается история о Пршемысле и Либуше, могла быть так называемая «Христианская легенда» (латинское название: Vita et passio Santi Vencaslai et Sanctae Ludmilae aviae eius ) конца X века, хотя некоторые историки считают эту легенду фальшивкой . с 12 или 13 века. Легенда далее описана в « Космы» Хронике (латинское название: Chronica Boemorum ), написанной между 1119 и 1125 годами, «Кратком сочинении о Кирилле и Мефодии» (латинское название: Diffundente Sole ) конца XII века и « Хронике Далимиля» начала XIV века. век.
Несколько раз легенда была записана во время правления короля и императора Карла IV в конце 14 века. Например, так называемая « Новая хроника Богемии» Пршибика Пулкавы и хроника, составленная Джованни де Мариньолли .
Известная теория происхождения предполагает, что имена ранних предков Пршемысла на самом деле возникли в результате ошибочной интерпретации Космы. По постулату Владимира Карбусицкого , [ 4 ] Косма, вероятно, придумал их, пытаясь прочитать утраченную латинскую транскрипцию старославянского послания. [ 5 ] Когда имена предков объединяются и переоцениваются, они могут примерно связать предполагаемый текст:
« Крок'кази тета премисл незамысль из та войн ни зла крест мис неклан гости вит трава
На современном английском языке это можно перевести как:
« Остановись, Тета, и лучше подумай, я не замышляю тебе войны или зла, мы не кланяемся кресту, мы приветствуем гостей …»
Предполагается, что предполагаемое послание было отправлено чешскими князьями франкам , возможно, в связи с битвой при Засеке ок. 849 описан в Annales Fuldenses . [ 6 ]
Искусство
[ редактировать ]Помимо появления в произведениях, названных в честь Либуше , Пржемысл также является героем произведений Вацлава Гаека из Либочан , опубликованных в 1541 году, баллады Иоганна Готфрида Гердера 1779 года , сказок Иоганна Карла Августа Мусауса и книги Клеменса Брентано «1815 год ». Основание Праги . [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Франц Гриллпарцер использует имя «Примислав» в своей драме «Либусса» , [ 1 ] как и Томас Карлейль в своем переводе Иоганна Карла Августа Мусауса . «Либуссы» [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Демец, Питер (1997). Прага в чёрном и золотом: Сцены из жизни европейского города . Хилл и Ван. п. 3 . ISBN 978-0-8090-1609-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Карлайл, Томас (1874). Сказки Мусея, Тика, Рихтера . Том. 1. Лондон: Чепмен и Холл. стр. 61–103.
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 279.
- ^ Владимир Карбусицкий, Басни, мифы, история: Старейшие чешские легенды в контексте европейской культуры , с. 237, Прага, 1995 г. [1]
- ^ «Начала нашей государственности 11 – Косма и его наследие в генеалогии рода Пшемыслов – e-Všudybyl.CZ – журнал людей и людей в сфере туризма» . www.e-vsudybyl.cz (на чешском языке) . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ «Чешские монархи — монархи Богемии, мифические князья 644–870» . cestipanovnici.estranky.cz . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Питер Демец. Прага в чёрном и золотом: Сцены из жизни европейского города . Хилл и Ван, 1997. стр. 22–24. ISBN 978-0-8090-1609-9
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Франтишек Палацкий : Geschichte von Böhmen Band 1 (Прага, 1844 г.).