Jump to content

Франц Грильпарцер

Франц Грильпарцер
Портрет Франца Грильпарцера работы Морица Михаэля Даффингера, 1827 г.
Портрет Франца Грильпарцера работы Морица Михаэля Даффингера , 1827 г.
Рожденный 15 января 1791 г. ( 15 января 1791 г. )
Вена , Австрийская империя
Умер 21 января 1872 г. ( 1872-01-22 ) (81 год)
Вена , Австро-Венгрия
Место отдыха Кладбище Хитцинг
Занятие Драматург
Язык австрийский немецкий
Национальность австрийский
Альма-матер Венский университет
Период 1817 – 1872
Известные работы
  • Сафо
  • Семейные раздоры в Габсбургах
  • Золотое руно
  • Бланш Кастильская
  • Король Оттокар, его взлет и падение
  • Прародительница
  • В Либу
  • Волны моря и любви
  • Мечта – это жизнь
  • Еврейка из Толедо
Подпись

Франц Серафикус Грильпарцер (15 января 1791 — 21 января 1872) — австрийский писатель , считавшийся ведущим австрийским драматургом XIX века. пьесы часто ставились и ставятся в знаменитом Бургтеатре Вены Его . [1] Он также написал речь на Людвига ван Бетховена . похоронах [2] а также эпитафия его другу Францу Шуберту .

Поэтический язык Грильпарцера , написанного в период романтизма , в гораздо большей степени обязан периоду классицизма , который царил в годы его становления. Приверженный классическим идеалам эстетической красоты и морали, его сюжеты уклоняются от реализма , развивавшегося в его время, предпочитая вместо этого использовать театр для обращения к духовным ценностям, которые, по словам умирающей королевы его Либуссы , могли прийти только после того, как период материализма прошел. Из-за использования его произведений для создания идентичности, особенно после Второй мировой войны , он был назван национальным поэтом Австрии . [3]

Биография

[ редактировать ]
Мемориальная доска в память Франца Грильпарцера, исполняющего обязанности директора Хофкамерархива [ де ] , Йоханнесгассе 6, 1-й район Вены.

Франц Грильпарцер родился в Вене , Австрия . Его отец, адвокат Э. Я. Гриллпарцер, был суровым педантом и стойким приверженцем либеральных традиций правления Иосифа II . Э. Дж. Гриллпарцер был неудачливым юристом, чье состояние было разрушено вторжением Наполеона . Его мать, Анна Франциска, была нервной и нервозной женщиной. [4] дочь Кристофа Зоннлейтнера , сестра Йозефа и Игнаца , тетя Леопольда .

Отец Франца пожелал, чтобы он стал юристом, и он поступил в Венский университет в 1807 году на факультет юриспруденции . Через два года умер его отец, оставив семью в тяжелых обстоятельствах. Получив степень в университете в 1811 году, Франц стал частным репетитором в дворянской семье; затем в 1813 году он поступил на государственную службу клерком в Императорскую Хофкамеру ( Казначейство ) в Австрии. В 1821 году он безуспешно подал заявление на должность писца в Императорскую библиотеку, а позднее в том же году был переведен в Министерство финансов. В 1832 году он стал директором архива Императорской Хофкамеры и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1856 году. У Грильпарцера было мало возможностей для официальной карьеры, и он рассматривал свою должность просто как средство независимости. [4]

С ранней юности Грильпарцер проявлял сильный литературный порыв. Особое внимание он уделял испанской драме, и во многих его произведениях чувствуется влияние Педро Кальдерона де ла Барки . В 1853 году он написал автобиографию своей жизни и времени от рождения до 1836 года. Среди его посмертных сочинений много фрагментов литературной, философской и политической критики, все они указывают на сильный и независимый дух, не всегда справедливый, но отчетливый. проницательный и наводящий на размышления. [5]

Для него характерно то, что он выражает крайнюю неприязнь к философии Гегеля на том основании, что ее термины непонятны. С другой стороны, он свидетельствует о внимательном и сочувственном изучении Иммануила Канта . Из современных литературных критиков ему больше всего не нравился Гервинус , главным образом из-за склонности этого писателя приписывать моральные цели авторам, творившим исключительно ради искусства. Он довольно злобно говорит, что Гервинус имел одно преимущество и один недостаток при написании своей истории немецкой литературы : преимущество здравого смысла, недостаток незнания своего предмета. [5]

Обладая тихим и созерцательным характером, Гриллпарцер избегал общества. Он никогда не был женат. Посторонним он мог показаться холодным и отстраненным, но в разговоре с людьми, которые ему нравились, раскрывался его настоящий нрав; манеры его оживились, глаза просветлели, и на губах заиграла язвительная, но не злобная улыбка. Он часто говорил, что искусству сочинения стихов нельзя ни научить, ни научиться, но он также считал, что вдохновение не посетит поэта, который не желает овладеть своим предметом. Поэтому, прежде чем написать пьесу, он много работал, стремясь постичь дух эпохи, которую он хотел представлять. Он чрезвычайно любил путешествовать и в разное время посетил все ведущие страны Европы. [5]

После 1840 года, когда его единственная комедия была отвергнута публикой, он почти исчез из памяти современников. К счастью для него, его поклонник Генрих Лаубе стал в 1849 году художественным руководителем венского придворного театра. Лаубе поставил спектакли по забытым произведениям Грильпарцера, и их успех был немедленным и глубоким. К своему удивлению, Гриллпарцер стал самым популярным писателем того времени; его ставили в один ряд с Гете и Шиллером и прославляли как национального поэта Австрии. В день его восьмидесятилетия все сословия, начиная со двора, объединились, чтобы воздать ему честь; Никогда, наверное, Вена не прилагала столько усилий, чтобы доказать свое уважение к частному лицу. [5]

Его похоронили с такой торжественностью, которая превосходила даже помпезность похорон Клопштока . [5] Первоначально он был похоронен на кладбище Верингер в Вене, ныне известном как Шубертпарк. Сейчас он лежит на кладбище Хитцинг .

Ранние работы до Das Goldene Vlies

[ редактировать ]
Франц Грильпарцер, фотография Людвига Ангерера.

длинную трагедию С 1807 по 1809 год Грильпарцер написал ямбами « Бланка фон Кастильен» , созданную по образцу шиллеровского « Дон Карлоса» . Он также поставил драматические фрагменты «Спартак» и «Альфред дер Гроссе» (1809). [4]

Когда Грильпарцер начал писать, на немецкой сцене доминировали дикие пьесы Захариаса Вернера , Адольфа Мюлльнера и других авторов так называемых «судьб-трагедий». Пьеса Гриллпарцера «Прародительница» (нем. Die Ahnfrau ), опубликованная в 1816 году, отразила эту тенденцию. [5] Это ужасная судьба-трагедия в хореическом размере испанской драмы, уже ставшей популярной благодаря «Шульду» Мюлльнера . [4] Призрак дамы, убитой мужем за измену, обречен ходить по земле до тех пор, пока не вымрет ее родовая линия, и происходит это в пьесе на фоне сцен насилия и ужаса. Общий характер ее подобен драмам Вернера; он отличается от них только тем, что содержит отдельные отрывки большой силы и красоты. [5] В ней обнаруживается инстинкт драматургии , а не просто театральный эффект, что отличает ее от других рок-драм того времени. Его успех привел к тому, что поэт большую часть своей жизни числился среди таких драматургов, как Мюлльнер и Кристоф Эрнст фон Хоувальд . [4] В 1817 году первые выступления «Прародительницы» прославили Грильпарцера.

За этой готической драмой Грильпарцер последовал «Сафо» (1818), драма совсем другого типа. Подобно «Торквато Тассо» Гете , Грильпарцер драматизировал трагедию поэтического гения, показывая, как поэт должен отказаться от земного счастья, чтобы выполнить высшую миссию. [4] Прочитав итальянский перевод этой пьесы, лорд Байрон выразил уверенность, что потомки будут пользоваться уважением к Гриллпарцеру. [5] Идеи Грильпарцера не так четко определены, как у Гете, и его дикция не так разнообразна и гармонична; но пьеса несет на себе печать гениальности и считается одним из лучших произведений, пытающихся соединить страсть и чувства современной жизни с простотой и изяществом древних шедевров. [5]

В 1821 году Гриллпарцер завершил свою трилогию «Золотое руно» [ де ] , проект, который был прерван в 1819 году, когда его депрессивная мать покончила жизнь самоубийством, а также из-за последующего визита Гриллпарцера в Италию. Трилогия открывается одноактной прелюдией « Der Gastfreund», изображаются затем в «Аргонавтах » ( Die Argonauten ) приключения Ясона в его поисках руна. «Медея» , трагедия классических масштабов, содержит кульминационные события истории Медеи , которая раньше так часто драматизировалась. [4] Подобно «Сапфо» , но в большем масштабе, эта трилогия представляет собой трагедию сердечного желания, конфликт простой счастливой жизни с той зловещей силой, будь то гений или честолюбие, которая нарушает равновесие жизни. [4] Есть тонкое искусство в изображении смешанного очарования и отвращения, которое Медея и Ясон испытывают друг к другу, и когда наконец отвращение становится доминирующей силой, Гриллпарцер великолепно выражает ярость Медеи. [5] В конце Медея несет роковое руно обратно в Дельфы, а Ясону остается осознать тщетность человеческого стремления и земного счастья. Конец — горькое разочарование; единственное утешение – отречение. [4] Некоторые критики считают высшим достижением Медеи Грильпарцер.

Исторические трагедии

[ редактировать ]

В своей исторической трагедии «Удача и конец короля Оттокара» (нем. König Ottokars Glück und Ende , написанная в 1823 году, но из-за трудностей с цензурой , не исполненная до 19 февраля 1825 года) Грильпарцер инсценировал конфликт Оттокара II Богемского с Рудольфом I. Германии . Он сильно понравился патриотическим симпатиям венцев, поскольку изображал один из самых ярких периодов австрийской истории. [5] основание дома Габсбургов . Грильпарцер с почти современным реализмом воспроизвел средневековую эпоху, не упуская при этом из виду нужд театра. [4] Нельзя сказать, что материалы пьесы спаяны в одно компактное целое, но характеры задуманы энергично, и существует тонкий драматический контраст между блестящим, беспокойным и беспринципным Оттокаром и спокойным, прямым и в конечном счете торжествующим Рудольфом. . [5] Поскольку Оттокар терпит поражение, критики утверждают, что эта пьеса представляет собой еще одно произведение, в котором Гриллпарцер проповедует тщетность усилий и тщету мирского величия. [4]

Вторая историческая трагедия, « Верный слуга своего Господа» ( Ein treuer Diener seines Herrn [ de ] ), 1826, исполненная в 1828 году, попыталась проиллюстрировать более героическую тему; но тема сверхчеловеческого самоуничижения Банкбануса перед его господином, герцогом Отто Меранским, оказалась слишком бескомпромиссной иллюстрацией Канта о долге , категорического императива чтобы быть приемлемой в театре. [4] Либеральные критики обвинили Гриллпарцера в пропаганде раболепия. В то же время спектакль вызвал недовольство суда, и его показ был остановлен. Едва ли она заслуживала того, чтобы стать предметом стольких споров, поскольку это одна из наименее сильных из поздних драм Гриллпарцера. [5]

С этих исторических трагедий началось самое мрачное десятилетие в жизни Гриллпарцера. Они привели его к конфликту с австрийским цензором – конфликту, который раздражал чувствительную душу Грильпарцера и усугублялся его собственным положением как слуги государства. В 1826 году он посетил Гете в Саксен-Веймаре и смог сравнить просвещенные условия Веймара с цензурой Вены. [4]

К этим неприятностям добавились личные заботы. Зимой 1820/1821 года Грильпарцер встретил и влюбился в Катарину Фрелих (1801–1879), но то ли из-за предчувствия взаимной несовместимости, то ли просто из-за убежденности Грильпарцера в том, что жизнь не приготовила для него счастья. он уклонялся от брака. Тем не менее, он был погружен в пучину страдания и отчаяния, о чем душераздирающе свидетельствует его дневник; его страдания нашли поэтическое выражение в цикле стихотворений « Tristia ex Ponto» (1835). [4]

Еще шедевры и неудача

[ редактировать ]

Тем не менее, за это время Грильпарцер завершил две свои величайшие драмы: « Волны моря и любви» (нем. Des Meeres und der Liebe Wellen , 1831) и «Сон, жизнь» ( Der Traum ein Leben [ de ] , 1834). . «Волны моря и любви» драматизируют историю Героя и Леандера как поэтическую любовную трагедию с пониманием мотивации персонажей, предшествующей психологическим драмам Ибсена . [4] Произведение снова построено по классическим моделям, но в данном случае его чувство настолько отчетливо современно, что не находит адекватного выражения в тщательно выверенном стихе Гриллпарцера. Никогда еще эта тема не рассматривалась с таким успехом, как в некоторых отрывках, которые, однако, отмечены скорее лирическими, чем драматическими качествами. [5] Поэтическое влияние Лопе де Веги и Педро Кальдерона де ла Барки также очевидно.

«Сон, жизнь» , технический шедевр Гриллпарцера, по форме, возможно, даже в большей степени находится под влиянием испанской драмы; это также больше похоже на то, что Гете называл исповедью. Стремления Рустана, честолюбивого молодого крестьянина, отражены в сне героя, занимающем почти три действия пьесы. В конце концов Рустан просыпается от своего кошмара и осознает истинность собственного пессимистического убеждения Гриллпарцера в том, что все земные амбиции и стремления - тщета; единственное истинное счастье — это довольство своей судьбой и внутренний покой. Это была первая драма Гриллпарцера, не закончившаяся трагически. [4] Грильпарцер предоставил текст для «Mirjams Siegesgesang» Шуберта («Триумфальная песня Мириам»), соч. 136/Д. 942.

В 1838 году Грильпарцер поставил свою единственную комедию « Горе тому, кто лжет» (нем. Weh dem, der lügt ). Но «Горе тому, кто лжет» , несмотря на юмор ситуации, блестящие диалоги и первоначальную предпосылку — герой, который побеждает, неизменно говоря правду, тогда как его враги неизменно ожидают от него лжи — было слишком странно, чтобы встретить одобрение в его день. Его премьера 6 марта 1838 года оказалась провальной. Это был тяжёлый удар для поэта, который навсегда отвернулся от немецкого театра. [4]

Дальнейшая жизнь и последние шедевры

[ редактировать ]
Могила Франца Грильпарцера

В 1836 году Грильпарцер посетил Париж и Лондон , в 1843 году — Афины и Константинополь . Затем произошла революция, которая сбросила интеллектуальные оковы, под которыми стонали Грильпарцер и его современники в Австрии, но освобождение пришло для него слишком поздно. Ему были оказаны почести; он был сделан членом Академии наук; Генрих Лаубе , будучи директором Бургтеатра , восстановил в репертуаре его пьесы; в 1861 году он был избран в австрийский Херренхаус ; его восьмидесятилетие стало национальным праздником, и когда он умер в Вене 21 января 1872 года, траур австрийского народа был всеобщим. [4]

За исключением прекрасного фрагмента «Эстер» (1861), Грильпарцер больше не публиковал драматических стихов после фиаско « Weh dem, der lügt », но после его смерти среди его бумаг были найдены три законченные трагедии. Из них «Еврейка из Толедо» ( Die Jüdin von Toledo , написанная в 1851 году), замечательная адаптация испанского языка, заняла постоянное место в немецком классическом репертуаре; «Эйн Брудерцвист в Габсбурге» — это мощная историческая трагедия, а «Либусса» , возможно, самая зрелая и, безусловно, самая глубокая из всех драм Гриллпарцера; последние две пьесы доказывают, как много потерял поэт развод с театром. [4]

Грильпарцер был важной фигурой венского театра 1840-х годов, когда были поставлены его величайшие драматические произведения. Вместе с Хеббелем он считается самым влиятельным драматургом середины девятнадцатого века. Хотя большинство его лучших пьес созданы в эпоху романтизма , его произведения нельзя отнести к романтическим. Его язык и характеры отражают более раннюю чувствительность неоклассицизма , проявленную в таких пьесах, как «Сапфо» и «Золотые Влисы», в которых рассматривается тема Ясона, возвращающего Медею в Грецию . В этих пьесах он затрагивает не только сюжет, но и классические темы. Одной из важных характеристик эпохи является то, что эстетическая красота и добродетель рассматриваются как взаимосвязанные. В своих исторических пьесах, таких как «König Ottokars Glück und Ende», он выражает оптимизм эпохи Просвещения по поводу того, что человечество сможет навести порядок в своих делах и воплотить в жизнь эпоху мира и гармонии. Это обычная тема в австрийской мысли того периода. Некоторые полагают, что это является отражением их многоэтнического австрийского государства. Откар, тринадцатый век Богемский король хочет подчинить себе своих соседей – тонко завуалированная отсылка к недавно побежденному Наполеону. Однако пьеса заканчивается на оптимистичной ноте.

Хотя Грильпарцер по существу был драматургом, его лирика по интенсивности своей личной ноты едва ли уступает лирике Ленау; и горечь его последних лет нашла выражение в язвительных эпиграммах, которые пощадили немногих из его великих современников. Как прозаик он оставил мощный рассказ «Der Arme Spielmann» (1848) и том критических исследований испанской драмы, которые показывают, насколько полностью ему удалось отождествить себя с испанской точкой зрения.

Задумчивый, неуравновешенный темперамент Грильпарцера, отсутствие у него силы воли, его пессимистическое отречение и горечь, которую вызвало в нем добровольное мученичество , сделали его особенно приспособленным для выражения настроений Австрии в эпоху интеллектуального рабства, которая лежала между наполеоновской эпохой и войны и революция 1848 года . [ нужна ссылка ]

Наследие и культурные ссылки

[ редактировать ]
  • В Австрии его чествуют выпечкой Grillparzer Torte.
  • За пределами Австрии современный американский читатель, пожалуй, больше всего знаком с Гриллпарцером по пренебрежительным упоминаниям о нем в популярном Джона Ирвинга романе «Мир глазами Гарпа» . В книге представлена ​​история внутри истории под названием «Пенсионный грильпарцер» . Гриллпарцер также упоминается в романе Ирвинга «Сын цирка» , главный герой которого учился в Вене.
  • Он упоминается в У. Г. Зебальда романе «Головокружение» .
  • В десятой серии фильмов на немецком языке « Die Zweite Heimat» Эдгара Райца Райнхард и Эстер читают стихотворение Грильпарцера, сравнивающее полумесяц с неполной, двусмысленной жизнью.
  • Во внутреннем городе Вены в 1873 году в его честь была названа Грильпарцерштрассе (Вена) [ де ] . Грильпарцерштрассе также есть в нескольких других городах, включая Грац, Линц, Зальцбург, Инсбрук, Берлин, Дрезден, Фрайбург / Бр., Гамбург, Мангейм. и Мюнхен. Двойные обозначения в Вене, возникшие в результате регистрации компаний, были отменены.
  • Его портрет украсил банкноту номиналом 100 шиллингов 1954 года. Монетный двор Австрии отчеканил памятную монету номиналом 25 шиллингов (изображение бюста) в 1964 году и монету номиналом 20 шиллингов (изображение бюста и Бургтеатра) в 1991 году.
  • Австрийская почта четыре раза (1931, 1947, 1972 и 1991 годы) выпускала специальные марки с портретами писателя.
  • Грильпарцера . Его именем названы премия Грильпарцера и кольцо
  • В его честь астероид 30933 был назван Гриллпарцер.
  • В Линце и Санкт-Пельтене его именем названы начальные школы.

Работает

[ редактировать ]
О море и волнах любви , режиссёр Николай Масалитинов
Афиша спектакля «Мелюзина» , «Романтическая волшебная опера» в 3-х действиях, либретто Франца Грильпарцера, музыка Конрадина Крейцера (Представление от 9 апреля 1835 г.).
  • Монастырь в Сендомире (1827 г.)
  • Бедный музыкант (1848)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Франц Грильпарцер: век критики» . Бойделл и Брюэр . Архивировано из оригинала 23 июля 2020 г. Проверено 23 июля 2020 г.
  2. ^ Зоннек, О.Г., изд. (1967). Бетховен: впечатления современников (ред. Дувра). Нью-Йорк: Dover Publications. п. 229 . ISBN  978-0-486-21770-3 .
  3. ^ «Франц Грильпарцер — одна из самых противоречивых личностей поэта Австрии» . Путешествие во времени Вена . 24 марта 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Робертсон, Джон Джордж (1911). « Грильпарцер, Франц ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 597–598.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Сайм, Джеймс (1880). «Франц Грильпарцер» . Британская энциклопедия . Том XI (9-е изд.). стр. 196–197.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8759fcf6827c75c7fd34dd9b2f0b94a9__1719944700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/a9/8759fcf6827c75c7fd34dd9b2f0b94a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Grillparzer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)