Jump to content

Счастье и конец короля Оттокара

König Ottokars Glück und Ende — трагедия в пяти действиях, написанная Францем Грильпарцером в 1823 году. Основанная на исторических событиях, связанных с жизнью Оттокара II Богемского , пьеса повествует о падении короля с высоты его власти до его смерти. , потеряв большую часть своих сторонников и земель, во многом из-за собственных действий.

Грильпарцер изначально хотел написать трагедию о Наполеоне , однако, опасаясь цензуры со стороны австрийских властей, вместо этого использовал короля Богемии Оттокара II (1253–1278) в качестве центральной фигуры, поскольку существовал ряд параллелей в чертах личности и обстоятельствах.

Пьеса была завершена в 1823 году, но публикация была отложена из-за проблем с цензурой, в частности, из-за «неудачного намека на второй брак Наполеона с Марией-Луизой Австрийской и неблагоприятного изображения Богемии». Жена Франциска II, императора Священной Римской империи , Каролина Августа Баварская прочитала пьесу и призвала мужа разрешить ее публичное исполнение, которое впервые состоялось 19 февраля 1825 года в венском Бургтеатре.

В частности, националистические темы пьесы подверглись критике при первом выпуске и остаются спорными и сегодня. Однако пристальное внимание к личной трагедии Оттокара, одновременно причины и жертвы окружающих его событий, а также изящество стиха сохранили популярность пьесы среди студентов и зрителей и по сей день.

Персонажи

[ редактировать ]
Макс Девриент в роли Завиша в Бургтеатре в Вене, 1891 год.
  • Примислав Оттокар , король Богемии
  • Маргарита Австрийская , вдова Генриха фон Гогенштауфена, его жена
  • Бенеш фон Дидич , Милота и Завиш , Розенберги
  • Берта , дочь Бенеша
  • Браун Оломоуцкий , канцлер короля
  • Бела , король Венгрии
  • Кунигунда Массовская , его внучка.
  • Рудольф фон Габсбург
  • Альбрехт и Рудольф , его сыновья
  • Фридрих Цоллерн , бургграф Нюрнберга
  • Генрих фон Лихтенштейн и Бертольд Шенк фон Эмерберг , австрийские рыцари
  • Старый Меренберг, Фридрих Петтауэр и Зейфрид Меренберг , Штирийские рыцари
  • Херботт фон Фюлленштайн
  • Ортольф фон Виндишгрец
  • Оттокар фон Хорнек
  • жена Меренберга
  • Палтрам Вацо , мэр Вены
  • Мэр Праги
  • Королевский вестник
  • Пономарь из Гётцендорфа
  • Канцлер архиепископа Майнца
  • Элизабет , горничная Маргариты
  • Горничная Кунигунде
  • Члены немецкой избирательной комиссии
  • Богемская, австрийская, штирийская, каринтийская знать и воины

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Трагедия начинается в 1261 году. Оттокар находится на пике своего могущества, недавно победив венгров в битве при Кресенбрунне , и пьеса открывается известием о том, что Оттокар разводится со своей женой Маргарет на том основании, что она не может вынести наследник и что они в любом случае являются дальними родственниками. Вместо этого он должен жениться на Кунигунде, молодой родственнице венгерского короля Белы, новость, которая разбивает сердце Берте, одной из самых красивых фрейлин Маргарет, которую ранее соблазнил Оттокар, а также отталкивает ее семью, Розенбергов. Несмотря на то, что она никогда не любила Оттокара и вышла за него замуж только после смерти своего первого мужа из чувства долга, Маргарет, тем не менее, глубоко расстроена этим отказом и предательством, хотя по-прежнему отказывается от своих прав на сохранение земель Австрии и Штирии. унаследовано от первого брака.

Затем Оттокар женится на Кунигунде, которая становится его новой королевой, несмотря на разницу в возрасте. Тем временем Завиш Розенберг поражен ее красотой и намеревается соблазнить ее за спиной Оттокара. Кунигунде, не впечатленный возрастом и личностью Оттокара, привлекает Завиша и поощряет его успехи. Не зная об этом, Оттокару временно предлагают корону императора Священной Римской империи, однако надменно отвечает, что ему потребуется время, чтобы обдумать это предложение. В этот промежуточный период влиятельной фигуре среди избирателей, архиепископу Майнца, срочно отправляется письмо с описанием обращения Оттокара с Маргаретой, а корона вместо этого предлагается более достойному, но скромному герцогу Рудольфу фон Габсбургу. Кроме того, объявлено, что земли Австрия и Штирия не перешли к Оттокару после его развода с Маргарет.

Оттокар возмущен обоими этими решениями, и обе стороны стягивают силы на берегах Дуная. Канцлер Оттокара уговаривает его встретиться с императором на острове на Дунае, чтобы обсудить примирение. В ходе этих обсуждений Оттокар указывает, что он готов отдать дань уважения императорской короне в интересах мира, но не готов уступить свои земли. Однако ему ясно дали понять, что его поведение по отношению к Меренбергу и Маргерете оттолкнуло как австрийских, так и штирийских подданных, которые теперь передают свою поддержку Рудольфу. В результате Оттокар вынужден отказаться от своих претензий и довольствоваться сохранением за собой областей Моравии и Богемии. Церемония требует, чтобы он преклонил колени перед Рудольфом, и в интересах приличия это проводится в палатке. Однако озорной Завиш перерезает веревки палатки, показывая Оттокара, стоящего на коленях перед своим врагом, всем присутствующим, включая его собственную армию.

Затем Оттокар скрывается на две недели, прежде чем вернуться в Прагу ослабленным и позорным. По его возвращению прибывают представители императора, требующие освобождения ряда пленных, что является одним из условий мирного договора. Сначала Оттокар соглашается, однако, увидев Меренберга среди пленных, он разгневается, и вместо этого он разрывает договор и требует казнить Меренберга как предателя за его роль в передаче письма архиепископу Майнца и действовать которое Оттокар считает отправной точкой всех последующих предательств. Затем люди Оттокара казнят Меренберга, сбросив его с башни.

Затем Кунигунде отвергает Оттокара, который открыто говорит ему, что не уважает человека, который становится на колени перед своими врагами. Это дальнейшее унижение побуждает Оттокара собрать армию против всех, кто бросает ему вызов, пытаясь восстановить утраченные земли, власть и достоинство. Затем Кунигунде бежит вместе с Завишем, чтобы искать защиты у императора Рудольфа.

Накануне битвы с войсками Рудольфа Оттокар натыкается на смертное одро своей бывшей жены Маргарет. Увидев ее мертвой, пострадавшей от его рук, он сожалеет о своем обращении с ней. По мере приближения битвы оставшиеся верные лорды Оттокара призывают его действовать решительно, чтобы максимально использовать свои стратегические силы, однако к настоящему времени он колеблется и неспособен к решительным действиям, поскольку начинает осознавать свои трагические неудачи. Тем временем император Рудольф, с сожалением осознавая, как многие сторонники Оттокара покинули его (включая Кунигунде и Завиша), приказывает, чтобы никто не убивал Оттокара в бою, кроме как в целях самообороны. Однако, когда Сейфрид фон Меренберг встречает Оттокара на поле битвы, он жаждет отомстить за смерть своего отца и вынуждает Оттокара, хромого из-за травмы, вступить в бой, в котором Оттокара убивают. На поле битвы Рудольф, основатель династии Габсбургов, завещает своим детям земли Штирии и Австрии, и все провозглашают его благородным и милостивым победителем.

Характеристика

[ редактировать ]

В пьесе основное внимание уделяется главному герою Оттокару, его личности и тому, как он становится жертвой собственных действий. В начале пьесы он находится на пике своих сил. Он проявил себя на поле боя, и все провозгласили его героем. Однако он не способен сдерживать свои эмоции или действия, чувствует себя безупречным во всем, что он делает, и теряет способность отличать добро от зла, верность от предательства, а также то, что разумно, а что неразумно.

Мы не видим Оттокара во время его прихода к власти, однако из этого следует, что те же самые существенные черты, которые продвигали его вперед, являются, если их не контролировать, теми, которые приводят его к падению: его чувство величия и исторической значимости в мире выделяют его как могущественный лидер, но в то же время заставляет его смотреть на других просто как на пешек в его личной игре; его гордость явно является для него сильным мотивирующим фактором, но также затуманивает его суждения; он решительный воин, но не знает, когда сражаться, а когда прибегнуть к дипломатии.

Неизбежно, что другие персонажи пьесы исследованы менее полно и определяются скорее реакцией, которую они вызывают у Оттокара, чем реальной глубиной самих себя. Маргерет, Берта и Сейфрид Меренберг по-своему верны Оттокару, однако все они восстают против него, когда он не отвечает на их лояльность. Завиш и Кунигунде двуличны, и все же Оттокар очень верит в них и больше всего страдает, когда они предают его, когда падает его звезда. Рудольф — это все, чем должен быть хороший лидер, а Оттокар — нет: сильный, но справедливый, благородный, но скромный, миролюбивый, но не боящийся сражаться, когда это необходимо. Возможно, это неизбежно, учитывая контекст, когда была написана пьеса, его статус слишком прост, как образец лидерства, тонко завуалированная попытка восхвалять династию Габсбургов, все еще правившую в то время в Австрии.

Действия и последствия

[ редактировать ]

Сюжет пьесы следует за упадком состояния Оттокара и указывает на причинно-следственную связь между его поведением по отношению к другим и последствиями для него самого: обращение Оттокара с Маргаретой стоит ему короны императора Священной Римской империи; отвергая Берту, он отталкивает Розенбергов, которые затем могут подорвать его (особенно Завиша) множеством способов, в том числе путем обеспечения того, чтобы письмо архиепископу Майнцскому дошло до адресата; казнив Меренберга, он заставляет Сейфрида убить его в отместку; и, не сумев рационально отреагировать на мирные договоры Рудольфа, он провоцирует войну с катастрофическими последствиями для него и его народа. Гриллпарцер стремился подчеркнуть, что в исторической трагедии человек является не просто жертвой обстоятельств или судьбы, но имеет возможность самому вершить свою судьбу. [ 1 ]

Гриллпарцер противопоставляет действия Оттокара действиям Рудольфа, которые показывают, что, будучи хорошим и справедливым лидером, можно создать единство среди соперничающих фракций, вызвать истинную лояльность и одержать победу.

Однако для второстепенных персонажей эта причинно-следственная связь менее ясна, например, в случае «хороших» персонажей, таких как Маргерет, и «невинных», таких как Берта, которые оба являются жертвами эгоизма и корысти Оттокара, а также его корысти. Меренберг и его сын, которых отвергли Оттокара просто за то, что они выступили против его проступков. Между тем, Завиш и Кунигунде, похоже, получают выгоду от следования своим собственным желаниям, несмотря на то, что ведут себя совершенно аморально.

Источники

[ редактировать ]

Основным источником, использованным Гриллпарцером, было средневерхненемецкое произведение Steirische Reimchronik («Рифмованная хроника Штирии»), написанное в 1306–1320 годах Оттокаром Штирийским (Otacher ouz der Geul). Вероятно, он также пользовался различными периодическими изданиями. [ 2 ] для более полного понимания исторического контекста. [ 3 ]

Историческая точность

[ редактировать ]

Гриллпарцер считал, что истинный исторический контекст важен для способности трагедии создать «определенную последовательность и видимость реальности». [ 4 ] что, в свою очередь, вызвало бы у зрителей большую симпатию к трагическому герою. Однако он также признал, что необходимо также отходить от фактов, чтобы подчеркнуть драматические темы.

Хотя в пьесе нам не дана четкая временная шкала, предполагается, что события разворачиваются в течение относительно короткого периода (возможно, нескольких месяцев или даже лет). Исторически полные 22 года отделяют последствия битвы при Кресенбрунне в 1260 году от смерти Оттокара в 1278 году и завещания Рудольфом фон Габсбургом земель Австрии и Штирии своим сыновьям в 1282 году.

Грильпарцер также приукрашивает исторические источники и другими способами, в частности, пропитывая мотивы: в пьесе желание Оттокара иметь наследника просто скрывает его жажду Кунигунде. Предварительно он переманил Берту, молодую дворянку, у Зейфрида фон Меренберга, которого сделал сыном Зигфрида, фигурирующего в «Хронике». Его дезертирство от Берты настроило против него враждебность трех Розенбергов, могущественных и беспринципных чешских дворян - Бенеша, отца, Милоты, дяди, и Завиша, двоюродного брата Берты. Завиш, движимый главным образом желанием отомстить королю, стремится завоевать расположение королевы. Обращение Оттокара с Маргарет отталкивает от него дворян Австрии и Штирии. Обрушенные на них унижения открывают глаза делегатам, пришедшим предложить ему императорскую корону. Его чрезмерная гордость за якобы пренебрежение титулом императора готовит путь к его окончательному падению. [ 5 ]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Контекст написания драмы во многом определялся отношениями Гриллпарцера с австрийским государством, в котором он жил. Вдохновленный первоначальным желанием написать трагедию о Наполеоне, Грильпарцер понял, что деспотическая государственная цензура режима Меттерниха никогда не позволит ему использовать столь деликатную тему. Выбрав фигуру XIII века, взлет и падение которой во многом перекликались с эпохой Наполеона, Гриллпарцер надеялся, что ему удастся избежать вмешательства цензуры. Кроме того, отчасти из чувства подлинного патриотизма, а отчасти для того, чтобы сделать пьесу еще более благоприятной для австрийских властей, Грильпарцер включает в свою драму различные прогабсбургские элементы. К ним относятся: персонаж самого Рудольфа, основателя династии Габсбургов, правившей до сих пор в XIX веке; послание о том, что при справедливом правителе разрозненные государства Австро-Венгрии могли успешно стать частью единой империи (в то время, когда эта империя начинала скрипеть на суставах); и, что немаловажно, в монологе Отто фон Хорнека в третьем акте, известном с тех пор как «Похвала Австрии» («die Lobrede auf Österreich»), который с тех пор преподается изолированно многим поколениям австрийских школьников. [ 6 ]

В контексте последующих исторических событий, в частности, распада Австро-Венгерской империи в конце Первой мировой войны и подъема немецкого национализма, приведшего ко Второй мировой войне, такой явный патриотизм кажется не только анахронизмом и неуместным, но и потенциально неприятен для современных вкусов.

В то время эти темы не смогли достичь цели Гриллпарцера - стать любимым драматургом нации. Цензоры не только запретили публикацию пьесы на два года на основании «неблагоприятного намека на второй брак Наполеона с Марией-Луизой Австрийской и неблагоприятного изображения Богемии», но и критическая оценка была неоднозначной после ее возможного публичного исполнения ( результат прямого вмешательства Каролины Огюст Баварской). Прогабсбургские критики отмечали, что Рудольф сыграл лишь второстепенную роль по сравнению с Оттокаром, в то время как чехи, в свою очередь, не одобряли то, что в пьесе их национальный герой изображен в негативном свете. [ 7 ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Франц Грильпарцер и австрийская драма, стр. 124.
  2. ^ Включая австрийского Плутарха Йозефа фон Хормайра
  3. ^ Заметки о книге Гриллпарцера «Счастье и конец короля Оттокара», The Modern Language Review, Vol. 5, No. 4 (октябрь 1910 г.), стр. 454–472.
  4. Автобиография Гриллпарцера, опубликованная в 1863 году.
  5. ^ Книга Густава Поллака «Франц Грильпарцер и австрийская драма»; Додд Мид, 1907 год.
  6. ^ Грильпарцер, Франц: Счастье и конец короля Оттокара (презентация или домашнее задание)
  7. ^ «Счастье и конец короля Оттокара – Ф.Грильпарцер» . Архивировано из оригинала 11 марта 2009 г. Проверено 5 февраля 2008 г.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75822ad6a116cad9c7e02890e4dfb351__1709964420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/51/75822ad6a116cad9c7e02890e4dfb351.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
König Ottokars Glück und Ende - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)