Клаус Манн
Клаус Манн | |
---|---|
![]() Клаус Манн, штаб-сержант 5-й армии США, Италия, 1944 г. | |
Рожденный | Мюнхен , Королевство Бавария , Германская империя | 18 ноября 1906 г.
Умер | 21 мая 1949 г. Канны , Франция | ( 42 года
Занятие | Писатель Эссеист |
Жанр | Социально-политическая фантастика Сатира |
Родственники | Томас Манн (отец) Катя Прингсхайм (мать) посмотреть полное генеалогическое древо |
Клаус Генрих Томас Манн (18 ноября 1906 — 21 мая 1949) — немецкий писатель и диссидент. Он был сыном Томаса Манна , племянником Генриха Манна и братом Эрики Манн (с которой он поддерживал тесные отношения на протяжении всей жизни) и Голо Манн .
Клаус переехал в США, спасаясь от нацизма, и после обучения контрразведке в составе группы «Ричи Бойз» служил в Европе во время Второй мировой войны, став одним из первых посторонних, ставших свидетелями ужасов концентрационных лагерей. Его книги «Бегство к жизни» (написанные в соавторстве с его сестрой Эрикой Манн ) и «Поворотный момент» приобрели историческое значение как часто цитируемые первичные документы об опыте ссылки, которую пережили представители немецкой интеллигенции и художественного сообщества, бежавшие из Третьего рейха. . [1] [2] [3] [4] Этот жанр называется Exillitterateur .
Он наиболее известен своим романом 1936 года «Мефисто» об актере, который продает свою душу дьяволу, связав свою карьеру с подъемом нацистов, по которому фильм в 1981 году был снят одноименный — книга, которая был запрещен в Западной Германии после войны. Полувымышленное произведение, главный герой которого создан по образцу бывшего любовника Манна Густава Грюндгрена , «Мефисто» содержит достаточно исторической правды, чтобы быть запрещенным в течение почти полувека - оставаясь под юридическим табу в течение десятилетий даже после смерти Грюндгрена - на основании прав личности . (То есть персонаж Хёффгена в «Мефисто» оказался настолько похожим на Грюндгрена, что такое изображение было сочтено нарушением его прав на публичность .)
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Клаус Манн родился в Мюнхене и был сыном немецкого писателя Томаса Манна и Кати Прингсхайм . Его отец был крещен лютеранином, а мать была из семьи светских евреев . Поскольку он был внуком Жулии да Силва Брюнс , он также имел частичное португальско-коренное бразильское происхождение. [5]
Ранняя жизнь Манна была описана им как романтическая, в красивой среде высшего сословия ( Je suis de mon temps. Kind dieser Zeit ), но его гомосексуализм осложнил его раннюю взрослую жизнь, и у него сложились сложные отношения с отцом. Манн начал писать рассказы в 1924 году, а в следующем году стал драматическим критиком берлинской газеты. Его первые литературные произведения были опубликованы в 1925 году.
В 1924 году он обручился со своей подругой детства Памелой Ведекинд, старшей дочерью драматурга Франка Ведекинда , которая также была близкой подругой его сестры Эрики. Помолвка была разорвана в январе 1928 года.

В 1927 году, после недолгого пребывания в разных школах, [6] он путешествовал со своей сестрой Эрикой Манн , которая была на год старше его, по всему миру, посетив США. В 1929 году они сообщили о поездке в эссе, опубликованных в виде совместного рассказа о путешествиях под названием Rundherum . Во время своих первых путешествий на машине по Европе и Северной Африке , а также Америке и Азии Эрика садилась за руль и определяла маршрут, чтобы компенсировать неспособность Манна принимать личные и полезные решения. Эта помощь продолжалась даже в более поздние годы его взрослой жизни, но не смогла спасти его от саморазрушительного поведения и чрезмерного употребления наркотиков. [7]
Во время путешествия Эрики с Клаусом в Северную Африку в 1929 году они встретили Аннемари Шварценбах , швейцарскую писательницу и фотографа, которая оставалась с ними рядом в течение следующих нескольких лет. Клаус совершил несколько поездок за границу с Аннемари, последнюю из них - на съезд советских писателей в Москве в 1934 году. За это время, после прямого контакта с русскими писателями и интеллектуалами, у него началось критическое мышление в отношении коммунистических идеалов и тоталитарных идеологий. [8]
Употребление наркотиков
[ редактировать ]С юных лет Клаус употреблял наркотики, в основном опиаты , к которым позже стал сильно пристраститься. В его дневниках зафиксирована попытка инъекции морфия в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти. Первоначально начинающий писатель употреблял опиум , эвкодал , а затем и героин , возможно, для повышения своей творческой энергии, как это часто делали в то время художники и интеллектуалы в литературных кругах. он прошел детоксикацию от наркотиков в Будапеште Во время путешествий и в санатории Кильхберг в Швейцарии. После 1936 года, во время его пребывания в Нью-Йорке, его употребление наркотиков и сексуальные приключения стали неограниченными. [9]
1930-е годы
[ редактировать ]В 1932 году Клаус написал первую часть своей автобиографии, которая пользовалась большим успехом до тех пор, пока Гитлер не пришел к власти. [10] В 1933 году Клаус вместе с Эрикой участвовал в политическом кабаре под названием Die Pfeffermühle ( «Мельница для перца» ), которое привлекло внимание нацистского режима. Пьеса, включавшая смелую критику Гитлера, была впервые поставлена в Мюнхене , а затем в Цюрихе . Чтобы избежать судебного преследования, он в марте 1933 года уехал из Германии в Париж, а затем посетил Амстердам и Швейцарию, где у его семьи был дом.
В том же году Клаус Манн и Аннемари Шварценбах вместе с Фрицем Ландсхоффом и голландским издателем Эмануэлем Керидо основали Die Sammlung — литературный журнал , впервые выходивший в сентябре 1933 года в Амстердаме. В первую очередь он был связан с рядом влиятельных немецких писателей, бежавших от гитлеровского режима в первые годы установления и консолидации нацистского правления , но и другие всемирно известные авторы, такие как Олдос Хаксли и Генрих Манн, внесли свой вклад в эссе и редакционную работу. Журнал финансировался Аннемари Шварценбах и отцом Клауса Томасом Манном . Клаус занимал пост главного редактора с 1933 по 1935 год, когда Die Sammlung' прекратила публикацию, отчасти из-за разногласий между Клаусом и его отцом, а также другими авторами по поводу частого политически мотивированного контента.
Клаус Манн не только сыграл важную роль в консолидации немецкой Exilliteratur , но также общался с авторами, оставшимися в Германии после 1933 года. В обмене письмами с Готфридом Бенном , чье двойственное отношение к нацистскому правлению было хорошо известно, Клаус выразил обеспокоенность по поводу продолжающегося членство в Национальной немецкой академии писателей, указывая на моральную дилемму, которую это ставит, и даже призывая его покинуть страну, чтобы присоединиться к немецким интеллектуалам в изгнании. [11] Его работа «Бегство к жизни» , соавтором которой является его сестра Эрика, которая в то время была успешным автором для BBC, стала кульминацией его усилий по объединению немецких интеллектуалов против дегуманизирующей политики немецких национал-социалистов.
В 1933 году Клаус Манн также познакомился с Жюльеном Грином , успешным французским писателем и участником французского Сопротивления . Грин, живший в Америке, пытался рационализировать свои гомосексуальные наклонности в контексте религии. Текст, опубликованный Грином, указывает на общее сексуальное поведение с предпочтением несовершеннолетних мужчин. Однако, судя по гомосексуальным отношениям, которые Клаус пережил в течение своей жизни, он был склонен искать связи с мужчинами, равными ему по возрасту или старше. [12] лишил Клауса немецкого гражданства В ноябре 1934 года нацистский режим . Он стал гражданином Чехословакии.
Мефисто
[ редактировать ]В 1936 году Клаус Манн написал свой самый известный роман « Мефисто» , который был впервые опубликован в Амстердаме. В романе рассказывается о восхождении актера Хендрика Хёфгена к всенародной славе в 1936 году, начиная со скромного начала в Гамбургском Кюнстлертеатре (Театре гамбургских художников) в 1926 году. После бегства в Париж, получив известие о приходе к власти нацистов, обеспокоенный своим коммунистическим прошлым, ему помогает бывшая актриса из Гамбурга Анжелика Зиберт, которая едет в Берлин, чтобы убедить девушку генерала Люфтваффе помиловать его. По возвращении в Берлин ему быстро удается расположить к себе Лотте и ее генерала, и при его поддержке он делает прекрасную карьеру.
Получив роль Мефисто в «Фаусте, часть первая», он понимает, что на самом деле заключил договор со злом (то есть с нацизмом ) и потерял свои гуманные ценности (даже назвав свою любовницу «Черной Венерой»). Бывают ситуации, когда Хёфген пытается помочь своим друзьям или рассказать премьер-министру о тяготах концлагеря, но он всегда заботится о том, чтобы не потерять своих нацистских покровителей.
Персонаж Хендрика Хёфгена был основан на его бывшем зяте, актере Густаве Грюндгенсе . Приемный сын Грюндгенса подал иск о запрете романа после его первой публикации в Западной Германии в начале 1960-х годов. После семи лет судебных слушаний Верховный суд Западной Германии оставил в силе запрет, хотя он продолжал действовать в Восточной Германии и за рубежом. Запрет был снят, и роман опубликован на Весте.
В 1981 году по роману был снят фильм, написанный и снятый Иштваном Сабо в главной роли в соавторстве с Клаусом Марией Брандауэром , который точно следовал сюжету романа. Поскольку соратники и друзья Хёфгена бегут или загоняются в подполье нацистским режимом, популярность его персонажа в конечном итоге заменяет его собственное существование, пока он не обнаруживает, что его лучшая работа - это поддерживать видимость для своих нацистских покровителей.
Переехать в США
[ редактировать ]В 1936 году он переехал в США, живя в Принстоне, Нью-Джерси и Нью-Йорке. Летом 1937 года он встретил своего партнера на оставшуюся часть года, Томаса Куинна Кертисса , который позже был давним кино- и театральным обозревателем журналов Variety и International Herald Tribune . Роман Манна «Вулкан» был опубликован в 1939 году, в начале Второй мировой войны, и стал еще одной его попыткой изобразить не только немцев, но и других европейских изгнанников того времени. Несмотря на то, что роман считается одним из его лучших, он так и не принес значительных продаж и был переведен только на французский язык. [13]
В 1940 году Клаус Манн основал еще один литературный журнал для немецких писателей, живущих в изгнании в США, «Decision» . Оно продлилось всего год, но консолидировало американскую интеллектуальную оппозицию войне с Шервудом Андерсоном , У. Сомерсетом Моэмом , Винсентом Шином и Робертом Э. Шервудом в совете директоров. В то время он жил в Февральском доме , а его соседи по дому У. Х. Оден и Карсон МакКаллерс оказывали помощь в редактировании и верстке. [14] В конце концов он переехал в дом своего отца в Пасифик-Палисейдс, когда не смог обеспечить себя финансово.
Манн стал гражданином США в 1943 году. Процесс натурализации затянулся из-за расследования, проведенного ФБР в отношении политической и сексуальной деятельности Клауса Манна, поскольку он был открытым геем, но не приверженцем марксистских идеологий. [15] На протяжении всей своей жизни в США он считал себя либеральным антифашистом и космополитом.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны , после обучения в Кэмп-Ричи и став одним из Ritchie Boys , контрразведывательного подразделения армии США, он служил штаб -сержантом 5- й армии США и Британского корпуса в Италии. Клаус занимался психологической войной , создавая листовки, предназначенные для немецких солдат, дислоцированных в Италии и Северной Африке. В Италии он также участвовал в сложных допросах немецких военнопленных, в том числе опытных офицеров СС.
В своей второй автобиографии 1942 года ( Der Wendepunkt, «Поворотный момент») он критически наблюдал сегрегацию военнослужащих белой армии от их черных коллег в лагере Ричи . Летом 1945 года он был отправлен частями 5-й армии США и 8-й армии Великобритании в Германию. Клаус Манн, американец немецкого происхождения, использовал издание Stars and Stripes для репортажей из послевоенной Германии.
Посещая освобожденные концентрационные лагеря по официальным делам, он был одним из первых очевидцев, сообщивших об ужасах массового истребления во время нацистского правления в Германии. Аудиовизуальные документы его эмоциональных репортажей в этих местах в конце 1940-х годов стали историческими записями и до сих пор рассматриваются как подтверждение этих преступлений против человечества .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Манн умер в Каннах от передозировки снотворного . 21 мая 1949 года [16] после дальнейшего медикаментозного лечения. Его смерть обычно рассматривается как самоубийство, связанное с финансовым давлением, опиатной зависимостью и разочарованием по поводу обращения с ним в США как с гомосексуалистом и предполагаемым коммунистом. [17] но биограф Манна Фредерик Споттс утверждает, что общение и отношение вовлеченного автора, предшествовавшие внезапной передозировке, предполагают скорее несчастный случай, чем самоубийство. [18] Он был похоронен в Каннах на кладбище Гран-Жас .
Ряд биографий Клауса Манна появился намного позже после его самоубийства в Каннах в 1949 году. За исключением одного немецкого автора, Николь Шенцлер, все биографии были написаны и отредактированы английскими или американскими авторами. Поскольку он часто писал автобиографические произведения, отделить его литературные достижения, по большей части неудачные в его время, от его жизни трудно. Манн оставался активным в литературных кругах, и его личные и духовные связи с Андре Жидом , а также более позднее исследование Жида в его работе «Авант ла Леттр» (1943) пролили значительный свет на его время и на него самого.
Более поздние историки прославляли Клауса Манна как современного либерала или транснационального человека, который пытался разрушить национальные границы, но биографические заметки Клауса показывают, что он чувствовал себя по сути немцем и имел положительные воспоминания о своем воспитании в Баварии . Стремясь описать послевоенную Германию после разрушений Второй мировой войны, он попытался найти свое происхождение, собирая болезненные впечатления от Германии, оккупированной иностранными вооруженными силами и пострадавшей от утраты своих первоначальных границ. [19]
Библиография
[ редактировать ]Романы и автобиографии
[ редактировать ]- Благочестивый танец , 1925 год.
- Аня и Эстер , 1925 год.
- Детская новелла , 1926 г. [опубликовано в США под названием «Пятый ребенок» , 1927 г.]
- Ревю для четырех , 1927 год.
- Александр, роман-утопия , 1929 г.
- В поисках пути , 1931 год.
- Дитя этого времени , 1932 год.
- Место встречи в Бесконечности , 1932 год.
- Путешествие к свободе , 1934 год.
- Патетическая симфония , 1935 год.
- Мефисто , 1936 год.
- Зарешеченное окно , 1937 год.
- Побег в жизнь , 1939 (с Эрикой Манн)
- Вулкан , 1939 год.
- «Поворотный момент» , 1942 год.
- До письма , 1943 год.
- Андре Жид и кризис современной мысли , 1943 г.
- Капеллан , 1945 год.
Очерки и отчеты о путешествиях
[ редактировать ]- Прежде чем жизнь , истории. Енох Верлаг, Гамбург, 1925 г. (ныне включен в «Маскешерц. Ранние рассказы »).
- Детская новелла , рассказ. Енох, Гамбург, 1926 г. (там же).
- Все вокруг. Веселая книга о путешествиях . (С Эрикой Манн). С. Фишер, Берлин, 1929. Новое издание Ровольт, Рейнбек 1996, ISBN 3-499-13931-6.
- Приключение. Новеллы. Реклам, Лейпциг, 1929 г.
- Ищу способ. Эссе. Трансмаре Верлаг, Берлин, 1931 г.
- Книга Ривьеры (совместно с Эрикой Манн). из серии: Чего нет в «Бедекере» , том XII. Пайпер, Мюнхен, 1931. Новое издание Ровольт, Рейнбек 2003, ISBN 3-499-23667-2; Новое издание Kindler, Гамбург, 2019 г., ISBN 978-3-463-40715-9.
- Коллекция . Литературный ежемесячный журнал. (Под редакцией Клауса Манна под патронажем Андре Жида, Олдоса Хаксли, Генриха Манна.) Керидо, Амстердам. Сентябрь 1933 г. - август 1935 г. Новое издание Рогнера и Бернхарда Верлага, Мюнхен, 1986 г., издательство Zwei Thousand One. Два тома. ISBN 3-8077-0222-9.
- Зарешеченное окно. Новелла (о последних днях Людвига II Баварского). Керидо Верлаг, Амстердам, 1937 год; затем С. Фишер, Франкфурт-на-Майне, 1960 г. (теперь включен в «Скорость. Сказки из изгнания» ).
- Бегство к жизни Немецкая культура в изгнании. (Вместе с Эрикой Манн). Хоутон Миффлин, Бостон, 1939. Новое издание Роволт, Рейнбек, 1991, ISBN 3-499-13992-8.
- Другая Германия. (Вместе с Эрикой Манн), Modern Age, Нью-Йорк, 1940 ( полный текст в Интернет-архиве ).
- Решение. Обзор свободной культуры . Эд. Клаус Манн. Нью-Йорк, январь 1941 г. – февраль 1942 г.
- Андре Жид и кризис современной мысли. Творческий век, Нью-Йорк, 1943 (нем. Андре Жид и кризис современной мысли ). Новое издание Роволт, Рейнбек 1995, ISBN 3-499-15378-5.
- Сердце Европы. Антология творческого письма в Европе 1920–1940 гг . Эд. Герман Кестен и Клаус Манн. Л. Б. Фишер, Нью-Йорк, 1943 г.
- Андре Жид: История европейца. Штейнберг, Цюрих, 1948 г.
- Визит европейского духа. Эссе 1948 года. Новое издание Transit Buchverlag 1993, ISBN 3-88747-082-6 (также включено в книгу «На потерянной работе», стр. 523–542).
Киноадаптации
[ редактировать ]- «Мефисто» , режиссёр Иштван Сабо (1981, по роману «Мефисто »)
- Treffpunkt im Unendlichen , режиссёры Генрих Брелёр и Хорст Кенигштейн (1984, телефильм по роману Treffpunkt im Unendlichen )
- «Бегство на север» , режиссёр Ингемо Энгстрем (1986, по роману « Путешествие в свободу »)
- «Вулкан» , режиссёр Оттокар Рунзе (1999, по роману «Вулкан »)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чемберлин, Уильям Генри (1 декабря 1942 г.). «Переломный момент» . Атлантика . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Тойбин, Колм (6 ноября 2008 г.). «Я мог бы переспать со всеми ними» . Лондонское обозрение книг . Том. 30, нет. 21. ISSN 0260-9592 . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Калассо, Роберто (2015). «Венская газовая компания». Безымянное настоящее . ФСГ.
- ^ Зебальд, WG (1996). Эмигранты .
- ^ Контье, Тодд (2015), Касл, Грегори (редактор), «Модернизм Манна» , История модернистского романа , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 311–326, ISBN 978-1-107-03495-2 , получено 25 августа 2023 г.
- ^ Николь Шенцлер: Клаус Манн. Биография . Кампус Верлаг, Франкфурт – Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 3-593-36068-3 , с. 30
- ↑ Эрика и Клаус Манн: Вокруг — сокровища кругосветного путешествия. Рейнбек под Гамбургом: Ровольт, 1982.
- ^ Николь Шенцлер: Клаус Манн , с. 302
- ^ Сын волшебника, ребенок того времени (на немецком языке). Зеркало онлайн. Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Николь Шенцлер: Клаус Манн , с. 211
- ↑ Клаус Манн, письмо Готфриду Бенну, 9 мая 1933 г. (на немецком языке). Архив немецкой литературы Марбаха (с разрешения Фридо Манна). Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Фредерик Мартель, «Век ада католического и гомосексуального писателя Жюльена Грина» [архив], на Francecultural.fr, 12 сентября 2019 г. (по состоянию на 7 июня 2020 г.).
- ^ Вулкан - Роман, действие которого происходит среди эмигрантов. www.rowohlt.de. По состоянию на 11 августа 2023 г.
- ^ Типпинс, Шерилл (2016). Февральский дом . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 95. ИСБН 978-0-544-98736-4 . OCLC 953747323 .
- ^ Клаус Манн, Записки в Москве, 1934 г. (на немецком языке). 100(0) ключевых документов по истории Германии ХХ века. Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ «Сообщение о том, что Клаус Манн умер после передозировки таблеток» . Чикаго Трибьюн . 25 мая 1949 г. с. 12.
- ^ Поворотный момент , Б. Фишер, 1942, с. 86
- ^ Проклятое наследие. Трагическая жизнь Клауса Манна , Йельский университет, 2016, с. 298
- ^ «Транснациональный авто/биография и европейская идентичность: портрет Андре Жида Клауса Манна» Издательство Эдинбургского университета. По состоянию на 11 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хаук, Джеральд Гюнтер. Неохотные иммигранты: Клаус и Эрика Манн в американском изгнании, 1936–1945 гг . 1997.
- Хунеке, Сэмюэл Клоуз. « Рецепция гомосексуализма в творчестве Клауса Манна веймарской эпохи ». Ежемесячные журналы немецкоязычной литературы и культуры. Том 105, №. 1, весна 2013. 86–100. дои: 10.1353/пн.2013.0027
- Келлер, Джеймс Роберт. Роль политической и сексуальной идентичности в творчестве Клауса Манна . Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2001. ISBN 0-8204-4906-7
- Манн, Клаус. Капеллан. Архивировано 15 января 2019 года в Wayback Machine , Пьер Джорджио Ардени и Альберто Гуаланди, Pendragon, 2018.
- Маутнер, Мартин. Немецкие писатели во французском изгнании, 1933–1940 Лондон: Валлентайн Митчелл, 2006 ISBN 978-0853035404
- Чичер, Джулиана. 'Решение. Обзор свободной культуры» - журнал между литературой и повседневной политикой. Мюнхен: Грин, 2008. ISBN 978-3-638-87068-9
- Споттс, Фредерик. Проклятое наследие: трагическая жизнь Клауса Манна Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2016. ISBN 978-0300218008
- Харпол, Кимберли и Вальтрауд Майерхофер. «Женщины, исполняющие американское «Другое» в «Рундхеруме» Эрики и Клауса Маннов (1929). Софи Журнал . Том 4, 2017. 1-32.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1906 рождений
- 1949 смертей
- Самоубийства 1949 года
- Американские евреи 20-го века
- Американские романисты XX века
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские эссеисты XX века
- Немецкие драматурги и драматурги XX века.
- Немецкие дневники XX века
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Немецкие писатели рассказов XX века
- Немецкие ЛГБТ 20-го века
- Американские ЛГБТ 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские драматурги и драматурги-мужчины
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские дневники
- Американские романисты-мужчины
- Похороны на кладбище Гран-Жас.
- Самоубийства, связанные с наркотиками, во Франции
- Эксиллитературные писатели
- Немецкие автобиографы
- Немецкие писатели-геи
- Немецкие литературные критики
- Немецкие драматурги и драматурги-мужчины
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие романисты-мужчины
- Немецкие авторы рассказов мужского пола
- Немецкий народ еврейского происхождения
- Немецкие писатели рассказов
- Немецкие военные корреспонденты
- Американские драматурги и драматурги еврейского происхождения
- Американские писатели-евреи
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Американские драматурги и драматурги ЛГБТ
- Семья Манн
- Денатурализованные граждане Германии
- Люди, получившие образование в гимназии Вильгельма (Мюнхен).
- Писатели Королевства Бавария
- Ричи Бойз
- Военные корреспонденты Второй мировой войны.
- Писатели из Мюнхена
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Солдаты армии США
- Американские писатели-геи
- немцы португальского происхождения
- Американский народ португальско-еврейского происхождения