Святой грешник
![]() Первое издание | |
Автор | Томас Манн |
---|---|
Оригинальное название | Избранный |
Переводчик | HT Лоу-Портер |
Язык | немецкий |
Издатель | С. Фишер |
Дата публикации | 1951 |
Место публикации | Германия |
Опубликовано на английском языке | 1951 ( Кнопф ) |
Тип носителя | Распечатать ( в твердом переплете ) |
Страницы | 337 стр. |
ОКЛК | 24009919 |
833/.912 20 | |
Класс ЛК | PT2625.A44 E75 1992 г. |
Святой грешник ( нем . Der Erwählte ) — немецкий роман, написанный Томасом Манном . Опубликованный в 1951 году, он основан на средневековом стихотворном эпосе «Грегориус», написанном немецким миннезингером Хартманном фон Ауэ ( ок. 1165–1210 ). [ 1 ] Книга исследует тему, которая увлекала Томаса Манна до конца его жизни – происхождение зла и связь зла с магией. Здесь Манн использует средневековую легенду о «чрезвычайной милости Божией и рождении блаженного Папы Григория», поскольку он использовал библейское повествование об Иосифе в качестве основы для «Иосифа и его братьев », освещая своей иронической чувствительностью понятие первородного греха и преодоление зла.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]История начинается в Риме, когда монах Клеменс объявляет звон колоколов по всему городу. Клеменс, движимый «духом повествования» (термин, часто используемый в более поздних произведениях Манна), знакомит читателя с событиями, которые привели к звону колоколов, то есть с прибытием Григория в Рим и коронацией Папы.
Во Фландрии герцог Гримальд, семнадцатилетний вдовец, заставляет свою дочь Сибиллу выйти замуж, чтобы заключить союз с соседним королем. Сибилла, которую привлекает только ее брат Вилигис, отвергает желания герцога. После смерти герцога брат и сестра становятся любовниками, и Сибилла узнает, что беременна от брата.
Размышляя о самоубийстве из-за стыда за содеянное, брат и сестра обращаются к своему верному советнику, рыцарю Эйзенгрейну, который предлагает Вилигису предпринять Крестовый поход как средство искупления своих грехов. После рождения ребенка у пары он также предлагает бросить младенца в запечатанную бочку. Хотя поначалу они не доверяют советам Эйзенгрейна, Сибилла и Вилигис понимают, что больше ничего не могут сделать. Вилигис отправляется в путь и его убивают еще до того, как он достигает Массилии (современный Марсель). Сибилла отдает новорожденного в Северное море, где, по ее мнению, он погибнет.
Бочку с младенцем находят два рыбака в Ла-Манше, и эти двое несут бочку, младенца и табличку Сибиллы, помещенную в бочку, на остров, где они живут. По возвращении двух рыбаков перехватывает Григорий, настоятель монастыря Agonia Dei. Григорий читает табличку и понимает важность ребенка. Затем он решает ежемесячно платить одному из рыбаков установленную сумму, если рыбак будет воспитывать ребенка как своего собственного. Рыбак, пораженный солидной суммой, которую предлагает священник, принимает предложение.
Спустя годы младенец превратился в молодого человека. Из любви игумен назвал его Григорием, и, похоже, молодой человек поступит в монастырь и останется среди братии до конца своей жизни. К сожалению, младший Григорий вступает в драку со своим приемным братом, и именно в этот момент он узнает тайну своего происхождения, которая до этого момента скрывалась от него. Настоятель забирает младшего Григория в свою келью и показывает ему табличку из бочки, и юноша узнает, что его мать и отец тоже были сестрой и братом. Ошеломленный этим открытием, младший Грегори решает найти своих родителей, чтобы облегчить страдания, которые, как он предполагает, они должны испытывать.
Грегори отправляется на континент с благословения аббата, а позже становится защитником города своей матери в «Войне ухаживаний», которая последовала после того, как брошенный поклонник чувств его матери решил прибегнуть к военной силе. Григорий побеждает жениха и (без его ведома) берет руку матери замуж. После свадьбы у них родились две дочери.
Несколько лет спустя мать Грегори обнаруживает табличку, которая все еще находится у него, и понимает, что она вышла замуж за своего собственного сына и родила ему детей. Встревоженные осознанием того, что они сделали, Грегори и Сибилла решают жить в строгом покаянии как средство искупления своей вины. Григорий становится отшельником, живущим на скале посреди озера. Сибилла посвящает свою жизнь уходу за прокаженными и отказывается крестить их вторую дочь.
Проходит семнадцать лет. В споре о престолонаследии Рим оказался без Папы. В это время двух епископов посещает видение истекающего кровью ягненка, которое указывает им, где искать следующего Папу. Два епископа немедленно отправились на поиски Григория. После долгого путешествия они находят его, сморщенного до размеров ежа, живущего на скале посреди озера. После этого его забирают обратно на берег, и он чудесным образом возвращается в облик Григория семнадцатилетней давности.
По прибытии Григория в Рим городские колокола зазвенели сами по себе, возвещая о присутствии следующего понтифика Священной Римской империи. Григорий становится одним из самых мудрых пап в истории, и во всем христианском мире его считают спасителем веры.
Книга завершается встречей Грегори и его матери. Сибилла, не подозревая, что папа Григорий — ее сын, отправляется в Рим, чтобы исповедоваться в своей греховной жизни и просить прощения. Григорий, сразу узнав ее, добровольно предлагает прощение. Мать/жена и сын/муж прощают друг друга, и Григорий находит место в Церкви как для своей матери, так и для одной из своих сестер.
В акте прощения каждый осознает, как продолжает утверждать монах Клеменс, что, хотя он и был грешником, он смог подняться над низменными элементами своей собственной природы.
Автор пересказывает существующий средневековый текст католической церкви, который был сделан морально поучительным, и уравновешивает события с помощью саркастического рассказчика и его способности ясно иллюстрировать самое абсурдное поведение, не обнаруживая мнения о том, как читатель должен судить об этом. По сути, этот текст представляет собой «простую» краткую форму тетралогии Иосифа. «Мораль этой истории» заключается в том, что читателям знакомят с идеями средневекового и даже современного христианства в такой прямой и «современной» форме, что их реакция, как бы сильно она ни различалась, становится все более точной и может научить их общим «гуманистическим» темам, которые выходят за рамки намеренно-фальшивого обмана рассказчика.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мундт, Ханнелор (2004). «Святой грешник, Черный лебедь и исповедь Феликса Крулля, самоуверенного человека». Понимание Томаса Манна . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 9781570035371 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой грешник в Faded Page (Канада)