Ядвига Польская
Ядвига | |
---|---|
Королева Польши [номер 1] | |
Царствование | 16 октября 1384 г. - 17 июля 1399 г. |
Коронация | 16 октября 1384 г. Вавельский собор , Краков |
Предшественник | Луи |
Преемник | Владислав II Ягелло |
Соправитель | Владислав II Ягелло (1386–1399) |
Рожденный | между 18 февраля 1374 г. Буда , Венгрия | 3 октября 1373 г. и
Умер | (25 лет) Краков , Польша |
Похороны | 24 августа 1399 г. Вавельский собор, Краков |
Супруг | Владислав II Ягелло (Ягайла) |
Проблема | Элизабет Бонифация |
Дом | Дом Капетингов в Анжу |
Отец | Людовик I Венгерский |
Мать | Елизавета Боснийская |
Ядвига ( Польский: [jadviɡa] ; 1373 или 1374 — 17 июля 1399), также известная как Хедвиг ( венгерский : Хедвиг ), была первой женщиной, коронованной как монарх Королевства Польского . Она правила с 16 октября 1384 года до своей смерти. Она была младшей дочерью Людовика Великого , короля Венгрии и Польши , и его жены Елизаветы Боснийской . Ядвига была членом Анжуйского дома Капетингов , но среди польских пястов у нее было больше близких предков , чем среди анжуйцев.
В 1375 году планировалось, что, когда она станет достаточно взрослой, она выйдет замуж за Вильгельма Австрийского и жила в Вене с 1378 по 1380 год. Часто считается, что отец Ядвиги считал ее и Вильгельма своими любимыми преемниками в Венгрии после смерти Вильгельма в Венгрии в 1378 году. ее старшая сестра Екатерина , поскольку в следующем году польская знать присягнула второй дочери Людовика Марии и жениху Марии Сигизмунду Люксембургскому . Однако Людовик умер, и в 1382 году по настоянию матери Мария была коронована «королем Венгрии». Сигизмунд Люксембургский пытался взять под свой контроль Польшу, но польское дворянство возражало, что они будут послушны дочери короля Людовика только в том случае, если она поселится в Польше.
Затем королева Елизавета выбрала Ядвигу править в Польше, но не отправила ее в Краков для коронации. В период междуцарствия Семовит IV, герцог Мазовецкий кандидатом на польский престол стал . Дворянство Великой Польши благосклонно отнеслось к нему и предложило ему жениться на Ядвиге. Однако малопольское дворянство выступило против него и убедило королеву Елизавету отправить Ядвигу в Польшу.
Ядвига была коронована «королем» в столице Польши Кракове 16 октября 1384 года. Ее коронация либо отражала противодействие польской знати тому, чтобы ее предполагаемый муж Вильгельм стал королем без дальнейших переговоров, либо просто подчеркивала ее статус царствующей королевы . С согласия ее матери советники Ядвиги начали переговоры с Ягайлой , великим князем литовским , который все еще был язычником , о его потенциальном браке с Ядвигой. Ягайло подписал Кревскую унию , пообещав перейти в католицизм и способствовать обращению своих подданных в язычество. Тем временем Вильгельм поспешил в Краков, надеясь жениться на своей невесте детства Ядвиге, но в конце августа 1385 года польская знать изгнала его.
Ягайло, принявший при крещении католическое имя Владислав, женился на Ядвиге 15 февраля 1386 года. Легенда гласит, что она согласилась выйти за него замуж только после длительной молитвы в поисках божественного вдохновения . Ягайло, которого теперь по-польски называют Владислав Ягелло, был коронован королем Польши 4 марта 1386 года как соправитель Ядвиги. В этой роли Ягайло тесно сотрудничал со своей женой. В любом случае ее реальная политическая власть была ограничена.
Она оставалась пассивной, когда мятежные дворяне Венгерского королевства - Хорватия убили ее мать в начале 1387 года. После этого Ядвига двинулась в Галицко-Волынское королевство , находившееся под властью Венгрии, и убедила большинство жителей стать подданными. Польской Короны . Она выступала посредником между ссорящимися родственниками своего мужа, а также между Польшей и Тевтонским орденом .
После смерти ее сестры Марии в 1395 году Ядвига и Ягайла предъявили претензии на Венгрию против овдовевшего Сигизмунда Люксембургского , но венгерские лорды не поддержали их притязания, и Сигизмунд легко сохранил свой венгерский трон. Ядвига умерла четыре года спустя из-за послеродовых осложнений.
В 1997 году Ядвига была канонизирована церковью католической .
Детство (1373 или 1374–1382 гг . )
Ядвига родилась в Буде , столице Венгерского королевства . [1] Она была третьей и младшей дочерью Людовика I , короля Венгрии и Польши , и его второй жены Елизаветы Боснийской . [2] [3] родной династией Пястов польской Обе ее бабушки были польскими принцессами, что связывало ее с . [4] [5] Историк Оскар Халецкий пришел к выводу, что генеалогическое древо Ядвиги ясно показывает, что в [нее] было больше польской крови, чем в любой другой». [4] Вероятно, она родилась между 3 октября 1373 года и 18 февраля 1374 года. [6] [номер 2] Она была названа в честь своего далекого предка, святой Ядвиги Силезской , которая в момент ее рождения пользовалась особым почитанием при венгерском королевском дворе. [8] [9]
Король Людовик, у которого не было сыновей, хотел обеспечить право своих дочерей наследовать его владения. [10] [3] Поэтому европейские члены королевской семьи считали трех его дочерей особенно привлекательными невестами. [3] Леопольд III, герцог Австрии своего старшего сына Вильгельма уже 18 августа 1374 года. , предложил Ядвиге [11] Послы польской знати признали, что одна из дочерей Людовика станет его преемницей в Польше после того, как он подтвердил и расширил их свободы в Кошицкой привилегии 17 сентября 1374 года. [5] [10] [12] По требованию Людовика они принесли клятву верности Екатерине. [13]
Людовик согласился выдать Ядвигу замуж за Вильгельма Австрийского 4 марта 1375 года. [11] Детский sponsalia de futuro , или «временный брак», праздновался в Хайнбурге 15 июня 1378 года. [13] [14] [15] Церемония установила правовую основу для заключения брака без каких-либо дальнейших церковных действий, как только они оба достигли совершеннолетия. [16] Герцог Леопольд согласился, что Ядвига получит в приданое только от своего отца Тревизо , город, который должен был быть отвоеван у Венецианской республики . [17] После церемонии Ядвига пробыла в Австрии почти два года; в основном она жила в Вене . [7]
Екатерина умерла в конце 1378 года. [3] Людовик убедил самых влиятельных польских лордов принести присягу на верность ее младшей сестре Марии в сентябре 1379 года. [13] [18] Она была обручена с Сигизмундом Люксембургским . [15] правнук Казимира Великого , предшественника Людовика на польском престоле. [19] «Обещанный брак» Ядвиги и Вильгельма был подтвержден на встрече их отцов в Золёме (ныне Зволен в Словакии) 12 февраля 1380 года. [20] [21] Венгерские лорды также одобрили документ, подразумевая, что Ядвига и Уильям считались преемниками ее отца в Венгрии. [22]
25 июля 1382 года делегация польских лордов и духовенства выразила формальную дань уважения Сигизмунду Люксембургскому как своему будущему королю. [23] [24] Поляки полагали, что Людовик планировал также убедить венгерских лордов и прелатов признать Ядвигу и Вильгельма Австрийских своими наследниками в Венгрии. [15] Однако он умер 10 сентября 1382 года. [25] Ядвига присутствовала у смертного одра своего отца. [23]
Переговоры о присоединении (1382–1384 гг . )
Сестра Ядвиги, Мария, была коронована королем Венгрии через пять дней после смерти отца. [23] [26] На церемонии их амбициозная мать получила право управлять Венгрией от имени своей двенадцатилетней дочери, а не жениха Марии Сигизмунда. [27] [28] Сигизмунд не мог присутствовать на коронации Марии, потому что Людовик отправил его в Польшу для подавления восстания. [24] После того, как он узнал о смерти Людовика, он принял титул «Господин Королевства Польского», потребовав присяги на верность от городов Малой Польши . [24] 25 ноября дворяне Великой Польши собрались в Радомско и решили подчиняться никому, кроме дочери покойного короля, поскольку она поселится в Польше. [29] По своей инициативе малопольское дворянство подписало аналогичное соглашение в Вислице . 12 декабря [29] Королева Елизавета отправила своих послов к собравшимся лордам и запретила им приносить клятву верности кому-либо, кроме одной из ее дочерей, тем самым аннулировав клятву верности, которую польские дворяне принесли Сигизмунду по требованию покойного короля Людовика. [29]
Обе дочери Елизаветы были помолвлены с иностранными принцами (Сигизмундом и Вильгельмом соответственно), непопулярными в Польше. [30] Польские паны, выступавшие против иностранного монарха, считали членов династии Пястов возможными кандидатами на польский престол. [30] [24] Дядя королевы Елизаветы Владислав Белый уже пытался захватить Польшу во время правления Людовика. [31] Однако он принял монашеский постриг и поселился в бенедиктинском аббатстве в Дижоне в Бургундии. [24] Антипапа Климент VII , которого король Людовик отказался признать вопреки Папе Урбану VI , [32] освободил Владислава от обетов, но он не покинул монастырь. [33] Между тем, Семовит IV, герцог Мазовецкий , представлялся более амбициозным кандидатом. [30] Особой популярностью он пользовался среди шляхты и горожан Великой Польши. [13] [30]
Представители королевы Елизаветы освободили поляков от клятвы верности, которую их представители принесли Марии на собрании в Серадзе в феврале 1383 года. [34] Послы также объявили, что вместо этого она готова отправить на коронацию Ядвигу при условии, что она вернется в Буду после коронации и проживет там до своего двенадцатого дня рождения. [34] Польские лорды приняли это предложение, но вскоре поняли, что тем самым междуцарствие продлится еще на три года. [34] На новом собрании в Серадзе большинство дворян были готовы избрать 28 марта королем Мазовии Земовита. [34] [35] Они предложили Семовиту жениться на Ядвиге. [34] Член влиятельной семьи Тенчинских убедил их Ян отложить избрание Семовита. [36] Дворяне согласились подождать Ядвигу до 10 мая, оговорив, что после коронации она будет жить в Польше. [36] Они также потребовали, чтобы Добжинь и Гневкув (два вотчины, которые ее отец подарил Владиславу II Ополе ) и « Малороссию » (перешедшую к Венгрии в соответствии с предыдущим договором) [37] быть возвращен польской короне . [38]
Тем временем Ян Тенчинский и его союзники, в том числе Сендзивой Палука , похоже, начали переговоры с Ягайло , великим князем литовским . [39] Сторонники Семовита, однако, попытались войти в Краков в составе свиты Бодзанты , архиепископа Гнезно , в мае, но горожане закрыли ворота города до их прибытия. [40] Ядвига не прибыла в Польшу к оговоренному сроку (10 мая). [40] Посланцы ее матери заявили, что весенние паводки помешали продвижению Ядвиги через Карпаты . [40]
Семовит Мазовецкий взял в руки оружие и продвинулся до Калиша . [40] Его сторонники собрались в Серадзе в августе, чтобы избрать его королем, но архиепископ Бодзанта отказался провести его коронацию. [41] На встрече в Кассе королева Елизавета пообещала делегатам польских провинций отправить Ядвигу в Польшу до ноября. [42] Королева-мать и поляки также договорились, что, если Ядвига или Мария умрут бездетными, ее королевство перейдет к ее выжившей сестре. [42] Земовит осадил Калиш, королева Елизавета послала Сигизмунда Люксембургского во главе «импровизированной армии». [42] в Малую Польшу. Семовиту не удалось взять Калиш, но новости об ужасающем поведении солдат Сигизмунда усилили непопулярность Сигизмунда в Польше. [42] Сендзивой Палука, кастелян Калиша и староста Кракова, возглавил делегацию в Задар в Далмации для переговоров с королевой Елизаветой, но вместо этого она заключила его в тюрьму. [43] Она отправила венгерских солдат в Польшу, чтобы разместить их в Вавельском замке в Кракове, но Палука сбежала и успешно помешала своим солдатам войти в замок. [44]
На общем собрании в Радомско в начале марта делегаты всех польских губерний и городов решили избрать семовитского короля, если Ядвига не приедет в Польшу в течение двух месяцев. [44] Они создали временное правительство. [44] оговаривая, что только «сообщество господ и граждан» имело право управлять Польшей во время междуцарствия. [45] Королева Елизавета, которая была проинформирована о решении лишь неофициальным сообщением, поняла, что больше не может откладывать коронацию Ядвиги, и отправила ее в Польшу. [44] Точная дата прибытия Ядвиги неизвестна, поскольку основной источник по истории Польши того периода – летопись Яна Чарнкува – закончился до этого события. [46]
Царствование [ править ]
Коронация (1384 г.) [ править ]
Междуцарствие, последовавшее за смертью Людовика и вызвавшее такие внутренние раздоры, закончилось с прибытием Ядвиги в Польшу. [47] [48] Большая толпа священнослужителей, дворян и горожан собралась в Кракове, «чтобы поприветствовать ее с выражением привязанности». [49] По словам польского историка XV века Яна Длугоша . [48] архиепископ Бодзанта короновал ее. Никто не протестовал, когда 16 октября 1384 года [46] [50] Согласно традиционному мнению ученых, Ядвига была коронована королем. [51] Таким образом, как предполагает Роберт В. Нолл, польские лорды не позволили ее будущему супругу принять тот же титул без их согласия. [52] Стивен С. Роуэлл, который говорит, что количество источников, противоречащих традиционной точке зрения, превышает число тех, кто ее подтверждает, предполагает, что спорадические одновременные упоминания Ядвиги как короля отражают только то, что она была не королевой-консортом , а царствующей королевой . [51]
Бодзанта, архиепископ Гнезненский, Ян Радлица , епископ Краковский , Доброгост Новый Дворский , епископ Познаньский и герцог Владислав II Опольский были самыми доверенными советниками Ядвиги в первые годы ее правления. [53] Согласно широко распространенной научной теории, Ядвига, которая была еще несовершеннолетней, была «простым инструментом» для своих советников. [8] [54] Однако Галецкий опровергает эту точку зрения, утверждая, что Ядвига быстро повзрослела, а ее личность, особенно обаяние и доброта, только укрепили ее положение. [54] Уже в конце 1384 года она выступила от имени герцога Владислава, чтобы примирить его с фаворитом своей матери Николаем I Гараем . [55]
Уильяма (1385 Отказ ) г.
Польские паны не хотели принимать четырнадцатилетнего жениха Ядвиги, Вильгельма Габсбурга, своим государем. [56] [57] Они думали, что неопытный Вильгельм и его австрийские родственники не смогут защитить интересы Польши от ее могущественных соседей, особенно от Люксембургов , которые контролировали Богемию и Бранденбург и имели серьезные претензии на Венгрию. [58] [59] По словам Галецкого, малопольские паны первыми предложили Ядвиге выйти замуж за языческого князя Литовского Ягайлу. [60]
Ягайла отправил своих послов, в том числе своего брата Скиргайлу и немецкого бюргера из Риги Ханула, в Краков просить руки Ядвиги в январе 1385 года. [58] [61] Ядвига отказалась отвечать, заявив лишь, что решение примет ее мать. [62] Два посланника Ягайло отправились в Венгрию и встретились с королевой Елизаветой. [62] [63] Она сообщила им, что «позволит все, что было выгодно Польше, и настояла на том, чтобы ее дочь, прелаты и знать Королевства должны были делать то, что, по их мнению, принесет пользу христианству и их королевству». [64] согласно хронике Яна Длугоша. [65] Дворяне из Кракова, Сандомира и Великопольши собрались в Кракове в июне или июле, и «большинство наиболее разумных» [64] проголосовали за принятие предложения руки и сердца Ягайло. [66]
Тем временем отец Вильгельма, Леопольд III, в конце июля 1385 года поспешил в Буду, требуя заключения брака между Вильгельмом и Ядвигой до 16 августа. [67] Королева Елизавета подтвердила предыдущие договоренности о бракосочетании, приказав Владиславу II Ополе подготовиться к церемонии. [68] [69] Согласно каноническому праву , таинство бракосочетания Ядвиги могло быть совершено до ее двенадцатилетия только в том случае, если компетентный прелат засвидетельствовал ее преждевременную зрелость. [69] Димитрий , архиепископ Эстергомский , издал необходимый документ. [70] Вильгельм поехал в Краков в первой половине августа, но ему был запрещен въезд в Вавель. [71] Длугош утверждает, что Ядвига и Уильям смогут встретиться только в соседнем францисканском монастыре. [71]
Современные или почти одновременные записи о завершении брака Уильяма и Ядвиги противоречивы и неясны. [72] [68] В официальных отчетах муниципальных властей Кракова зафиксировано, что 23 августа 1385 года по случаю празднования бракосочетания королевы была объявлена амнистия узникам городской тюрьмы. [73] С другой стороны, современная австрийская хроника Continuatio Claustroneubuzgis утверждает, что поляки пытались убить Вильгельма до того, как он заключил брак. [74] В следующем столетии Длугош утверждает, что Вильгельм был «позорным и оскорбительным образом удален и изгнан из замка» после того, как он вошел «в опочивальню королевы»; но тот же летописец упоминает и о том, что Ядвига прекрасно знала, что «многие знали , что... она в течение двух недель делила постель с герцогом Вильгельмом и что произошло физическое кончание». [75] [76]
По словам Длугоша, в ночь, когда Вильгельм вошел в опочивальню королевы, группа польских дворян ворвалась в замок, вынудив Вильгельма бежать. [74] После этого унижения, продолжает Длугош, Ядвига решила покинуть Вавель и присоединиться к Вильгельму, но ворота замка были заперты. [74] Она потребовала «топор и [пыталась] его взломать», [77] но Димитр Горайский убедил ее вернуться в замок. [78] [68] Оскар Халецкий говорит, что повествование Длугоша «нельзя отвергнуть как романтическую легенду»; [79] Роберт И. Фрост пишет, что это «сказка, почти наверняка апокрифическая». [68] Однако нет сомнений в том, что Вильгельм Австрийский был вынужден покинуть Польшу. [80]
Брак с Ягайлой (1385–1392 гг . )
Ягайло подписал Кревскую унию в августе 1385 года, пообещав представителям королевы Елизаветы и посланникам польских панов, что он обратится в католицизм вместе со своими языческими родственниками и подданными, если Ядвига выйдет за него замуж. [81] [82] Он также пообещал выплатить Вильгельму Габсбургу компенсацию в размере 200 000 флоринов. Уильям никогда не принимал этого. [83] Через два дня после Кревской унии тевтонские рыцари вторглись в Литву. [84]
Aeltere Hochmeisterchronik и другие хроники, написанные на территории рыцарей, обвиняли польских прелатов и лордов в том, что они заставили Ядвигу принять предложение Ягайлы. [85] По польскому преданию, Ядвига согласилась выйти замуж за Ягайлу по божественному вдохновению во время долгих молитв перед распятием в Вавельском соборе. [79] Семовит IV Мазовецкий отказался от своих притязаний на Польшу в декабре. [86]
Послы польских панов сообщили Ягайле, что они подчинятся ему, если он женится на Ядвиге 11 января 1386 года. [87] [88] Ягайло отправился в Люблин , где в начале февраля общее собрание единогласно провозгласило его «королем и господином Польши». [89] [90] [91] Ягайло отправился в Краков, где 15 февраля крестился и получил христианское имя Владислав в Вавельском соборе. [80] [92] Через три дня 35-летний Владислав-Ягайло женился на 12-летней Ядвиге. [93] [92] Владислав-Ягайла назвал себя dominus et tutor regni Poloniae («господин и хранитель Королевства Польского») в своей первой хартии, изданной после свадьбы. [94]
4 марта 1386 года архиепископ Бодзанта короновал Владислава-Ягайлу королем. [86] Польша превратилась в двоевластие – королевство, управляемое двумя государями. [94] Ядвига и ее муж не говорили на одном языке, но в браке тесно сотрудничали. [89] Она сопровождала его в Великую Польшу, чтобы умилостивить местных лордов, которые все еще были к нему враждебны. [95] Царский визит нанес ущерб крестьянам, жившим в владениях местных святителей, но Ядвига уговорила мужа возместить им ущерб, сказав: «Мы, правда, вернули крестьянам скот, но кто сможет сгладить их слезы?», [96] согласно хронике Длугоша. [95] Судебный протокол ее приказа судьям в пользу крестьянина также показывает, что она защищала бедняков. [95]
Папа Урбан VI послал своего легата Маффиолуса де Лампуньяно в Краков, чтобы узнать о браке королевской четы. [97] Лампуньяно не высказал никаких возражений, но Тевтонские рыцари начали пропагандистскую кампанию в пользу Вильгельма Габсбурга. [98] Королева Елизавета пообещала помочь Владиславу-Ягайле в борьбе с его врагами 9 июня 1386 года. [97] но Венгрия погрузилась в анархию. [37] 25 июля группа славонских лордов захватила и заключила в тюрьму мать и сестру Ядвиги. [99] Повстанцы убили королеву Елизавету в январе 1387 года. [100] [101] Месяц спустя Ядвига двинулась во главе польских войск в Малороссию, где все губернаторы, кроме одного, подчинились ей без сопротивления. [102] [103]
Герцог Владислав Опольский также имел претензии на Малороссию, но не смог убедить короля Германии Вацлава вмешаться от его имени. [104] Ядвига подтвердила привилегии местных жителей и пообещала, что Малороссия никогда больше не будет отделена от польской короны. [104] После того, как в августе прибыло подкрепление, отправленное Владиславом-Ягайло из Литвы, сдался и Галич, единственная крепость, которая сопротивлялась. [105] Владислав-Ягайло также приехал в Малороссию в сентябре. [105] воевода молдавский Петр II посетил королевскую чету и отдал ей дань уважения во Львове . 26 сентября [105] Владислав-Ягайло подтвердил привилегии, которые Ядвига предоставила русинам в октябре. [104] Она также поручила своим подданным проявлять такое же уважение к мужу, как и к себе: в письме, адресованном краковским горожанам в конце 1387 года, она заявила, что ее муж был их «естественным сеньором». [89] [106]
По требованию Вильгельма папа Урбан VI инициировал новое расследование брака Ядвиги и Владислава-Ягайлы. [107] Они послали епископа Познани Доброгоста в Рим, чтобы сообщить папе о христианизации Литвы . [108] В своем письме епископу Доброгосту папа Урбан совместно упомянул королевскую чету в марте 1388 года, подразумевая, что он уже признал законность их брака. [108] Однако Гневош из Далевице , который был сторонником Вильгельма Габсбурга, распространил слухи о тайных встречах Вильгельма и Ядвиги в королевском замке. [108] Ядвига дала торжественную клятву перед Яном Тенчинским, заявив, что у нее были супружеские отношения только с Владиславом-Ягайло. [109] После того, как все свидетели подтвердили ее клятву, Гневош из Далевице признался, что солгал. [110] Она не мстила ему. [110]
с Сигизмундом (1392–1395 гг . Раздор )
Зять Ядвиги, Сигизмунд, коронованный король Венгрии, [111] начал переговоры с Тевтонскими рыцарями о разделе Польши в начале 1392 года. [112] Ядвига встретила Марию в Старой Любовне в мае и вернулась в Краков только в начале июля. [113] По словам Оскара Галецкого, она, скорее всего, сопровождала мужа в Литву, поскольку до конца августа была далеко от Кракова. [114] 4 августа двоюродный брат Владислава-Ягайлы, Витаутас , который ранее бежал из Литвы к Тевтонским рыцарям, отдал дань уважения Владиславу-Ягайле недалеко от Лиды в Литве. 4 августа [114]
Переговоры между Сигизмундом и великим магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Валленроде продолжались при посредничестве Владислава Ополе. [115] Однако южная граница Венгрии была подвержена вторжениям Османской империи, что не позволяло Сигизмунду принять военные меры против Польши. [116] Валленроде умер 25 июля 1393 года. [117] Его преемник Конрад фон Юнгинген начал переговоры с поляками. [117] В ходе дискуссий поляков поддержал легат Папы Бонифация IX Иоанн Мессинский. [117]
Ядвига была умелым посредником, славившимся своей беспристрастностью и умом. [103] В октябре 1393 года она отправилась в Литву, чтобы помирить своего зятя Скиргайлу с Витовтом. [118] Отношения между Польшей и Венгрией оставались напряженными. [119] Сигизмунд вторгся в Молдавию, вынудив Стефана I Молдавского принять его сюзеренитет в 1394 году. [119] Вскоре после того, как венгерские войска покинули Молдавию, Стефан отправил своих послов к Ядвиге и Ягайле, пообещав помочь Польше в борьбе с Венгрией, Османской империей и Тевтонскими рыцарями. [119]
17 мая 1395 года Мария умерла в результате несчастного случая. [120] По договору 1383 года между их матерью и польскими панами Ядвига была наследницей своей бездетной сестры в Венгрии. [121] Влад I Валахский , венгерский вассал, 28 мая издал акт о подчинении, признав Ядвигу и ее мужа законными преемниками Марии. [122] Близкий сторонник овдовевшего короля Стибор Стиборицкий изгнал Влада из Валахии. [123] Владислав-Ягайло собрал свои войска на польско-венгерской границе, но Юсташ Йолсвай , Палатин Венгрии , и Иоанн Канижай , архиепископ Эстергомский , остановили его вторжение в Венгрию. [120] [123] В сентябре Конрад фон Юнгинген заявил курфюрстам Священной Римской империи , что союз Польши, Литвы и Венгрии под властью Владислава-Ягайлы поставит под угрозу христианский мир. [124] Однако большинство противников Сигизмунда, которых было особенно много в Хорватии, поддержали притязания Ладислава Неаполитанского , последнего мужчины-члена Анжуйского дома Капетингов. [125] 8 сентября наиболее влиятельные венгерские лорды заявили, что не поддержат никаких изменений в правительстве, пока Сигизмунд находится далеко от Венгрии и сражается против турок-османов. [124] До конца года мирные переговоры между представителями Венгрии и Польши завершились соглашением. [126] Ядвига приняла титул «наследницы Венгрии», но она и ее муж не предприняли никаких дальнейших действий против Сигизмунда. [127]
рыцарями (1395–1399 гг Конфликт с Тевтонскими . )
Отношения между Литвой и Тевтонскими рыцарями оставались напряженными. [128] Ядвига и ее польские советники пригласили Великого Магистра Конрада фон Юнгингена в Польшу, чтобы начать новые переговоры в июне 1396 года. [129] Обострились также конфликты с Владиславом Ополе и Семовитом Мазовецким, которые не отказались от своих притязаний на части Малороссии и Куявии . [130] Чтобы продемонстрировать, что территории находились под прямым контролем Ядвиги, Владислав-Ягайла Белзское герцогство (в Малороссии) и Куявию . в начале 1397 года подарил ей [131] Однако Ядвига и ее польские советники хотели избежать войны с Тевтонским орденом. [132] В ответ Владислав-Ягайло заменил большинство польских «старостов» (олдерменов) в Малороссии местными православными дворянами. [132] Согласно немецким источникам, Владислав-Ягайла и Витаутас совместно попросили Папу Бонифация IX санкционировать коронацию Витаутаса как короля Литвы и Малороссии. [132]
Ядвига и Юнгинген встретились во Влоцлавеке в середине июня, но не пришли к компромиссу. [133] Тевтонский орден поручил Владиславу Ополе представить свои претензии Добжиню против Ядвиги. [134] Ядвига и ее муж встретили Сигизмунда Венгерского, который вернулся туда после своего катастрофического поражения в битве при Никополе . 14 июля [135] Кажется, они пришли к компромиссу, ведь Сигизмунд предложил быть посредником между Польшей, Литвой и Тевтонскими рыцарями. [136] По просьбе Ядвиги 20 июля 1397 года Вацлав Богемский дал разрешение на открытие в Праге коллегии для литовских студентов. [137] Ядвига, которая провела «много бессонных ночей», думая об этом проекте, по ее словам, 10 ноября издала устав учреждения колледжа. [137]
Она начала новые переговоры с Тевтонскими рыцарями, но Конрад фон Юнгинген отправил ей навстречу простого рыцаря в мае 1398 года. [138] Двоюродный брат Владислава-Ягайлы Витаутас также вступил в переговоры с Тевтонскими рыцарями, потому что хотел объединить Литву и Малороссию под своей властью и получить королевскую корону от Святого Престола. [139] Согласно хронике Иоанна Посилге , который был чиновником Тевтонского ордена, Ядвига отправила Витаутасу письмо, напоминая ему платить ежегодную дань, которую Владислав-Ягайло пожаловал ей в качестве приданого . [132] [140] Оскорбленный требованием Ядвиги, Витаутас запросил мнение литовских и русинских панов, которые отказались от притязаний Ядвиги на дань. [132] 12 октября 1398 года он подписал мирный договор с Тевтонскими рыцарями, не ссылаясь на право Владислава-Ягайлы подтвердить его. [139] Оскар Халеки говорит, что «сенсационная история» Посильге — это либо выдумка, основанная на сплетнях, либо догадка летописца. [141]
Беременность и смерть ( 1399 г. )
Ядвига была бездетной более десяти лет, что, согласно летописям, написанным в тевтонских землях, вызывало конфликты между ней и ее мужем. [142] Она забеременела в конце 1398 или начале 1399 года. [143] Сигизмунд, король Венгрии, прибыл в Краков в начале марта, чтобы вести переговоры о кампании по защите Валахии от турок-османов. [144] Витовт, чтобы укрепить свою власть над русскими княжествами, решил отправиться в поход против Тимура , подчинившего Золотую Орду . [145] Согласно хронике Яна Длугоша , Ядвига предупредила польских дворян не присоединяться к кампании Витаутаса, потому что она закончится неудачей. [145] Галецкий говорит, что большое количество польских рыцарей, присоединившихся к экспедиции Витаутаса, доказывает, что отчет Длугоша недостоверен. [146]
По случаю ожидаемого рождения царской четы двоюродный брат Ягайлы Витаутас , великий князь литовский отправил царскому двору дорогие подарки, в том числе серебряную колыбельку , от имени себя и своей жены Анны . [147] Первые гороскопы, написанные для ребенка Ядвиги и Ягайлы, предсказывали появление сына в середине сентября 1398 года. [148] девочка была доставлена на свет Однако 22 июня 1399 года в Вавельском замке . В сообщениях того времени говорилось, что ребенок родился преждевременно. [149] По гороскопу она на самом деле родилась немного поздно. Однако срок родов 18 июня исключит подозрение на беременность уже в середине сентября. [150]
Новорожденную принцессу назвали Элизабет Бонифация ( польский : Elżbieta Bonifacja , литовский : Elżbieta Bonifacia ), в честь матери Ядвиги и Папы Бонифация IX, который в письме от 5 мая 1399 года согласился стать крестным отцом при условии, что младенца будут звать Бонифаций. или Бонифация. Ее крестил Петр Выш Радолиньский , епископ Краковский . [151] Однако младенец умер всего через три недели, 13 июля 1399 года. [152] Ядвига тоже лежала на смертном одре. Станислав Скарбимежский выразил надежду, что она выживет, назвав ее духовной матерью бедных, слабых и больных Польши. [153] Она посоветовала мужу жениться на Анне Киллийской , внучке Казимира Великого. [154] - что он и сделал - и умер 17 июля 1399 года, через четыре дня после ее новорожденной дочери. [152] [146]
Ядвига и ее дочь были похоронены вместе в Вавельском соборе 24 августа 1399 года. [152] [146] как это предусмотрено в последней воле королевы. 12 июля 1949 года, 550 лет спустя, их могила была открыта; от мягких хрящей ребенка ничего не осталось. [155]
Семья [ править ]
Предки Ядвиги Польской [156] |
---|
Следующее генеалогическое древо иллюстрирует связь Ядвиги с ее известными родственниками. Короли Польши окрашены в синий цвет.
Конрад I Мазовецкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казимир I Куявский | Сиемовит I Мазовецкий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владислав Локоть ( годы правления 1320–1333). | Земомысл Куявский | Болеслав II Мазовецкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казимир Великий ( годы правления 1333–1370) | Елизавета Польская | Казимир II Куявский | Тройден I Мазовецкий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Елизавета Польская | Елизавета Куявская | Владислав Белый | Анна Польская | Сиемовит III Мазовецкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Елизавета Померанская | Людовик Великий ( годы правления 1370–1382) | Елизавета Боснийская | Семовит IV Мазовецкий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сигизмунд Люксембургский | Мария Венгерская | Ядвига ( годы правления 1384–1399) | Владислав-Ягайла ( годы правления 1386–1434) | Анна из Чилли | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наследие [ править ]
Достижения [ править ]
Два ведущих историка, Оскар Галецкий и С. Харрисон Томсон, согласны с тем, что Ядвига была одним из величайших правителей Польши, сравнимым с Болеславом Храбрым и Казимиром Великим . [157] Ее брак с Владиславом-Ягайлой позволил объединить Польшу и Литву , создав большое государство в Центрально-Восточной Европе. [157] Решение Ядвиги выйти замуж за «пожилого» Владислава-Ягайлы вместо своего любимого жениха Вильгельма Габсбурга в польской историографии часто описывалось как жертва ради своей страны. [8] Ее биографы подчеркивают усилия Ядвиги по сохранению мира с Тевтонским орденом, что позволило Польше подготовиться к решающей войне против рыцарей. [158] Бездетная смерть Ядвиги ослабила позиции Владислава-Ягайлы, поскольку его претензии на Польшу были основаны на их браке. [159] Через шесть дней после ее похорон Владислав-Ягайло уехал из Польши в Малороссию, заявив, что должен вернуться в Литву после смерти жены. [152] Польские паны отправили во Львов своих послов для начала переговоров с ним. [152] Делегаты принесли ему новые клятвы верности, подтвердив его положение короля. [152] По требованию лордов он согласился жениться на Анне Киллийской. [152] Их свадьба состоялась 29 января 1402 года. [160]
Культурная и благотворительная деятельность Ядвиги имела исключительное значение. [158] Она основала новые больницы, школы и церкви, а также восстановила старые. [158] Ядвига пропагандировала использование народного языка в церковных службах, особенно пение гимнов на польском языке. [158] По ее заказу Священное Писание было переведено на польский язык. [158]
Казимир Великий уже в 1364 году основал Краковский университет , но он не пережил его смерть. [161] Владислав-Ягайло и Ядвига совместно обратились к Папе Бонифацию IX с просьбой санкционировать создание богословского факультета в Кракове. [162] Папа удовлетворил их просьбу 11 января 1397 года. [163] [164] Ядвига купила для университета дома на центральной улице Кракова. [164] Однако факультет был открыт только через год после смерти Ядвиги: 26 июля 1400 года Владислав-Ягайла издал устав восстановленного университета. [161] [163] [164] Согласно завещанию Ядвиги, восстановление университета частично финансировалось за счет продажи ее украшений. [162]
Святость [ править ]
Святая Ядвига Польская | |
---|---|
Почитается в | Католическая церковь |
Беатифицированный | 8 августа 1986 года, Краков, Польша, Папа Иоанн Павел II. |
канонизирован | 8 июня 1997 г., Краков, Польша, Папа Иоанн Павел II. |
Главный храм | Вавельский собор , Краков, Польша |
Праздник | 17 июля |
Атрибуты | Королевское платье и туфли, фартук, полный роз. |
Покровительство | Польша, королевы, объединенная Европа, студенты, матери [165] |
Оскар Халецкий пишет, что Ядвига передала народам Центрально-Восточной Европы «универсальное наследие Христианской республики , которое на Западе тогда приходило в упадок, но в Центрально-Восточной Европе начало процветать и смешиваться с миром до Ренессанса». [4] Она была тесно связана со святыми принцессами XIII века, почитаемыми в Венгрии и Польше, в том числе с Елизаветой Венгерской и ее племянницами Кингой и Иоландой , а также Саломеей Польской . [166] Она родилась в семье, известной своим религиозным рвением. [167] [157] Она посещала мессу каждый день. [8] По семейной традиции Ядвига была особенно предана Пресвятой Деве Марии . [168] Надпись, выгравированная по ее просьбе на драгоценной чаше, поставленной в Вавельском соборе , просила Богоматерь передать Польшу под свое покровительство. [168]
Ядвигу почитали в Польше вскоре после ее смерти. [169] Станислав Скарбимежский в своей проповеди, написанной на ее похоронах, утверждает, что она была «самой христианской королевой». [169] Павел Заторский упомянул восковые фигуры, поставленные у ее могилы. [169] В проповедях, написанных в начале 15 века, подчеркивалось, что Ядвига была представительницей традиционных добродетелей святых женщин, таких как милосердие и доброжелательность. [169] Вклад Ядвиги в восстановление Краковского университета упоминался также учеными начала 15 века. [169]
В оправдание ее святости рассказывались многочисленные легенды о чудесах. Двумя наиболее известными являются «крест Ядвиги» и «нога Ядвиги»:
Ядвига часто молилась перед большим черным распятием, висящим в северном приделе Вавельского собора. Говорят, что во время одной из этих молитв Христос с ней заговорил на кресте. Распятие, «Крест Святой Ядвиги», все еще находится там, а под ним - ее мощи. Из-за этого события ее считают средневековым мистиком. [170] [ нужна страница ] По другой легенде, Ядвига сняла со своей ноги украшение и отдала его бедному каменщику, умолявшему ее о помощи. Когда королева ушла, он заметил ее след на оштукатуренном полу своего рабочего места, хотя к ее визиту штукатурка уже затвердела. Предполагаемый след, известный как «нога Ядвиги», до сих пор можно увидеть в одной из краковских церквей . [171]
В еще одной легенде Ядвига принимала участие в процессии Дня Тела Христова, когда сын медника утонул, упав в реку. Ядвига накинула свою мантию на тело мальчика, и он вернулся к жизни. [172]
8 июня 1979 года Папа Иоанн Павел II молился у ее саркофага; а Конгрегация богослужения и дисциплины таинств официально подтвердила ее беатификацию 8 августа 1986 года. Папа канонизировал Ядвигу в Кракове 8 июня 1997 года. [165]
В популярной культуре [ править ]
Хедвигис. Dziedziczka królestwa о молодости и правлении Ядвиги (2021), польский исторический роман Кшиштофа Конопки , рассказывает историю Ядвиги, ее сестры Марии и их матери. [173]
Королева Ядвига — главная героиня третьего сезона польского исторического сериала «Корона королей ». Ее играет Дагмара Брайжек . Ребенка Ядвигу играют Наталья Вольская и Амелия Завадская. [174]
Ядвига появляется как лидер польской цивилизации в пошаговой стратегической игре Civilization VI , специализирующейся на религии и территориальной экспансии. Она также участвует в Age of Empires II: Definitive Edition - Dawn of the Dukes . собственной кампании [175]
Ядвига — игровой персонаж в мобильной/компьютерной игре Rise of Kingdoms .
См. также [ править ]
- История Польши во времена династии Пястов
- История Польши во времена династии Ягеллонов.
- Святая Ядвига Польская, покровительница архива
Примечания [ править ]
- ↑ Ядвига была официально коронована как «король Польши» — Хедвиг Рекс Полони , а не Хедвиг Регина Полони . Польский закон не содержал положения о женщине-правителе ( царствующей королеве ), но не уточнял, что монархом должен быть мужчина.
- ↑ Имя Ядвиги впервые было записано в инструкциях венгерским послам во Франции 17 апреля 1384 года. [1] Если к тому времени Ядвиге исполнится двенадцать лет — минимальный возраст, предусмотренный каноническим правом для вступления девочек в брак, [7] она должна была родиться до 18 февраля 1374 года. [6]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 56.
- ^ Вольф 1993 , с. хiii.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Энгель 2001 , с. 169.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дучмаль, Малгожата (1996). Ягеллонцы . Краков: Wydawnictwo Literackie. стр. 305. ISBN 83-08-02577-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Sroka 1999 , pp. 54–55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Gromada 1999 , p. 434.
- ^ Халецкий 1991 , с. 89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис 2005 , с. 90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 58.
- ^ Банкноты 1994 года , стр. 39–40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мороз 2015 , с. 8.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 65, 93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Энгель 2001 , с. 170.
- ^ Халецкий 1991 , с. 65.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 64–65.
- ^ Халецкий 1991 , с. 71.
- ^ Халецкий 1991 , с. 52.
- ^ Мороз 2015 , стр. 8, 10.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 72–73.
- ^ Халецкий 1991 , с. 73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мороз 2015 , с. 10.
- ^ Энгель 2001 , с. 173.
- ^ Энгель 2001 , с. 195.
- ^ Взлет 2012 , с. 195.
- ^ Халецкий 1991 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Халецкий 1991 , с. 100.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 66, 100.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 69–70.
- ^ Мороз 2015 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Халецкий 1991 , с. 101.
- ^ Мороз 2015 , с. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 104.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Удалить 1986 , с. 202.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 71, 104.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 103–104.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Халецкий 1991 , с. 106.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 101, 106.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Халецкий 1991 , с. 107.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 107–108.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Халецкий 1991 , с. 108.
- ^ Мороз 2015 , с. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 109.
- ^ Джексон 1999 , с. 188.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 113.
- ^ Анналы Яна Длугоша (1384 г.), стр. 344.
- ^ Дэвис 2005 , с. 91.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мороз 2015 , с. 17 (примечание 38).
- ^ Нолл 2011 , с. 37.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 114–115.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 114.
- ^ Халецкий 1991 , с. 116.
- ^ Мороз 2015 , с. 17.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 116–117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мороз 2015 , стр. 17, 33.
- ^ Халецкий 1991 , с. 117.
- ^ Халецкий 1991 , с. 118.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 121–123.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 123.
- ^ Мороз 2015 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Анналы Яна Длугоша (1385 г.), стр. 345.
- ^ Халецкий 1991 , с. 127.
- ^ Халецкий 1991 , с. 129.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 127, 129.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мороз 2015 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 130.
- ^ Халецкий 1991 , с. 131.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 132.
- ^ Халецкий 1991 , с. 132-135.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 132–133.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 135.
- ^ Анналы Яна Длугоша (1385 и 1386 гг. н.э.), стр. 346–347.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 134–135.
- ^ Анналы Яна Длугоша (1385 г.), стр. 346.
- ^ Халецкий 1991 , с. 138.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 139.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис 2005 , с. 95.
- ^ Мороз 2015 , стр. 47, 50.
- ^ Gromada 1999 , pp. 434–435.
- ^ Мороз 2015 , стр. 34, 47.
- ^ Халецкий 1991 , с. 157.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 139–140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мороз 2015 , с. 4.
- ^ Мороз 2015 , с. 49.
- ^ Халецкий 1991 , с. 147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Взлет 2012 , с. 74.
- ^ Мороз 2015 , стр. 49–50.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 150–151.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 152.
- ^ Джексон 1999 , с. 190.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 155.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 160.
- ^ Анналы Яна Длугоша (1386 г.), стр. 348.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 158.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 157–159.
- ^ Энгель 2001 , с. 198.
- ^ Энгель 2001 , стр. 198–199.
- ^ Халецкий 1991 , с. 164.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 165–166.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Gromada 1999 , p. 435.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 166.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Удалить 1986 , с. 203.
- ^ Халецкий 1991 , с. 156.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 167–168.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 170.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 137, 180.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 180.
- ^ Энгель 2001 , с. 199.
- ^ Халецкий 1991 , с. 194.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 195–197.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 198.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 200–201.
- ^ Халецкий 1991 , с. 207.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 211.
- ^ Халецкий 1991 , с. 199.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 214.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энгель 2001 , с. 201.
- ^ Халецкий 1991 , с. 220.
- ^ Халецкий 1991 , с. 221.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 222.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 224.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 223–224.
- ^ Халецкий 1991 , с. 225.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 226–227.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 230–233.
- ^ Халецкий 1991 , с. 233.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 234–235.
- ^ Халецкий 1991 , с. 235.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мороз 2015 , с. 89.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 236–237.
- ^ Халецкий 1991 , с. 237.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 236, 238.
- ^ Халецкий 1991 , с. 240.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 247.
- ^ Халецкий 1991 , с. 241.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , стр. 242–243.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 243–244.
- ^ Халецкий 1991 , с. 244.
- ^ Халецкий 1991 , с. 245.
- ^ Халецкий 1991 , с. 252.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 252–253.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , стр. 256–257.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халецкий 1991 , с. 257.
- ^ Ядвига Кшижанякова. «Интервью о королеве Польши Ядвиге» (на венгерском языке). Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Озог, с. 135, 322
- ^ Вдовишевский, стр. 443.
- ↑ Астролог сказал, что королева родит 18 июня, но она родила 22 июня; Снежиньска-Столот, стр. 5–32.
- ^ Вдовишевский, стр. 250.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Мороз 2015 , с. 91.
- ^ Бжезинская 1999 , стр. 407–408.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 264–265.
- ^ Ольбрихт и Кусяк, стр. 256–66.
- ^ Халецкий 1991 , с. 365.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Gromada 1999 , p. 433.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Gromada 1999 , p. 436.
- ^ Халецкий 1991 , с. 263.
- ^ Халецкий 1991 , с. 265.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис 2005 , с. 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 262.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , стр. 261–262.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Gromada 1999 , p. 437.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Святая Ядвига Польская - Святые и ангелы - Католик онлайн» . Католик онлайн . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Халецкий 1991 , стр. 82, 90.
- ^ Энгель 2001 , стр. 170–171.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халецкий 1991 , с. 115.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бжезинская 1999 , стр. 408.
- ^ Ясеница 1988 .
- ^ «Сказание о ножке царицы Ядвиги» . Краков.путешествие . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Католическая мировая культура, Глава XXIII, стр. 146–151.
- ^ «Хедвигис. Наследница королевства | Кшиштоф Конопка» . Lubimyczytać.pl (на польском языке) . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ "Новые серии "Короны королей" с сентября на ТВП1. Дагмара Брайжек и Василий Васылык в главных ролях (видео)" . www.wirtualnemedia.pl (на польском языке). 26 июня 2019 г. Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Бекхеллинг, Имоджен (11 августа 2021 г.). «Age Of Empires 2: Definitive Edition добавляет новые цивилизации — поляков и богемцев» . РПС . Проверено 16 мая 2022 г.
Источники [ править ]
Первоисточники [ править ]
- Анналы Яна Длугоша (английское сокращение Мориса Майкла с комментариями Пола Смита) (1997). Публикации ИМ. ISBN 1-901019-00-4 .
Вторичные источники [ править ]
- Бжезинская, Анна (1999). «Ядвига Анжуйская как образ доброй королевы в Польше позднего средневековья и раннего Нового времени». Польское обозрение . XLIV (4). Польский институт искусств и наук Америки: 407–437.
- Дэвис, Норман (2005). Божья площадка: История Польши, Том I: От истоков до 1795 года (пересмотренное издание) . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-12817-9 .
- Делетант, Деннис (1986). «Молдавия между Венгрией и Польшей, 1347–1412». Славянское и восточноевропейское обозрение . 64 (2): 189–211.
- Дучмаль, Малгожата (1996). Ягеллонцы . Краков: Wydawnictwo Literackie. ISBN 83-08-02577-3 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Фрост, Роберт И. (2015). Оксфордская история Польши-Литвы, Том I: Создание польско-литовской унии, 1385–1567 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-820869-3 .
- Громада, Таддеус В. (1999). «Видение Оскара Халецкого святой Ядвиги Анжуйской». Польское обозрение . XLIV (4). Польский институт искусств и наук Америки: 433–437.
- Халеки, Оскар (1991). Ядвига Анжуйская и возвышение Центрально-Восточной Европы . Польский институт искусств и наук Америки. ISBN 0-88033-206-9 .
- Джексон, Гуида М. (1999). Женщины-правители на протяжении веков: Иллюстрированное руководство . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-091-3 .
- Ясеница, Павел (1988). Polska Jagiellonów [Ягеллонская Польша] (на польском языке). Национальный издательский институт. ISBN 83-06-01796-Х .
- Нолл, Пол В. (2011). «Религиозная толерантность в Польше шестнадцатого века: политические реалии и социальные ограничения». В Лаутане, Ховард ; Коэн, Гэри Б.; Сабо, Франц А.Дж. (ред.). Разнообразие и инакомыслие: обсуждение религиозных различий в Центральной Европе, 1500–1800 гг . Книги Бергана. стр. 30–52. ISBN 978-0-85745-108-8 .
- Монтер, Уильям (2012). Возвышение женщин-королей в Европе, 1300–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17327-7 .
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97290-4 .
- Срок, Станислав Анджей (1999). венгерских анжуйцев Генеалогия (на польском языке). Научное общество Societas Vistulana. ISBN 83-909094-1-3 .
- Вдовишевский, Зигмунт (2005). Генеалогия Ягеллонов и Дома Васа в Польше (на польском языке). Авалон.
- Вольф, Армин (1993). «Правящие королевы в средневековой Европе: когда, где и почему». В Парсонсе, Джон Карми (ред.). Средневековое королевство . Издательство Саттон. стр. 169–188. ISBN 0-7509-1831-4 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хайнце, Карл (8 декабря 2003 г.). Балтийские саги . Издательство Virtualbookworm. ISBN 1-58939-498-4 .
- Келлог, Шарлотта (1931). Ядвига, Великая королева Польши . Компания Макмиллан.
- Роуэлл, Южная Каролина (2006). «1386 год: Брак Ягайлы и Ядвиги олицетворяет союз Литвы и Польши» . Литовские исторические исследования . 11 . Lietuvos istorijos institutas: 137–144. дои : 10.30965/25386565-01101007 . ISSN 1392-2343 .
- Луковский, Ежи; Хуберт Завадски (20 сентября 2001 г.). Краткая история Польши . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-55917-0 .
- Тернбулл, Стивен; Ричард Хук (30 мая 2003 г.). Танненберг 1410 . Издательство Оспри. ISBN 1-84176-561-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- Святая Ядвига , официальная страница Вавельского собора
- Фонд королевы Ядвиги Деятельность QJF вдохновлена жизнью и достижениями святой королевы Ядвиги.
- 1370-е годы рождения
- 1399 смертей
- Польские монархи XIV века
- Христианские святые XIV века
- Царствующие королевы XIV века
- Венгерские женщины XIV века
- Короли Польши
- Великие княжны Литовские
- Похороны в Вавельском соборе
- Святые женщины средневековой Польши
- Смерти при родах
- Дом Анжу-Венгрия
- Венгерские принцессы
- Ягеллонский университет
- Средневековые дети-монархи
- Средневековые польские святые
- Люди византийского происхождения
- Принцессы Польши
- Польские римско-католические святые
- Римско-католические королевские святые
- Королевы-правительницы Польши
- Почитаемые католики Папой Иоанном Павлом II
- Беатификации Папы Иоанна Павла II
- Канонизации Папы Иоанна Павла II
- Святые женщины средневековой Венгрии
- Средневековые венгерские святые
- Святые покровители Польши
- Христианские миссионеры в Европе