Ян Матейко
Ян Матейко | |
---|---|
Рожденный | Ян Алойзи Матейко 24 июня 1838 г. |
Умер | 1 ноября 1893 г. | ( 55 лет
Место отдыха | Раковицкое кладбище , Краков, Польша. |
Национальность | Польский |
Другие имена | Ян Матейко |
Образование | |
Известный | Живопись, рисунок, преподавание |
Заметная работа | |
Движение | Историческая живопись , академическое искусство |
Супруг | Теодора Гебултовска |
Награды |
Ян Алойзи Матейко (англ. Польское произношение: [ˈjan aˈlɔjzɨ maˈtɛjkɔ] ; также известный как Ян Матейко ; 24 июня 1838 г. [номер 1] XIX века — 1 ноября 1893) — польский художник, ведущий представитель исторической живописи , известный тем, что изображал узловые события польской истории. [2] [3] Его работы включают крупномасштабные картины маслом , такие как Станьчик (1862 г.), Рейтан (1866 г.), Люблинская уния (1869 г.), Астроном Коперник или Беседы с Богом (1873 г.), [4] или Грюнвальдская битва (1878 г.). Он был автором многочисленных портретов, галереи польских монархов в книжной форме и фресок в базилике Святой Марии в Кракове . Многие считают его самым знаменитым польским художником , а иногда и «национальным художником» Польши. [2] [3] [5]
Матейко провел большую часть своей жизни в Кракове . В четырнадцать лет он поступил в Краковскую Академию изящных искусств , где учился у таких известных художников, как Войцех Корнели Штаттлер и Владислав Лушкевич, и написал свою первую крупную историческую картину в 1853 году. Его раннее знакомство с революциями в Кракове и военной службой его братья повлияли на его художественные темы. После изучения искусства в Мюнхене и Вене он вернулся в Краков и открыл студию. Постепенно он получил признание, продав ключевые картины, которые погасили его долги и создали некоторые из его самых известных работ, в том числе Станьчика и Проповедь Скарги . Искусство Матейко сыграло ключевую роль в продвижении польской истории и национальной идентичности в то время, когда Польша была разделена и не имела политической автономии.
В то же время стиль живописи Матейко критиковали как старомодный и чрезмерно театральный, называя его «антикварным реализмом». Его работы часто теряли свою историческую значимость при показе за рубежом из-за незнания публикой польской истории. Поддержка Матейко дела Польши заключалась не только в его искусстве; он также внес финансовый и материальный вклад в Январское восстание 1863 года . Позже он стал директором Художественной академии в Кракове, которая со временем была переименована в Академию изящных искусств Яна Матейко . Ряд его учеников сами по себе стали выдающимися художниками, в том числе Маурици Готлиб , Яцек Мальчевский , Юзеф Мехоффер и Станислав Выспянский . При жизни он получил несколько наград, в том числе французский орден Почетного легиона . Матейко был среди известных людей, получивших нежелательное письмо от немецкого философа Фридриха Ницше , поскольку последний в январе 1889 года привел к своему психотическому срыву во время пребывания в Турине . [6] [7]
Биография [ править ]
Молодёжь [ править ]
Матейко родился 24 июня 1838 года в Вольном городе Кракове . [2] Его отец, Франтишек Ксаверий Матейко ( чеш : František Xaver Matějka ) (родился 1789 или 13 января 1793, умер 26 октября 1860), чех из деревни Роуднице , был выпускником школы Градец-Кралове , который позже стал репетитором и музыкальным учителем. учитель. [2] Сначала он работал в семье Водзицких в Костельниках, Польша, затем переехал в Краков , где женился на наполовину немке, наполовину поляке Иоанне Каролине Россберг (Розберг). [2] Ян был девятым из одиннадцати детей. Его мать умерла, когда он был очень молод, и его старший брат Францишек приложил руку к его воспитанию. [8] Он вырос в каменице на улице Флорианской . [9] После смерти матери в 1845 году о Яне, его братьях и сестрах заботилась его тетя по материнской линии Анна Замойска. [8]
В молодом возрасте он стал свидетелем краковской революции 1846 года и осады Кракова австрийцами в 1848 году - двух событий, которые положили конец Вольному городу Кракову . [2] Двое его старших братьев участвовали в обоих вооруженных конфликтах под командованием генерала Юзефа Бема . Один пал в бою, а другой был вынужден покинуть страну. [2] Матейко учился в средней школе Святой Анны , но бросил учебу в 1851 году из-за плохих оценок. [10] Матейко рано проявил художественный талант, но имел большие трудности с другими учебными предметами. [10] Он так и не овладел полностью иностранным языком. [11] Несмотря на это и благодаря своему исключительному мастерству, в четырнадцать лет он поступил в Школу изящных искусств в Кракове был современником Артура Гроттгера . , где с 1852 по 1858 год [2] Его учителями были Войцех Корнели Статтлер и Владислав Лушкевич . [12] он выбрал историческую живопись Своей специализацией и закончил свою первую крупную работу «Цари Шуйские перед Зигмунтом III» ( Carowie Szujscy przed Zygmuntem III ) в 1853 году (к этой теме он вернется за год до своей смерти, в 1892 году). [13] [12] [14] В это время он начал выставлять исторические картины в Краковском обществе друзей изящных искусств с 1855 года. [14] Его дипломный проект 1858 года I Старый плодотворным оказался «Сигизмунд облагораживал профессоров Ягеллонского университета» . [15]
После окончания учебы в 1859 г. [15] Матейко получил стипендию для обучения у Германа Аншюца в Академии изящных искусств в Мюнхене . [14] В следующем году он получил дополнительную стипендию для обучения в Венской академии изящных искусств , но всего через несколько дней и крупную ссору с Кристианом Рубеном Матейко вернулся в Краков. [16] Он открыл студию в своем семейном доме на Флорианской улице . [16] Прошли годы, прежде чем он добился коммерческого успеха. Он боролся как пресловутый «голодающий художник», который наконец отпраздновал победу, когда ему удалось продать « Царям Шуйским»… холст за пять флоринов . [2]
В 1860 году, на фоне культурной эрозии в разделенной Польше, Матейко опубликовал иллюстрированный альбом «Одежда в Польше» ( Ubiory w Polsce ), проект, отражающий его интенсивный интерес к историческим данным своей нации и его желание популяризировать ее среди поляков и попутно подогреть их патриотизм. [16] Его финансовое положение улучшилось, когда он продал две картины: « Убийство Zabite Wapowski na dla trumowania Генрик Валези ( Ваповского во время коронации Анри де Валуа» , 1861) и «Ян Кохановский над телом своей дочери Уршулки» ( Jan Kochanowski nad трамвай Urszulka , 1862). ), который погасил его долги. [17] В 1862 году был завершен его «Станчик» , первоначально не получивший особого признания, но со временем ставший одним из самых известных произведений Матейко. [18] Это знаменует собой явный переход от простого иллюстратора истории к комментатору ее морального содержания. [16]
Во время Январского восстания 1863 года, в котором он не принимал непосредственного участия из-за слабого здоровья, Матейко поддержал его материально, пожертвовав на это дело большую часть своих сбережений и лично доставив оружие в лагерь повстанцев. [16] Впоследствии его «Проповедь Скарги» ( Kazanie Skargi ) в мае 1864 года была выставлена в галерее Краковского общества друзей изящных искусств , что принесло ему широкую известность. [16] 5 ноября того же года он был избран членом Краковского научного общества ( Towarzystwo Naukowe Krakowskie ) в знак признания его вклада в изображение великих национальных исторических тем. [19] 21 ноября он женился на Теодоре Гебултовской , от которой у него родилось пятеро детей: Беата, Хелена , Тадеуш, Ежи и Регина. [16] Его дочь Хелена, также художница, позже помогала жертвам Первой мировой войны и была награждена Крестом Независимости от президента Станислава Войцеховского . [20]
Подняться к славе [ править ]
После 1865 года международное признание Матейко выросло. Его «Проповедь Скарги» была награждена золотой медалью на Парижском салоне 1865 года, что побудило графа Потоцкого ее за 10 000 флоринов [2] В 1867 году его картина «Рейтан» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке императором в Париже и была приобретена австрийским Францем Иосифом I за 50 000 франков. [21] [22] Следующей его крупной картиной была « Люблинская уния» ( Unia Lubelska ), созданная в 1867–1869 годах. Получив признание в Париже, Матейко был удостоен Креста Почетного легиона . [23] и был куплен сеймом Галичины . [24] За ним последовал Стефан Баторий во Пскове ( Stefan Batory pod Pskowem ), закончившийся в 1871 году. [23] В 1872 году он посетил Стамбул и по возвращении в Краков закончил « Астроном Коперник, или Беседы с Богом» ( Astronom Kopernik, czyli rozmowa z Bogiem ), который был приобретен Ягеллонским университетом . [23] С 1870-х годов ему помогал секретарь Мариан Горжковский, который стал его личным помощником, его ближайшим другом, моделью для ряда его картин и автором мемуаров о Матейко. [24] [25]
В 1872 году во время выставки в Праге ему предложили пост директора Пражской академии изящных искусств , за которым вскоре последовало аналогичное предложение от Краковской школы изящных искусств. [23] Он принял должность Кракова и в течение многих лет был его директором ( ректором ). [23] В 1874 году он закончил колокола « Подвешивание Сигизмунда» . [26] В 1878 году он создал еще один шедевр — » «Грюнвальдскую битву . [24] В том же году он получил «почетную большую золотую» медаль в Париже, а городской совет Кракова вручил ему церемониальный скипетр как символ его «королевского статуса в изобразительном искусстве». [24] В 1879 году вышла его «Рок 1863 — Полония» ( «Год 1863 — Полония» ), изображение Январского восстания . Начав работу в 1864 году, когда восстание шло на убыль, он на несколько лет отказался от работы, возможно, из-за потери нескольких близких друзей и членов семьи в ходе конфликта. Он томился незавершенным, пока князь Владислав Чарторыйский его приобретением не заинтересовался . По сей день оно считается незавершенным. [16] [27] [28]
1880–1882 годы были заняты еще одним большим произведением — «Прусская дань» ( Hołd Pruski ), которое Матейко подарил «польскому народу». Это принесло ему почетное гражданство Кракова. [24] Одна из площадей города была переименована в площадь Матейко. [24] В 1883 году он закончил «Яна Собеского в Вене» ( Jan Sobieski pod Wiedniem ), который должен был быть подарен Папе Льву XIII как «дар польского народа». [14] [24] Будучи членом делегации, доставившей полотно в Рим, Матейко был награжден кавалером звезды ордена Пия IX . [29] Картина находится на постоянной выставке в Зале Собеского Ватикана Музеев . [30] Примерно в то же время он также стал высказываться по ряду политических вопросов, публикуя письма на такие темы, как польско-российские отношения . [29] Он также активно участвовал в защите и восстановлении исторических памятников Кракова. [31] В 1886 году он закончил картину, посвященную французской, а не польской истории, «Орлеанская дева» , изображающую Жанну д'Арк . [29] [32]
В 1887 году Матейко получил степень почетного доктора Ягеллонского университета и признание Австрийского общества Litteris et Artibus . [29] В 1888 году завершил Рацлавицкую битву ( Bitwa pod Racławicami ). [29] В 1888–1899 годах, чтобы оправдать свое новое ученое звание, он опубликовал группу из двенадцати рисунков с сопроводительными комментариями « История цивилизации в Польше » ( Dzieje Cywilizacji w Polsce ). [26] [29] Между 1890 и 1892 годами он опубликовал на бумаге серию работ, изображающих всех монархов Польши ( Poczet królów i książąt polskich — Короли и князья Польши , включая королев), популярность которых превратила их в канонические изображения своих подданных. [29] [33] 1891 год ознаменовался принятием Конституции 3 мая ( Konstytucja 3 Maja ). [29] Он продолжал сочинять еще одно масштабное произведение — «Клятвы Яна Казимежа» ( Śluby Jana Kazimierza ), но вмешалась смерть. [29] В 1892 году, за год до смерти, он завершил свой Автопортрет ( «Автопортрет» ). [29]
Портреты и другие работы [ править ]
Помимо исторических картин Матейко был плодовитым портретистом. [29] Среди его сюжетов были ректоры Ягеллонского университета Юзеф Шуйский и Станислав Тарновский , а также многочисленные портреты семьи и друзей, в том числе « Жена в свадебном платье » («Żona w sukni ślubnej») (1865 г., уничтожена женой во время ссоры и воссоздана в 1879 г.) и автопортрет (1892). [29] Всего Матейко является автором 320 картин маслом и нескольких тысяч рисунков и акварелей . [34] Он также разработал монументальные полихромные фрески для кирпичной готической базилики Святой Марии в Кракове (1889–1891), которая в 1978 году стала объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с Историческим центром Кракова . [35] [36]
Смерть [ править ]
Матейко страдал язвенной болезнью и умер в Кракове 1 ноября от внутреннего кровотечения. [31] Его похороны 5 ноября собрали большое количество людей, а о его смерти написали как минимум тридцать две европейские газеты. [37] Похоронен на Раковицком кладбище Кракова . [31]
Значение, стиль и темы [ править ]
Он считается одним из самых значительных польских художников . [2] [3] и многие считают его «величайшим художником-историком Польши». [5] или как «культовая фигура для нации в целом… [уже] к моменту его смерти». [26] Вильгельм фон Каульбах и его стиль «исторического символизма» оказали глубокое влияние на Матейко. Это было направлено не столько на точное представление событий прошлого, сколько давало художнику свободу интерпретации и открывало возможность смешивать исторические данные в выбранной перспективе. Техника Матейко в неоклассическом жанре получила высокую оценку за «яркость, детализацию и воображение». [26] [38]
Ему удалось пропагандировать польскую историю и укреплять память о былом историческом государстве, потерянном для мира, в то время как его страна оставалась разделенной между тремя цивилизованными европейскими державами, которые не давали своим польским уроженцам никакой перспективы политического самоопределения . [2] Его работы, распространенные посредством тысяч репродукций, стали стандартными иллюстрациями многих ключевых событий польской истории . [2] [3] Его иллюстрированный альбом 1860 года «Ubiory w Polsce» («Костюм в Польше») считается ценным историческим справочником. [39]
Критика и споры [ править ]
Критики его работ указывали на использование им традиционного, устаревшего или напыщенного стиля живописи, дискредитируя его за «антикварный реализм» и «театральные эффекты». [40] На зарубежных выставках тонкий исторический контекст его работ часто упускался из виду иностранной публикой. [14] [26] Иногда его картины вызывали споры. Например, Рейтан оскорбил ряд видных представителей польского дворянства , которые увидели в картине обвинение всему своему социальному классу. [23] [26] Его картины подвергались цензуре в Российской империи . Нацистская Германия планировала уничтожить как «Грюнвальдскую битву», так и «Прусское почтение» , что власти считали оскорблением немецкого взгляда на историю. Они составляли часть очень многих польских картин и произведений искусства, которые немцы планировали уничтожить в войне с польской культурой , но польское сопротивление успешно скрыло и то, и другое. [41]
Награды [ править ]
- Кавалер ордена Почетного легиона , 1870 г., за Люблинскую унию, 1869 г.
- Золотая медаль Парижского Салона 1867 года для Рейтана.
- Художественная медаль 1873 г., Вена.
- Член Академии художеств (1873).
- Почетная медаль Всемирной выставки (1878 г.).
- Командорский крест ордена Франца-Иосифа. [42]
- Командорский крест ордена Железной Короны.
- Командорский крест со звездой ордена Пия IX. [43]
- Золотая медаль Мюнхенской академии художеств.
- Папская золотая медаль Льва XIII.
- Медаль «За литературу и искусство», Вена.
- Почетный знак за произведения искусства и мастерства, Польша (1887 г.) [44]
- Почетное гражданство городов Краков , Львов , Перемышль , Ивано-Франковск , Стрый и Бжежаны.
- Почетный доктор Ягеллонского университета (1887). [45]
- Член Института Франции (1874 г.), Берлинской академии художеств (1874 г.), Академии Рафаэля в Урбино (1878 г.) и Венского художественного общества (1888 г.). [46]
Наследие [ править ]
Целью Матейко было сосредоточить внимание на основных темах польской истории, используя исторические источники и описывая события в мельчайших исторических деталях. [47] Его ранние картины представляют собой чисто исторические изображения без дидактического содержания. [16] Более поздние работы, начиная со Станьчика (1862), призваны вдохновить зрителя патриотическим посланием. [16] [48] Станьчик фокусируется на придворном шуте, изображенном как символ совести своей страны, сидящем в кресле на фоне вечеринки - одинокой фигуре, размышляющей о войне, игнорируемой радостной толпой. [26]
Его картины экспонируются во многих польских музеях, в том числе: Национальном музее в Варшаве , Национальном музее в Кракове , Национальном музее в Познани и Национальном музее во Вроцлаве . [31] В Национальном музее Кракова есть здание, полностью посвященное Матейко - Дом Яна Матейко ( Dom Jana Matejki ), занимающий его бывшую студию и семейный дом на Флорианской улице и открытый в 1898 году. [31] [49] Еще один музей, посвященный Матейко, - это усадебный дом Яна Матейко (Dworek Jana Matejki w Krzesławice) в деревне Кшеславице , где Матейко купил небольшое поместье в 1865 году. [24] [50]
Как учитель и влиятельный человек [ править ]
Более 80 художников были учениками Матейко, многие из которых оказали влияние во время его пребывания на посту директора Краковской школы изящных искусств , и их называют членами «Школы Матейко». [51] [26] [52] Некоторые впоследствии стали участниками кратковременного расцвета движения « Молодая Польша » ( Młoda Polska ), которое охватывало литературу, музыку, театр, а также изобразительное искусство и было рассеяно Первой мировой войной . Матейко прозвали «отцом молодой Польши». [53] Среди его учеников выдающимися были:
- Маурици Готлиб [52]
- Эфраим Мозес Лилии [54]
- Яцек Мальчевски [52]
- Елена Матейко , дочь Матейко
- Юзеф Мехоффер [52]
- Юзеф Панкевич
- Антони Пиотровски [52]
- Витольд Прушкувский [52]
- Ян Стыка [55]
- Влодзимеж Тетмайер
- Юзеф Унежиский , зять Матейко
- Леон Вычулковски [52]
- Станислав Выспянский [52]
- Ян Кохановский над телом мертвой дочери, 1862 год.
- Сэмюэл Зборовский на пути к казни
- Владислав I Локетек из Галереи польских монархов
- Конституция от 3 мая . Четырехлетний сейм. Раздел Комиссии по образованию. 1795 г. н. э. Королевский замок
- Астроном Коперник, или Беседы с Богом , 1873 год. На заднем плане: Фромборкский собор.
- Рисунок пером и тушью, возможно, Боны Сфорца , 1861 год.
Избранные работы [ править ]
Ниже приводится избранный список работ Матейко в хронологическом порядке.
# | Заголовок | Год | Техника и размер | Расположение | Иллюстрация |
1. | при III Шуйские короле Сигизмунде князья | 1853 | холст, масло 75,5 см × 109 см | Национальный музей во Вроцлаве | |
2. | Станьчик | 1862 | холст, масло 120 × 88 см | Национальный музей, Варшава | |
3. | Проповедь Скарги Skarga's Sermon | 1864 | холст, масло 224 × 397 см | Королевский замок, Варшава | |
4. | Рейтан | 1866 | холст, масло 282 × 487 см | Королевский замок, Варшава | |
5. | Алхимик Сендзивой ( Алхимик Сендивогий ) | 1867 | холст, масло 73 × 130 см | Музей искусств в Лодзи | |
6. | Люблинская уния ( Люблинская уния ) | 1869 | холст, масло 298 см × 512 см | Люблинский музей | |
7. | Стефан Баторий под Псковом ( Стефан Баторий под Псковом ) | 1872 | холст, масло 322 × 545 см | Королевский замок, Варшава | |
8. | с Астроном Коперник, или Беседы Богом | 1873 | холст, масло 225 × 315 см | Новый Колледж | |
9. | Сигизмунда колокола Подвешивание | 1874 | масло по дереву 94 × 189 см | Национальный музей, Варшава | |
10. | Смерть II. короля Пшемысла | 1875 | Современная галерея в Загребе | ||
11. | Грюнвальдская битва ( Грюнвальдская битва ) | 1878 | холст, масло 426 × 987 см | Национальный музей, Варшава | |
12. | - 1863 Полония год . | 1879 | холст, масло 156 × 232 см | Музей Чарторыйских, Краков | |
13. | Прусское почтение | 1880-82 | холст, масло 388 × 875 см | Национальный музей, Краков | |
14. | Ян III Собеский под Веной ( John III Sobieski at Vienna ) | 1883 | Музеи Ватикана | ||
15. | Вернихора | 1883-84 | холст, масло 290 × 204 см | Национальный музей, Краков | |
16. | в Познани. Любранского Академии Основание | 1886 | Национальный музей, Познань | ||
17. | Dziewica Orleańska дева Орлеанская | 1886 | холст, масло 484 х 973 см | Национальный музей, Познань | |
18. | Рацлавицкая битва ( Рацлавицкая битва ) | 1888 | холст, масло 450 × 890 см | Национальный музей, Краков | |
19. | цикл в Польше цивилизации История | 1888-1889 | |||
20. | Крещение Литвы | 1888 | холст, масло 60 × 115,5 см | Национальный музей, Варшава | |
21. | христианства Введение [в Польшу ] | 1889 | масло по дереву 79 × 120 см | Национальный музей, Варшава | |
22. | цикл королей и князей «Дружба Польши » | 1890-1892 | |||
23. | 1791 г. Конституция от 3 мая | 1891 | холст, масло 247 см × 446 см | Королевский замок, Варшава | |
24. | при III Шуйские короле Сигизмунде князья | 1892 | масло по дереву 42 см × 63 см | Дом Яна Матейко в Кракове | |
25. | Автопортрет ( Автопортрет ) | 1892 | холст, масло 160 см × 110 см | Национальный музей, Варшава | |
26. | Клятвы Яна Казимира ( Клятва Яна Казимира ) | 1893 | масло по дереву 315 см × 500 см | Национальный музей, Вроцлав |
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 7–8. ISBN 9788377858448 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Ян Матейко: художник и патриот, поощряющий польский национализм» . Информация-польша.buffalo.edu. Архивировано из оригинала 26 мая 2007 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Влияние истории на польское искусство» . Информация-польша.buffalo.edu. Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ «Беседы с Богом: Коперник Яна Матейко, выставка, 21 мая – 22 августа 2021 г.» . Национальная галерея Лондона . 2021.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильям Фиддиан Реддэуэй (1971). Кембриджская история Польши . Архив Кубка. п. 547. GGKEY:2G7C1LPZ3RN.
- ↑ Матейко Адресат письма к прославленным полякам от 4 января 1889 г. (на немецком языке)
- ↑ Письма Ницше, избранная переписка, бланк Вана 1889 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 12. ISBN 9788377858448 .
- ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 11. ISBN 9788377858448 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 18, 22–23. ISBN 9788377858448 .
- ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 18. ISBN 9788377858448 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 25. ISBN 9788377858448 .
- ^ Ян Матейко; Ежи Малиновский; Кристина Срочиньска; Юрий Бирюлов (1993). Матейко: Альбом (на польском языке). Аркады. ISBN 9788321336527 .
Матейко также дважды нарисовал сцены дани царей Шуйских Сигизмунду III, в 1853 и 1892 годах».
[Google Книги не отображают номер страницы для этой книги] - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бочнак (1975), с. 185
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 39. ISBN 9788377858448 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бочнак (1975), с. 186
- ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 78. ISBN 9788377858448 .
- ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 85. ISBN 9788377858448 .
- ^ Хенрик Марек Слочинский (2000). Матейко (на польском языке). Издатель Нижняя Силезия. стр. 81. ISBN 978-83-7023-820-9 .
- ^ АБ (5 декабря 2002 г.). «Елена из Матейкув Унежиска» . Miasta.gazeta.pl. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ Проект . Пресс-Книга-Движение. 1992. стр. cxliii.
- ^ Ян Матейко (1993). Матейко: картины маслом: каталог . Аркады. стр. 1963. ISBN. 978-83-213-3652-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бочнак (1975), с. 187
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бочнак (1975), с. 188
- ^ Станислав Выспянский; Мария Рыдлова (1994). Письма Станислава Выспяньского Юзефу Мехофферу, Генрику Опеньскому и Тадеушу Стриеньскому (на польском языке). Литературное издательство. стр. 75. ISBN 978-83-08-02562-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ванда Малашевская. «Матейко, Ян». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Проверено 28 мая 2014 г., http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T055919.
- ^ Ассоциация искусствоведов (1979). Искусство XIX века в Польше (на польском языке). Государственное издательство Научный. стр. 31–32. ISBN 9788301010485 .
- ^ Мечислав Третер (1939). Матейко: личность художника, творчество, форма и стиль (на польском языке). Ксенжница-Атлас. стр. 611.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бочнак (1975), с. 189
- ^ «Непорочное зачатие и комнаты Собеского» . vaticanstate.va . Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бочнак (1975), с. 190
- ^ Роксана Радван; Джон Ф. Асмус; Марта Кастильехо; Параскеви Пули; Остин Невин (1 декабря 2010 г.). Лазеры в консервации произведений искусства VIII . ЦРК Пресс. п. 173. ИСБН 978-0-415-58073-1 .
- ^ Барбара Чичиора-Чворног (2005). Ян Матейко (на польском языке). Бош. стр. 14. ISBN 978-83-89747-16-7 .
- ^ Ян Матейко 1838–1893: Картины, акварели, рисунки: выставка [ Ян Матейко 1838–1893: Картины, акварели, рисунки: выставка ] (на немецком языке). 1982. Кунстхалле Нюрнберг , 26 марта — 25 апреля 1982, Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг , 16 мая — 27 июня 1982, г. Картинная галерея Вессенберга, Констанц , 11 июля — 15 августа 1982 года.
- ^ Станислава Серафинская (1958). Ян Матейко: семейные воспоминания (на польском языке). Литературное издательство. стр. 575.
- ^ Гриффин, Джулия (2021). «Матейко, отец «Молодой Польши», беседа Юлии Гриффин» . Национальная галерея Лондона . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 428. ISBN 9788377858448 .
- ^ Чичиора, Барбара (2006). «Ян Матейко в Мюнхене» (PDF) (на немецком языке). раз взгляды . Проверено 5 марта 2016 г. (PDF; 261 КБ)
- ^ «ВЫСТАВКА: Большое художественное хранилище. Костюмы и костюмы из коллекции Яна Матейко» [ВЫСТАВКА: Большое художественное хранилище. Одежда и костюмы в коллекции Яна Матейко.]. Национальный музей в Кракове. 2012. Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Ежи Ян Лерский (1996). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 343. ИСБН 978-0-313-26007-0 .
- ^ Баторска, Данута (1992). «Политическая цензура Яна Матейко». Художественный журнал . 51 (1): 57–63. дои : 10.2307/777255 . JSTOR 777255 .
- ^ Чичиора-Чворног, Барбара. Ян Матейко . стр. 56.
- ^ Кшиштофович-Козаковска, Стефания. Польская живопись в зарубежных коллекциях . издатель Клющинский. 2001, стр. 12.
- ^ «Телеграммы офиса Кореспа» . Время . 190 :3. 21 августа 1887 г.
- ^ «Почетный доктор» . Ягеллонский университет (на польском языке).
- ^ «Кроника» . Курьер Львовский . 335 : 4. 2 декабря 1888 г.
- ^ Ян Чилверс (10 июня 2004 г.). Оксфордский словарь искусств . Издательство Оксфордского университета. п. 452. ИСБН 978-0-19-860476-1 .
- ^ Джеральдин Норман (1 января 1977 г.). Художники и живопись девятнадцатого века: словарь . Издательство Калифорнийского университета. п. 181. ИСБН 978-0-520-03328-3 .
- ^ «О странное» . Muzeum.krakow.pl. Архивировано из оригинала 24 мая 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Бочнак (1975), с. 191
- ^ Ярмул, Катажина (2004). Нагенгаст, Вероника (ред.). Художники школы Яна Матейко (на польском языке). Катовице: Силезский музей. ISBN 978-83874-5563-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час « Художники школы Яна Матейко» | Мероприятие» . Культура.пл. Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Гриффин, Джулия (2021). «Матейко, отец «Молодой Польши» » . Национальная галерея Лондона . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Гленда Абрамсон (1 марта 2004 г.). Энциклопедия современной еврейской культуры . Рутледж. п. 523. ИСБН 978-1-134-42865-6 .
- ^ «Считающийся величайшим художником-панораматом Польши, Ян Стыка умер сегодня 95 лет назад» . Проверено 29 апреля 2020 г.
Библиография [ править ]
- Адам Бочнак ; Владислав Конопчинский (1975). «Ян Матейко». Польский биографический словарь (на польском языке). Том ХХ.
- Баторска, Данута (весна 1992 г.). «Политическая цензура Яна Матейко». Художественный журнал . 51 (1). Непростые фигуры: 57–63. дои : 10.2307/777255 . JSTOR 777255 . ДЖСТОР
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Яна Матейко. Архивировано 14 апреля 2021 г. на сайте Wayback Machine chambroch.com.
- Галерея картин со ссылками на биографию (289 слов) и библиографические страницы (12 книг).
- Галерея Матейко , wawel.net
- Галерея Матейко , malarze.com
- Ян Матейко , Culture.pl
- «Одежда и костюмы...» Из собрания Яна Матейко (на польском языке)
- «Художники школы Яна Матейко»
- www.Jan-Matejko.org Сайт, посвященный Матейко.
- 1838 рождений
- 1893 смерти
- Польские художники-мужчины XIX века
- Художники исторических сюжетов XIX века.
- Польские художники XIX века.
- Люди из Вольного города Кракова
- Художники из Австро-Венгрии.
- Военные художники XIX века
- Академическое искусство
- Художники из Кракова
- Похороны на Раковицком кладбище.
- Смертность от перитонита
- Конные художники
- Художники-историки
- Выпускники Ягеллонского университета
- Выпускники Академии изящных искусств Яна Матейко.
- Академический состав Академии художеств Яна Матейко
- Семья Матейко
- Члены Академии Художеств
- Военное искусство
- Польские австро-венгры
- Польские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Польские иллюстраторы
- Польские художники-мужчины
- Поляки чешского происхождения
- Польские католики
- Польские военные художники
- Польские художники-портретисты
- Лауреаты австрийской награды за науку и искусство
- Кавалеры Почетного легиона
- Военные художники
- Польские кавалеры Почетного легиона