Jump to content

Ян Матейко

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Ян Матейко
Матейко, до 1883 г.
Рожденный
Ян Алойзи Матейко

24 июня 1838 г.
Умер 1 ноября 1893 г. ) ( 1893-11-01 ) ( 55 лет
Место отдыха Раковицкое кладбище , Краков, Польша.
Национальность Польский
Другие имена Ян Матейко
Образование
Известный Живопись, рисунок, преподавание
Заметная работа
Движение Историческая живопись , академическое искусство
Супруг Теодора Гебултовска
Награды

Ян Алойзи Матейко (англ. Польское произношение: [ˈjan aˈlɔjzɨ maˈtɛjkɔ] ; также известный как Ян Матейко ; 24 июня 1838 г. [номер 1] XIX века — 1 ноября 1893) — польский художник, ведущий представитель исторической живописи , известный тем, что изображал узловые события польской истории. [2] [3] Его работы включают крупномасштабные картины маслом , такие как Станьчик (1862 г.), Рейтан (1866 г.), Люблинская уния (1869 г.), Астроном Коперник или Беседы с Богом (1873 г.), [4] или Грюнвальдская битва (1878 г.). Он был автором многочисленных портретов, галереи польских монархов в книжной форме и фресок в базилике Святой Марии в Кракове . Многие считают его самым знаменитым польским художником , а иногда и «национальным художником» Польши. [2] [3] [5]

Матейко провел большую часть своей жизни в Кракове . В четырнадцать лет он поступил в Краковскую Академию изящных искусств , где учился у таких известных художников, как Войцех Корнели Штаттлер и Владислав Лушкевич, и написал свою первую крупную историческую картину в 1853 году. Его раннее знакомство с революциями в Кракове и военной службой его братья повлияли на его художественные темы. После изучения искусства в Мюнхене и Вене он вернулся в Краков и открыл студию. Постепенно он получил признание, продав ключевые картины, которые погасили его долги и создали некоторые из его самых известных работ, в том числе Станьчика и Проповедь Скарги . Искусство Матейко сыграло ключевую роль в продвижении польской истории и национальной идентичности в то время, когда Польша была разделена и не имела политической автономии.

В то же время стиль живописи Матейко критиковали как старомодный и чрезмерно театральный, называя его «антикварным реализмом». Его работы часто теряли свою историческую значимость при показе за рубежом из-за незнания публикой польской истории. Поддержка Матейко дела Польши заключалась не только в его искусстве; он также внес финансовый и материальный вклад в Январское восстание 1863 года . Позже он стал директором Художественной академии в Кракове, которая со временем была переименована в Академию изящных искусств Яна Матейко . Ряд его учеников сами по себе стали выдающимися художниками, в том числе Маурици Готлиб , Яцек Мальчевский , Юзеф Мехоффер и Станислав Выспянский . При жизни он получил несколько наград, в том числе французский орден Почетного легиона . Матейко был среди известных людей, получивших нежелательное письмо от немецкого философа Фридриха Ницше , поскольку последний в январе 1889 года привел к своему психотическому срыву во время пребывания в Турине . [6] [7]

Биография [ править ]

Молодёжь [ править ]

Матейко родился 24 июня 1838 года в Вольном городе Кракове . [2] Его отец, Франтишек Ксаверий Матейко ( чеш : František Xaver Matějka ) (родился 1789 или 13 января 1793, умер 26 октября 1860), чех из деревни Роуднице , был выпускником школы Градец-Кралове , который позже стал репетитором и музыкальным учителем. учитель. [2] Сначала он работал в семье Водзицких в Костельниках, Польша, затем переехал в Краков , где женился на наполовину немке, наполовину поляке Иоанне Каролине Россберг (Розберг). [2] Ян был девятым из одиннадцати детей. Его мать умерла, когда он был очень молод, и его старший брат Францишек приложил руку к его воспитанию. [8] Он вырос в каменице на улице Флорианской . [9] После смерти матери в 1845 году о Яне, его братьях и сестрах заботилась его тетя по материнской линии Анна Замойска. [8]

Портрет отца Матейко, Францишека, и троих его детей, 1853 г., Национальный музей, Вроцлав.
Дом семьи Матейко на улице Флорианской , 41.

В молодом возрасте он стал свидетелем краковской революции 1846 года и осады Кракова австрийцами в 1848 году - двух событий, которые положили конец Вольному городу Кракову . [2] Двое его старших братьев участвовали в обоих вооруженных конфликтах под командованием генерала Юзефа Бема . Один пал в бою, а другой был вынужден покинуть страну. [2] Матейко учился в средней школе Святой Анны , но бросил учебу в 1851 году из-за плохих оценок. [10] Матейко рано проявил художественный талант, но имел большие трудности с другими учебными предметами. [10] Он так и не овладел полностью иностранным языком. [11] Несмотря на это и благодаря своему исключительному мастерству, в четырнадцать лет он поступил в Школу изящных искусств в Кракове был современником Артура Гроттгера . , где с 1852 по 1858 год [2] Его учителями были Войцех Корнели Статтлер и Владислав Лушкевич . [12] он выбрал историческую живопись Своей специализацией и закончил свою первую крупную работу «Цари Шуйские перед Зигмунтом III» ( Carowie Szujscy przed Zygmuntem III ) в 1853 году (к этой теме он вернется за год до своей смерти, в 1892 году). [13] [12] [14] В это время он начал выставлять исторические картины в Краковском обществе друзей изящных искусств с 1855 года. [14] Его дипломный проект 1858 года I Старый плодотворным оказался «Сигизмунд облагораживал профессоров Ягеллонского университета» . [15]

После окончания учебы в 1859 г. [15] Матейко получил стипендию для обучения у Германа Аншюца в Академии изящных искусств в Мюнхене . [14] В следующем году он получил дополнительную стипендию для обучения в Венской академии изящных искусств , но всего через несколько дней и крупную ссору с Кристианом Рубеном Матейко вернулся в Краков. [16] Он открыл студию в своем семейном доме на Флорианской улице . [16] Прошли годы, прежде чем он добился коммерческого успеха. Он боролся как пресловутый «голодающий художник», который наконец отпраздновал победу, когда ему удалось продать « Царям Шуйским»… холст за пять флоринов . [2]

В 1860 году, на фоне культурной эрозии в разделенной Польше, Матейко опубликовал иллюстрированный альбом «Одежда в Польше» ( Ubiory w Polsce ), проект, отражающий его интенсивный интерес к историческим данным своей нации и его желание популяризировать ее среди поляков и попутно подогреть их патриотизм. [16] Его финансовое положение улучшилось, когда он продал две картины: « Убийство Zabite Wapowski na dla trumowania Генрик Валези ( Ваповского во время коронации Анри де Валуа» , 1861) и «Ян Кохановский над телом своей дочери Уршулки» ( Jan Kochanowski nad трамвай Urszulka , 1862). ), который погасил его долги. [17] В 1862 году был завершен его «Станчик» , первоначально не получивший особого признания, но со временем ставший одним из самых известных произведений Матейко. [18] Это знаменует собой явный переход от простого иллюстратора истории к комментатору ее морального содержания. [16]

Ян Матейко, Станьчик , 1862, Национальный музей в Варшаве.
Портрет четырех детей художника 1879 года, Львовская национальная картинная галерея.

Во время Январского восстания 1863 года, в котором он не принимал непосредственного участия из-за слабого здоровья, Матейко поддержал его материально, пожертвовав на это дело большую часть своих сбережений и лично доставив оружие в лагерь повстанцев. [16] Впоследствии его «Проповедь Скарги» ( Kazanie Skargi ) в мае 1864 года была выставлена ​​в галерее Краковского общества друзей изящных искусств , что принесло ему широкую известность. [16] 5 ноября того же года он был избран членом Краковского научного общества ( Towarzystwo Naukowe Krakowskie ) в знак признания его вклада в изображение великих национальных исторических тем. [19] 21 ноября он женился на Теодоре Гебултовской , от которой у него родилось пятеро детей: Беата, Хелена , Тадеуш, Ежи и Регина. [16] Его дочь Хелена, также художница, позже помогала жертвам Первой мировой войны и была награждена Крестом Независимости от президента Станислава Войцеховского . [20]

Подняться к славе [ править ]

Краковская Академия изящных искусств была названа в честь Матейко в 1979 году, президентом которой он был на протяжении многих лет.

После 1865 года международное признание Матейко выросло. Его «Проповедь Скарги» была награждена золотой медалью на Парижском салоне 1865 года, что побудило графа Потоцкого купить Мауриция . ее за 10 000 флоринов [2] В 1867 году его картина «Рейтан» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке императором в Париже и была приобретена австрийским Францем Иосифом I за 50 000 франков. [21] [22] Следующей его крупной картиной была « Люблинская уния» ( Unia Lubelska ), созданная в 1867–1869 годах. Получив признание в Париже, Матейко был удостоен Креста Почетного легиона . [23] и был куплен сеймом Галичины . [24] За ним последовал Стефан Баторий во Пскове ( Stefan Batory pod Pskowem ), закончившийся в 1871 году. [23] В 1872 году он посетил Стамбул и по возвращении в Краков закончил « Астроном Коперник, или Беседы с Богом» ( Astronom Kopernik, czyli rozmowa z Bogiem ), который был приобретен Ягеллонским университетом . [23] С 1870-х годов ему помогал секретарь Мариан Горжковский, который стал его личным помощником, его ближайшим другом, моделью для ряда его картин и автором мемуаров о Матейко. [24] [25]

В 1872 году во время выставки в Праге ему предложили пост директора Пражской академии изящных искусств , за которым вскоре последовало аналогичное предложение от Краковской школы изящных искусств. [23] Он принял должность Кракова и в течение многих лет был его директором ( ректором ). [23] В 1874 году он закончил колокола « Подвешивание Сигизмунда» . [26] В 1878 году он создал еще один шедевр — » «Грюнвальдскую битву . [24] В том же году он получил «почетную большую золотую» медаль в Париже, а городской совет Кракова вручил ему церемониальный скипетр как символ его «королевского статуса в изобразительном искусстве». [24] В 1879 году вышла его «Рок 1863 — Полония» ( «Год 1863 — Полония» ), изображение Январского восстания . Начав работу в 1864 году, когда восстание шло на убыль, он на несколько лет отказался от работы, возможно, из-за потери нескольких близких друзей и членов семьи в ходе конфликта. Он томился незавершенным, пока князь Владислав Чарторыйский его приобретением не заинтересовался . По сей день оно считается незавершенным. [16] [27] [28]

1880–1882 годы были заняты еще одним большим произведением — «Прусская дань» ( Hołd Pruski ), которое Матейко подарил «польскому народу». Это принесло ему почетное гражданство Кракова. [24] Одна из площадей города была переименована в площадь Матейко. [24] В 1883 году он закончил «Яна Собеского в Вене» ( Jan Sobieski pod Wiedniem ), который должен был быть подарен Папе Льву XIII как «дар польского народа». [14] [24] Будучи членом делегации, доставившей полотно в Рим, Матейко был награжден кавалером звезды ордена Пия IX . [29] Картина находится на постоянной выставке в Зале Собеского Ватикана Музеев . [30] Примерно в то же время он также стал высказываться по ряду политических вопросов, публикуя письма на такие темы, как польско-российские отношения . [29] Он также активно участвовал в защите и восстановлении исторических памятников Кракова. [31] В 1886 году он закончил картину, посвященную французской, а не польской истории, «Орлеанская дева» , изображающую Жанну д'Арк . [29] [32]

В 1887 году Матейко получил степень почетного доктора Ягеллонского университета и признание Австрийского общества Litteris et Artibus . [29] В 1888 году завершил Рацлавицкую битву ( Bitwa pod Racławicami ). [29] В 1888–1899 годах, чтобы оправдать свое новое ученое звание, он опубликовал группу из двенадцати рисунков с сопроводительными комментариями « История цивилизации в Польше » ( Dzieje Cywilizacji w Polsce ). [26] [29] Между 1890 и 1892 годами он опубликовал на бумаге серию работ, изображающих всех монархов Польши ( Poczet królów i książąt polskich Короли и князья Польши , включая королев), популярность которых превратила их в канонические изображения своих подданных. [29] [33] 1891 год ознаменовался принятием Конституции 3 мая ( Konstytucja 3 Maja ). [29] Он продолжал сочинять еще одно масштабное произведение — «Клятвы Яна Казимежа» ( Śluby Jana Kazimierza ), но вмешалась смерть. [29] В 1892 году, за год до смерти, он завершил свой Автопортрет ( «Автопортрет» ). [29]

Портреты и другие работы [ править ]

Автопортрет Матейко, 1892 г., Национальный музей в Варшаве.
Мариацкий костел, интерьер Кракова - декоративные фрески и свод Матейко

Помимо исторических картин Матейко был плодовитым портретистом. [29] Среди его сюжетов были ректоры Ягеллонского университета Юзеф Шуйский и Станислав Тарновский , а также многочисленные портреты семьи и друзей, в том числе « Жена в свадебном платье » («Żona w sukni ślubnej») (1865 г., уничтожена женой во время ссоры и воссоздана в 1879 г.) и автопортрет (1892). [29] Всего Матейко является автором 320 картин маслом и нескольких тысяч рисунков и акварелей . [34] Он также разработал монументальные полихромные фрески для кирпичной готической базилики Святой Марии в Кракове (1889–1891), которая в 1978 году стала объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с Историческим центром Кракова . [35] [36]

Смерть [ править ]

Могила Матейко, Раковицкое кладбище , Краков.

Матейко страдал язвенной болезнью и умер в Кракове 1 ноября от внутреннего кровотечения. [31] Его похороны 5 ноября собрали большое количество людей, а о его смерти написали как минимум тридцать две европейские газеты. [37] Похоронен на Раковицком кладбище Кракова . [31]

Значение, стиль и темы [ править ]

Он считается одним из самых значительных польских художников . [2] [3] и многие считают его «величайшим художником-историком Польши». [5] или как «культовая фигура для нации в целом… [уже] к моменту его смерти». [26] Вильгельм фон Каульбах и его стиль «исторического символизма» оказали глубокое влияние на Матейко. Это было направлено не столько на точное представление событий прошлого, сколько давало художнику свободу интерпретации и открывало возможность смешивать исторические данные в выбранной перспективе. Техника Матейко в неоклассическом жанре получила высокую оценку за «яркость, детализацию и воображение». [26] [38]

Ему удалось пропагандировать польскую историю и укреплять память о былом историческом государстве, потерянном для мира, в то время как его страна оставалась разделенной между тремя цивилизованными европейскими державами, которые не давали своим польским уроженцам никакой перспективы политического самоопределения . [2] Его работы, распространенные посредством тысяч репродукций, стали стандартными иллюстрациями многих ключевых событий польской истории . [2] [3] Его иллюстрированный альбом 1860 года «Ubiory w Polsce» («Костюм в Польше») считается ценным историческим справочником. [39]

Критика и споры [ править ]

Критики его работ указывали на использование им традиционного, устаревшего или напыщенного стиля живописи, дискредитируя его за «антикварный реализм» и «театральные эффекты». [40] На зарубежных выставках тонкий исторический контекст его работ часто упускался из виду иностранной публикой. [14] [26] Иногда его картины вызывали споры. Например, Рейтан оскорбил ряд видных представителей польского дворянства , которые увидели в картине обвинение всему своему социальному классу. [23] [26] Его картины подвергались цензуре в Российской империи . Нацистская Германия планировала уничтожить как «Грюнвальдскую битву», так и «Прусское почтение» , что власти считали оскорблением немецкого взгляда на историю. Они составляли часть очень многих польских картин и произведений искусства, которые немцы планировали уничтожить в войне с польской культурой , но польское сопротивление успешно скрыло и то, и другое. [41]

Награды [ править ]

Наследие [ править ]

Усадьба Яна Матейко в Кшеславицах, ныне музей.

Целью Матейко было сосредоточить внимание на основных темах польской истории, используя исторические источники и описывая события в мельчайших исторических деталях. [47] Его ранние картины представляют собой чисто исторические изображения без дидактического содержания. [16] Более поздние работы, начиная со Станьчика (1862), призваны вдохновить зрителя патриотическим посланием. [16] [48] Станьчик фокусируется на придворном шуте, изображенном как символ совести своей страны, сидящем в кресле на фоне вечеринки - одинокой фигуре, размышляющей о войне, игнорируемой радостной толпой. [26]

Его картины экспонируются во многих польских музеях, в том числе: Национальном музее в Варшаве , Национальном музее в Кракове , Национальном музее в Познани и Национальном музее во Вроцлаве . [31] В Национальном музее Кракова есть здание, полностью посвященное Матейко - Дом Яна Матейко ( Dom Jana Matejki ), занимающий его бывшую студию и семейный дом на Флорианской улице и открытый в 1898 году. [31] [49] Еще один музей, посвященный Матейко, - это усадебный дом Яна Матейко (Dworek Jana Matejki w Krzesławice) в деревне Кшеславице , где Матейко купил небольшое поместье в 1865 году. [24] [50]

Как учитель и влиятельный человек [ править ]

Более 80 художников были учениками Матейко, многие из которых оказали влияние во время его пребывания на посту директора Краковской школы изящных искусств , и их называют членами «Школы Матейко». [51] [26] [52] Некоторые впоследствии стали участниками кратковременного расцвета движения « Молодая Польша » ( Młoda Polska ), которое охватывало литературу, музыку, театр, а также изобразительное искусство и было рассеяно Первой мировой войной . Матейко прозвали «отцом молодой Польши». [53] Среди его учеников выдающимися были:

Избранные работы [ править ]

Ниже приводится избранный список работ Матейко в хронологическом порядке.

# Заголовок Год Техника и размер Расположение Иллюстрация
1. при III Шуйские короле Сигизмунде князья 1853 холст, масло
75,5 см × 109 см
Национальный музей во Вроцлаве
2. Станьчик 1862 холст, масло
120 × 88 см
Национальный музей, Варшава
3. Проповедь Скарги Skarga's Sermon1864 холст, масло
224 × 397 см
Королевский замок, Варшава
4. Рейтан 1866 холст, масло
282 × 487 см
Королевский замок, Варшава
5. Алхимик Сендзивой ( Алхимик Сендивогий ) 1867 холст, масло
73 × 130 см
Музей искусств в Лодзи
6. Люблинская уния ( Люблинская уния ) 1869 холст, масло
298 см × 512 см
Люблинский музей
7. Стефан Баторий под Псковом ( Стефан Баторий под Псковом ) 1872 холст, масло
322 × 545 см
Королевский замок, Варшава
8. с Астроном Коперник, или Беседы Богом 1873 холст, масло
225 × 315 см
Новый Колледж
9. Сигизмунда колокола Подвешивание 1874 масло по дереву
94 × 189 см
Национальный музей, Варшава
10. Смерть II. короля Пшемысла 1875 Современная галерея в Загребе
11. Грюнвальдская битва ( Грюнвальдская битва ) 1878 холст, масло
426 × 987 см
Национальный музей, Варшава
12. - 1863 Полония год . 1879 холст, масло
156 × 232 см
Музей Чарторыйских, Краков
13. Прусское почтение 1880-82 холст, масло
388 × 875 см
Национальный музей, Краков
14. Ян III Собеский под Веной ( John III Sobieski at Vienna ) 1883 Музеи Ватикана
15. Вернихора 1883-84 холст, масло
290 × 204 см
Национальный музей, Краков
16. в Познани. Любранского Академии Основание 1886 Национальный музей, Познань
17. Dziewica Orleańska дева Орлеанская 1886 холст, масло
484 х 973 см
Национальный музей, Познань
18. Рацлавицкая битва ( Рацлавицкая битва ) 1888 холст, масло
450 × 890 см
Национальный музей, Краков
19. цикл в Польше цивилизации История 1888-1889
20. Крещение Литвы 1888 холст, масло
60 × 115,5 см
Национальный музей, Варшава
21. христианства Введение [в Польшу ] 1889 масло по дереву
79 × 120 см
Национальный музей, Варшава
22. цикл королей и князей «Дружба Польши » 1890-1892
23. 1791 г. Конституция от 3 мая 1891 холст, масло
247 см × 446 см
Королевский замок, Варшава
24. при III Шуйские короле Сигизмунде князья 1892 масло по дереву
42 см × 63 см
Дом Яна Матейко в Кракове
25. Автопортрет ( Автопортрет ) 1892 холст, масло
160 см × 110 см
Национальный музей, Варшава
26. Клятвы Яна Казимира ( Клятва Яна Казимира ) 1893 масло по дереву
315 см × 500 см
Национальный музей, Вроцлав

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Хотя чаще всего указывается дата 24 июня, некоторые недавние биографы Матейко отмечают, что существуют достоверные документы для двух других дат: 28 и 30 июля. [1]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 7–8. ISBN  9788377858448 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Ян Матейко: художник и патриот, поощряющий польский национализм» . Информация-польша.buffalo.edu. Архивировано из оригинала 26 мая 2007 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Влияние истории на польское искусство» . Информация-польша.buffalo.edu. Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
  4. ^ «Беседы с Богом: Коперник Яна Матейко, выставка, 21 мая – 22 августа 2021 г.» . Национальная галерея Лондона . 2021.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильям Фиддиан Реддэуэй (1971). Кембриджская история Польши . Архив Кубка. п. 547. GGKEY:2G7C1LPZ3RN.
  6. Матейко Адресат письма к прославленным полякам от 4 января 1889 г. (на немецком языке)
  7. Письма Ницше, избранная переписка, бланк Вана 1889 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 12. ISBN  9788377858448 .
  9. ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 11. ISBN  9788377858448 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 18, 22–23. ISBN  9788377858448 .
  11. ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 18. ISBN  9788377858448 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 25. ISBN  9788377858448 .
  13. ^ Ян Матейко; Ежи Малиновский; Кристина Срочиньска; Юрий Бирюлов (1993). Матейко: Альбом (на польском языке). Аркады. ISBN  9788321336527 . Матейко также дважды нарисовал сцены дани царей Шуйских Сигизмунду III, в 1853 и 1892 годах». [Google Книги не отображают номер страницы для этой книги]
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бочнак (1975), с. 185
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 39. ISBN  9788377858448 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бочнак (1975), с. 186
  17. ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 78. ISBN  9788377858448 .
  18. ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 85. ISBN  9788377858448 .
  19. ^ Хенрик Марек Слочинский (2000). Матейко (на польском языке). Издатель Нижняя Силезия. стр. 81. ISBN  978-83-7023-820-9 .
  20. ^ АБ (5 декабря 2002 г.). «Елена из Матейкув Унежиска» . Miasta.gazeta.pl. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
  21. ^ Проект . Пресс-Книга-Движение. 1992. стр. cxliii.
  22. ^ Ян Матейко (1993). Матейко: картины маслом: каталог . Аркады. стр. 1963. ISBN.  978-83-213-3652-7 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бочнак (1975), с. 187
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бочнак (1975), с. 188
  25. ^ Станислав Выспянский; Мария Рыдлова (1994). Письма Станислава Выспяньского Юзефу Мехофферу, Генрику Опеньскому и Тадеушу Стриеньскому (на польском языке). Литературное издательство. стр. 75. ISBN  978-83-08-02562-8 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ванда Малашевская. «Матейко, Ян». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Проверено 28 мая 2014 г., http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T055919.
  27. ^ Ассоциация искусствоведов (1979). Искусство XIX века в Польше (на польском языке). Государственное издательство Научный. стр. 31–32. ISBN  9788301010485 .
  28. ^ Мечислав Третер (1939). Матейко: личность художника, творчество, форма и стиль (на польском языке). Ксенжница-Атлас. стр. 611.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бочнак (1975), с. 189
  30. ^ «Непорочное зачатие и комнаты Собеского» . vaticanstate.va . Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бочнак (1975), с. 190
  32. ^ Роксана Радван; Джон Ф. Асмус; Марта Кастильехо; Параскеви Пули; Остин Невин (1 декабря 2010 г.). Лазеры в консервации произведений искусства VIII . ЦРК Пресс. п. 173. ИСБН  978-0-415-58073-1 .
  33. ^ Барбара Чичиора-Чворног (2005). Ян Матейко (на польском языке). Бош. стр. 14. ISBN  978-83-89747-16-7 .
  34. ^ Ян Матейко 1838–1893: Картины, акварели, рисунки: выставка [ Ян Матейко 1838–1893: Картины, акварели, рисунки: выставка ] (на немецком языке). 1982. Кунстхалле Нюрнберг , 26 марта — 25 апреля 1982, Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг , 16 мая — 27 июня 1982, г. Картинная галерея Вессенберга, Констанц , 11 июля — 15 августа 1982 года.
  35. ^ Станислава Серафинская (1958). Ян Матейко: семейные воспоминания (на польском языке). Литературное издательство. стр. 575.
  36. ^ Гриффин, Джулия (2021). «Матейко, отец «Молодой Польши», беседа Юлии Гриффин» . Национальная галерея Лондона . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
  37. ^ Мария Шиповская (2016). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 428. ISBN  9788377858448 .
  38. ^ Чичиора, Барбара (2006). «Ян Матейко в Мюнхене» (PDF) (на немецком языке). раз взгляды . Проверено 5 марта 2016 г. (PDF; 261 КБ)
  39. ^ «ВЫСТАВКА: Большое художественное хранилище. Костюмы и костюмы из коллекции Яна Матейко» [ВЫСТАВКА: Большое художественное хранилище. Одежда и костюмы в коллекции Яна Матейко.]. Национальный музей в Кракове. 2012. Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 15 марта 2014 г.
  40. ^ Ежи Ян Лерский (1996). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 343. ИСБН  978-0-313-26007-0 .
  41. ^ Баторска, Данута (1992). «Политическая цензура Яна Матейко». Художественный журнал . 51 (1): 57–63. дои : 10.2307/777255 . JSTOR   777255 .
  42. ^ Чичиора-Чворног, Барбара. Ян Матейко . стр. 56.
  43. ^ Кшиштофович-Козаковска, Стефания. Польская живопись в зарубежных коллекциях . издатель Клющинский. 2001, стр. 12.
  44. ^ «Телеграммы офиса Кореспа» . Время . 190 :3. 21 августа 1887 г.
  45. ^ «Почетный доктор» . Ягеллонский университет (на польском языке).
  46. ^ «Кроника» . Курьер Львовский . 335 : 4. 2 декабря 1888 г.
  47. ^ Ян Чилверс (10 июня 2004 г.). Оксфордский словарь искусств . Издательство Оксфордского университета. п. 452. ИСБН  978-0-19-860476-1 .
  48. ^ Джеральдин Норман (1 января 1977 г.). Художники и живопись девятнадцатого века: словарь . Издательство Калифорнийского университета. п. 181. ИСБН  978-0-520-03328-3 .
  49. ^ «О странное» . Muzeum.krakow.pl. Архивировано из оригинала 24 мая 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
  50. ^ Бочнак (1975), с. 191
  51. ^ Ярмул, Катажина (2004). Нагенгаст, Вероника (ред.). Художники школы Яна Матейко (на польском языке). Катовице: Силезский музей. ISBN  978-83874-5563-7 .
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час « Художники школы Яна Матейко» | Мероприятие» . Культура.пл. Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
  53. ^ Гриффин, Джулия (2021). «Матейко, отец «Молодой Польши» » . Национальная галерея Лондона . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
  54. ^ Гленда Абрамсон (1 марта 2004 г.). Энциклопедия современной еврейской культуры . Рутледж. п. 523. ИСБН  978-1-134-42865-6 .
  55. ^ «Считающийся величайшим художником-панораматом Польши, Ян Стыка умер сегодня 95 лет назад» . Проверено 29 апреля 2020 г.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2d112955d25a56931514966e4b096d2__1717750020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/d2/b2d112955d25a56931514966e4b096d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Matejko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)