Проповедь Петра Скарги
Проповедь Петра Скарги | |
---|---|
Художник | Ян Матейко |
Год | 1864 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 224 см × 397 см (88 × 156 дюймов) |
Расположение | Национальный музей, Варшава |
Проповедь Петра Скарги [ 1 ] или Проповедь Скарги ( польский : Казание Скарги ) — большая картина маслом Яна Матейко , законченная в 1864 году, сейчас находится в Национальном музее в Варшаве в Польше . На нем изображена проповедь по политическим вопросам -иезуита священника Петра Скарги , главного деятеля Контрреформации в Польше, в которой он упрекает польскую элиту в пренебрежении национальными интересами. [ 2 ]
«Проповедь Скарги» — одно из самых известных произведений Матейко. [ 3 ] и, как и другие исторические картины Матейко, включает несколько портретов известных исторических деятелей того периода, а также в данном случае автопортрет художника в фигуре Скарги.
История
[ редактировать ]Матейко закончил картину в мае 1864 года. [ 4 ] Это была первая «большая» картина Матейко (размер холста составлял более 8 квадратных метров (86 квадратных футов), что в несколько раз превышало любую из его предыдущих работ). [ 4 ] Он был выставлен в галерее Краковского общества друзей изящных искусств ( Towarzystwo Przyjaciół Sztuk Pięknych w Krakowie ). [ 4 ] Премьера картины собрала толпы людей и отзывы, сравнимые с премьерами современных фильмов. [ 5 ] Вскоре граф Мауриций Потоцкий купил его за 10 000 флоринов . [ 6 ]
Состав и значение
[ редактировать ]На картине изображена Польша начала 17 века, страна, разрываемая между магнатами и избранными королями Дома Васа , с гордым и эгоистичным дворянством, начинающая скатывание к неуправляемой анархии. В этом контексте мало внимания уделялось призывам многих людей (таких как Скарга) к реформам. [ 2 ] Работа Матейко стала одним из основных элементов «легенды о Петре Скарге», помогая иезуиту добиться прочной известности в Польше. [ 7 ] [ 8 ] Хотя творчество Матейко вписывается в жанр исторической живописи , в «Проповеди…» он отошел от строгого следования исторической точности, сосредоточившись больше на послании; таким образом, эта картина, как и многие его последующие работы, включала персонажей или предметы, которые не могли присутствовать в изображенной сцене. [ 2 ] [ 9 ]
картине изображен Петр Скарга иезуит собора , читающий проповедь в пресвитерии Вавельского На . Он виден вверху справа, одетый в черное, с поднятыми руками и паузой в середине речи. [ 2 ] Его лицо такое же, как у самого Матейко, хотя и значительно постарел. [ 2 ] (однако другой источник предполагает, что Матейко вместо этого попросил Михала Швейцера позировать Скарге [ 10 ] ). Скарга — единственный анимированный персонаж в композиции, все остальные личности показаны неподвижно, стоя или сидя. [ 9 ] Название картины предполагает, что темой выступления Скарги является его знаменитая критика польского правительства и пророчество о его уничтожении . [ 2 ] В действительности, однако, нет никаких доказательств того, что работа Скарги когда-либо была произнесена в форме настоящей проповеди. [ 2 ] [ 7 ] [ 11 ]
Различные исторические деятели, слушающие проповедь, реагируют на нее позами и выражениями лиц таким образом, что наводят на мысль о взгляде Матейко на их историческую роль. [ 2 ] [ 9 ] В центре стоят вместе, высокомерные и невозмутимые магнаты Януш Радзивилл (1579-1620) (в золотом одеянии), Станислав Стадницкий , Николай Зебжидовский . [ 2 ] Ежи Мнишек , Ян Петр Сапега и Януш Збараски [ номер 1 ] справа от них, похоже, слушают, но рядом дремлет пожилой дворянин, как напоминание о том, что большинство дворян так или иначе не заботятся о проблемах, которые обсуждает Скарга. [ 2 ] Слева от них король Сигизмунд III Ваза , кажется, не уделяет проповеднику слишком много внимания. Его иностранная одежда подчеркивает его нежелание интегрироваться со своими подданными; он всегда считал себя скорее шведом, чем поляком, и вместо этого предпочел бы стать королем Швеции. [ 2 ] Сигизмунд изображен Матейко вторым по значимости персонажем картины, поскольку он тоже освещен светом, хотя и неподвижным, по сравнению со Скаргой. [ 9 ] Сын Сигизмунда, принц и будущий король Владислав IV Ваза , стоит выше и слева от короля. [ 2 ] Справа от него две женщины - королева Анна Ягеллонка и Гальшка Острогская . присутствуют [ 2 ] Перчатка на полу между королем и магнатами – знак предстоящей гражданской войны . [ 2 ]
Слева вверху канцлер Ян Замойский устало слушает . Этот амбициозный и успешный политик и военачальник, кажется, понимает всю серьезность слов Скарги, но его жизнь близка к концу. [ 2 ] Николай Вольский . Между князем и канцлером виден [ 2 ] Под Замойским молится архиепископ Станислав Карнковский в пурпуре, а между ними двумя митрополит Объединённых Ипация Поцей , видимо, не увлечен ораторским искусством иезуита. [ 2 ]
Папский нунций Германикус Маласпина , епископ Сан-Северо , виден в правом нижнем углу Скарги. Кардинал Энрико Каэтани (в красном) изображен под Скаргой, а позади него скучающие и отстраненные послы Испании и Австрии. [ 2 ]
Хвалить
[ редактировать ]5 ноября 1864 года в знак признания его вклада в воссоздание исторических тем, представленных на этой картине, Матейко был избран членом Краковского научного общества ( Towarzystwo Naukowe Krakowskie ). [ 14 ] Эта картина прославила Матейко не только в ( разделенной ) Польше, но и за ее пределами, в Европе. [ 2 ] В 1865 году картина была удостоена золотой медали на ежегодном парижском салоне. [ 6 ] Парижские критики отнеслись к творчеству 26-летнего Матейко весьма положительно, сравнивая его с творчеством Поля Делароша и Луи Галле , хотя многие считали тему польской истории довольно малопонятной, а некоторые утверждали, что картина слишком мрачна (слишком мрачна). много черного и фиолетового). [ 4 ]
картину сравнивают с « Яна Августа Хендрика Лейса . Восстановлением католического обряда в церкви Святой Девы Марии в Антверпене в 1566 году» По композиции и теме Контрреформации [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Резлер идентифицирует третьего магната как Януша Зборовского; не было никого Однако в семье Зборовских с таким именем. Горжковский также использует то же имя, но также дает ему титул — воевода Брацлавского воеводства . [ 12 ] Януш Збараский занимал эту должность в 1576–1608 годах, что соответствует временным рамкам, изображенным на картине. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ян Адамчевский (1973). В Кракове . Перевод Кристины Ценкальской. Варшава: Интерпресс. с. 100. Ян Матейко «Проповедь Петра Скарги».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с (на польском языке) Марек Резлер, С Матейко через польскую историю: жалобная проповедь . Interklasa: Польский образовательный портал. Последний доступ: 3 марта 2014 г.
- ^ Янина Фальковска (2007). Анджей Вайда: история, политика и ностальгия в польском кино . Книги Бергана. стр. 269. ISBN 978-1-84545-508-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Адам Бочнак; Владислав Конопчинский (1975). «Стефан Баторий». Польский биографический словарь (на польском языке). Том ХХ. стр. 186.
- ^ Мария Шиповская (сентябрь 2011 г.) [1996]. Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 109.
- ^ Jump up to: а б «Ян Матейко: художник и патриот, поощряющий польский национализм» . Информация-польша.buffalo.edu. Архивировано из оригинала 26 мая 2007 г. Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Тазбир, Януш (1978). Петр Скарга, мечник Контрреформации (на польском языке). Варшава: Государственное издательство «Wiedza Powszechna». стр. 300–306.
- ^ «Золотая и черная легенда о Петре Скарге | Две легенды о священнике Скарге» . Политика.пл . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Culture.pl (17 сентября 2020 г.) [1 марта 2014 г.]. «Ян Матейко, «Казание Скарги» » (на польском языке). Культура.пл . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ «Знаменитые роды Лодзинского воеводства: род Швейцеров, владельцев Речицы и Ласких земель» . Dzienniklodzki.pl. 14 ноября 2009 г. Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Тазбир, Януш (1978). Петр Скарга, мечник Контрреформации (на польском языке). Варшава: Государственное издательство «Wiedza Powszechna». стр. 132–134.
- ^ Мариан Горжковски (1993). Ян Матейко: эпоха с 1861 года до конца жизни художника из дневника, который вел семнадцать лет (на польском языке). Товарищ Друзья изящных искусств в Кракове. стр. 29. ISBN 978-83-7052-167-7 .
- ^ Бонавентура Чарлинский; Стефан Гижицки (январь 2007 г.). Князь Януш Вишневецкий (1598-1636) в Люблинской похоронной проповеди (на польском языке). Издатель Университет Марии Кюри-Склодовской. стр. 56. ISBN 978-83-227-2737-9 .
- ^ Хенрик Марек Слочинский (2000). Матейко (на польском языке). Издатель Нижняя Силезия. стр. 81. ISBN 978-83-7023-820-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мечислав Порембский (1953). Жалобная проповедь Яна Матейко (на польском языке). Страны. Инст. издатель
- Януш Тазбир (2002). Очерки по литературе и искусству . Товарищ Авторы и издатели научных трудов. Университеты. стр. 49. ISBN 978-83-7052-559-0 .