Петр Скарга
Петр Скарга | |
---|---|
Анонимный портрет 17 века. | |
Рожденный | 2 февраля 1536 г. |
Умер | 27 сентября 1612 г. | ( 76 лет
Другие имена | Петр Повенский |
Петр Скарга (реже Петр Повонски ; [номер 1] 2 февраля 1536 — 27 сентября 1612) — польский иезуит , проповедник, агиограф , полемист и ведущий деятель контрреформации в Речи Посполитой . За ораторские способности его называли «польским Боссюэтом ». [2]
Поляки помнят Скаргу как одного из первых энергичных сторонников реформ польско-литовского государства и как критика правящих классов Содружества, а также его религиозной толерантности политики . Выступал за усиление власти монарха за счет парламента ( сейма ) и дворянства ( шляхты ).
Он был профессором Краковской академии , а в 1579 году стал первым ректором Виленской академии . Позже он служил в иезуитском колледже в Кракове. Он также был плодовитым писателем, а его «Жития святых» ( Żywoty świętych , 1579) в течение нескольких столетий были одной из самых популярных книг на польском языке. Другой его важной работой были « Проповеди сейма» ( Kazania Sejmowe , 1597), политический трактат, ставший популярным во второй половине XIX века, когда его считали «патриотическим провидцем», предсказавшим разделы Польши .
Жизнь
[ редактировать ]Скарга родился 2 февраля 1536 года к северу от Груеца , в небольшой усадьбе ( усадьбе ) Повенщизна (также известной как Скарговщина или Скаргово). [3] Его семью часто называют мелкой безземельной шляхтой (дворянством или дворянством), но вполне вероятно, что большинство его предков были крестьянами, а позже горожанами, которые лишь недавно стали мелким дворянством. [1] Он вырос в родовом поместье и в молодости потерял родителей; его мать умерла, когда ему было восемь лет, а отец, Михал Скарга, четыре года спустя. После этого его поддержали братья, один из которых, Станислав Скарга, был священником. [4] Петр начал свое образование в приходской школе в Груце, а затем переехал в Краков , где в 1552 году поступил в Краковскую академию , предшественницу Ягеллонского университета. [4] Его учителями были священники Марцин Глицюш и Ян Леополида . [5] Он закончил учебу в 1555 году. [5]
Сразу после окончания образования он два года служил настоятелем коллегиальной школы при церкви Св. Иоанна в Варшаве. [6] С октября 1557 года он обучал Яна Тенчинского, сына магната Анджея Тенчинского , и вместе со своим учеником посетил Вену , где, вероятно, близко познакомился с Обществом Иисуса , ключевым орденом контрреформации . [6] [7] [8] Затем он вернулся в Польшу, которая стала одним из главных полей борьбы между протестантским движением Реформации католической церкви и контрреформацией . [9] С 1562 года служил приходским священником в Рогатине . [10] и около 1564 года он принял священный сан . [7] В том же году он стал каноником , а в следующем году он также занимал должность канцлера Львовского капитула . [10] С 1566 по 1567 год он был капелланом при дворе кастеляна Яна Кшиштофа Тарновского (королевского секретаря короля Сигизмунда II Августа); [11] после смерти Тарновского он вернулся во Львов, заняв должность кафедрального проповедника. [12]
В 1568 году он отправился в Рим, прибыл в 1569 году и присоединился к Обществу Иисуса. [13] В 1571 году он вернулся в Польшу. [14] и последовательно проповедовал в Пултуске , Львове, Ярославе , Варшаве (где он произнес проповедь перед сеймом ) и Плоцке , где он посетил двор королевы Анны Ягеллон , которая стала одной из его покровительниц. [15] Ведущий сторонник контрреформации, Скарга обычно проповедовал против некатолических конфессий и помогал обеспечивать средства и привилегии Общества Иисуса. [16]

В 1573 году он был ректором Виленской иезуитской коллегии , предшественницы Виленской академии (Виленского университета). [17] В 1577 году он стал профессором Краковской академии. [18] В том же году он также закончил одно из своих самых важных произведений, «Жития святых» ( Żywoty świętych ), которое было опубликовано два года спустя. [19] В 1579 году он стал первым ректором Виленской академии. [20]
опубликовал книгу «За В 1576 году он Святейшую Евхаристию против цвинглианской ереси» Анджею Волану . [21] В 1582 году он опубликовал Artes duodecim Sacramentariorum, sive Zwinglio-calvinistarum ( «Семь столпов, на которых стоит католическое учение о самом священном таинстве алтаря »). [21] Обе эти работы стали частью диалога Скарги с -кальвинистом писателем Анджеем Воланом , который принял форму серии соперничающих полемик на протяжении ряда лет. [21] [22] Волан был заметной фигурой в политике Содружества — не только публицистом, но и королевским секретарем, дипломатом и депутатом Сейма. [22]
В 1584 году Скаргу перевели в новый иезуитский колледж в Кракове. [23] 26 марта 1587 года он основал польскую версию « Горы благочестия» , ростовщика, занимавшегося благотворительностью, и назвал его по-польски « Банк Побожный» (букв. «Благочестивый банк»). [24] В 1588 году новоизбранный король Сигизмунд III Ваза учредил новую должность придворного проповедника, и Скарга стал первым священником, занявшим ее. [25] Скарга стал ценным советником короля, и Сигизмунд настолько полюбил его, что, когда священник подумывал об отставке, Сигизмунд отклонил это предложение, попросив его оставаться при дворе как можно дольше. [26]
В рамках своей политики Контрреформации Скарга также был основным сторонником Брестской унии . [27] слияние Римско-католической церкви и фракции Восточной Православной Церкви . [28] Его влияние на короля Сигизмунда, которого он поддерживал (или поощрял) в противодействии религиозной терпимости и стремлении укрепить королевскую власть, было фактором, который был назван причиной гражданской войны - (в конечном итоге неудачного) Зебжидовского восстания 1606 года - в В ходе которого королевская фракция столкнулась с народным движением среди дворянства во главе с семьей Зебжидовских , стремившимся свергнуть Сигизмунда. [29] Некоторые критики называли Скаргу «главным злодеем Королевства» (на латыни « pracecipuus turbator Regnii »). [29]
В 1611 году он произнес свою последнюю проповедь перед сеймом и опубликовал свой последний труд — идеологическое завещание «Wzywanie do jednej zbawiennej wiary» ( «Призыв к искупительной вере» ). [30] Он оставался придворным проповедником Сигизмунда до апреля 1612 года, за четыре месяца до его смерти. [31]
Скарга умер 27 сентября 1612 года и был похоронен в церкви Святых Петра и Павла в Кракове. [31]
Писатель
[ редактировать ]Помимо того, что Скарга был популярным и известным проповедником, он был автором многочисленных богословских текстов и полемики, и его слава сохранилась именно как писатель. [32]
Двумя его наиболее важными произведениями являются «Жития святых» ( Żywaty Świętych , 1579) и «Проповеди сейма» ( Kania Sejmowe , 1597). [33] Первое, житие , снискало ему известность при жизни, тогда как « Проповеди» получили признание только в последующие века, во время разделов Польши . [33] Тазбир описывает « Жизнеописания» как главную работу Скарги и как серьезную атаку на религиозную толерантность, пропагандируемую Варшавской Конфедерацией . [33] Книга пользовалась огромной популярностью: первое издание было распродано к 1583 году. [34] Второе издание было опубликовано в 1585 году, а к середине 17 века было напечатано двенадцать изданий, что сделало его одной из самых популярных книг, изданных в Польше и Литве в ту эпоху (конкурировавшей с « Польской хроникой » — «Польскими хрониками» Марцина Бельского ). ). [34] Это была самая популярная работа Скарги, и она продолжала пользоваться высоким рейтингом среди польских читателей до XVIII и XIX веков, когда ее затмили его «Проповеди» . [35]
— «Проповеди» политический трактат, написанный под видом проповедей . [36] осталось почти незамеченным современниками. [37] В « Проповедях дворянства). » Скарга обсуждает то, что он считает проблемами больного Содружества: отсутствие патриотизма, внутренние раздоры, терпимость к еретикам, относительное бессилие короля, порочные законы (критика «Золотых свобод» [номер 2] ) и безнравственность. [36] Еще одним примечательным аспектом книги является отчаянное положение крепостных ( крестьян). [40]
Важность
[ редактировать ]

Януш Тазбир в своей биографии Скарги 1978 года отметил, что «о Скарге уже существует обширная литература». [41] Он объяснил это тем, что Скарга был самой известной фигурой польской контрреформации , что принесло ему первоначальную известность; а позже — к его вновь открытым предложениям по реформе, которые, хотя и были противоречивыми в его время, принесли ему известность во время разделов Польши и с тех пор пользуются большим уважением. [41] [42]
Его популярность как «патриотического провидца», предсказавшего разделы, достигла апогея во второй половине XIX века, когда некоторые историки, такие как Игнаций Хшановский , зашли так далеко, что заговорили о « культе Скарги». [43] Тазбир утверждает, что сочинения Скарги ценятся в первую очередь за поддержку политических и социально-экономических реформ, а не за их богословское содержание. [41]
Начиная с эпохи польского Просвещения середины XVIII века, его произведения, написанные на польском, а не на латыни , также все больше ценились за свой стиль и вклад в развитие письменного польского языка и польской литературы. [44] Скаргу положительно оценили не только историки, но и поэт Адам Мицкевич и художник Ян Матейко ; Скарги» первый назвал «Жизнеописания «самым поэтическим польским шедевром», а второй создал известную картину « Казание Скарги» ( «Проповедь Скарги» ). [45]
На протяжении веков Скарга стал персонажем ряда других художественных произведений, в том числе романа Юзефа Игнация Крашевского , хотя он никогда не был главным персонажем какого-либо литературного произведения дольше, чем стихотворение. [46]
В 1936 году, к 400-летию со дня рождения Скарги, с одобрения президента Польши Игнация Мосцицкого и польского правительства, [47] польская писательница Софья Коссак-Щуцкая предложила беатифицировать Скаргу . [48] Почти восемь десятилетий спустя 12 июня 2013 года было открыто дело беатификации Скарги. [49]
В 2012 году, к 400-летию со дня его смерти, Сейм Польши объявил этот год «Годом преподобного Петра Скарги». [49] Это решение вызвало серьезные споры: кальвинистский полемист Казимеж Бем назвал его в газете Rzeczpospolita «примером глубокого презрения, которое Польша испытывает к любому из своих меньшинств». Газета опубликовала ответ. [50] Лютеранская церковь в Польше назвала решение почтить память Скарги "тревожным" и непонятным в сфере разделения церкви и государства" [51]
Сочинения
[ редактировать ]- За Святейшую Евхаристию против цвинглианской ереси Андреа Волан (1576 г.)
- Жития святых ( Żywoty świętych , 1579, при жизни 8 изданий).
- Artes duodecim Sacramentariorum, sive Zwinglio-calvinistarum ( Семь столпов, на которых стоит католическое учение о самом священном таинстве алтаря , II, 1582 г.)
- Проповеди сейма ( Kania sejmowe , 1597, опубликовано посмертно).
- Солдатские преданности ( Soldiers' Devotion , 1606).
- вере , Призыв к искупительной 1611 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Его фамилия Скарга (по-польски это слово означает «обвинение» или «жалоба») была ошибочно истолкована некоторыми как вдохновленная его карьерой социального критика. Тазбир указывает, что фамилию Скарга носило по крайней мере одно поколение его предков: его дед использовал фамилию Повенски , а его родители использовали фамилию Скарга . [1]
- ^ В 16 веке, когда большинство европейских монархий обладали значительной самодержавной властью, монархии Польши и Речи Посполитой были относительно слабыми, причем большая часть политической власти находилась в руках шляхты ( дворянства). Согласно системе, известной как « Золотые свободы» , шляхта избирала короля, могла наложить вето на его действия в Сейме (парламенте) и имела право устроить против него восстание ( рокош ) в защиту своих прав и привилегий. [38] [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 14–17
- ^ Мартин Патрик Харни (1962). Иезуиты в истории: Общество Иисуса на протяжении четырех столетий . Издательство Университета Лойолы. п. 141.
- ^ Тазбир, стр. 18–19
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 19
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 22
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 23
- ^ Гарт С. Джоуэтт; Виктория О'Доннелл (12 апреля 2011 г.). Пропаганда и убеждение . Публикации SAGE. п. 105. ИСБН 978-1-4129-7782-1 .
- ^ ХАЛИНА ЛЕРСКАЯ (30 января 1996 г.). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . АВС-КЛИО. стр. 88–89. ISBN 978-0-313-03456-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 24–25
- ^ Ассоциация искусствоведов. Сессия; Януш Санкт-Пасерб; Тереза Гранковска (1994). Искусство 17 века в Польше: материалы заседания Ассоциации искусствоведов, Краков, декабрь 1993 г. (на польском языке). Аркс Регия. стр. 139. ISBN 978-83-902657-2-8 .
- ^ Тазбир, с. 26
- ^ Тазбир, стр. 28–31
- ^ Тазбир, с. 39
- ^ Тазбир, стр. 42–43
- ^ Тазбир, стр. 42–45
- ^ Тазбир, с. 44
- ^ Тазбир, с. 37
- ^ Тазбир, с. 99
- ^ Тазбир, с. 45
- ^ Перейти обратно: а б с Тазбир, с. 51–52
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 48
- ^ Тазбир, с. 52
- ^ Тазбир, стр. 205–206
- ^ Тазбир, стр. 122–123
- ^ Тазбир, с. 124
- ^ Тазбир, стр. 128–129
- ^ Андрей Савченко (2009). Беларусь: вечное пограничье . БРИЛЛ. п. 40. ИСБН 978-90-04-17448-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 243
- ^ Тазбир, с. 268
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 269
- ^ Тазбир, с. 270
- ^ Перейти обратно: а б с Тазбир, с. 97
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 100–101
- ^ Тазбир, стр. 296–297
- ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 132–133
- ^ Тазбир, с. 134
- ^ Марк Джарретт (26 ноября 2013 г.). Венский конгресс и его наследие: война и дипломатия великих держав после Наполеона . ИБТаурис. п. 8. ISBN 978-1-78076-116-9 .
- ^ Ю.К. Федорович; Мария Богуцкая; Генрик Самсонович (1982). Дворянская республика: исследования по истории Польши до 1864 года . Архив Кубка. стр. 15. ISBN 978-0-521-24093-2 .
- ^ Тазбир, стр. 192–193
- ^ Перейти обратно: а б с Тазбир, с. 5–6
- ^ Тазбир, стр. 310–311
- ^ Тазбир, стр. 302–303
- ^ Тазбир, с. 295
- ^ Тазбир, стр. 299–300
- ^ Тазбир, стр. 307–310
- ^ Тазбир, с. 304
- ^ Тазбир, с. 309
- ^ Перейти обратно: а б «Начинается процесс беатификации отца Скарги» (на польском языке). вера.пл. 2007 . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ «Пётр Скарга — покровитель 2012 года — двухголосный: Бем и Городничий» .
- ^ «Синод КЭА в год Петра Скарги» . 16 октября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Януш Тазбир , Пётр Скарга, Контрреформация Шермежа (Пётр Скарга: Чемпион [польской] Контрреформации), Варшава, Państwowe Wydawnictwo «Wiedza Powszechna», 1978.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Бейн, Роберт Нисбет (1911). . Британская энциклопедия . Том 25 (11-е изд.). стр. 166.
- Тарновский, Станислав (1912). Католическая энциклопедия . Том 14. .
- Краткая заметка о портретах иезуитов.
- Жития святых Старого и Нового порядка, на каждый день в течение года, Краков 1603 г., в Opolska Biblioteka Cyfrowa.
- Работы Петра Скарги в цифровой библиотеке Полона.
- 1536 рождений
- 1612 смертей
- Люди из Гройца
- Писатели XVI века на латыни
- Писатели 17 века на латыни
- Польские политические писатели
- Польские иезуиты XVI века
- Польские иезуиты 17 века.
- Польские Слуги Божьи
- Ректоры Вильнюсского университета
- Польские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Польские писатели XVII века.
- Христианские агиографы
- Писатели-мужчины 17 века