Jump to content

Петр Скарга

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Петр Скарга
Анонимный портрет 17 века.
Рожденный 2 февраля 1536 г.
Умер 27 сентября 1612 г. ) ( 1612-09-27 ) ( 76 лет
Другие имена Петр Повенский

Петр Скарга (реже Петр Повонски ; [номер 1] 2 февраля 1536 — 27 сентября 1612) — польский иезуит , проповедник, агиограф , полемист и ведущий деятель контрреформации в Речи Посполитой . За ораторские способности его называли «польским Боссюэтом ». [2]

Поляки помнят Скаргу как одного из первых энергичных сторонников реформ польско-литовского государства и как критика правящих классов Содружества, а также его религиозной толерантности политики . Выступал за усиление власти монарха за счет парламента ( сейма ) и дворянства ( шляхты ).

Он был профессором Краковской академии , а в 1579 году стал первым ректором Виленской академии . Позже он служил в иезуитском колледже в Кракове. Он также был плодовитым писателем, а его «Жития святых» ( Żywoty świętych , 1579) в течение нескольких столетий были одной из самых популярных книг на польском языке. Другой его важной работой были « Проповеди сейма» ( Kazania Sejmowe , 1597), политический трактат, ставший популярным во второй половине XIX века, когда его считали «патриотическим провидцем», предсказавшим разделы Польши .

Скарга родился 2 февраля 1536 года к северу от Груеца , в небольшой усадьбе ( усадьбе ) Повенщизна (также известной как Скарговщина или Скаргово). [3] Его семью часто называют мелкой безземельной шляхтой (дворянством или дворянством), но вполне вероятно, что большинство его предков были крестьянами, а позже горожанами, которые лишь недавно стали мелким дворянством. [1] Он вырос в родовом поместье и в молодости потерял родителей; его мать умерла, когда ему было восемь лет, а отец, Михал Скарга, четыре года спустя. После этого его поддержали братья, один из которых, Станислав Скарга, был священником. [4] Петр начал свое образование в приходской школе в Груце, а затем переехал в Краков , где в 1552 году поступил в Краковскую академию , предшественницу Ягеллонского университета. [4] Его учителями были священники Марцин Глицюш и Ян Леополида . [5] Он закончил учебу в 1555 году. [5]

Сразу после окончания образования он два года служил настоятелем коллегиальной школы при церкви Св. Иоанна в Варшаве. [6] С октября 1557 года он обучал Яна Тенчинского, сына магната Анджея Тенчинского , и вместе со своим учеником посетил Вену , где, вероятно, близко познакомился с Обществом Иисуса , ключевым орденом контрреформации . [6] [7] [8] Затем он вернулся в Польшу, которая стала одним из главных полей борьбы между протестантским движением Реформации католической церкви и контрреформацией . [9] С 1562 года служил приходским священником в Рогатине . [10] и около 1564 года он принял священный сан . [7] В том же году он стал каноником , а в следующем году он также занимал должность канцлера Львовского капитула . [10] С 1566 по 1567 год он был капелланом при дворе кастеляна Яна Кшиштофа Тарновского (королевского секретаря короля Сигизмунда II Августа); [11] после смерти Тарновского он вернулся во Львов, заняв должность кафедрального проповедника. [12]

В 1568 году он отправился в Рим, прибыл в 1569 году и присоединился к Обществу Иисуса. [13] В 1571 году он вернулся в Польшу. [14] и последовательно проповедовал в Пултуске , Львове, Ярославе , Варшаве (где он произнес проповедь перед сеймом ) и Плоцке , где он посетил двор королевы Анны Ягеллон , которая стала одной из его покровительниц. [15] Ведущий сторонник контрреформации, Скарга обычно проповедовал против некатолических конфессий и помогал обеспечивать средства и привилегии Общества Иисуса. [16]

Краковская мемориальная доска в память о жалобе

В 1573 году он был ректором Виленской иезуитской коллегии , предшественницы Виленской академии (Виленского университета). [17] В 1577 году он стал профессором Краковской академии. [18] В том же году он также закончил одно из своих самых важных произведений, «Жития святых» ( Żywoty świętych ), которое было опубликовано два года спустя. [19] В 1579 году он стал первым ректором Виленской академии. [20]

опубликовал книгу «За В 1576 году он Святейшую Евхаристию против цвинглианской ереси» Анджею Волану . [21] В 1582 году он опубликовал Artes duodecim Sacramentariorum, sive Zwinglio-calvinistarum ( «Семь столпов, на которых стоит католическое учение о самом священном таинстве алтаря »). [21] Обе эти работы стали частью диалога Скарги с -кальвинистом писателем Анджеем Воланом , который принял форму серии соперничающих полемик на протяжении ряда лет. [21] [22] Волан был заметной фигурой в политике Содружества — не только публицистом, но и королевским секретарем, дипломатом и депутатом Сейма. [22]

В 1584 году Скаргу перевели в новый иезуитский колледж в Кракове. [23] 26 марта 1587 года он основал польскую версию « Горы благочестия» , ростовщика, занимавшегося благотворительностью, и назвал его по-польски « Банк Побожный» (букв. «Благочестивый банк»). [24] В 1588 году новоизбранный король Сигизмунд III Ваза учредил новую должность придворного проповедника, и Скарга стал первым священником, занявшим ее. [25] Скарга стал ценным советником короля, и Сигизмунд настолько полюбил его, что, когда священник подумывал об отставке, Сигизмунд отклонил это предложение, попросив его оставаться при дворе как можно дольше. [26]

В рамках своей политики Контрреформации Скарга также был основным сторонником Брестской унии . [27] слияние Римско-католической церкви и фракции Восточной Православной Церкви . [28] Его влияние на короля Сигизмунда, которого он поддерживал (или поощрял) в противодействии религиозной терпимости и стремлении укрепить королевскую власть, было фактором, который был назван причиной гражданской войны - (в конечном итоге неудачного) Зебжидовского восстания 1606 года - в В ходе которого королевская фракция столкнулась с народным движением среди дворянства во главе с семьей Зебжидовских , стремившимся свергнуть Сигизмунда. [29] Некоторые критики называли Скаргу «главным злодеем Королевства» (на латыни « pracecipuus turbator Regnii »). [29]

В 1611 году он произнес свою последнюю проповедь перед сеймом и опубликовал свой последний труд — идеологическое завещание «Wzywanie do jednej zbawiennej wiary» ( «Призыв к искупительной вере» ). [30] Он оставался придворным проповедником Сигизмунда до апреля 1612 года, за четыре месяца до его смерти. [31]

Скарга умер 27 сентября 1612 года и был похоронен в церкви Святых Петра и Павла в Кракове. [31]

Писатель

[ редактировать ]

Помимо того, что Скарга был популярным и известным проповедником, он был автором многочисленных богословских текстов и полемики, и его слава сохранилась именно как писатель. [32]

Двумя его наиболее важными произведениями являются «Жития святых» ( Żywaty Świętych , 1579) и «Проповеди сейма» ( Kania Sejmowe , 1597). [33] Первое, житие , снискало ему известность при жизни, тогда как « Проповеди» получили признание только в последующие века, во время разделов Польши . [33] Тазбир описывает « Жизнеописания» как главную работу Скарги и как серьезную атаку на религиозную толерантность, пропагандируемую Варшавской Конфедерацией . [33] Книга пользовалась огромной популярностью: первое издание было распродано к 1583 году. [34] Второе издание было опубликовано в 1585 году, а к середине 17 века было напечатано двенадцать изданий, что сделало его одной из самых популярных книг, изданных в Польше и Литве в ту эпоху (конкурировавшей с « Польской хроникой » — «Польскими хрониками» Марцина Бельского ). ). [34] Это была самая популярная работа Скарги, и она продолжала пользоваться высоким рейтингом среди польских читателей до XVIII и XIX веков, когда ее затмили его «Проповеди» . [35]

«Проповеди» политический трактат, написанный под видом проповедей . [36] осталось почти незамеченным современниками. [37] В « Проповедях дворянства). » Скарга обсуждает то, что он считает проблемами больного Содружества: отсутствие патриотизма, внутренние раздоры, терпимость к еретикам, относительное бессилие короля, порочные законы (критика «Золотых свобод» [номер 2] ) и безнравственность. [36] Еще одним примечательным аспектом книги является отчаянное положение крепостных ( крестьян). [40]

Важность

[ редактировать ]
Проповедь Скарги , автор Матейко , 1862 год. Скарга (стоит справа) проповедует, а король Сигизмунд III Ваза сидит в первом ряду, слева от центра.
Портрет Петра Скарги XIX века, Национальный музей в Кракове.

Януш Тазбир в своей биографии Скарги 1978 года отметил, что «о Скарге уже существует обширная литература». [41] Он объяснил это тем, что Скарга был самой известной фигурой польской контрреформации , что принесло ему первоначальную известность; а позже — к его вновь открытым предложениям по реформе, которые, хотя и были противоречивыми в его время, принесли ему известность во время разделов Польши и с тех пор пользуются большим уважением. [41] [42]

Его популярность как «патриотического провидца», предсказавшего разделы, достигла апогея во второй половине XIX века, когда некоторые историки, такие как Игнаций Хшановский , зашли так далеко, что заговорили о « культе Скарги». [43] Тазбир утверждает, что сочинения Скарги ценятся в первую очередь за поддержку политических и социально-экономических реформ, а не за их богословское содержание. [41]

Начиная с эпохи польского Просвещения середины XVIII века, его произведения, написанные на польском, а не на латыни , также все больше ценились за свой стиль и вклад в развитие письменного польского языка и польской литературы. [44] Скаргу положительно оценили не только историки, но и поэт Адам Мицкевич и художник Ян Матейко ; Скарги» первый назвал «Жизнеописания «самым поэтическим польским шедевром», а второй создал известную картину « Казание Скарги» ( «Проповедь Скарги» ). [45]

На протяжении веков Скарга стал персонажем ряда других художественных произведений, в том числе романа Юзефа Игнация Крашевского , хотя он никогда не был главным персонажем какого-либо литературного произведения дольше, чем стихотворение. [46]

В 1936 году, к 400-летию со дня рождения Скарги, с одобрения президента Польши Игнация Мосцицкого и польского правительства, [47] польская писательница Софья Коссак-Щуцкая предложила беатифицировать Скаргу . [48] Почти восемь десятилетий спустя 12 июня 2013 года было открыто дело беатификации Скарги. [49]

В 2012 году, к 400-летию со дня его смерти, Сейм Польши объявил этот год «Годом преподобного Петра Скарги». [49] Это решение вызвало серьезные споры: кальвинистский полемист Казимеж Бем назвал его в газете Rzeczpospolita «примером глубокого презрения, которое Польша испытывает к любому из своих меньшинств». Газета опубликовала ответ. [50] Лютеранская церковь в Польше назвала решение почтить память Скарги "тревожным" и непонятным в сфере разделения церкви и государства" [51]

Сочинения

[ редактировать ]
  • За Святейшую Евхаристию против цвинглианской ереси Андреа Волан (1576 г.)
  • Жития святых ( Żywoty świętych , 1579, при жизни 8 изданий).
  • Artes duodecim Sacramentariorum, sive Zwinglio-calvinistarum ( Семь столпов, на которых стоит католическое учение о самом священном таинстве алтаря , II, 1582 г.)
  • Проповеди сейма ( Kania sejmowe , 1597, опубликовано посмертно).
  • Солдатские преданности ( Soldiers' Devotion , 1606).
  • вере , Призыв к искупительной 1611 г.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Его фамилия Скарга (по-польски это слово означает «обвинение» или «жалоба») была ошибочно истолкована некоторыми как вдохновленная его карьерой социального критика. Тазбир указывает, что фамилию Скарга носило по крайней мере одно поколение его предков: его дед использовал фамилию Повенски , а его родители использовали фамилию Скарга . [1]
  2. ^ В 16 веке, когда большинство европейских монархий обладали значительной самодержавной властью, монархии Польши и Речи Посполитой были относительно слабыми, причем большая часть политической власти находилась в руках шляхты ( дворянства). Согласно системе, известной как « Золотые свободы» , шляхта избирала короля, могла наложить вето на его действия в Сейме (парламенте) и имела право устроить против него восстание ( рокош ) в защиту своих прав и привилегий. [38] [39]
  1. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 14–17
  2. ^ Мартин Патрик Харни (1962). Иезуиты в истории: Общество Иисуса на протяжении четырех столетий . Издательство Университета Лойолы. п. 141.
  3. ^ Тазбир, стр. 18–19
  4. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 19
  5. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 21
  6. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 22
  7. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 23
  8. ^ Гарт С. Джоуэтт; Виктория О'Доннелл (12 апреля 2011 г.). Пропаганда и убеждение . Публикации SAGE. п. 105. ИСБН  978-1-4129-7782-1 .
  9. ^ ХАЛИНА ЛЕРСКАЯ (30 января 1996 г.). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . АВС-КЛИО. стр. 88–89. ISBN  978-0-313-03456-5 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 24–25
  11. ^ Ассоциация искусствоведов. Сессия; Януш Санкт-Пасерб; Тереза ​​Гранковска (1994). Искусство 17 века в Польше: материалы заседания Ассоциации искусствоведов, Краков, декабрь 1993 г. (на польском языке). Аркс Регия. стр. 139. ISBN  978-83-902657-2-8 .
  12. ^ Тазбир, с. 26
  13. ^ Тазбир, стр. 28–31
  14. ^ Тазбир, с. 39
  15. ^ Тазбир, стр. 42–43
  16. ^ Тазбир, стр. 42–45
  17. ^ Тазбир, с. 44
  18. ^ Тазбир, с. 37
  19. ^ Тазбир, с. 99
  20. ^ Тазбир, с. 45
  21. ^ Перейти обратно: а б с Тазбир, с. 51–52
  22. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 48
  23. ^ Тазбир, с. 52
  24. ^ Тазбир, стр. 205–206
  25. ^ Тазбир, стр. 122–123
  26. ^ Тазбир, с. 124
  27. ^ Тазбир, стр. 128–129
  28. ^ Андрей Савченко (2009). Беларусь: вечное пограничье . БРИЛЛ. п. 40. ИСБН  978-90-04-17448-1 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 243
  30. ^ Тазбир, с. 268
  31. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 269
  32. ^ Тазбир, с. 270
  33. ^ Перейти обратно: а б с Тазбир, с. 97
  34. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 100–101
  35. ^ Тазбир, стр. 296–297
  36. ^ Перейти обратно: а б Тазбир, с. 132–133
  37. ^ Тазбир, с. 134
  38. ^ Марк Джарретт (26 ноября 2013 г.). Венский конгресс и его наследие: война и дипломатия великих держав после Наполеона . ИБТаурис. п. 8. ISBN  978-1-78076-116-9 .
  39. ^ Ю.К. Федорович; Мария Богуцкая; Генрик Самсонович (1982). Дворянская республика: исследования по истории Польши до 1864 года . Архив Кубка. стр. 15. ISBN  978-0-521-24093-2 .
  40. ^ Тазбир, стр. 192–193
  41. ^ Перейти обратно: а б с Тазбир, с. 5–6
  42. ^ Тазбир, стр. 310–311
  43. ^ Тазбир, стр. 302–303
  44. ^ Тазбир, с. 295
  45. ^ Тазбир, стр. 299–300
  46. ^ Тазбир, стр. 307–310
  47. ^ Тазбир, с. 304
  48. ^ Тазбир, с. 309
  49. ^ Перейти обратно: а б «Начинается процесс беатификации отца Скарги» (на польском языке). вера.пл. 2007 . Проверено 12 июня 2013 г.
  50. ^ «Пётр Скарга — покровитель 2012 года — двухголосный: Бем и Городничий» .
  51. ^ «Синод КЭА в год Петра Скарги» . 16 октября 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Януш Тазбир , Пётр Скарга, Контрреформация Шермежа (Пётр Скарга: Чемпион [польской] Контрреформации), Варшава, Państwowe Wydawnictwo «Wiedza Powszechna», 1978.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e15715e4c396a9f6f81300acd79cbcd1__1713855420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/d1/e15715e4c396a9f6f81300acd79cbcd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piotr Skarga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)