Грюнвальдская битва (Матейко)
Грюнвальдская битва | |
---|---|
Художник | Ян Матейко |
Год | 1878 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 426 см × 987 см (168 × 389 дюймов) |
Расположение | Национальный музей , Варшава |
— «Грюнвальдская битва» картина Яна Матейко, изображающая Грюнвальдскую битву и победу союзной Короны Королевства Польского и Великого Княжества Литовского над Тевтонским орденом в 1410 году. Полотно датируется 1878 годом и является одним из самых героические изображения истории Польши и Литвы . [ 1 ] Он выставлен в Национальном музее в Варшаве .
Основное внимание картины уделяется сцене смерти Великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена ; еще одна центральная фигура — великий князь литовский Витовт Великий , одетый в красное, с поднятым мечом. Картину хвалили и критиковали за ее сложность. Это одна из самых узнаваемых работ Матейко, которая, вероятно, способствовала популярному образу Грюнвальдской битвы и ее непреходящей славе в сознании поляков и литовцев.
История
[ редактировать ]Матейко начал собирать материалы для картины в 1871 году. Писать полотно он начал где-то в 1872 году и закончил в 1878 году. [ 2 ] Вскоре после этого он получил скипетр совета от Краковского на официальной церемонии в знак признания его работы и положения одного из самых уважаемых польских художников. [ 3 ] В том же году картина была продана Давиду Розенблюму, частному лицу из Варшавы. [ 2 ] Выставленная на многочисленных международных выставках, в 1902 году картина была куплена у наследников Розенблюма Обществом поощрения изящных искусств ( Towarzystwo Zachęty Sztuk Pięknych ) и выставлена в Варшаве. [ 2 ]
Как и многие другие произведения, «Грюнвальдская битва» была спрятана поляками во время оккупации Польши нацистской Германией . [ 1 ] Вместе с «Прусской данью » это было одно из двух произведений искусства, возглавивших список «самых разыскиваемых» картин, составленный нацистами , которые занимались систематическим физическим уничтожением всех артефактов польской культуры . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Геббельс предложил за него награду в 10 миллионов марок , а несколько членов польского подполья были казнены немцами за то, что они отказались раскрыть его местонахождение, несмотря на допросы и пытки. [ 1 ] Картина пережила военные годы и была спрятана под Люблином . [ 2 ]
Восстановленная после Второй мировой войны, эта картина маслом с 1949 года экспонируется в Национальном музее в Варшаве . [ 2 ] В 1999 году «Грюнвальдская битва» была отдана в аренду Литве, где она получила положительный отклик, поскольку в ней заметно фигурирует Витаутас , считающийся в этой стране национальным героем. [ 3 ] К 2000-м годам картина нуждалась в реставрации. В 2010 году плохое состояние картины не позволило включить ее в специальную выставку в Вавельском замке, посвященную 600-летию битвы. [ 5 ] Картина была отреставрирована, работы завершились в 2012 году. После реставрации картина снова выставлена в Национальном музее. [ 6 ]
Состав
[ редактировать ]— «Грюнвальдская битва» картина Матейко, изображающая события из истории Польши и Литвы . [ 7 ] Великое княжество Литовское и борьба восточноевропейских княжеств против тевтонских рыцарей в целом. В центре картины — великий князь литовский Витаутас Великий , одетый в красное, с поднятым мечом. Витаутас занимает на картине более заметное место, чем его двоюродный брат, польский король Владислав Ягелло (Ягайла), который виден на втором плане, установленном в правом верхнем углу. [ 7 ] По словам Скейлса и Циммера, сосредоточив внимание на Витаутасе, а не на Ягайло, Матейко подчеркнул важность Литвы для Польши и ценность сотрудничества между двумя странами в польско-литовском союзе . [ 7 ] Другие отметили, что на это размещение, вероятно, повлияло то, что Матейко полагался на труды Яна Длугоша , который придавал большее значение Витаутасу, чем Ягелло, который, согласно некоторым польским источникам, командовал битвой. [ 2 ] [ 3 ] А литовские источники утверждают, что Витаутас Великий сыграл в сражении самую главную роль, фактически командуя войсками и осуществив решающий маневр притворного отступления . [ 8 ] [ 9 ] В небе над кровавой бойней наблюдает за сражением святой Станислав , покровитель Польши. [ 1 ]
Другая центральная сцена изображает смерть Великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена . Одетый в белую одежду Ордена и верхом на белой лошади, фон Юнгингена убивают две анонимные фигуры, которых историк искусства Данута Баторска называет «дико выглядящими литовскими крестьянами». [ 1 ] Один из них владеет Копьем Святого Мориса (один из предметов, претендующих на звание Копья Судьбы ), что, по мнению историка искусства Ярослава Кравчика, подразумевает, что Матейко рассматривал смерть Юнгингена как возмездие за то, что он поднял оружие против другого христианского правителя. [ 10 ] Рядом с копейщиком стоит палач , который символизирует наказание Юнгингена за набеги и грабежи Ордена против простого народа. [ 10 ] Эти символические фигуры — одна из многих либеральных интерпретаций, которые Матейко использовал в своей картине; более того, современные исследования указывают, что он погиб в кавалерийской дуэли, а не от руки крестьянина. [ 3 ]
Другие известные фигуры, изображенные на картине, включают:
- Марцин Вроцимовицкий , польский рыцарь, держит польское знамя в центре, рядом с Витаутасом ; [ 3 ] [ 11 ]
- Зиндрам Машковицкий , еще один польский рыцарь, держит меч над головой фон Юнгингена; [ 3 ] [ 11 ]
- Миколай Скунаровский (также известный как Скуначевский) — еще один польский рыцарь, стоящий рядом с Зиндрамом; после битвы его отправят со штандартом в Краков как символ победы; [ 11 ]
- Вернер фон Теттинген , немецкий рыцарь и один из лидеров Тевтонского ордена, становится свидетелем смерти своего лидера с левой стороны картины; [ 3 ] [ 10 ]
- близ фон Теттингена Казимир V, герцог Померании , союзник Ордена, взят в плен рыцарем Якубом Скарбеком из Горы и его оруженосцем; [ 3 ] [ 10 ]
- внизу Конрад VII Белый взят в плен, а Куно фон Лихтенштейн умирает. Матейко изобразил Конрада предателем, тогда как немецкий рыцарь фон Лихтенштейн умирает с честью; [ 3 ] [ 11 ]
- справа Ян Жижка , чешский союзник Польши, убивает немецкого рыцаря Генриха фон Швельборна ; [ 3 ] [ 11 ] [ 12 ]
- рядом с Жижкой Завиша Чарный побеждает еще одного немецкого рыцаря; [ 3 ] [ 12 ]
- справа от Завиши, в блестящем стальном шлеме, другой польский рыцарь, Домарат Гржимальчик из Кобылян, впоследствии кастелян Люблина ; [ 12 ]
- Немецкий рыцарь Марквард фон Зальцбах захвачен диким на вид воином, идентифицированным как татарин. [ 3 ] или казак ; [ 12 ]
- другой немецкий рыцарь сжимает одежду фон Зальцбаха, это Йохан фон Венден ; [ 12 ]
- будущий Великий Магистр Генрих фон Плауэн также находится справа от картины, спасаясь, чтобы организовать защиту остатков территории Ордена; [ 2 ] [ 3 ] [ 12 ]
- за фон Плауэном стоит фигура, которую Матейко идентифицировал как Кшиштофа, епископа Любека . Однако современные историки не смогли связать эту фигуру с каким-либо историческим лицом, отметив, что в современном Любеке не было епископа того или подобного времени; [ 12 ]
- справа от фон Плауэна — польский рыцарь и сановник Ян Длугош Недзельский , отец летописца Яна Длугоша ; [ 12 ]
- будущий кардинал Збигнев Олесницкий показан как один из советников Ягелло. [ 3 ] Рядом с Владиславом также находятся: его родственник Зигмунт Корибут , заместитель коронного канцлера Миколай Троба , Семовит IV, герцог Мазовецкий . [ 12 ] На земле под Олесницким лежит тело немецкого рыцаря Диппольда Кикерица , который пытался атаковать Ягелло, но был сбит его окружением. [ 12 ]
Матейко объединил три ключевые части битвы в одну картину: оппортунистическое нападение немецкого рыцаря Кёкерица на Ягелло, смерть Великого Магистра и взятие тевтонского лагеря (в верхнем левом углу). [ 7 ] В отличие от многих других картин сражений, «Грюнвальдская битва» не отделяет зрителя от действия; вместо этого он помещает его в центр всего этого. [ 1 ] Матейко сказал, что чувствовал себя «одержимым», пока писал картину. [ 1 ]
Матейко частично основал картину на описании битвы в хрониках Длугоша, что объясняет несколько исторических неточностей. [ 3 ] В то же время он тщательно правильно изобразил местность сражения, побывав на месте конфликта в 1877 году. [ 3 ]
Значение
[ редактировать ]Картину назвали шедевром изображения батальной сцены. [ 13 ] и гораздо больше, чем простое изображение кровавой битвы. [ 3 ] Это сложная картина, требующая большего, чем беглый взгляд; французский критик, осматривавший его в Париже в 1879 году, заявил, что это самостоятельный музей, требующий восьми дней изучения, прежде чем можно будет правильно оценить его. [ 1 ] В то же время критики указали на нереалистичность изображения боя и некоторые анахроничные аксессуары, присутствующие в картине. [ 3 ] Другие раскритиковали картину за то, что она слишком многолюдна и хаотична. [ 2 ] [ 3 ]
Картину можно рассматривать как предупреждение Матейко Отто фон Бисмарку , чья германизации политика ( Kulturkampf ) была нацелена на польскую культуру , напоминая ему о победе поляков над германцами. [ 2 ] В целом картина была призвана поднять дух польского народа в тот период, когда Польша была разделена и уже не существовала как независимое государство. [ 2 ]
Эта картина, одна из самых узнаваемых работ Матейко и одна из самых известных картин в Польше, вероятно, способствовала популярному образу Грюнвальдской битвы и ее непреходящей славе в сознании поляков. [ 2 ] Картина вдохновила Станислава Выспяньского , который упомянул ее в нескольких своих работах. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Баторска, Данута. Политическая цензура Яна Матейко. Art Journal, ISSN 0004-3249, 06/1992, том 51, выпуск 1, с. 57 ( ДЖСТОР )
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Ян Матейко: «Грюнвальдская битва» » (на польском языке). Хистмаг . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Резлер, Марек. «С Матейко через польскую историю: Грюнвальдская битва» (на польском языке). Interklasa: Польский образовательный портал . Проверено 11 сентября 2011 г.
- ^ Резлер, Марек. «С Матейко через польскую историю: прусская дань уважения» (на польском языке). Interklasa: Польский образовательный портал . Проверено 11 сентября 2011 г.
- ^ " Грюнвальдская битва в руинах - Новости и информация из страны - события, комментарии - Dziennik.pl" (на польском языке). News.dziennik.pl. 2 февраля 2010 г. Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Информационный центр Министерства культуры и национального наследия (21 сентября 2012 г.). «Творчество Матейко сохранено для потомков Министерством культуры и национального наследия – 2012» . Mkidn.gov.pl . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лен Скейлс; Оливер Циммер (2005). Власть и нация в европейской истории . Издательство Кембриджского университета. п. 222. ИСБН 978-0-521-84580-9 . Проверено 14 августа 2011 г.
- ^ Томас Баранаускас. Жальгирисская битва в трудах литовских историков
- ^ «Поворотный момент в битве при Танненберге (Грюнвальд/Жальгирис) в 1410 году» . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роман Дащиньский. «Прогулка по полю боя» (на польском языке). Газета Выборча . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роман Дащиньский. «Кто есть кто на картине Яна Матейко? Часть 2» (на польском языке). Газета Выборча . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Роман Дащинский (14 июля 2010 г.). «Кто есть кто на картине Яна Матейко, часть 3» (на польском языке). Газета Выборча . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Януш Валек (1988). История Польши в живописи . Интерпресс. стр. 11. ISBN 978-83-223-2115-7 . Проверено 16 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Знакомство с картиной Матейко «Грюнвальдская битва».
- Грюнвальдская битва, рассказанная Culture.pl
- ОХОТА , подкаст от Stories From The Eastern West о том, как за картиной охотились нацистские немцы.