Польская культура во время Второй мировой войны
Часть серии о |
Культура Польши |
---|
![]() |
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Польская культура во время Второй мировой войны подавлена оккупационными державами нацистской Германии и Советского Союза , которые были враждебны польскому народу была и культурному наследию . [1] [2] Политика, направленная на культурный геноцид, привела к гибели тысяч ученых и художников, а также к краже и уничтожению бесчисленных культурных артефактов. [3] «Жестокое обращение с поляками было одним из многих способов, благодаря которым нацистский и советский режимы стали похожими друг на друга», - писал британский историк Найалл Фергюсон . [4]
Оккупанты разграбили и уничтожили большую часть культурного и исторического наследия Польши, преследуя и убивая представителей польской культурной элиты . Большинство польских школ были закрыты, а в тех, которые остались открытыми, учебные программы значительно изменились.
Тем не менее, подпольные организации и отдельные лица, в частности Польское подпольное государство, спасли большую часть наиболее ценных культурных ценностей Польши и работали над спасением как можно большего количества культурных учреждений и артефактов. Католическая церковь и богатые люди способствовали выживанию некоторых художников и их работ. Несмотря на суровое возмездие со стороны нацистов и Советов, польская подпольная культурная деятельность, включая публикации, концерты, живые театры, образование и академические исследования, продолжалась на протяжении всей войны.
Фон
[ редактировать ]В 1795 году Польша перестала существовать как суверенное государство и на протяжении всего XIX века оставалась постепенно разделенной между Прусской, Австрийской и Российской империями. Лишь в конце Первой мировой войны независимость была восстановлена и нация воссоединилась, хотя проведение границ по необходимости было спорным вопросом . Независимая Польша просуществовала всего 21 год, прежде чем она снова подверглась нападению и была разделена между иностранными державами.
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу , развязав Вторую мировую войну в Европе, а 17 сентября, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа , Польша была захвачена Советским Союзом . Впоследствии Польша была снова разделена между этими двумя державами и оставалась под оккупацией большую часть войны. [5] К 1 октября Германия и Советский Союз полностью захватили Польшу, хотя польское правительство так и не сдалось официально, и вскоре было сформировано Польское подземное государство , подчинявшееся польскому правительству в изгнании . 8 октября нацистская Германия аннексировала западные районы довоенной Польши и на остальной части оккупированной территории учредила Генерал-губернаторство . Советскому Союзу пришлось временно отказаться от территориальных завоеваний, полученных им в 1939 году из-за немецкого вторжения в Советский Союз , но он навсегда аннексировал большую часть этой территории после того, как отвоевал ее в середине 1944 года . В ходе войны Польша потеряла более 20% своего довоенного населения в результате оккупации, которая ознаменовала конец Второй Польской Республики . [6]
Уничтожение польской культуры
[ редактировать ]Немецкая оккупация
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]Политика Германии в отношении польской нации и ее культуры менялась в ходе войны. Многим немецким чиновникам и офицерам изначально не было дано четких указаний по обращению с польскими культурными учреждениями, но ситуация быстро изменилась. [7] Сразу после вторжения в Польшу в сентябре 1939 года правительство нацистской Германии реализовало первые этапы («малый план») Генерального плана Ост . [8] Основная политика была изложена Берлинским управлением расовой политики в документе под названием «Об обращении с жителями бывших польских территорий с расово-политической точки зрения» . [9] Славянское население, жившее к востоку от довоенной границы с Германией, должно было быть германизировано , порабощено или уничтожено. [9] в зависимости от того, проживали ли они на территориях, непосредственно присоединенных к Германскому государству или в Генерал-губернаторстве . [7]
Большая часть политики Германии в отношении польской культуры была сформулирована во время встречи между губернатором Генерал-губернаторства Гансом Франком и нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом в Лодзи 31 октября 1939 года. Геббельс заявил, что «польская нация не достойна называться культурной нацией». [7] [10] Он и Франк согласились, что возможности поляков приобщиться к своей культуре должны быть строго ограничены: никаких театров, кинотеатров и кабаре; нет доступа к радио и прессе; и никакого образования. [7] Франк предложил полякам периодически показывать фильмы, освещающие достижения Третьего рейха , и в конечном итоге обращаться к ним только через мегафон . [7] В течение следующих недель польские школы выше среднего профессионального уровня были закрыты, а также театры и многие другие культурные учреждения. Была также закрыта единственная польскоязычная газета, издававшаяся в оккупированной Польше, и начались аресты польской интеллигенции. [7]
В марте 1940 года вся культурная деятельность перешла под контроль Департамента народного образования и пропаганды Генерал-губернаторства ( Abteilung für Volksaufklärung und Propaganda ), название которого через год было изменено на «Главный отдел пропаганды» ( Hauptabteilung Propaganda ). [10] Дальнейшие директивы, изданные весной и в начале лета, отражали политику, намеченную Франком и Геббельсом прошлой осенью. [11] Один из первых указов Департамента запрещал организацию всех культурных мероприятий, кроме самых «примитивных», без предварительного одобрения Департамента. [7] [10] Зрелища «низкого качества», в том числе эротического или порнографического характера , были, однако, исключением: их нужно было популяризировать, чтобы успокоить население и показать миру «настоящую» польскую культуру, а также создать впечатление, что Германия не мешал полякам выражать свое мнение. [11] Немецкие специалисты по пропаганде приглашали критиков из нейтральных стран на специально организованные «польские» представления, специально задуманные как скучные или порнографические, и представляли их как типичные польские культурные мероприятия. [12] Польско-немецкое сотрудничество в вопросах культуры, например, совместные публичные выступления, было строго запрещено. [13] Между тем, в августе 1940 года была введена обязательная регистрация писателей и художников. [7] Затем, в октябре, было запрещено печатать новые книги на польском языке; существующие титулы подвергались цензуре, а часто конфисковывались и изымались. [7]
В 1941 году немецкая политика получила дальнейшее развитие, призывая к полному уничтожению польского народа , которого нацисты считали «недочеловеками» ( Untermenschen ). В течение десяти-двадцати лет польские территории, находящиеся под немецкой оккупацией, должны были быть полностью очищены от этнических поляков и заселены немецкими колонистами . [9] [14] Политика была несколько смягчена в последние годы оккупации (1943–44) ввиду военных поражений Германии и приближения Восточного фронта . [15] Немцы надеялись, что более мягкая культурная политика уменьшит волнения и ослабит польское сопротивление. [16] Полякам разрешили вернуться в те музеи, которые теперь поддерживали немецкую пропаганду и идеологическую обработку, такие как недавно созданный музей Шопена , который подчеркивал выдуманные композитором немецкие корни. [16] Были смягчены ограничения на образование, театральные и музыкальные представления. [16]
Учитывая, что Вторая Польская Республика была многокультурным государством , [17] Немецкая политика и пропаганда также были направлены на создание и поощрение конфликтов между этническими группами, разжигая напряженность между поляками и евреями, а также между поляками и украинцами. [18] [19] В Лодзи немцы заставили евреев помочь разрушить памятник польскому герою Тадеушу Костюшко и сняли это на видео. Вскоре после этого немцы подожгли еврейскую синагогу и сняли на видео прохожих-поляков, изображая их в пропагандистских выпусках как «мстительную толпу». [19] Эта политика раскола нашла отражение в решении немцев разрушить польское образование, одновременно проявив относительную терпимость к украинской школьной системе. [20] Как пояснил высокопоставленный нацистский чиновник Эрих Кох : «Мы должны сделать все возможное, чтобы, когда поляк встретит украинца, он был готов убить украинца и, наоборот, украинец был готов убить поляка». [21]
Грабеж
[ редактировать ]
В 1939 году, когда устанавливался оккупационный режим, нацисты конфисковали польскую государственную собственность и значительную часть частной собственности. [22] [23] Бесчисленные предметы искусства были разграблены и вывезены в Германию в соответствии с планом, составленным задолго до вторжения. [24] За мародерством наблюдали специалисты подразделений СС — Аненербе , айнзацгрупп , отвечавшие за искусство, и специалисты Haupttreuhandstelle Ost , отвечавшие за более приземленные объекты. [23] Известные предметы, разграбленные нацистами, включали Алтарь Фейта Штоса и картины Рафаэля , Рембрандта , Леонардо да Винчи , Каналетто и Баччарелли . [23] [25] Большинство важных произведений искусства были «захвачены» нацистами в течение шести месяцев после сентября 1939 года; к концу 1942 года немецкие официальные лица подсчитали, что «более 90%» произведений искусства, ранее находившихся в Польше, находились в их владении. [23] Некоторые произведения искусства были отправлены в немецкие музеи, такие как планируемый музей фюрера в Линце , тогда как другие произведения искусства стали частной собственностью нацистских чиновников. [23] Было изъято более 516 000 отдельных произведений искусства, в том числе 2800 картин европейских художников; 11 000 работ польских художников; 1400 скульптур, 75 000 рукописей, 25 000 карт и 90 000 книг (в том числе более 20 000, напечатанных до 1800 г.); а также сотни тысяч других предметов, имеющих художественную и историческую ценность. [24] забрали даже экзотических животных Из зоопарков . [26]
Разрушение
[ редактировать ]Многие места обучения и культуры — университеты, школы, библиотеки, музеи, театры и кинотеатры — были либо закрыты, либо обозначены как « Nur für Deutsche » (Только для немцев). Двадцать пять музеев и множество других учреждений были разрушены во время войны. [24] По одной из оценок, к концу войны было разрушено 43% инфраструктуры учебных и исследовательских учреждений Польши и 14% музеев. [27] По другим данным, только 105 из 175 музеев довоенной Польши пережили войну, и только 33 из этих учреждений смогли вновь открыться. [28] Из 603 научных учреждений довоенной Польши около половины были полностью разрушены, и лишь немногие пережили войну относительно неповрежденными. [29]

Многие профессора университетов, а также преподаватели, юристы, художники, писатели, священники и другие представители польской интеллигенции были арестованы и казнены или отправлены в концентрационные лагеря во время таких операций, как AB-Aktion . Эта конкретная кампания привела к печально известной Зондерактион Кракау. [31] и резня львовских профессоров . [22] [32] Во время Второй мировой войны Польша потеряла от 39% до 45% врачей и стоматологов, от 26% до 57% юристов, от 15% до 30% учителей, от 30% до 40% ученых и профессоров университетов и 18% до 28% духовенства. [2] [33] Еврейская интеллигенция была полностью истреблена. Обоснование этой политики было четко сформулировано нацистским гауляйтером : «В моем округе [любой поляк, который] проявит признаки интеллекта, будет расстрелян». [22]
В рамках своей программы подавления польской культуры немецкие нацисты попытались уничтожить христианство в Польше, уделив особое внимание Римско-католической церкви . [34] [35] В некоторых частях оккупированной Польши полякам было запрещено или даже запрещено посещать религиозные службы. В то же время было конфисковано церковное имущество, введен запрет на использование польского языка в богослужениях, упразднены организации, связанные с католической церковью, а также запрещено исполнять определенные религиозные песни или читать отрывки из Библии в общественность. Худшие условия были в Рейхсгау Вартеланд , который нацисты рассматривали как лабораторию своей антирелигиозной политики. [34] [35] [36] Польское духовенство и религиозные лидеры занимали видное место среди части интеллигенции, подвергшейся истреблению. [34]
Чтобы предотвратить появление нового поколения образованных поляков, немецкие власти постановили, что обучение польских детей будет ограничено несколькими годами начального образования. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер писал в меморандуме от мая 1940 года: «Единственная цель этого обучения — научить их простой арифметике, не превышающей число 500; как писать свое имя; и доктрине о том, что подчиняться — это божественный закон». немцы... Я не считаю умение читать желательным». [22] [37] Ганс Франк вторил ему: «Полякам не нужны университеты и средние школы; польские земли должны быть превращены в интеллектуальную пустыню». [2] Ситуация была особенно тяжелой на бывших польских территориях за пределами Генерал-губернаторства , которые были присоединены к Третьему рейху . [38] Конкретная политика варьировалась от территории к территории, но в целом польскоязычного образования не было вообще. Немецкая политика представляла собой крах-германизацию населения. [38] [39] [40] Польские учителя были уволены, а некоторых пригласили на «ориентационные» встречи с новой администрацией, где их либо арестовали, либо казнили на месте. [38] Некоторых польских школьников отправляли в немецкие школы, других - в специальные школы, где они проводили большую часть времени в качестве неоплачиваемых рабочих, обычно на фермах, управляемых немцами; разговор по-польски влек за собой суровое наказание. [38] Ожидалось, что польские дети начнут работать после окончания начального образования в возрасте от 12 до 15 лет. [40] На восточных территориях, не входящих в Генерал-губернаторство ( Безирк Белосток , Рейхскомиссариат Остланд и Рейхскомиссариат Украина ), многие начальные школы были закрыты, а большая часть образования велась на непольских языках, таких как украинский, белорусский и литовский. [38] В Белостокском районе Безирк, например, 86% существовавших до войны школ были закрыты в течение первых двух лет немецкой оккупации, а к концу следующего года эта цифра увеличилась до 93%. [38]

положение польских начальных школ было несколько лучше В Генерал-губернаторстве . [38] хотя к концу 1940 года только 30% довоенных школ действовали, и их посещали только 28% довоенных польских детей. [41] немецкой полиции В меморандуме от августа 1943 года ситуация описывалась следующим образом:
Учащиеся сидят в тесноте, не имея необходимых материалов и зачастую без квалифицированного педагогического состава. Более того, польские школы закрыты как минимум пять месяцев из десяти месяцев учебного года из-за нехватки угля или другого топлива. Из двадцати-тридцати просторных школьных зданий, которые были в Кракове до 1939 года, сегодня используются два худших здания... Каждый день ученикам приходится учиться в несколько смен. При таких обстоятельствах школьный день, который обычно длится пять часов, сокращается до одного часа. [38]

В Генерал-губернаторстве оставшиеся школы были подчинены немецкой образовательной системе, а количество и компетентность их польского персонала неуклонно сокращались. [39] Все университеты и большинство средних школ были закрыты если не сразу после вторжения, то к середине 1940 года. [9] [39] [42] К концу 1940 года не никаких официальных польских учебных заведений, более продвинутых, чем профессионально-технические училища , и они не предлагали ничего, кроме элементарной торговой и технической подготовки, необходимой для нацистской экономики. оставалось [38] [41] Начальное образование должно было длиться семь лет, но занятия в последние два года программы должны были ограничиваться одним днем в неделю. [41] Денег на отопление школ зимой не было. [43] Классы и школы должны были быть объединены, польские учителя уволены, а полученные сэкономленные средства были использованы для финансирования создания школ для детей немецкого меньшинства или создания казарм для немецких войск. [41] [43] Новых польских учителей обучать не было. [41] Образовательная программа подверглась цензуре; такие предметы, как литература, история и география, были удалены. [38] [39] [44] Старые учебники были конфискованы, а школьные библиотеки закрыты. [38] [44] Новые образовательные цели для поляков включали убеждение их в том, что их национальная судьба безнадежна, и обучение их покорности и уважению к немцам. Это было достигнуто с помощью преднамеренной тактики, такой как полицейские рейды на школы, полицейские проверки вещей учащихся, массовые аресты студентов и учителей, а также использование студентов в качестве принудительных работ, часто путем их перевозки в Германию в качестве сезонных рабочих. [38]
Особенно активно немцы вели уничтожение еврейской культуры в Польше; почти все деревянные синагоги там были разрушены. [45] Более того, на всей территории Польши была запрещена продажа еврейской литературы . [46]
Польскую литературу постигла та же участь на территориях, аннексированных Германией, где продажа польских книг была запрещена. [46] Публичное уничтожение польских книг не ограничивалось изъятыми из библиотек, но включало и те книги, которые были конфискованы из частных домов. [47] Последние названия польских книг, еще не запрещенные, были изъяты в 1943 году; были конфискованы даже польские молитвенники. [48] Вскоре после начала оккупации большинство библиотек было закрыто; в Кракове около 80% библиотек были немедленно закрыты, а коллекции остальных были уничтожены цензурой. [10] Оккупационные державы уничтожили польские книжные собрания, в том числе Библиотеку Сейма и Сената , Библиотеку имения Пшедзецких, Библиотеку имения Замойских , Центральную военную библиотеку и собрание Рапперсвиля . [22] [49] была закрыта последняя оставшаяся польская публичная библиотека на оккупированных немцами территориях В 1941 году в Варшаве . [48] Во время войны варшавские библиотеки потеряли около миллиона томов, или 30% своих фондов. [50] Более 80% этих потерь были прямым результатом чисток, а не конфликта военного времени. [51] В целом, по оценкам, во время войны погибло около 10 миллионов томов из государственных библиотек и учреждений. [27]
Польские флаги и другая символика были конфискованы. [11] Война с польским языком включала снос вывесок на польском языке и запрет польской речи в общественных местах. [52] Людей, говорящих по-польски на улицах, часто подвергали оскорблениям и даже физическому насилию. Преобладала германизация топонимов. [2] в Кракове Многие сокровища польской культуры – в том числе мемориалы, мемориальные доски и памятники национальным героям (например, памятник Адаму Мицкевичу ) – были уничтожены. [48] [53] В Торуни были снесены все польские памятники и мемориальные доски. [28] По всей Польше были разрушены десятки памятников. [28] Нацисты планировали сровнять с землей целые города . [2] [37] [48]
Цензура и пропаганда
[ редактировать ]
Немцы запретили публикацию любых обычных книг, литературных исследований или научных статей на польском языке. [22] [48] В 1940 году в оккупированной Польше начали работать несколько типографий, контролируемых немцами, и публиковать такие материалы, как польско-немецкие словари, а также антисемитские и антикоммунистические романы. [54]
Цензура сначала была нацелена на книги, которые считались «серьезными», включая научные и образовательные тексты, а также тексты, которые, как считалось, пропагандировали польский патриотизм; Разрешалась только художественная литература, свободная от антинемецкого подтекста. [10] Запрещенная литература включала карты, атласы и публикации на английском и французском языках , включая словари. [11] Было создано несколько закрытых каталогов запрещенных книг, а более 1500 польских писателей были объявлены «опасными для немецкого государства и культуры». [10] [46] [50] В список запрещенных авторов вошли такие польские авторы, как Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Станислав Выспянский , Болеслав Прус , Стефан Жеромский , Юзеф Игнаций Крашевский , Владислав Реймонт , Станислав Выспянский , Юлиан Тувим , Корнел Макушиньский , Леопольд Стаф , за Ожешковой и Марии Конопницкой . [50] Простое хранение таких книг было незаконным и каралось тюремным заключением. Была запрещена продажа книг по домам. [10] и книжные магазины, для работы которых требовалась лицензия [10] — были либо опустошены, либо закрыты. [46]

Полякам под страхом смертной казни было запрещено владеть радиоприемниками . [55] Пресса была сокращена с более чем 2000 публикаций до нескольких десятков, и все они подвергались цензуре со стороны немцев. [53] [55] Все довоенные газеты были закрыты, а те немногие, что издавались во время оккупации, были новыми изданиями, находившимися под тотальным контролем немцев. Столь основательное уничтожение печати было беспрецедентным в современной истории. [56] Единственным официально доступным материалом для чтения была пропагандистская пресса, распространявшаяся немецкой оккупационной администрацией. [48] В кинотеатрах, которые теперь находились под контролем немецкой пропагандистской машины, в программах преобладали нацистские немецкие фильмы, которым предшествовали пропагандистские кинохроники . [10] [57] Несколько польских фильмов, разрешенных к показу (около 20% от общего количества программ), были отредактированы, чтобы исключить упоминания о польских национальных символах, а также о еврейских актерах и продюсерах. [10] На польском языке было снято несколько пропагандистских фильмов. [10] хотя после 1943 года польские фильмы не показывались. [10] Поскольку вся прибыль от польских кинотеатров официально направлялась на немецкую военную продукцию, польское подполье не поощряло их посещение; знаменитый андерграундный лозунг гласил: « Tylko świnie siedzą w kinie » («В кино ходят только свиньи»). [10] Похожая ситуация сложилась и с театрами, которым немцы запретили ставить «серьёзные» спектакли. [10] Действительно, для театральных подмостков был создан ряд пропагандистских произведений. [58] Таким образом, подполье бойкотировало и театральные постановки. Кроме того, актерам отговаривали выступать в них и предупреждали, что в случае несоблюдения их назовут соучастниками. [10] были смягчены По иронии судьбы, ограничения на культурные мероприятия в еврейских гетто , учитывая, что немцы хотели отвлечь жителей гетто и помешать им осознать свою будущую судьбу . [59]
Музыка была наименее ограниченной культурной деятельностью, вероятно, потому, что Ганс Франк считал себя поклонником серьезной музыки. Генерал-губернаторский оркестр Со временем он приказал создать в столице Кракове . [10] В кафе и церквях были разрешены многочисленные музыкальные выступления. [10] а польское подполье решило бойкотировать только пропагандистские оперы . [10] Художники, в том числе художники и скульпторы, были вынуждены зарегистрироваться в правительстве Германии; но подполье в целом терпимо относилось к их работе, если только она не выражала пропагандистские темы. [10] Закрытые ставнями музеи сменялись случайными художественными выставками, которые часто выражали пропагандистские темы. [10]
Развитие нацистской пропаганды в оккупированной Польше можно разделить на два основных этапа. Первоначальные усилия были направлены на создание негативного образа довоенной Польши. [18] и более поздние усилия были направлены на поощрение антисоветских , антисемитских и прогерманских настроений. [18]
Советская оккупация
[ редактировать ]После советского вторжения в Польшу (начало 17 сентября 1939 г.), последовавшего за немецким вторжением , ознаменовавшим начало Второй мировой войны (начало 1 сентября 1939 г.), Советский Союз аннексировал восточные части (« Кресы ») Второй Польской Республики. , занимающий 201 015 квадратных километров (77 612 квадратных миль) и население 13,299 миллиона человек. [60] Гитлер и Сталин разделяли цель уничтожить политическую и культурную жизнь Польши, чтобы Польша, по словам историка Найла Фергюсона, «перестала существовать не только как место, но и как идея». [4]

Советская власть считала службу предвоенному польскому государству «преступлением против революции». [61] и «контрреволюционная деятельность» [62] и арестовал многих представителей польской интеллигенции , политиков, государственных служащих и ученых, а также простых лиц, подозреваемых в создании угрозы советской власти. Более миллиона польских граждан были депортированы в Сибирь . [63] [64] многие оказались в ГУЛАГа концентрационных лагерях на годы или десятилетия. Другие погибли, в том числе более 20 000 офицеров, погибших в Катынской резне . [65]
Советы быстро советизировали присоединенные земли, введя принудительную коллективизацию . Они приступили к конфискации, национализации и перераспределению частной и государственной польской собственности. [66] [67] При этом они запретили политические партии и общественные объединения, а их лидеров посадили в тюрьму или казнили как «врагов народа». [68] В соответствии с советской антирелигиозной политикой церкви и религиозные организации подвергались преследованиям. [69] 10 февраля 1940 года НКВД развязало кампанию террора против «антисоветских» элементов в оккупированной Польше. Целями Советов были лица, часто выезжавшие за границу, лица, участвовавшие в заграничной переписке, эсперантисты , филателисты , работники Красного Креста , беженцы, контрабандисты, священники и члены религиозных общин, дворянство, землевладельцы, богатые купцы, банкиры, промышленники и представители гостиничного бизнеса. и владельцы ресторанов. Сталин, как и Гитлер, работал над уничтожением польского общества. [70]
Советские власти стремились стереть все следы польской истории с территории, которая сейчас находится под их контролем. [65] Название «Польша» было запрещено. [67] Польские памятники были снесены. Все учреждения распавшегося польского государства, включая Львовский университет , были закрыты, а затем вновь открыты, в основном с новыми советскими директорами. [65] Советская коммунистическая идеология стала главенствующей во всем преподавании. Польская литература и языковедение были распущены советской властью, а польский язык был заменен русским или украинским. Книги на польском языке сжигались даже в начальных школах. [65] Польских учителей не допускали в школы, многие были арестованы. Занятия велись на белорусском, литовском и украинском языках по новой просоветской программе . [38] Как отметил польско-канадский историк Петр Врубель , ссылаясь на британских историков MRD Foot и ICB Dear , большинство ученых полагают, что «в советской оккупационной зоне условия были лишь немногим менее суровыми, чем при немцах». [2] В сентябре 1939 года многие польские евреи бежали на восток; после нескольких месяцев жизни под советской властью некоторые из них захотели вернуться в немецкую зону оккупированной Польши. [71]

Все издания и СМИ подверглись цензуре . [67] Советы стремились завербовать польских левых интеллектуалов, которые были готовы к сотрудничеству. [67] [72] [73] Вскоре после советского вторжения Ассоциация писателей Советской Украины создала местное отделение во Львове; существовал польскоязычный театр и радиостанция. [72] Польская культурная деятельность в Минске и Вильнюсе была менее организованной. [72] Эта деятельность строго контролировалась советскими властями, которые следили за тем, чтобы эта деятельность изображала новый советский режим в положительном свете и очерняла бывшее польское правительство. [72]
Однако мотивированная советской пропагандой поддержка польскоязычной культурной деятельности противоречила официальной политике русификации . Советы сначала намеревались постепенно отказаться от польского языка и поэтому запретили польский язык в школах. [65] уличные указатели, [74] и другие аспекты жизни. Однако время от времени эта политика менялась - сначала перед выборами в октябре 1939 года; [74] и позже, после завоевания Франции Германией . В ноябре 1940 года поляки Львова отметили 85-летие со дня Адама Мицкевича . смерти [75] Однако вскоре Сталин решил возобновить политику русификации. [73] возникла необходимость в просоветской пропаганде на польском языке Однако он снова отменил свое решение, когда после вторжения Германии в Советский Союз ; в результате Сталин разрешил создание польских войск на Востоке , а позже решил создать Польскую Коммунистическую Народную Республику . [72] [73]
Многие польские писатели сотрудничали с Советским Союзом, ведя просоветскую пропаганду. [72] [73] Среди них были Ежи Борейска , Тадеуш Бой-Желенски , Казимеж Брандис , Янина Броневска , Ян Бжоза , Теодор Буйницкий , Леон Хвистек , Зузанна Гинчанка , Галина Гурска , Мечислав Яструн , Стефан Ендрыховский , Станислав Ежи Лец , , z Лопалевски , Юлиуш Кляйнер Ян Котт , Ялу Курек , Кароль Курилюк , Леопольд Левин , Анатол Микулко , Ежи Паньский , Леон Пастернак , Юлиан Пржибось , Ежи Путрамент , Ежи Равич , Адольф Рудницкий , , Влодзимеж Слободник Сокорский , Эльжбета , Шемплиньска , Анатоль Штерн , Юлиан Стрыйковски , Люциан Сенвальд Влодзимеж Леопольд Тырманд , Ванда Василевска , Станислав Василевский , Адам Важик , Александр Вайнтрауб и Бруно Винавер . [72] [73]
Другие польские писатели, однако, отвергли советские уговоры и вместо этого публиковались подпольно: Ядвига Чеховичувна , Ежи Гордыньский , Ядвига Гамска-Лемпицкая , Герминия Наглерова , Беата Обертыньская , Остап Ортвин , Тадеуш Пайпер , Теодор Парницкий , Юлиуш Петри . [72] [73] Некоторые писатели, такие как Владислав Броневский , после нескольких месяцев сотрудничества с Советами присоединились к антисоветской оппозиции. [72] [73] [76] Точно так же Александр Ват , первоначально симпатизировавший коммунизму, был арестован советской НКВД тайной полицией и сослан в Казахстан . [73]
Подземная культура
[ редактировать ]Покровители
[ редактировать ]Польская культура сохранялась в подпольном образовании , публикациях и даже театре. [2] [77] Польское подпольное государство создало Департамент образования и культуры (под руководством Станислава Лоренца ), который наряду с Департаментом труда и социального обеспечения (под руководством Яна Станислава Янковского , а затем Стефана Матеи ) и Департамент по ликвидации последствий войны ( под руководством Яна Станислава Янковского, а затем Стефана Матеи) при Антонии Ольшевском и Брониславе Домославском ), стали подпольными покровителями польской культуры. [78] Эти ведомства курировали работу по спасению от разграбления и уничтожения произведений искусства в государственных и частных коллекциях (в первую очередь гигантских картин Яна Матейко, спрятанных на протяжении всей войны). [79] Они составляли отчеты о разграбленных и уничтоженных произведениях искусства и предоставляли художникам и ученым средства для продолжения своей работы и публикаций, а также для поддержки своих семей. [49] Таким образом, они спонсировали подпольную публикацию ( bibula ) произведений Уинстона Черчилля и Аркадия Фидлера для начальной школы , а также 10 000 экземпляров польского букваря и поручали художникам создавать произведения сопротивления (которые затем распространялись в рамках операции «Н» и подобных мероприятий). [49] Также время от времени спонсировались секретные художественные выставки, театральные представления и концерты. [49]
Другими важными покровителями польской культуры были Римско-католическая церковь и польские аристократы, которые также поддерживали художников и защищали польское наследие (известными покровителями были кардинал Адам Стефан Сапега и бывший политик Януш Радзивилл ). [49] Некоторые частные издательства, в том числе Стефан Каменский , Збигнев Мицнер и издательство Ossolineum , платили писателям за книги, которые должны были быть доставлены после войны. [78]
Образование
[ редактировать ]В ответ на закрытие Германией и цензуру польских школ сопротивление среди учителей почти сразу привело к созданию крупномасштабной подпольной образовательной деятельности . В частности, Тайная обучающая организация ( Tajna Organizacja Nauczycielska, TON ). еще в октябре 1939 года была создана [80] [81] Другие организации были созданы на местах; после 1940 года они все больше подчинялись и координировались ТОН, тесно сотрудничая с Государственным департаментом культуры и образования подполья, который был создан осенью 1941 года и возглавлялся Чеславом Вычехом , создателем ТОН. [81] [82] Занятия проводились либо под прикрытием официально разрешенных видов деятельности, либо в частных домах и других местах. К 1942 г. в подпольном начальном образовании приняли участие около 1 500 000 учащихся; в 1944 году ее система среднего образования охватывала 100 000 человек, а курсы университетского уровня посещали около 10 000 студентов (для сравнения, довоенный набор в польские университеты в 1938/1939 году составлял около 30 000 человек). [9] [83] [84] Более 90 000 учащихся средних школ посещали подпольные занятия, проводимые почти 6 000 учителей в период с 1943 по 1944 год в четырех округах Генерал-губернаторства (с центрами городов Варшава , Краков , Радом и Люблин ). [85] В целом в тот период в Генерал-губернаторстве каждый третий ребенок получал какое-либо образование в подпольных организациях; это число выросло примерно до 70% для детей, достаточно взрослых, чтобы посещать среднюю школу. [86] По оценкам, в некоторых сельских районах охват образованием действительно улучшился (скорее всего, потому, что в некоторых случаях курсы организовывали учителя, сбежавшие или депортированные из городов). [86] По сравнению с довоенными классами, отсутствие польских еврейских студентов было заметным, поскольку нацистские немцы запирали их в гетто ; однако в гетто существовало подпольное еврейское образование, часто организуемое при поддержке польских организаций, таких как TON. [87] Учащиеся подпольных школ часто также были участниками польского сопротивления. [88]

В Варшаве действовало более 70 подпольных школ, в которых работало 2000 учителей и 21000 учеников. [85] Подпольный Варшавский университет обучил 3700 студентов, присвоив 64 степени магистра и 7 докторских степеней. [89] Варшавский политехнический институт в период оккупации обучил 3000 студентов, присвоив 186 инженерных степеней, 18 докторских и 16 абилитационных . [90] Ягеллонский университет выдал 468 магистров и 62 доктора, в нем работало более 100 профессоров и преподавателей, и в нем ежегодно обучалось более 1000 студентов. [91] По всей Польше многие другие университеты и высшие учебные заведения (музыкальные, театральные, художественные и др.) продолжали занятия на протяжении всей войны. [92] Были проведены даже некоторые академические исследования (например, Владиславом Татаркевичем , ведущим польским философом, и Зеноном Клеменсевичем , лингвистом). [48] [93] Около 1000 польских ученых получили средства от Подпольного государства, что позволило им продолжить свои исследования. [94]
Отношение немцев к подпольному образованию варьировалось в зависимости от того, проходило ли оно в Генерал-губернаторстве или на аннексированных территориях. Примерно к 1943 году немцы почти наверняка осознали весь масштаб польской подпольной системы образования, но у них не было сил, чтобы положить ей конец, и, вероятно, они отдавали приоритет ресурсам борьбе с вооруженным сопротивлением. [95] По большей части закрытие подпольных школ и колледжей в Генерал-губернаторстве не было главным приоритетом для немцев. [95] [96] В 1943 году в немецком отчете об образовании было признано, что контроль над тем, чему обучают в школах, особенно в сельских, был затруднен из-за нехватки рабочей силы, транспорта и деятельности польского сопротивления. [96] В некоторых школах полуоткрыто преподавали неразрешенные предметы, игнорируя немецкие власти. [97] Ганс Франк заметил в 1944 году, что, хотя польские учителя были «смертельными врагами» немецких государств, от всех них нельзя было избавиться немедленно. [96] На аннексированных территориях это воспринималось как гораздо более серьезная проблема, поскольку препятствовало процессу германизации; участие в подпольном образовании на этих территориях с гораздо большей вероятностью могло привести к заключению в концентрационный лагерь . [95]
Распечатать
[ редактировать ]
Существовало более 1000 подпольных газет; [98] Среди наиболее важных были « Информационный бюллетень» Армии Крайовой и «Речь Посполита» правительственной делегации Польши . Помимо публикации новостей (из перехваченных западных радиопередач), существовали сотни подпольных изданий, посвященных политике, экономике, образованию и литературе (например, «Штука и народ» ). [16] [99] Самый высокий зарегистрированный объем публикаций составил выпуск «Бюллетеня информационный», напечатанный тиражом 43 000 экземпляров; средний объем более крупного издания составлял 1 000–5 000 экземпляров. [99] Польское подполье также публиковало буклеты и листовки мнимых антинацистских немецких организаций, направленных на распространение дезинформации и снижение морального духа среди немцев. [100] Книги также иногда печатались. [16] Были также напечатаны и другие предметы, такие как патриотические плакаты или фальшивые плакаты немецкой администрации, приказывающие немцам эвакуироваться из Польши или призывающие поляков зарегистрировать домашних кошек. [100]
Двумя крупнейшими подпольными издательствами были Бюро информации и пропаганды Армии Крайовой и правительственная делегация Польши. [101] Tajne Wojskowe Zakłady Wydawnicze (Секретное военное издательство) Ежи Рутковского (подчиняющееся Армии Крайовой), вероятно, было крупнейшим подпольным издательством в мире. [102] [103] Помимо польских изданий, «Армия Крайова» также печатала фальшивые немецкие газеты, призванные снизить моральный дух оккупационных немецких войск (в рамках « Действия N »). [104] Большинство польских подпольных типографий располагалось в оккупированной Варшаве; до Варшавского восстания летом 1944 года немцы обнаружили более 16 подпольных типографий (работники которых обычно были казнены или отправлены в концентрационные лагеря). [105] Вторым по величине центром польской подпольной издательской деятельности был Краков . [101] Там писатели и редакторы столкнулись с аналогичными опасностями: например, почти вся редакция подпольной сатирической газеты « На Ухо» была арестована, а ее главные редакторы казнены в Кракове 27 мая 1944 года ( На Учо была самой продолжительной издававшейся польской подпольной газетой). сатире , с октября 1943 вышло 20 номеров.) [104] Подпольную прессу поддерживало большое количество активистов; Помимо бригад, обслуживающих типографии, публикации распространяли десятки подземных курьеров. По некоторым статистическим данным, эти курьеры входили в число наиболее часто арестовываемых немцами подпольщиков. [104]
В условиях немецкой оккупации профессии польских журналистов и писателей были практически уничтожены, поскольку у них было мало возможностей публиковать свои произведения. Департамент культуры Подземного государства спонсировал различные инициативы и отдельных лиц, позволяя им продолжать свою работу и помогая в их публикациях. [49] Романы и антологии публиковались в подпольных типографиях; За время войны в подполье было издано более 1000 произведений. [106] Были проведены литературные дискуссии, и среди выдающихся писателей того периода, работавших в Польше, были, среди прочих, Кшиштоф Камиль Бачинский , Леслав Бартельский , Тадеуш Боровский , Тадеуш Бой-Желенский , Мария Домбровская , Тадеуш Гайцы , Зузанна Гинчанка , Ярослав Ивашкевич , будущий Нобелевской премии. лауреат Чеслав Милош , Зофья Налковская , Ян Парандовский , Леопольд Стафф , Казимеж Выка и Ежи Завейский . [106] Писатели писали о тяжелых условиях в лагерях для военнопленных ( Константий Ильдефонс Галчинский , Стефан Флюковский , Леон Кручковский , Анджей Новицкий и Мариан Печала ), гетто и даже изнутри концентрационных лагерей ( Ян Мария Гисгес , Галина Гольчова , Зофья Гурска (Романовичова) , Тадеуш Холуй , Казимеж Анджей Яворский и Мариан Кубицкий ). [107] Многие писатели не пережили войну, среди них Кшиштоф Камиль Бачинский, Вацлав Берент , Тадеуш Бой-Желенский, Тадеуш Гайцы, Зузанна Гинчанка, Юлиуш Каден-Бандровски , Стефан Кеджиньский , Януш Корчак , Галина Крагельска , Тадеуш Холлендер , Витольд Гулевич , Фердинанд Антони Оссендовски , Влодзимеж Петржак , Леон Помировский , Казимеж Прзерва-Тетмайер и Бруно Шульц . [106]
Изобразительное искусство и музыка
[ редактировать ]
С цензурой польского театра (и фактическим концом польской радио- и киноиндустрии) [108] были созданы подземные театры, в первую очередь в Варшаве и Кракове, спектакли которых проводились на различных подземных площадках. [59] [77] [109] С 1940 года деятельность театров координировал Тайный театральный совет. [109] Четыре крупные роты и более 40 более мелких групп действовали на протяжении всей войны, даже в гестаповской тюрьме Павяк в Варшаве и в Освенциме ; были созданы и подпольные актерские школы. [109] Среди актеров андеграунда, многие из которых официально работали на мирских работах, были Кароль Адвентович , Эльжбета Барщевская , Хенрик Боровски , Войцех Брыдзиньский , Ханьча , Стефан Ярач , Тадеуш Кантор , Мечислав Котларчик , Богдан Корженёвский , Ян Кречмар , Адам Муларч Владислав . yk, Анджей Пронашко , Леон Шиллер , Арнольд Шифман , Станислава Уминьска , Эдмунд Верчиньский , Мария Верчиньска , Кароль Войтыла (позже ставший Папой Иоанном Павлом II ), Мариан Выжиковский , Ежи Завейский и другие. [109] Театр также действовал в еврейских гетто. [59] [110] [111] и в лагерях для польских военнопленных . [112]
Польская музыка, в том числе оркестровая, также ушла в подполье. [113] Лучшие польские музыканты и режиссеры ( Адам Дидур , Збигнев Джевецкий , Ян Экьер , Барбара Костшевская , Зигмунт Латошевский , Ежи Лефельд , Витольд Лютославский , Анджей Пануфник , Петр Перковский , Эдмунд Рудницкий , Евгения Уминская , Ежи Вальдорф , Казимеж Ви Лкомирский , Мария Вилкомирская , Болеслав Войтович , Мира Зиминьска ) выступала в ресторанах, кафе и частных домах, а самые смелые распевали патриотические баллады на улицах, уклоняясь от немецких патрулей. [113] патриотические песни , Были написаны [16] такие как Siekiera, motyka , самая популярная песня оккупированной Варшавы. [113] патриотические кукольные спектакли . Были поставлены [16] Еврейские музыканты (например, Владислав Шпильман ) и художники также выступали в гетто и даже в концентрационных лагерях. [114] Хотя многие из них погибли, некоторые выжили за границей, например, Александр Тансман в Соединенных Штатах, Эдди Рознер и Хенрик Уорс в Советском Союзе.
Изобразительное искусство также практиковалось подпольно. Кафе, рестораны и частные дома превратились в галереи или музеи; некоторые из них были закрыты, а их владельцы, сотрудники и посетители подвергались преследованиям, арестам и даже казням. [115] Среди польских андеграундных художников были Эрик Липинский , Станислав Медза-Томашевский , Станислав Остоя-Хростовский и Константин Мария Сопочко . [115] Некоторые художники работали непосредственно на Подпольное государство, подделывая деньги и документы. [116] [117] и создание антинацистского искусства (сатирические плакаты и карикатуры ) или польских патриотических символов (например, котвица ). Эти произведения переиздавались в подпольных типографиях, а те, что предназначались для публичного показа, приклеивались к стенам или рисовались на них в виде граффити . [115] Многие из этих мероприятий координировались в рамках операции «Действие N» Армии Крайовой Бюро информации и пропаганды . В 1944 году три гигантские (6 м или 20 футов) куклы, карикатуры на Гитлера и Бенито Муссолини , были успешно выставлены в общественных местах Варшавы. [115] Некоторые художники записывали жизнь и смерть в оккупированной Польше; Несмотря на запрет Германии полякам использовать фотоаппараты, фотографии и даже фильмы были сняты. [108] Хотя работать подпольной радиостанции было невозможно, подземные прослушивания записывались и транслировались в немецкие радиоприемники или громкоговорители. [108] Были разработаны и выпущены подземные почтовые марки. [115] Поскольку немцы также запретили польскую спортивную деятельность, были созданы подпольные спортивные клубы; подпольные футбольные матчи и даже турниры были организованы в Варшаве, Кракове и Познани, хотя обычно их разгоняли немцы. [115] Все эти мероприятия поддерживались Департаментом культуры Подпольного государства. [113]
Варшавское восстание
[ редактировать ]Во время Варшавского восстания (август – октябрь 1944 г.) люди на территории, контролируемой Польшей, пытались воссоздать прежнюю повседневную жизнь своей свободной страны. Культурная жизнь была бурной как среди солдат, так и среди гражданского населения: были доступны театры, кинотеатры, почтовые отделения, газеты и другие подобные мероприятия. [118] Во время восстания был проведен 10-й подпольный поэтический турнир, призами которого было оружие (большинство польских поэтов молодого поколения также были участниками Сопротивления). [107] , возглавляемое Антони Бохдзевичем , Крайовой Бюро информации и пропаганды Армии даже создало три кинохроники и более 30 000 метров (98 425 футов) пленок, документирующих борьбу. [119] Евгениуш Локайский сделал около 1000 фотографий; Перед смертью [120] Сильвестр Браун около 3000, из которых выжило 1500; [121] Ежи Томашевского около 1000, из них выжило 600. [122]
Культура в изгнании
[ редактировать ]Польские художники работали и за рубежом, за пределами оккупированной Европы . Аркадий Фидлер , базирующийся в Великобритании в составе польских вооруженных сил на Западе, писал о 303-й польской истребительной эскадрилье . Мельхиор Ванькович писал о вкладе Польши в захват Монте-Кассино в Италии. Среди других писателей, работавших за границей, были Ян Лехонь , Антоний Слонимский , Казимеж Вержинский и Юлиан Тувим . [123] Были артисты, которые выступали как для польских войск на Западе, так и для польских войск на Востоке . Среди музыкантов, выступавших за II Польский корпус в кабаре «Польска Парада» , были Хенрик Варс и Ирена Андерс . [124] Самой известной песней солдат, сражавшихся под командованием союзников , была Czerwone maki na Monte Cassino («Красные маки на Монте-Кассино»), написанная Феликсом Конарским и Альфредом Шульцем в 1944 году. [125] Польские театры в изгнании были и на Востоке, и на Западе. [112] [126] Несколько польских художников, в основном солдаты II Польского корпуса, продолжали работать на протяжении всей войны, в том числе Тадеуш Петр Потворовский , Адам Коссовский , Мариан Кратохвиль , Болеслав Лейтгебер и Стефан Кнапп . [127]
Влияние на послевоенную культуру
[ редактировать ]
Попытки военного времени уничтожить польскую культуру, возможно, вместо этого укрепили ее. Норман Дэвис написал в «Игровой площадке Бога »: «В 1945 году в качестве награды за неисчислимые жертвы привязанность выживших к своей родной культуре была сильнее, чем когда-либо прежде». [128] Точно так же сплоченные подпольные классы, от начальных школ до университетов, славились своим высоким качеством, во многом благодаря более низкому соотношению учащихся и учителей. [129] Однако возникшая в результате культура отличалась от культуры межвоенной Польши по ряду причин. Уничтожение еврейской общины Польши , послевоенные территориальные изменения в Польше и послевоенная миграция оставили Польшу без ее исторических этнических меньшинств. Мультикультурной нации больше не было. [130]
Опыт Второй мировой войны наложил отпечаток на поколение польских художников, которое стало известно как « Поколение Колумбов ». Этот термин обозначает целое поколение поляков, родившихся вскоре после восстановления независимости Польши в 1918 году, чья юность была отмечена Второй мировой войной. В своем искусстве они «открыли новую Польшу», навсегда измененную зверствами Второй мировой войны и последующим созданием коммунистической Польши . [131] [132] [133]
На протяжении многих лет почти три четверти поляков подчеркивали важность Второй мировой войны для польской национальной идентичности. [134] Многие польские произведения искусства, созданные после войны, посвящены событиям войны. Книги Тадеуша Боровского , Адольфа Рудницкого , Генрика Гринберга , Мирона Бялошевского , Ханны Кролл и других; фильмы, в том числе Анджея Вайды ( «Поколение» , «Канал» , «Пепел и бриллианты» , «Лотна» , «Любовь в Германии» , «Корчак» , «Катынь» ); сериал ( «Четыре танкиста и собака» и «Ставки больше жизни »); музыка ( Powstanie Warszawskie ); и даже комиксы — все эти разнообразные произведения отразили то время. Польский историк Томаш Шарота писал в 1996 году:
В образовательных и учебных программах особое внимание уделяется периоду Второй мировой войны и оккупации. События и личности, связанные с войной, повсеместно появляются на телевидении, радио и в печатных СМИ. Эта тема остается важным элементом в литературе и обучении, в кино, театре и изобразительном искусстве. Не говоря уже о том, что этим постоянно пользуются политики. Наверное, ни одна другая страна не отмечает столь часто и торжественно годовщины, связанные с событиями Второй мировой войны. [134]
См. также
[ редактировать ]- Футбол в оккупированной Польше (1939–1945)
- Тыл во время Второй мировой войны
- Преступления нацистов против этнических поляков
- Холокост в Польше
Примечания
[ редактировать ]- ^ Олсак-Гласс, Джудит (январь 1999 г.). «Обзор польского Холокоста» Пиотровского . Сарматское обозрение . Проверено 24 января 2008 г.
Тюрьмы, гетто, интернированные, транзитные, трудовые лагеря и лагеря смерти, облавы, массовые депортации, публичные казни, мобильные отряды убийства, марши смерти, лишения, голод, болезни и разоблачения — все это свидетельствует о «бесчеловечной политике Гитлера и Сталина». и «были явно направлены на тотальное уничтожение польских граждан, как евреев, так и христиан». Оба режима одобрили систематическую программу геноцида».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Врубель, Петр (2000). Игровая площадка дьявола: Польша во Второй мировой войне . Монреаль, Квебек: Канадский фонд польских исследований Польского института искусств и наук. ISBN 0-9692784-1-1 . OCLC 44068966 .
- ^ Шабас 2000 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фергюсон 2006 , с. 423
- ^ Раак 1995 , с. 58
- ^ Пиотровский 1997 , стр. 295.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мадайчик 1970 , стр. 127–129.
- ^ Мадайчик, Чеслав (1980). «Системы занятий Оси: попытка сравнительного анализа» . Studia Historiae O Economicae (на немецком языке). 14 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Редзик, Адам (30 сентября – 6 октября 2004 г.). Польские университеты во время Второй мировой войны (PDF) . Encuentros de Historia Comparada Hispano-Polaca / Встречи, посвященные испано-польской сравнительной истории (Четвертое собрание сравнительной испано-польской истории) . Проверено 27 мая 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Чохер, Анна (2005). «Открытая польская культурная жизнь в оккупированном Кракове , 1939–1945, в свете воспоминаний» (PDF) . Память и справедливость (на польском языке). 7 (1): 227–252. ISSN 1427-7476 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мадайчик 1970 , с. 130
- ^ Мадайчик 1970 , с. 137
- ^ Мадайчик 1970 , стр. 130–132.
- ^ Берган, Волкер Р. (1999). Немцы и поляки 1871–1945 . Родопи. стр. 15–34. ISBN 9042006889 – через Google Книги.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Мадайчик 1970 , стр. 133–134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Мадайчик 1970 , стр. 132–133.
- ^ Дэвис 2005 , стр.299.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 169–170.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , стр. 171–173.
- ^ Мадайчик 1970 , стр. 162–163.
- ^ Киричук Юрий (23 апреля 2003 г.). «Как во времена Яремы и Кживоноса» . Газета Выборча (на польском языке) . Проверено 10 мая 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кнут и Инглиш, 2003 , стр. 86–89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мадайчик 1970 , с. 122.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Ревиндикация доброй культуры» . Министерство иностранных дел Польши (на польском языке). Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года . Проверено 15 июня 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ликовска, Ева (1 октября 2001 г.). «Восстановление памятников» . Еженедельник Przegląd (на польском языке). Ага. 40. Архивировано из оригинала 3 ноября 2005 года.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Кислинг 2001 , стр. 122–123 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 229.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , с. 123
- ^ Мадайчик 1970 , с. 127
- ^ Грабский, Юзеф (2003). «Утерянный «Портрет молодого человека» Рафаэля из собрания 20-го рода Чарторыйских в Кракове. Из исследований по типологии портрета эпохи Возрождения». В Дудзике, Себастьян; Жуховский, Тадеуш Ю. (ред.). Рафаэль и его наследники. Классический портрет в современном европейском искусстве (на польском языке). Том 4. стр. 221–261.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бурек, Эдвард, изд. (2000). «Сондерактион Кракау». Энциклопедия Кракова (на польском языке). Краков: ШИМ.
- ^ Альберт, Зигмунт (1989). Казнь львовских профессоров, июль 1941 г.: исследования, отчеты и документы (на польском языке). Вроцлав: Видав. Университет Вроцлава. ISBN 83-229-0351-0 . OCLC 29278609 .
- ^ Серадзки, Славомир (21 сентября 2003 г.). «Немецкий троянский конь» . Впрост (на польском языке). Ага. 38 . Проверено 10 мая 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Файер 2001 , с. 22
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конвей 1997 , стр. 325–326.
- ^ Конвей 1997 , стр. 299–300.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Поляки: жертвы нацистской эпохи» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 3 марта 2013 г. Проверено 24 января 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Лоу, Рой (1992). Образование и Вторая мировая война: исследования школьного образования и социальных изменений . Психология Пресс. стр. 128–138. ISBN 978-0-7507-0054-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Буковска, Ева (2003). «Тайное учение в Польше в 1939–1945 годах» . Лондонское отделение Ассоциации бывших военнослужащих Армии Крайовой . Проверено 10 мая 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , стр. 142–148.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мадайчик 1970 , с. 149
- ^ Салмонович 1994 , стр. 201–202
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , с. 151
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , с. 150
- ^ Оружие 2003 , с. 57 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салмонович 1994 , стр. 269–272
- ^ Мадайчик 1970 , с. 124
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Аноним (1945). Нацистская культура в Польше . Лондон: Министерство информации Польши . Проверено 23 января 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Остас, Гжегож (2004). «Покровительство Польского подпольного государства искусству и литературе (1939–1945)» . Лондонское отделение Ассоциации бывших военнослужащих Армии Крайовой . Проверено 20 марта 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , с. 125
- ^ Мадайчик 1970 , с. 126
- ^ Салмонович 1994 , стр. 199.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 204.
- ^ Дроздовский и Загорский 2004 , стр. 449.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 179.
- ^ Мадайчик 1970 , с. 167
- ^ Сарота 1988 , с. 323
- ^ Мадайчик 1970 , стр. 135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 138.
- ^ Министерство информации Польши, Краткий статистический ежегодник Польши , Лондон, июнь 1941 г., стр. 9–10.
- ^ Херлинг-Грудзинский 1996 , стр. 284.
- ^ Андерс 1995 , с. 540
- ^ Лерски, Лерски и Лерски 1996 , стр.538.
- ^ Раак 1995 , с. 65
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Трела-Мазур 1997 , стр. 89–125
- ^ Пиотровский 1997 , стр. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Раак 1995 , с. 63
- ^ Дэвис 1996 , стр. 1001–1003.
- ^ Гелер и Кайзер 2004 , с. 118
- ^ Фергюсон 2006 , с. 419
- ^ Фергюсон 2006 , с. 418
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Венглицка, Катажина (12 мая 2008 г.). «Профессиональная литература в Креси». Кресы - Новости, События, Новости, Новости (на польском языке) . Проверено 10 мая 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Колодзейский, Конрад (21 сентября 2003 г.). «Сталинская рабская элита» . Впрост (на польском языке). Ага. 38 . Проверено 10 мая 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раак 1995 , стр. 63–64.
- ^ Луковский и Завадский 2006 , стр. 228.
- ^ Пиотровский 1997 , стр. 77–80 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кортни, Кристина Куявинска (2000), «Шекспир в Польше» , «Шекспир вокруг света » , Internet Shakespeare Editions, Университет Виктории, заархивировано из оригинала 07 января 2008 г. , получено 24 января 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 235.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 233.
- ^ «Организация тайных учителей» . Энциклопедия Я ЗНАЮ (на польском языке) . Проверено 15 июня 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , стр. 155–156.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 208.
- ^ Чекаёвский, Рышард (2005). «Тайное гражданское образование во время войны и оккупации Польши, 1939–1945» (на польском языке) . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ Корбонский 1975 , стр. 56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 213.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паркер, Кристин С. (2003). История реформы образования в посткоммунистической Польше, 1989–1999: историческое и современное влияние на переходный период в образовании (докторская диссертация). Университет штата Огайо. Архивировано из оригинала 28 сентября 2003 года.
- ^ Мадайчик 1970 , стр. 160–161.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 215, 221
- ^ Салмонович 1994 , стр. 222.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 223.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 226.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 225.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 227.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 228.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 158–159.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 150–151.
- ^ Мадайчик 1970 , стр. 158–160.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 189.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 190.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хемпель 2003 , с. 54
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 185.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 187.
- ^ «Тайне Войскове Заклады Видавниче» . Энциклопедия Я ЗНАЮ (на польском языке) . Проверено 15 июня 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салмонович 1994 , стр. 196.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салмонович 1994 , стр. 236–237
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 244.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салмонович 1994 , стр. 272–75
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салмонович 1994 , стр. 245–52
- ^ Кремер 2003 , [ https://books.google.com/books?id=BAQ2VtfH3awC&pg=PA1183 стр. 1183.
- ^ Стерлинг и Рот 2005 , с. 283 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , с. 140
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салмонович 1994 , стр. 252–56
- ^ Гилберт 2005 , с. VII .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Салмонович 1994 , стр. 256–65
- ^ Столинский, Кшиштоф (2004). Поставка денег Секретной армии (АК) и гражданским властям в оккупированной Польше (1939–1945) (PDF) . Симпозиум по случаю 60-летия Варшавского восстания 1944 года. Учебный трест Польского подпольного движения (1939–1945) (ПУМСТ). Лондон: Польский институт и Музей Сикорского. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 года.
- ^ Мочидловский, Ян (1989). «Производство денежных знаков Союза вооруженной борьбы и Армии Крайовой». Нумизматический вестник (на польском языке): 10–12.
- ^ Навроцкая-Донская 1961
- ^ «Варшавское восстание – хронология» . Варшавское восстание 1944 года . Музей Варшавского восстания . Проверено 25 января 2008 г.
- ^ «Варшавская коллекция фотографий Евгениуша Локайского» (на польском языке). Музей Варшавского восстания. 8 декабря 2003 г.
- ^ «Сильвестр «Крис» Браун. Истории, скрытые за фотографиями» . , В: Браун, Сильвестр (1983). Репортажи о Варшавском восстании [ Репортажи о Варшавском восстании ] (на польском языке). Варшава: Национальное издательское агентство. ISBN 83-03-00088-8 . OCLC 11782581 .
- ^ Струк, Янина (28 июля 2005 г.). «Моей обязанностью было фотографировать» . Хранитель .
- ^ Салмонович 1994 , стр. 240.
- ^ Чолева-Село, Анна (3 марта 2005 г.). «Муза и Ютрженка. Интервью с Иреной Андерсовой, женой генерала Владислава Андерса» . Cooltura (на польском языке) . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ Мердок 1990 , с. 195. Google Print, с. 195 .
- ^ «Польша. Театр. Вторая мировая война» . Энциклопедия PWN (на польском языке). Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 5 мая 2009 г.
- ^ Супрунюк, Мирослав Адам. «Польская живопись в Великобритании – произведения и документы» (на польском языке). Университет Николая Коперника. Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 5 мая 2009 г.
- ^ Дэвис 2005 , стр.174.
- ^ Салмонович 1994 , стр. 211, 221
- ^ Халтоф 2002 , с. 223 .
- ^ Корнис-Поуп и Нойбауэр 2004 , с. 146 .
- ^ Климашевский 1984 , с. 343 .
- ^ Халтоф 2002 , с. 76 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ручневич, Кшиштоф (5 сентября 2007 г.). «Память о Второй мировой войне в Польше» . Еврозин . Архивировано из оригинала 10 ноября 2007 года . Проверено 26 марта 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерс, Владислав (1995), Без последней главы (на польском языке), Люблин: Тест, ISBN 83-7038-168-5
- Конвей, Джон С. (1997), Преследование церквей нацистами, 1933–1945 , Regent College Publishing, ISBN 1-57383-080-1
- Корнис-Поуп, Марсель; Нойбауэр, Джон (2004), История литературных культур Восточно-Центральной Европы , Издательство John Benjamins Publishing Company, ISBN 90-272-3452-3
- Дэвис, Норман (1996), Европа: История , Oxford University Press, ISBN 0-19-820171-0
- Дэвис, Норман (2005), Божья площадка: История Польши (том 2) (на польском языке), Columbia University Press, ISBN 0-231-12819-3
- Дроздовский, Мариан Марек; Загорский, Анджей (2004). История Варшавы (на польском языке). Варшава: Видау. Один мир. ISBN 83-89632-04-7 . OCLC 69583611 .
- Фергюсон, Найл (2006), Мировая война , Нью-Йорк: Penguin Press
- Гелер, Майкл; Кайзер, Вольфрам (2004), христианская демократия в Европе с 1945 года , Routledge, ISBN 0-7146-8567-4
- Гилберт, Ширли (2005), Музыка во время Холокоста: противостояние жизни в нацистских гетто и лагерях , Oxford University Press, ISBN 0-19-927797-4
- Халтоф, Марек (2002), Польское национальное кино , Berghahn Books, ISBN 1-57181-276-8
- Хемпель, Эндрю (2003), Польша во Второй мировой войне: иллюстрированная военная история , Hippocrene Books, ISBN 0-7818-1004-3
- Херлинг-Грудзинский, Густав (1996), Разрозненный мир: заключение в советском трудовом лагере во время Второй мировой войны , Penguin Books , ISBN 0-14-025184-7
- Хубка, Томас К. (2003), Великолепная синагога: архитектура и богослужение в польской общине восемнадцатого века , UPNE, ISBN 1-58465-216-0
- Кислинг, Вернон Н. (2001), История зоопарков и аквариумов: коллекции древних животных в зоологических садах , CRC Press, ISBN 0-8493-2100-Х
- Климашевский, Болеслав (1984), Очерк истории польской культуры , Интерпресс, ISBN 83-223-2036-1
- Кнут, Ребекка; Инглиш, Джон (2003). Либрицид: спонсируемое режимом уничтожение книг и библиотек в двадцатом веке . Издательская группа Гринвуд. стр. 86–89. ISBN 978-0-275-98088-7 .
- Корбонский, Стефан (1975), Польское подземное государство: Путеводитель по подземелью в 1939-1945 годах (на польском языке), Быдгощ: Wydawnictwo Nasza Przyszłość
- Кремер, С. Лилиан (2003), Литература о Холокосте: энциклопедия писателей и их творчества , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-415-92984-9
- Лерский, Ежи Ян ; Лерски, Джордж Дж.; Лерски, Халина Т. (1996). Врубель, Петр; Козицки, Ричард Дж. (ред.). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-26007-0 .
- Луковский, Ежи ; Завадский, Хуберт (2006), Краткая история Польши (2-е изд.), Cambridge University Press, ISBN 0-521-61857-6
- Мадайчик, Чеслав (1970), Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, Том II (Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, Часть вторая) (на польском языке), Национальное научное издательство
- Мердок, Брайан (1990), Боевые песни и воинственные слова: популярные тексты двух мировых войн , Routledge
- Навроцкая-Донская, Барбара (1961), Обычный день в драме (на польском языке) (1-е изд.), Варшава: Czytelnik
- Файер, Майкл (2001), Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 , Indiana University Press, ISBN 0-253-21471-8
- Пиотровский, Тадеуш (1997), «Польское сотрудничество» , Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918–1947 , McFarland & Company, ISBN 0-7864-0371-3
- Раак, Ричард (1995), Поездка Сталина на Запад, 1938–1945 , Издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-2415-6
- Салмонович, Станислав (1994), Польское подпольное государство (на польском языке), Варшава: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, ISBN 83-02-05500-Х
- Шабас, Уильям (2000), Геноцид в международном праве: преступления преступлений , Cambridge University Press, ISBN 0-521-78790-4
- Стерлинг, Эрик; Рот, Джон К. (2005), Жизнь в гетто во время Холокоста , издательство Сиракузского университета, ISBN 0-8156-0803-9
- Шарота, Томаш (1988), Будний день оккупированной Варшавы (на польском языке), Czytelnik, стр. 323, ISBN. 83-07-01224-4
- Трела-Мазур, Эльжбета (1997), Бонузяк, Влодзимеж; Чесельский, Станислав Ян; Маньковский, Зигмунт; Иванов, Миколай (ред.), «Советизация образования в Восточной Малой Польше в условиях советской оккупации 1939–1941» , Советизация образования в восточной Малой Польше во время советской оккупации 1939–1941 (на польском языке), Кельце: Wyższa Szkoła Pedagogiczna im . Ян Кочановский, ISBN 8371331002
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крауски, Йозеф (1992), «Образование как сопротивление: польский опыт школьного обучения во время войны», в Рое Лоу (редактор), « Образование и Вторая мировая война: исследования в области школьного образования и социальных изменений» , Falmer Press, ISBN 0-7507-0054-8
- Менжиньска, Анджей; Пашкевич, Уршула; Беньковская, Барбара (1994), Потери библиотек во время Второй мировой войны в пределах границ Польши с 1945 года. Предварительный отчет о состоянии знаний (Потери библиотек во время Второй мировой войны в пределах польских границ в 1945 году. Вводный отчет о состоянии знаний) (на польском языке), Варшава: Wydawnictwo reklam, ISBN 83-902167-0-1
- Орденга, Адам; Терлецкий, Таймон (1945), Утраты польской культуры, 1939–1944 (на польском языке), Глазго: Książnica Polska
- Прушинский, Ян Ф. (1997), «Польша: военные потери, культурное наследие и культурная легитимность», в Симпсон, Элизабет (ред.), Трофеи войны: Вторая мировая война и ее последствия: потеря, новое появление и Возвращение культурных ценностей , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, ISBN 0-8109-4469-3
- Симонович, Антони (1960), «Нацистская кампания против польской культуры», Нуровски, Роман (редактор), 1939–1945 Военные потери в Польше , Познань: Wydawnictwo Zachodnie, OCLC 47236461
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лукашевский, Витольд Дж. (апрель 1998 г.), «Потери Польши в Первой мировой войне» , The Sarmatian Review
- Немецкий новый порядок в Польше: Часть 1 , Часть 2
- Департамент национального наследия Польши: Потери военного времени – список публикаций ( зеркало [ постоянная мертвая ссылка ] )
- Потери Польской войны во время Второй мировой войны - галерея на Wikimedia Commons
- Польские плакаты оккупированной Польши времен Второй мировой войны [ постоянная мертвая ссылка ] - галерея на Wikimedia Commons
- Вторая мировая война в Польше, ее влияние на повседневную жизнь; Личная перспектива
- Нацистская культура в Польше, написанная несколькими авторами, временно анонимными по необходимости, написанными в Варшаве во время немецкой оккупации.