Jump to content

Польская культура во время Второй мировой войны

Польская культура во время Второй мировой войны подавлена ​​оккупационными державами нацистской Германии и Советского Союза , которые были враждебны польскому народу была и культурному наследию . [1] [2] Политика, направленная на культурный геноцид, привела к гибели тысяч ученых и художников, а также к краже и уничтожению бесчисленных культурных артефактов. [3] «Жестокое обращение с поляками было одним из многих способов, благодаря которым нацистский и советский режимы стали похожими друг на друга», - писал британский историк Найалл Фергюсон . [4]

Оккупанты разграбили и уничтожили большую часть культурного и исторического наследия Польши, преследуя и убивая представителей польской культурной элиты . Большинство польских школ были закрыты, а в тех, которые остались открытыми, учебные программы значительно изменились.

Тем не менее, подпольные организации и отдельные лица, в частности Польское подпольное государство, спасли большую часть наиболее ценных культурных ценностей Польши и работали над спасением как можно большего количества культурных учреждений и артефактов. Католическая церковь и богатые люди способствовали выживанию некоторых художников и их работ. Несмотря на суровое возмездие со стороны нацистов и Советов, польская подпольная культурная деятельность, включая публикации, концерты, живые театры, образование и академические исследования, продолжалась на протяжении всей войны.

В 1795 году Польша перестала существовать как суверенное государство и на протяжении всего XIX века оставалась постепенно разделенной между Прусской, Австрийской и Российской империями. Лишь в конце Первой мировой войны независимость была восстановлена ​​и нация воссоединилась, хотя проведение границ по необходимости было спорным вопросом . Независимая Польша просуществовала всего 21 год, прежде чем она снова подверглась нападению и была разделена между иностранными державами.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу , развязав Вторую мировую войну в Европе, а 17 сентября, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа , Польша была захвачена Советским Союзом . Впоследствии Польша была снова разделена между этими двумя державами и оставалась под оккупацией большую часть войны. [5] К 1 октября Германия и Советский Союз полностью захватили Польшу, хотя польское правительство так и не сдалось официально, и вскоре было сформировано Польское подземное государство , подчинявшееся польскому правительству в изгнании . 8 октября нацистская Германия аннексировала западные районы довоенной Польши и на остальной части оккупированной территории учредила Генерал-губернаторство . Советскому Союзу пришлось временно отказаться от территориальных завоеваний, полученных им в 1939 году из-за немецкого вторжения в Советский Союз , но он навсегда аннексировал большую часть этой территории после того, как отвоевал ее в середине 1944 года . В ходе войны Польша потеряла более 20% своего довоенного населения в результате оккупации, которая ознаменовала конец Второй Польской Республики . [6]

Уничтожение польской культуры

[ редактировать ]

Немецкая оккупация

[ редактировать ]

Политика

[ редактировать ]

Политика Германии в отношении польской нации и ее культуры менялась в ходе войны. Многим немецким чиновникам и офицерам изначально не было дано четких указаний по обращению с польскими культурными учреждениями, но ситуация быстро изменилась. [7] Сразу после вторжения в Польшу в сентябре 1939 года правительство нацистской Германии реализовало первые этапы («малый план») Генерального плана Ост . [8] Основная политика была изложена Берлинским управлением расовой политики в документе под названием «Об обращении с жителями бывших польских территорий с расово-политической точки зрения» . [9] Славянское население, жившее к востоку от довоенной границы с Германией, должно было быть германизировано , порабощено или уничтожено. [9] в зависимости от того, проживали ли они на территориях, непосредственно присоединенных к Германскому государству или в Генерал-губернаторстве . [7]

Большая часть политики Германии в отношении польской культуры была сформулирована во время встречи между губернатором Генерал-губернаторства Гансом Франком и нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом в Лодзи 31 октября 1939 года. Геббельс заявил, что «польская нация не достойна называться культурной нацией». [7] [10] Он и Франк согласились, что возможности поляков приобщиться к своей культуре должны быть строго ограничены: никаких театров, кинотеатров и кабаре; нет доступа к радио и прессе; и никакого образования. [7] Франк предложил полякам периодически показывать фильмы, освещающие достижения Третьего рейха , и в конечном итоге обращаться к ним только через мегафон . [7] В течение следующих недель польские школы выше среднего профессионального уровня были закрыты, а также театры и многие другие культурные учреждения. Была также закрыта единственная польскоязычная газета, издававшаяся в оккупированной Польше, и начались аресты польской интеллигенции. [7]

В марте 1940 года вся культурная деятельность перешла под контроль Департамента народного образования и пропаганды Генерал-губернаторства ( Abteilung für Volksaufklärung und Propaganda ), название которого через год было изменено на «Главный отдел пропаганды» ( Hauptabteilung Propaganda ). [10] Дальнейшие директивы, изданные весной и в начале лета, отражали политику, намеченную Франком и Геббельсом прошлой осенью. [11] Один из первых указов Департамента запрещал организацию всех культурных мероприятий, кроме самых «примитивных», без предварительного одобрения Департамента. [7] [10] Зрелища «низкого качества», в том числе эротического или порнографического характера , были, однако, исключением: их нужно было популяризировать, чтобы успокоить население и показать миру «настоящую» польскую культуру, а также создать впечатление, что Германия не мешал полякам выражать свое мнение. [11] Немецкие специалисты по пропаганде приглашали критиков из нейтральных стран на специально организованные «польские» представления, специально задуманные как скучные или порнографические, и представляли их как типичные польские культурные мероприятия. [12] Польско-немецкое сотрудничество в вопросах культуры, например, совместные публичные выступления, было строго запрещено. [13] Между тем, в августе 1940 года была введена обязательная регистрация писателей и художников. [7] Затем, в октябре, было запрещено печатать новые книги на польском языке; существующие титулы подвергались цензуре, а часто конфисковывались и изымались. [7]

В 1941 году немецкая политика получила дальнейшее развитие, призывая к полному уничтожению польского народа , которого нацисты считали «недочеловеками» ( Untermenschen ). В течение десяти-двадцати лет польские территории, находящиеся под немецкой оккупацией, должны были быть полностью очищены от этнических поляков и заселены немецкими колонистами . [9] [14] Политика была несколько смягчена в последние годы оккупации (1943–44) ввиду военных поражений Германии и приближения Восточного фронта . [15] Немцы надеялись, что более мягкая культурная политика уменьшит волнения и ослабит польское сопротивление. [16] Полякам разрешили вернуться в те музеи, которые теперь поддерживали немецкую пропаганду и идеологическую обработку, такие как недавно созданный музей Шопена , который подчеркивал выдуманные композитором немецкие корни. [16] Были смягчены ограничения на образование, театральные и музыкальные представления. [16]

Учитывая, что Вторая Польская Республика была многокультурным государством , [17] Немецкая политика и пропаганда также были направлены на создание и поощрение конфликтов между этническими группами, разжигая напряженность между поляками и евреями, а также между поляками и украинцами. [18] [19] В Лодзи немцы заставили евреев помочь разрушить памятник польскому герою Тадеушу Костюшко и сняли это на видео. Вскоре после этого немцы подожгли еврейскую синагогу и сняли на видео прохожих-поляков, изображая их в пропагандистских выпусках как «мстительную толпу». [19] Эта политика раскола нашла отражение в решении немцев разрушить польское образование, одновременно проявив относительную терпимость к украинской школьной системе. [20] Как пояснил высокопоставленный нацистский чиновник Эрих Кох : «Мы должны сделать все возможное, чтобы, когда поляк встретит украинца, он был готов убить украинца и, наоборот, украинец был готов убить поляка». [21]

Немцы грабят музей Захента в Варшаве , лето 1944 года.

В 1939 году, когда устанавливался оккупационный режим, нацисты конфисковали польскую государственную собственность и значительную часть частной собственности. [22] [23] Бесчисленные предметы искусства были разграблены и вывезены в Германию в соответствии с планом, составленным задолго до вторжения. [24] За мародерством наблюдали специалисты подразделений СС Аненербе , айнзацгрупп , отвечавшие за искусство, и специалисты Haupttreuhandstelle Ost , отвечавшие за более приземленные объекты. [23] Известные предметы, разграбленные нацистами, включали Алтарь Фейта Штоса и картины Рафаэля , Рембрандта , Леонардо да Винчи , Каналетто и Баччарелли . [23] [25] Большинство важных произведений искусства были «захвачены» нацистами в течение шести месяцев после сентября 1939 года; к концу 1942 года немецкие официальные лица подсчитали, что «более 90%» произведений искусства, ранее находившихся в Польше, находились в их владении. [23] Некоторые произведения искусства были отправлены в немецкие музеи, такие как планируемый музей фюрера в Линце , тогда как другие произведения искусства стали частной собственностью нацистских чиновников. [23] Было изъято более 516 000 отдельных произведений искусства, в том числе 2800 картин европейских художников; 11 000 работ польских художников; 1400 скульптур, 75 000 рукописей, 25 000 карт и 90 000 книг (в том числе более 20 000, напечатанных до 1800 г.); а также сотни тысяч других предметов, имеющих художественную и историческую ценность. [24] забрали даже экзотических животных Из зоопарков . [26]

Разрушение

[ редактировать ]

Многие места обучения и культуры — университеты, школы, библиотеки, музеи, театры и кинотеатры — были либо закрыты, либо обозначены как « Nur für Deutsche » (Только для немцев). Двадцать пять музеев и множество других учреждений были разрушены во время войны. [24] По одной из оценок, к концу войны было разрушено 43% инфраструктуры учебных и исследовательских учреждений Польши и 14% музеев. [27] По другим данным, только 105 из 175 музеев довоенной Польши пережили войну, и только 33 из этих учреждений смогли вновь открыться. [28] Из 603 научных учреждений довоенной Польши около половины были полностью разрушены, и лишь немногие пережили войну относительно неповрежденными. [29]

«Портрет молодого человека» , Рафаэль , ок. 1514. Возможно автопортрет , [30] и если да, то самое ценное произведение искусства, разграбленное нацистами в Польше. [25] Ранее он находился в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове , местонахождение его остается неизвестным.

Многие профессора университетов, а также преподаватели, юристы, художники, писатели, священники и другие представители польской интеллигенции были арестованы и казнены или отправлены в концентрационные лагеря во время таких операций, как AB-Aktion . Эта конкретная кампания привела к печально известной Зондерактион Кракау. [31] и резня львовских профессоров . [22] [32] Во время Второй мировой войны Польша потеряла от 39% до 45% врачей и стоматологов, от 26% до 57% юристов, от 15% до 30% учителей, от 30% до 40% ученых и профессоров университетов и 18% до 28% духовенства. [2] [33] Еврейская интеллигенция была полностью истреблена. Обоснование этой политики было четко сформулировано нацистским гауляйтером : «В моем округе [любой поляк, который] проявит признаки интеллекта, будет расстрелян». [22]

В рамках своей программы подавления польской культуры немецкие нацисты попытались уничтожить христианство в Польше, уделив особое внимание Римско-католической церкви . [34] [35] В некоторых частях оккупированной Польши полякам было запрещено или даже запрещено посещать религиозные службы. В то же время было конфисковано церковное имущество, введен запрет на использование польского языка в богослужениях, упразднены организации, связанные с католической церковью, а также запрещено исполнять определенные религиозные песни или читать отрывки из Библии в общественность. Худшие условия были в Рейхсгау Вартеланд , который нацисты рассматривали как лабораторию своей антирелигиозной политики. [34] [35] [36] Польское духовенство и религиозные лидеры занимали видное место среди части интеллигенции, подвергшейся истреблению. [34]

Чтобы предотвратить появление нового поколения образованных поляков, немецкие власти постановили, что обучение польских детей будет ограничено несколькими годами начального образования. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер писал в меморандуме от мая 1940 года: «Единственная цель этого обучения — научить их простой арифметике, не превышающей число 500; как писать свое имя; и доктрине о том, что подчиняться — это божественный закон». немцы... Я не считаю умение читать желательным». [22] [37] Ганс Франк вторил ему: «Полякам не нужны университеты и средние школы; польские земли должны быть превращены в интеллектуальную пустыню». [2] Ситуация была особенно тяжелой на бывших польских территориях за пределами Генерал-губернаторства , которые были присоединены к Третьему рейху . [38] Конкретная политика варьировалась от территории к территории, но в целом польскоязычного образования не было вообще. Немецкая политика представляла собой крах-германизацию населения. [38] [39] [40] Польские учителя были уволены, а некоторых пригласили на «ориентационные» встречи с новой администрацией, где их либо арестовали, либо казнили на месте. [38] Некоторых польских школьников отправляли в немецкие школы, других - в специальные школы, где они проводили большую часть времени в качестве неоплачиваемых рабочих, обычно на фермах, управляемых немцами; разговор по-польски влек за собой суровое наказание. [38] Ожидалось, что польские дети начнут работать после окончания начального образования в возрасте от 12 до 15 лет. [40] На восточных территориях, не входящих в Генерал-губернаторство ( Безирк Белосток , Рейхскомиссариат Остланд и Рейхскомиссариат Украина ), многие начальные школы были закрыты, а большая часть образования велась на непольских языках, таких как украинский, белорусский и литовский. [38] В Белостокском районе Безирк, например, 86% существовавших до войны школ были закрыты в течение первых двух лет немецкой оккупации, а к концу следующего года эта цифра увеличилась до 93%. [38]

Фотография самого раннего портрета Шопена 1829 года работы Мерошевского . Разрушен в Варшаве , сентябрь 1939 года.

положение польских начальных школ было несколько лучше В Генерал-губернаторстве . [38] хотя к концу 1940 года только 30% довоенных школ действовали, и их посещали только 28% довоенных польских детей. [41] немецкой полиции В меморандуме от августа 1943 года ситуация описывалась следующим образом:

Учащиеся сидят в тесноте, не имея необходимых материалов и зачастую без квалифицированного педагогического состава. Более того, польские школы закрыты как минимум пять месяцев из десяти месяцев учебного года из-за нехватки угля или другого топлива. Из двадцати-тридцати просторных школьных зданий, которые были в Кракове до 1939 года, сегодня используются два худших здания... Каждый день ученикам приходится учиться в несколько смен. При таких обстоятельствах школьный день, который обычно длится пять часов, сокращается до одного часа. [38]

Сгоревшие руины Большой синагоги в Белостоке после того, как она была подожжена немцами, в ней находилось около 2000 евреев, 1941 год.

В Генерал-губернаторстве оставшиеся школы были подчинены немецкой образовательной системе, а количество и компетентность их польского персонала неуклонно сокращались. [39] Все университеты и большинство средних школ были закрыты если не сразу после вторжения, то к середине 1940 года. [9] [39] [42] К концу 1940 года не никаких официальных польских учебных заведений, более продвинутых, чем профессионально-технические училища , и они не предлагали ничего, кроме элементарной торговой и технической подготовки, необходимой для нацистской экономики. оставалось [38] [41] Начальное образование должно было длиться семь лет, но занятия в последние два года программы должны были ограничиваться одним днем ​​в неделю. [41] Денег на отопление школ зимой не было. [43] Классы и школы должны были быть объединены, польские учителя уволены, а полученные сэкономленные средства были использованы для финансирования создания школ для детей немецкого меньшинства или создания казарм для немецких войск. [41] [43] Новых польских учителей обучать не было. [41] Образовательная программа подверглась цензуре; такие предметы, как литература, история и география, были удалены. [38] [39] [44] Старые учебники были конфискованы, а школьные библиотеки закрыты. [38] [44] Новые образовательные цели для поляков включали убеждение их в том, что их национальная судьба безнадежна, и обучение их покорности и уважению к немцам. Это было достигнуто с помощью преднамеренной тактики, такой как полицейские рейды на школы, полицейские проверки вещей учащихся, массовые аресты студентов и учителей, а также использование студентов в качестве принудительных работ, часто путем их перевозки в Германию в качестве сезонных рабочих. [38]

Королевский гроб королевы Боны XVI века, разграбленный и уничтоженный немцами в 1939 году.

Особенно активно немцы вели уничтожение еврейской культуры в Польше; почти все деревянные синагоги там были разрушены. [45] Более того, на всей территории Польши была запрещена продажа еврейской литературы . [46]

Польскую литературу постигла та же участь на территориях, аннексированных Германией, где продажа польских книг была запрещена. [46] Публичное уничтожение польских книг не ограничивалось изъятыми из библиотек, но включало и те книги, которые были конфискованы из частных домов. [47] Последние названия польских книг, еще не запрещенные, были изъяты в 1943 году; были конфискованы даже польские молитвенники. [48] Вскоре после начала оккупации большинство библиотек было закрыто; в Кракове около 80% библиотек были немедленно закрыты, а коллекции остальных были уничтожены цензурой. [10] Оккупационные державы уничтожили польские книжные собрания, в том числе Библиотеку Сейма и Сената , Библиотеку имения Пшедзецких, Библиотеку имения Замойских , Центральную военную библиотеку и собрание Рапперсвиля . [22] [49] была закрыта последняя оставшаяся польская публичная библиотека на оккупированных немцами территориях В 1941 году в Варшаве . [48] Во время войны варшавские библиотеки потеряли около миллиона томов, или 30% своих фондов. [50] Более 80% этих потерь были прямым результатом чисток, а не конфликта военного времени. [51] В целом, по оценкам, во время войны погибло около 10 миллионов томов из государственных библиотек и учреждений. [27]

Польские флаги и другая символика были конфискованы. [11] Война с польским языком включала снос вывесок на польском языке и запрет польской речи в общественных местах. [52] Людей, говорящих по-польски на улицах, часто подвергали оскорблениям и даже физическому насилию. Преобладала германизация топонимов. [2] в Кракове Многие сокровища польской культуры – в том числе мемориалы, мемориальные доски и памятники национальным героям (например, памятник Адаму Мицкевичу ) – были уничтожены. [48] [53] В Торуни были снесены все польские памятники и мемориальные доски. [28] По всей Польше были разрушены десятки памятников. [28] Нацисты планировали сровнять с землей целые города . [2] [37] [48]

Цензура и пропаганда

[ редактировать ]
Краков, 1941 год. Анонс художественной выставки в Сукеннице : «Как немецкие художники видят Генерал-губернаторство».

Немцы запретили публикацию любых обычных книг, литературных исследований или научных статей на польском языке. [22] [48] В 1940 году в оккупированной Польше начали работать несколько типографий, контролируемых немцами, и публиковать такие материалы, как польско-немецкие словари, а также антисемитские и антикоммунистические романы. [54]

Цензура сначала была нацелена на книги, которые считались «серьезными», включая научные и образовательные тексты, а также тексты, которые, как считалось, пропагандировали польский патриотизм; Разрешалась только художественная литература, свободная от антинемецкого подтекста. [10] Запрещенная литература включала карты, атласы и публикации на английском и французском языках , включая словари. [11] Было создано несколько закрытых каталогов запрещенных книг, а более 1500 польских писателей были объявлены «опасными для немецкого государства и культуры». [10] [46] [50] В список запрещенных авторов вошли такие польские авторы, как Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Станислав Выспянский , Болеслав Прус , Стефан Жеромский , Юзеф Игнаций Крашевский , Владислав Реймонт , Станислав Выспянский , Юлиан Тувим , Корнел Макушиньский , Леопольд Стаф , за Ожешковой и Марии Конопницкой . [50] Простое хранение таких книг было незаконным и каралось тюремным заключением. Была запрещена продажа книг по домам. [10] и книжные магазины, для работы которых требовалась лицензия [10] — были либо опустошены, либо закрыты. [46]

Солдаты Вермахта уничтожают знаки различия польского правительства в Гдыне , сентябрь 1939 года.

Полякам под страхом смертной казни было запрещено владеть радиоприемниками . [55] Пресса была сокращена с более чем 2000 публикаций до нескольких десятков, и все они подвергались цензуре со стороны немцев. [53] [55] Все довоенные газеты были закрыты, а те немногие, что издавались во время оккупации, были новыми изданиями, находившимися под тотальным контролем немцев. Столь основательное уничтожение печати было беспрецедентным в современной истории. [56] Единственным официально доступным материалом для чтения была пропагандистская пресса, распространявшаяся немецкой оккупационной администрацией. [48] В кинотеатрах, которые теперь находились под контролем немецкой пропагандистской машины, в программах преобладали нацистские немецкие фильмы, которым предшествовали пропагандистские кинохроники . [10] [57] Несколько польских фильмов, разрешенных к показу (около 20% от общего количества программ), были отредактированы, чтобы исключить упоминания о польских национальных символах, а также о еврейских актерах и продюсерах. [10] На польском языке было снято несколько пропагандистских фильмов. [10] хотя после 1943 года польские фильмы не показывались. [10] Поскольку вся прибыль от польских кинотеатров официально направлялась на немецкую военную продукцию, польское подполье не поощряло их посещение; знаменитый андерграундный лозунг гласил: « Tylko świnie siedzą w kinie » («В кино ходят только свиньи»). [10] Похожая ситуация сложилась и с театрами, которым немцы запретили ставить «серьёзные» спектакли. [10] Действительно, для театральных подмостков был создан ряд пропагандистских произведений. [58] Таким образом, подполье бойкотировало и театральные постановки. Кроме того, актерам отговаривали выступать в них и предупреждали, что в случае несоблюдения их назовут соучастниками. [10] были смягчены По иронии судьбы, ограничения на культурные мероприятия в еврейских гетто , учитывая, что немцы хотели отвлечь жителей гетто и помешать им осознать свою будущую судьбу . [59]

Музыка была наименее ограниченной культурной деятельностью, вероятно, потому, что Ганс Франк считал себя поклонником серьезной музыки. Генерал-губернаторский оркестр Со временем он приказал создать в столице Кракове . [10] В кафе и церквях были разрешены многочисленные музыкальные выступления. [10] а польское подполье решило бойкотировать только пропагандистские оперы . [10] Художники, в том числе художники и скульпторы, были вынуждены зарегистрироваться в правительстве Германии; но подполье в целом терпимо относилось к их работе, если только она не выражала пропагандистские темы. [10] Закрытые ставнями музеи сменялись случайными художественными выставками, которые часто выражали пропагандистские темы. [10]

Развитие нацистской пропаганды в оккупированной Польше можно разделить на два основных этапа. Первоначальные усилия были направлены на создание негативного образа довоенной Польши. [18] и более поздние усилия были направлены на поощрение антисоветских , антисемитских и прогерманских настроений. [18]

Советская оккупация

[ редактировать ]

После советского вторжения в Польшу (начало 17 сентября 1939 г.), последовавшего за немецким вторжением , ознаменовавшим начало Второй мировой войны (начало 1 сентября 1939 г.), Советский Союз аннексировал восточные части Кресы ») Второй Польской Республики. , занимающий 201 015 квадратных километров (77 612 квадратных миль) и население 13,299 миллиона человек. [60] Гитлер и Сталин разделяли цель уничтожить политическую и культурную жизнь Польши, чтобы Польша, по словам историка Найла Фергюсона, «перестала существовать не только как место, но и как идея». [4]

Четвертый раздел Польши , 1939–41, в соответствии с нацистско-советским пактом Молотова-Риббентропа.

Советская власть считала службу предвоенному польскому государству «преступлением против революции». [61] и «контрреволюционная деятельность» [62] и арестовал многих представителей польской интеллигенции , политиков, государственных служащих и ученых, а также простых лиц, подозреваемых в создании угрозы советской власти. Более миллиона польских граждан были депортированы в Сибирь . [63] [64] многие оказались в ГУЛАГа концентрационных лагерях на годы или десятилетия. Другие погибли, в том числе более 20 000 офицеров, погибших в Катынской резне . [65]

Советы быстро советизировали присоединенные земли, введя принудительную коллективизацию . Они приступили к конфискации, национализации и перераспределению частной и государственной польской собственности. [66] [67] При этом они запретили политические партии и общественные объединения, а их лидеров посадили в тюрьму или казнили как «врагов народа». [68] В соответствии с советской антирелигиозной политикой церкви и религиозные организации подвергались преследованиям. [69] 10 февраля 1940 года НКВД развязало кампанию террора против «антисоветских» элементов в оккупированной Польше. Целями Советов были лица, часто выезжавшие за границу, лица, участвовавшие в заграничной переписке, эсперантисты , филателисты , работники Красного Креста , беженцы, контрабандисты, священники и члены религиозных общин, дворянство, землевладельцы, богатые купцы, банкиры, промышленники и представители гостиничного бизнеса. и владельцы ресторанов. Сталин, как и Гитлер, работал над уничтожением польского общества. [70]

Советские власти стремились стереть все следы польской истории с территории, которая сейчас находится под их контролем. [65] Название «Польша» было запрещено. [67] Польские памятники были снесены. Все учреждения распавшегося польского государства, включая Львовский университет , были закрыты, а затем вновь открыты, в основном с новыми советскими директорами. [65] Советская коммунистическая идеология стала главенствующей во всем преподавании. Польская литература и языковедение были распущены советской властью, а польский язык был заменен русским или украинским. Книги на польском языке сжигались даже в начальных школах. [65] Польских учителей не допускали в школы, многие были арестованы. Занятия велись на белорусском, литовском и украинском языках по новой просоветской программе . [38] Как отметил польско-канадский историк Петр Врубель , ссылаясь на британских историков MRD Foot и ICB Dear , большинство ученых полагают, что «в советской оккупационной зоне условия были лишь немногим менее суровыми, чем при немцах». [2] В сентябре 1939 года многие польские евреи бежали на восток; после нескольких месяцев жизни под советской властью некоторые из них захотели вернуться в немецкую зону оккупированной Польши. [71]

Карикатуры в советском стиле, опубликованные на польском языке во Львове в сентябре 1940 года, резко критикуют польских «врагов государства» — бизнесменов, армейских офицеров, аристократов.

Все издания и СМИ подверглись цензуре . [67] Советы стремились завербовать польских левых интеллектуалов, которые были готовы к сотрудничеству. [67] [72] [73] Вскоре после советского вторжения Ассоциация писателей Советской Украины создала местное отделение во Львове; существовал польскоязычный театр и радиостанция. [72] Польская культурная деятельность в Минске и Вильнюсе была менее организованной. [72] Эта деятельность строго контролировалась советскими властями, которые следили за тем, чтобы эта деятельность изображала новый советский режим в положительном свете и очерняла бывшее польское правительство. [72]

Однако мотивированная советской пропагандой поддержка польскоязычной культурной деятельности противоречила официальной политике русификации . Советы сначала намеревались постепенно отказаться от польского языка и поэтому запретили польский язык в школах. [65] уличные указатели, [74] и другие аспекты жизни. Однако время от времени эта политика менялась - сначала перед выборами в октябре 1939 года; [74] и позже, после завоевания Франции Германией . В ноябре 1940 года поляки Львова отметили 85-летие со дня Адама Мицкевича . смерти [75] Однако вскоре Сталин решил возобновить политику русификации. [73] возникла необходимость в просоветской пропаганде на польском языке Однако он снова отменил свое решение, когда после вторжения Германии в Советский Союз ; в результате Сталин разрешил создание польских войск на Востоке , а позже решил создать Польскую Коммунистическую Народную Республику . [72] [73]

Многие польские писатели сотрудничали с Советским Союзом, ведя просоветскую пропаганду. [72] [73] Среди них были Ежи Борейска , Тадеуш Бой-Желенски , Казимеж Брандис , Янина Броневска , Ян Бжоза , Теодор Буйницкий , Леон Хвистек , Зузанна Гинчанка , Галина Гурска , Мечислав Яструн , Стефан Ендрыховский , Станислав Ежи Лец , , z Лопалевски , Юлиуш Кляйнер Ян Котт , Ялу Курек , Кароль Курилюк , Леопольд Левин , Анатол Микулко , Ежи Паньский , Леон Пастернак , Юлиан Пржибось , Ежи Путрамент , Ежи Равич , Адольф Рудницкий , , Влодзимеж Слободник Сокорский , Эльжбета , Шемплиньска , Анатоль Штерн , Юлиан Стрыйковски , Люциан Сенвальд Влодзимеж Леопольд Тырманд , Ванда Василевска , Станислав Василевский , Адам Важик , Александр Вайнтрауб и Бруно Винавер . [72] [73]

Другие польские писатели, однако, отвергли советские уговоры и вместо этого публиковались подпольно: Ядвига Чеховичувна , Ежи Гордыньский , Ядвига Гамска-Лемпицкая , Герминия Наглерова , Беата Обертыньская , Остап Ортвин , Тадеуш Пайпер , Теодор Парницкий , Юлиуш Петри . [72] [73] Некоторые писатели, такие как Владислав Броневский , после нескольких месяцев сотрудничества с Советами присоединились к антисоветской оппозиции. [72] [73] [76] Точно так же Александр Ват , первоначально симпатизировавший коммунизму, был арестован советской НКВД тайной полицией и сослан в Казахстан . [73]

Подземная культура

[ редактировать ]

Покровители

[ редактировать ]

Польская культура сохранялась в подпольном образовании , публикациях и даже театре. [2] [77] Польское подпольное государство создало Департамент образования и культуры (под руководством Станислава Лоренца ), который наряду с Департаментом труда и социального обеспечения (под руководством Яна Станислава Янковского , а затем Стефана Матеи ) и Департамент по ликвидации последствий войны ( под руководством Яна Станислава Янковского, а затем Стефана Матеи) при Антонии Ольшевском и Брониславе Домославском ), стали подпольными покровителями польской культуры. [78] Эти ведомства курировали работу по спасению от разграбления и уничтожения произведений искусства в государственных и частных коллекциях (в первую очередь гигантских картин Яна Матейко, спрятанных на протяжении всей войны). [79] Они составляли отчеты о разграбленных и уничтоженных произведениях искусства и предоставляли художникам и ученым средства для продолжения своей работы и публикаций, а также для поддержки своих семей. [49] Таким образом, они спонсировали подпольную публикацию ( bibula ) произведений Уинстона Черчилля и Аркадия Фидлера для начальной школы , а также 10 000 экземпляров польского букваря и поручали художникам создавать произведения сопротивления (которые затем распространялись в рамках операции «Н» и подобных мероприятий). [49] Также время от времени спонсировались секретные художественные выставки, театральные представления и концерты. [49]

Другими важными покровителями польской культуры были Римско-католическая церковь и польские аристократы, которые также поддерживали художников и защищали польское наследие (известными покровителями были кардинал Адам Стефан Сапега и бывший политик Януш Радзивилл ). [49] Некоторые частные издательства, в том числе Стефан Каменский , Збигнев Мицнер и издательство Ossolineum , платили писателям за книги, которые должны были быть доставлены после войны. [78]

Образование

[ редактировать ]

В ответ на закрытие Германией и цензуру польских школ сопротивление среди учителей почти сразу привело к созданию крупномасштабной подпольной образовательной деятельности . В частности, Тайная обучающая организация ( Tajna Organizacja Nauczycielska, TON ). еще в октябре 1939 года была создана [80] [81] Другие организации были созданы на местах; после 1940 года они все больше подчинялись и координировались ТОН, тесно сотрудничая с Государственным департаментом культуры и образования подполья, который был создан осенью 1941 года и возглавлялся Чеславом Вычехом , создателем ТОН. [81] [82] Занятия проводились либо под прикрытием официально разрешенных видов деятельности, либо в частных домах и других местах. К 1942 г. в подпольном начальном образовании приняли участие около 1 500 000 учащихся; в 1944 году ее система среднего образования охватывала 100 000 человек, а курсы университетского уровня посещали около 10 000 студентов (для сравнения, довоенный набор в польские университеты в 1938/1939 году составлял около 30 000 человек). [9] [83] [84] Более 90 000 учащихся средних школ посещали подпольные занятия, проводимые почти 6 000 учителей в период с 1943 по 1944 год в четырех округах Генерал-губернаторства (с центрами городов Варшава , Краков , Радом и Люблин ). [85] В целом в тот период в Генерал-губернаторстве каждый третий ребенок получал какое-либо образование в подпольных организациях; это число выросло примерно до 70% для детей, достаточно взрослых, чтобы посещать среднюю школу. [86] По оценкам, в некоторых сельских районах охват образованием действительно улучшился (скорее всего, потому, что в некоторых случаях курсы организовывали учителя, сбежавшие или депортированные из городов). [86] По сравнению с довоенными классами, отсутствие польских еврейских студентов было заметным, поскольку нацистские немцы запирали их в гетто ; однако в гетто существовало подпольное еврейское образование, часто организуемое при поддержке польских организаций, таких как TON. [87] Учащиеся подпольных школ часто также были участниками польского сопротивления. [88]

за Медаль Армии Крайовой участие в операции «Буря».

В Варшаве действовало более 70 подпольных школ, в которых работало 2000 учителей и 21000 учеников. [85] Подпольный Варшавский университет обучил 3700 студентов, присвоив 64 степени магистра и 7 докторских степеней. [89] Варшавский политехнический институт в период оккупации обучил 3000 студентов, присвоив 186 инженерных степеней, 18 докторских и 16 абилитационных . [90] Ягеллонский университет выдал 468 магистров и 62 доктора, в нем работало более 100 профессоров и преподавателей, и в нем ежегодно обучалось более 1000 студентов. [91] По всей Польше многие другие университеты и высшие учебные заведения (музыкальные, театральные, художественные и др.) продолжали занятия на протяжении всей войны. [92] Были проведены даже некоторые академические исследования (например, Владиславом Татаркевичем , ведущим польским философом, и Зеноном Клеменсевичем , лингвистом). [48] [93] Около 1000 польских ученых получили средства от Подпольного государства, что позволило им продолжить свои исследования. [94]

Отношение немцев к подпольному образованию варьировалось в зависимости от того, проходило ли оно в Генерал-губернаторстве или на аннексированных территориях. Примерно к 1943 году немцы почти наверняка осознали весь масштаб польской подпольной системы образования, но у них не было сил, чтобы положить ей конец, и, вероятно, они отдавали приоритет ресурсам борьбе с вооруженным сопротивлением. [95] По большей части закрытие подпольных школ и колледжей в Генерал-губернаторстве не было главным приоритетом для немцев. [95] [96] В 1943 году в немецком отчете об образовании было признано, что контроль над тем, чему обучают в школах, особенно в сельских, был затруднен из-за нехватки рабочей силы, транспорта и деятельности польского сопротивления. [96] В некоторых школах полуоткрыто преподавали неразрешенные предметы, игнорируя немецкие власти. [97] Ганс Франк заметил в 1944 году, что, хотя польские учителя были «смертельными врагами» немецких государств, от всех них нельзя было избавиться немедленно. [96] На аннексированных территориях это воспринималось как гораздо более серьезная проблема, поскольку препятствовало процессу германизации; участие в подпольном образовании на этих территориях с гораздо большей вероятностью могло привести к заключению в концентрационный лагерь . [95]

Распечатать

[ редактировать ]
Der Klabautermann , 3 января 1943 г. — посвященное операции «Н» периодическое издание для немцев, . Слева : Смерть. В центре : Гитлер . Справа : Гиммлер .

Существовало более 1000 подпольных газет; [98] Среди наиболее важных были « Информационный бюллетень» Армии Крайовой и «Речь Посполита» правительственной делегации Польши . Помимо публикации новостей (из перехваченных западных радиопередач), существовали сотни подпольных изданий, посвященных политике, экономике, образованию и литературе (например, «Штука и народ» ). [16] [99] Самый высокий зарегистрированный объем публикаций составил выпуск «Бюллетеня информационный», напечатанный тиражом 43 000 экземпляров; средний объем более крупного издания составлял 1 000–5 000 экземпляров. [99] Польское подполье также публиковало буклеты и листовки мнимых антинацистских немецких организаций, направленных на распространение дезинформации и снижение морального духа среди немцев. [100] Книги также иногда печатались. [16] Были также напечатаны и другие предметы, такие как патриотические плакаты или фальшивые плакаты немецкой администрации, приказывающие немцам эвакуироваться из Польши или призывающие поляков зарегистрировать домашних кошек. [100]

Двумя крупнейшими подпольными издательствами были Бюро информации и пропаганды Армии Крайовой и правительственная делегация Польши. [101] Tajne Wojskowe Zakłady Wydawnicze (Секретное военное издательство) Ежи Рутковского (подчиняющееся Армии Крайовой), вероятно, было крупнейшим подпольным издательством в мире. [102] [103] Помимо польских изданий, «Армия Крайова» также печатала фальшивые немецкие газеты, призванные снизить моральный дух оккупационных немецких войск (в рамках « Действия N »). [104] Большинство польских подпольных типографий располагалось в оккупированной Варшаве; до Варшавского восстания летом 1944 года немцы обнаружили более 16 подпольных типографий (работники которых обычно были казнены или отправлены в концентрационные лагеря). [105] Вторым по величине центром польской подпольной издательской деятельности был Краков . [101] Там писатели и редакторы столкнулись с аналогичными опасностями: например, почти вся редакция подпольной сатирической газеты « На Ухо» была арестована, а ее главные редакторы казнены в Кракове 27 мая 1944 года ( На Учо была самой продолжительной издававшейся польской подпольной газетой). сатире , с октября 1943 вышло 20 номеров.) [104] Подпольную прессу поддерживало большое количество активистов; Помимо бригад, обслуживающих типографии, публикации распространяли десятки подземных курьеров. По некоторым статистическим данным, эти курьеры входили в число наиболее часто арестовываемых немцами подпольщиков. [104]

В условиях немецкой оккупации профессии польских журналистов и писателей были практически уничтожены, поскольку у них было мало возможностей публиковать свои произведения. Департамент культуры Подземного государства спонсировал различные инициативы и отдельных лиц, позволяя им продолжать свою работу и помогая в их публикациях. [49] Романы и антологии публиковались в подпольных типографиях; За время войны в подполье было издано более 1000 произведений. [106] Были проведены литературные дискуссии, и среди выдающихся писателей того периода, работавших в Польше, были, среди прочих, Кшиштоф Камиль Бачинский , Леслав Бартельский , Тадеуш Боровский , Тадеуш Бой-Желенский , Мария Домбровская , Тадеуш Гайцы , Зузанна Гинчанка , Ярослав Ивашкевич , будущий Нобелевской премии. лауреат Чеслав Милош , Зофья Налковская , Ян Парандовский , Леопольд Стафф , Казимеж Выка и Ежи Завейский . [106] Писатели писали о тяжелых условиях в лагерях для военнопленных ( Константий Ильдефонс Галчинский , Стефан Флюковский , Леон Кручковский , Анджей Новицкий и Мариан Печала ), гетто и даже изнутри концентрационных лагерей ( Ян Мария Гисгес , Галина Гольчова , Зофья Гурска (Романовичова) , Тадеуш Холуй , Казимеж Анджей Яворский и Мариан Кубицкий ). [107] Многие писатели не пережили войну, среди них Кшиштоф Камиль Бачинский, Вацлав Берент , Тадеуш Бой-Желенский, Тадеуш Гайцы, Зузанна Гинчанка, Юлиуш Каден-Бандровски , Стефан Кеджиньский , Януш Корчак , Галина Крагельска , Тадеуш Холлендер , Витольд Гулевич , Фердинанд Антони Оссендовски , Влодзимеж Петржак , Леон Помировский , Казимеж Прзерва-Тетмайер и Бруно Шульц . [106]

Изобразительное искусство и музыка

[ редактировать ]
польского подполья Государственный информационный бюллетень от 15 июля 1943 года сообщает о смерти генерала Сикорского и объявляет национальный день траура.

С цензурой польского театра (и фактическим концом польской радио- и киноиндустрии) [108] были созданы подземные театры, в первую очередь в Варшаве и Кракове, спектакли которых проводились на различных подземных площадках. [59] [77] [109] С 1940 года деятельность театров координировал Тайный театральный совет. [109] Четыре крупные роты и более 40 более мелких групп действовали на протяжении всей войны, даже в гестаповской тюрьме Павяк в Варшаве и в Освенциме ; были созданы и подпольные актерские школы. [109] Среди актеров андеграунда, многие из которых официально работали на мирских работах, были Кароль Адвентович , Эльжбета Барщевская , Хенрик Боровски , Войцех Брыдзиньский , Ханьча , Стефан Ярач , Тадеуш Кантор , Мечислав Котларчик , Богдан Корженёвский , Ян Кречмар , Адам Муларч Владислав . yk, Анджей Пронашко , Леон Шиллер , Арнольд Шифман , Станислава Уминьска , Эдмунд Верчиньский , Мария Верчиньска , Кароль Войтыла (позже ставший Папой Иоанном Павлом II ), Мариан Выжиковский , Ежи Завейский и другие. [109] Театр также действовал в еврейских гетто. [59] [110] [111] и в лагерях для польских военнопленных . [112]

Польская музыка, в том числе оркестровая, также ушла в подполье. [113] Лучшие польские музыканты и режиссеры ( Адам Дидур , Збигнев Джевецкий , Ян Экьер , Барбара Костшевская , Зигмунт Латошевский , Ежи Лефельд , Витольд Лютославский , Анджей Пануфник , Петр Перковский , Эдмунд Рудницкий , Евгения Уминская , Ежи Вальдорф , Казимеж Ви Лкомирский , Мария Вилкомирская , Болеслав Войтович , Мира Зиминьска ) выступала в ресторанах, кафе и частных домах, а самые смелые распевали патриотические баллады на улицах, уклоняясь от немецких патрулей. [113] патриотические песни , Были написаны [16] такие как Siekiera, motyka , самая популярная песня оккупированной Варшавы. [113] патриотические кукольные спектакли . Были поставлены [16] Еврейские музыканты (например, Владислав Шпильман ) и художники также выступали в гетто и даже в концентрационных лагерях. [114] Хотя многие из них погибли, некоторые выжили за границей, например, Александр Тансман в Соединенных Штатах, Эдди Рознер и Хенрик Уорс в Советском Союзе.

Изобразительное искусство также практиковалось подпольно. Кафе, рестораны и частные дома превратились в галереи или музеи; некоторые из них были закрыты, а их владельцы, сотрудники и посетители подвергались преследованиям, арестам и даже казням. [115] Среди польских андеграундных художников были Эрик Липинский , Станислав Медза-Томашевский , Станислав Остоя-Хростовский и Константин Мария Сопочко . [115] Некоторые художники работали непосредственно на Подпольное государство, подделывая деньги и документы. [116] [117] и создание антинацистского искусства (сатирические плакаты и карикатуры ) или польских патриотических символов (например, котвица ). Эти произведения переиздавались в подпольных типографиях, а те, что предназначались для публичного показа, приклеивались к стенам или рисовались на них в виде граффити . [115] Многие из этих мероприятий координировались в рамках операции «Действие N» Армии Крайовой Бюро информации и пропаганды . В 1944 году три гигантские (6 м или 20 футов) куклы, карикатуры на Гитлера и Бенито Муссолини , были успешно выставлены в общественных местах Варшавы. [115] Некоторые художники записывали жизнь и смерть в оккупированной Польше; Несмотря на запрет Германии полякам использовать фотоаппараты, фотографии и даже фильмы были сняты. [108] Хотя работать подпольной радиостанции было невозможно, подземные прослушивания записывались и транслировались в немецкие радиоприемники или громкоговорители. [108] Были разработаны и выпущены подземные почтовые марки. [115] Поскольку немцы также запретили польскую спортивную деятельность, были созданы подпольные спортивные клубы; подпольные футбольные матчи и даже турниры были организованы в Варшаве, Кракове и Познани, хотя обычно их разгоняли немцы. [115] Все эти мероприятия поддерживались Департаментом культуры Подпольного государства. [113]

Варшавское восстание

[ редактировать ]

Во время Варшавского восстания (август – октябрь 1944 г.) люди на территории, контролируемой Польшей, пытались воссоздать прежнюю повседневную жизнь своей свободной страны. Культурная жизнь была бурной как среди солдат, так и среди гражданского населения: были доступны театры, кинотеатры, почтовые отделения, газеты и другие подобные мероприятия. [118] Во время восстания был проведен 10-й подпольный поэтический турнир, призами которого было оружие (большинство польских поэтов молодого поколения также были участниками Сопротивления). [107] , возглавляемое Антони Бохдзевичем , Крайовой Бюро информации и пропаганды Армии даже создало три кинохроники и более 30 000 метров (98 425 футов) пленок, документирующих борьбу. [119] Евгениуш Локайский сделал около 1000 фотографий; Перед смертью [120] Сильвестр Браун около 3000, из которых выжило 1500; [121] Ежи Томашевского около 1000, из них выжило 600. [122]

Культура в изгнании

[ редактировать ]

Польские художники работали и за рубежом, за пределами оккупированной Европы . Аркадий Фидлер , базирующийся в Великобритании в составе польских вооруженных сил на Западе, писал о 303-й польской истребительной эскадрилье . Мельхиор Ванькович писал о вкладе Польши в захват Монте-Кассино в Италии. Среди других писателей, работавших за границей, были Ян Лехонь , Антоний Слонимский , Казимеж Вержинский и Юлиан Тувим . [123] Были артисты, которые выступали как для польских войск на Западе, так и для польских войск на Востоке . Среди музыкантов, выступавших за II Польский корпус в кабаре «Польска Парада» , были Хенрик Варс и Ирена Андерс . [124] Самой известной песней солдат, сражавшихся под командованием союзников , была Czerwone maki na Monte Cassino («Красные маки на Монте-Кассино»), написанная Феликсом Конарским и Альфредом Шульцем в 1944 году. [125] Польские театры в изгнании были и на Востоке, и на Западе. [112] [126] Несколько польских художников, в основном солдаты II Польского корпуса, продолжали работать на протяжении всей войны, в том числе Тадеуш Петр Потворовский , Адам Коссовский , Мариан Кратохвиль , Болеслав Лейтгебер и Стефан Кнапп . [127]

Влияние на послевоенную культуру

[ редактировать ]
Rozpowiedzanie V (Расстрел расстрельной командой, V) (1949) Анджея Врублевского , действие происходит в оккупированной немцами Польше.

Попытки военного времени уничтожить польскую культуру, возможно, вместо этого укрепили ее. Норман Дэвис написал в «Игровой площадке Бога »: «В 1945 году в качестве награды за неисчислимые жертвы привязанность выживших к своей родной культуре была сильнее, чем когда-либо прежде». [128] Точно так же сплоченные подпольные классы, от начальных школ до университетов, славились своим высоким качеством, во многом благодаря более низкому соотношению учащихся и учителей. [129] Однако возникшая в результате культура отличалась от культуры межвоенной Польши по ряду причин. Уничтожение еврейской общины Польши , послевоенные территориальные изменения в Польше и послевоенная миграция оставили Польшу без ее исторических этнических меньшинств. Мультикультурной нации больше не было. [130]

Опыт Второй мировой войны наложил отпечаток на поколение польских художников, которое стало известно как « Поколение Колумбов ». Этот термин обозначает целое поколение поляков, родившихся вскоре после восстановления независимости Польши в 1918 году, чья юность была отмечена Второй мировой войной. В своем искусстве они «открыли новую Польшу», навсегда измененную зверствами Второй мировой войны и последующим созданием коммунистической Польши . [131] [132] [133]

На протяжении многих лет почти три четверти поляков подчеркивали важность Второй мировой войны для польской национальной идентичности. [134] Многие польские произведения искусства, созданные после войны, посвящены событиям войны. Книги Тадеуша Боровского , Адольфа Рудницкого , Генрика Гринберга , Мирона Бялошевского , Ханны Кролл и других; фильмы, в том числе Анджея Вайды ( «Поколение» , «Канал» , «Пепел и бриллианты» , «Лотна» , «Любовь в Германии» , «Корчак» , «Катынь» ); сериал ( «Четыре танкиста и собака» и «Ставки больше жизни »); музыка ( Powstanie Warszawskie ); и даже комиксы — все эти разнообразные произведения отразили то время. Польский историк Томаш Шарота писал в 1996 году:

В образовательных и учебных программах особое внимание уделяется периоду Второй мировой войны и оккупации. События и личности, связанные с войной, повсеместно появляются на телевидении, радио и в печатных СМИ. Эта тема остается важным элементом в литературе и обучении, в кино, театре и изобразительном искусстве. Не говоря уже о том, что этим постоянно пользуются политики. Наверное, ни одна другая страна не отмечает столь часто и торжественно годовщины, связанные с событиями Второй мировой войны. [134]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Олсак-Гласс, Джудит (январь 1999 г.). «Обзор польского Холокоста» Пиотровского . Сарматское обозрение . Проверено 24 января 2008 г. Тюрьмы, гетто, интернированные, транзитные, трудовые лагеря и лагеря смерти, облавы, массовые депортации, публичные казни, мобильные отряды убийства, марши смерти, лишения, голод, болезни и разоблачения — все это свидетельствует о «бесчеловечной политике Гитлера и Сталина». и «были явно направлены на тотальное уничтожение польских граждан, как евреев, так и христиан». Оба режима одобрили систематическую программу геноцида».
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Врубель, Петр (2000). Игровая площадка дьявола: Польша во Второй мировой войне . Монреаль, Квебек: Канадский фонд польских исследований Польского института искусств и наук. ISBN  0-9692784-1-1 . OCLC   44068966 .
  3. ^ Шабас 2000 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фергюсон 2006 , с. 423
  5. ^ Раак 1995 , с. 58
  6. ^ Пиотровский 1997 , стр. 295.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мадайчик 1970 , стр. 127–129.
  8. ^ Мадайчик, Чеслав (1980). «Системы занятий Оси: попытка сравнительного анализа» . Studia Historiae O Economicae (на немецком языке). 14 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Редзик, Адам (30 сентября – 6 октября 2004 г.). Польские университеты во время Второй мировой войны (PDF) . Encuentros de Historia Comparada Hispano-Polaca / Встречи, посвященные испано-польской сравнительной истории (Четвертое собрание сравнительной испано-польской истории) . Проверено 27 мая 2009 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Чохер, Анна (2005). «Открытая польская культурная жизнь в оккупированном Кракове , 1939–1945, в свете воспоминаний» (PDF) . Память и справедливость (на польском языке). 7 (1): 227–252. ISSN   1427-7476 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мадайчик 1970 , с. 130
  12. ^ Мадайчик 1970 , с. 137
  13. ^ Мадайчик 1970 , стр. 130–132.
  14. ^ Берган, Волкер Р. (1999). Немцы и поляки 1871–1945 . Родопи. стр. 15–34. ISBN  9042006889 – через Google Книги. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  15. ^ Мадайчик 1970 , стр. 133–134.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Мадайчик 1970 , стр. 132–133.
  17. ^ Дэвис 2005 , стр.299.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 169–170.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , стр. 171–173.
  20. ^ Мадайчик 1970 , стр. 162–163.
  21. ^ Киричук Юрий (23 апреля 2003 г.). «Как во времена Яремы и Кживоноса» . Газета Выборча (на польском языке) . Проверено 10 мая 2009 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кнут и Инглиш, 2003 , стр. 86–89.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мадайчик 1970 , с. 122.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Ревиндикация доброй культуры» . Министерство иностранных дел Польши (на польском языке). Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года . Проверено 15 июня 2008 г.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ликовска, Ева (1 октября 2001 г.). «Восстановление памятников» . Еженедельник Przegląd (на польском языке). Ага. 40. Архивировано из оригинала 3 ноября 2005 года. {{cite magazine}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  26. ^ Кислинг 2001 , стр. 122–123 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 229.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , с. 123
  29. ^ Мадайчик 1970 , с. 127
  30. ^ Грабский, Юзеф (2003). «Утерянный «Портрет молодого человека» Рафаэля из собрания 20-го рода Чарторыйских в Кракове. Из исследований по типологии портрета эпохи Возрождения». В Дудзике, Себастьян; Жуховский, Тадеуш Ю. (ред.). Рафаэль и его наследники. Классический портрет в современном европейском искусстве (на польском языке). Том 4. стр. 221–261. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  31. ^ Бурек, Эдвард, изд. (2000). «Сондерактион Кракау». Энциклопедия Кракова (на польском языке). Краков: ШИМ.
  32. ^ Альберт, Зигмунт (1989). Казнь львовских профессоров, июль 1941 г.: исследования, отчеты и документы (на польском языке). Вроцлав: Видав. Университет Вроцлава. ISBN  83-229-0351-0 . OCLC   29278609 .
  33. ^ Серадзки, Славомир (21 сентября 2003 г.). «Немецкий троянский конь» . Впрост (на польском языке). Ага. 38 . Проверено 10 мая 2009 г.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Файер 2001 , с. 22
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конвей 1997 , стр. 325–326.
  36. ^ Конвей 1997 , стр. 299–300.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Поляки: жертвы нацистской эпохи» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 3 марта 2013 г. Проверено 24 января 2008 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Лоу, Рой (1992). Образование и Вторая мировая война: исследования школьного образования и социальных изменений . Психология Пресс. стр. 128–138. ISBN  978-0-7507-0054-2 .
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Буковска, Ева (2003). «Тайное учение в Польше в 1939–1945 годах» . Лондонское отделение Ассоциации бывших военнослужащих Армии Крайовой . Проверено 10 мая 2009 г.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , стр. 142–148.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мадайчик 1970 , с. 149
  42. ^ Салмонович 1994 , стр. 201–202
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , с. 151
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , с. 150
  45. ^ Оружие 2003 , с. 57 .
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салмонович 1994 , стр. 269–272
  47. ^ Мадайчик 1970 , с. 124
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Аноним (1945). Нацистская культура в Польше . Лондон: Министерство информации Польши . Проверено 23 января 2008 г.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Остас, Гжегож (2004). «Покровительство Польского подпольного государства искусству и литературе (1939–1945)» . Лондонское отделение Ассоциации бывших военнослужащих Армии Крайовой . Проверено 20 марта 2008 г.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , с. 125
  51. ^ Мадайчик 1970 , с. 126
  52. ^ Салмонович 1994 , стр. 199.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 204.
  54. ^ Дроздовский и Загорский 2004 , стр. 449.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 179.
  56. ^ Мадайчик 1970 , с. 167
  57. ^ Сарота 1988 , с. 323
  58. ^ Мадайчик 1970 , стр. 135.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 138.
  60. ^ Министерство информации Польши, Краткий статистический ежегодник Польши , Лондон, июнь 1941 г., стр. 9–10.
  61. ^ Херлинг-Грудзинский 1996 , стр. 284.
  62. ^ Андерс 1995 , с. 540
  63. ^ Лерски, Лерски и Лерски 1996 , стр.538.
  64. ^ Раак 1995 , с. 65
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Трела-Мазур 1997 , стр. 89–125
  66. ^ Пиотровский 1997 , стр. 11.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Раак 1995 , с. 63
  68. ^ Дэвис 1996 , стр. 1001–1003.
  69. ^ Гелер и Кайзер 2004 , с. 118
  70. ^ Фергюсон 2006 , с. 419
  71. ^ Фергюсон 2006 , с. 418
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Венглицка, Катажина (12 мая 2008 г.). «Профессиональная литература в Креси». Кресы - Новости, События, Новости, Новости (на польском языке) . Проверено 10 мая 2009 г.
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Колодзейский, Конрад (21 сентября 2003 г.). «Сталинская рабская элита» . Впрост (на польском языке). Ага. 38 . Проверено 10 мая 2009 г.
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раак 1995 , стр. 63–64.
  75. ^ Луковский и Завадский 2006 , стр. 228.
  76. ^ Пиотровский 1997 , стр. 77–80 .
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кортни, Кристина Куявинска (2000), «Шекспир в Польше» , «Шекспир вокруг света » , Internet Shakespeare Editions, Университет Виктории, заархивировано из оригинала 07 января 2008 г. , получено 24 января 2008 г.
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 235.
  79. ^ Салмонович 1994 , стр. 233.
  80. ^ «Организация тайных учителей» . Энциклопедия Я ЗНАЮ (на польском языке) . Проверено 15 июня 2008 г.
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , стр. 155–156.
  82. ^ Салмонович 1994 , стр. 208.
  83. ^ Чекаёвский, Рышард (2005). «Тайное гражданское образование во время войны и оккупации Польши, 1939–1945» (на польском языке) . Проверено 7 апреля 2009 г.
  84. ^ Корбонский 1975 , стр. 56.
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 213.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паркер, Кристин С. (2003). История реформы образования в посткоммунистической Польше, 1989–1999: историческое и современное влияние на переходный период в образовании (докторская диссертация). Университет штата Огайо. Архивировано из оригинала 28 сентября 2003 года.
  87. ^ Мадайчик 1970 , стр. 160–161.
  88. ^ Салмонович 1994 , стр. 215, 221
  89. ^ Салмонович 1994 , стр. 222.
  90. ^ Салмонович 1994 , стр. 223.
  91. ^ Салмонович 1994 , стр. 226.
  92. ^ Салмонович 1994 , стр. 225.
  93. ^ Салмонович 1994 , стр. 227.
  94. ^ Салмонович 1994 , стр. 228.
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 158–159.
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадайчик 1970 , стр. 150–151.
  97. ^ Мадайчик 1970 , стр. 158–160.
  98. ^ Салмонович 1994 , стр. 189.
  99. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 190.
  100. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хемпель 2003 , с. 54
  101. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 185.
  102. ^ Салмонович 1994 , стр. 187.
  103. ^ «Тайне Войскове Заклады Видавниче» . Энциклопедия Я ЗНАЮ (на польском языке) . Проверено 15 июня 2008 г.
  104. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салмонович 1994 , стр. 196.
  105. ^ Салмонович 1994 , стр. 184.
  106. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салмонович 1994 , стр. 236–237
  107. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салмонович 1994 , стр. 244.
  108. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салмонович 1994 , стр. 272–75
  109. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салмонович 1994 , стр. 245–52
  110. ^ Кремер 2003 , [ https://books.google.com/books?id=BAQ2VtfH3awC&pg=PA1183 стр. 1183.
  111. ^ Стерлинг и Рот 2005 , с. 283 .
  112. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мадайчик 1970 , с. 140
  113. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салмонович 1994 , стр. 252–56
  114. ^ Гилберт 2005 , с. VII .
  115. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Салмонович 1994 , стр. 256–65
  116. ^ Столинский, Кшиштоф (2004). Поставка денег Секретной армии (АК) и гражданским властям в оккупированной Польше (1939–1945) (PDF) . Симпозиум по случаю 60-летия Варшавского восстания 1944 года. Учебный трест Польского подпольного движения (1939–1945) (ПУМСТ). Лондон: Польский институт и Музей Сикорского. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 года.
  117. ^ Мочидловский, Ян (1989). «Производство денежных знаков Союза вооруженной борьбы и Армии Крайовой». Нумизматический вестник (на польском языке): 10–12.
  118. ^ Навроцкая-Донская 1961
  119. ^ «Варшавское восстание – хронология» . Варшавское восстание 1944 года . Музей Варшавского восстания . Проверено 25 января 2008 г.
  120. ^ «Варшавская коллекция фотографий Евгениуша Локайского» (на польском языке). Музей Варшавского восстания. 8 декабря 2003 г.
  121. ^ «Сильвестр «Крис» Браун. Истории, скрытые за фотографиями» . , В: Браун, Сильвестр (1983). Репортажи о Варшавском восстании [ Репортажи о Варшавском восстании ] (на польском языке). Варшава: Национальное издательское агентство. ISBN  83-03-00088-8 . OCLC   11782581 .
  122. ^ Струк, Янина (28 июля 2005 г.). «Моей обязанностью было фотографировать» . Хранитель .
  123. ^ Салмонович 1994 , стр. 240.
  124. ^ Чолева-Село, Анна (3 марта 2005 г.). «Муза и Ютрженка. Интервью с Иреной Андерсовой, женой генерала Владислава Андерса» . Cooltura (на польском языке) . Проверено 7 апреля 2009 г.
  125. ^ Мердок 1990 , с. 195. Google Print, с. 195 .
  126. ^ «Польша. Театр. Вторая мировая война» . Энциклопедия PWN (на польском языке). Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 5 мая 2009 г.
  127. ^ Супрунюк, Мирослав Адам. «Польская живопись в Великобритании – произведения и документы» (на польском языке). Университет Николая Коперника. Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 5 мая 2009 г.
  128. ^ Дэвис 2005 , стр.174.
  129. ^ Салмонович 1994 , стр. 211, 221
  130. ^ Халтоф 2002 , с. 223 .
  131. ^ Корнис-Поуп и Нойбауэр 2004 , с. 146 .
  132. ^ Климашевский 1984 , с. 343 .
  133. ^ Халтоф 2002 , с. 76 .
  134. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ручневич, Кшиштоф (5 сентября 2007 г.). «Память о Второй мировой войне в Польше» . Еврозин . Архивировано из оригинала 10 ноября 2007 года . Проверено 26 марта 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Крауски, Йозеф (1992), «Образование как сопротивление: польский опыт школьного обучения во время войны», в Рое Лоу (редактор), « Образование и Вторая мировая война: исследования в области школьного образования и социальных изменений» , Falmer Press, ISBN  0-7507-0054-8
  • Менжиньска, Анджей; Пашкевич, Уршула; Беньковская, Барбара (1994), Потери библиотек во время Второй мировой войны в пределах границ Польши с 1945 года. Предварительный отчет о состоянии знаний (Потери библиотек во время Второй мировой войны в пределах польских границ в 1945 году. Вводный отчет о состоянии знаний) (на польском языке), Варшава: Wydawnictwo reklam, ISBN  83-902167-0-1
  • Орденга, Адам; Терлецкий, Таймон (1945), Утраты польской культуры, 1939–1944 (на польском языке), Глазго: Książnica Polska
  • Прушинский, Ян Ф. (1997), «Польша: военные потери, культурное наследие и культурная легитимность», в Симпсон, Элизабет (ред.), Трофеи войны: Вторая мировая война и ее последствия: потеря, новое появление и Возвращение культурных ценностей , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, ISBN  0-8109-4469-3
  • Симонович, Антони (1960), «Нацистская кампания против польской культуры», Нуровски, Роман (редактор), 1939–1945 Военные потери в Польше , Познань: Wydawnictwo Zachodnie, OCLC   47236461
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae8a09a9c3f89df7768b9a9161f9e8ce__1712067660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/ce/ae8a09a9c3f89df7768b9a9161f9e8ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish culture during World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)