Jump to content

Польская культура в межвоенный период

Польская культура в межвоенный период стала свидетелем возрождения польского суверенитета. Государственность и ее культурное наследие больше не подавлялись тремя иностранными разделителями . Культурное развитие привело к отступлению элитной дворянской культуры XIX века, а также традиционной народной культуры и возникновению новой массовой культуры, объединяющей польское общество ближе к новой интеллигенции, обученной практике демократии. [1]

Помимо экономического паралича, вызванного столетием разделов , [2] Одним из самых серьезных последствий иностранного правления была неграмотность , от которой в 1921 году пострадали 33,1% граждан Польши, при этом худшая ситуация существовала в бывшей Российской империи. [1] Территории прусского раздела были наиболее развиты, хотя поляки также подверглись политике германизации Культуркампфа и Хакаты . [3] Между тем, восточные и южные территории – части бывшего раздела России и Австрии – были одними из наименее развитых регионов Европы. [1] Несмотря на то, что уровень экономического, культурного и политического развития между тремя бывшими зонами оккупации существенно различался, со временем культурные центры Варшавы , Кракова , Вильно (современный Вильнюс) и Львова (современный Львов) поднялись до уровня жизненно важных городов. Европейские города. [1]

Основные моменты

[ редактировать ]

Хотя термин «польская культура» относится в первую очередь к польскоязычной культуре в Польше, во Второй Польской республике также было множество ярких национальных меньшинств, в первую очередь евреев , украинцев , белорусов , литовцев и немцев . [1] Это было мультикультурное общество, этнокультурный состав которого формировался на протяжении столетий. В 1921 году, согласно первой всенародной переписи населения , поляки-католики составляли 69,2% населения, украинцы 14,3%, евреи 7,8%, белорусы 3,9% и немцы 3,9%. Меньшинства составили 30,8% от общего числа. Подъем новой интеллигенции привел к развитию рекордного числа политических партий, лобби и обществ. Примерно через дюжину лет читательская аудитория газеты удвоилась. В 1919 году новые университеты открылись в Познани , Вильно и Люблине . Университеты в Кракове и Львове были полонизированы уже пятью годами ранее. Союз учителей начальной школы был основан в 1919 году. [1] За первые десять лет реконструкции Польши общее количество школ увеличилось почти на 10 000 благодаря официальному указу о народном образовании. Ко времени нацистско-советского вторжения в 1939 году около 90% детей посещали школы по всей стране, и это число ограничивалось только нехваткой квалифицированного персонала и отсутствием подходящих мест, особенно в деревнях. [1]

ярмарка Восточная , главный вход; Львов (ныне Львов , Украина)

крупная торговая ярмарка во Львове была основана В 1921 году сразу после окончания военных действий ; предназначен для содействия новому деловому партнерству внутри Польши, а также из Великой Румынии , Венгрии и Советского Союза , среди других мест. Ежегодная Восточная торговая ярмарка или Targi Wschodnie (как ее называли по- польски ) к 1928 году могла похвастаться примерно 1600 экспонентами, 400 из которых были иностранными фирмами. В том году ярмарку посетило 150 000 человек, благодаря трамваю до города, таможне и телефонной станции. [4] Также в 1928 году аналогичная торговая ярмарка была открыта в Вильно (ныне Вильнюс , Литва) для стимулирования бизнеса на северо-востоке Польши, охватывая Литву и Латвию . Северную торговую ярмарку ( Targi Północne ) в первый год посетили ошеломляющие 180 000 гостей. Это было крупнейшее ежегодное мероприятие на местном уровне, на котором демонстрировались текстиль, мебель, сельскохозяйственные животные, меха, туристическое снаряжение, производственное оборудование и многие другие коммерческие товары. [5]

Узор Негри , 1924 год.

Новые театры открылись в Быдгоще (1919 г.), Катовице (1922 г.) и Торуни (1929 г.). В Варшаве новый Польский театр выступал уже с 1913 года, а в 1924 году открылся Театр Народовы , а затем Театр Богуславского (1926, перестроенный) и Атенеум (1928). В Кракове и Львове также действовало несколько ярких театральных трупп. К 1936 в стране действовало 26 постоянно действующих драматических театров. [1] Концертный зал Краковской филармонии вдохновлен брюссельским Домом народа . [6] был завершен в 1931 году благодаря щедрой спонсорской поддержке принца и кардинала Адама Стефана Сапеги . В межвоенный период Краковская филармония также поддерживала Профсоюз польских профессиональных музыкантов, созданный для защиты благосостояния его членов, а также художественного уровня их выступлений. [7]

Музыкальные консерватории были созданы в Варшаве, Познани, Катовице, Кракове, Лодзи и Вильно. В 1934 году в Кракове был открыт главный филиал Польского национального музея, фонд которого достиг 300 000 экспонатов. [8] Киноиндустрия получила значительный импульс примерно в 1934 году, когда к нему присоединилось поколение новых актеров, в том числе Стефан Ярач , Мечислава Свиклинская , Эльжбета Барщевская , Казимеж Юноша-Стемповский и Адольф Дымша . [1] В этот период была введена студийная система кинопроизводства: «Сфинкс из Варшавы», основанная Александром Герцем, стала крупнейшей кинокомпанией на местном уровне. Студия открыла для себя тогдашнюю 17-летнюю Полу Негри и сняла с ней восемь художественных фильмов, прежде чем Негри стал международной сенсацией, базирующейся в Голливуде. [9] В 1926 году Польское радио начало регулярное вещание из Варшавы. количество государственных Перед вторжением 1939 года станций увеличилось до 10 . [1]

Первое заседание Польской литературной академии, 1933 год. Сидят слева направо: премьер-министр Януш Енджеевич , Зофья Налковская , Мария Мосьцицкая, президент Игнаций Мостицкий , Мария Енджеевич, Вацлав Серошевский , штаб Леопольда . Стоят слева: полковник Ян Глоговский, режиссер Сковронский, Зенон Пшесмицкий, Вацлав Берент , Петр Чойновский, Юлиуш Кляйнер , Винцентий Ржимовский , Ежи Шанявский, Юлиуш Каден-Бандровский , Кароль Ижиковский , Тадеуш Желенский , Тадеуш Зелинский и Болес. закон Лесмян

В 1933 году в Варшаве была основана Польская академия литературы (ПАЛ). Это было одно из важнейших государственных учреждений литературной жизни, ориентированное на развитие культуры и искусства. [10] Он был предложен Стефаном Жеромским, чтобы ускорить процесс восстановления после века расового антиполонизма , и реализован в пятую годовщину его смерти. За вклад в развитие польской литературы Академия удостоила двух высших государственных наград: Золотой и Серебряной лавр (Злотый и Сребрный Вавжин). [11] Основная цель заключалась в повышении уровня качества книгоиздания в Польше. [12] В число почетных членов вошли главные организаторы Академии: президент Польши Игнаций Мосцицкий и маршал Юзеф Пилсудский . [12]

Культурный вклад меньшинств

[ редактировать ]

Дух возрождения затронул не только основное общество Польши, но и национальные, этнические и религиозные меньшинства. К концу 1930-х годов украинская пресса могла похвастаться около 68 изданиями, выходившими в основном во Львове, Станиславове и Коломые . Самым важным из них была львовская ежедневная газета «Дило» («Дело») с сильным культурным и либеральным прошлым. Он издавался еженедельно уже с 1880 года, но в межвоенной Польше он увеличился до 10 страниц в день (16 страниц в субботу) при 10 штатных сотрудниках. Среди других популярных ежедневных газет были «Новый час» и «Украинские вести» . Белорусская пресса состояла из 16 периодических изданий; литовская и российская пресса опубликовали около 10 наименований каждая. В Варшавском университете семинары по истории Украины вел известный ученый, проф. Мирон Кордуба обучал Ежи Гедройца , который , в частности, . Однако украинские попытки создать украиноязычный университет не увенчались успехом, что свидетельствует об отсутствии перспективы со стороны различных политических образований до нацистско-советского вторжения. [13] [14] [15] В богатую коллекцию немецкой прессы входила известная антифашистская ежедневная газета Neue Lodzer Zeitung . [16]

Болеслав Лесьмян

Еврейская культурная жизнь была особенно яркой: существовало множество еврейских публикаций и более 116 периодических изданий. [17] Идишские авторы, в первую очередь Исаак Башевис Зингер , добились международного признания. Среди других известных еврейских авторов были Бруно Шульц , Юлиан Тувим , Мариан Хемар , Эмануэль Шлехтер , Ян Бжехва , Зузанна Гинчанка и Болеслав Лесмян . Конрад Том и Ежи Юрандот были менее известны на международном уровне, но внесли важный вклад в польскую литературу. Певец Ян Кепура был одним из самых известных артистов той эпохи, как и еврейские композиторы популярной музыки, такие как Хенрик Варс , Ежи Петерсбурский , Артур Голд , Хенрик Гольд , Зигмунт Бялостоцкий или знаменитые джазмены Шимон Каташек и Якуб Каган . [18] Среди художников, известных своими изображениями еврейской жизни в Польше, были Леопольд (Лейб) Пиличовский, обучавшийся у Самуэля Хиршенберга , Артур Маркович , удостоенный наград мастер-живописец Маурици Трембач , Израэль Лейзерович ( мн. ) – один из самых многообещающих экспрессионистов эпохи новое поколение – убитое в Освенциме и многие другие. [19] Еврейские дети в основном обучались в религиозных школах. В 1937–1938 учебном году действовало 226 начальных школ и двенадцать средних школ, а также четырнадцать профессиональных училищ с идиш или ивритом в качестве языка обучения. [20] [21] В 1929 году сеть из 219 светских языковых школ идиша находилась в ведении TSYSHO (Центральная организация школ идиш), в которой в 1929 году обучалось 24 000 учеников. Realgymnazye, управляемая в Вильно TSBK (филиалом TSYSHO), была первой современной средней школой в истории, в которой языком был идиш. инструкции. [22] [23]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж (на польском языке) Экономические и культурные трудности и достижения Польши в межвоенный период: Основные этапы развития польской культуры, образования, науки и искусства в межвоенный период. Юридический и исторический сайт. Проверено 6 марта 2013 г.
  2. ^ Агата Тушинская (2001). «Бюрократия» (PDF-файл, прямая загрузка, 420 КБ) . Русские в Варшаве (на польском языке). Издательство «Tower Press» Гданьск. стр. 22–24 . Проверено 26 декабря 2012 г. Болеслав Прус в «Гонец Поранни» от 9 декабря 1904 г.
  3. ^ Анджей Гарлицкий, Польско-грузинский военный союз , Политика : Специальный выпуск (Специальный выпуск) 2/2008 , ISSN   1730-0525 , стр. 11–12.
  4. ^ Станислав Коседовский (15 марта 2012 г.). «Львов» . История Львова. Книга 1929 года. (на польском языке). Портал «Lwow.home.pl» . Проверено 7 марта 2013 г.
  5. ^ Кшиштоф Шимковяк (24 августа 2012 г.). «Targi Północne (Северная торговая ярмарка)» . Обзор, архивные фотографии, библиография (на польском языке). Экспространство. За пределами честного дизайна . Проверено 10 марта 2013 г.
  6. ^ «Краковская филармония (Filharmonia Krakowska)» . Краковская культура и события . В вашем кармане. 2012 . Проверено 7 февраля 2013 г.
  7. ^ «История Краковской филармонии» (на польском языке). Краковская филармония (Краковская филармония). 2010 . Проверено 2 июня 2011 г.
  8. ^ Институт Адама Мицкевича (2011). «Национальный музей в Кракове» . Учреждения культуры (на польском языке). Культура.пл. Архивировано из оригинала 15 сентября 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
  9. ^ Конрад Я. Зарембский (апрель 2011 г.). «Пола Негри» . Мультимедиа. База знаний . Институт Адама Мицкевича Culture.pl . Проверено 11 марта 2013 г.
  10. ^ Ежи Ян Лерский ; Петр Врубель; Ричард Дж. Козицки (1996). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . Издательская группа Гринвуд. стр. 451. ISBN  0-313-26007-9 . Проверено 5 декабря 2011 г.
  11. ^ Стефан Жеромский (1923). « Снобизм и прогресс » [Снобизм и прогресс] (PDF) . стр. 46. Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2012 года . Проверено 23 марта 2013 г. От оккупантов мы унаследовали 50% неграмотного населения. [Наследство, которое мы получили от оккупантов, составило 50% уровня неграмотности, вот и всё.]
    1. ——, Предложение о создании Академии польской литературы (Projekt Akademii Literatury Polskiej). 1918 г. Оригинальный текст полностью. Викиисточник .
    2. ——, О необходимости Польской академии литературы. 1924. Публичное выступление полностью. Викиисточник .
    3. Совет Министров Республики Польша, Вавжин Академический (Академическая лавра), 1934 год. Постановление Совета Министров Республики Польша. Викиисточник .
  12. ^ Jump up to: а б Энциклопедия ЗНАНИЙ (2011). «Польская Академия Литературы (Польская Академия Литературы)» . Популярная универсальная энциклопедия издательства «Фогра» . Группа Onet.pl SA . Проверено 23 марта 2013 г.
  13. ^ «Культура, наука и образование Второй Польской Республики» . Двадцать лет (на польском языке). Сайт Freshmind Sciaga.pl. 2013 . Проверено 10 марта 2013 г.
  14. ^ «Условия развития прессы в межвоенный период» (RTF-файл, прямая загрузка, 80 КБ) (на польском языке). Chomikuj.pl. 2012 . Проверено 11 марта 2013 г.
  15. ^ Dr. Olga Jaruczyk (2012). "Problematyka ukraińska на łamach polskich czasopism Dwudziestolecia Międzywojennego" . Украина и Польша: прошлое, настоящее, перспективы (in Polish, English, and Russian). Научный журнал Института Польши Волынского национального университета имени Леси Украинки . Retrieved March 11, 2013 .
  16. ^ Уинсон Чу (14 июня 2006 г.). Национальные сообщества между собой (просмотр книги Google) . Издательство Университета Индианы. стр. 112–113. ISBN  0253111951 . Проверено 12 марта 2013 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  17. ^ Тадеуш Пиотровский, Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами. МакФарланд, с. 51.
  18. ^ Профессор Петр Врубель, Университет Торонто, «Евреи, поляки и культура Польши в девятнадцатом и двадцатом веках» ; Архивировано 26 декабря 2008 г. в реферате Wayback Machine на польском/еврейском/музыкальном языке! Программа Международной конференции, 15–16 ноября 1998 г., Лос-Анджелес; издатель: Польский музыкальный журнал, Vol. Т. 6, № 1, лето 2003 г. ISSN 1521-6039 .
  19. ^ Цеслинская-Лобкович, Навойка (июнь 2009 г.), «Обращение с еврейскими культурными ценностями в послевоенной Польше» (прямая загрузка PDF, 288 КБ) , Vol. XIV, выпуск 2 , Art Antiquity and Law, стр. 161–162 , получено 3 августа 2012 г.
  20. ^ Ресурсный центр Шоа: Учащиеся еврейской школы, Варшава. Интернет-архив
  21. ^ Александр Герц, Люциан Доброшицкий Евреи в польской культуре , Northwestern University Press, 1988 ISBN   0-8101-0758-9
  22. ^ Джошуа Д. Циммерман (2010). "ЦЫШО. Ди Централе Йидише Шул-Организация" . Энциклопедия евреев Восточной Европы . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 12 марта 2013 г.
  23. ^ Центр еврейской истории. «Путеводитель по записям ЦЫШО (Централе Йидише Шул Организаций)» . В Польше действует школьная система идиш . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 12 марта 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Болеслав Климашевский, Очерк истории польской культуры , Интерпресс, 1984, ISBN   83-223-2036-1
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17c1cb3f2c461cc34ea512ebcfd7178d__1708513380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/8d/17c1cb3f2c461cc34ea512ebcfd7178d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish culture in the Interbellum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)