Польская культура в межвоенный период
Часть серии о |
Культура Польши |
---|
![]() |
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Польская культура в межвоенный период стала свидетелем возрождения польского суверенитета. Государственность и ее культурное наследие больше не подавлялись тремя иностранными разделителями . Культурное развитие привело к отступлению элитной дворянской культуры XIX века, а также традиционной народной культуры и возникновению новой массовой культуры, объединяющей польское общество ближе к новой интеллигенции, обученной практике демократии. [1]
Фон
[ редактировать ]Помимо экономического паралича, вызванного столетием разделов , [2] Одним из самых серьезных последствий иностранного правления была неграмотность , от которой в 1921 году пострадали 33,1% граждан Польши, при этом худшая ситуация существовала в бывшей Российской империи. [1] Территории прусского раздела были наиболее развиты, хотя поляки также подверглись политике германизации Культуркампфа и Хакаты . [3] Между тем, восточные и южные территории – части бывшего раздела России и Австрии – были одними из наименее развитых регионов Европы. [1] Несмотря на то, что уровень экономического, культурного и политического развития между тремя бывшими зонами оккупации существенно различался, со временем культурные центры Варшавы , Кракова , Вильно (современный Вильнюс) и Львова (современный Львов) поднялись до уровня жизненно важных городов. Европейские города. [1]
Основные моменты
[ редактировать ]Хотя термин «польская культура» относится в первую очередь к польскоязычной культуре в Польше, во Второй Польской республике также было множество ярких национальных меньшинств, в первую очередь евреев , украинцев , белорусов , литовцев и немцев . [1] Это было мультикультурное общество, этнокультурный состав которого формировался на протяжении столетий. В 1921 году, согласно первой всенародной переписи населения , поляки-католики составляли 69,2% населения, украинцы 14,3%, евреи 7,8%, белорусы 3,9% и немцы 3,9%. Меньшинства составили 30,8% от общего числа. Подъем новой интеллигенции привел к развитию рекордного числа политических партий, лобби и обществ. Примерно через дюжину лет читательская аудитория газеты удвоилась. В 1919 году новые университеты открылись в Познани , Вильно и Люблине . Университеты в Кракове и Львове были полонизированы уже пятью годами ранее. Союз учителей начальной школы был основан в 1919 году. [1] За первые десять лет реконструкции Польши общее количество школ увеличилось почти на 10 000 благодаря официальному указу о народном образовании. Ко времени нацистско-советского вторжения в 1939 году около 90% детей посещали школы по всей стране, и это число ограничивалось только нехваткой квалифицированного персонала и отсутствием подходящих мест, особенно в деревнях. [1]

крупная торговая ярмарка во Львове была основана В 1921 году сразу после окончания военных действий ; предназначен для содействия новому деловому партнерству внутри Польши, а также из Великой Румынии , Венгрии и Советского Союза , среди других мест. Ежегодная Восточная торговая ярмарка или Targi Wschodnie (как ее называли по- польски ) к 1928 году могла похвастаться примерно 1600 экспонентами, 400 из которых были иностранными фирмами. В том году ярмарку посетило 150 000 человек, благодаря трамваю до города, таможне и телефонной станции. [4] Также в 1928 году аналогичная торговая ярмарка была открыта в Вильно (ныне Вильнюс , Литва) для стимулирования бизнеса на северо-востоке Польши, охватывая Литву и Латвию . Северную торговую ярмарку ( Targi Północne ) в первый год посетили ошеломляющие 180 000 гостей. Это было крупнейшее ежегодное мероприятие на местном уровне, на котором демонстрировались текстиль, мебель, сельскохозяйственные животные, меха, туристическое снаряжение, производственное оборудование и многие другие коммерческие товары. [5]

Новые театры открылись в Быдгоще (1919 г.), Катовице (1922 г.) и Торуни (1929 г.). В Варшаве новый Польский театр выступал уже с 1913 года, а в 1924 году открылся Театр Народовы , а затем Театр Богуславского (1926, перестроенный) и Атенеум (1928). В Кракове и Львове также действовало несколько ярких театральных трупп. К 1936 в стране действовало 26 постоянно действующих драматических театров. [1] Концертный зал Краковской филармонии вдохновлен брюссельским Домом народа . [6] был завершен в 1931 году благодаря щедрой спонсорской поддержке принца и кардинала Адама Стефана Сапеги . В межвоенный период Краковская филармония также поддерживала Профсоюз польских профессиональных музыкантов, созданный для защиты благосостояния его членов, а также художественного уровня их выступлений. [7]
Музыкальные консерватории были созданы в Варшаве, Познани, Катовице, Кракове, Лодзи и Вильно. В 1934 году в Кракове был открыт главный филиал Польского национального музея, фонд которого достиг 300 000 экспонатов. [8] Киноиндустрия получила значительный импульс примерно в 1934 году, когда к нему присоединилось поколение новых актеров, в том числе Стефан Ярач , Мечислава Свиклинская , Эльжбета Барщевская , Казимеж Юноша-Стемповский и Адольф Дымша . [1] В этот период была введена студийная система кинопроизводства: «Сфинкс из Варшавы», основанная Александром Герцем, стала крупнейшей кинокомпанией на местном уровне. Студия открыла для себя тогдашнюю 17-летнюю Полу Негри и сняла с ней восемь художественных фильмов, прежде чем Негри стал международной сенсацией, базирующейся в Голливуде. [9] В 1926 году Польское радио начало регулярное вещание из Варшавы. количество государственных Перед вторжением 1939 года станций увеличилось до 10 . [1]
В 1933 году в Варшаве была основана Польская академия литературы (ПАЛ). Это было одно из важнейших государственных учреждений литературной жизни, ориентированное на развитие культуры и искусства. [10] Он был предложен Стефаном Жеромским, чтобы ускорить процесс восстановления после века расового антиполонизма , и реализован в пятую годовщину его смерти. За вклад в развитие польской литературы Академия удостоила двух высших государственных наград: Золотой и Серебряной лавр (Злотый и Сребрный Вавжин). [11] Основная цель заключалась в повышении уровня качества книгоиздания в Польше. [12] В число почетных членов вошли главные организаторы Академии: президент Польши Игнаций Мосцицкий и маршал Юзеф Пилсудский . [12]
Культурный вклад меньшинств
[ редактировать ]Дух возрождения затронул не только основное общество Польши, но и национальные, этнические и религиозные меньшинства. К концу 1930-х годов украинская пресса могла похвастаться около 68 изданиями, выходившими в основном во Львове, Станиславове и Коломые . Самым важным из них была львовская ежедневная газета «Дило» («Дело») с сильным культурным и либеральным прошлым. Он издавался еженедельно уже с 1880 года, но в межвоенной Польше он увеличился до 10 страниц в день (16 страниц в субботу) при 10 штатных сотрудниках. Среди других популярных ежедневных газет были «Новый час» и «Украинские вести» . Белорусская пресса состояла из 16 периодических изданий; литовская и российская пресса опубликовали около 10 наименований каждая. В Варшавском университете семинары по истории Украины вел известный ученый, проф. Мирон Кордуба обучал Ежи Гедройца , который , в частности, . Однако украинские попытки создать украиноязычный университет не увенчались успехом, что свидетельствует об отсутствии перспективы со стороны различных политических образований до нацистско-советского вторжения. [13] [14] [15] В богатую коллекцию немецкой прессы входила известная антифашистская ежедневная газета Neue Lodzer Zeitung . [16]

Еврейская культурная жизнь была особенно яркой: существовало множество еврейских публикаций и более 116 периодических изданий. [17] Идишские авторы, в первую очередь Исаак Башевис Зингер , добились международного признания. Среди других известных еврейских авторов были Бруно Шульц , Юлиан Тувим , Мариан Хемар , Эмануэль Шлехтер , Ян Бжехва , Зузанна Гинчанка и Болеслав Лесмян . Конрад Том и Ежи Юрандот были менее известны на международном уровне, но внесли важный вклад в польскую литературу. Певец Ян Кепура был одним из самых известных артистов той эпохи, как и еврейские композиторы популярной музыки, такие как Хенрик Варс , Ежи Петерсбурский , Артур Голд , Хенрик Гольд , Зигмунт Бялостоцкий или знаменитые джазмены Шимон Каташек и Якуб Каган . [18] Среди художников, известных своими изображениями еврейской жизни в Польше, были Леопольд (Лейб) Пиличовский, обучавшийся у Самуэля Хиршенберга , Артур Маркович , удостоенный наград мастер-живописец Маурици Трембач , Израэль Лейзерович ( мн. ) – один из самых многообещающих экспрессионистов эпохи новое поколение – убитое в Освенциме и многие другие. [19] Еврейские дети в основном обучались в религиозных школах. В 1937–1938 учебном году действовало 226 начальных школ и двенадцать средних школ, а также четырнадцать профессиональных училищ с идиш или ивритом в качестве языка обучения. [20] [21] В 1929 году сеть из 219 светских языковых школ идиша находилась в ведении TSYSHO (Центральная организация школ идиш), в которой в 1929 году обучалось 24 000 учеников. Realgymnazye, управляемая в Вильно TSBK (филиалом TSYSHO), была первой современной средней школой в истории, в которой языком был идиш. инструкции. [22] [23]
См. также
[ редактировать ]- Центральный промышленный район , один из крупнейших экономических проектов Второй Польской Республики.
- Эстафетная книга анализа, написанная Мельхиором Ваньковичем.
- Немецко-польская таможенная война (1925–1934), следствие стремления Польши к независимости.
- Скамандерская группа поэтов-экспериментаторов, основанная в 1918 году.
- Ярослав Ивашкевич
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж (на польском языке) Экономические и культурные трудности и достижения Польши в межвоенный период: Основные этапы развития польской культуры, образования, науки и искусства в межвоенный период. Юридический и исторический сайт. Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ Агата Тушинская (2001). «Бюрократия» (PDF-файл, прямая загрузка, 420 КБ) . Русские в Варшаве (на польском языке). Издательство «Tower Press» Гданьск. стр. 22–24 . Проверено 26 декабря 2012 г.
Болеслав Прус в «Гонец Поранни» от 9 декабря 1904 г.
- ^ Анджей Гарлицкий, Польско-грузинский военный союз , Политика : Специальный выпуск (Специальный выпуск) 2/2008 , ISSN 1730-0525 , стр. 11–12.
- ^ Станислав Коседовский (15 марта 2012 г.). «Львов» . История Львова. Книга 1929 года. (на польском языке). Портал «Lwow.home.pl» . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Кшиштоф Шимковяк (24 августа 2012 г.). «Targi Północne (Северная торговая ярмарка)» . Обзор, архивные фотографии, библиография (на польском языке). Экспространство. За пределами честного дизайна . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ «Краковская филармония (Filharmonia Krakowska)» . Краковская культура и события . В вашем кармане. 2012 . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «История Краковской филармонии» (на польском языке). Краковская филармония (Краковская филармония). 2010 . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ Институт Адама Мицкевича (2011). «Национальный музей в Кракове» . Учреждения культуры (на польском языке). Культура.пл. Архивировано из оригинала 15 сентября 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Конрад Я. Зарембский (апрель 2011 г.). «Пола Негри» . Мультимедиа. База знаний . Институт Адама Мицкевича Culture.pl . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Ежи Ян Лерский ; Петр Врубель; Ричард Дж. Козицки (1996). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . Издательская группа Гринвуд. стр. 451. ISBN 0-313-26007-9 . Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Стефан Жеромский (1923). « Снобизм и прогресс » [Снобизм и прогресс] (PDF) . стр. 46. Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2012 года . Проверено 23 марта 2013 г.
От оккупантов мы унаследовали 50% неграмотного населения.
[Наследство, которое мы получили от оккупантов, составило 50% уровня неграмотности, вот и всё.]- ——, Предложение о создании Академии польской литературы (Projekt Akademii Literatury Polskiej). 1918 г. Оригинальный текст полностью. Викиисточник .
- ——, О необходимости Польской академии литературы. 1924. Публичное выступление полностью. Викиисточник .
- Совет Министров Республики Польша, Вавжин Академический (Академическая лавра), 1934 год. Постановление Совета Министров Республики Польша. Викиисточник .
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия ЗНАНИЙ (2011). «Польская Академия Литературы (Польская Академия Литературы)» . Популярная универсальная энциклопедия издательства «Фогра» . Группа Onet.pl SA . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Культура, наука и образование Второй Польской Республики» . Двадцать лет (на польском языке). Сайт Freshmind Sciaga.pl. 2013 . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ «Условия развития прессы в межвоенный период» (RTF-файл, прямая загрузка, 80 КБ) (на польском языке). Chomikuj.pl. 2012 . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Dr. Olga Jaruczyk (2012). "Problematyka ukraińska на łamach polskich czasopism Dwudziestolecia Międzywojennego" . Украина и Польша: прошлое, настоящее, перспективы (in Polish, English, and Russian). Научный журнал Института Польши Волынского национального университета имени Леси Украинки . Retrieved March 11, 2013 .
- ^ Уинсон Чу (14 июня 2006 г.). Национальные сообщества между собой (просмотр книги Google) . Издательство Университета Индианы. стр. 112–113. ISBN 0253111951 . Проверено 12 марта 2013 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Тадеуш Пиотровский, Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами. МакФарланд, с. 51.
- ^ Профессор Петр Врубель, Университет Торонто, «Евреи, поляки и культура Польши в девятнадцатом и двадцатом веках» ; Архивировано 26 декабря 2008 г. в реферате Wayback Machine на польском/еврейском/музыкальном языке! Программа Международной конференции, 15–16 ноября 1998 г., Лос-Анджелес; издатель: Польский музыкальный журнал, Vol. Т. 6, № 1, лето 2003 г. ISSN 1521-6039 .
- ^ Цеслинская-Лобкович, Навойка (июнь 2009 г.), «Обращение с еврейскими культурными ценностями в послевоенной Польше» (прямая загрузка PDF, 288 КБ) , Vol. XIV, выпуск 2 , Art Antiquity and Law, стр. 161–162 , получено 3 августа 2012 г.
- ^ Ресурсный центр Шоа: Учащиеся еврейской школы, Варшава. Интернет-архив
- ^ Александр Герц, Люциан Доброшицкий Евреи в польской культуре , Northwestern University Press, 1988 ISBN 0-8101-0758-9
- ^ Джошуа Д. Циммерман (2010). "ЦЫШО. Ди Централе Йидише Шул-Организация" . Энциклопедия евреев Восточной Европы . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ Центр еврейской истории. «Путеводитель по записям ЦЫШО (Централе Йидише Шул Организаций)» . В Польше действует школьная система идиш . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 12 марта 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болеслав Климашевский, Очерк истории польской культуры , Интерпресс, 1984, ISBN 83-223-2036-1