Jump to content

Барокко в Польше

Польское барокко продолжалось с начала 17 до середины 18 века. Как и барокко стиль в других частях Европы , польское барокко подчеркивало богатство и триумфальную силу форм современного искусства. В отличие от предыдущего, ренессансного стиля, стремившегося изобразить красоту и гармонию природы, художники барокко стремились создать собственное видение мира. Результат был разнообразным, некоторые критики считали его грандиозным и драматичным, но иногда также хаотичным и дисгармоничным, окрашенным в аффектацию и религиозную экзальтацию, отражая тем самым неспокойные времена Европы 17-го века.

Барокко и сарматизм [ править ]

Портрет Якуба Наржимского работы Шимона Чеховича , 1738 г.

Польское барокко находилось под влиянием сарматизма , культуры польского дворянства ( шляхты ). [1] Сарматизм находился под сильным влиянием стиля барокко и создал уникальное сочетание восточного ( османского ) и западного (французского, итальянского) стилей. [1] Это восточное влияние возникло из-за большой границы, разделяемой Польшей с Османской империей , и частых стычек между двумя странами. [1]

Сарматистская мысль восхваляла идиллическое существование в сельской местности и либеральную золотую свободу дворянства, которое выступало против абсолютной власти монархии . [1] Сарматизм подчеркивал военное мастерство, восходящее к тем временам, когда шляхта впервые вышла из класса рыцарей ; и его религиозные ценности, связанные с исторической миссией польского народа как оплота католического христианства. Сарматская знать чувствовала себя выше даже дворянства других народов, которых они считали несвободными и почти порабощенными своими правителями (согласно конституции Польши, король был всего лишь «первым среди равных»). Однако с течением времени идеалы сарматизма исказились. Ко времени Просвещения XVIII века в Польше сарматизм часто рассматривался как отсталый и ультраконсервативный пережиток прошлого.

В более материальной сфере восточное влияние было заметно в одежде, оружии и украшениях дворян. [1] Новый польский костюм был основан на одежде Османской империи, которая распространялась от знати до горожан и даже крестьян. Польский дворянин носил длинную одежду, похожую на халат, такую ​​​​как жупан , делия и контуш , часто на подкладке из дорогой ткани; дополнено поясом ( pas kontuszowy ) и дополнено сапогами до колена из мягкой кожи. [1] Арабские лошади были распространены в польской кавалерии . В 17 веке стало популярным бритье головы по - татарски . [1] Символом дворянского сословия было оружие с изогнутым клинком, сабла , нечто среднее между саблей и ятаганом . [1] Османские кинжалы, ножны, ковры, шлемы, седла, климы , коврики, гобелены и вышивки также были обычным явлением: то, что не было приобретено в результате торговли, было добычей во многих военных конфликтах вдоль южной границы Содружества. [1] ( Такими военными трофеями было украшено поместье двур , дворек ) польского дворянина. [1] Некоторые предметы роскоши были отечественного производства, часто имитируя восточный стиль; [1] большинство из них было импортировано с Запада через Данциг ( Гданьск ) или с Востока. Демонстрация своего богатства была важна, и оправданий было много: именины покровителя , а также свадьбы и похороны отмечались экстравагантно. [1] В этот период возникло самобытное искусство гробных портретов . [1]

Контрреформация [ править ]

Плафон «Аллегория весны» Ежи Семигиновского-Элейтера , 1680-е гг.

Римско -католическая церковь стала одним из главных покровителей искусств; другим был королевский дом, покровительство которого было наиболее заметно в новой столице Варшаве . [1] Здесь благочестивый католический король Сигизмунд III Ваза спонсировал множество сакральных сооружений в стиле барокко. На первом этапе церковная архитектура барокко была в первую очередь связана с Орденом иезуитов , прибывшим в Польшу в 1564 году в рамках контрреформации , тенденции, которая в следующем столетии восторжествует в Польше. [1] Иезуиты основали церкви и школы во многих крупных городах, постепенно завоевывая протестантские образовательные центры в Торне ( Торунь ), Данциге и Эльбинге ( Эльблонг ) и Лешно (где школа Комениусов Богемских братьев ). располагалась [1] Возможная победа контрреформации в Польше в конечном итоге возродит и укрепит католическую идентичность Польши.

Церковь Святых Петра и Павла, Краков , Польша.

Монументальный замок Кшижтопор (вечные руины), построенный в стиле палаццо-ин-фортецца между 1627 и 1644 годами, имел несколько дворов, окруженных укреплениями. Также увлечение позднего барокко культурой и искусством Китая отражено в королевы Масисеньки Китайском дворце в Золочеве . [2] Магнатские дворцы XVIII века представляют собой характерный тип в стиле барокко, загородной резиденции построенной между двором и садом (между входным двором и садом). Его архитектура, слияние европейского искусства со старыми строительными традициями Речи Посполитой, видна во дворце Потоцких в Радзынь-Подляском , дворце Рачинских в Рогалине и [Вишневецком дворце|Дворце Вишневецкого]] в Вишневце .

Церковь Св. Иоанна и Вильнюсский университет

В конце 17 века самым известным архитектором Речи Посполитой был голландец Тильман ван Гамерен , который в возрасте 28 лет поселился в Короне Королевства Польского и работал на королеву Марию Казимиру и короля Яна III Собеского. . [3] [4] Тильман оставил после себя наследие на всю жизнь в виде зданий, которые считаются жемчужинами польской архитектуры барокко, в их число входят, среди прочего, дворец Острожских , дворец Отвоцк , дворец Браницких , церковь Св. Казимежа и церковь Св. Анны .

Известный стиль архитектуры барокко возник в 18 веке благодаря работе Иоганна Кристофа Глаубица , которому было поручено восстановить столицу Великого княжества Литовского Вильнюс. Поэтому стиль был назван Вильнюсским барокко , а Старый Вильнюс был назван «Городом барокко». [5] Самыми примечательными постройками Глаубица в Вильнюсе являются церковь Святой Екатерины, построенная в 1743 году. [6] Церковь Вознесения, начатая в 1750 году, церковь Св. Иоанна , монастырские ворота и башни церкви Святой Троицы . великолепный и динамичный барочный фасад бывшей готической Среди лучших его работ упоминается церкви Св. Иоанна. Многие церковные интерьеры, в том числе Большая Виленская синагога, были реконструированы Глаубицем, а также Ратуша, построенная в 1769 году. Лучшим образцом виленского барокко в других местах является Софийский собор в Полоцке , реконструированный между 1738 и 1765 годами. .

Архитектура [ править ]

Первым сооружением в стиле барокко в Речи Посполитой была церковь Тела Христова, построенная между 1586 и 1593 годами в Несвиже (после 1945 года Несвиж в Беларуси ). [7] [8] Церковь также имеет честь быть первой купольной базиликой с фасадом в стиле барокко в Содружестве и Восточной Европе . [8]

В последующие годы начала 17 века архитектура барокко распространилась по Содружеству. Важные церкви в стиле барокко, построенные на этом раннем этапе стиля, включали церковь Святых Петра и Павла в Кракове , [9] капелла Васа в Вавельском соборе (которая была в стиле барокко эквивалентом соседней часовни Сигизмунда, построенной несколькими годами ранее в стиле ренессанса) и церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове . Большинство этих церквей раннего барокко следовали образцу дизайна, установленному Бароцци да Виньола Джакомо церковью Джезу в Риме. [9] Другими важными церквями и часовнями в стиле барокко, построенными в середине 17 века, были часовня Св. Казимира в Вильнюсском соборе , [10] Церковь Св. Петра и Павла и церковь Св. Казимира, Вильнюс , монастырь Пажайслис в Каунасе , Доминиканская церковь [11] и церковь Святого Георгия во Львове (ныне Львов, Украина ). Примеры конца 17-го века включают иезуитскую церковь в Познани , собор Святого Франциска Ксавьера в Гродно , Королевскую часовню в Гданьске (которая включает в себя эклектичный архитектурный стиль, основанный на сочетании польских и голландских строительных традиций), [12] и Святилище Святой Марии на Мазурах (построено в стиле тирольского барокко). [13] Яркие примеры жилой архитектуры в стиле барокко этого периода включают замок Уяздов , Вилянувский дворец и дворец Красиньских в Варшаве .

Вилянувский дворец в Варшаве , летняя резиденция польских королей 17-18 веков.

Здания раннего польского барокко часто проектировались иностранными (чаще всего итальянскими) архитекторами. Первым зданием в стиле барокко в современной Польше была церковь Святых Петра и Павла в Кракове работы Джованни Баттиста Тревано . Еврейское население в этот период было большим и процветающим, и многие красивые польские еврейские синагоги были построены в стиле барокко. Несколько этих зданий сохранились, в том числе Влодавская синагога .

Светская архитектура барокко также росла. Королевский замок в Варшаве был реконструирован между 1596 и 1619 годами итальянскими архитекторами Джакомо Ротондо , Маттео Кастелли и Яном Тревано . [1] За пределами замка колонна со статуей короля Зигмунта , созданная Клементе Молли и отлитая Даниэлем Тымом, была воздвигнута его сыном Владиславом IV Вазой в 1644 году. [1] Парк Уяздовский с новым дворцом Уяздов был построен Тревано между 1619 и 1625 годами. [1] Уяздовский дворец вскоре был затмён Вилянувским дворцом , построенным королем Яном III Собеским между 1677 и 1696 годами. [1] Стилю этих новых королевских особняков вскоре стали подражать многочисленные магнаты , которые не хотели отставать от времени, что привело к появлению многочисленных резиденций в стиле барокко, возникших по всей польской сельской местности, например, в Крушине (1630 г., построено для воеводы Каспера Дёнгофа ), Ланьцуте (1629–1629 гг. ). 1641 г., перестроен для Станислава Любомирского ), [14] Вишнич (1616–1621, также для Станислава Любомирского), Уязд ( Кшижтопор, построенный в 1628–1644 годах для Кшиштофа Оссолинского ). [1]

Яркие примеры [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Майкл Микош , Польское барокко и литература Просвещения: Антология . Эд. Майкл Дж. Микош. Колумбус, Огайо/Блумингтон, Индиана: Издательство Славика. 1996. 104-108. ISBN   0-89357-266-7 Культурное происхождение
  2. ^ «Дворцы и замки в стране львов» . www.lvivtoday.com.ua . 2 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 г. Проверено 19 мая 2009 г.
  3. ^ (на английском языке) Джеймс Стивенс Керл; Джон Дж. Сэмбрук (1999). Словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 264 . ISBN  0-19-210006-8 .
  4. ^ Данута Шмит-Заверуха (июль 2003 г.). «Тильман ван Гамерен из Варшавы» . Статьи . Варшавский Voice.pl . Проверено 30 ноября 2012 г. (по-английски)
  5. ^ Ирена Алексайте (2001). Литва: очерк . Акрета. п. 218. ИСБН  9955-463-02-3 .
  6. ^ Кристиана Бауэрмейстер: Литва , 2007, стр. 70 ( цифровая копия )
  7. ^ Алексей Серка. «Фарная Римско-Католическая Церковь» . www.belarusguide.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Университет Адама Мицкевича (1991). «Тома 5-6». Литовско-славянское Posnaniensia (на польском языке). УАМ п. 90. ИСБН  83-232-0408-Х .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (1996). Польша: приблизительное руководство . Грубые гиды. п. 380 . ISBN  1-85828-168-7 .
  10. ^ Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (2000). Дух строгости и роскошные материалы: Архитектурные истоки часовни Св. Казимира в Вильнюсе . Журнал балтийских исследований, том 31, выпуск 1. стр. 5–43.
  11. ^ Стефан Мутезиус (1994). Искусство, архитектура и дизайн в Польше, 966-1990: введение . Преемник KR Langewische Издательский книжный магазин H. Köster. п. 34. ISBN  3-7845-7611-7 .
  12. ^ Дорин Э. Грейг (1987). Неохотные колонисты: нидерландцы за границей в 17 и 18 веках . Ван Горкум. п. 27.
  13. ^ Томаш Торбус (1996). Польша, Путеводители Nelles . Hunter Publishing, Inc. с. 207. ИСБН  3-88618-088-3 .
  14. ^ (на английском языке) «История замка» . www.zamek-lancut.pl . Архивировано из оригинала 19 января 2021 г. Проверено 1 августа 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9dcf31e5f6fa6e463c8f2e5727e7946__1714482060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/46/f9dcf31e5f6fa6e463c8f2e5727e7946.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baroque in Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)