Jump to content

Культура Турции

Культура Турции ( турецкий : Türkiye kültürü ) или турецкая культура ( Türk kültürü ) сочетает в себе весьма разнообразный и разнородный набор элементов, заимствованных из различных культур Восточной Европы , Восточного Средиземноморья , Кавказа , Ближнего Востока и Центральной Азии. традиции. Многие из этих традиций изначально были объединены Османской империей , многоэтническим и многоконфессиональным государством, охватывающим Южную Европу , Восточную Европу, Ближний Восток и Северную Африку .

В первые годы существования Турецкой Республики , созданной после распада Османской империи, правительство инвестировало большие суммы средств в изобразительное искусство, такое как архитектура и скульптура, а также в другие художественные области по всей стране в соответствии с недавно реализованной реформистской политикой. и с уклоном на Запад политика . Это было сделано в рамках процесса модернизации, вестернизации, а также создания и определения новой турецкой культурной идентичности, а не ранее установленной и изображаемой османской идентичности .

Аднан Мендерес , Исмет Иненю и другие члены парламента в белом галстуке и цилиндре .

Османская система представляла собой многоэтническое государство, которое позволяло людям внутри нее не смешиваться друг с другом и тем самым сохранять отдельные этнические и религиозные идентичности внутри империи (хотя и с доминирующим турецким и южноевропейским правящим классом). После падения империи после Первой мировой войны Турецкая Республика приняла унитарный подход, который заставляет различные культуры внутри ее границ смешиваться друг с другом с целью создания национальной и культурной идентичности. Вскоре последовала серия радикальных реформ , центральным элементом которых была вера в то, что турецкому обществу придется вестернизироваться как в политическом, так и в культурном отношении, чтобы модернизироваться. Изменения в политической, правовой, религиозной, культурной, социальной и экономической политике были призваны превратить новую Турецкую Республику в светское современное национальное государство . Эти изменения были реализованы под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка .

Литература

[ редактировать ]
Намик Кемаль конца XIX века был выдающимся турецким поэтом, писателем, драматургом и журналистом Османской империи .
Карагез и Хачиват – главные герои традиционной турецкой пьесы теней , популяризированной в период Османской империи .

Турецкая литература — это собрание письменных и устных текстов, составленных на турецком языке либо в его османской форме , либо в менее исключительно литературных формах, таких как тот, на котором говорят сегодня в Турецкой Республике. Традиционные примеры турецкой народной литературы включают рассказы о Карагёзе и Хачивате , Келоглане, Инджили Чавуше и Насреддине Ходже , а также произведения народных поэтов, таких как Юнус Эмре и Ашик Вейсел . Книга Деде Коркут и Эпос о Кёроглу на протяжении нескольких столетий были основными элементами турецкой эпической традиции в Анатолии.

Двумя основными направлениями османской литературы были поэзия и проза. Из этих двух поэзия Османского Дивана , высоко ритуализированная и символическая форма искусства, была доминирующим направлением. Подавляющее большинство диванной поэзии носило лирический характер: то газели , то касыды . Однако существовали и другие распространенные жанры, особенно маснави (также известный как месневи ), своего рода стихотворный роман и, следовательно, разновидность повествовательной поэзии . Традиция османской прозы носила исключительно документальный характер; поскольку традиция художественной литературы ограничивалась повествовательной поэзией.

Сами Фрашери (1850–1904) и его жена Эмине, май 1884 года.

Реформы Танзимата 1839–1876 годов внесли изменения в язык османской письменной литературы и представили ранее неизвестные западные жанры, в первую очередь роман и рассказ. Многие писатели периода Танзимата писали одновременно в нескольких разных жанрах: например, поэт Намик Кемаль также написал важный роман 1876 года «Интибах» («Пробуждение»), а журналист Ибрагим Шинаси известен тем, что в 1860 году написал первый современный турецкий роман. спектакль, одноактная комедия « Шаир Эвленмеси » («Женитьба поэта»). Большая часть корней современной турецкой литературы зародилась между 1896 и 1923 годами. В целом в этот период существовало три основных литературных движения: движение Эдебийят-и Седиде (Новая литература); движение Fecr -i Âtî (Рассвет будущего); и движение «Милли Эдебийят» (Национальная литература). Движение Эдебийят -и Седиде (Новая литература) началось с основания в 1891 году журнала «Сервет-и Фюнун» ( «Научное богатство »), который в значительной степени был посвящен прогрессу (как интеллектуальному, так и научному) по западной модели. Соответственно, литературные начинания журнала под руководством поэта Тевфик Фикрет » в западном стиле были направлены на создание « высокого искусства в Турции.

Тевфик Фикрет (1867–1915) был выдающимся турецким поэтом поздней Османской эпохи.

Поэзия является наиболее доминирующей формой литературы в современной Турции.

« Народная поэзия », как указано выше, находилась под сильным влиянием исламских суннитских и шиитских традиций. Более того, о чем отчасти свидетельствует преобладание до сих пор существующей традиции ашик («ашик» или «озан»), доминирующим элементом в турецкой народной поэзии всегда была песня. Развитие народной поэзии на турецком языке, которая начала зарождаться в 13 веке благодаря таким выдающимся писателям, как Юнус Эмре, Султан Велед и Шейяд Хамза , получила большой импульс, когда 13 мая 1277 года Караманоглу Мехмед-бей объявил турецкий язык официальным языком. государственный язык в Анатолии могущественного государства Караманидов ; впоследствии многие из величайших поэтов этой традиции продолжали выходить из этого региона. [ нужна ссылка ]

Реджайзаде Махмуд Экрем (1847–1914) был еще одним выдающимся турецким поэтом поздней Османской эпохи.

Вообще говоря, существуют две традиции турецкой народной поэзии;

  • традиция ашик/озан , которая, хотя и находилась под сильным влиянием религии, как упоминалось выше, была по большей части светской традицией;
  • явно религиозная традиция , возникшая в местах сбора (теккес) суфийских религиозных орденов и шиитских групп.

Большая часть поэзии и песен традиции ашик/озан, которые до XIX века были почти исключительно устными, остается анонимной. Однако есть несколько известных ашиков до того времени, имена которых сохранились вместе с их произведениями: вышеупомянутый Кёроглу (16 век); Караджаоглан (1606?–1689?), возможно, самый известный из ашиков до XIX века; Дадалоглу (1785?–1868?), который был одним из последних великих ашиков до того, как традиция начала несколько приходить в упадок в конце 19 века; и несколько других. По сути, ашики были менестрелями, которые путешествовали по Анатолии, исполняя свои песни на багламе, инструменте, похожем на мандолину, чьи парные струны считаются имеющими символическое религиозное значение в культуре алевитов/бекташей. Несмотря на упадок традиции ашик/озан в XIX веке, она пережила значительное возрождение в XX веке благодаря таким выдающимся деятелям, как Ашик Вейсел Шатыроглу (1894–1973), Ашик Махзуни Шериф (1938–2002), Нешет Эрташ (1938–2012) и многие другие.

Поэзия Османского дивана была весьма ритуализированной и символической формой искусства. От персидской поэзии, которая во многом ее вдохновила, она унаследовала множество символов, значения и взаимоотношения которых — как подобия (مراعات نظير mura’ât-i nazîr / تناسب tenasub), так и противопоставления (تضاد tezâd) — были более или менее предписаны. Примеры распространенных символов, которые в некоторой степени противостоят друг другу, включают, среди прочего:

соловей (бюльбюль) — роза (гюль) мир (Джехан Джихан; علم 'âlem) — розарий аскет (захид захид) — дервиш (дарвиш дервиш) [ нужна ссылка ]

В первые годы существования Турецкой Республики существовал ряд поэтических направлений. Такие авторы, как Ахмед Хашим и Яхья Кемаль Беятлы (1884–1958), продолжали писать важные формальные стихи, язык которых в значительной степени был продолжением поздней османской традиции. Однако подавляющее большинство поэзии того времени было в традициях вдохновленного народом движения «силлабистов» (Пять слоговиков или Beş Hececiler ), которое возникло из движения национальной литературы и имело тенденцию выражать сформулированные патриотические темы. в слоговом размере, связанном с турецкой народной поэзией. [ нужна ссылка ]

Первый радикальный шаг в сторону от этой тенденции был сделан Назымом Хикметом , который, будучи студентом в Советском Союзе с 1921 по 1924 год, познакомился с модернистской поэзией Владимира Маяковского и других, что вдохновило его начать писать стихи. в менее официальном стиле.

Орхан Вели Каник был основателем движения Гарип в турецкой поэзии.

Еще одна революция в турецкой поэзии произошла в 1941 году, когда был опубликован небольшой сборник стихов, которому предшествовало эссе, озаглавленное « Гарип » (что означает одновременно «несчастный» и «странный»). Авторами были Орхан Вели Каник (1914–1950), Мелих Джевдет Андай (1915–2002) и Октай Рифат (1914–1988). Явно противопоставляя себя всему, что было раньше в поэзии, они стремились вместо этого создать народное искусство, «изучить вкусы народа, определить их и заставить их господствовать над искусством».[21] С этой целью, частично вдохновленные современными французскими поэтами, такими как Жак Превер, они использовали не только вариант свободного стиха, представленный Назимом Хикметом, но и весьма разговорный язык, и писали в первую очередь о мирских повседневных темах и обычном человеке в повседневной жизни. улица. Реакция была немедленной и поляризованной: большая часть академического истеблишмента и поэты старшего поколения критиковали их, в то время как большая часть турецкого населения поддержала их всем сердцем.

Фазил Хюсню Дагларджа был одним из самых плодовитых турецких поэтов Турецкой Республики, опубликовавшим более 60 сборников своих стихов, лауреатом премии «Золотой венок вечеров поэзии Струга» .

Подобно тому, как движение Гарипа было реакцией на раннюю поэзию, так и в 1950-х годах и позже наблюдалась реакция против движения Гарипа. Поэты этого движения, вскоре получившие название Икинчи Йени («Второе новое»[22]), противопоставили себя социальным аспектам, преобладающим в поэзии Назыма Хикмета и поэтов Гарипа, и вместо этого — частично вдохновленные разрушением языка в такие западные движения, как дадаизм и сюрреализм, стремились создать более абстрактную поэзию за счет использования резкого и неожиданного языка, сложных образов и ассоциации идей. В некоторой степени это движение можно рассматривать как несущее некоторые характеристики постмодернистской литературы . Самыми известными поэтами, писавшими в духе «Второго нового», были Тургут Уяр (1927–1985), Эдип Джансевер (1928–1986), Джемаль Сурея (1931–1990), Эдже Айхан (1931–2002) и Ильхан Берк ( 1918–2008).

Помимо движений Гарипа и «Второго нового», процветал ряд выдающихся поэтов, таких как Фазил Хюсню Дагларджа (1914–2008), который писал стихи, посвященные фундаментальным концепциям, таким как жизнь, смерть, Бог, время и космос. ; Бехчет Некатигил (1916–1979), чьи несколько аллегорические стихи исследуют значение повседневной жизни среднего класса; Джан Юджел (1926–1999), который, помимо своей весьма разговорной и разнообразной поэзии, был также переводчиком на турецкий язык разнообразной мировой литературы; и Исмет Озель (1944–), чья ранняя поэзия была крайне левой, но чья поэзия с 1970-х годов демонстрирует сильное мистическое и даже исламистское влияние.

Стиль нынешних романистов восходит к журналу Генча Калемлера османского периода. «Молодые ручки» были опубликованы в «Селанике» под руководством Омера Сейфеттина , Зии Гёкальпа и Али Канипа Йонтема. Они освещали социальные и политические концепции своего времени с националистической точки зрения. Они были ядром движения, которое стало известно как «национальная литература».

С провозглашением Турецкой Республики в 1923 году турецкая литература заинтересовалась фольклорными стилями. Это также был первый случай с XIX века, когда турецкая литература вырвалась из-под западного влияния и начала смешивать западные формы с другими формами. В 1930-е годы Якуп Кадри Караосманоглу и Ведат Недим Тор опубликовали книгу «Кадро» , которая была революционной по своему взгляду на жизнь.

Орхан Памук , лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года .

Стилистически ранняя проза Турецкой Республики по существу была продолжением движения национальной литературы с преобладанием реализма и натурализма. Кульминацией этой тенденции стал роман «Ябан» ( «Дикие ») Якупа Кадри Караосманоглу , вышедший в 1932 году . Этот роман можно рассматривать как предшественник двух тенденций, которые вскоре разовьются: соцреализм и «деревенский роман» ( köy romanı ). Движение соцреализма возглавил писатель-рассказчик Саит Фаик Абасияник . Основными авторами традиции «деревенского романа» были Кемаль Тахир , Орхан Кемаль и Яшар Кемаль . Совершенно иной традиции, но демонстрирующий аналогичную сильную политическую точку зрения, придерживался писатель-сатирик Азиз Несин . Другими важными романистами этого периода были Ахмет Хамди Танпынар и Огуз Атай . Орхан Памук , лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года , входит в число романистов-новаторов, в чьих произведениях проявляется влияние постмодернизма и магического реализма . Важные поэты периода Турецкой Республики включают Ахмет Хашим , Яхья Кемаль Беятлы и Назим Хикмет (которые представили стиль свободного стиха ). Орхан Вели Каник , Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат возглавили движение Гарипа ; в то время как Тургут Уяр, Эдип Джансевер и Джемаль Сурея возглавляли движение Ики Йени . Помимо движений Гарипа и Ики Йени ряд других значительных поэтов, таких как Фазил Хюсню Дагларджа , Бехчет Нечатигил и Джан Юджель , также процветал .

Орхан Памук — ведущий турецкий писатель постмодернистской литературы. Его произведения переведены более чем на двадцать языков. Он является лауреатом крупных турецких и международных литературных премий, таких как Нобелевская премия по литературе 2006 года .

Архитектура

[ редактировать ]

Сельджукская эпоха

[ редактировать ]
Входной портал медресе Каратай в Конье ( ок. 1251 г. )

Архитектура анатолийских сельджуков включала в себя эклектическую смесь влияний. [1] переняв местные византийские , армянские и грузинские элементы и объединив их с образцами исламской Сирии, Ирана, Ирака и Центральной Азии. [2] [3] Их памятники в основном были построены из тесаного камня, а минареты использовались из кирпича. [4] Украшение было сосредоточено вокруг определенных элементов, таких как входные порталы, и принимало форму сложной резьбы по камню (например, Медресе Индже Минарели и комплекс Дивриги ), иногда каменной кладки аблак (например, мечеть Алаеддина в Конье) и больших поверхностей, покрытых плиткой (например, Медресе Каратай). ). [5] [2] По мере того как Анатолия в конце 13-го и 14-го веков распалась на бейлики , архитектура стала еще более разнообразной, особенно в западной Анатолии, где близость к византийскому и средиземноморскому мирам способствовала дальнейшим экспериментам и синкретизму. [6]

Османская эпоха

[ редактировать ]
Мечеть Селимие в Эдирне (1568–1574 гг.)

Архитектура первых османов экспериментировала с различными типами зданий, включая однокупольные мечети, многокупольные здания и религиозные здания с Т-образными планами этажей. [7] В конечном итоге это превратилось в классический османский стиль , который закрепился в 16 и 17 веках. [7] Этот стиль, получивший сильное влияние собора Святой Софии, привел к созданию величественных императорских мечетей, построенных вокруг центрального купола и различного количества полукуполов. [7] Этот период также связан с именем самого известного османского архитектора Мимара Синана (ум. 1588). Среди его более чем 300 проектов по всей империи, его наиболее важные работы включают мечеть Шехзаде в Стамбуле, мечеть Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне. [7] В декоративном искусстве изникские изразцы достигли своего художественного расцвета и использовались во многих зданиях. [8] [6]

После 17 века османская архитектура становилась все более открытой для внешних влияний. За изменениями в период тюльпанов в 1740-х годах последовало появление стиля османского барокко . [9] [10] В 19 веке западноевропейское влияние усилилось, и такие архитекторы, как Бальяны, создали эклектичные произведения, такие как роскошный дворец Долмабаче . [11] В начале 20-го века своего рода османское возрождение, известное как Первое национальное архитектурное движение, возглавляли такие архитекторы, как Мимар Кемаледдин и Ведат Тек . [12] [13]

Республиканская эпоха

[ редактировать ]
Вид из района Левент в Стамбуле . Горизонт Стамбула особенно изменился с начала 2000-х годов.

В первые годы существования Турецкой Республики, основанной в 1923 году, турецкая архитектура находилась под влиянием османской архитектуры , особенно во время Первого национального архитектурного движения. Однако с 1930-х годов архитектурные стили начали отличаться от традиционной архитектуры, в том числе в результате увеличения числа иностранных архитекторов, приглашаемых для работы в стране, в основном из Германии и Австрии . [14] Вторая мировая война была периодом изоляции, во время которого возникло Второе национальное архитектурное движение. Подобно фашистской архитектуре , это движение было направлено на создание современной, но националистической архитектуры. [ нужна ссылка ]

Начиная с 1950-х годов изоляция от остального мира начала уменьшаться, что привело к тому, что турецкие архитекторы все больше вдохновлялись своими коллегами из остального мира. Однако до 1980-х годов их сдерживало отсутствие технологической инфраструктуры или недостаточность финансовых ресурсов. [15] После этого произошла либерализация экономики и переход к росту, ориентированному на экспорт . [16] проложили путь частному сектору, который стал оказывать ведущее влияние на архитектуру.

За последние годы турецкие кинорежиссеры завоевали множество престижных наград. Нури Бильге Джейлан получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 2008 года за фильм «Üç Maymun» . [17] Это был четвертый раз, когда Джейлан получила награду в Каннах , после наград за фильм « Узак» (который также был номинирован на « Золотую пальмовую ветвь ») на фестивале 2003 и 2004 годов и фильм «Иклимлер» (также номинированный на «Золотую пальмовую ветвь»). на Каннском кинофестивале 2006 года . [18] Эти три фильма, наряду с другими важными работами Джейлана, такими как «Касаба» (1997) и «Майыс сыкинтисы» (1999), также получили награды на других крупных международных кинофестивалях; включая Первый европейский кинофестиваль в Анже (1997 и 1999), кинофестиваль в Анкаре (2000), кинофестиваль «Золотой апельсин» в Анталии (1999, 2002 и 2006 годы), киноконференцию в Бергамо (2001), Берлинский кинофестиваль (1998), фильм братьев Манаки Фестиваль (2003), Международный фестиваль независимого кино в Буэнос-Айресе (2001), Каннский кинофестиваль (2003, 2004 и 2006), Чикагский кинофестиваль (2003), Кинофестиваль Cinemanila (2003), European Film Awards (2000), Istanbul Film Фестиваль (1998, 2000, 2003 и 2007), Кинофестиваль в Мехико (2004), Фестиваль средиземноморского кино в Монпелье (2003), Кинофестиваль в Сан-Себастьяне (2003), Сингапурский кинофестиваль (2001), Софийский кинофестиваль (2004), Токио Кинофестиваль (1998 г.) и Кинофестиваль в Триесте (2004 г.). [18]

Совсем недавно Семих Капланоглу получил Золотого медведя на 60-м Берлинском международном кинофестивале за свой фильм «Мед» (фильм 2010 года) ; третья и последняя часть «Трилогии Юсуфа», в которую входят «Яйцо и молоко». [19] Это второй раз, когда турецкий фильм получает эту награду; первым из них был «Сусуз Яз» Метина Эрксана в 1964 году.

Турецкий кинорежиссер Фатих Акын , который живет в Германии и имеет двойное турецко-немецкое гражданство, получил премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале 2004 года за фильм «В лоб» . [20] Фильм получил множество других наград на многих международных кинофестивалях. [21] Фатих Акын был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» и получил награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2007 года ; а также «Золотой апельсин» на кинофестивале в Анталье 2007 года; премия Лино Брока на кинофестивале Cinemanila 2007 года; награда за лучший сценарист на церемонии вручения Европейской кинопремии 2007 года; награды за лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучший художественный фильм на церемонии вручения наград German Film Awards 2008; награды за лучший полнометражный фильм и лучший сценарий на кинофестивале RiverRun 2008 года; Баварская кинопремия 2008 года; и премия «Люкс» Европейского парламента за фильм «Край рая» . [21] Другие важные фильмы Акына, такие как «Курц и шмерзлос» (1998), «В июле» (2000), «Солино» (2002) и «Переход моста: Звук Стамбула» (2005), завоевали множество наград. [21]

Другой известный турецкий кинорежиссер - Ферзан Озпетек , чьи фильмы, такие как «Хамам» (1997), «Гарем суаре» (1999), «Невежественные судьбы» (2001), «Паднее окно» (2003), «Священное сердце» (2005) и «Сатурн против» (2007), принесли ему победу. международная известность и награды. [22] Особый успех имел фильм «La Finestra di Fronte» (2003), получивший награды жюри «Лучший фильм» и жюри премии « Давид ди Донателло» в 2003 году , награды «Хрустальный глобус» и «Лучший режиссер» на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 2003 году , Серебряную ленту в 2003 году за Лучший оригинальный рассказ от Национального синдиката киножурналистов Италии , приз фестиваля на кинофестивале в Фойле 2004 года, приз зрительских симпатий на фестивале независимого кино в Рехобот-Бич 2004 года и приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале во Фландрии 2004 года. [22]

Турнир по масляной борьбе в Стамбуле . Это национальный вид спорта Турции со времен Османской империи.

Традиционным турецким национальным видом спорта со времен Османской империи является Яглы гюреш ( борьба в масле ). [23] Ежегодный международный турнир по яглы гюреш (борьба в масле), который проводится в Кыркпинаре недалеко от Эдирне, является старейшим постоянно действующим и санкционированным спортивным соревнованием в мире, которое проводится каждый год с 1362 года.

Самый популярный вид спорта в Турции – футбол . [24] В число лучших команд Турции входят «Фенербахче» , «Галатасарай» и «Бешикташ» . В 2000 году «Галатасарай» закрепил за собой роль главного европейского клуба, выиграв Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА . Два года спустя сборная Турции заняла третье место на чемпионате мира по футболу 2002 года, проходившем в Японии и Южной Корее, а в 2008 году национальная команда вышла в полуфинал турнира Евро-2008 .

Сборная Турции по баскетболу завоевала серебряную медаль на чемпионате мира по баскетболу 2010 года .

Другие популярные виды спорта, такие как баскетбол и волейбол , также популярны. Турция принимала международный турнир по баскетболу чемпионата мира по баскетболу 2010 года и вышла в финал. Мужская сборная по баскетболу заняла второе место на Евробаскете-2001 ; в то время как «Эфес Пилсен» выиграл Кубок Корача в 1996 году, занял второе место в Кубке Сапорты в 1993 году и дошел до «Финала четырех» Евролиги и Супролиги в 2000 и 2001 годах. [25] Турецкие баскетболисты также добились успехов в НБА . В июне 2004 года Мехмет Окур выиграл чемпионат НБА 2004 года в составе «Детройт Пистонс» , став первым турецким игроком, выигравшим титул НБА. Окур был выбран в команду всех звезд Западной конференции для участия в Матче всех звезд НБА 2007 года , а также стал первым турецким игроком, принявшим участие в этом мероприятии. Еще один успешный турецкий игрок в НБА - Хидайет Тюркоглу , которому 28 апреля 2008 года была вручена награда НБА за самый продвинутый игрок сезона 2007–2008 годов. [26] Баскетбол получил дальнейшее внимание и освещение в СМИ в 2010-х годах: Fenerbahce Basketball и Anadolu Efes SK вместе сыграли 6 матчей подряд в «Финале четырех» Евролиги , а также выиграли титул Евролиги в 2017 и 2021 годах соответственно. Женские волейбольные команды, такие как Eczacıbaşı , Vakıfbank и Fenerbahce, на сегодняшний день добились наибольших успехов в любом командном виде спорта, выиграв множество титулов и медалей чемпионатов Европы.

Автоспорт стал популярен в последнее время, особенно после включения Ралли Турции в FIA календарь чемпионата мира по ралли в 2003 году. [27] и включение Гран-при Турции в гоночный календарь Формулы-1 в 2005 году. [28] Другие важные ежегодные автоспортивные мероприятия, которые проводятся на гоночной трассе «Истанбул Парк» , включают Гран-при Турции MotoGP , FIA чемпионат мира по кузовным гонкам , серии GP2 и серию Ле-Ман . Время от времени Стамбул и Анталья также принимают турецкий этап чемпионата Формулы-1 по гонкам на моторных лодках ; в то время как турецкий этап Red Bull Air Race World Series , соревнований по воздушным гонкам , проходит над Золотым Рогом в Стамбуле. Серфинг, сноуборд, скейтбординг, парапланеризм и другие экстремальные виды спорта с каждым годом становятся все популярнее.

Международные стили борьбы, регулируемые ФИЛА, такие как вольная борьба и греко-римская борьба, также популярны: многие титулы чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр завоеваны турецкими борцами как индивидуально, так и в составе национальной команды. [29] Еще один крупный вид спорта, в котором турки добились успеха на международном уровне, — это тяжелая атлетика ; поскольку турецкие тяжелоатлеты, как мужчины, так и женщины, побили множество мировых рекордов и выиграли несколько европейских, [30] Мировые и Олимпийские [31] чемпионские титулы. Наим Сулейманоглу и Халил Мутлу добились легендарного статуса как одни из немногих тяжелоатлетов, выигравших три золотые медали на трех Олимпийских играх.

Турция принимала Летнюю Универсиаду 2005 года в Измире и Зимнюю Универсиаду 2011 года в Эрзуруме .

турецкий кофе
рахат-лукум

Турецкая кухня унаследовала свое османское наследие , которое можно охарактеризовать как слияние и изысканность тюркской и персидской кухонь. [32] Турецкая кухня также повлияла на греческую , армянскую , арабскую , персидскую , балканскую и ближневосточную кухни, а также на другие соседние кухни, а также на западноевропейские кухни. Османы соединили различные кулинарные традиции своего королевства с влиянием ближневосточной кухни, а также традиционными тюркскими элементами из Центральной Азии, такими как йогурт . Османская империя действительно создала широкий спектр технических специальностей. Можно заметить, что в различных регионах Османской империи хранятся кусочки огромных османских блюд. В целом турецкая кухня неоднородна. Помимо обычных турецких блюд, которые можно найти по всей стране, существуют также фирменные блюда, специфичные для региона. Кухня Черноморского . региона (северная Турция) основана на кукурузе и анчоусах Юго-восток — Урфа , Газиантеп и Адана — славится своими шашлыками , мезе и десертами на основе теста, такими как пахлава , кадаиф и кюнефе . Особенно в западных частях Турции, где в изобилии растут оливковые деревья. оливковое масло — основной тип масла, используемого для приготовления пищи. [33] Кухни Эгейского , Мраморного и Средиземноморского регионов демонстрируют основные характеристики средиземноморской кухни , поскольку они богаты овощами, травами и рыбой. Центральная Анатолия славится своими кондитерскими изделиями, такими как кешкек (кашкак), манты (особенно Кайсери ) и гёзлеме .

В названии специальности иногда содержится название города или региона (как в Турции, так и за ее пределами). Это говорит о том, что блюдо является фирменным блюдом этого региона или может относиться к конкретной технике или ингредиентам, используемым в этом регионе. Например, разница между кебабом «Урфа» и кебабом «Адана» заключается в использовании чеснока вместо лука и в большем количестве острого перца, который содержится в шашлыке.

Фестивали

[ редактировать ]

Рождество известно по -турецки как Ноэль, хотя большинство турок не празднуют его как таковое, идея эта не совсем чужда. Праздник берет свое начало там, где Санта-Клаус родился в Турции и известен как Ноэль Баба. Издавна по традиции Ноэль Баба приносил детям подарки в канун Нового года .

Одним из других распространенных праздников в Турции является Навруз . Этот праздник делается под предлогом начала весны и начала нового года . Установление Навруза имеет долгую историю, настолько большую, что его празднуют в разных частях Азии на протяжении последних трех тысяч лет, особенно на Ближнем Востоке . В разных частях Турции, особенно в курдских регионах этой страны, Навруз считается одной из важнейших культурных и исторических традиций этих регионов. Зажигание огня, надевание новой одежды, проведение танцевальной церемонии и вручение подарков друг другу — вот лишь некоторые из действий, которые совершаются на этом празднике. [34] [35] [36] [37] [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 234.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; 900–1250 гг.; К. Анатолия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  3. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 264.
  4. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 371.
  5. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 241.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VI в. 1250–1500; Б. Анатолия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  8. ^ Карсвелл 2006 , с. 75.
  9. ^ Кубань 2010 , с. 505–509, 517–518.
  10. ^ Rüstem 2019 , стр. 18–22, 55 и далее.
  11. ^ Кубань 2010 , с. 605–606.
  12. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр; Шейла С. (2009). «Кемалеттин» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН  978-0-19-530991-1 .
  13. ^ Свободно 2011 , с. 393.
  14. ^ «Немецкоязычные архитекторы ранней республики» (на немецком языке). Институт Гете . Проверено 20 января 2012 г.
  15. ^ «1950-е годы и модернизм» . ArchMuseum.org. Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Проверено 26 января 2012 г.
  16. ^ «Картирование Турции, краткая история архитектуры» . культурный обмен-тр. Архивировано из оригинала 11 декабря 2011 года . Проверено 26 января 2012 г.
  17. Каннский фестиваль: 2008 — приз лучшему режиссёру. [ постоянная мертвая ссылка ]
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б IMDb: Награды Нури Бильге Джейлана
  19. ^ Берлинале: Берлинский кинофестиваль достигает кульминации церемонией награждения. 21 февраля 2010 г.
  20. ^ Берлинале: 54-й Берлинский международный кинофестиваль. 5 – 15 февраля 2004 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с IMDb: Награды Фатиху Акыну
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б IMDb: Награды Ферзану Озпетеку
  23. ^ Бурак Сансал (2006). «Масляная борьба» . allaboutturkey.com . Проверено 13 декабря 2006 г.
  24. ^ Бурак Сансал (2006). «Спорт в Турции» . allaboutturkey.com . Проверено 13 декабря 2006 г.
  25. ^ Исторические достижения баскетбольной команды Efes Pilsen. Архивировано 3 мая 2008 года в Wayback Machine.
  26. ^ AFP: Туркоглу из Турции назван самым продвинутым игроком НБА. Архивировано 18 декабря 2011 г. на Wayback Machine.
  27. ^ WRC Ралли Турции: Краткая история событий. Архивировано 30 июня 2008 г. в Wayback Machine.
  28. ^ BBC Sport: Путеводитель по трассе Формулы 1: Стамбул, Турция.
  29. База данных FILA по борьбе. Архивировано 13 марта 2009 г., в Wayback Machine.
  30. ^ Турецкая федерация тяжелой атлетики: Мировые и олимпийские рекорды | Социальный Уголок
  31. ^ Федерация тяжелой атлетики Турции: Список мировых (Дюнья) и олимпийских (Олимпият) рекордов тяжелоатлетов мужского и женского пола. [ постоянная мертвая ссылка ]
  32. ^ Нур Илькин - Вкус турецкой кухни
  33. ^ Этническая кухня - Турция Терри Райт Хронс [ постоянная мертвая ссылка ]
  34. ^ Ахмади, Камиль, 2009 г.: Еще один взгляд на восток и юго-восток Турции. Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
  35. ^ «Возможное закрытие политической партии ослабляет Новруз для турецких курдов – Аль-Монитор: независимое, заслуживающее доверия освещение событий на Ближнем Востоке» . www.al-monitor.com . 29 марта 2022 г. Проверено 15 сентября 2023 г.
  36. ^ «Празднование Новруза в Турции» . Аль Арабия на английском языке . 21 марта 2014 г. Проверено 15 сентября 2023 г.
  37. ^ «Международный день Навруз | Организация Объединенных Наций в Турции» . turkiye.un.org . Проверено 15 сентября 2023 г.
  38. ^ «Курдские активисты арестованы в Турции накануне празднования Навруза» . VOA . 20 марта 2017 г. Проверено 15 сентября 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fe297045460c50bd8b0b4cf7900bfe1__1721761800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/e1/7fe297045460c50bd8b0b4cf7900bfe1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Turkey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)