Культура Турции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2021 г. ) |
Часть серии о |
Культура Турции |
---|
![]() |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Искусство |
Литература |
Культура Турции ( турецкий : Türkiye kültürü ) или турецкая культура ( Türk kültürü ) сочетает в себе весьма разнообразный и разнородный набор элементов, заимствованных из различных культур Восточной Европы , Восточного Средиземноморья , Кавказа , Ближнего Востока и Центральной Азии. традиции. Многие из этих традиций изначально были объединены Османской империей , многоэтническим и многоконфессиональным государством, охватывающим Южную Европу , Восточную Европу, Ближний Восток и Северную Африку .
В первые годы существования Турецкой Республики , созданной после распада Османской империи, правительство инвестировало большие суммы средств в изобразительное искусство, такое как архитектура и скульптура, а также в другие художественные области по всей стране в соответствии с недавно реализованной реформистской политикой. и с уклоном на Запад политика . Это было сделано в рамках процесса модернизации, вестернизации, а также создания и определения новой турецкой культурной идентичности, а не ранее установленной и изображаемой османской идентичности .
Люди
[ редактировать ]
История
[ редактировать ]Османская система представляла собой многоэтническое государство, которое позволяло людям внутри нее не смешиваться друг с другом и тем самым сохранять отдельные этнические и религиозные идентичности внутри империи (хотя и с доминирующим турецким и южноевропейским правящим классом). После падения империи после Первой мировой войны Турецкая Республика приняла унитарный подход, который заставляет различные культуры внутри ее границ смешиваться друг с другом с целью создания национальной и культурной идентичности. Вскоре последовала серия радикальных реформ , центральным элементом которых была вера в то, что турецкому обществу придется вестернизироваться как в политическом, так и в культурном отношении, чтобы модернизироваться. Изменения в политической, правовой, религиозной, культурной, социальной и экономической политике были призваны превратить новую Турецкую Республику в светское современное национальное государство . Эти изменения были реализованы под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка .
Литература
[ редактировать ]

Турецкая литература — это собрание письменных и устных текстов, составленных на турецком языке либо в его османской форме , либо в менее исключительно литературных формах, таких как тот, на котором говорят сегодня в Турецкой Республике. Традиционные примеры турецкой народной литературы включают рассказы о Карагёзе и Хачивате , Келоглане, Инджили Чавуше и Насреддине Ходже , а также произведения народных поэтов, таких как Юнус Эмре и Ашик Вейсел . Книга Деде Коркут и Эпос о Кёроглу на протяжении нескольких столетий были основными элементами турецкой эпической традиции в Анатолии.
Двумя основными направлениями османской литературы были поэзия и проза. Из этих двух поэзия Османского Дивана , высоко ритуализированная и символическая форма искусства, была доминирующим направлением. Подавляющее большинство диванной поэзии носило лирический характер: то газели , то касыды . Однако существовали и другие распространенные жанры, особенно маснави (также известный как месневи ), своего рода стихотворный роман и, следовательно, разновидность повествовательной поэзии . Традиция османской прозы носила исключительно документальный характер; поскольку традиция художественной литературы ограничивалась повествовательной поэзией.

Реформы Танзимата 1839–1876 годов внесли изменения в язык османской письменной литературы и представили ранее неизвестные западные жанры, в первую очередь роман и рассказ. Многие писатели периода Танзимата писали одновременно в нескольких разных жанрах: например, поэт Намик Кемаль также написал важный роман 1876 года «Интибах» («Пробуждение»), а журналист Ибрагим Шинаси известен тем, что в 1860 году написал первый современный турецкий роман. спектакль, одноактная комедия « Шаир Эвленмеси » («Женитьба поэта»). Большая часть корней современной турецкой литературы зародилась между 1896 и 1923 годами. В целом в этот период существовало три основных литературных движения: движение Эдебийят-и Седиде (Новая литература); движение Fecr -i Âtî (Рассвет будущего); и движение «Милли Эдебийят» (Национальная литература). Движение Эдебийят -и Седиде (Новая литература) началось с основания в 1891 году журнала «Сервет-и Фюнун» ( «Научное богатство »), который в значительной степени был посвящен прогрессу (как интеллектуальному, так и научному) по западной модели. Соответственно, литературные начинания журнала под руководством поэта Тевфик Фикрет » в западном стиле были направлены на создание « высокого искусства в Турции.
Поэзия
[ редактировать ]
Поэзия является наиболее доминирующей формой литературы в современной Турции.
« Народная поэзия », как указано выше, находилась под сильным влиянием исламских суннитских и шиитских традиций. Более того, о чем отчасти свидетельствует преобладание до сих пор существующей традиции ашик («ашик» или «озан»), доминирующим элементом в турецкой народной поэзии всегда была песня. Развитие народной поэзии на турецком языке, которая начала зарождаться в 13 веке благодаря таким выдающимся писателям, как Юнус Эмре, Султан Велед и Шейяд Хамза , получила большой импульс, когда 13 мая 1277 года Караманоглу Мехмед-бей объявил турецкий язык официальным языком. государственный язык в Анатолии могущественного государства Караманидов ; впоследствии многие из величайших поэтов этой традиции продолжали выходить из этого региона. [ нужна ссылка ]

Вообще говоря, существуют две традиции турецкой народной поэзии;
- традиция ашик/озан , которая, хотя и находилась под сильным влиянием религии, как упоминалось выше, была по большей части светской традицией;
- явно религиозная традиция , возникшая в местах сбора (теккес) суфийских религиозных орденов и шиитских групп.
Большая часть поэзии и песен традиции ашик/озан, которые до XIX века были почти исключительно устными, остается анонимной. Однако есть несколько известных ашиков до того времени, имена которых сохранились вместе с их произведениями: вышеупомянутый Кёроглу (16 век); Караджаоглан (1606?–1689?), возможно, самый известный из ашиков до XIX века; Дадалоглу (1785?–1868?), который был одним из последних великих ашиков до того, как традиция начала несколько приходить в упадок в конце 19 века; и несколько других. По сути, ашики были менестрелями, которые путешествовали по Анатолии, исполняя свои песни на багламе, инструменте, похожем на мандолину, чьи парные струны считаются имеющими символическое религиозное значение в культуре алевитов/бекташей. Несмотря на упадок традиции ашик/озан в XIX веке, она пережила значительное возрождение в XX веке благодаря таким выдающимся деятелям, как Ашик Вейсел Шатыроглу (1894–1973), Ашик Махзуни Шериф (1938–2002), Нешет Эрташ (1938–2012) и многие другие.
Поэзия Османского дивана была весьма ритуализированной и символической формой искусства. От персидской поэзии, которая во многом ее вдохновила, она унаследовала множество символов, значения и взаимоотношения которых — как подобия (مراعات نظير mura’ât-i nazîr / تناسب tenasub), так и противопоставления (تضاد tezâd) — были более или менее предписаны. Примеры распространенных символов, которые в некоторой степени противостоят друг другу, включают, среди прочего:
соловей (бюльбюль) — роза (гюль) мир (Джехан Джихан; علم 'âlem) — розарий аскет (захид захид) — дервиш (дарвиш дервиш) [ нужна ссылка ]
В первые годы существования Турецкой Республики существовал ряд поэтических направлений. Такие авторы, как Ахмед Хашим и Яхья Кемаль Беятлы (1884–1958), продолжали писать важные формальные стихи, язык которых в значительной степени был продолжением поздней османской традиции. Однако подавляющее большинство поэзии того времени было в традициях вдохновленного народом движения «силлабистов» (Пять слоговиков или Beş Hececiler ), которое возникло из движения национальной литературы и имело тенденцию выражать сформулированные патриотические темы. в слоговом размере, связанном с турецкой народной поэзией. [ нужна ссылка ]
Первый радикальный шаг в сторону от этой тенденции был сделан Назымом Хикметом , который, будучи студентом в Советском Союзе с 1921 по 1924 год, познакомился с модернистской поэзией Владимира Маяковского и других, что вдохновило его начать писать стихи. в менее официальном стиле.
Еще одна революция в турецкой поэзии произошла в 1941 году, когда был опубликован небольшой сборник стихов, которому предшествовало эссе, озаглавленное « Гарип » (что означает одновременно «несчастный» и «странный»). Авторами были Орхан Вели Каник (1914–1950), Мелих Джевдет Андай (1915–2002) и Октай Рифат (1914–1988). Явно противопоставляя себя всему, что было раньше в поэзии, они стремились вместо этого создать народное искусство, «изучить вкусы народа, определить их и заставить их господствовать над искусством».[21] С этой целью, частично вдохновленные современными французскими поэтами, такими как Жак Превер, они использовали не только вариант свободного стиха, представленный Назимом Хикметом, но и весьма разговорный язык, и писали в первую очередь о мирских повседневных темах и обычном человеке в повседневной жизни. улица. Реакция была немедленной и поляризованной: большая часть академического истеблишмента и поэты старшего поколения критиковали их, в то время как большая часть турецкого населения поддержала их всем сердцем.
Подобно тому, как движение Гарипа было реакцией на раннюю поэзию, так и в 1950-х годах и позже наблюдалась реакция против движения Гарипа. Поэты этого движения, вскоре получившие название Икинчи Йени («Второе новое»[22]), противопоставили себя социальным аспектам, преобладающим в поэзии Назыма Хикмета и поэтов Гарипа, и вместо этого — частично вдохновленные разрушением языка в такие западные движения, как дадаизм и сюрреализм, стремились создать более абстрактную поэзию за счет использования резкого и неожиданного языка, сложных образов и ассоциации идей. В некоторой степени это движение можно рассматривать как несущее некоторые характеристики постмодернистской литературы . Самыми известными поэтами, писавшими в духе «Второго нового», были Тургут Уяр (1927–1985), Эдип Джансевер (1928–1986), Джемаль Сурея (1931–1990), Эдже Айхан (1931–2002) и Ильхан Берк ( 1918–2008).
Помимо движений Гарипа и «Второго нового», процветал ряд выдающихся поэтов, таких как Фазил Хюсню Дагларджа (1914–2008), который писал стихи, посвященные фундаментальным концепциям, таким как жизнь, смерть, Бог, время и космос. ; Бехчет Некатигил (1916–1979), чьи несколько аллегорические стихи исследуют значение повседневной жизни среднего класса; Джан Юджел (1926–1999), который, помимо своей весьма разговорной и разнообразной поэзии, был также переводчиком на турецкий язык разнообразной мировой литературы; и Исмет Озель (1944–), чья ранняя поэзия была крайне левой, но чья поэзия с 1970-х годов демонстрирует сильное мистическое и даже исламистское влияние.
Проза
[ редактировать ]Стиль нынешних романистов восходит к журналу Генча Калемлера османского периода. «Молодые ручки» были опубликованы в «Селанике» под руководством Омера Сейфеттина , Зии Гёкальпа и Али Канипа Йонтема. Они освещали социальные и политические концепции своего времени с националистической точки зрения. Они были ядром движения, которое стало известно как «национальная литература».
С провозглашением Турецкой Республики в 1923 году турецкая литература заинтересовалась фольклорными стилями. Это также был первый случай с XIX века, когда турецкая литература вырвалась из-под западного влияния и начала смешивать западные формы с другими формами. В 1930-е годы Якуп Кадри Караосманоглу и Ведат Недим Тор опубликовали книгу «Кадро» , которая была революционной по своему взгляду на жизнь.

Стилистически ранняя проза Турецкой Республики по существу была продолжением движения национальной литературы с преобладанием реализма и натурализма. Кульминацией этой тенденции стал роман «Ябан» ( «Дикие ») Якупа Кадри Караосманоглу , вышедший в 1932 году . Этот роман можно рассматривать как предшественник двух тенденций, которые вскоре разовьются: соцреализм и «деревенский роман» ( köy romanı ). Движение соцреализма возглавил писатель-рассказчик Саит Фаик Абасияник . Основными авторами традиции «деревенского романа» были Кемаль Тахир , Орхан Кемаль и Яшар Кемаль . Совершенно иной традиции, но демонстрирующий аналогичную сильную политическую точку зрения, придерживался писатель-сатирик Азиз Несин . Другими важными романистами этого периода были Ахмет Хамди Танпынар и Огуз Атай . Орхан Памук , лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года , входит в число романистов-новаторов, в чьих произведениях проявляется влияние постмодернизма и магического реализма . Важные поэты периода Турецкой Республики включают Ахмет Хашим , Яхья Кемаль Беятлы и Назим Хикмет (которые представили стиль свободного стиха ). Орхан Вели Каник , Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат возглавили движение Гарипа ; в то время как Тургут Уяр, Эдип Джансевер и Джемаль Сурея возглавляли движение Ики Йени . Помимо движений Гарипа и Ики Йени ряд других значительных поэтов, таких как Фазил Хюсню Дагларджа , Бехчет Нечатигил и Джан Юджель , также процветал .
Орхан Памук — ведущий турецкий писатель постмодернистской литературы. Его произведения переведены более чем на двадцать языков. Он является лауреатом крупных турецких и международных литературных премий, таких как Нобелевская премия по литературе 2006 года .
Архитектура
[ редактировать ]Сельджукская эпоха
[ редактировать ]
Архитектура анатолийских сельджуков включала в себя эклектическую смесь влияний. [1] переняв местные византийские , армянские и грузинские элементы и объединив их с образцами исламской Сирии, Ирана, Ирака и Центральной Азии. [2] [3] Их памятники в основном были построены из тесаного камня, а минареты использовались из кирпича. [4] Украшение было сосредоточено вокруг определенных элементов, таких как входные порталы, и принимало форму сложной резьбы по камню (например, Медресе Индже Минарели и комплекс Дивриги ), иногда каменной кладки аблак (например, мечеть Алаеддина в Конье) и больших поверхностей, покрытых плиткой (например, Медресе Каратай). ). [5] [2] По мере того как Анатолия в конце 13-го и 14-го веков распалась на бейлики , архитектура стала еще более разнообразной, особенно в западной Анатолии, где близость к византийскому и средиземноморскому мирам способствовала дальнейшим экспериментам и синкретизму. [6]
Османская эпоха
[ редактировать ]
Архитектура первых османов экспериментировала с различными типами зданий, включая однокупольные мечети, многокупольные здания и религиозные здания с Т-образными планами этажей. [7] В конечном итоге это превратилось в классический османский стиль , который закрепился в 16 и 17 веках. [7] Этот стиль, получивший сильное влияние собора Святой Софии, привел к созданию величественных императорских мечетей, построенных вокруг центрального купола и различного количества полукуполов. [7] Этот период также связан с именем самого известного османского архитектора Мимара Синана (ум. 1588). Среди его более чем 300 проектов по всей империи, его наиболее важные работы включают мечеть Шехзаде в Стамбуле, мечеть Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне. [7] В декоративном искусстве изникские изразцы достигли своего художественного расцвета и использовались во многих зданиях. [8] [6]
После 17 века османская архитектура становилась все более открытой для внешних влияний. За изменениями в период тюльпанов в 1740-х годах последовало появление стиля османского барокко . [9] [10] В 19 веке западноевропейское влияние усилилось, и такие архитекторы, как Бальяны, создали эклектичные произведения, такие как роскошный дворец Долмабаче . [11] В начале 20-го века своего рода османское возрождение, известное как Первое национальное архитектурное движение, возглавляли такие архитекторы, как Мимар Кемаледдин и Ведат Тек . [12] [13]
Республиканская эпоха
[ редактировать ]
В первые годы существования Турецкой Республики, основанной в 1923 году, турецкая архитектура находилась под влиянием османской архитектуры , особенно во время Первого национального архитектурного движения. Однако с 1930-х годов архитектурные стили начали отличаться от традиционной архитектуры, в том числе в результате увеличения числа иностранных архитекторов, приглашаемых для работы в стране, в основном из Германии и Австрии . [14] Вторая мировая война была периодом изоляции, во время которого возникло Второе национальное архитектурное движение. Подобно фашистской архитектуре , это движение было направлено на создание современной, но националистической архитектуры. [ нужна ссылка ]
Начиная с 1950-х годов изоляция от остального мира начала уменьшаться, что привело к тому, что турецкие архитекторы все больше вдохновлялись своими коллегами из остального мира. Однако до 1980-х годов их сдерживало отсутствие технологической инфраструктуры или недостаточность финансовых ресурсов. [15] После этого произошла либерализация экономики и переход к росту, ориентированному на экспорт . [16] проложили путь частному сектору, который стал оказывать ведущее влияние на архитектуру.
- Первая штаб-квартира банка Зираат (1925–29) в Анкаре, спроектированная Джулио Монгери, является важным символом Первого национального архитектурного движения.
- (1937 г.) , спроектированный Шекипом Акалином, Центральный вокзал Анкары представляет собой выдающийся образец ар-деко своей эпохи.
- Оперный театр Анкары , спроектированный Шевки Балмумджу (1933–34) и реконструированный Полом Бонацем (1946–47).
- Аныткабир , спроектированный Эмином Халидом Онатом и Ахметом Орханом Ардой (1944–53).
- Стамбульского университета Здания факультета естественных наук и факультета литературы (1944–52), спроектированные Седадом Хакки Элдемом и Эмином Онатом.
- Ночной вид на мечеть Таксим
- Яликавак Пальмарина в Бодруме (2014 г.), дизайн Эмре Аролата.
Кино
[ редактировать ]За последние годы турецкие кинорежиссеры завоевали множество престижных наград. Нури Бильге Джейлан получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 2008 года за фильм «Üç Maymun» . [17] Это был четвертый раз, когда Джейлан получила награду в Каннах , после наград за фильм « Узак» (который также был номинирован на « Золотую пальмовую ветвь ») на фестивале 2003 и 2004 годов и фильм «Иклимлер» (также номинированный на «Золотую пальмовую ветвь»). на Каннском кинофестивале 2006 года . [18] Эти три фильма, наряду с другими важными работами Джейлана, такими как «Касаба» (1997) и «Майыс сыкинтисы» (1999), также получили награды на других крупных международных кинофестивалях; включая Первый европейский кинофестиваль в Анже (1997 и 1999), кинофестиваль в Анкаре (2000), кинофестиваль «Золотой апельсин» в Анталии (1999, 2002 и 2006 годы), киноконференцию в Бергамо (2001), Берлинский кинофестиваль (1998), фильм братьев Манаки Фестиваль (2003), Международный фестиваль независимого кино в Буэнос-Айресе (2001), Каннский кинофестиваль (2003, 2004 и 2006), Чикагский кинофестиваль (2003), Кинофестиваль Cinemanila (2003), European Film Awards (2000), Istanbul Film Фестиваль (1998, 2000, 2003 и 2007), Кинофестиваль в Мехико (2004), Фестиваль средиземноморского кино в Монпелье (2003), Кинофестиваль в Сан-Себастьяне (2003), Сингапурский кинофестиваль (2001), Софийский кинофестиваль (2004), Токио Кинофестиваль (1998 г.) и Кинофестиваль в Триесте (2004 г.). [18]
Совсем недавно Семих Капланоглу получил Золотого медведя на 60-м Берлинском международном кинофестивале за свой фильм «Мед» (фильм 2010 года) ; третья и последняя часть «Трилогии Юсуфа», в которую входят «Яйцо и молоко». [19] Это второй раз, когда турецкий фильм получает эту награду; первым из них был «Сусуз Яз» Метина Эрксана в 1964 году.
Турецкий кинорежиссер Фатих Акын , который живет в Германии и имеет двойное турецко-немецкое гражданство, получил премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале 2004 года за фильм «В лоб» . [20] Фильм получил множество других наград на многих международных кинофестивалях. [21] Фатих Акын был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» и получил награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2007 года ; а также «Золотой апельсин» на кинофестивале в Анталье 2007 года; премия Лино Брока на кинофестивале Cinemanila 2007 года; награда за лучший сценарист на церемонии вручения Европейской кинопремии 2007 года; награды за лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучший художественный фильм на церемонии вручения наград German Film Awards 2008; награды за лучший полнометражный фильм и лучший сценарий на кинофестивале RiverRun 2008 года; Баварская кинопремия 2008 года; и премия «Люкс» Европейского парламента за фильм «Край рая» . [21] Другие важные фильмы Акына, такие как «Курц и шмерзлос» (1998), «В июле» (2000), «Солино» (2002) и «Переход моста: Звук Стамбула» (2005), завоевали множество наград. [21]
Другой известный турецкий кинорежиссер - Ферзан Озпетек , чьи фильмы, такие как «Хамам» (1997), «Гарем суаре» (1999), «Невежественные судьбы» (2001), «Паднее окно» (2003), «Священное сердце» (2005) и «Сатурн против» (2007), принесли ему победу. международная известность и награды. [22] Особый успех имел фильм «La Finestra di Fronte» (2003), получивший награды жюри «Лучший фильм» и жюри премии « Давид ди Донателло» в 2003 году , награды «Хрустальный глобус» и «Лучший режиссер» на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 2003 году , Серебряную ленту в 2003 году за Лучший оригинальный рассказ от Национального синдиката киножурналистов Италии , приз фестиваля на кинофестивале в Фойле 2004 года, приз зрительских симпатий на фестивале независимого кино в Рехобот-Бич 2004 года и приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале во Фландрии 2004 года. [22]
Спорт
[ редактировать ]Традиционным турецким национальным видом спорта со времен Османской империи является Яглы гюреш ( борьба в масле ). [23] Ежегодный международный турнир по яглы гюреш (борьба в масле), который проводится в Кыркпинаре недалеко от Эдирне, является старейшим постоянно действующим и санкционированным спортивным соревнованием в мире, которое проводится каждый год с 1362 года.
Самый популярный вид спорта в Турции – футбол . [24] В число лучших команд Турции входят «Фенербахче» , «Галатасарай» и «Бешикташ» . В 2000 году «Галатасарай» закрепил за собой роль главного европейского клуба, выиграв Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА . Два года спустя сборная Турции заняла третье место на чемпионате мира по футболу 2002 года, проходившем в Японии и Южной Корее, а в 2008 году национальная команда вышла в полуфинал турнира Евро-2008 .

Другие популярные виды спорта, такие как баскетбол и волейбол , также популярны. Турция принимала международный турнир по баскетболу чемпионата мира по баскетболу 2010 года и вышла в финал. Мужская сборная по баскетболу заняла второе место на Евробаскете-2001 ; в то время как «Эфес Пилсен» выиграл Кубок Корача в 1996 году, занял второе место в Кубке Сапорты в 1993 году и дошел до «Финала четырех» Евролиги и Супролиги в 2000 и 2001 годах. [25] Турецкие баскетболисты также добились успехов в НБА . В июне 2004 года Мехмет Окур выиграл чемпионат НБА 2004 года в составе «Детройт Пистонс» , став первым турецким игроком, выигравшим титул НБА. Окур был выбран в команду всех звезд Западной конференции для участия в Матче всех звезд НБА 2007 года , а также стал первым турецким игроком, принявшим участие в этом мероприятии. Еще один успешный турецкий игрок в НБА - Хидайет Тюркоглу , которому 28 апреля 2008 года была вручена награда НБА за самый продвинутый игрок сезона 2007–2008 годов. [26] Баскетбол получил дальнейшее внимание и освещение в СМИ в 2010-х годах: Fenerbahce Basketball и Anadolu Efes SK вместе сыграли 6 матчей подряд в «Финале четырех» Евролиги , а также выиграли титул Евролиги в 2017 и 2021 годах соответственно. Женские волейбольные команды, такие как Eczacıbaşı , Vakıfbank и Fenerbahce, на сегодняшний день добились наибольших успехов в любом командном виде спорта, выиграв множество титулов и медалей чемпионатов Европы.
Автоспорт стал популярен в последнее время, особенно после включения Ралли Турции в FIA календарь чемпионата мира по ралли в 2003 году. [27] и включение Гран-при Турции в гоночный календарь Формулы-1 в 2005 году. [28] Другие важные ежегодные автоспортивные мероприятия, которые проводятся на гоночной трассе «Истанбул Парк» , включают Гран-при Турции MotoGP , FIA чемпионат мира по кузовным гонкам , серии GP2 и серию Ле-Ман . Время от времени Стамбул и Анталья также принимают турецкий этап чемпионата Формулы-1 по гонкам на моторных лодках ; в то время как турецкий этап Red Bull Air Race World Series , соревнований по воздушным гонкам , проходит над Золотым Рогом в Стамбуле. Серфинг, сноуборд, скейтбординг, парапланеризм и другие экстремальные виды спорта с каждым годом становятся все популярнее.
Международные стили борьбы, регулируемые ФИЛА, такие как вольная борьба и греко-римская борьба, также популярны: многие титулы чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр завоеваны турецкими борцами как индивидуально, так и в составе национальной команды. [29] Еще один крупный вид спорта, в котором турки добились успеха на международном уровне, — это тяжелая атлетика ; поскольку турецкие тяжелоатлеты, как мужчины, так и женщины, побили множество мировых рекордов и выиграли несколько европейских, [30] Мировые и Олимпийские [31] чемпионские титулы. Наим Сулейманоглу и Халил Мутлу добились легендарного статуса как одни из немногих тяжелоатлетов, выигравших три золотые медали на трех Олимпийских играх.
Турция принимала Летнюю Универсиаду 2005 года в Измире и Зимнюю Универсиаду 2011 года в Эрзуруме .
Кухня
[ редактировать ]

Турецкая кухня унаследовала свое османское наследие , которое можно охарактеризовать как слияние и изысканность тюркской и персидской кухонь. [32] Турецкая кухня также повлияла на греческую , армянскую , арабскую , персидскую , балканскую и ближневосточную кухни, а также на другие соседние кухни, а также на западноевропейские кухни. Османы соединили различные кулинарные традиции своего королевства с влиянием ближневосточной кухни, а также традиционными тюркскими элементами из Центральной Азии, такими как йогурт . Османская империя действительно создала широкий спектр технических специальностей. Можно заметить, что в различных регионах Османской империи хранятся кусочки огромных османских блюд. В целом турецкая кухня неоднородна. Помимо обычных турецких блюд, которые можно найти по всей стране, существуют также фирменные блюда, специфичные для региона. Кухня Черноморского . региона (северная Турция) основана на кукурузе и анчоусах Юго-восток — Урфа , Газиантеп и Адана — славится своими шашлыками , мезе и десертами на основе теста, такими как пахлава , кадаиф и кюнефе . Особенно в западных частях Турции, где в изобилии растут оливковые деревья. оливковое масло — основной тип масла, используемого для приготовления пищи. [33] Кухни Эгейского , Мраморного и Средиземноморского регионов демонстрируют основные характеристики средиземноморской кухни , поскольку они богаты овощами, травами и рыбой. Центральная Анатолия славится своими кондитерскими изделиями, такими как кешкек (кашкак), манты (особенно Кайсери ) и гёзлеме .
В названии специальности иногда содержится название города или региона (как в Турции, так и за ее пределами). Это говорит о том, что блюдо является фирменным блюдом этого региона или может относиться к конкретной технике или ингредиентам, используемым в этом регионе. Например, разница между кебабом «Урфа» и кебабом «Адана» заключается в использовании чеснока вместо лука и в большем количестве острого перца, который содержится в шашлыке.
- Турецкая вегетарианская еда
Фестивали
[ редактировать ]Рождество известно по -турецки как Ноэль, хотя большинство турок не празднуют его как таковое, идея эта не совсем чужда. Праздник берет свое начало там, где Санта-Клаус родился в Турции и известен как Ноэль Баба. Издавна по традиции Ноэль Баба приносил детям подарки в канун Нового года .
Одним из других распространенных праздников в Турции является Навруз . Этот праздник делается под предлогом начала весны и начала нового года . Установление Навруза имеет долгую историю, настолько большую, что его празднуют в разных частях Азии на протяжении последних трех тысяч лет, особенно на Ближнем Востоке . В разных частях Турции, особенно в курдских регионах этой страны, Навруз считается одной из важнейших культурных и исторических традиций этих регионов. Зажигание огня, надевание новой одежды, проведение танцевальной церемонии и вручение подарков друг другу — вот лишь некоторые из действий, которые совершаются на этом празднике. [34] [35] [36] [37] [38]
Религия
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Турецкий фольклор
- Государственные праздники в Турции
- Байрам (Турция)
- Образование в Турции
- Туризм в Турции
- Музеи Турции
- Меньшинства в Турции
- Список музеев Турции
- Рог изобилия (журнал)
- История Турции
- Реформы в Османской империи
- Паб
- Хаммам
- Викторианские турецкие бани
- Коврик
- мотивы ковров
- Османская культура
- Тюркери
- ориентализм
- Видеоигры в Турции
- турецкие шашки
- Турецкая стрельба из лука
- Книг, изданных по странам в год Турция, 12 и 13 места
- Другой взгляд на восточную и юго-восточную Турцию
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 234.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; 900–1250 гг.; К. Анатолия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 264.
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 371.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 241.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VI в. 1250–1500; Б. Анатолия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Карсвелл 2006 , с. 75.
- ^ Кубань 2010 , с. 505–509, 517–518.
- ^ Rüstem 2019 , стр. 18–22, 55 и далее.
- ^ Кубань 2010 , с. 605–606.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блэр; Шейла С. (2009). «Кемалеттин» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН 978-0-19-530991-1 .
- ^ Свободно 2011 , с. 393.
- ^ «Немецкоязычные архитекторы ранней республики» (на немецком языке). Институт Гете . Проверено 20 января 2012 г.
- ^ «1950-е годы и модернизм» . ArchMuseum.org. Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ «Картирование Турции, краткая история архитектуры» . культурный обмен-тр. Архивировано из оригинала 11 декабря 2011 года . Проверено 26 января 2012 г.
- ↑ Каннский фестиваль: 2008 — приз лучшему режиссёру. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б IMDb: Награды Нури Бильге Джейлана
- ^ Берлинале: Берлинский кинофестиваль достигает кульминации церемонией награждения. 21 февраля 2010 г.
- ^ Берлинале: 54-й Берлинский международный кинофестиваль. 5 – 15 февраля 2004 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с IMDb: Награды Фатиху Акыну
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б IMDb: Награды Ферзану Озпетеку
- ^ Бурак Сансал (2006). «Масляная борьба» . allaboutturkey.com . Проверено 13 декабря 2006 г.
- ^ Бурак Сансал (2006). «Спорт в Турции» . allaboutturkey.com . Проверено 13 декабря 2006 г.
- ^ Исторические достижения баскетбольной команды Efes Pilsen. Архивировано 3 мая 2008 года в Wayback Machine.
- ^ AFP: Туркоглу из Турции назван самым продвинутым игроком НБА. Архивировано 18 декабря 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ WRC Ралли Турции: Краткая история событий. Архивировано 30 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ BBC Sport: Путеводитель по трассе Формулы 1: Стамбул, Турция.
- ↑ База данных FILA по борьбе. Архивировано 13 марта 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Турецкая федерация тяжелой атлетики: Мировые и олимпийские рекорды | Социальный Уголок
- ^ Федерация тяжелой атлетики Турции: Список мировых (Дюнья) и олимпийских (Олимпият) рекордов тяжелоатлетов мужского и женского пола. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Нур Илькин - Вкус турецкой кухни
- ^ Этническая кухня - Турция Терри Райт Хронс [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ахмади, Камиль, 2009 г.: Еще один взгляд на восток и юго-восток Турции. Публикация ГАББ, Диярбакыр. стр 248 .
- ^ «Возможное закрытие политической партии ослабляет Новруз для турецких курдов – Аль-Монитор: независимое, заслуживающее доверия освещение событий на Ближнем Востоке» . www.al-monitor.com . 29 марта 2022 г. Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Празднование Новруза в Турции» . Аль Арабия на английском языке . 21 марта 2014 г. Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Международный день Навруз | Организация Объединенных Наций в Турции» . turkiye.un.org . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Курдские активисты арестованы в Турции накануне празднования Навруза» . VOA . 20 марта 2017 г. Проверено 15 сентября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Карсуэлл, Джон (2006). Изникская керамика (Второе изд.). Издательство Британского музея. ISBN 9780714124414 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08869-4 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. ISBN 978-1-84564-506-9 .
- Хаттштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. ISBN 9783848003808 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Портал турецкой культуры
- Культура Турции. Архивировано 17 августа 2020 г. в Wayback Machine.
- Живая культура Турции
- Традиции Турции
- Онлайн-телевидение турецкой культуры. Архивировано 17 декабря 2008 г. на Wayback Machine.
- Искусство и культура Турции
- ATON , Архив турецкого устного повествования Уйсала-Уокера в Техасском технологическом университете
- Турецкое прямое телевидение
- Туризм в Турции
- Гези Ребери. Архивировано 22 сентября 2021 г. в Wayback Machine.
- «Жизнь и культура в Турции» (Обучение в Турции)