Jump to content

Экономическая история Турции

Экономическая Республики история Турецкой имела четыре эпохи или периода. В первую эпоху в период с 1923 по 1929 год проводилась политика развития с упором на частное накопление. Во вторую эпоху политика развития делала упор на государственное накопление в период глобальных кризисов между 1929 и 1945 годами. Третья эпоха представляла собой управляемую государством индустриализацию, основанную на импортозамещающем протекционизме. между 1950 и 1980 годами. Последней эпохой стало открытие экономики для либеральной торговли товарами, услугами и операций на финансовом рынке с 1981 года.

Первая эпоха (1923–1929)

[ редактировать ]
При Ататюрке экономика перешла от государственной политики к смешанной экономике в соответствии с увеличением капитала в обществе.

Однако одна отличительная черта в период с 1923 по 1985 год, во многом в результате государственной политики, заключалась в том, что отсталая экономика превратилась в сложную экономическую систему, производящую широкий спектр сельскохозяйственной, промышленной продукции и товаров в сфере услуг как для внутреннего, так и для экспортных рынков. среднегодовая ставка в размере шести процентов.

С 1820 года в Турции экономический рост и человеческое развитие находятся на среднем уровне (по сравнению с остальным миром), но более высокими темпами, чем в других развивающихся странах. [1]

На момент распада Османской империи (см. Экономика Османской империи ) во время Первой мировой войны и последующего рождения республики турецкая экономика была недостаточно развита: сельское хозяйство зависело от устаревших технологий и некачественного скота, а промышленная промышленность Турции база была слабой; в результате капитуляции несколько заводов, производивших основные продукты, такие как сахар и мука, оказались под иностранным контролем. [ нужна ссылка ]

После создания Турецкой Республики новое правительство взяло на себя обязательство проводить относительно умеренную экономическую политику. Предварительно определены основные направления экономического развития Турции, а именно развитие современной национальной промышленности, защита таможенных пошлин, поощрение частных инвестиций и поглощение иностранных инвестиций. [2] В то же время министр экономики Махмут Эсат Бозкурт как представитель «новой турецкой экономики» иллюстрирует основную экономическую политику турецкого правительства в 1920-х годах, принцип двойной экономики национализма и либерализма, государственной экономики и негосударственной экономики. в экономике сосуществуют и смешанная структура национального капитала и иностранного капитала, повышать тарифы и ограничивать импорт, защищать национальную промышленность, подчеркивая кредитное и доминирующее положение стран в области промышленности. [3]

Первый президент Мустафа Кемаль Ататюрк объявил, что иностранным компаниям и иностранным бизнесменам будет разрешено инвестировать в Турцию в рамках закона 1921 года. [3] На заре Турецкой Республики иностранный капитал играл важную роль в экономической жизни Турции: финансы, железные дороги и горнодобывающая промышленность находились под контролем иностранного капитала.

С 1923 по 1926 год производство сельскохозяйственной продукции выросло на восемьдесят семь процентов, поскольку сельскохозяйственное производство вернулось к довоенному уровню. [ нужна ссылка ] . С 1923 по 1929 год промышленность и сфера услуг росли более чем на девять процентов в год; однако их доля в экономике в конце десятилетия оставалась довольно низкой. [ нужна ссылка ] .

В 1927 году османские банки, контролируемые англо-французами, предоставили Турции около половины производственных кредитов и даже право на выпуск банкнот. [4]

Вторая эпоха (1929–1945)

[ редактировать ]

В 1930 году турецкое правительство учредило Центральный банк Турецкой Республики , который отвечал за формулирование денежно-кредитной политики и регулирование денежной массы. В то же время оно вернуло себе право выпуска векселей и приобрело иностранные предприятия, а также железные дороги и порты, управляемые иностранным капиталом. Значительно повысилась степень национализации народного хозяйства.

В 1930-х годах турецкое правительство отказалось от относительно умеренной либеральной экономической политики и продвигало радикальную националистическую экономическую политику, энергично развивало государственную экономику, подчеркивало принцип приоритета промышленного развития и расширяло государственное вмешательство и инвестиции в промышленное производство. стремясь ускорить процесс индустриализации. [4] Преодоление негативного воздействия западного экономического кризиса 1929-1933 годов на турецкую экономику является непосредственной причиной реализации националистической политики в Турции. Правительство вмешалось в начале 1930-х годов, чтобы способствовать экономическому восстановлению, следуя доктрине, известной как этатизм. [ нужна ссылка ] . В худшие годы депрессии рост замедлялся, за исключением периода с 1935 по 1939 год, когда он достигал шести процентов в год. [ нужна ссылка ] . В 1940-е годы экономика находилась в стагнации, во многом потому, что сохранение вооруженного нейтралитета во время Второй мировой войны привело к увеличению военных расходов страны и почти полному сокращению внешней торговли . [ нужна ссылка ]

Третья эпоха (1950–1980)

[ редактировать ]

В 1950-х годах турецкое правительство делало упор на либеральную экономическую политику, поощряло частный и иностранный капитал инвестировать в промышленный сектор и учредило Турецкий банк промышленного развития для предоставления кредитов частным предпринимателям, инвестировавшим в промышленность. [5]

В 1954 году турецкое правительство обнародовало Закон об иностранных инвестициях (Закон № 6224), предлагающий множество льготных условий иностранным инвесторам, открывающий внутренний рынок и привлекающий иностранных инвесторов. Учитывая, что инвесторы из США, Западной Германии , Франции и Италии следуют этому примеру, современный промышленный сектор является предпочтительным вложением средств для иностранных инвесторов. [6]

После 1950 года страна переживала экономические потрясения примерно раз в десятилетие; Самый серьезный кризис произошел в конце 1970-х годов. В каждом случае период быстрого роста промышленности, отмеченный резким увеличением импорта, привел к кризису платежного баланса. Девальвация турецкой лиры и программы жесткой экономии , направленные на снижение внутреннего спроса на иностранные товары, были реализованы в соответствии с руководящими принципами Международного валютного фонда . Эти меры обычно приводили к достаточному улучшению внешних счетов страны, что делало возможным возобновление кредитов Турции со стороны иностранных кредиторов. Хотя военные интервенции 1960 и 1971 годов были частично вызваны экономическими трудностями, после каждой интервенции турецкие политики увеличивали государственные расходы, вызывая перегрев экономики. В отсутствие серьезных структурных реформ Турция имела хронический дефицит текущего счета, обычно финансируемый за счет внешних заимствований, из-за чего внешний долг страны рос из десятилетия в десятилетие, достигнув к 1980 году примерно 16,2 миллиарда долларов США, или более четверти годового годового долга. валовой внутренний продукт . Затраты на обслуживание долга в том году составили 33 процента экспорта товаров и услуг.

За этот период количество и размер частных предприятий продемонстрировали тенденцию существенного роста. По статистике, в 1951 было 660 частных предприятий с числом занятых более 10, в 1953 — 1160, в 1960 — 5300. В то же время среднее число рабочих, занятых в частном секторе, увеличилось с 25 до 33. [7]

С 1960-х годов турецкое правительство приняло ряд позитивных мер, включая налоговые льготы для частных предпринимателей в развивающихся отраслях, инвестиции и преференциальные тарифы на импортное оборудование, импортные промышленные тарифы и предоставление частным компаниям кредитов под низкие проценты, чтобы стимулировать развитие частного сектора. предприятия, частные предприятия ускоряют темпы развития, производство частных предприятий стремительно растет, промышленная структура частных предприятий также меняется соответствующим образом. [8] В конституции, обнародованной в 1961, подчеркивается совместное развитие частного и государственного хозяйства, органическое сочетание рыночной и плановой экономики, ведущее положение государства в финансовой сфере. Инвестиции в государственную экономику в основном сосредоточены в крупных капиталоемких и технологичных предприятиях, таких как инфраструктурное строительство, металлургия и химическая промышленность. Инвестиционный сектор частной экономики – это в основном малые и средние предприятия, производящие товары повседневного спроса, такие как пищевая и текстильная промышленность. [7]

В этот период долгое время сосуществовала смешанная экономическая структура государственных организаций и частного бизнеса, а государственные компании и частные предприятия были разделены поровну. Государственные организации были немногочисленны, но велики по масштабам; Количество предприятий, принадлежавших частным лицам, было огромно, но масштабы были невелики. [2] Предприятия, находящиеся в государственной собственности, имели преимущества в капитале, технологиях и масштабах производства, а частные предприятия имели более высокую эффективность производства и рыночную конкурентоспособность, чем государственные предприятия. Коэффициент «затраты-выпуск» национальных предприятий был ниже, чем в частном секторе. [7] Размеры организаций государственной собственности и их доля в общей стоимости промышленной продукции имели тенденцию к постепенному снижению, тогда как размеры частных предприятий и их доля в общей стоимости промышленной продукции имели тенденцию к увеличению. Тем не менее, государственный сектор долгое время доминировал в промышленном производстве Турции. [5]

К концу 1970-х годов экономика Турции, возможно, достигла худшего кризиса со времен падения Османской империи. Турецкие власти не смогли принять достаточные меры, чтобы приспособиться к последствиям резкого роста мировых цен на нефть в 1973–74 годах, и профинансировали образовавшийся дефицит за счет краткосрочных кредитов от иностранных кредиторов. К 1979 году инфляция достигла трехзначного уровня, безработица выросла примерно до 15 процентов, промышленность использовала лишь половину своих мощностей, а правительство было не в состоянии выплатить даже проценты по внешним займам. Казалось, что Турция сможет поддерживать бескризисное развитие только в том случае, если будут внесены серьезные изменения в подход правительства к импортозамещению к развитию. Многие наблюдатели сомневались в способности турецких политиков провести необходимые реформы. [9]

Четвертая эпоха (1980 – настоящее время)

[ редактировать ]

Озальные годы

[ редактировать ]

В 1980-х годах турецкое правительство отказалось от важной для импорта модели промышленного развития, сформулировало новые стратегии экономического развития, поощряло частные инвестиции, расширяло рыночную экономику, учредило зону свободной торговли и подчеркнуло конкурентоспособность международного рынка в контексте глобализации. . [4] Экспортно-ориентированная экономическая модель постепенно созрела. В январе 1980 года правительство Демиреля объявило о новой программе экономических реформ, отказавшись от стратегии индустриализации внутреннего импортозамещения, сокращения прямого государственного вмешательства, снижения импортных тарифов, проведения либерализованной экономической политики и разработки экспортно-ориентированной и рыночно-ориентированной экономической стратегии. является поворотным моментом в истории модели экономического развития Турции. [10] Кроме того, Тургуц Озал был назначен заместителем премьер-министра по курированию экономических вопросов. Через год после военного переворота план экономического восстановления Озала был первоначально реализован, и уровень инфляции упал со 140% до 35%. Бюджетные доходы и расходы правительства постепенно стали сбалансированными. [11]

После того, как Озал был избран премьер-министром в 1983 году, он активизировал реализацию новой экономической политики, девальвировал валюту, повысил процентные ставки, заморозил заработную плату, поощрял частные инвестиции, привлекал иностранные инвестиции, поощрял экспорт, ослаблял импортную и экспортную торговлю и валютные ограничения, а также увеличил экспортная конкурентоспособность. [12] Чтобы уменьшить торговый дефицит, улучшить бюджетные доходы и расходы и обуздать инфляцию. В то же время правительство привержено преобразованию государственных предприятий и содействию приватизации государственных предприятий. С 1984 года правительство отменило политику преференций и субсидий, которой пользовались государственные предприятия, ввело честную конкуренцию между государственными и частными предприятиями, продало ценные бумаги и акции частных предприятий частным лицам, отменило ограничения на частные инвестиции и расширило частные инвестиции. [7]

Стратегия Озала призывала заменить политику импортозамещения политикой, направленной на поощрение экспорта, который мог бы финансировать импорт, давая Турции шанс вырваться из послевоенной модели чередования периодов быстрого роста и дефляции. Разработчики надеялись, что благодаря этой стратегии Турция сможет добиться экономического роста за счет экспорта в долгосрочной перспективе. Правительство преследовало эти цели посредством комплексного пакета мер: девальвации турецкой лиры и установления гибких обменных курсов , поддержания положительных реальных процентных ставок и жесткого контроля над денежной массой и кредитом, отмены большинства субсидий и освобождения взимаемых цен. государственными предприятиями, реформирование налоговой системы и поощрение иностранных инвестиций. В июле 1982 года, когда Озал покинул свой пост, многие из его реформ были приостановлены. Однако начиная с ноября 1983 года, когда он снова стал премьер-министром, он смог продлить программу либерализации.

Программа либерализации преодолела кризис платежного баланса, восстановила способность Турции заимствовать на международных рынках капитала и привела к возобновлению экономического роста. Экспорт товаров вырос с 2,3 млрд долларов США в 1979 году до 8,3 млрд долларов США в 1985 году. Рост импорта товаров за тот же период – с 4,8 млрд долларов США до 11,2 млрд долларов США – не поспевал за ростом экспорта и пропорционально сокращал торговый дефицит, хотя дефицит уровень стабилизировался на уровне около 2,5 млрд долларов США. Политика Озала оказала особенно положительное влияние на счет услуг текущего счета. Несмотря на скачок процентных выплат с 200 миллионов долларов США в 1979 году до 1,4 миллиарда долларов США в 1985 году, в этот период на счете услуг накапливался растущий профицит. рост поступлений от туристов и сборов за трубопроводы из Ирака Основными причинами такого улучшения были . Стабилизация текущего счета помогла восстановить кредитоспособность на международных рынках капитала. Иностранные инвестиции, которые в 1970-е годы были незначительными, теперь начали расти, хотя в середине 1980-х годов они оставались скромными. Кроме того, Турция могла брать займы на международном рынке, тогда как в конце 1970-х годов она могла обращаться за помощью только к МВФ и другим официальным кредиторам.

Сокращение государственных расходов, которое было основой программы стабилизации, резко замедлило экономику в конце 1970-х и начале 1980-х годов. Реальный валовой национальный продукт снизился на 1,5 процента в 1979 году и на 1,3 процента в 1980 году. Секторы обрабатывающей промышленности и услуг ощутили на себе большую часть воздействия этого падения доходов, причем производственный сектор работал почти на 50 процентов от общей мощности. Когда ограничения внешних платежей ослабли, экономика резко восстановилась. В период с 1981 по 1985 год реальный ВНП рос на 3 процента в год, во главе с ростом производственного сектора. Благодаря жесткому контролю над доходами и деятельностью рабочих, промышленный сектор начал использовать неиспользуемые промышленные мощности и увеличил объем производства в среднем на 9,1 процента в год в период с 1981 по 1985 год. Девальвация лиры также помогла сделать Турцию более экономически конкурентоспособной. В результате экспорт промышленной продукции за этот период увеличивался в среднем на 4,5 процента в год.

Быстрое возобновление экономического роста и улучшение платежного баланса оказались недостаточными для преодоления безработицы и инфляции, которые оставались серьезными проблемами. Официальный уровень безработицы упал с 15 процентов в 1979 году до 11 процентов в 1980 году, но, отчасти из-за быстрого роста рабочей силы, безработица снова выросла до 13 процентов в 1985 году. Инфляция упала примерно до 25 процентов в 1981–82 годах. Хотя инфляция несколько снизилась в 1985 и 1986 годах, она оставалась одной из основных проблем, стоящих перед лицами, определяющими экономическую политику.

Новая экономическая политика, реализованная в 1980-х годах, ускорила развитие турецкой экономики. Годовые темпы роста ВВП составляли 3,3% в 1983 г., 5,1% в 1985 г. и 7,5% в 1987 г. Напротив, темпы экономического развития в 1990-е годы, за исключением 1991 и 1994 годов, в целом превышали 1980-е годы (годовой рост ВВП, 9,4% в 1990 г. и 0,3% в 1991 г.). В 1992 г. она составляла 6,4%, в 1993 г. - 8,1%, в 1994 г. - 6,1%, в 1995 г. - 8%, в 1996 г. - 7,1%, в 1997 г. - 8%). [13]

Веснушки лет

[ редактировать ]

Имея ограниченный доступ к Персидскому заливу , Ирак также стал сильно зависеть от Турции в вопросе экспортных маршрутов своей сырой нефти . Ирак профинансировал два трубопровода, расположенных рядом друг с другом, от его северных нефтяных месторождений Киркук до турецкого средиземноморского порта Юмурталык , расположенного немного к северо-западу от Искендеруна . Пропускная способность трубопроводов составила около 1,1 млн баррелей в сутки (170 000 м3). 3 /д) (б/д). Турция не только получала часть своих внутренних поставок по трубопроводу, но и получала значительную комиссию за перевалку. Некоторые источники оценивают этот гонорар в 300–500 миллионов долларов США.

Экономика Турции пострадала от войны в Персидском заливе 1991 года . ООН Эмбарго в отношении Ирака потребовало прекращения экспорта нефти по трубопроводу Киркук-Юмурталык, что привело к потере платы за трубопровод. Кроме того, экономика, возможно, потеряла до 3 миллиардов долларов США в торговле с Ираком. Однако Саудовская Аравия , Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) попытались компенсировать Турции эти потери, и к 1992 году экономика снова начала быстро расти.

Впечатляющие экономические показатели Турции в 1980-х годах получили высокую оценку кредитно-рейтинговых агентств Уолл-стрит . В 1992 и 1993 годах правительство использовало эти рейтинги для привлечения средств для покрытия дефицита бюджета. Объем выпусков международных облигаций за этот период составил 7,5 млрд долларов США. Эти потоки капитала способствовали поддержанию завышенного обменного курса. В рыночной экономике высокий уровень государственных заимствований должен привести к более высоким внутренним процентным ставкам и даже, возможно, «вытеснить» заемщиков из частного сектора, тем самым в конечном итоге замедляя экономический рост. Но внешние заимствования правительства ослабили давление на внутренние процентные ставки и фактически стимулировали рост заимствований частного сектора в и без того перегретой экономике. Почувствовав возможность получения легкой прибыли в этот период, коммерческие банки брали кредиты по мировым процентным ставкам и давали кредиты по более высоким внутренним ставкам Турции, не опасаясь обесценивания валюты. В результате внешний краткосрочный долг Турции резко вырос. Внешняя и внутренняя уверенность в способности правительства справиться с надвигающимся кризисом платежного баланса ослабла, что усугубило экономические трудности.

Споры между премьер-министром Тансу Чиллером (1993–1996) и главой Центрального банка подорвали доверие к правительству. Премьер-министр настаивал на монетизации бюджетного дефицита (продаже государственных долговых инструментов Центральному банку), а не на том, чтобы согласиться на предложение Центрального банка о выпуске большего количества государственного долга в форме государственных ценных бумаг. Управляющий Центрального банка подал в отставку в августе 1993 года по этому поводу. В январе 1994 года международные кредитные агентства понизили рейтинг долга Турции до уровня ниже инвестиционного. В то время в отставку подал второй управляющий Центрального банка.

Растущая обеспокоенность по поводу беспорядка в экономической политике отразилась в ускоренной «долларизации» экономики, поскольку жители перевели внутренние активы в депозиты в иностранной валюте для защиты своих инвестиций. К концу 1994 года около 50 процентов общей депозитной базы было размещено в форме депозитов в иностранной валюте, по сравнению с 1 процентом в 1993 году. Понижение рейтинговых агентств и отсутствие доверия к цели правительства по дефициту бюджета 14 процентов ВВП в 1994 году спровоцировали масштабное бегство капитала и обвал обменного курса. Правительству пришлось вмешаться, продав свои валютные резервы, чтобы остановить падение турецкой лиры. В результате резервы упали с 6,3 миллиардов долларов США в конце 1993 года до 3 миллиардов долларов США к концу марта 1994 года. После выборов лира упала на 76 процентов с конца 1993 года до 41 000 турецких лир по отношению к доллару США. [14]

Пакет мер, объявленный правительством 5 апреля 1994 года, был также представлен МВФ в рамках его запроса на предоставление резервного фонда на сумму 740 миллионов долларов США, начиная с июля 1994 года. Меры включали резкое повышение цен, которые предприятия государственного сектора могли бы предоставить. взимание платы с населения, сокращение бюджетных расходов, обязательство повысить налоги и обещание ускорить приватизацию государственных экономических предприятий (ГЭП). Некоторые наблюдатели поставили под сомнение достоверность этих мер, учитывая, что налоговые меры привели к увеличению доходов, эквивалентному 4 процентам ВВП, а сокращение расходов было эквивалентно 6 процентам ВВП.

Правительству фактически удалось создать небольшой профицит бюджета во втором квартале 1994 года, в основном за счет повышения налогов, после дефицита в 17 процентов ВВП в первом квартале. Однако замедление государственных расходов, резкая потеря деловой уверенности и, как следствие, снижение экономической активности привели к сокращению налоговых поступлений. Финансовый кризис привел к падению реального ВВП на 5 процентов в 1994 году после быстрого роста экономики в 1992 и 1993 годах. Реальная заработная плата также упала в 1994 году: средний рост номинальной заработной платы на 65 процентов был примерно на 20 процентов ниже уровня потребительских цен. инфляция.

Аналитики отметили, что, несмотря на хрупкость процесса макроэкономической корректировки и чувствительность налогово-бюджетной политики к политическому давлению, правительство продолжало подвергаться рыночным сдержкам и противовесам. Ожидалось, что в сочетании с более сильным частным сектором, особенно в экспортной сфере, экономика вернется к модели более быстрого роста. [15]

Всестороннее исследование, опубликованное в журнале «Развивающаяся экономика», автором которого является Мете Феридун из Школы бизнеса Гринвичского университета, приводит статистические доказательства того, что валютные кризисы в Турции в этот период связаны с глобальной ситуацией с ликвидностью, бюджетными дисбалансами, оттоком капитала и слабостью банковского сектора. [16]

Более недавнее исследование Мете Феридуна, опубликованное в журнале Emerging Markets Finance and Trade, исследует гипотезу о том, что существует причинно-следственная связь между спекулятивным давлением и завышением реального обменного курса, хрупкостью банковского сектора и уровнем международных резервов в Турции, проливая больше света. об экономической истории Турции 1990-х годов. [17]

С другой стороны, реализация новой экономической политики привела к быстрому увеличению импортной и экспортной торговли. Наряду с ростом импортной и экспортной торговли, структура экспортных товаров претерпела существенные изменения; объем экспорта промышленной продукции продолжает расти, что представляет собой заметное явление в быстром развитии экспортно-ориентированной экономики в 1990-е годы. [7] В 1990 году общий объем экспорта Турции увеличился до 13 миллиардов долларов США , из которых доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта упала до 25,5%, а доля промышленной продукции в общем объеме экспорта выросла до 67,9%. В 1997 году общий объем экспорта Турции достиг 26,2 млрд долларов США, из которых сельскохозяйственная продукция составляла лишь 20,8% от общего объема экспорта, а промышленная продукция составляла 74,9% от общего объема экспорта. [5]

Эрдоган годы

[ редактировать ]

В 21 веке экономика Турции процветала благодаря длительному периоду устойчивого экономического роста, значительно превышающего средний показатель 1990-х годов. Она стала одной из развивающихся экономик мира и одной из самых быстрорастущих стран мира с мощной промышленной базой, вызванной экономическим бумом 2000-х годов. [2] Кроме того, экономическая ситуация Турции была относительно благополучной во время мирового финансового кризиса 2008 года . Турецкое правительство разработало ряд макроэкономических политик в соответствии с новым экономическим планом, и турецкое правительство использовало новую структуру правительства и сотрудничало с Международным валютным фондом , что привело к некоторым хорошим эффектам, включая снижение уровня безработицы, повышение уровень образования и увеличение продолжительности жизни . [7] В результате рост реального ВВП сделал Турцию одной из самых быстрорастущих стран в 2000-х годах. Турции Геополитическая стратегия и география чрезвычайно важны, поскольку она является перекрестком, соединяющим Европу и Азию. [18] Турция является одним из основателей Организации экономического сотрудничества и развития , членом « Большой двадцатки» и НАТО , а также кандидатом в Европейский Союз . [19]

Расположение Турции на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока сделало ее стратегическим центром торговли и инвестиций, но также и уязвимой мишенью для экономических потрясений. В этой статье мы рассмотрим основные тенденции и проблемы, которые формировали турецкую экономику с 2003 по 2023 год.

С начала 2000-х годов Турция пережила период высокого экономического роста, составлявшего в среднем 5,4% в год до 2018 года. Этот рост был во многом обусловлен серией структурных реформ, инициированных правительством ПСР, включая приватизацию государственных предприятий, дерегулирование ключевых секторах, а также улучшения в налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике. Эти реформы также помогли снизить инфляцию с двузначных до однозначных цифр и увеличить прямые иностранные инвестиции в страну.

Экономика Турции претерпела значительную структурную трансформацию: доля сельского хозяйства снизилась с 27% до 8% ВВП, а доля промышленности и услуг увеличилась до 31% и 61% соответственно. Страна стала крупным экспортером автомобилей, текстиля и электроники, а индустрия туризма также внесла значительный вклад в ВВП. Однако зависимость от нескольких ключевых отраслей сделала экономику уязвимой для внешних шоков, как это видно на примере последствий попытки государственного переворота 2016 года и пандемии COVID-19.

Инфляция является постоянной проблемой для турецкой экономики: за последние два десятилетия ее уровень колебался от 6% до 25%. Девальвация турецкой лиры стала основным фактором, способствующим инфляции, а также внешними факторами, такими как колебания цен на нефть и напряженность в мировой торговле. Лира также значительно обесценилась по отношению к основным валютам, что привело к росту внешнего долга и снижению покупательной способности турецких граждан.

Согласно данным, опубликованным Турецким статистическим институтом , валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 2,4% в четвертом квартале 2017 года, что стало вторым кварталом подряд экономического спада после сокращения на 1,6% в третьем квартале. Сказалось ухудшение отношений между Турцией и США, валютный кризис в Турции. За весь прошлый год турецкая лира упала на 30% по отношению к доллару США. Из-за резкого обесценивания лиры стоимость погашения корпоративного долга выросла, и многие компании подали заявление о банкротстве. Кроме того, Турция также сталкивается с проблемами высокой инфляции. В октябре 2018 года индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 25% в годовом исчислении, что стало рекордным показателем за 15 лет. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Памук, Шевкет (2019). «Неровные века: опыт экономического развития Турции с 1820 года». Обзор экономической истории . 72 (4): 1129–1151. дои : 10.1111/ehr.12938 . ISSN   1468-0289 . S2CID   211406562 .
  2. ^ Jump up to: а б с Браун, Л. Карл; Папа, Хью; Папа, Николь (1999). «Турция раскрыта: история современной Турции». Иностранные дела . 78 (4): 145. дои : 10.2307/20049420 . ISSN   0015-7120 . JSTOR   20049420 .
  3. ^ Jump up to: а б Ханиоглу, М. Шюкрю (24 мая 2018 г.). Ататюрк: интеллектуальная биография . Том. 1. Издательство Принстонского университета. дои : 10.23943/Принстон/9780691175829.001.0001 . ISBN  9780691175829 .
  4. ^ Jump up to: а б с Уильямс, Брайан Глинн (январь 2012 г.). «Турция: Краткая история - Норман Стоун». История . 97 (325): 127–128. дои : 10.1111/j.1468-229x.2011.00543_8.x . ISSN   0018-2648 .
  5. ^ Jump up to: а б с Эсмер, Толга У. (май 2007 г.). «Турция от империи к революционной республике: возникновение турецкой нации с 1789 года по настоящее время: Акшин, Сина: Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 335 стр., Дата публикации: октябрь 2006 г.». История: Рецензии на новые книги . 35 (3): 111–112. дои : 10.1080/03612759.2007.10527067 . ISSN   0361-2759 . S2CID   142560116 .
  6. ^ Айтекин, Э. Аттила (ноябрь 2017 г.). «Синан Йылдырмаз. Политика и крестьянство в послевоенной Турции: социальная история, культура и модернизация. Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris, 2017, x + 294 страницы». Новые взгляды на Турцию . 57 : 150–154. дои : 10.1017/npt.2017.35 . ISSN   0896-6346 . S2CID   148785694 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Карпат, Кемаль Х.; Турфан, М. Наим; Манго, Эндрю (2001). «Возвышение современной Турции». Журнал военной истории . 65 (3): 771. дои : 10.2307/2677534 . JSTOR   2677534 . S2CID   155691272 .
  8. ^ Дуглас, Ховард (2016). История Турции (Второе издание) . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, LLC. стр. 2–317. ISBN  9781440834677 .
  9. ^ Ондер, Нилгун (1990). Опыт Турции в области корпоративизма (магистерская диссертация) Университет Уилфрида Лорье
  10. ^ Эдер, Майн (1997). «Сильвия Кедури (редактор). Турция: идентичность, демократия и политика. Лондон: Фрэнк Касс, 1996». Новые взгляды на Турцию . 16 : 130–137. дои : 10.1017/s0896634600002697 . ISSN   0896-6346 .
  11. ^ Ховард, Дуглас (2016). История Турции . АБС-КЛИО, ООО. п. 4. ISBN  9781440834677 .
  12. ^ Кедури, Сильвия (1996). Турция: идентичность, демократия, политика . Фрэнк Касс. ISBN  0714647187 . ОСЛК   39606312 .
  13. ^ Лука, Давиде (2016). «Голоса и региональный экономический рост: данные Турции» . Мировое развитие . 78 : 477–495. дои : 10.1016/j.worlddev.2015.10.033 .
  14. ^ «Долларовое обозрение» . Комментарии к доллару . 04.01.2023 . Проверено 4 января 2023 г.
  15. ^ «Турция – Экономика» . Монгабай .
  16. ^ Феридун, Мете (2008) Валютные кризисы на развивающихся рынках: пример Турции после либерализации. Развивающиеся страны, 46 (4). стр. 386-427. ISSN 1746-1049 (doi:10.1111/j.1746-1049.2008.00071.x)
  17. ^ Феридун, Мете (2009) Факторы давления на валютном рынке в Турции: эконометрическое исследование. Финансы и торговля развивающихся рынков, 45 (2). стр. 65-81. ISSN 1540-496X (doi:10.2753/REE1540-496X450204)
  18. ^ «Справочник National Geographic. Национальное географическое общество, Вашингтон, округ Колумбия. 2000» . Погода . 56 (1): 33 января 2001 г. Бибкод : 2001Wthr...56Q..33. . дои : 10.1002/j.1477-8696.2001.tb06498.x . ISSN   0043-1656 .
  19. ^ Кэмпбелл, Ангус С. (1971). Геология и история Турции . Общество разведки нефти Ливии. OCLC   499275005 .
  20. ^ ШИ, Чун (апрель 2019 г.). «Финансовое наблюдение: экономика Турции находится в рецессии. Перспективы восстановления не оптимистичны» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee70dc6ba05f5e393c6337b7930a0238__1720792980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/38/ee70dc6ba05f5e393c6337b7930a0238.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic history of Turkey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)